Амаль Эль-Журди

"СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИВАНСКОЙ СЕМЬИ"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.05 - социальная психология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Вторая глава  
Апробация исследования Заключение  
Положения, выносимые на защиту

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Журди А.


Брак и семья изучаются разными науками, центральной из которых является психология.
Психология семьи и брака является междисциплинарным направлением, включающим исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и так далее. Впервые систематическое изучение психологии семьи и брака было предпринято в конце 20 - начале 30-х гг. XX в. в США. Бурный рост исследований привел к тому, что в 60 - 70-х годах начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Однако в связи с тем, что данный объект в каждой из наук рассматривается со своей специфической точки зрения, этот вопрос остался открытым. Психологические исследования брака и семьи включают изучение факторов, влияющих на качество брака, циклы развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей, их детей и так далее. В отдельную область исследования выделено изучение процесса и эффективности семейного и брачного консультирования.
Данные, которыми располагает психология семьи и брака, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ и рекомендаций, направленных на помощь семье. Они служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, осуществляющих коррекционное воздействие как на семью в целом, так и на отдельных ее членов.


Тема осуществляемой нами работы - социально-психологические проблемы современной ливанской семьи.
Российские и зарубежные исследователи создали много работ, посвященных разным аспектам семейной жизни. Однако арабская семья пока не стала предметом комплексного социально-психологического изучения. Между тем восточная культура определила некоторые особенности семейной жизни, которые из-за недостаточной разработанности делают тему данной работы актуальной. Актуальность изучения ливанской семьи обосновывается еще и тем, что в ней дух коллективизма не исключает конфликтов, которые необходимо решать в интересах всего общества.
Объектом исследования является семья как социальная группа;
предметом исследования - система межличностных взаимоотношений в современной ливанской семье.
Цель работы состоит в выявлении специфических особенностей межличностных отношений в современной ливанской семье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить национальное своеобразие семьи в Ливане в плане межличностных отношений;
- определить современные социально-психологические тенденции развития ливанской семьи;
- выделить типы современной арабской семьи;
- охарактеризовать национальные социально-психологические особенности супружеских взаимоотношений и детско-родительские отношения в ливанской семье;
- дать практические рекомендации по профилактике и решению семейных проблем.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование положительных и преодоление негативных тенденций в развитии современной ливанской семьи может способствовать укреплению семейно-брачных отношений и оптимизации детско-родительских отношений.
Методологической базой исследования являются труды русских, ливанских и зарубежных исследователей: Е.Н. Резникова, Н.Д. Шимина, Э.Г. Эйдемиллера, Албида Халеда Омара, К. Бандали, К. Нассар, Л. Адлера, Б. Спока, 3. Фрейда и др.
Для решения поставленных задач в работе используются методы анализа литературных источников, наблюдения и самонаблюдения, анкетирования, бесед и интервью.

На защиту выносятся следующие положения.
1. Ливан представляет собой страну, в которой диалектически взаимодействуют мусульманская и христианская семейные традиции. В соответствии с этим экономическая организация ливанской семьи существует в трёх формах: традиционной, переходной и современной. Отношения с детьми характеризуются взаимодействием двух факторов: с одной стороны, жёсткими требованиями соответствия традиционным канонам воспитания, с другой - культом детей в арабском обществе, восходящим к Корану.
2. Влияние Европы проявляется в снижении власти мужа-отца, получении женщинами возможности образования и права на развод, развитии сексуального просвещения. В экономическом плане изменения в ливанской семье связаны с выходом женщин на работу и обретением материальной независимости от мужчины в широком смысле (отца, брата, мужа).
3. Изменения в положении женщины под влиянием европейских тенденций и обретение социального статуса влекут за собой структурные и психологические изменения в ливанской семье, перераспределение ролей мужа, жены, сына дочери - всей социально-психологической структуры взаимоотношений членов семьи.
Теоретическое значение исследования определено тем, что рассмотрены не только социальные, но и социально-психологические причины кризисного состояния ливанской семьи.
Научная новизна исследования заключается в:
1) выявлении национального своеобразия межличностных отношений в ливанской семье, проявляющегося в том, что внебрачные сексуальные отношения резко осуждаются Кораном и общественной моралью, в результате чего в Ливане отсутствуют незаконнорожденные дети и матери-одиночки. В ливанской семье муж или старший брат несёт ответственность за материальное обеспечение жены, сестры и за получение ими образования. Детско-родительские отношения характеризуются авторитарной позицией отца и демократической позицией матери.
2) определении социально-психологических тенденций развития современной ливанской семьи. В ливанской семье радикально перераспределились роли мужа и жены, сына и дочери, в результате чего изменилась вся психологическая структура взаимоотношений членов семьи. В течение последних десяти лет резко сократилось число детей в ливанской семье: от 6 и более до 2 - 3. В выборе спутника и спутницы жизни, профессии и образования в настоящее время стали доминировать более демократические тенденции в сравнении с традиционными.
3) установлении типов современной ливанской семьи. Наряду с традиционными или клановыми и полигамными семьями параллельно существуют семьи европейского типа, в которых женщины занимают более самостоятельную и независимую по отношению к мужчинам позицию. В настоящее время все ливанские семьи возникают на основе церковного брака.

Практическое значение работы определяется тем, что:
1) материалы и выводы по результатам исследования могут быть использованы в школьном и университетском курсе "Этики и психологии семейных отношений";
2) полученные в результате проведённого исследования данные могут быть использованы родителями для оптимизации детско-родительских отношений;
3) результаты исследования могут быть использованы супругами в целях улучшения межличностных отношений и более успешного преодоления супружеских конфликтов;
4) данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для взаимной адаптации супругов в смешанных браках.
Цели, задачи и сформулированная гипотеза обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Во введении обоснованы выбор темы и её актуальность, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы исследования.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснованы выбор темы и её актуальность, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методы исследования.

В первой главе "Теоретическое освещение проблем ливанской семьи в социально-психологической литературе" рассматриваются основные теоретические предпосылки исследования.
Формирование этноспецифических черт личности ливанца во многом связано с конфессиональной ситуацией, отражающей комплекс социально-экономических, идеологических, культурных и прочих проблем этой страны. Ее трехмиллионное население разделено на несколько конфессиональных групп: христианских (марониты, православные, мелькиты, или православные-униаты, протестанты и пр.) и мусульманских (сунниты, шииты-метуалии, друзы и пр.). Примерно равные по численности группы суннитов, маронитов и шиитов составляют около 4/5 всех жителей страны. Сравнительно небольшая друзская община издавна играет здесь активную социально-политическую роль.
Ливанские семьи имеют свои специфические черты, что отличает их от арабских, с одной стороны, и от европейских семей с другой. Религиозные установки влияют на то, как складываются брачные отношения. Брак, как он определяется в исламе, это закон половых отношений между мужем и женой, их организация. В последнее время он принимает форму гражданского договора.
В наши дни самым распространенным типом семьи в Ливане является патрилинейная (основанная на родстве по отцовской, мужской линии) патрилокальная нуклеарная семья. Разрешенная мусульманам полигамия практикуется редко. Так, например, из 114 обследованных суннитских семей она зарегистрирована только в трех случаях и только в минимальном варианте. В средней ливанской семье имеется от трех до шести детей. Иногда вместе с супругами и их детьми проживают один -два родственника, чаще всего мать мужа, его холостой брат, незамужняя или овдовевшая сестра. Неразделенная семья встречается сравнительно у немногих ливанцев (чаще у мусульман). Несмотря на экономическую самостоятельность, между нуклеарными семьями, объединенными реальным родством по мужской линии (асаб), до сих пор поддерживаются стабильные связи. Такая группа, имеющая патрилинейного предка-эпонима или - реже - именующаяся по общему месту проживания, называется джиб. Устойчивость этого семейно-родственного коллектива закрепляется практикой ортокузенных браков и тенденцией к компактному расселению его членов в соответствующих кварталах. В современном Ливане сохраняется тенденция к эндогамии (обычай заключения браков внутри определённой общественной группы: племени, касты, нации, религиозной общины) в семейно-родственных группах. Среди опрошенной молодежи 15 - 18 лет из суннитской общины Хауш-эль-Харими за ортокузенные браки высказалось 63% юношей и 64% девушек.
В арабском мире существуют традиционные представления о том, каковыми должны быть экономические условия, чтобы семью возможно было завести. У мужчины должен быть дом, удобный и просторный, а в доме - все необходимое для жизни: мебель, утварь и т. д. Мужчина должен быть готов к тому, чтобы обеспечивать полностью свою семью, предоставить ей необходимый уровень благополучия, иметь достаточно средств для воспитания и развития детей. При этом, по результатам проведённого нами опроса, считают себя вправе единолично распоряжаться семейным бюджетом 53,9% мужей, а принимают во внимание мнение жены в решении денежных вопросов 38,5%.
Для нормального развития ребёнку нужны как материнская любовь, так и отцовская власть, при условии, чтобы эта власть не была слишком сильной и жестокой. Власть должна быть обусловлена, справедлива и выверена (дозирована). Слепая власть ведёт к нарушениям в формировании личности. И наоборот, без контроля ребёнок растёт безответственным и склонным к отклонениям. Развитие симбиотической привязанности между ребёнком и одним из родителей может быть причиной трудности контактирования со сверстниками и выбора друзей и развития истерически черт личности, иногда несамостоятельности при выборе профессии и создании собственной семьи. Это может также явиться причиной распада уже созданной семьи. По полученным нами в ходе исследования сведениям, уверены в понимании своих детей 75% ливанских родителей. В то же время 50% детей не уверены в понимании своими родителями, а 50% уверены не всегда. Половина опрошенных детей оценила отношение матери как попустительское, отца - как справедливое. Внебрачные половые отношения Кораном полностью исключены:
это грех, который должен быть наказуем смертью (побиванием камнями), если он женат, она замужем, или бичеванием (100 ударов). Незамужние женщины и неженатые мужчины не имеют права жить половой жизнью, половая жизнь возможна только в браке. Только в нём допускаются половые отношения. В то же время в проведённом нами опросе 38,5% мужей признали наличие случайных внебрачных связей. При этом в случае неверности мужа считают виновными себя 70% жён; 20% относятся к неверности мужа безразлично.
Коран, допуская развод, квалифицирует его как самую крайнюю возможность. Развод в арабском мире - мужское право. Мужчина может не обосновывать причин развода, просто объявить жене, что она разведена. Но при этом он должен автоматически заплатить жене всё, что ей должен: махр (калым), садак - оговорённую до свадьбы сумму (договорную компенсацию), чтобы она могла жить после развода, и разводиться тактично, не порочить и не позорить её. В арабском мире женщина разводится сразу, если её муж оказывается несостоятельным в сексуальном плане. Ислам даёт женщине право развестись с мужем, если она может доказать, что он отсутствует длительное время. И всё-таки развод для женщины в арабском мире - это нечто катастрофическое. Окружающие смотрят на разведённую женщину, как виновную, потому что развод остаётся привилегией мужчины. Раз он осуществил развод, значит, она не оказалась достойной быть его женой. Поскольку большинство женщин не работает, в случае развода они не могут жить ни с кем, кроме родителей. Для родственников возникает материальная проблема. Разведённую женщину также обычно подозревают во внебрачной половой жизни.
В последнее время намечаются изменения во многих традиционных сферах жизни арабского общества, которые влияли на социальные организации, особенно семью (именно в ней эти изменения ощущаются особенно сильно). Среди этих явлений - ослабление власти отца, -выход женщин на работу, участие женщин в материальном обеспечении семьи и своих детей. Заметной стала конкуренция между мужчинами и женщинами не только в профессиональной сфере, но и по другим культурным и социальным вопросам: например, по поводу демократии, равноправия, управления, выборов. В качестве основной особенности современной семьи следует выделить переход от жёстко заданных, ригидных, формализованных ролевых взаимоотношений "автократической", "патриархальной" семьи к гибким, более динамическим в характере распределения ролей между супругами, основанным на эмоциональных связях "эгалитарной", "демократической семьи". В то же время арабские женщины переживают определённый психологический дискомфорт в результате ущерба, причинённого их фемининности в процессе маскулинизации.
Война сыграла очень важную роль в изменении общества, в том числе положения женщины в обществе. Война доказала, что женщина должна учиться и занять более высокое положение в обществе, потому что в любое время может остаться одна,
О динамике образовательного уровня женщин в Ливане свидетельствуют данные таблицы 1.


Таблица 1

Показатель Ливанский университет Другие университеты
Общее число поступающих 36503 74810
Число женщин 19585-53,6% 36049-48,1%
Общее число окончивших 3187 9758
Число защитивших диплом 19885-62,3% 4805-49,2%

Данные официальной статистики на 1994 год показывают, что 47% девочек учатся в школе, а 49,7% от общего числа - в средней школе. В высшей школе число девушек 52,8%, то есть выше, чем юношей. Самое удивительное, это процент женщин в разных университетах Ливана - 48,1%, а процент закончивших в 1994 году 49,2%. В Ливанском университете процент поступивших женщин составляет 53,6% от общего числа поступивших студентов, а процент закончивших 62,3%.
В наше время ливанская женщина образованна и уже нередко занимает высокие посты. Число женщин в университетах уже выше числа мужчин. Арабская женщина, когда она получает возможности мужчины в учёбе, может его обогнать и быть отличницей. В российских вузах арабские девушки, как правило, добиваются лучших результатов в учёбе, чем юноши.
Отношение к браку в современном Ливане строится на основе двух тенденций: современного европейского влияния и мусульманских традиций. Сейчас женщины выходят на работу и становятся свободными и независимыми материально и социально, но в силу экономических причин становится невероятно трудно завести семью. Большинство молодых людей не имеет возможности жениться "вовремя". Браки заключаются все чаще в 30 - 35, даже 40 лет. Об изменениях брачного возраста в Ливане свидетельствуют данные таблицы 2.


Таблица 2

Возраст(лет) Незамужних женщин (%) Неженатых мужчин (%)
20-24 72,0 94,5 
25-29 46,6 70,2
30-34 30,4 31,5
35-39 21,0 19,0

Об изменениях в структуре межличностных отношений в семье свидетельствуют и результаты проведённого нами опроса. В настоящее время всегда делятся с женой служебными и личными проблемами 69,3% мужей, регулярно интересуются её здоровьем, целями, стремлениями и увлечениями 84,7%, радуются её успехам, изменениям в интерьере квартиры, кулинарным сюрпризам, изысканным туалетам, занятиям спортом и всегда её поощряют 92,4%, безусловно прислушиваются к её мнению и всегда принимают его во внимание 77%, безусловно поддерживают авторитет жены в глазах детей 84,7%, считают, что с женой связывают любовь, дружба и общие цели 84,7%, обсуждают с женой и принимают совместное решение 61,6%, считают, что в разговоре должны высказаться оба 61,6%. При этом 50% жён принимают касающееся их решение, не советуясь с мужем; 70% в случае, если муж не может поехать с семьёй в отпуск или на выходные, едут сами или с детьми.

Во второй главе "Социально-психологические особенности современной ливанской семьи" рассматриваются социально-психологические особенности ливанской семьи.
Ливанская семья в 60 - 70-х годах была большая и похожа на объединение нескольких семей числом более 10 человек, иногда достигая 20. Но в последние десятилетия она стала терять клановый характер, редуцировалась и замкнулась на себя. Дальние родственники уже не объединяются в неё. В результате воздействия множественных факторов количество детей сократилось до 2 - 4. Научно-техническая революция иногда прямо, чаще опосредованно оказывает влияние и на развитие таких первичных форм связи в сфере быта, какими являются "родство" и "соседство". Отмечается общее сокращение родственных и падение значения соседских связей. Обращает на себя внимание рост территориальной разобщенности и сокращение частоты родственных связей, растущая изоляция и атомизация семьи, спорадический и избирательный характер взаимоотношений с родственниками в зависимости от социальной принадлежности человека и характера окружения семьи. Выявляется потребность большинства опрошенных жить достаточно близко от родственников, чтобы поддерживать с ними постоянные контакты, но достаточно далеко, чтобы не находиться всегда под их непосредственным наблюдением и контролем во избежание возможных конфликтов.
В системе ценностей ливанского общества, как и повсюду в арабском мире, ребенку отводится важное место. Соответственно бесплодие рассматривается как божье наказание. Взрослого человека, не имеющего потомства, Коран презрительно называет "бесхвостой овцой", и это выражение применяется не только среди мусульман. Эта проблема решается с помощью развода или многоженства,
Неполная семья образуется в случае развода или смерти одного из супругов. Дефицит эмоционального общения с родителями, особенно с матерью, причиняет устойчивые и малообратимые искажения личности ребёнка. В этой связи привлекает внимание так называемый синдром "аффективной тупости". При этом не всегда отсутствие отцов является только негативным фактором. Часто неполная семья закаливает ребенка, рано делая его взрослым. В Ливане место отца нередко занимает старший брат, родственник, сосед, учитель. В неполных семьях дети реже страдают инфантилизмом. Но в целом, конечно, неполная семья мешает нормальному развитию ребенка.
Причины конфликтов в арабской семье разнообразны: ревность, жадность, измены, дети, родители, ревность мужчины к работе жены, недостаток оказываемого ему внимания или неуверенность в себе, капризы одного из супругов, вредные привычки, разные потребности супругов в зависимости от возраста, религия, увлечённость мужа работой, его отлучки из дома, недовольство вторым мужем и сожаления жены, что вышла за него, низкий культурный, социальный и экономический уровень, депрессия и скука у женщины, критическое или пренебрежительное отношение со стороны одного из супругов, подозрительность, повседневность, долгие разлуки, привыкание. Результаты проведённого нами опроса обнаружили, что признают, что в их собственном поведении есть нечто, что тяготит жену, 46,2% мужей. По мнению жены, слишком увлекаются развлечениями в мужских компаниях 15,4% мужей. В случае, если муж отказывается пойти куда-нибудь с друзьями, идут. одни 20% жён; если по инициативе мужа приходится отменить запланированный визит, сердятся и планируют месть 10% жён. В качестве причин конфликтов с детьми 25% родителей назвали капризы, ещё 25% - учёбу. 50% родителей считают себя беспомощными перед проблемами детского упрямства, непослушания и скандалов. 25% родителей признали наличие в семье ревности младших и старших детей по отношению друг к другу. Абсолютное большинство опрошенных детей видят причины конфликтов с родителями в собственном непослушании. Кризисные отношения между родителями ухудшают психологическую атмосферу в семье и могут привести к непоследовательности, противоречивости, а также чрезмерной жёсткости или баловству в процессе воспитания детей. Специфическим средством разрешения семейных конфликтов в арабском обществе является обращение к родителям.
Проблемы смешанных (бинациональных) браков рассматриваются в работе в параметрах психологических категорий этнической картины мира, этнических стереотипов и установок и межэтнических отношений с учётом того обстоятельства, что под смешанным браком в арабском мире понимается не только брак с иностранцем (иностранкой), но и брак между лицами, принадлежащими к различным религиозным конфессиям. Проведённое нами обследование показало, что более 7% смешанных пар живут хорошо, сохраняя взаимопонимание и уважение к традициям друг друга с усвоением только хорошего у обеих наций. 50% жён отказались уехать на родину мужа или возвратились оттуда в результате недопонимания друг друга. 30% жён ради детей терпят, живут вместе и собираются на родину мужа с большим желанием адаптации. 13% мужчин ради большой любви, экономических трудностей на родине или политических взглядов принимают российское гражданство.
Ислам не разрешает планирования семьи, кроме случаев заболевания женщины, или по возрасту, но не из-за экономических проблем или бедности; считается, что детей кормит бог, это не забота человека. Враги мусульман стараются уменьшить число детей под предлогом планирования семьи, когда те стараются активно увеличить численность населения, и бесплатно раздают им противозачаточные таблетки вместо батонов хлеба - такова точка зрения ислама. Однако в настоящее время в Ливане 80,8% женщин пользовались противозачаточными средствами один раз в жизни, а 61% пользуются ими регулярно.
Воспитание детей в ливанской семье строится в первую очередь на основе непререкаемого уважения к мужчине и жёсткого контроля со стороны отца. В ней особенна важна и почитаема роль отца, непререкаема его власть. Очень сильна привязанность ребенка к матери, а её стиль воспитания усиливает зависимость и подчиненность, дети становятся подчиненными, зависимыми, послушными, покладистыми. Мать сама чрезвычайно привязана к детям и всячески поощряет их привязанность, так как она нуждается в ней, тогда как отец обязан создавать и соблюдать дистанцию. Гипертрофированная опека над ребёнком, как и наказания, очень сильно влияют на становление и развитие его личности. В большой арабской семье складывается своеобразная иерархия власти. Старший брат замещает позицию отца по отношению к младшим, как отец, критикует младшего, тот - того, кто младше его. И каждый, кто старше, самоутверждается за счёт младших. Этот очень опасный с точки зрения воспитания момент наблюдается и среди студентов-арабов за рубежом. В то же время родственная солидарность достаточно эффективна и по сей день, и каковы бы ни были отношения между сиблингами или другими членами семейно-родственной группы, все они, как правило, объединяются в случае внешней угрозы. Двойственный характер этой солидарности как нельзя лучше выражает известная ливанская поговорка: "Я - против моего брата, мой брат и я - против кузена по отцу, мой кузен по отцу и я - против чужака".
Сын воспитывается более свободно, чем дочери. Но на деле мальчик не развивается свободно, потому что родители возлагают на него все свои надежды и, следовательно, требуют от него больше, чем от девочки. Таким образом, не только девочка, но и мальчик тоже испытывает вполне определённый психологический прессинг.
С появлением первых коренных зубов ливанский ребенок перестает считаться малышом, к нему начинают предъявлять все больше и больше требований. Это касается в первую очередь девочек, особенно из многодетных семей с ограниченным достатком. Они рано забрасывают кукол, скакалку, мяч и уже примерно с 7 лет начинают приглядывать за младшими детьми и помогать матери по дому. С этого возраста девочка не должна без серьезного повода выходить со двора. Ей подобает сторониться мужчин, не заговаривать с незнакомыми, быть скромной и стыдливой, чтобы не бросить ненароком и малейшей тени на репутацию родителей и всего семейно-родственного коллектива. Однако в последнее время в области воспитания детей особенно сильно заметно, как нейтрализуется дифференциация подходов к воспитанию мальчиков и девочек. Мальчика уже учат ухаживать за собой дома, девочка уже участвует в игре в футбол, и родители дают ей возможность показать свою ловкость и силу.
Всякое любопытство ливанского ребенка к сексуальным темам обычно резко пресекается. Ему говорят, что новорожденные приплывают в корзинке из моря или падают с неба; одних дает Аллах, других - святой Николай (мар Нкуля). Из обследованных 463 ливанских матерей 377 заявили, что их пятилетние сыновья и дочери ничего не знают о деторождении. Несколько иным положение оказалось как у наиболее модернизированной, так и у наиболее традиционной из обследованных групп: у части детей обеих групп имелась кое-какая информация о взаимоотношениях полов. Отличие состояло в том, что в суннитских семьях Бекаа малыши непосредственно присутствовали при родах, а в православных семьях Бейрута они получали соответствующие разъяснения от своих родителей.
Сексуальная неискушенность супругов порождает немало семейных проблем. Именно в этой сфере особенно явным становится двойной стандарт, всё ещё существующий в арабском обществе. По результатам нашего опроса, 69,3% мужей считают, что удовлетворяют жену как сексуальные партнёры; декларировали половую несовместимость 7,7%. 23,1% мужей-арабов отказались обсуждать этот вопрос.
Чем больше семья и число детей в ней, тем стабильнее психика ребёнка. Дети в многодетной семье чувствуют себя комфортно вдали от вмешательства родителей. Ревность между братьями или сестрами - это нормальное явление, и в этом смысле нормальны страдания, которые обязательно должны быть испытаны детьми. В тех семьях, где мать мало внимания обращает на детей, ревность у них наблюдается только в 26% случаев, но у семей, в которых мать сильно опекает детей - в 80%. Пик ревности наблюдается у детей между 13 и 36 месяцами возраста, и эта ревность обратно пропорционально связана с величиной промежутка между возрастом детей.
Единственному ребёнку в семье существенно не хватает ведущих факторов, важных в его развитии, и главное - соперничества братьев и сестёр. Единственные дети стараются впоследствии заводить больше детей, чтобы не повторить их собственное детство. Исследование показало, что единственный ребёнок наиболее уязвим в разводе. В арабском обществе на этих детей смотрят с большой любовью, с сожалением и стараются им помочь. В случае развода или отсутствия отца или матери происходит своеобразная компенсация их роли за счёт старшего брата, преподавателя, деда, старшей сестры, материной подруги или кого-нибудь из родственников.
Арабам это легче даётся, чем в Европе, поскольку modus vivendi обширной арабской семьи-клана, веками установленный кодекс отношений между родственниками и их привязанность друг к другу необходимо включает обязанность обеспечить и воспитать любого члена семьи, что в какой-то степени компенсирует вред развода, если люди, которые замещают роль отца, хорошо его понимают.


В заключении формулируются основные выводы по результатам проведённого исследования.
I. Ливан представляет собой страну, в которой диалектически взаимодействуют мусульманская и христианская семейные традиции. Церковный брак преобладает, но молодёжь, поддерживаемая государством, ведёт активную борьбу за гражданский брак. Экономическая организация семьи существует в трёх формах: традиционной, переходной и современной. Отношения с детьми характеризуются взаимодействием двух факторов: с одной стороны, жёсткими требованиями соответствия канонам воспитания (соответствие мужскому и женскому стереотипу, стереотипам социально-половых ролей и т. п.), с другой - безусловным культом детей в арабском обществе, восходящим ещё к Корану. Отношение к внебрачным связям в Ливане однозначно отрицательное. "Двойной стандарт" для женщин и мужчин в этом плане значительно меньше, чем в Европе.
Развод в Ливане до недавнего времени был исключительной прерогативой мужчины. Получение женщинами возможности развестись с мужем возымело весьма существенные социально-психологические последствия.
II. Современные тенденции развития ливанской семьи сводятся к следующему.
Влияние Европы проявляется в снижении власти мужа-отца, получении женщинами образования, возможности для женщины развестись с мужем, развитии сексуального просвещения. В экономическом плане изменения в семье связаны с выходом женщин на работу и обретением таким образом материальной независимости от мужчины в широком смысле (отца, брата, мужа). Изменения в положении женщины под влиянием европейских тенденций и экономического статуса повлекли за собой структурные и психологические изменения в ливанской семье. Война, долгое отсутствие мужчин, их смерть привели к образованию неполных семей и, наряду с отрицательными последствиями, укрепили самостоятельность и независимость женщин.
Отношения в ливанской семье изменились радикально. Перераспределились роли мужа и жены, сына и дочери, вся психологическая структура взаимоотношений членов семьи.
При этом мы признаём важным не столько пропаганду равномерного распределения домашних обязанностей, сколько (в более широком смысле) формирование у мужчин большей ответственности перед семьёй и домом, а позитивные и негативные изменения в положении, например, женщины нужно рассматривать диалектически. То, что позитивно с одной стороны, может быть негативным с другой.
III. Что касается типов современной арабской семьи, то по нашим данным всё ещё сохраняется традиционная клановая семья с её окружением (соседи и свойственники). Наряду с этим образуются семьи европейского типа. Проблемы заключаются в психологическом давлении со стороны родственников, влиянии общественного мнения, появлением наследника, "бунтом" детей против родителей и т. п. Бездетная семья в Ливане большая редкость, это приводит к разводу или образованию семьи полигамной. Неполные семьи вызывают либо десоциализацию детей, либо ведут к укреплению авторитета женщины. Семейные конфликты по причине супружеской неверности, поведения мужа/жены, вмешательства родственников, поведения детей разрешаются с помощью Корана, обращения к родителям или развода. Разводы по причинам, указанным выше, имеют серьёзные психологические последствия, главным образом для женщин и детей.
Отношение к браку в Ливане, традиционно более серьёзное с экономической точки зрения, чем в современной Европе, будучи увязано с экономической ситуацией страны в целом, приводит к тому, что мужчины женятся позже, а женщины реже выходят замуж. Свадебный обряд, сохраняя традиционные черты, европеизируется.
Девственность по-прежнему остаётся необходимым атрибутом невесты и одним из основных факторов воспитания дочери.
IV. Детско-родительские отношения и воспитание детей строятся следующим образом.
Несмотря на традиционное, восходящее к Корану (ср. католицизм и проблему абортов) отрицательное отношение к планированию рождаемости, такое планирование осуществляется всё чаще.
В арабских семьях, мусульманских и христианских, средних и низших классах, не существует конкретных методов, планов и целей в воспитании детей. Остаются распространёнными традиционные способы и средства воспитания. Таким образом, в ливанском обществе существует лишь архаичная традиция, а единая стратегия доспитания детей отсутствует. Но наряду с этим можно заметить, по крайней мере в среде состоятельных и образованных семей, стремление преодолеть традиционное воспитание, в том числе и посредством попыток добиться конкретной и ясной его картины.
В настоящее время особенно остро стоит проблема дальнейшей разработки эффективных методов формирования личности, развития программы взаимосвязи и взаимообусловленности семейного и общест
венного воспитания. Решение этой проблемы во многом будет зависеть от того, насколько современная семья сумеет адекватно выполнить свои функции, насколько полно и гармонично она сумеет решить задачу формирования целостного человека. В выработку такой стратегии, надеемся, внесёт скромный вклад наша работа.
Согласно традиции, сын - наследник и опора и надежда родителей в старости, транслятор имени-фамилии, гарант жизнеобеспечения сестёр. При этом воспитание реальной самостоятельности у него часто подменяется стремлением обеспечить ему определённый социальный статус. Кроме того, ему прививается формальный культ уважения к женщине.
В воспитании дочери наблюдаются серьёзные изменения. Ей стремятся дать образование и обеспечить материальную независимость. Изменились даже традиционные игры для мальчиков и девочек.
Половое воспитание детей и подростков сводится пока к системе запретов, хотя уже появляются первые психологические и педагогические работы на эту тему.
Отношения в многодетной семье базируются на хорошо структурированной традиции и жёстком распределении ролей членов семьи. Положение детей в многодетной семье определяется местом, занимаемым ими в иерархической структуре семьи. Единственный ребёнок (большая редкость) испытывает на себе все тяготы воспитания одного ребёнка.
Развод родителей в Ливане имеет для ребёнка те же психологические последствия, что и в Европе. Но в Ливане невозможно усыновление и передача ребёнку нового имени в случае создания новой семьи.
Смешанные браки, не поощряемые традиционным ливанским обществом, тем не менее широко заключаются. Адаптация национальной психологии наталкивается на религиозные противоречия, связана с овладением родным языком партнёра, отношением к ребёнку. Проблемами в становлении личности ребёнка являются его религиозная самоидентификация и утрата матерью власти над ним в большой семье.
V. Основываясь на этих выводах, можно сформулировать следующие практические рекомендации:
- целесообразно, как во многих цивилизованных странах, организовать телефоны доверия для молодёжи и родителей;
- необходимо создать психологические центры по семейному консультированию;
- полезно в школах и в вузах в целях подготовки молодёжи к семейной жизни включить в учебные планы курс "Этики и психологии семейной жизни";
- в центрах летнего отдыха детей психологам и педагогам уделять большее внимание проблемам внутрисемейных отношений.
Данные положения подтверждаются эмпирическим материалом и согласуются с точкой зрения научных специалистов по исследуемой проблеме.

Оглавление


Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях.
1. Эль-Журди А. Гендерные проблемы в ливанском обществе // Математика. Образование. Гендерные проблемы: Материалы международной научной конференции. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 22 - 27 мая 2000.
2. Эль-Журди А., Корнев В.А. Проявления этнопсихологической интерференции в области семейных отношений при смешанных браках // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. XXII. - Воронеж, 2000. С. 50 - 52.
3. Эль-Журди А. Психолого-педагогические факторы формирования личности ребёнка в ливанской семье // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. XXI. - Воронеж, 2000. С. 64-66.
4. Эль-Журди А., Корнев В.А. Динамика развития гендерных процессов в ливанском обществе // Математика. Образование. Гендерные проблемы: Материалы международной научной конференции. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 22 - 27 мая 2000. С. 151 - 152.
5. Эль-Журди А. Структура детско-родительских отношений в ливанской семье // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Межвуз, сб. науч. тр. Вып. XXIV. - Воронеж, 2001. С. 56 - 58.


Оглавление

[Кафедра психологии КурГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz