Галкина Надежда Александровна 

"Роль направленности группы в личностном развитии (на примере молодежных групп)"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.05 - социальная психология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Апробация исследования  Вторая глава  
Положения, выносимые на защиту  Третья глава  
Выводы  

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Галкина Н.А.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. Проблема формирования социально-психологических механизмов адаптации развивающейся личности к социуму приобретает особую значимость в условиях социально-экономических изменений. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является исследование феномена взаимодействия личности и группы. В отечественной социальной психологии активно исследуются проблемы взаимосвязи психологии группы и личностного развития. В итоге изучен и раскрыт целый ряд важных психологических феноменов, относящихся к формированию личности в рамках динамики групповых процессов (Петровский А.В., 1982; Платонов К.К., 1986; Донцов А.И., 1984; Журавлёв А.Л., 1993; Коломинский Я.Л. 1984; Немов Р.С., 1986; Уманский Л.И., 1981 и др.). 
А.В. Петровским ещё в 1970-е годы поставлена проблема о "внедрении" группы в личность и "внедрении" личности в группу как ведущем направлении оптимального взаимодействия личности и группы. В параметрической концепции коллектива Л.И. Уманского сделан акцент на ведущую роль параметра направленности активности группы, форму и содержания её совместной деятельности и соответственно влияние направленности групповой активности на направленность личности. В этой связи представляется важным, изучение роли параметра "направленность активности группы" на личностное развитие индивида в разнородных социальных средах, что становится типичным в современном обществе. В нашей стране, как подчёркивает Л.И. Анцыферова, состояние разнородности приобретает полярный характер - от институтов рабства до социально гуманных сред (Анциферова Л.И., 1999). Дифференциация социума приводит к заметным различиям в содержании ситуации социального развития подростков и юношей (Аргайл М., 1981; Выготский Л.С., 1984; Божович Л.И., 1968). В этих условиях важную роль приобретает позиция субъектности личности и группы в рамках методического подхода [С.В.С.1]С. Л. Рубинштейна и его учеников - Брушлинский А. В., 1983; Абульханова-Славская К.А., 1981; Анциферова Л. И., 1999 и системного подхода (Ломов Б. Ф., 1989). 
Тем не менее, аспекты взаимодействия личности и группы недостаточно, на наш взгляд, исследованы в современной социально-психологической науке. В этой связи представляется целесообразным выявить влияние на личность не только группы в целом, но и детерминации личностного развития участников группы со стороны отдельных системных свойств группы.
Соображения, перечисленные выше позволили сформулировать цель исследования: изучить влияние направленности групповой активности на личностное развитие членов группы как субъектов совместной деятельности.
Объектом исследования выступали особенности взаимодействия личности и группы в различных видах совместной деятельности.

Предмет исследования - - тенденции развития личности в группах с разной направленностью.

Гипотезы исследования: 
1. Направленность группы является ведущей детерминантой личностного развития членов группы в условиях совместной деятельности.
2. Особенности влияния направленности группы на личностное развитие опосредованы содержанием совместной деятельности молодёжных групп.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи: 
1. Рассмотреть состояние проблемы взаимодействия личности и группы с разной направленностью активности в научной литературе.
2. Разработать методический блок и исследовательские процедуры для изучения влияния направленности групповой активности на проявление личностных качеств её участников.
3. Изучить уровень социально-психологической зрелости молодёжных групп и состояния группового параметра "направленность активности".
4. Описать психологические особенности личностного развития членов группы с разной направленностью активности с учётом социальной ситуации.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации взаимодействия личности и группы с разным содержанием совместной деятельности.

Методологической основой работы является теория субъекта в психологии, раскрытая в работах С.Л. Рубинштейна, А.В Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, а также системный подход представленный в работах Б. Ф. Ломова, А. Л. Журавлёва, А. В. Петровского и теория социальной ситуации (Аргайл М.; Выготский А. С.; Божович Л. И.). Кроме того, исследование опиралось на идею о ведущей роли совместной деятельности, как высшей формы активности личности и группы. В современной отечественной социальной психологии деятельностный подход в исследовании группы представлен в работах А.В. Петровского, Л.И. Уманского и А.И. Донцова.
На различных этапах работы при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор конкретных методов сбора фактического материала и его обработки: теоретический анализ литературных источников, опросники (карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников (Л.И. Уманский, А.С. Чернышёв), методика Е.Б. Фанталовой для выявления ценностных ориентаций, шкала оценки потребности в достижении, метод нестандартизированного интервью, опросник на выявление учебных и профессиональных интересов, проективный тест), наблюдения, элементы естественного эксперимента. Эмпирические данные были подвергнуты обработке стандартными методами математической статистики.
Базу исследования составили учащиеся обычных и элитарных школ г. Курска (школа №31и Лицей №21), а так же детские футбольные команды двух спортивных школ г. Курска (ДЮСШ ЗАО "Курскрезинотехника", МОУДОД "ДЮСША № 4"). В исследовании юношеских учебных групп приняли участия студенты Курского государственного университета и профессиональные футбольные команды Курска, Белгорода, Тамбова, Лисок, Рязани. В общей сложности изучено свыше 520 человек и соответственно 27 групп.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в: реализации системного подхода к проблеме взаимодействия личности и группы в условиях веера совместной деятельности (учебной, трудовой спортивной) и в разнообразных социальных средах (обычные и элитарные школы, детские спортивные школы); разработке эмпирического подхода к изучению социализации личности подростков и юношей в условиях совместной деятельности, сочетающей бланковые и аппаратурные методики - модели совместной деятельности, а так же фрагменты естественного эксперимента; установлении положительной связи между содержание и уровнем направленности группы и тенденцией формирования ценностных ориентаций, мотивационных установок и профессионального самоопределения членов данной группы; раскрытии социально-психологических аспектов самореализации, как высшей формы личностного развития, в зависимости от содержания направленности группы, проявляющейся в учебной, спортивной и трудовой деятельности; 
Практическая значимость работы определяется тем, что на основании теоретического и эмпирического исследования роли направленности группы в личностном развитии подростков и юношей, включенных в различные социальные среды и виды совместной деятельности, было выявлено оптимальное соотношение элементов социально-психологических структуры группы и определён минимальный веер форм совместной деятельности для создания условия обеспечивающих благоприятную самореализацию личности подростков и юношей. Это позволило выработать психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию учебного и воспитательного процесса в школьных коллективах и гуманизации спортивной деятельности в ДЮСШ. Результаты и выводы, полученные в диссертационном исследовании, могут использоваться для дальнейшего углубления изучения самореализации подростков и юношей, а так же в практической работе школьных психологов классных руководителей, педагогов ДЮСШ.

Структура и объём диссертации: диссертация состоит из введения трёх глав, заключении, списка литературы, включающего 188 источников и приложения. В тексте диссертации имеется 10 таблиц, 10 рисунков. Общий объем работы оставляет 148 страницы.

Апробация работы: Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на Всероссийской научно-практической конференции "Социально-психологическая помощь подростком и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент" в г. Курск, апрель 2001г.; на Всероссийской научной internet-конференции (сентябрь-ноябрь 2001г); на Международной научно-практической конференции "Четвёртые Илиадиевские чтения: Цивилизация на рубеже тысячелетий: проблемы, закономерности, тенденции" в г. Курске, май 2002г.; на III Всероссийской научно-практической конференции "Качество педагогического образования. Кадры" в г. Курск, июнь 2002г.; на Всероссийской научно-практической конференции "Профилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России" в г. Воронеж, сентябрь 2003г.

Внедрения результатов исследования: Результаты диссертации использовались автором в ходе работы классным руководителем 5-8 "Б" класса Лицей №21 (1999 - 2003гг.), а так же в экспериментальном порядке [С.В.С.3]в спортивных школах (ДЮСШ №4 и ДЮСШ ЗАО "Курскрезинотехника") (2001 - 2003гг.).

Положения, выносимые на защиту:
1. Параметр психологической структуры группы "направленность активности" в условиях совместной взаимозависимой деятельности является определяющим для личностного развития членов группы.
2. В молодёжных группах с более высоким уровнем направленности активности личностное и профессиональное самоопределение носит достаточно выраженный характер, что проявляется в структуре ценностных ориентаций и устойчивости мотивационных установок.
3. Структура ценностных ориентаций и мотивационных установок индивидов детерминируется совместной взаимозависимой формой и высоким духовным содержанием деятельности.
4. Оптимальное включение подростков и юношей в веер совместной деятельности групп (с сохранением приоритетов за учебной, спортивной, трудовой) позитивно влияет на личностное развитие, что проявляется в расширении сфер общих интересов, обогащении мотивационных установок, ценностных ориентаций и всей системы личностной направленности.
5. Важным фактором личностного развития подростков и юношей в условиях совместной деятельности является гуманизация социальной среды жизнедеятельности групп через актуализацию психологической защиты, самостоятельности, инициативности.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его объект и предмет, цели и задачи, методологические основы и методы, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна исследования и теоретическая значимость, приводятся сведения об апробации и структуре работы.

В первой главе - "Социально психологические аспекты взаимодействия личности и группы" представлен теоретический анализ подходов к данной проблеме в социальной психологии.
Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. В социальной психологии группа изучается как совокупный субъект (Ломов Б. Ф., 1975), а именно: субъект отношений, субъект общения, субъект деятельности, субъект управления и самоуправления. Основоположником субъектного подхода в отечественной психологии справедливо считают С.Л. Рубинштейна, взгляды которого последовательно отстаивали и развивали в дальнейшем К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др. В западной социальной психологии главным среди характеристик группы является признак взаимозависимости членов группы (Левин К., 1948; Картрайт Д. и Зандер А., 1968). В отечественной социальной психологии большинство авторов считают, что фактором определяющим группу и превращающим её в коллектив "является социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интереса личности совместная деятельность" (Петровский А. В., 1982). Данный подход полно представлен в предложенной А. В. Петровским стратометрической концепции (1982) и параметрической концепции Л.И. Уманского (1980). В качестве методологического основания психологических исследований все чаще используется системный подход (Ломов Б. Ф., 1984; Журавлёв А.Л., 1982, Афанасьев В.Г., 1981 и др.). Он позволяет изучать сложноорганизованные и постоянно развивающиеся объекты - системы. Поскольку социальные группы являются системами, то социально-психологические аспекты их жизнедеятельности изучаются как системные явления. 
Одним из принципов системного подхода является изучение психических явлений в их развитии, что требует подходить к группе, как постоянно развивающейся системе. В социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А. С. Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии групп выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования. В работах Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат. В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы до высокоорганизованных групп. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью.
Источником развития социальной общности являются возникающие в ней внутренние противоречия. К числу основных психологических механизмов развития малой группы А.Л. Журавлёв относит: разрешение внутригрупповых противоречий, "психологический обмен", "идиосинкразический кредит" (Журавлёв А.Л., 2002). В развитии системы группы возможны разные пути. Это может быть смена детерминант, возникновение новых качеств развивающейся системы, ее дифференциация и т.д. Согласно идеям Л.И. Уманского самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости, который и превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив. Психологическая структура, согласно системному подходу, едина, целостна (потому она и структура). За основополагающий принцип понимания психологической структуры группы Л.И. Уманский принимает отражение ее жизнедеятельности в целом, а подструктур - отражение различных сфер этой жизнедеятельности. Важнейшей психологической структурой группы, определяющей все другие подструктуры, является направленность группы, которая представляет собой систему мотивов, целей деятельности, ценностных ориентаций и норм, принятых группой, включенных в ее сознание. Групповая направленность определяет идейную сплоченность группы, интегрируя направленность целей и мотивов деятельности личностей, образующих группу.
Для нашего исследования важно проанализировать личность в системе связей с другими людьми, принадлежащими, прежде всего к одной группе, ибо доминантой для нас является рассмотрение личности в условиях совместной деятельности и общения, так как наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Следовательно, можно отметить, что успешное развитие личности и ее самореализация во многом зависят от степени включенности личности в организацию, при этом важную роль, как в развитии самой группы, так и в процессе социализации личности в целом играют содержание, типы и формы совместной деятельности, реализуемые в группе, а так же групповые параметры данной группы и уровень организованности всей организации. 
Нужно отметить, что существенным условием успешной разработки проблемы "личность и группа" является выделение наиболее существенных параметров личности. Для выявления критериев развития личности нами использовалась концепция С. Л. Рубинштейна, который отмечал три основных свойства личности: направленность, активность; самосознание; способности, опыт, темперамент, жизненный путь (Рубинштейн С. Л., 2001).
Нужно отметить, что в большинстве случаев в отечественной психологии преобладало рассмотрение проблемы развития личности через призму коллективизма, однако в современной науке доминируют индивидуалистические тенденции. Так, польский психолог Я. Рейковски пишет, что фактически, в современном обществе намечается тенденция к полному разрушению коллективистической ориентации (Рейковски Я., 1990), а Г. Е. Белицкая утверждает, что общество, основанное на коллективистических ориентациях, не имеет шансов на процветание в современном мире (Белицкая Г. Е., 1995). В то же время существуют и противоположные мнения, например, В. А. Штроо указывает на наличие групповых защитных механизмов, столь важных в наше насыщенное различными катаклизмами время (Штроо В. А., 2001).
Как подчеркивает К.А. Абульханова-Славская, изучение субъекта обязательно предполагает анализ его жизнедеятельности (Абульханова-Славская К.А., 1980). Думается это справедливо и для группы. Мы полагаем, что процесс группового развития опосредуется особенностями социальной ситуации и жизнедеятельности группы. По мнению Л. И. Анциферовой в современной психологии недостаточно изучен широкий диапазон социальных ситуаций в современных условиях жизнедеятельности молодёжных групп - от институтов рабства до социально гуманных (Анциферова Л.И. 1999). В самом общем виде социальная ситуация определяется М. Аргайлом и его сотрудниками как естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развёртывающихся действий и деятельности (Аргайл М.,1981). Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений, следовательно социальная ситуация с точки зрения психологии развития - то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное, для каждого возрастного этапа. Оно определяет как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу (Божович Л. И., 1968).
Л.И. Божович считает, что именно в подростковом и юношеском возрасте формируется качественно иная структура мотивов и интересов ценностей, а именно - взгляд на себя, на настоящее с позиции будущего. Старший подростковый возраст является сензитивным периодом для становления временной перспективы, системы жизненных целей человека, на основе которых осознаётся смысл жизни человека, его роль в мире. 
Определяющим для понимания возрастных феноменов на этапе юности является тезис о "социальной ситуации развития" (Выготский Л. С., 1984), сущность которого усматривается в том, что именно в этом возрасте личность впервые сталкивается с необходимостью определить для себя перспективы своего собственного социального и профессионального роста - в буквальном смысле выбор своего собственного Будущего. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную проблему юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: "кем быть? и каким быть?", с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростков и юношей, во многом определяя все остальные стороны поведения и деятельности. Говоря о личностном развитии подростков и юношей, нужно учитывать, что в этом возрасте уже существует зрелый коллектив сверстников, с накопленным опытом коллективных отношений, с достаточно высокими моральными требованиями, сложившимся общественным мнением, с которым любой ребёнок очень считается, поэтому очень важно какова будет направленность такого коллектива. Однако нужны определённые условия гармоничного вхождения человека в социально-психологическую сферу группы, при которых личность максимально использует потенциалы своего развития. Данной проблеме посвящено экспериментальное исследование, проводимое с 1964 года социально-психологической лабораторией кафедры психологии Курского госпедуниверситета. Основная идея эксперимента сводится к тому, что для благоприятного духовного развития детей старшего подросткового и раннего юношеского возраста нужно их периодически включать в специальную среду типа "социальный оазис". Примером, которого может служить школа молодежных лидеров "Комсорг". 
В связи с этим нам представляется целесообразным, изучать личность подростков и юношей с учётом аспектов взаимодействия личности и группы. На основание теоретического анализа данной проблемы в первой главе было доказано, что ведущей подструктурой группы, оказывающей развивающее и воспитывающее воздействие на личность, является направленность активности. В настоящее время наиболее актуальными свойствами личности являются ценностные ориентации, мотивационные установки, стратеги самореализации подростков и юношей. Изучение роли направленности группы в личностном развитии подростков и юношей, позволяет вырабатывать оптимальную структуру группы для создания оптимальных социально-психологические условия самореализации личности подростков и юношей. Всё это и обуславливает задачи нашего исследования.

Во второй главе "Эмпирическое исследование влияния направленности группы на личностное развитие" излагается постановка проблемы и методологические основы проведенной работы, даётся характеристика объекта и выборки исследования, а также описывается организация и этапы исследования.
В связи с системным кризисом современного российского общества в последнее время в социально-психологической литературе очень актуальным становятся проблемы, касающиеся направленности личности и направленности групп. Опираясь на теоретико-методологические положения Л. И. Уманского, в ходе нашего исследования мы попытались определить влияние направленности группы на личностное развитие подростков и юношей в условиях веера совместной деятельности (учебной, спортивной, художественной). В качестве методологического основания психологических исследований использовался системный подход (Ломов Б.Ф., 1984; Журавлёв А.Л., 1982; Афанасьев В.Г., 1981 и др.).
Поскольку была поставлена цель, изучить влияния направленности групповой активности на личностное развитие членов группы, постольку объектом исследования выступали особенности взаимодействия личности и группы в различных видах совместной деятельности. В качестве выборки исследования были взяты группы с разной направленностью активности, обусловленной содержанием совместной деятельности. Всего в исследовании приняли участия 520 респондентов составляющих 26 групп подросткового и юношеского возраста.

Мы предполагали, что в группах, занимающихся специфическим видом совместной деятельности, а именно спортивной командно-игровой деятельностью должна быть ярко выражена направленность групповой активности, что обуславливается необходимостью высокой согласованности, совместимости и сработанности в совместных действиях игроков команды. Поэтому в исследовании по теме диссертации приняли участия детские футбольные команды двух спортивных школ города Курска (50 человек). Учитывая гипотезу нашего исследования и возрастные рамки (молодёжные группы), нам показалось важным изучить уровень группового и личностного развития в командах мастеров (младшая подгруппа возраст 16-20 лет). Для чего были взяты профессиональные футбольные команды второго дивизиона, зоны центр - Курск, Белгород, Тамбов, Рязань (90 человек). Исследование проводилось в процессе подготовки и непосредственно в течение Первенства России 2001 года.

Так же были исследованы обычные ученические группы - классные коллективы, и студенческие группы, где основным видом деятельности является учебная, а другая взаимозависимая совместная деятельность практически отсутствует, исходя из этого, предполагалось, что направленность активности в таких группах более низкая, чем в спортивных коллективах. Для получения более достоверных результатов исследования в качестве испытуемых были взяты школьные классы инновационного учебного заведения МОУ "Лицея №21" (90 человека) и МОУ "Средней общеобразовательной школы№31" (70 человек).

Исходя из выше описанной выборки, исследование включало в себя несколько этапов:

1. Диагностика коллективов подростков:
а) школьные коллективы;
б) детские футбольные команды.
- Для определения уровня развития коллектива и направленности групповой активности использовалась "Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников" (Л. И. Уманский, А. С. Чернышёв). 
- Для выявления личностных проявлений подростков применялись следующие методики: методика Е.Б. Фанталовой для выявления ценностных ориентаций; шкала оценки потребности в достижении и метод нестандартизированных интервью (в детских ф/к) для изучения мотивационных установок, "Опросник на выявление учебных и профессиональных интересов их широты и устойчивости" (разработанный ярославскими психологами) для исследования проблемы личностного и профессионального самоопределения. Для более разностороннего изучения параметров личностного развития школьников применялся проективный тест, разработанный автором. 

2. Диагностика юношеских коллективов:
а) студенческих групп;
б) профессиональных футбольных команд.
Для чего использовались выше описанные методики: шкала оценки потребности в достижении, методика Е.Б. Фанталовой. В спортивных коллективах также использовались метод нестандартизированного интервью и "Методика измерения психологического климата в команде", предложенная Руйбите Л.М. в диссертации "Зависимость успешности соревновательной деятельности от особенностей межличностного восприятия и психологического климата в спортивной команде". 

3. Организация и проведения естественного эксперимента на основе 8 "б" класс МОУ "Лицея №21" и детских футбольных команд ДЮСШ ЗАО "Курскрезинотехника" и МОУДОД "ДЮСШ №4".
Для анализа эмпирических данных использовалась стандартные методы математической статистики (нахождение среднего значения, ранжирование, корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции r, коэффициент Спирмена и коэффициент линейной корреляции), ?2, а так же метод систематизированной фиксации единиц содержания - контент-анализ.

В третьей главе "Личностные изменения подростков и юношей в группах с различной направленностью" излагаются результаты эмпирического исследования, а также дается анализ и интерпретация количественных и качественных показателей предмета исследования в соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования.
Собранный эмпирический материал относительно такой характеристики группы, как направленность активности (рис.1) позволил нам придти к заключению, что направленность активности в коллективах объединённых совместной, спортивной деятельностью намного выше, чем в учебных коллективах. 

Как следует из приведённых данных самая высокая направленность активности деятельности в детской футбольной команде ЗАО "Курскрезинотехника", что объясняется тем, что здесь ведется специальная работа с детьми по их профессиональному самоопределению, данная команда добилась весьма существенных результатов на областных и даже на всероссийских спортивных соревнованиях. Так же высокий уровень параметра "направленности активности" и в другой детской футбольной команде ДЮСШ №4, что объясняется наличием единой взаимозависимой командной игровой деятельностью. Важно отметить, что состояние, в котором находятся юные футболисты в процессе тренировочного процесса и непосредственно игровой деятельности приближенно к естественно-экспериментальному, что учитывалось при исследовании личностного развития юных футболистов.
Кроме того, включение детских учебных коллективов в широкий веер совместной деятельности, что проявилось в 7 классом "Лицея №21", в отличие от 7 класса школы №31, объединенного лишь учебной деятельность, также существенно влияет на формирования направленности коллектива. 
Влияние параметра "направленность активности" на личностное развитие наиболее зрело проявляется в структуре её ценностных ориентаций. Полученные данные свидетельствуют о том, что коллективы подростков с высоким уровнем направленности активности групповой деятельности характеризуются соответственно устойчивой системой ценностных ориентаций, что определяется содержанием и формой их совместной деятельности. Включение подростков в веер совместной деятельности позитивно влияет на формирование структуры ценностных ориентаций, ценностный мир таких подростков, более реалистичен по сравнению с их сверстниками, такие дети чётче и ярче видят образ своего будущего. Данная тенденция достаточно чётко проявилась в трёх выделенных нами группах через адекватную состоянию их направленности характеристику динамики наиболее значимых ценностей .
Как видно из приведенных результатов, школьники, занимающиеся профессионально спортом, на первое место в градации ценностей выносят здоровье, также высоко ценят данную ценность и ученики обычной общеобразовательной школы, а как лицеисты ставят данную ценность лишь на шестое место. Что объясняется тем, что юные спортсмены ежедневно подвергают своё здоровье риску. Большинство лицеистов происходят из обеспеченных семей и в своём возрасте очень редко сталкивались с жизненными трудностями. В 7-х классах школы №31 учатся дети с самой разной материальной ситуацией, и для многих из них важно иметь хорошее здоровье, т. к. в жизни приходится рассчитывать только на себя. На втором месте у юных спортсменов стоит "наличие верных друзей" занимающее и у учеников лицея и школы №31 лишь седьмое место, что объясняется наличием совместной, взаимозависимой игровой деятельности в спортивных командах и в то же время позицией индивидуалистического воспитания молодёжи, актуализированное в современной школе. Исследование семейного положения респондентов показало, что неполные семьи среди лицеистов составляют 20% , среди учеников школы №31 - 31% , среди юных спортсменов - 60%. Исходя из этого, можно объяснить динамику такой ценности, как "счастливая семейная жизнь", в этих коллективах подростков. Как мы видим больше половины подростков-спортсменов из неполных семей, поэтому они не умеют ценить семью как значимую ценность, и ставят её лишь на 6 место. Школьники же и из Лицея №21 и из школы №31 выносят эту ценность второе место, т. к. многие из них выросли в благополучных семьях или видели их у своих одноклассников.
При помощи коэффициента линейной корреляции, мы сопоставили величины направленности активности и величины баллов высокозначимой ценности "счастливая семейная жизнь" в 7 классе Лицея № 21. , что > =0,561. Следовательно, корреляция между двумя показателями направленность активности и ценность "Счастливая семейная жизнь" статистически значима, что частично соответствует основной гипотезе исследования.
В соответствии с темой диссертации нами были исследованы также и юношеские группы с разной направленностью активности, обусловленной содержанием совместной деятельности. При помощи коэффициента ранговой корреляции r (коэффициент Спирмена) мы измерили связь между рангами (местами) в градации ценностей подростковых и профессиональных футбольных команд. Значение r ? 0,64, следовательно эмпирическое r > r 0,01(20) = 0,57.Это говорит о том, что прямая корреляционная зависимость между рангами ценностей в подростковых и юношеских профессиональных футбольных командах является статистически значимой.
Опираясь на полученные данные, представляется возможным выделить примерную градацию высокозначимых жизненных сфер для спортивных юношеских групп и студенческих групп. К высокозначимым сферам профессиональных футболистов можно отнести: счастливую семейную жизнь, интересную работу, уверенность в себе, здоровье и наличие верных друзей. Это базовые ценности, которые обычно являются основными в формировании жизненной перспективы человека (семья, работа, здоровье, друзья). Рейтинг высокозначимых сфер в студенческой среде отличен: здоровье, любовь, наличее верных друзей, активная деятельная жизнь, красота природы и искусства. Студенты, в отличие от своих сверстников спортсменов по своему восприятию жизни более идеалистичны. Многие из них только представляют свою жизненную стратегию, в то время как большинство спортсменов её уже построили, играя в профессиональных клубах, они уже давно обеспечивают себя материально и привыкли смотреть на жизнь с рациональной позиции.
Важным аспектом личностного развития ребёнка является формирование его мотивационных установок.
В этой связи, изучение такого феномена, как мотивация достижения показало, что уровень мотивации достижения у детей, включённых в группы с высокой направленностью активности (спортивные секции) гораздо выше, чем у других школьников их же возраста. 

Собранные нами эмпирические данные (на основе выборки профессиональных футбольных команд) позволяют сделать вывод о том, что чем выше уровень мотивации игроков команды, тем лучше результаты, достигнутые ими в спортивной деятельности, что подтверждает многочисленные исследования в этой области, показывающие тесную связь между уровнем развития мотивации и успехом в жизнедеятельности. При помощи ?2 было подтверждено предположение о том, что направленность группы детерминирует уровень мотивации достижения (? 2= 27,2).
В ходе нашего исследования также получены эмпирические данные доказывающие, что в группах с ярко выраженной направленностью наблюдается большая сформированность мотивационных установок, более четкое виденье перспективы будущего. На основе нестандартизированных интервью проводимых в детских футбольных командах были получены следующие данные: В ходе нашего исследования эмпирически доказано, что в группах с ярко выраженной направленностью наблюдается большая сформированность мотивационных установок, более четкое виденье перспективы будущего. На основе нестандартизированных интервью проводимых в детских футбольных командах были получены следующие данные: большинство детей занимаются спортом, потому что им это интересно (90%), затем следуют будущая профессия, заработок, здоровье. 80 % опрошенных подростков на вопрос "Как Вы видите своё будущее?" ответили: "Хочу стать футболистом или что-либо связанное с футболом", и только 10% еще не определились с образом своего будущего, что говорит о чёткой направленности на будущую спортивную карьеру.
Спортивная командно-игровая деятельность создаёт условия приближенные к экспериментальным. На основе наблюдения за футбольными командами (детскими и профессиональными) в процессе тренировочной и непосредственно игровой деятельности, нами было замечено изменение общего психологического состояния игроков и конкретно мотивов игровой деятельности до и после такого стрессового события для игроков, как футбольный матч. Так же для нас было, важно проанализировать каким образом это состояние влияет на исход матча. В итоге была выявлена прямая зависимость общего состояния игроков и их мотивационных установок перед матчем и результатом этого матча. Во всех исследуемых нами командах состояние игроков перед матчем было выше, в случаи последующей победы, чем поражения. Тест после матча создаёт возможность для игроков оценить собственные успехи и неудачи, сделать вводы на будущее.

Специфика профессионального самоопределения подростков раскрывается в зависимости от состояния направленности группы. В подростковых группах (детских футбольных командах) с высоким уровнем параметра "направленности активности" (X`=4,9; 4,6) личностное и профессиональное самоопределение носит выраженный характер. Так большая часть опрошенных юных футболистов в качестве досуга называют спорт, связывая своё будущее неизменно с футболом. В то время как в учебных группах наблюдается большое количество приводимых занятий досуга и разброс выбранных профессий, что ещё раз показывает, что в школьных коллективах нет общей дифференцированной направленности деятельности (X`=3,8; 2,3). Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что дети, занимающиеся профессионально спортом характеризуются большой адаптацией к жизни. Многие из них из неблагополучных семей или испытывают материальные трудности, поэтому очень часто спорт для них единственная возможность удержаться от девиантного или даже делинквентного поведения. При безусловно положительной, оценке проявления устойчивого профессионального самоопределения в среде юных спортсменов следует отметить, что такая полная психологическая включенность ребят в определенный вид спортивной деятельности связана с формированием у них узкопредметной направленности и их полной поглощенностью только одним видом спорта, что создает психологический феномен ограниченного, "усеченного" профессионального самоопределения и, по существу, лишает их возможности осуществлять реальные выборы из множества альтернатив.

Оглавление


В заключении  отмечается, что результаты исследовании подтверждают выдвинутые гипотезы и дают основание сделать следующие выводы:
1. Включение молодёжных групп в веер совместной деятельности положительно влияет на формирование уровня направленности их активности.
2. Параметр "направленность активности" в молодёжных группах является определяющем для формирования личностных новообразований.
3. Уровень мотивации достижения у подростков и юношей, включённых в группы с высокой направленностью активности гораздо выше, чем у других молодых людей их же возраста. В таких группах наблюдается большая сформированность мотивационных установок и боле чёткое виденье перспективы будущего.
4. Включение подростков в группы с высокой направленности позитивно влияет на формирование структуры ценностных ориентаций. С приоритетом таких ценностей, как здоровье, наличие верных друзей, счастливая семейная жизнь, материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе. 
5. В молодёжных группах с более высоким уровнем направленности активности групповой деятельности личностное и профессиональное самоопределение носит выраженный характер, такие подростки и юноши показывают большую ориентацию на будущее, имеют четкий выбор профессии, проявляют потребность в узнавании нового и хорошо разбираются в повседневных проблемах.
6. Духовно обогащенная среда типа "социальный оазис" в макро и микро масштабах (школа, класс, спортивная секция, дружеский коллектив, детский оздоровительный лагерь и т. д.) являются значимым фактором в становлении самоопределения подростков и юношей через актуализацию психологической защиты самостоятельность, инициативность.

Оглавление


Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:  
1. Галкина Н.А. Состояние ценностных ориентаций подростков (на примере Курской области) // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теории технологии, эксперимент: Материалы всероссийской научно-практической конференции - Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001. - C.18-19.
2. Галкина Н.А. Проблемы мотивационных установок спортсменов в командной игровой деятельности // Социально-психологические проблемы развития личности: Материалы II Всероссийской научной internet-конференции - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Дзержинского, 2001. - Вып. 9. -C.19-21.
3. Галкина Н.А. К проблеме мотивации взаимодействия личности и группы // Четвёртые Илиадиевские чтения: Цивилизация на рубеже тысячелетий: проблемы, закономерности, тенденции: Матер. Международной научно-практ. конф. - Курск: Изд-во КГПУ, 2002. - С.167-170.
4. Галкина Н.А. Личностное и профессиональное самоопределение в подростковых коллективах с различной направленностью // Теория и практика психологии образования: Материалы 2-й российской научной конференции / Под ред. С.П. Иванова. - Смоленск: СГПУ, 2002. - C.21-26.
5. Галкина Н.А. Психологические основы самоопределения подростков в процессе педагогической деятельности // Качество педагогического образования. Кадры: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч / Под ред. Д.М. Забродина, В.В. Гвоздева. - Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2002. - Ч. 2 - C.45-49.
6. Галкина Н.А. Роль направленности группы в личностном развитии подростков и юношей // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: В 8т. -СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. - Т. 2 - C.284-386.
7. Галкина Н.А. Игра как метод диагностики межличностных отношений в коллективах подростков и юношей // Феномен игры в культуре и образовании: Материалы Четвертой региональной зимней культурно-антропологической школы молодых учёных "Культура - Образование - Человек" / Под ред. Е.А. Репринцевой. -Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2003. - C.147-151.
8. Галкина Н. А. Роль направленности группы в формировании ценностных ориентаций подростков (на примере школ г. Курска и детских спортивных команд) // Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. - Часть II - C.26-30.


Оглавление

[Кафедра психологии КГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz