Лаврушин Владимир Ильич

"СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ДОСУГОВОЙ СРЕДЕ"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.05 - социальная психология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Вторая глава  
Апробация исследования Третья глава  
Положения, выносимые на защиту Заключение  

поиск книги

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Лаврушин В.И.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Произошедшие за последние десятилетия трансформации в общественно-государственном устройстве страны обусловили серьезные изменения в жизни российских семей. Значительное число семей находится под негативным воздействием социально-экономических реформ. Процесс реформирования общества способствует возникновению социально-стрессовых ситуаций, которые влияют, в первую очередь, на семейные группы, формируя негативные изменения ее социально-психологического климата и отрицательную групповую динамику большого числа семей. В силу этого семья является стратегически важным объектом оказания социально-психологической помощи.

Актуальность исследования проблемы социально-психологической помощи семье обусловлена решением сложной задачи - уменьшить воздействие на современные российские семьи негативных последствий процессов форсированного реформирования общества. Семья наиболее восприимчива к нормативным и ненормативным стрессам в начале своего существования, когда складывается образ жизни новой малой социальной группы. В этот период жизни семьи процесс группообразования находится на начальной стадии и процессы социально-психологической адаптации и воздействия стрессов наиболее интенсивны. Это время формирования совместной ценностной системы группы, ее норм, традиций и санкций. В силу сенситивности семейной группы она наиболее подвержена влиянию различных депривирующих воздействий, что обусловило выбор молодых семей в качестве объекта социально-психологической помощи.
Теоретическая актуальность исследуемой проблемы связана с разработкой концептуальных оснований в организации эффективной социально-психологической помощи семье. Прежде всего, актуальным представляется выявление социально-психологических механизмов помощи молодой семье в условиях социальной депривации и неопределенности. Здесь важен как диагностический, так и коррекционный аспекты проблемы. Необходимо иметь научные основания эффективности помощи семьям на основе данных о динамике их психологических характеристик и потенциалов.

Таким образом, можно сформулировать цель исследования:  определение условий, обеспечивающих эффективность социально-психологической помощи молодым семьям.
Объектом исследования были выбраны социально-психологические трудности молодых семей.
Исследование проблемы социально-психологической помощи молодым семьям проводилось на базе Тамбовского высшего военного командного краснознаменного училища химической защиты (ТВВККУХЗ). Данный выбор объясняется стрессогенными условиями учебы и последующей службы, а также неудовлетворительным состоянием оказания социально-психологической помощи курсантам, выпускникам и офицерам. В исследовании принимало участие 50 семей.
В качестве предмета исследования выступали условия, обеспечивающие эффективность социально-психологической помощи малой социальной группе "семья" в специально созданной досуговой среде.

Гипотеза исследования: эффективность социально-психологической помощи обусловлена пребыванием семьи в специально созданной с участием испытуемых развивающей досуговой социальной среде, для которой характерно:
- наличие высоких эталонов межличностных отношений, эстетизация супружеских отношений;
- осуществление членами семейной группы многоплановой высоконравственной социально-ценной совместной деятельности;
- актуализация традиционных моделей супружеского поведения.

Проверка гипотезы предполагает решение следующих задач исследования:
- проанализировать методологические подходы и теоретические концепции в исследованиях проблем социально-психологической помощи молодым семьям;
- обосновать методы и разработать методики комплексного экспериментального изучения условий эффективности социально-психологической помощи данным группам населения;
- разработать социотехники социально-психологической помощи семьям;
- экспериментально исследовать условия эффективности социально-психологической помощи в условиях клуба семьи;
- исследовать динамику удовлетворенности браком в ходе формирующего социально-психологического эксперимента.

Научная новизна заключается в следующем:
1. Установлено, что наибольшая эффективность социально-психологической помощи семье достигается не на основе прямого воздействия на членов семьи, а посредством предъявления и последующего отождествления членов семейных групп с социально-значимыми образцами мотивации и поведения в специально созданной досуговой среде, главными характеристиками которой являются осознанием высокой ценности семейного образа жизни, брачно-семейной морали и первичного семейного коллектива.
2. Получены экспериментальные данные о существовании зависимости между характеристиками досуговой среды и динамикой удовлетворенности браком.
3. Разработана и апробирована социально-психологическая технология построения развивающей досуговой среды в условиях функционирования клубов семьи.
4. Подготовлен и внедрен комплекс социотехник помощи в обеспечении повышения удовлетворенности браком.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Результаты исследования могут быть использованы для разработки комплексного социально-психологического подхода к проблеме минимизации последствий негативного влияния процессов реформирования российского общества на семьи.
2. Осуществленный в ходе исследования теоретический анализ комплекса условий жизнедеятельности семей в современной социальной среде, на основе которого были разработаны методики построения развивающей досуговой социальной среды (социотехники), может стать базой для разработки методов и приемов социально-психологической помощи современным российским семьям.
3. В процессе экспериментального исследования определены условия эффективности социально-психологической помощи семьям.
Практическое значение работы заключается в возможности эффективного использования выводов и рекомендаций исследования в практике работы школ, в учебном процессе вузов. Подготовленная и опубликованная глава в учебном пособии для студентов вузов "Современные технологии социально-культурной деятельности" (Тамбов, 2002) представляет собой практическое руководство по организации социальной досуговой среды для семей молодого возраста.

Апробация исследования внедрение результатов в практику проводилось по ряду направлений, включавших: а) опубликование результатов исследования в печати; б) выступления на научных мероприятиях (материалы исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях "Державинские чтения" и "Молодые ученые" (Тамбов, 1996-2000 гг.), научно-практической конференции "Молодежь как объект социальной работы: сущность, проблемы, перспективы" (Тамбов, 1997 год), международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы подготовки кадров для социальной сферы на региональном уровне" (Тамбов, 1997 год), научно-практической конференции "Психолого-медицинские профилактические направления социальной работы" (Тамбов, 1998 год), научно-практическом семинаре "Социально-психологическая помощь семье и школе" (Тамбов, 1998 год), научно-практической конференции "Женщина-лидер" (Котовск-Тамбов, 1999 год), Всероссийской научно-практической конференции "Молодежь в ХХI веке: социальное участие" (Тамбов, 2000), Российской научно-практической конференции "Женщины и насилие в условиях общественных изменений" (Ярославль, 2000), межвузовской научно-практической конференции "Теоретические и методические основы психологической помощи" (Ростов-на-Дону, 2000), научно-практической конференции "Ананьевские чтения-2000" и "Ананьевские чтения-2002" (Санкт-Петербург, 2000, 2002); в) использование материалов исследования в лекциях, практических и семинарских занятиях как целостной систематизированной области знаний по социально-психологической теории и практике работы с семьей; г) использование материалов и выводов исследования в учебном процессе ТГУ им. Г. Р. Державина, ТРУЦ МГУК, школах, т. д.; д) в реформировании и реорганизации деятельности "Клуба молодой семьи" ТВВККУХЗ; рекомендации были внедрены в практику ТВВККУХЗ. Основные результаты диссертационного исследования представлены в 19 публикациях.

Положения, выносимые на защиту:
1. Стратегия социально-психологической помощи семье должна быть направлена на создание таких развивающих социальных досуговых сред, в рамках которых члены семей смогут реализовать собственные возможности для продуктивной коррекции жизненных целей, переориентации ценностей, совершенствования способов, форм коммуникаций, нравственных установок посредством идентификации с высоконравственными социально значимыми образцами поведения.
2. Создание развивающей досуговой среды обеспечивается внедрением комплекса специально разработанных социотехник в рамках функционирования "Клубов молодой семьи".
3. Эффективность социально-психологической помощи достигается включением семей в комплексную высокосодержательную совместную деятельность, актуализирующую такие характеристики членов семейных групп, как доверие, духовность, творчество и искренность. Указанные качества личности проявляются в условиях приоритета созидательного и благожелательного социально-психологического климата над формальным поведением.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Диссертация иллюстрирована таблицами и рисунками.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются предмет и объект исследования, ставятся цели работы, формулируется гипотеза и задачи исследования, выделяются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описывается общая структура работы.

В первой главе "Теоретико-методологические основы социально-психологического анализа проблем семейной жизни" содержится аналитический обзор социально-психологической литературы по психологическим аспектам жизни семей и рассматриваются основные особенности влияния социальной среды современного общества на социально-психологические аспекты семейной жизни. Логика научного исследования требует изучения основных условий стабилизации брачно-семейных отношений. Проблемы семьи давно привлекают внимание ученых. По мнению отечественных психологов Г. М. Андреевой (1994), А. В. Петровского (1976; 1983), социально-психологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны.
В социальной психологии наиболее продуктивным представляется изучение института семьи как малой группы. Социально-психологические основы работы с малой социальной группой и коллективами исследовали отечественные психологи: Акопов Г. В. (2000), А. И. Донцов (1979; 1988), С. Г. Елизаров (1994), А.Л. Журавлев (1993; 1998), Я. Л. Коломинский (1993), Ю. А. Лунев (1998, 1999), Б. Д. Парыгин (1971; 1981), А. В. Петровский (1979), К. К. Платонов (1971), С. В. Сарычев (1993; 2000), Л. И. Уманский (1977; 1980), А. С. Чернышев (1980; 1991), В. В. Шпалинский (1978). Л. И. Уманский (1980) установил, что "психологическая структура контактной группы, как коллектива, актуализируется и реализуется только в ее жизни и деятельности. Именно в жизнедеятельности группа реально и динамично функционирует"1, а ценности семейной группы подтверждаются и реализуются только в совместном бытии ее членов. Важным достижением данного направления стала практическая реализация программ экспериментального молодежного центра по подготовке молодежных организаторов "Комсорг", "Монолит" и "Вертикаль", в которой были зафиксированы высокие результаты массовой самореализации личностей. Ведущим принципом жизнедеятельности центров стало обеспечение наиболее полного проявления возможностей личности как субъекта деятельности и общения.
Отечественные специалисты по работе с семьей (М. С. Мацковский (1989), А. Г. Харчев (1979), Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий (1990; 1998)) указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным "запасом" психологической надежности. Однако подходы, реализуемые семейными психотерапевтами, ориентированы на единичные семьи. Это в ряде случаев не обеспечивает стабильности семейных групп. 
К проблемам семьи также обращались зарубежные психологи: Э. Берн (1992), К. Рудестам (1993), Н. Пезешкиан (1993), В. Сатир (1987). Наиболее продуктивным видится психоаналитическое направление изучения мотивации, формирующей жизненный путь и брачно-семейные отношения. Существенным нам представляется положение о том, что именно родительская семья и особенности детско-родительских отношений являются важнейшими для проявления психической активности и направленности личности, реализуемых, в том числе, и в супружеской семье. Продолжением идей психоаналитического направления является теория транзактного анализа Э. Берна, который исследовал личность с позиций ее уровней, которые были сформированы на различных этапах онтогенеза. Самыми частыми проявления трудностей развития являются так называемые игры, то есть сложные коммуникативные акты, преследующие цель получения бессознательных психологических "выгод". Ученым описано достаточно много игр, которые развиваются в супружеских отношениях, деформируя их, способствуя увеличению конфликтности и в ряде случаев прекращению существования семьи. Игры являются частным случаем личностной психопатологии, которая реализуется в семейных коммуникациях.
Проблемы семьи достаточно подробно описаны в социально-психологической литературе. Исследователи обращают внимание на целый ряд трудностей современных российских семей, которые являются объектом нашего исследования. Социально-психологический статус семьи в нынешнем обществе утрачивает свое значение. Для молодого поколения в большинстве случаев принадлежность к родительской и супружеской семье не является жизненно важным условием. Референтность семейных отношений утрачивается, качественные внутригрупповые коммуникативные акты сводятся к формальным формам общения. Референтная функция семейной группы переходит к случайным объектам, обуславливая прекращение или негативно-деструктивное видоизменение социально-психологического процесса усвоения и активного воспроизводства общественного опыта, посредством уменьшения самостоятельной и самодостаточной помощи семьи своим членам.
Негативные материальные факторы жизни семьи сочетаются с фрустрирующими влияниями как социально-психологической депривации, так и заместительных девиантных моделей, предоставляемых в условиях депривации средствами массовой информации и механизмами стихийного воспитания. Депривация была обусловлена тем, что вследствие реформ были уменьшены материальные возможности членов семей и самих семей. Это, в свою очередь, уменьшило возможности и снизило мотивацию удовлетворения нравственных и интеллектуальных потребностей. Выявленными причинами объясняется многократный рост несостоятельности и некомпетентности семейной группы, увеличение числа конфликтов и случаев насилия в семье, разводов, фактов сиротства. Процесс образования семьи как превращения первоначально случайной общности в обособленную малую социальную группу, обладающую определенной внутренней структурой и признаками, утрачивает свою традиционную социально-психологическую значимость. Более распространенными становятся так называемые альтернативные формы брака со сложным комплексом социально-психологических, материальных и общественных последствий.
Семейная социальная группа утрачивает свои как специфические, так и неспецифические функции. Функция содержания детей, которая в основе имеет реализацию родительских потребностей в конкретной социально-психологической среде, претерпела серьезные изменения. В стране насчитывается колоссальное для мирного времени число социальных сирот и детей без попечения родителей - более двух миллионов человек. Следствием деструкции семьи как социальной группы являются пандемии алкоголизма, наркомании, инфекций, передающихся половым путем, самоубийств и насилия. Демографический кризис сочетается с проблемами количественного и качественного воспроизводства населения, проявляющегося в становлении мотивации и поведения, нравственных качеств личности, ее психологического здоровья, которые наиболее полно формируются только в семье. 
Можно с достаточно большой степенью достоверности утверждать, что именно социально-психологическое содержание семейной жизни стало наиболее подвержено стрессовому влиянию реформируемого российского общества. Социальная среда оказала деструктивное социально-психологическое влияние на удовлетворенность семейной жизнью. В данной среде отсутствуют, в первую очередь, моральные условия для осуществления семьями своих основных функций. 
С падением ценностной авторитарной системы общества (которая, впрочем, не была центрирована на семейных ценностях), в первую очередь, страдают семьи. Проявление нравственного кризиса наиболее выявлено в семейно-брачных отношениях, так как динамика этих отношений в исследованный период зависела от духовности социальной среды, будучи показателем ее морально-нравственных устоев, которые, в свою очередь, детерминируют демографические характеристики нации и качество ее трудовых ресурсов.
Теоретический анализ объекта исследования позволяет выделить предполагаемые зависимые переменные эксперимента по изучению социально-психологических условий эффективности помощи семьям. Таковыми переменными являются личностные и групповые психологические характеристики, приведенные ниже.
Удовлетворенность браком определяется стабильностью и духовностью межличностных отношений его членов. Это происходит на основе интроекции и совместимости индивидуальных ценностей, норм и санкций, т. е. процессов дальнейшей социализации и взаимной адаптации, происходящих в конкретной историко-социальной и культурной среде. 
Нормализация межличностных отношений, их романтизация, научение продуктивной и искренней коммуникации может стать действенной основой социально-психологической помощи семье и основой повышения удовлетворенности браком, так как традиционная духовность брака во многом обеспечивала положительную степень качества семейной жизни, вне причин материального характера. Возрождение в новой форме нравственных аспектов отношений мужчины и женщины, посредством научения этим формам поведения, является перспективным направлением настоящего исследования и оказало положительное влияние на степень удовлетворенности браком, выступая эффективной формой социально-психологической помощи. 
Разработка программы исследования осуществлялась исходя из того, что в современных условиях семья выполняет большинство своих функций, существуя, как малая социальная группа, в свободное от основной трудовой и учебной деятельности ее членов время. От созидательного социально-психологического содержания досуга, превращения его в форму социально-психологической помощи находится в зависимости реализация, сохранение и приумножение семьей благоприятных межличностных отношений, духовно-нравственных потенциалов, социально-психологического климата, эффективности и стабильности семейной группы, а также ее материальное благополучие, так как, например, труд на земельном участке является средством выживания для достаточно многих семей. 
Под досугом понимается внерабочее или свободное время, которое делится на следующие части: первая предполагает преимущественную обусловленность выбора внешними по отношению к личности факторами, вторая - желанием и волей субъекта, т. е. это та часть свободного времени, которой личность распоряжается по своему усмотрению и является досугом. Понятие "досуг" близко к понятиям "отдых" и "развлечение", но не тождественно им, так как досуг не сводится только к отдыху, ибо он может быть заполнен деятельностью, которая не уменьшает, а увеличивает усталость от основной работы. Вместе с тем, досуг не исчерпывается развлечениями, потому что он может включать в себя и иные формы времяпрепровождения.
Под досуговой средой понимается социальная ситуация, когда в свободное время функционирует неформальная группа, в основе жизни которой лежат межличностные отношения, групповые нормы, ценности и санкции, для которых характерны отношения дружбы, проявления симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания и уважения, а существование такой группы преследует социальные продуктивные цели. Организованный досуг является социальной средой, в определении которой используются понятия: культурно-просветительная работа, социально-культурная сфера, рекреативная деятельность. Они имеют в своей основе рекреацию, как восстановление и приумножение способностей и возможностей личности в игровой форме. 
Исследовательская работа состояла из трех этапов. На первом этапе (1996-1998) осуществлялась индивидуальная работа с молодыми семьями с использованием таких методов, как опрос, беседа, индивидуальное тестирование. На втором этапе (1998-2000) был осуществлен эксперимент по созданию досуговой среды. На третьем этапе (2000-2002) была проведена статистическая обработка и теоретический анализ полученных данных. 
В процессе осуществления экспериментального исследования мы опирались на следующие переменные. В качестве независимой экспериментальной переменной выступила специально созданная нами на исследовательской площадке досуговая среда, обладавшая высокими нравственными характеристиками, главными субъектами и приоритетами которой являлись семейный образ жизни, брачно-семейная мораль и первичный семейный коллектив. В качестве зависимых экспериментальных переменных выступили такие свойства группы и личности, как уровень психосоциального стресса, удовлетворенность браком, конфликтность, социально-психологический климат, самооценка и отношение к семье. 
Неэкспериментальными переменными в нашем исследовании выступали такие социально-демографические характеристики членов семейных групп, как сходная профессиональная деятельность испытуемых, возраст и статус семей курсантов и офицеров. 
На всех этапах исследования использовались методики, наиболее полно отвечающие целям и задачам научного поиска. Но подлинным центром исследования стало использование свободного времени членов молодых семей для создания социальной среды, в которой мог осуществляться совместный досуг, обладающий следующими характеристиками: низкострессовым содержанием деятельности, использованием социотехник, обеспечивающих минимизацию негативных влияний психосоциального стресса на семьи и формирующих продуктивные модели поведения супругов в браке, посредством предоставления социально-значимых образцов поведения для отождествления и воплощения в семейной жизнедеятельности. Предполагалось, что этот экспериментальный импульс приведет к существенным изменениям зависимых экспериментальных переменных.

Во второй главе "Организация социально-психологической помощи семье" даны детализированные характеристики объекта исследования, описана организация экспериментального исследования и методы исследования. Наиболее информативным для измерения основных переменных оказалось осуществление наблюдений за поведением испытуемых в досуговых, семейных и иных групповых средах. В качестве единиц наблюдений использовались "транзакции" (акты взаимодействия) в ходе совместной деятельности. Также применялись и другие методы диагностики: беседа, анкетирование, письменный опрос, групповая дискуссия. Адекватность данных приемов исследования к проблеме исследования заключалась в возможности непосредственного анализа группового поведения испытуемых, независимо от подготовленности наблюдаемых лиц, а также многомерность охвата, широта поля наблюдения. Отметим, что факторы, снижающие достоверность используемых нами методов (социальное положение наблюдателя, насыщение его наблюдаемыми событиями и иные личностные качества) были сведены к минимуму. Использование методов статистической обработки состояло в первичном упорядочивании данных, вторичном математико-статистическом и статистическом резюмировании. Это позволило провести теоретическую обработку полученных результатов и выработать практические итоги исследования.
В Тамбовском высшем военном командном краснознаменном училище химической защиты были исследованы актуальные социально-психологические трудности членов семей офицеров, курсантов и прапорщиков. 
Трудности семейных групп были классифицированы по степени их решения социально-психологическими методами на три группы. К первой группе наиболее разрешимых социально-психологическими методами трудностей были отнесены следующие: одиночество, конфликты и трудности в межличностных отношениях, воспитание детей, низкий социально-психологический статус.
Затруднения следующего ряда могут быть разрешены социально-психологическими методами с несколько меньшим эффектом: отношение к здоровью, хозяйственные и бытовые трудности, тревожность "за судьбы близких людей", недостаток сил, отсутствие стабильности в жизни, тревога за будущее Родины. Данные трудности можно, в определенной степени, решить методами и формами, реализуемыми в досуговой развивающей социальной среде. Объективные трудности необеспеченности жильем и работой непосредственно социально-психологическими методами решаться не могут.
Это позволило использовать шкалу психосоциального стресса для оценки результатов социально-психологической помощи семьям в досуговой среде. В настоящем исследовании не ставилась задача рассмотреть динамику стрессового воздействия на совокупность испытуемых. Ставилась задача минимизации негативных влияний, оказываемых современными условиями на жизнь курсантов, военнослужащих и их жен. В шкале были использованы различного рода утверждения, образующие признаки нервно-психического напряжения и усталости, предлагалось указать степень соответствия.
Инициатива и знание трудностей жизни семей военнослужащих позволили нам организовать "Клуб молодой семьи". Он представляет собой творческое содружество семей, стаж которых находился в пределах от года до 5 лет, не имеющих или имеющих детей дошкольного возраста, взаимодействующих на основе общих интересов формирования семьи, поиска оптимальных вариантов реализации важнейших функций семьи, решения различных проблем, связанных с супружеством и любовью, с рождением и развитием детей и других потребностей. Также среди членов клуба были семьи иных типов и с большим стажем совместной жизни. Все они принимали участие на добровольных началах. 
Материальную основу деятельности "Клуба молодой семьи" составляли доходы семей. Регулярность мероприятий была 1-2 раза в неделю в течение 1998-2000 годов. 
Программа работы "Клуба молодой семьи" была подчинена формированию определенных личностных характеристик зрелого мужчины и женщины как романтичной и возлюбленной супруги, реализации творческих, созидательных возможностей членов семей. Одним из условий повышения качества семейной жизни явился определенный социально-психологический климат в "Клубе молодой семьи". Для него было характерно наличие доверия и откровенности как по отношению к специалисту, так и между участниками мероприятий. Созданная высокая социально-психологическая атмосфера в группе досуга и удовлетворенные ожидания членов клуба посредством интрагрупповой активности детерминировали повышение удовлетворенности браком.
В рамках деятельности "Клуба молодой семьи" автором осуществлялись групповые и индивидуальные консультации и занятия по вопросам семейных отношений.
Испытуемые осуществляли многоплановую высоконравственную социально-ценную совместную деятельность с использованием традиционных супружеских моделей поведения. Основой стало предоставление для отождествления с социально-значимыми образцами поведения в досуговой среде с высокими нравственными характеристиками, главными субъектами которой являются семейный образ жизни, брачно-семейная мораль и первичный семейный коллектив.
На заключительном этапе исследования достоверность исследования обеспечивалась путем выделения эмпирически доказуемых заключений, критерием которых является системность предположения и распространение его на всю рассматриваемую совокупность исследуемых групп с максимальным соответствием между эмпирическим содержанием настоящей исследовательской гипотезы и социальной реальностью, выделение репрезентативных признаков соответствия, а также сопоставление полученных данных с результатами длительного социально-психологического изучения.

Третья глава "Результаты социально-психологической помощи семьям в досуговой среде" посвящена анализу итогов экспериментального исследования. 
В начале оказания социально-психологической помощи семьям подавляющее большинство испытуемых переживали проблемы, вызванные стрессовыми воздействиями общества, что проявлялось в межличностных семейных отношениях повышенной конфликтностью, в учебной и трудовой деятельности - усталостью, напряженностью и тревожностью. Маловероятно, что общественная социально-экономическая структура и обусловленные ею стрессовые влияния могли претерпеть значительные изменения в положительную сторону. Это подтверждается рядом интервью, в которых испытуемые приводят аргументы о таких показателях общественного развития, как качество жизни и уровень доходов. Сопоставляя данные социально-психологического исследования с данными экономической статистики, мы пришли к выводу, что фундаментальных предпосылок для изменения качества жизни населения не наблюдается.
Воздействие в условиях специально созданной досуговой среды на зависимую экспериментальную переменную, т.е. на эмоциональное отношение членов семей к стрессовым влияниям обычной среды, оказалось существенным и заключалось в том, что была актуализирована способность респондентов действовать психологически более экономно, умело чередовать напряжение с расслаблением, что обеспечивало более высокую степень удовлетворенности браком. Это явилось причиной устойчивой тенденции к снижению проблем и конфликтов в семье, установленной при измерении зависимых экспериментальных переменных. Показатели до введения экспериментального импульса и после него претерпели изменения с 1,85 по 3,00 баллов.
Измерения самооценки членов семей до введения экспериментального импульса показали, что среднеарифметический балл составил 88, это позволяет оценить данный уровень как низкий. После введения экспериментального импульса среднеарифметический балл составил 25, что позволяет охарактеризовать данный уровень самооценки как вполне адекватный, при которой человек, как правило, оказывается не отягощенным чувством неполноценности, правильно реагирующим на замечания и критику.
Проведенные игровые соревнования в различных видах досуговой активности, в конкурсах и викторинах развили чувство принадлежности к группе, породив совместные переживания, качественно изменив отношение к себе и другим. Проведенные мероприятия в определенной мере сплотили семью, помогли достичь взаимопонимания между ее членами. В начале экспериментальной работы выявлено, что большинство членов клуба желали активного проведения досуга, содержательного общения, наполнения времени интересными занятиями, разрешения трудностей семейной жизни, повышения психологической культуры межличностных отношений в браке. Самоидентификация с социальной группой также стала значимым социально-психологическим состоянием, имеющим важное значение для изменения самооценки. Изменение направленности целей, ценностей досуга в определенной степени сказалось на психологическом единстве группы. Качественно изменилось отношение к себе и, следовательно, степень удовлетворенности браком. Реализация предложенных нами социотехник сплотила членов семейных групп, помогла достичь взаимопонимания между ними. Данный факт зафиксирован в 73% испытуемых семей. В этих семейных группах возник феномен интегративности как меры единства, слитности, общности членов группы друг с другом, следствием чего стало повышение степени удовлетворенности браком у участников эксперимента.
Повышение удовлетворенности браком было обусловлено рядом обстоятельств. Разработанные и использованные социотехники имели в своей основе развитие продуктивных и нравственных отношений между супругами. В частности, это научение навыкам коммуникации, в том числе невербальной, бытовым навыкам с положительным обуславливанием социально желательных навыков поведения; становление измененных социальных и семейных ролей супругов; позитивное восприятие ситуации и личности в кризисной ситуации; анализ воспроизводства инфантильных конфликтов в супружеской семье, обучение методам релаксации и восстановления душевного равновесия. Данную деятельность осуществлял автор диссертационной исследования, который и разрабатывал предложенные социотехники, а также систему рекомендаций по совершенствованию управления досуговой средой.
Для измерения зависимых переменных использовался тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Он показал степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком. 
Различия между средними для проблемных и благополучных пар достоверны по критерию Стьюдента (t = 10.835) на уровне значимости 0.01. По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0.05. Средневзвешенные суммарные баллы, полученные до введения экспериментального импульса, составили 25 баллов, после его введения - 35 баллов.
Реализованные личностные потребности членов клуба стали основой социально-психологической помощи и самопомощи семьи, оказав выраженное влияние на степень удовлетворенности браком. До введения экспериментального импульса средневзвешенный балл показывал потенциальное неблагополучие, а сами браки можно было охарактеризовать как переходные, с определенным комплексом трудностей. Через год зафиксирован средневзвешенный балл, равный 35, что свидетельствует о положительной тенденции перемещения совокупности испытуемых в категорию "скорее благополучных / благополучных" семей, для которых типично развитие таких психологических свойств, как адекватная самооценка, низкий уровень откликаемости на стрессовые воздействия, высокая степень удовлетворенности браком и благоприятная психологическая атмосфера в семейной группе.
Одним из основных условий эффективности помощи молодой семье стало духовное содержание социально-психологической помощи, которое явилось базовой основой, направлявшей личность на самосовершенствование, самоактуализацию и творчество в решении трудностей семейной жизни. Осуществленный план социально-психологического эксперимента, созданная высокая социально-психологическая атмосфера в группе досуга, реализованные посредством интрагрупповой активности ожидания членов клуба, проработка причин семейных конфликтов и методов их предупреждения и разрешения детерминировали повышение удовлетворенности браком.
На основе реальных жизненных ситуаций планомерно проходило обучение членов клуба психологии семейных взаимоотношений, методам и способам психологической саморегуляции, предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. На основе этой деятельности были подготовлены рекомендации по личностно-психологической совместимости, что позволило выявить предполагаемых инициаторов семейных конфликтов. Посредством этого было обосновано применение адресного контроля психологов и курсовых воспитателей к наиболее значимым для формирования микроклимата семей личностям.
Важным условием социально-психологической помощи стало положение, что совершенство каждого члена семьи в быту во многом является основой спокойной и достойной жизни. С целью становления и совершенствования бытовых навыков были проведены различные мероприятия, в которых на фоне дружеских отношений проходило обучение молодых супругов. Это обусловило функционирование своеобразной школы лидеров.
Также необходимым фактором можно считать профессионализацию руководства клубом семьи, позитивную динамику личностных качеств руководства. Это отражает активность членов клуба, выразивших желание работать общественниками, что является отражением феномена интрагрупповой активности, появления традиций клуба. Таким образом, в ходе работы были выявлены основные условия эффективности социально-психологической помощи семье в условиях досуговой среды.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования и содержатся следующие выводы:
1. Ведущими условиями эффективности социально-психологической помощи и повышения удовлетворенности браком в семейных группах, находящихся в условиях социально-стрессовых воздействий реформируемого общества, являются: 
- изменение социальной досуговой среды на социально-психологическом, управленческом и профессиональном уровнях, обеспечивающее адаптацию среды к потребностям семейной группы; 
- формирование сопричастности членов семей к действенной ответственности за общую семьи.
2. Включение семей в развивающую досуговую среду обусловило повышение степени удовлетворенности браком посредством: 
- раскрытия в членах семей рациональных и творческих личностных возможностей, а также формирования адекватной самооценки; 
- проявления адекватной высоконравственной брачно-семейной мотивации;
- овладения навыками устранения неадекватных форм поведения; 
- обеспечения эффективной и продуктивной коммуникации;
- снижения влияния социального стресса на членов семейных групп.
3. Наиболее сенситивными к изменениям оказались такие характеристики семьи, как удовлетворенность браком, социально-психологический климат, конфликтность членов семьи, отношение к своей семейной группе, ее системе норм, ценностей и санкций, ощущение причастности к семье, понимание причин и разрешение конфликтов, самооценка, осознание значимости совместной деятельности, личного вклада в результат совместной деятельности семейного коллектива.
4. Изменение социальной досуговой среды на социально-психологическом, управленческом и профессиональном уровнях, создание совместно с членами семей социально-психологического рекреативного пространства с предоставлением возможностей выбора традиционных высоконравственных моделей поведения и личностно-семейной самореализации стало одним из факторов повышения удовлетворенности браком.

Оглавление


По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Лаврушин В. И. Историко-культурное исследование семьи как носителя народной традиции // Материалы научной студенческой конференции. - Тамбов, 1996. - С. 23-25.
2. Лаврушин В. И. Семейные отношения - основа становления личности // II Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. - Тамбов, 1996. - С. 19-20. 
3. Лаврушин В. И. Историческое взаимодействие семьи и общества // Материалы научной конференции молодых ученых. - Тамбов, 1997. - С. 148-149. 
4. Лаврушин В. И. Совместный семейный досуг // III Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. - Тамбов, 1998. - С. 25-26.
5. Лаврушин В. И. Социально-стрессовые расстройства населения России периода реформ // III Державинские чтения. Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. - Тамбов, - Тамбов, 1998 год. - С. 30-32.
6. Лаврушин В.И. Цели деятельности семейных социально-культурных учреждений // IV Державинские чтения. Материалы научной конференции молодых ученых. - Тамбов, 1999. - С. 87-88.
7. Лаврушин В. И. Социально-культурные проблемы семьи в современной России // IV Державинские чтения. Материалы научной конференции молодых ученых. - Тамбов, 1999. - С. 90-92.
8. Лаврушин В. И. Тренинг взаимоотношений системы социально-культурной деятельности в формировании семьи // IV Державинские чтения. Материалы научной конференции преподавателей. - Тамбов, 1999. - С. 13-14.
9. Лаврушин В. И. Проблемы возникновения в России клубов семьи в 80-е годы ХХ века // IV Державинские чтения. Материалы научной конференции преподавателей. - Тамбов, 1999. - С. 32-33
10. Лаврушин В. И. Задачи клубов семьи // Подросток нашего двора: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Тамбов, 1999. - С. 29-30.
11. Лаврушин В. И. Проблемы формирования национальной семейной идеологии // Духовное творчество народа: проблемы изучения и актуализации. Материалы межвузовской научной конференции. - Тамбов, 2000. - С. 57-60.
12. Лаврушин В. И. Проблемы культуры современной семьи и возрождение традиций психоанализа // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2000. - С. 51-52 (в соавторстве Г. И. Трифоновым).
13. Лаврушин В. И. Социально-психологические направления предупреждения насилия в семье // Женщины и насилие в условиях общественных изменений: Материалы Российской научно-практической конференции. - Ярославль, 2000. - С. 241-243
14. Лаврушин В. И. Феномен регресса личности в семье // Материалы IV научной конференции "Молодые ученые". - Тамбов, 2000. - С. 127-130.
15. Лаврушин В. И. Некоторые итоги фамилистической деятельности социально-культурных учреждений региона на пороге второго тысячелетия // Материалы V научной конференции "Молодые ученые". Тамбов, 2000. - С. 124-125.
16. Лаврушин В. И. Гендерные проблемы женского лидерства в семье: лонгитюдное психологическое исследование клинического случая влияния женского лидерства на формирование мужской мотивации, поведения и жизненного пути // От мужских и женских к гендерным исследованиям: Материалы международной научной конференции. - Тамбов, 2001. - С. 208-210.
17. Лаврушин В. И. Гендерные различия в структуре ценностных ориентаций современной семьи // От мужских и женских к гендерным исследованиям: Материалы международной научной конференции. - Тамбов, 2001. - С. 211-214 (в соавторстве с И. Н. Логвиновым, А. С. Силаковым).
18. Лаврушин В. И. Социальные основы технологии организации досуга молодой семьи // Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тамбов, 2001. - С. 110-113.
19. Лаврушин В. И. Технология организации семейного досуга // Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - Тамбов, 2002. - С. 287-322. 


Оглавление

[Кафедра психологии КурГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz