ЧАРОВА Ольга Борисовна

"ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА "

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.07 - педагогическапсихология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Вторая глава  
Апробация исследования Заключение  
Положения, выносимые на защиту    

поиск книги

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Чарова О.Б.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Настоящее исследование посвящено изучению особенностей материнского отношения к детям с интеллектуальным недоразвитием. Известно, что социальная адаптация этих детей напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений умственно отсталого ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие (O.K. Агавелян, В.В. Лебединский. Н.Г. Морозова, Р.Ф. Майрамян, С.Я. Рубинштейн, И.М. Шипицина). Однако Л.С. Выготский подчеркивал, что особенности взаимоотношения умственно отсталых детей с окружающими как вторичные осложнения основного дефекта в большей степени поддаются коррекции, чем первичные нарушения. Более того, отношения умственно отсталого ребенка с окружающими Л.С. Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности, ''ибо из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции" (Л.С. Выготский, 1960, с. 12). Таким образом, роль семьи в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями огромна.
Очень часто родительское поведение является не позитивным, а наоборот, негативным фактором в развитии аномального ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея о равенстве влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, Г.А. Ковалев, А.И. Захаров). С одной стороны, родительское отношение может вызвать вторичные нарушения у ребенка, а с другой - детская психопатология приводит к различным искажениям родительского отношения.
Матери, воспитывающие ребенка с нарушением интеллекта, находятся в ситуации так называемого родительского стресса, стадии и содержание которого достаточно полно изучены в психологии (R.M. Hodapp, M. Leydorf, S. Olslansky, O.K. Агавелян, Р.Ф. Майрамян). Сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у матерей острые эмоциональные расстройства. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться. Исследования показывают, что матери умственно отсталых детей больше подавлены, более заняты с детьми и имеют большие трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей или детей с эмоциональными расстройствами (R.M. Hodapp, J. Blacher).
В отечественной психологии существует определенный дефицит исследований по проблеме материнского отношения к детям с нарушениями развития, хотя потребность в таком знании огромна. Без этого невозможно организовать грамотную психологическую помощь данной категории населения. Неясным также остается вопрос о том. как сам характер и степень патологии влияет на материнское отношение. Поэтому важно проводить сравнительные исследования родителей, имеющих детей с разным типом дизонтогенеза. Так, нами изучались матери, имеющие детей с интеллектуальной недостаточностью и матери детей с нарушением слуха.
Опыт показывает, что матери детей с интеллектуальным дефицитом испытывают острую необходимость в квалифицированной психологической помощи. Они часто подавлены и переживают чувство вины из-за рождения аномального ребенка; испытывают социальную изоляцию, а чрезмерная погруженность в воспитание больного ребенка приводит к фрустрации их базовых потребностей. Известно, что систематическая коррекционная работа способствует уменьшению эмоционального напряжения у родителей и изменению отношения к ребенку, а также повышению их компетентности в вопросах воспитания (А. Адлер, Т. Гордон, X. Джинот, Г.А. Мишина, В.В. Ткачева). Однако программы помощи родителям, имеющим детей с аномалиями развития, находятся сегодня только в стадии своего становления. Поэтому необходима разработка и апробация содержания и методов психологической помощи матерям, имеющим детей с нарушениями интеллекта.

Объект исследования - материнское отношение.
Предмет исследования - материнские установки, восприятие матерью ребенка, условия и способы их коррекции.

Цель исследования: изучение особенностей материнского отношения к детям с нарушением интеллекта, а также возможностей его коррекции.

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы материнского отношения к детям, в том числе с интеллектуальной недостаточностью.
2. Изучить родительские установки, особенности восприятия ребенка, а также реакции матерей на поведение детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха и нормально развивающихся детей.
3. Выявить переживания матери, связанные с выполнением родительской роли.
4. Разработать и апробировать программу психологической помощи матерям детей с интеллектуальным дефицитом.
5. Изучить влияние коррекционных мероприятий на материнское отношение и установки, восприятие ребенка и воспитательные стратегии. 

Гипотезы исследования:
1. Детская патология негативно влияет на материнские установки, ограничивает способность матери эффективно общаться с ребенком и приводит к искаженному образу ребенка в восприятии матери.
2. Особенности материнского отношения зависят от характера и степени патологии ребенка.
3. Возможна коррекция материнского отношения к детям с нарушением интеллекта посредством организации индивидуальной и групповой работы, направленной на социальную поддержку и улучшение эмоционального состояния матерей, обучения их способам эффективного общения с аномальным ребенком, вовлечение матерей в программы развития детей.
Теоретике - методологическую основу исследования составляют культурно-историческая теория Л.С. Выготского, психология аномального развития ребенка (С.Я. Рубинштейн, В.В. Лебединский, М.С. Певзнер, Е.М. Мастюкова, O.K. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, В.В. Воронкова, Н.Г. Морозова, И.М. Шипицина), психология детско-родительских отношений (Н. Бекер, А.Я. Варга, А.И. Захаров, Г.А. Ковалев. А.В. Петровский, П Слатер, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Е. Шефер, I.E. Sigel, M.J. Rodrigo. В. Triana), теория и практика групповой коррекции и консультирования родителей (А. Адлер, J. Biacher, Т. Гордон, X. Джинот, Г.А. Мишина, В.В. Ткачева).
Методы исследования. В качестве основных методов исследования выступили: опрос, структурированная беседа с родителями, педагогами, констатирующий и формирующий эксперименты. Конкретными методами исследования были следующие: с целью изучения общих родительских установок использовалась методика PARJ (Тест родительских установок), для исследования стиля материнского отношения к ребенку применялся опросник родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги. В качестве диагностического инструмента нами была разработана методика "Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком", которая была направлена на изучение материнского восприятия ребенка и реакций на его поведение. Для изучения переживаний матери, связанных с выполнением родительской роли, был использован модифицированный Тематический апперцептивный тест. В исследовании использовались следующие методы математической статистики: дисперсионный анализ (F - критерий), вычисление %, метод сравнения средних значений с помощью г- критерия
В качестве испытуемых в экспериментальном исследовании приняли участие 150 матерей детей младшего школьного возраста: матери нормальных детей (п = 50), матери детей с нарушением слуха (п - 50), матери детей с интеллектуальной недостаточностью (п = 50). Группа матерей детей с дефицитарным психическим развитием (нарушением слуха) была необходима для определения влияния степени и характера дизонтоггнеза ребенка на материнское отношение.
Надежность к досюверноеть результатов исследования достигалась посредством использования комплекса взаимодополняющих методов п методик, соответствием их поставленным целям и задачам, репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов статистической обработки полученных данных.

Организационная база исследования. Исследование проводилось в течение 7 лет и включало ряд этапов:
1) теоретический анализ проблемы, определение основных методов исследования, разработка методики "Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком" (1996 - 1997),
2) сравнительное исследование родительских установок, особенностей восприятия ребенка, а также реакции матерей на поведение детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха и нормально развивающихся детей; выявление переживаний матери, связанных с выполнением родительской роли (1998 - 2000);
3) разработка и апробация содержания и методов индивидуальной и групповой психологической помощи матерям, имеющим детей с нарушением интеллекта (2001 -2002)
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем
1) впервые описана специфика материнского отношения к детям с разным типом дизонтогенеза. умственной отсталостью и нарушением слуха;
2) показано, что матери детей с нарушением интеллекта имеют наиболее негативные установки по отношению к ребенку и реализуют неадекватную воспитательную практику; 3) впервые разработана и апробирована программа психологической помощи матерям детей с интеллектуальным дефицитом: 4) экспериментально подтверждено положительное влияние психологической помощи на материнское восприятие и отношение к ребенку, а также воспитательную практику.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование имеет определенное значение для психологии детско-родительских отношений. В диссертационной работе 1) показано, что детская патология выступает существенным фактором формирования родительского отношения к ребенку; 2) раскрыта специфика материнского отношения к детям с интеллектуальными нарушениями; 3) доказывается, что специально организованная помощь матерям способствует позитивным изменениям материнских установок и восприятия матерью ребенка.
Практическое значение исследования. Разработаны и апробированы содержание и методы индивидуальной и групповой психологической помощи матерям, направленной на коррекцию материнского отношения в сторону эмоционального принятия ребенка, повышения родительской компетентности, улучшения эмоционального состояния матерей. Разработанная программа психологической помощи реализована на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Орла. Результаты исследования могут использоваться в деятельности психологов, работающих с родителями, имеющими детей с аномалиями развития разной этиологии. Материалы диссертационного исследования могут использоваться при чтении курсов: "Психология семьи", "Психологическая коррекция", "Психология аномального развития"

Положения, выносимые на защиту:
1. Матери детей с интеллектуальным дефектом склонны эмоционально отвергать своего ребенка, реализуют негативную воспитательную практику, воспринимают ребенка как инфантильного и неумелого Кроме того, они чрезмерно опекают ребенка, однако не склонны к отношениям сотрудничества с ним.
2. Степень нарушения материнского отношения зависит от тяжести патологии ребенка: матери детей с интеллектуальным дефектом характеризуются более негативными установками по отношению к детям, нежели матери, имеющие детей с нарушением слуха.
3. Воспитание умственно отсталого ребенка вызывает у матерей комплекс негативных переживаний, таких, как горе, раздражение, страх, стыд и чувство вины
4. Разработанная и апробированная модель психологической помощи родителям детей с интеллектуальной недостаточностью способствует изменению материнского отношения к детям в сторону их большего принятия, повышению сензитивности матери к детским проблемам, более активному общению матери с ребенком, улучшению его восприятия, освоению матерями более эффективных воспитательных стратегий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 14, в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников Орловского областного института усовершенствования учителей, заседаний экспертного совета Орловского городского научно-методического центра, на заседаниях кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета, в публикациях по теме исследования Полученные результаты легли в основу выступлений на научно-практических конференциях -Всероссийской (Арзамас 1997), межрегиональной (Брянск 1998), областных (Орел 1997, 1998, 1999, 2002).

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во  введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет, гипотезы, задачи, методы и методики исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту, даются сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе "Теоретическое исследование проблемы материнского отношения к детям с нарушением интеллекта" анализируются основные полходы к вопросу родитепьского отношения в зарубежной и отечественной психологии, раскрывается, как освещены в научной литературе материнское отношение к детям с нарушением интеллекта, психологические особенности детей с интеллектуальным дефектом, и обосновывается возможность и необходимость психологической помощи родителям, имеющим аномальных детей,
Изучая отношение родителей к ребенку, авторы используют различные понятия, среди них' родительское отношение (А.Я. Варга, Г.А. Ковалев, В.В. Столин). родшельские позиции (А.С. Спиваковская), родительские установки или представления (А.В. Петровский, I.E. Sigel, M.J. Rodrigo, В. Triana), стили или типы воспитания (Н. Бекер, А.Я. Варга, А.И. Захаров, П. Слатер, А.С. Спиваковская, Е. Шефер).

Родительское отношение определяется как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним. особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков (А.Я. Варга).
В зарубежной психологи широко используется термин "родительские установки или представления", который является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких как установки, ценности, восприятие ребенка и родителей, представления о развитии ребенка, знание нормативных показателей развития ребенка и предпочитаемых техник воспитания (I. Ajzen, M. Fishbein, G,W. Holden). Родительские представления выполняют две взаимосвязанные функции - интерпретирования и прагматическую функцию (G.W. Holden).
А.С. Спиваковская для анализа детско - родительских отношений использует понятие родительская позиция, которая определяется как совокупность установок родителей, реальная направленность в воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания, как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально - ценностного отношения к элементам данной ситуации. Автор выделяет три основных свойства родительской позиции - адекватность, динамичность, прогностичность.
Исследователи, изучающие проблему детско-родительских отношений, считают, что родительские установки или позиции имеют два основных компонента - эмоциональный и инструментальный (контроль и требования) (О. Коннер, И.С. Шефер, А.Я. Варга, Г.А. Ковалев, Д. Боулби, М. Эйнсворт). Характер эмоционального отношения матери лежит в основе формирования качества привязанности у ребенка (Д. Боулби, М. Эйнсворт).
Представление о ребенке и отношение к нему - это внутренняя основа воспитания, которая реализуется через воспитательные воздействия и способы общения с ребенком. В литературе выделяются такие воспитательные воздействия, как контроль, наказание и поощрение. Важным условием воспитания также является уровень требований родителей к ребенку.
Различные компоненты родительского отношения образуют устойчивое сочетание в поведении родителя, поэтому многие исследователи делают попытку классифицировать эти типы Наиболее известны классификации А. РОЭ и М. Сигельман, И.С. Шефер и В. Леви, Д. Баумринд, А.Я. Варга и В.В. Столина.
Материнское отношение к детям с нарушениями развития обладает своей спецификой. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой- приводит к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации (А.Я Варга). Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился такой ребенок, находится в условиях психотравмирующей ситуации Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности (В.В. Ткачева).
Многие авторы указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития (O.K. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго). Супружеская пара, в целом, также страдает от рождения ребенка с умственной отсталостью. Семьи проходят через "классический" паттерн, матери становятся чрезмерно вовлечены в воспитание ребенка, в то время как отцы уходят от ситуации эмоционально или физически. Фиксация ребенка на роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл.
Рождение и воспитание аномального ребенка вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые обобщаются понятием "родительский стресс". 

По мнению многих исследователей, он носит стадиальный характер. Содержанием первой стадии - эмоциональной дезорганизации - являются следующие состояния и реакции родителей: шок, растерянность, беспомощность, страх (D. Drotar, A Baskiewicz, J. Irvin, Kennel and M. Klaus, O.K. Агавелян. Р.Ф. Майрамян). Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности и задаются вопросом: "Почему это случилось именно со мной?"

Вторая стадия или фаза рассматривается исследователями как период негативизма и отрицания (О К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, М. Leydorf, В. Farber, R.M. Hodapp, Blodgett, Boyd, Koegler, Rosen) Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Отрицание может быть своеобразным способом защитного устранения эмоциональной подавленности, тревоги На этой стадии развивается, так называемое, ''шопинг - поведение", родители переводят ребенка от одного консультанта к другому, стремясь убедить себя, что специалисты не компетентны и ответственны за состояние ребенка.

Третья фаза родительского стресса - горевание (D. Drotar, A. Baskiewicz, J. Irvin. Kennel and M, Klaus, O.K. Агавелян, Р,Ф. Майрамян). Чувство гнева или горечи может породить стремление родителей к изоляции, но в то же время найти выход в форме "эффективного горевания".

Четвертая стадия адаптации характеризуется эмоциональной реорганизацией. приспособлением, принятием больного ребенка (M. Leydorf, S. Olslansky, Hodapp, O.K. Агавелян, Р.Ф. Майрамян).

Биологическая неполноценность ставит ребенка в определенные условия развития и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям. Однако, как говорил Л.С. Выготский, "умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка'' (Л.С. Выготский, 1983, с. И 8). Семейное окружение оказывает непосредственное влияние на выработку навыков социально рационального поведения у детей с нарушением интеллекта. Домашнее окружение во многом определяет индивидуальное поведение ребенка во многих сферах деятельности. "От исхода социальной компенсации, т.е. конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности" (В.В. Лебединский, 1985, с. 15). Поэтому особую важность приобретает проблема психологического обучения родителей, имеющих детей с аномалиями развития.
Одной из первых программ помощи родителям была модель А. Адлера. Основные задачи воспитания родителей по этой модели выглядят следующим образом: помощь родителям в понимании детей, развитие у них способности войти в образ мышления ребенка и научиться разбираться в мотивах и значении его поступков; помощь родителям в выработке своих методов воспитания детей с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Согласно модели чувственной коммуникации Т. Гордона, родители должны усвоить три основных умения: 1) умение активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям; 2) умение выражать собственные чувства в доступной для понимания ребенка форме; 3) умение использовать принцип "оба правы" при разрешении спорных вопросов, т.е. способность говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника. В программе обучения родителей X. Джинота рассматриваются практические вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать ребенка, как его дисциплинировать, ежедневные занятия ребенка, страхи ребенка, приучение его к гигиене и т.д.
Программы помощи родителям приобретают особую ценность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением психического развития.

Целями таких программ являются следующие:
- оказание квалифицированной психологической поддержки родителям;
- создание необходимых условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
- оказание помощи близким взрослым с целью создания комфортной для развития ребенка семейной среды;
- формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их
детьми.
Психологическая помощь может быть конструктивной и динамической, если в ее основу будут положены принципы комплексного подхода к организации коррекционного процесса, единства диагностики и коррекции, сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми, учета интересов родителей и детей.

Во второй главе "Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллекта" раскрываются этапы и результаты проведенного нами экспериментального исследования, дается описание разработанной программы психологической помощи матерям детей с умственной отсталостью, показано влияние консультативных и коррекционных мероприятий на материнское отношение и установки, восприятие ребенка и воспитательные стратегии.
Полученные данные в ходе структурированной беседы свидетельствуют о плохой информированности матерей о причинах умственной отсталости, неверии и несвоевременном обращении к специалистам, что приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи детям. Беседа показала, что более половины матерей относится к будущему пессимистически. Так они говорили: "О будущем думать просто страшно"; "Не могу даже говорить... Я не вижу выхода. Мне кажется, что с моей смертью и ребенок уйдет из жизни". Анализ результатов опросника PARI показал, что матери умственно отсталых детей менее склонны устанавливать с детьми оптимальный эмоциональный контакт по сравнению с матерями нормально развивающихся детей и детей с нарушением слуха. Они получили статистически более низкие баллы по шкалам "Вербализация", F (2, 148) = 36,8, р < 0.01, "Партнерские отношения", F (2,148) = 18,6, р < 0.01, "Развитие активности ребенка", F (2, 148) = 5,1, р < 0.01. "Уравнительные отношения", F (2, 148) = 14,8, р < 0.01. Это говорит о том, что матери детей с интеллектуальным дефектом меньше общаются со своими детьми и менее стремятся к партнерским отношениям по сравнению с матерями из двух других групп. Напротив, по шкалам, входящим в фактор "Излишняя эмоциональная дистанция", они показали статистически более высокие баллы по сравнению с матерями детей с нарушением слуха и нормально развивающимися детьми. Так, матери умственно отсталых детей чаще испытывают раздражение по поводу ребенка, с другой стороны, они излишне концентрируются на нем (шкала "Раздражительность", F (2, 148) = 11,3, р < 0.01. У них оказались более высокие баллы по шкалам "Чрезмерная забота", F(2, 148) = 42,8, р < 0.01, "Подавление воли". F (2, 148)= 15.7, р < 0.01, "Исключение внесемейных влияний", /o (2, 148) = 15,6, р < 0.01. Кроме того, им свойственно ощущение самопожертвования.
Результаты исследования конкретных родительских установок по опроснику Столина - Варги представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количество матерей, показывающих нарушение материнского отношения

Шкала

Матери, имеющие детей

с нарушением интеллекта  с нарушением слуха  с нормальным развитием
Принятие-отвержение 42 20 19
Кооперация 16 20 18
Симбиоз 40 23 20
Авторитарная гиперсоциализация 43 40 38
Манький неудачник 43 39 38

Данные показывают, что большинство матерей всех трех групп имеют высокие баллы по шкалам "Авторитарная гиперсоциализация" и "Маленький неудачник". Таким образом, матери отличаются избыточным контролем, который приобретает авторитарные черты. Кроме того, они инфантилизируют и инвалидизируют ребенка. Эти два типа материнского отношения являются взаимосвязанными: если мать не доверяет ребенку, не верит в его самостоятельность, она должна осуществлять строгий контроль за его поведением.
Результаты показывают, что у большинства матерей детей с нарушением интеллекта наблюдается нарушение по шкалам "Принятие-отвержение" и "Симбиоз". Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой - приводят к неприятию ребенка матерью.
Следующим этапом нашего исследования было изучение материнского восприятия ребенка и ее реакций на детское поведение, которое проводилось с помощью методики "Решение материю типичных ситуаций взаимодействия с ребенком". Обобщенные данные по результатам исследования материнского восприятия ребенка представлены в табл. 2.

Таблица 2

 Средние значения по характеристикам ребенка

Эмоции Матери, имеющие детей F
с наруш. инт. с наруш. слуха с норм. разв.
X ст.  X ст.  X ст. 
Позитивные эмоции 8.3 24 13.4 2.8 19.8 3.1 19.2
Негативные эмоции 15.5 3.1 12.4 2.6 3.9 1.8 24.4

Результаты показывают, что наиболее позитивное восприятие ребенка отмечается у матерей нормальных детей, наименее позитивное - у матерей детей с нарушением интеллекта. Матери детей с нарушением слуха занимают промежуточную позицию. В случае негативных характеристик матери детей с аномалиями развития (обе группы) получили статистически более высокие значения, нежели матери нормальных детей.
Матери нормально развивающихся детей воспринимают детей как самостоятельных, активных, умных, больших. Матери детей с нарушением интеллекта и нарушением слуха чаще выбирали такие характеристики ребенка, как несамостоятельный, упрямый, грустный, агрессивный, одинокий, больной.
Матери детей с нарушением интеллекта имеют высокие значения по категории "негативные действия ребенка", F (2, 148) = 27.2, р < 0.01. Они говорили, что их ребенок "часто дерется", "устраивает погром", "конфликтует"; другие - "всего боится", "чувствует страх", "переживает", "горько плачет", "постоянно обороняется", "не может за себя постоять".
Матери детей с нарушением слуха воспринимают детей более нейтрально и позитивно ("Мой ребенок не любит драться", "Дочь просит помочь решить задачу", "Ребенок с родителями идет в гости"). Матери нормальных детей видят своего ребенка активным, созидательным и любящим ("Мой ребенок мне помогает"; "Без дела не сидит"; "Драться не будет, но и за себя постоит"; "Он меня любит, целует, обнимает, гордится").
Матери детей с нарушением интеллекта чаще испытывают негативные эмоции, такие, как разочарование, страх, раздражение по отношению к ребенку. Наиболее типичными реакциями этих матерей являются контроль, игнорирование, наказание. Они отличались противоречивым поведением. С одной стороны, жалели больного ребенка ("Мне жаль ребенка, ведь он же больной"; "Кто его еще пожалеет, как ни мать"; "Очень волнуюсь за ребенка"), с другой - негативно относились к ребенку ("Отругаю его, даже побью"; "Не обращаю внимания на ребенка").
Матери детей без нарушения развития чаще испытывали положительные чувства по отношению к ребенку, так, они говорили, что довольны, счастливы, радуются, любуются, гордятся ребенком. Они были гораздо более ориентированы на сотрудничество с детьми, нежели матери детей с нарушениями развития (обеих групп). Эти матери используют убеждающие стратегии, одобряют действия своего ребенка ("Мама поговорит с ребенком, убедит его"; "Мама похвалит, подбодрит").
Матери детей с нарушением слуха занимают промежуточное положение между указанными выше группами матерей, то есть их отношение к ребенку менее нарушено, нежели чем у матерей умственно отсталых детей, но более нарушено по сравнению с матерями нормально развивающихся детей.
На четвертом этапе мы исследовали восприятие и переживания матерью родительской роли. Для решения этой задачи была использована модифицированная методика ТАТ, из которой мы заимствовали только те таблицы, содержание которых относится к проблеме материнства, кроме того, нами добавлены 2 фотографии, изображающие мать и ребенка. Рассказы матерей анализировались нами по следующим критериям: "эмоциональный знак временных планов рассказов", "эмоциональное состояние матери".
Анализ эмоционального знака временных планов рассказов показал, что все группы матерей значимо отличаются друг от друга. Негативно к своему прошлому относятся как матери умственно отсталых детей, так и матери детей с нарушением слуха. Среднее значение негативного отношения к прошлому составило 9.6, а = 0.5 у матерей детей с нарушением интеллекта, с нарушением слуха - 7.6, а = 1.1, тогда как у матерей нормально развивающихся детей оно равно 4.2. <j = 0.9, F (2, 148) = 48.3, р < 0.01. Наиболее негативно относятся к своему прошлому матери детей с нарушением интеллекта. Возможно, это происходит потому, что именно в прошлом они получили известие о болезни ребенка. Как и прошлое, настоящее матери нормально развивающихся детей воспринимают в большей степени позитивно. Напротив, матери умственно отсталых детей -негативно. Матери детей с нарушением слуха занимают промежуточное положение. Средний показатель негативного отношения к настоящему у родителей детей с нарушением интеллекта - 7.3, а = 1.5, у матерей нормальных детей - 2.6, ст = 0.7, у матерей детей с нарушением слуха - 4.9, а = 0.7, F (2, 148) = 45.6, р < 0.01. На будущее, в целом, все три группы родителей смотрят более оптимистично, по сравнению с прошлым и настоящим, хотя и в этом случае матери детей - олигофренов имеют самый высокий показатель отрицательного отношения к будущему - 4.7, о = 0.7, тогда как матери детей с нарушением слуха - 2.4, ст = 0.5, а матери нормальных детей всего 0.6, а = 0.9, F(2, 148) = 7.3, р < 0.01.
Практически в каждом рассказе матери проецировали свои эмоции. Эмоциональные состояния были объединены в две группы: негативные эмоции (горе, страдание, депрессия, вина, стыд), позитивные эмоции (любовь, гордость, счастье). Полученные результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Средние значения эмоционального состояния матерей

Эмоции Матери, имеющие детей F
с наруш. инт. с наруш. слуха с норм. разв.
X а X а X а
Позитивные эмоции 1.2 0.6 2.5 1. 5 3.8 2.5 43.2
Негативные эмоции 8 5.4 3,9 1.3 1,5   49.3

Анализируя материнские рассказы, мы обнаружили, что позитивные эмоции преобладают у матерей детей без нарушений развития (х = 3.8). У родителей детей с интеллектуальной недостаточностью средний показатель -всего 1.2. у матерей детей с нарушением слуха - 2.5. Значительный разрыв наблюдается в средних показателях по наличию негативных эмоций. У матерей детей с интеллектуальной недостаточностью он - 8, у родителей детей с нарушением слуха - 3.9, а у нормальных - 1.5.
Значительная часть матерей детей с нарушением интеллекта испытывает чувства тревоги и вины, которые нередко перерастают в самообвинение по поводу тех поступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Многие матери испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка, их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному. Как следствие таких чувств у матерей аномальных детей возникают реакции разочарования, отрицания и обвинения, которые появляются на почве ощущения беспомощности и безысходности. Матери пытаются переложить ответственность за состояние ребенка на других (врача, супруга) Хотя они и проявляют чувство любви к ребенку, но оно сопряжено с самопожертвованием Рассказы матерей детей с нарушением слуха показали, что у них тоже часто встречаются чувства горя, страдания, вины, тревоги, однако в меньшей степени. У родителей нормальных детей преобладали чувства любви, доброты и гордости. Отрицательные эмоции встречались нечасто, и они не носили такого "обреченного" характера.
Результаты исследования показывают, что состояние психического здоровья ребенка выступает существенной детерминантой материнства. Действительно, рождение ребенка с патологией является испытанием для любого родителя. Нами было показано, что матери детей с нарушением интеллекта имеют тенденцию эмоционально отвергать своих детей. Рождение "дефектного" ребенка подрывает материнские ожидания и фантазии об идеальном, совершенном ребенке, вот почему матери трудно принять аномального ребенка. Материнское отвержение несет в себе отрицательный аффективный опыт для ребенка и может результировать в реакции избегания ребенком объектов, связанных с матерью, а в дальнейшем и других объектов среды. Такая ситуация имеет для умственно отсталого ребенка весьма негативные последствия, ограничивающие его компенсаторные возможности.
Опираясь на полученные экспериментальные данные, можно угверждать, что не только детская патология сама по себе, но и ее тяжесть является важным фактором формирования материнского отношения. Важно помнить о том, что социальная адаптация аномального ребенка напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. От исхода социальной компенсации зависит степень

дефективности и нормальности ребенка. К сожалению, матери умственно отсталых детей своим отношением не только не облегчают дефект ребенка, а напротив, еще больше "утяжеляют" его. Поэтому первоочередной задачей является обучение родителей, имеющих детей с нарушениями развития.
Нами разработана программа психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта, основными целями которой были следующие-
- изменение отношения матери к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
- оказание помощи матерям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;
обучение матерей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка;
- оказание эмоциональной поддержки матерям, снятие у них напряжения и тревоги;
- привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.
Для достижения этих целей использовались такие виды психологической помощи, как индивидуальное консультирование, групповая работа, просвещение матерей, взаимодействие специалистов и матерей, активное вовлечение матерей в жизнь школы. Матери были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 25 человек в каждой).
Первым и важным этапом в оказании психологической помощи матерям детей с нарушением интеллекта явилась индивидуальная консультативная работа. В процессе этой деятельности были, во-первых, выявлены матери, остро нуждающиеся в психологической помощи, во-вторых, были определены общие проблемы семей, в которых воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью. Консультативные беседы показали, что одни матери были растеряны, жаловались, что им никто не помогает, другие были настроены на поиск путей решения проблем. Первым нужна была прежде всего эмоциональная поддержка, сочувствие, остальные нуждались в получении информации о психофизических особенностях и возможностях своего ребенка. Исходя из потребностей матерей, разрабатывался план дальнейших действий. Положительным результатом индивидуальных консутьтаций явилось то, что матери, прислушиваясь к рекомендациям специалиста и почувствовав возможность получения реальной поддержки, обращались вновь за помощью.
Особое внимание на повторных консультациях уделялось обучению матерей умению общаться с ребенком. Матери описывали то поведение, которому они хотят научить ребенка. По желанию матери составлялась программа индивидуальной помощи ребенку. Они привлекались к работе по формированию у ребенка учебных навыков, развитию познавательных процессов.

Основная роль для оптимизации форм родительского воздействия ъ процессе воспитания и развития детей была отведена групповой работе. С матерями был проведен тренинг родительской компетентности, который сами матери назвали клубом "Вместе" Всего было проведено 2 тренинговые группы, по 10 занятий в каждой (1 занятие в неделю, длительность -1,5-2 часа, состав группы - 12 - 13 человек). Тренинг состоял из трех этапов.
I этап - установочный, его целями было:
- создание группы;
- установление отношений доверия;
- снятие у матерей эмоционального напряжения.
II этап - коррекционный, на котором решались следующие задачи:
- обучение матерей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры, показ образцов эффективного общения с ребенком;
- овладение матерями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка;
- повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей;
- информирование матерей о психологических особенностях умственно отсталых детей.
III этап - завершающий, который был направлен на:
- закрепление полученных навыков;
- создание положительного эмоционального настроя и желания использовать полученные знания и умения за пределами коррекционной группы.
В процессе тренинга решались следующие проблемы, заявленные матерями: преодоление трудностей ребенка в различных видах деятельности, его здоровье, прогноз болезни на будущее, неумение ребенка общаться, нарушение социальной адаптации, потенциальные возможности ребенка, прогноз социального становления ребенка.
По мере проведения тренинговых занятий высказывания матерей о ребенке стали более позитивными. Напряжение, чувства одиночества, безысходности постепенно уступали место уверенности в возможность помочь ребенку социально адаптироваться.
На занятиях решались задачи повышения психолого-педагогической грамотности матерей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия с ребенком. Им предлагалось обсудить бытовые ситуации и найти свой способ решения. Большой интерес у матерей вызвало обучение техникам бихевиоральной модификации поведения ребенка. Матери анализировали свои реакции на "плохое" поведение ребенка, делились опытом использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих желательное. Высказывания матерей показали, что они стали более внимательно и критически оценивать причины отклоняющегося поведения детей и собственное реагирование на такое поведение,
В качестве форм просветительской деятельности использовались родительские конференции, "круглые столы", лекции, на которых обсуждался широкий круг проблем: "Взаимодействие школы и семьи -важнейшее условие психосоциального развития личности ребенка", "Основа семейного воспитания - здоровый образ жизни", "Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка", "Психофизические возможности детей и посильная трудовая деятельность" и другие,
Матерей удалось привлечь к активному участию в различных сферах школьной жизни. Они стали помощниками в проведении утренников, праздников, часов общения, спортивных соревнований.
Итак, программа помощи позволила постепенно нейтрализовать неконструктивные виды поведения матерей, освободить их от негативных эмоций, связанных с рождением и воспитанием аномального ребенка, переориентировать на позицию сотрудничества с ребенком и его эмоционального принятия, преодолеть у матерей чувство изолированности и отчужденности.
Для оценки результативности коррекционной работы с матерями, имеющими детей с нарушением интеллекта, было проведено повторное обследование экспериментальной и контрольной групп с помощью методик: опросник родительских установок (PARI), опросник родительского отношения Столина - Варги, методика "Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребенком ".
Данные, полученные в экспериментальной группе, свидетельствуют, что у матерей умственно отсталых детей статистически значимо увеличились показатели по шкале "Вербализация", t (48) = 2.9, р < 0.01, уменьшились баллы по шкалам "Раздражительность", t (48) = 6.4, р < 0.01, "Подавление воли", t (48) = 5.6, р < 0.01. По параметру "Чрезмерное вмешательство в мир ребенка" количество баллов увеличилось, t (48) = 2.3, р < 0.05.
В экспериментальной - уменьшилось количество матерей с высокими показателями по шкалам "Принятие - отвержение", %~ (1, N = 50) = 3.9 р < 0.05, "Симбиоз", jj (1, N = 50) = 4, р < 0.05.
Наметившаяся тенденция к выработке позитивного отношения к умственно отсталым детям нашла подтверждение и при повторной диагностике материнского восприятия ребенка и реакций на его поведение. В показателях экспериментальной группы наблюдаются изменения в сторону увеличения суммы позитивных характеристик ребенка (до обучения х = 8.2, после обучения х = 13.6). Матери стали чаще использовать прилагательные -радостный, активный, добрый. Итак, образ ребенка в восприятии матери стал более позитивным.
В экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения в описании действий ребенка. Матери стали чаще использовать слова: любит, целует, обнимает, помогает. Улучшились также реакции матерей на детское поведение. Матери стали больше показывать положительных чувств по отношению к ребенку.

В
заключении подводятся итоги диссертационного исследования, делаются основные выводы:
1. Матери детей с интеллектуальной недостаточностью имеют противоречивые родительские установки. С одной стороны, они отвергают ребенка, с другой - устанавливают симбиотические отношения с ним, оказывают чрезмерную заботу. Матери этих детей менее активны вербально, нежели матери нормальных детей и детей с нарушениями слуха. Кроме того, они менее склонны к партнерским отношениям с ребенком, а занимают доминирующую позицию.
2. Наше исследование показало, что характер детской патологии в большей степени влияет на материнские установки, чем на восприятие матерью ребенка и ее воспитательную практику. Матери умственно отсталых детей и детей с нарушениями слуха воспринимают детей как несамостоятельных, упрямых, обиженных, грустных и пассивных. Это свидетельствует об инвалидизированном образе ребенка.
3. Матери детей с аномалиями развития (обе группы) стремятся больше контролировать, наказывать или игнорировать ребенка, чем матери нормально развивающихся детей. Однако по сравнению с матерями детей с нарушениями слуха матери детей с интеллектуальной недостаточностью показали больше негативных чувств по отношению к ребенку.
4. Характер материнского отношения зависит от тяжести патологии ребенка. Матери умственно отсталых детей имеют более нарушенное отношение и негативный образ ребенка по сравнению с матерями, имеющими детей с нарушением слуха.
5. Матери детей с интеллектуальным дефицитом испытывают негативные эмоции, связанные с выполнением родительской роли. Они отличаются сниженным фоном настроения, пессимистическим восприятием своей жизни, часто испытывают раздражение по поводу ребенка, а также чувство самопожертвования.
6. Разработанная и апробированная программа психологической помощи матерям детей с интеллектуальной недостаточностью способствует изменению материнского отношения в сторону большего эмоционального принятия, уменьшению симбиоза и излишней концентрации на ребенке, изменению восприятия матерями детей в сторону более позитивного и оптимистичного, освоению эффективных воспитательных стратегий.
7. Результаты исследования свидетельствуют о повышении эмоционального принятия ребенка матерью и сензитивности к его потребностям, о тенденции улучшения детско - родительских отношений.
Таким образом, представленная модель помощи является эффективным средством повышения родительской компетентности.

Оглавление



Основное содержание работы отражено в публикациях автора:
1. Чарова О.Б. О влиянии родительско - детских отношений на развитие и формирование личности ребенка с психическим дизонтогенезом: Материалы научно - практической конференции. Орел, 1997. С. 81 - 83. - 0,1 п.л.
2. Чарова О.Б. Коррекция внутрисемейных отношений - важнейший фактор развития и формирования личности ребенка: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Арзамас, 1997. С. 104-105.-0,1 п.л.
3. Чарова О.Б. Особенности материнского отношения к детям с нормальным психическим развитием и психическим дизонтогенезом: Материалы Всероссийской конференции. Орел, 1998. С. 355 -359. - 0,1 п.л.
4. Чарова О.Б. О некоторых проблемах семей, воспитывающих аномальных детей: Материалы межрегиональной научно - практической конференции. Брянск, 1998. С. 68 - 69. - 0,1 п.л.
5. Чарова О.Б. Особенности родительского отношения к детям с нарушением интеллекта: Взаимодействие дефектолога, учителя, воспитателя и семьи в развитии личности ребенка (Сборник научных статей). Орел, 1999. С.188- 195.-0,1 п.л.
6. Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5. С. 34 - 39 (50% личного участия). - 0,4 п.л.
7. Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к детям с интеллектуальным дефицитом // Европейская конференция по психологии развития. Греция. 1999. С. 43 - 52 (50% личного участия). -0,1 п.л.
8. Савина Е.А,, Чарова О.Б. Консультирование родителей умственно отсталых детей: Психологическая наука - практике (сборник статей). Орел, 2000 (50% личного участия), С. 47 - 55. - 0,1 п.л.
9. Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 15- 23 (50% личного участия). - 0,5 п.л.


Оглавление

[Кафедра психологии КурГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz