СЕВРЮКОВА Галина Алексеевна

"СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
(НА МАТЕРИАЛАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕГИОНА РФ)"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

специальность - 22.00.05 - политическая социология

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы

Введение

 

Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования

Первая глава

 

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

Вторая глава

 

Апробация исследования

Третья глава

 

Положения, выносимые на защиту

Заключение

 

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Севрюкова Г.А.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема безопасного и устойчивого развития общества волновала человеческую мысль во все времена, начиная с античности. Платон и Аристотель, Иммануил Кант и Роберт Оуэн, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Эрих Фромм, Питирим Сорокин - вот далеко не полный перечень выдающихся умов, бившихся над решением задачи об устойчивом, стабильном обществе, о природе угроз безопасности и путях их преодоления. И не случайно сегодня многие исследователи обращаются к теоретическим, методологическим и прикладным проблемам безопасности. Постиндустриальные социальные, экономические, политические и культурные сдвиги не только являются знамением кризиса, но и свидетельствуют о переломном характере нынешней эпохи.

Актуальность диссертационного исследования социальной стабильности как условия обеспечения жизненно важных интересов российского общества на материалах Центрального региона России обусловлена необходимостью научного осмысления безопасности как целостного, интегрального феномена, вбирающего в себя все виды безопасности (экономическую, военную, продовольственную, социальную, политическую, информационную и др.). Именно это обстоятельство делает необходимым комплексное рассмотрение проблем национальной безопасности и социально-политической стабильности российских регионов с позиций системно-структурного подхода.
Социально-политическая обусловленность стабильности российского общества представляется нам ключевым моментом в понимании сущности национальной безопасности, ее внутренних детерминант, требующих раскрытия взаимосвязи элементов гражданского общества и структур государственной власти. Представляется, что без социологического исследования проблем социальной стабильности нельзя строить действительно научную теорию безопасности личности, общества и государства.
Безопасность и устойчивость общества есть закономерное следствие необходимого взаимодействия и нормального функционирования всех структурных элементов социально-политической системы, обеспечивающее ее целостность, существование и развитие. Максимальное внимание к динамике и характеру социально-политических противоречий, отслеживание различных степеней социальной напряженности, оперативное и достоверное информирование органов власти - важный прикладной аспект развития научного знания в области национальной безопасности. В этом, прежде всего, мы видим практическую актуальность проблемы социальной стабильности.

В качестве объекта исследования выступает социальная жизнедеятельность населения Центрального региона Российской Федерации.
Предметом исследования является анализ условий, явлений и факторов социальной стабильности обеспечения безопасности личности и общества.
Генеральной гипотезой исследования выдвинуто предположение о социальной обусловленности безопасности региона, когда стабильность выступает в качестве необходимого условия обеспечения национальной безопасности государства в целом, являясь его внутренней детерминантой.
Цель исследования состоит в комплексном анализе условий и явлений, обеспечивающих социально-политическую стабильность в основных сферах жизнедеятельности общества: социальной, экономической, политической и духовной.
Конкретные задачи научного исследования, сформулированные в соответствии с целью, состоят в том, чтобы:
- обобщить концептуальные идеи и эмпирические данные по проблемам национальных интересов России и национальной безопасности на основе анализа законодательства Российской Федерации, нормативных актов и концепций государственной политики;
- выявить социальные, экономические, политические, духовные условия, создающие угрозы социальной стабильности посредством осуществления конкретно-социологического исследования в Центральном регионе;
- дать оценку развития кризисных явлений в социальной жизнедеятельности, реалий социально-политической ситуации, а также представленность социальных перспектив жизнедеятельности и основных духовно-идеологических ценностей в сознании населения Центрального региона;
- на основе предпринятого научного исследования сформулировать выводы и дать практические рекомендации по обеспечению социальной стабильности на региональном уровне.

Степень разработанности проблемы. В современных научных публикациях отечественных ученых проблемы национальной безопасности исследованы с различной степенью подробности и объективности. Нам представляется, что региональный компонент социальной стабильности российского общества и его влияние на национальную безопасность России исследован недостаточно. Поэтому реализация цели и задач исследования потребовали изучения самого широкого круга работ.
Учитывая комплексный характер проблемы социальной стабильности российского общества, ее зависимость от проводимого внутриполитического курса государства, уровня его социально-экономического развития, нами были изучены работы о соотношении экономики и политики, определении национально-государственных интересов и внутриполитических приоритетов, проблемах национальной безопасности. Необходимо отметить значительный вклад ученых России, в том числе РАГС при Президенте Российской Федерации в изучении рассматриваемой проблемы. Работы отечественных ученых и специалистов-практиков позволили нам осуществить анализ тенденций, процессов и перспектив в сфере обеспечения социальной стабильности российского общества. Актуальные проблемы постсоветского развития России, обеспечения ее национальной безопасности отражены в ряде докторских и кандидатских диссертаций, монографий, научных статей и др.

Общетеоретической основой исследования послужили работы социологов Е.Г. Андрющенко, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, И.А. Ильина, В.В Локосова, Н.Р. Маликовой, Г.В. Осипова, О.В. Рукавишникова, Г.Г. Силласте, С.Г. Спасибенко, П.А. Сорокина, В.А. Ядова; демографов И.С. Даниленко, Ю.К. Гордеева; политологов Е.И. Глушенковой, П.К. Киселева, В.А. Мальцева, В.П. Петрова, В.В. Серебрянникова; экономистов Л.И. Абалкина, А.П. Бутенко, Ю.М. Горского, Н.А. Зубаревич, А.Г. Хорохордина, Н.П. Шмелева, А.В. Шумило; специалистов в области национальной безопасности А.Г. Арбатова, А.В. Возженикова, Н.А. Косолапова, И.К. Макаренко, В.Л. Манилова, А.А. Прохожева, А.Т. Хлопьева, Э.Г. Шевелева и др.
Реализация поставленных задач осуществлялась с помощью следующих методов исследования: историографического анализа, сравнительного анализа данных социологических исследований, анализа документов, законов и подзаконных актов, государственных документов, анализа статистических и других мониторинговых данных. В результате осуществления исследования была подтверждена генеральная гипотеза.
Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивалась применением взаимодополняющих методов, привлечением конкретных социологических данных (в том числе и собственного исследования, предпринятого в 1999-2000 гг.), репрезентирующих содержание решаемых задач исследования, применением методов статистической обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что:
– нами впервые проанализирована взаимосвязь и взаимообусловленность между состоянием социальной стабильности на региональном уровне и национальной безопасностью российского общества в целом;
– впервые дан комплексный анализ содержания социально-политической стабильности Центрального региона РФ, его места и функций в системе национальной безопасности;
– в отличие от предшествующих работ по проблемам национальной безопасности приоритет отдан нами ее внутриполитическим, социальным, экономическим, демографическим и духовно-идеологическим условиям.
Научно-практическая значимость. Выводы, полученные нами в ходе исследования, могут иметь практическое значение для деятельность органов государственной власти и управления (Федеральной службы безопасности, Центрального аппарата МЧС России и подведомственных ему учреждений, Министерства образования, областных, городских и районных администраций Центрального региона России), общественных организаций, правоохранительных органов при разработке планов конкретных мероприятий и действий, направленных на выполнение возложенных на них задач по регулированию различного рода социальных процессов и обеспечению социальной стабильности на региональном уровне. Материалы работы можно использовать в преподавании некоторых разделов социологии, политологии, социальной психологии.

Положения, выносимые на защиту:
– кризисные явления в Центральном регионе России привели к возникновению спектра угроз национальной безопасности в социальной сфере;
– взаимосвязь и взаимообусловленность многих условий социальной стабильности регионов, их уровень и степень защищенности национальных интересов в целом;
– духовные и идейно-политические моменты осознания группами населения Центрального региона условий их жизнедеятельности определяют национальные, духовные и культурные ценности и влияют на стабильность общества;
– принципы построения политики обеспечения национальной безопасности на региональном уровне требуют выделения социальной сферы в качестве приоритетной.

Апробация исследования. Основные результаты исследования и практические рекомендации по конкретно-социологическому исследованию были представлены в администрацию Курской области и городскую администрации Курска, прошли апробацию на Международном экологическом симпозиуме "Перспективные информационные технологии и проблемы управления рисками на пороге нового тысячелетия", проводимом в рамках ежегодных научных чтений "Белые ночи" (Санкт-Петербург, 2000), на региональной научно-практической конференции: "Социально-политическая безопасность: федеральный и региональный аспекты" (Курск, 1999) и областной научно-практической конференции "Экономика России: вчера, сегодня, завтра", (Курск, 2000) и получили положительную оценку научной общественности.
Структура работы: диссертация содержит введение, три главы, заключение, библиографический список из 150 наименований и приложения.

Оглавление



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются предмет и объект исследования, ставятся цели работы, формулируется гипотеза и задачи исследования, выделяются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описываются апробация и общая структура работы.

В главе 1 "Социальная стабильность как условие обеспечения жизненно важных интересов российского общества" анализируются национальные интересы с точки зрения обеспечения национальной безопасности российского государства. Главным объектом и субъектом национальной безопасности, безусловно, выступает человек - самое ценное, но и наиболее опасное для себя и для окружающей среды существо на Земле. Присутствуя во всех видах безопасности, человек является важнейшим фактором обеспечения безопасности всех других видов и уровней. При этом положение человеческой личности определяется состоянием общества, государства. Итак, национальная безопасность это то состояние общества и государства, которое обеспечивает состояние защищенности личности, потенциал развития страны на длительный исторический период, стабильность и благополучие общества. Реальности состояния важнейших показателей жизни россиян, общества и государства в наши дни показывают критические грани кризиса всех сторон существования человека и семьи, предпринимателя и предпринимательства, основных гражданских институтов и правящей элиты, главных властных структур России.
Это создает обстановку угрозы безопасности, нестабильности, разрушительных столкновений и, в конечном счете - возможность национальной катастрофы. Справиться с кризисом, как показывает мировой опыт, невозможно без стабильной социальной обстановки. Своеобразие нынешнего положения России указывает на критическую ситуацию с реализацией права людей на личную безопасность. Помимо разгула преступности, серьезную опасность для населения представляют массовые отравления людей, эпидемии, аварии на транспорте, экологические и техногенные катастрофы. Отсутствие надежного правозащитного механизма приводит к тому, что население начинает ориентироваться на неконституционные способы защиты своих прав и свобод. Все большая доля населения считает жизненно важным иметь дома огнестрельное оружие и в случае необходимости применить его. Широкое распространение получили митинги, забастовки, пикетирование административных зданий, голодовки и самосожжение. Все эти обстоятельства непосредственным образом сказываются на социальном самочувствии общества и во многом определяют стабильность обстановки в стране.
Социальная стабильность - это устойчивое состояние социальной системы общества, позволяющее ей функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних изменений. При этом она предполагает сохранение экономической и политической структур общества, определяемых Конституцией и законодательством страны. Социальная стабильность не означает консервации раз и навсегда установленных порядков и образа жизни. Стабильное общество может успешно развиваться, своевременно заменяя устаревшие формы экономического и социального развития новыми, отвечающими изменившимся общественным потребностям, переменам во внутреннем и внешнем положении страны. Социальная стабильность, таким образом, представляет собой такое сочетание устойчивости и внутреннего равновесия общества, которое обеспечивает максимально благоприятные условия для всестороннего развития человека. Она является результатом целенаправленной деятельности государства и социальных институтов в такой сфере общественной жизни как социальная безопасность. Стабильность общества можно трактовать и как устойчивость социального порядка. Это защищенность людей от нарушения их прав. Это сохранность жилья и имущества, уважение достоинства личности.
Следовательно, центральным моментом политики государства по обеспечению социальной безопасности, ее основным объектом должен быть человек, личность в социуме. Достижение социальной стабильности зависит от двух факторов: соблюдения прав человека и совершенствования качества жизни. Важным фактором обеспечения социальной стабильности является поддержание и совершенствование качества жизни людей. Понятие качества жизни возникло как результат исследований западных специалистов будущего "постиндустриального" общества. Оно явилось реакцией ученых на негативные последствия научно-технической революции на жизнь людей. В советской социологии вопросы качества жизни не получили самостоятельного научного развития и рассматривались лишь в связи с исследованием образа жизни на общесоциологическом уровне.
В наиболее общем виде образ жизни рассматривался как "совокупность, система существенных черт, характеризующих деятельность народов, классов, социальных групп, личностей в условиях определенной общественно-экономической формации". Общесоциологический подход просматривается и в определении качества жизни советскими социологами. Под качеством жизни ими понималось ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье.
В этом определении существует материальный компонент качества жизни. При политическом подходе, определяя качество жизни, следует учитывать не только ее материальные стороны, но и политические, духовные, этнонациональные, религиозные, семейные, связанные с "удовлетворенностью" человека социальной средой. В контексте решения Российским государством задач обеспечения безопасности, в том числе социальной, очень важно выделить количественные показатели качества жизни, отражающие ее духовные и материальные стороны. Данные социологического исследования, осуществленного нами в Центральном регионе в феврале-марте 2000 г., позволяют придти к менее пессимистичным выводам, чем данные мониторинга ВЦИОМ 1994-1997 гг. (см. табл. 1).
Социологические исследования свидетельствуют о том, что на первое место выходят негативные социальные последствия экономических реформ, которые привели к несправедливому распределению собственности, доходов, жизненных благ и власти.
Это является прямым следствием несправедливо проведенной приватизации, отсутствия позитивных для народа результатов экономических трансформаций, роста обездоленности разных социальных групп, потеря ими социальной защищенности со стороны государства.
На втором месте по частоте упоминания среди наиболее острых проблем стоит коррупция и взяточничество, на что указали 35,8% респондентов, третьим по частоте упоминания является положение дел в Чечне и прилегающих регионах России (25,7%). Примерно одинаковое количество респондентов указывают на остроту проблем задержек в выплате зарплат, пособий и пенсий, роста цен, кризис морали и ухудшения состояния окружающей среды (19% -21%.).
Мы считаем, что социально-политическая стабильность является сложной системой поддержания баланса отношений в обществе, нарушение которых приводит к самым отрицательным последствиям. Условия, оказывающие воздействие на уровень социальной стабильности в обществе, весьма разнообразны. В одних условиях определяющее значение для сохранения и укрепления социально-политической стабильности имеют условия экономические, в других - политические. Поэтому при определении уровня социальной стабильности и выявления угроз для нее, социологический подход требует конкретного анализа конкретной ситуации.
Российское общество перманентно и дискретно явно движется в направлении усиления социальной напряженности. Одновременно с осуществлением либеральных реформ возникает время от времени опасность потери российским обществом социальной стабильности из-за накопления множества скрытых противоречий и отсутствия опыта управления в условиях экономической и политической свободы. Хотя утверждается, что в России сейчас нет предпосылок для гражданской войны или широкомасштабных социальных беспорядков (элементы их можно отметить лишь в Чечне), наше общество далеко от состояния социальной стабильности. Оно является нестабильным. Признаки этого весьма многочисленные: и "горячие точки" внутри страны и на ее границах, и сепаратизм ряда регионов, и развитие организованной преступности и т.п.
Низкая социально-политическая стабильность несет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, что в наибольшей степени связано с такими факторами, как:
- недостаточная социальная защищенность личности;
- недоверие российских граждан к нынешней политической элите;
- рост националистических и сепаратистских настроений;
- заметная социальная напряженность, присущая российскому обществу;
- ухудшение демографического потенциала нашей страны;
- распространенность девиантного поведения во всех социальных группах;
- критическое положение с военным обеспечением национальной безопасности.
Именно эти обстоятельства делают актуальным исследование внутренних аспектов социальной стабильности на региональном уровне.

В главе 2 "Проблемы обеспечения социальной стабильности (угрозы социальной стабильности)" содержится описание угроз социально-политической стабильности Центрального региона России. Социально-экономические и демографические опасности и угрозы определяют состояние социально-политической безопасности на материальном уровне жизнедеятельности регионального социума - на уровне социально-трудовых, социально-производственных отношений и на воспроизводстве основного ресурса - людского.
Одним из существенных элементов, угрожающих экономической безопасности регионов России, является разрыв экономических и производственно-технологических связей со странами ближнего зарубежья, прежде всего СНГ. Наиболее уязвимыми, с точки зрения поставок сырья, нарушение поставок сырья и продукции материально-технического назначения из стран ближнего зарубежья являются регионы Урала, Центральной России, ряд территорий Северного района (Архангельская, Мурманская области), Северо-Западного района (Санкт-Петербург, Ленинградская область), Волго-Вятского (Нижегородская область, Чувашская Республика), Поволжского (Саратовская, Самарская области), Центрально-Черноземного (Воронежская область), где сосредоточены предприятия металлургического комплекса, высокоточного машиностроения, включая оборонную промышленность, текстильного производства.
Для выделения кризисных регионов по экологическому фактору использовались показатели, определяющие нагрузку на окружающую среду и ее состояние. При этом применялись и относительные показатели нагрузки на окружающую среду, превышения нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, использования природных ресурсов и разные обобщенные оценки. Кризисная ситуация отмечается в 26 субъектах РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тульская, Рязанская, Вологодская, Мурманская, Свердловская, Челябинская, Кемеровская области, республика Карелия, республика Калмыкия, другие области и республики); предкризисная - в 10 субъектах РФ (Курская и Ярославская области, республика Башкортостан и другие).
Дестабилизирующие условия в социальной сфере характеризуются занятостью (уровень безработицы), демографической ситуацией (уровень депопуляции населения), уровнем жизни населения (уровень бедности). Удельный вес регионов, охваченных депопуляцией в острой форме по количеству проживающего в них населения, превышает 30% всего населения РФ.
Сложившаяся на сегодня экономическая ситуация в регионах весьма необычна для кризисных 90-х годов - впервые парламентские и президентские выборы в России прошли на фоне достаточно длительного промышленного роста. Потенциал этого роста был создан девальвацией рубля после финансового кризиса августа 1998 года. Девальвация ослабила конкуренцию для импортозамещающих производств, уменьшила издержки для экспортеров. Сыграла свою роль и благоприятная конъюнктура мирового рынка. Начавшись осенью 1998, промышленный рост сохраняется и до сих пор, вопреки многочисленным предсказаниям его краткосрочности.
Но тем интереснее оценить, как регионы выходят из критической ситуации при создании более или менее благоприятных условий. В региональной динамике промышленного производства улучшение впечатляющее: количество регионов с растущим объемом производства увеличилось более чем в 3 раза - с 25 в 1998 году до 77 за январь-сентябрь 1999 года. Но даже благоприятная экономическая конъюнктура посткризисного периода не смогла перевесить множество проблем, характерных для удаленных и слабо освоенных территорий России.
Таким образом, посткризисное развитие привело к укреплению позиций не только регионов экспортной ориентации, но и аграрно-индустриального юга с развитой пищевой промышленностью, а также к оживлению экономики регионов перерабатывающей промышленности, в т.ч. машиностроения, расположенных в Европейском Центре. Поступления в бюджеты и внебюджетные фонды "живых" денег, особенно от продажи пищевой продукции, заметно укрепляют финансовую базу региональной исполнительной власти. В более длительной перспективе анализ динамики развития промышленности регионов РФ позволяет сделать несколько выводов:
- темпы промышленного роста в большинстве регионов в основном будут зависеть от темпов роста доходов населения России, без этого наиболее динамично развивающиеся импортозамещающие производства скоро "упрутся" в потолок спроса;
- ждать новых "ускорений" от экспортных регионов не стоит, для них сохранение умеренных темпов роста уже будет значительным достижением;
- деградация Севера и нарастающее отставание беднейших регионов продолжатся; в такой небогатой стране, как Россия, пока нет средств на действенную региональную политику поддержки экономически слабых территорий или компенсации сложных условий жизни1.
Итак, наличие кризисных регионов создает угрозу национальной безопасности России и ограничивает возможности ее движения по пути к устойчивому развитию. Поэтому стабилизация и преодоление кризисных ситуаций в регионах выдвигается в число первоочередных проблем выхода страны из общего социально-экономического кризиса.
Для современной региональной экономической политики характерны либерализация, стимулирование более полного использования потенциала самих регионов. Основным ее субъектом служат территориальные структуры: районы и регионы, а главная задача - выравнивание уровня их развития.
Для решения этой задачи необходимо, прежде всего, классифицировать регионы по характеру их реакции на экономические реформы: наличия у региона внутренних резервов для перелома экономической динамики, зависимость решения внутренних проблем от поддержки на федеральном уровне и от политики местных властей.
Региональные различия в социально-экономической ситуации можно условно разделить на условия объективные (уровень развития региона, его специализация и структура хозяйства, экономико-географическое положение и др.) и субъективные (политика властей всех уровней по отношению к региону, предпринимательская активность населения, поддержка или противодействие реформированию, изменение потоков миграции и др.). Можно отметить, что именно направленность действия субъективных условий в значительной мере определяет скорость и тенденции изменения объективных. В этом случае индикаторы, характеризующие объективные условия, выступают в качестве индикаторов более высокого порядка по отношению к индикаторов субъективных условий. Для того чтобы понять и прогнозировать тенденции регионов развития, необходимо определить закономерность, связи и масштабы влияния данных индикаторов.
Общая картина регионального развития России в 90-е годы является весьма пестрой и неустойчивой. Тем не менее, опираясь на полученные результаты, можно выдвинуть гипотезу о формировании "системы координат" регионального развития. В качестве "модельного региона" для 90-х годов может рассматриваться Центральный регион, богатый природными ресурсами и добившийся экономической самостоятельности от федерального Центра. Данная модель развития имеет свои наиболее характерным "эталонные" регионы - это ряд областей (Белгородская, Липецкая, Курская), добившихся экономического "суверенитета", с относительно невысоким (средним) уровнем доходов и низкими ценами. Покупательская способность здесь достаточно высокая, а степень имущественного расслоения, как правило, не превышает среднего по России показателя.
Анализ угроз социально-политической стабильности на региональном уровне позволяет утверждать, что назрела смена стратегического курса в управлении страной. Мы хотели на основе обобщенного видения региональных кризисных ситуаций - в частности, социально-экономических и демографических опасностей и угроз в регионе - в целом подчеркнуть срочную необходимость коренного поворота в жизни страны, а это упирается в стратегический выбор и политическую волю, направленные на воплощение его в жизнь, на укрепление социальной стабильности, как в регионе, так и в стране в целом.

В главе 3 "Уровень социальной стабильности Центрального региона России и пути его повышения" обосновываются пути повышения социально-политической стабильности. По мнению сотрудников центра политических технологий РФ, в августе-сентябре 1998 г. политической системе, созданной в постсоветской России Б.Н. Ельциным, был нанесен самый мощный удар, после которого под вопросом оказалась сама возможность ее выживания. Каковы же причины того катастрофического положения, в котором в настоящее время оказалась страна, того кризиса, который создал реальную угрозу самому существованию российского общества и государства?
Политическими причинами российского кризиса стали следующие. Во-первых, навязанная в 1993 г. российскому обществу авторитарная Конституция и созданная на ее основе государственная система, лишившая российское общество социального контроля и возможности корректировать или отвергать через парламент, в том числе разрушительный политический и экономический курс, усугубляющий социальную незащищенность масс.
Во-вторых, в стране фактически отсутствовали разделение властей и принцип эффективного представительства интересов общества со стороны парламентского большинства, избранного народом РФ.
В-третьих, цепная реакция распада Советского Союза, основывающаяся на принципе этнического самоопределения, перекинулась на многонациональную Россию. Начался парад суверенитетов первоначально в национальных республиках, а затем в краях и областях. Вслед за пирамидой ГКО могла рухнуть и пирамида российской государственности, построенная на основе весьма своеобразно понятого федерализма.
Никто из здравомыслящих людей не может отрицать, что общество не может существовать без сферы материального производства, что от уровня его развития так или иначе зависит состояние собственности и власти, благополучие населения, стабильность, устойчивость общественной жизни в целом. Вместе с тем, история показывает, что выход страны из кризиса, других напряженных обстоятельств во многом зависит от политики, духовного и нравственного здоровья нации, традиций ее жизни, социальной и политической активности народных масс, от степени учета и удовлетворения интересов различных общностей, структурирующих страну. И не в последнюю очередь это зависит от реализации принципа социальной справедливости.
"Ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость: все другие виды зла, которые приходится нам терпеть, ничто по сравнению с ней", - отмечал И. Кант. В настоящее время под справедливостью понимают соответствие меры прав и обязанностей субъекта, меры воздаяния и ответственности за его действия и соблюдение принципа юридического равенства всех членов общества.
Политика, в первую очередь, выступает средством регулирования отношений между классами, нациями, государствами по поводу достижения справедливости. Она выражает самые долгосрочные, коренные интересы людей, она начинается там, где миллионы, и является фактической судьбой миллионов. Поэтому основная сфера политики - это социальные отношения.
Социальные связи соединяют людей в обществе в устойчивые объединения, группы, которые дифференцируются по разным признакам: отношению средствам производства, профессии, размерам получаемого дохода, статусу, отношению к власти и др. В связи с этим как отдельные люди, так и социальные группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство - характерная черта любого современного общества. Оно порождается даже естественными различиями между людьми (силой, ловкостью, темпераментностью, смекалкой и т.д.). По многим социальным, этническим, демографическим, профессиональным и другим критериям и определяется структура общества.
Финансовое положение Центрального региона продолжает ухудшаться. Сократился размер прибыли, увеличились кредиторская и дебиторская задолженности, в том числе возрастает задолженность предприятий и организаций перед работниками по заработной плате. В областях района стала применяться вексельная форма взаиморасчетов.
Наиболее благоприятна обстановка в Белгородской области, где денежные доходы на душу населения возросли в 1,4 раза при росте потребительских цен на 27%. В области ниже, чем в других регионах, цены на хлебобулочные изделия, молоко, кисломолочные продукты, сыры твердые, муку, некоторые овощи. По состоянию на 30.12.96 стоимость месячного набора из 19 основных продуктов питания в областном центре на 2,3-11% дешевле, чем в других городах Центрального Черноземья.
По данным 1996 г. в Курской области2 потребительская корзина из 19 основных продуктов питания была на 18% меньше чем в целом по России. В Липецкой области денежные доходы населения выросли в 1,7 раза, реальные располагаемые доходы - на 8%, просроченная задолженность по заработной плате работающим с начала года возросла в 3,2 раза.
На занятость населения региона оказывает влияние экономическая нестабильность работы предприятий, количество высвобождаемых работников с каждым месяцем увеличивается. Уровень безработицы в Белгородской области составляет 1,4%, в Воронежской - 2,6%, в Липецкой области - 1,14%, что в 1,1 раза выше 1995 года, но в трое ниже среднероссийского показателя.
Годы проведения реформ не только не улучшили социально-экономического положения в России, но и привели страну к системному кризису во всех сферах общественной жизни. Следовательно, можно сделать вывод о подтверждении гипотезы, согласно которой социально-экономические реформы, проводимые в России, привели к ослаблению социально-политической безопасности одного из самых крупных регионов России - Центрального района.
Реальный выход из сложившейся ситуации - принятие нового курса реформирования российского общества. На основе социальных завоеваний в советское время, позитивных изменений периода реформирования России, а главное - при наличии такого научного, индустриального, сырьевого и человеческого потенциала, которым располагает Россия, можно осуществить мощный экономический, научно-технический и социальный прорыв вперед и прочно занять ведущие позиции в мировой экономической жизни и научно-технической сфере. Каковы пути выхода из кризиса России и ее сердцевины - Центрального региона?
Это, в первую очередь, смена курса социально-экономического развития страны с учетом современных закономерностей устойчивого общественного развития (что невозможно без учета принципов социализации, демократизации, гуманизации, экологизации) и накопленного собственного исторического опыта. Проводимым реформам необходимо придать социальную направленность, проводить их в интересах подавляющего большинства народа, а не кучки бюрократов и богачей.
Во-вторых, восстановить управляемость в стране, усилить роль государства во всех сферах общественной жизни и, в первую очередь, в экономике.
В-третьих, в корне изменить налоговую и финансовую политику, сделать ее не фискальной, а мобилизационной и социально-дифференцированной. Необходимо введение налогов на вывоз сырья, особенно нефти и газа. В тоже время следовало бы освободить от налогов предпринимателей, вкладывающих средства в развитие наукоемких производств. Необходимо представлять долгосрочные кредиты сельхозпредприятиям, отдельным фермерам, добивающимся высокой рентабельности своих хозяйств.
В-четвертых, необходимо установить примат власти народа над государством. Широкий круг прав представляет народу не государство или президент, а наоборот, система права, санкционированная народом, предоставляет возможность использовать и государство, и другие властные структуры как органы народовластия. Источник права - не государство, а народ и именно это зафиксировано в Конституции РФ. Права личности - в том числе право на труд - высшая ценность современного общества. Средства, обрекающие человека на бесправие, деградацию, унижение и т.д., безусловно реакционны.
В-пятых, важнейшим условием выхода России из кризиса является становление национального и социального согласия: необходимо решить вопросы о территориальной целостности и единстве России, о четкой концепции ее реформирования, выработанной на основе достижений современной науки. Метод "проб и ошибок", использованный властными структурами в первой половине 90-х годов, является несостоятельным и преступным. Все решения по реформированию страны должны приниматься со знанием дела.
Принципиально новая политическая реальность, которую мучительно осознают граждане нашей страны, заключается в том, что на рубеже веков для России возникли новые угрозы национальной безопасности. Она сегодня зависит как минимум от зарубежных кредиторов, курса доллара по отношению к рублю, импортных поставок и цен на сырье на мировом рынке, ждет иностранной помощи и инвестиций. Внешняя политика РФ перестала быть полностью самостоятельной. Следовательно, важнейшая задача руководства России в следующие годы - возрождение и укрепление могущества государства, обращая особое внимание на решение внутриполитических задач в социальной сфере.
Российское общество начинает оправляться от идеологического, мировоззренческого шока, вызванного развалом СССР и стремительной утратой былой государственной мощи. Более того, теперь вполне очевидно, что возрождающееся национальное самосознание России по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению своей исторической преемственности, прерванной в ХХ веке серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов.
Поэтому возможная идеологическая реакция этнодемографического ядра народа, живущего в условиях социального экспериментирования, в обществе одновременно и кризисном, и реформирующемся.
В результате многогранных изменений, произошедших за последние годы в обществе, значительная часть россиян потеряла идейные ориентиры. В этих условиях Президент РФ Б.Н. Ельцин в начале 1996 года даже подписал указ о разработке новой "русской национальной идеи". Более пяти лет Российский независимый институт социальных и национальных проблем и другие научно-исследовательские социологические центры ведут регулярные мониторинговые исследования общественного мнения с целью выявления и изучения идейно-политических ориентаций россиян, их психологического состояния, мотиваций политического поведения. Сопоставление различных точек зрения позволяет придти к определенным выводам. Некоторые специалисты полагают, что в обществе, основанном на принципах политического и идейного плюрализма, никакой идеологии, претендующей на роль государственной, не должно быть. Иногда сторонники такого подхода упрекают оппонентов в рецидивах тоталитарного мышления. Напротив, приверженцы формирования государственной идеологии считают ее важным инструментом консолидации общества, способом обретения им новой самоидентификации.
Национальной политике присущи определенные основополагающие ценности (принципы), которые должны учитываться на всех уровнях ее формирования и осуществления во всех органах государственной власти. Эти принципы вытекают из мирового опыта, особенностей многовековой российской государственности, современных реалий Российской Федерации.
В частности, должны учитываться следующие особенности государственно-национальной жизни России, неизменно присущие ей во все времена:
- преимущественно мирное сосуществование самого крупного народа (русского и других российских этносов), терпимое отношение государства ко всем религиозным конфессиям, к традициям, культуре, особенностям уклада жизни нерусских народов;
- приоритетное значение для русских, других народов России духовных и нравственных ценностей по сравнению с экономическими, материальными;
- государственно-национальный менталитет подавляющего большинства россиян, их соборность, коллективизм независимо от их национальностей и вероисповеданий: сильное единое государство для них не меньшая, а, может быть, даже большая ценность, нежели права и свободы отдельного гражданина.

Нам представляется обоснованным опора на следующие принципы построения национальной политики в сложных современных условиях.
Первый принцип - принцип научного анализа и творческого осмысления опыта осуществления национальной политики в нашей стране и за рубежом. Основные концептуальные положения национальной политики: равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к национализму, политическое и моральное осуждение людей, социальных групп, стремящихся достигнуть благополучия своего народа за счет ущемления интересов других народов.
Вторым принципом формирования современной национальной политики является принцип стабильности территориальных границ национально-государственных образований. К сожалению, территориальные претензии все более и более становятся взрывоопасным фактором и без того напряженной современной жизни.
Третьим принципом обновленной национальной политики является учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной и национальной сферах. Национальные отношения зависят от экономической, социокультурной и политической ситуации в обществе, от социального самочувствия населения. Основой национальных отношений является нормально функционирующая экономика и потребительский рынок, денежное обращение, сбалансированный межреспубликанский обмен. Разделение труда между государствами СНГ настолько глубокое, что ни одно из них не может удовлетворить внутригосударственное потребление без межгосударственного ввоза. Игнорирование этого принципа суверенными государствами СНГ привело к плачевному состоянию экономики этих государств, возникновению социальной напряженности.
Четвертый принцип - это целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Стратегия обновления национальных отношений должна быть нацелена на то, чтобы развитие рыночных отношений, изменения в хозяйствовании и оплате труда, в кадровой политике, в духовной жизни, в работе средств массовой информации имели единую и общую задачу, направленную на уважение чести и достоинства каждого человека, на более полное раскрытие потенциала всего общества.
Пятый принцип - оказание помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания. На VI съезде народных депутатов России (апрель 1992 г.) отмечалось, что ведомственные интересы бывших министерств нанесли огромный ущерб природопользованию Севера. Их деяния в этом регионе сравнивались с поведением колонизаторов и завоевателей. Они "в упор" не видели тех, кто здесь жил веками. Коренные жители оказались лишними на своей земле.
Шестой принцип - формирование этики межнациональных отношений, полное исключение из сферы межнациональных отношений всех форм несправедливости, насилия. Следует помнить и том, что народы, живущие вне региона основного расселения, имеют не только одинаковые права с коренным населением, но и обязанность с уважением относиться к его культурным, бытовым, историческим ценностям, признавать язык этого народа символом государственности, владеть им.
Российская Федерация является конституционной федерацией и, одновременно государством договорного типа. Федеральный договор был подписан 31 марта 1992 года, многие его положения вошли в текст Конституции. Но, тем не менее, это правовой нонсенс для международной правовой практики. Осуществление государственной власти происходит на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации, каковыми являются все республики, края, области, национальные округа (всего 89 субъектов федерации).
Главный вопрос, который стоит сейчас перед Россией: какие будут нравственные ориентиры ее будущего государственного строительства? На этот вопрос должен ответить сам народ.
Краеугольный камень возрождения великой державы - формирование духовности нации. Общенациональная доктрина должна основываться на национальной целях и ценностях, которые, в свою очередь, являются важнейшим условием всех преобразований.
На протяжении последних нескольких лет попытки спокойно и неполитизированно обсудить перспективы и пути развития нашего общества и государства не находили в широких кругах живого отклика. Прежде, чем двигаться вперед, общество должно осознать: где, в какой стадии исторического пути оно находится, каковы проблемы и ориентиры движения, принципы, способные оказаться основанием для конструктивной схемы развития. Она должна отвечать как общемировым тенденциям, так и особенностям нашего собственного развития и нашей российской истории.
В основу национальной идеи (которая определяет специфику общероссийского сознания вообще) могут быть интегрированы базовые ценностные ориентации русского характера и менталитета. Такими базовыми качествами русского. (во многом и российского) менталитета по данным конкретно-социологического исследования, проведенного нами в феврале-марте 2000 г., чаще всего называют следующие характеристики:
- соборность - на уровне социальной практики этот признак раскрывается в чувстве всеобщей солидарности, единения каждого человека с другими людьми, с миром при этом решительно отторгается индивидуальное стремление преследовать только свои интересы помимо и за счет интересов других;
- интенсивный поиск смысла жизни и высшей правды, стремление воплотить идеалы социальной справедливости;
- неприятие формальных ограничений деятельности человека, вера в действенность его внутренних регуляторов (совести, доброты, любви). Эта особенность отражена в стремлении выносить приговор (в широком смысле слова) "по совести, а не по закону" и др.
Перечисленные национально-культурные характеристики раскрывают суть национальных целей и ценностей, которые прочувствовали и выразили русские мыслители и художники XIX-начала XX вв. В. Соловьев, например, пишет: "Истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, то есть взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого". Таким образом, совместная жизнедеятельность народов, сохраняя индивидуальные признаки каждой национальной культуры, одновременно объединяет лучшие их качества и возможности. Такой синтез неизбежно порождает более высокое и справедливое единство народов, формирует у представителей разных этнических групп новые социальные способности и культурные качества. Национальная политика, выстроенная с учетом этих принципов, способна содействовать консолидации наций и народностей, преодолеть те антагонизмы, которые появились в период перестройки. И тогда национальную идею можно будет определить следующей формулой "социально-политическая стабильность и устойчивое развитие России и россиян, как единство в многообразии социального и этнического".
При всех различиях между государственной идеологией и национальной идеей существуют многочисленные, но далеко не всегда очевидные связи. Государственная идеология, как и национальная цели и ценности, вырабатывается не на произвольной основе. Поэтому так важно соотнесенность ее постулатов с историческими традициями государственной жизни, с нормами организации и широкой социальной практики. В процессе преобразований на реформаторов ложится ответственность не разрушать "работоспособные" базовые культурные ценности. Речь должна идти о придании им современного "облика", о наполнении их новым смыслом. Одновременно в отечественную практику следует внедрять и более продвинутые элементы социальной организации, эффективные технологии труда, новые представления о желательном и должном. При этом важно, чтобы предлагаемые нормы были совместимы с отечественными устойчивыми нормами деятельности и духовными стереотипами.
Некритическое восприятие западных форм капитализации общества и его демократизации - это, на наш взгляд, одна из причин обнищания сегодняшней русской духовности. Наш соотечественник И.А. Ильин выступал пророком, утверждая: "Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с Запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не исторический интерес, не благо русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации. Поэтому поведение русских людей и партий, потихоньку сговаривающихся с той или иной иностранной державой или закулисной международной организацией о будущем устройстве России, представляются нам проявлением или безответственного политического легкомыслия, или прямого предательства"3. Как справедливо отмечает И.А. Ильин, духовность нации связана с самостоятельностью, выраженной через ее самоутверждение в государственном устройстве; его державности; демократизацией всей общественной жизни; ориентацией на бережное отношение к культуре и гуманистическим историческим традициям. Настала пора построить государство, которое будет не барьером, а связующим звеном между благополучием нации, с одной стороны, и гигантскими общественными и интеллектуальными ресурсами страны - с другой. Возможно, это станет ясной и достойной версией "русской идеи" для грядущего столетия.

В заключении подведены итоги исследования социальной стабильности как условия обеспечения жизненно важных интересов российского общества. Социальная стабильность региона является условием обеспечения национальной безопасности России. Отсутствие продуманной национальной и региональной политики Центра чревато тем, что носящий в основном верхушечный характер процесс борьбы за суверенитет грозит приобрести значительную социальную базу, втянув в ряды недовольных Центром не только интеллигенцию, но и широкие слои населения. Становится более вероятным усиление национальных движений как титульных наций, так и национальных меньшинств.
В процессе принятия решений, касающихся взаимоотношений Центра и регионов, целесообразно принимать во внимание представления населения о национально-государственном устройстве России и некоторых смежных вопросах. Среди населения хотя и приглушаются, но продолжают оставаться распространенными компоненты различных этнократических доктрин, которые, в свою очередь, являются благодатной почвой для поддержки сепаратистской практики. Очевидно, потребуется целенаправленная работа по минимизации подобных настроений, широкое привлечение к этому средств массовой информации.
Одной из важнейших в теоретическом и практическом отношении проблем остается отношение к двум основополагающим принципам, получившим отражение в международных документах: национальное самоопределение и нерушимость государственных границ. Противопоставление и признание только какого-то одного из этих принципов непродуктивно. Национальная политика, проводимая федеральными властями РФ, должна исходить из того, что национальное самоопределение каждого народа необходимо и полезно, но в рамках единого российского государства, что ядром подобного самоопределения является национально-культурная автономия. Именно этой форме самоопределения принадлежит будущее. В русле этой господствующей мировой тенденции должны решаться все назревшие вопросы национального строительства в России.
Требуется дальнейшая теоретическая разработка проблемы субъектов Федерации. Их обилие и разнородность затрудняют создание реальной демократической Федерации. Необходима концепция их дальнейшего развития, возможной и желательной трансформации. Взаимоотношения федерального Центра и субъектов Федерации во многом зависят от успешного завершения процесса устранения противоречий между Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательствами субъектов Федерации, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации.
Остается актуальной проблема повышения уровня самостоятельности регионов, их интенсивного развития и утверждения принципов самоуправления, но не создающих угрозу единству и целостности России. Решение проблемы повышения экономической самостоятельности регионов должно быть обеспечено на основе многообразия способов самоорганизации с учетом местной специфики, культурных и региональных традиций.
В экономической интеграции регионов РФ важнейшее значение приобретает становление внутреннего, ориентированного на самодостаточность рынка, состоящего из равноправных государственных и негосударственных структур, способных в процессе своего функционирования удовлетворять потребности населения с учетом его социальной и национальной специфики.
Государство должно проводить политику поддержки межрегиональных объединений (союзы промышленников, аграриев, предпринимателей), имеющих свои органы управления и координации и вступающие в разносторонние отношения с Центром. Их создание и развитие представляет собой перспективную форму разнообразных горизонтальных связей, способных привести к естественному формированию новых, более крупных и жизнеспособных субъектов Федерации.
Практика деидеологизации социума, ревизии и девальвации исторических завоеваний и ценностей российских народов чревата разрушительными последствиями. Общество, лишенное идеологии, легко становится добычей идеологической экспансии извне. Идеологией, способной цементировать Россию, должен стать государственный патриотизм, идеи соборности, коллективизма, державности, равноправия всех народов.
Основные результаты исследования обобщены нами систему выводов:
1. Социальная стабильность является главным условием обеспечения национальной безопасности как на федеральном, так и на региональном уровнях.
2. Кризисное состояние российских регионов оказывает в основном негативное влияние на состояние и уровень национальной безопасности России.
3. Воздействие социально-экономических условий на социальную стабильность в регионе проявляется не прямо, а опосредованно, в системном и многоуровневом взаимодействии с политическими, идеологическим и культурными факторами.
4. Социально-политические характеристики региона (включая исторические, экономические, культурные, идеологические, этнонациональные и др.) существенным образом влияют на актуализацию и уровень социальной напряженности в регионе, а тем самым и на обеспечение национальной безопасности на региональном уровне.
5. Обеспечение национальной безопасности России и социальной стабильности российского общества на ближайшую и отдаленную перспективу делает актуальным решение проблемы национального самоопределения российского общества посредством перевода экономических, государственно-политических и социальных преобразований из состояния неопределенности в зону выработки конструктивной стратегии развития национальных целей, направленных на практическое улучшение жизни миллионов россиян.
6. Основой социально-политической направленности национальных целей должна стать стратегия общенационального развития, общей для политических элит и населения/

Оглавление


Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Севрюкова Г.А. Преодоление экологической угрозы национальной безопасности как условие социальной стабильности Российского общества // Перспективные информационные технологии и проблемы управления рисками на пороге нового тысячелетия (Материалы Международного экологического симпозиума в рамках ежегодных научных чтений "Белые ночи", г. Санкт-Петербург, июнь 2000). - С.-Пб., 2000. -С. 89-92.
2. Севрюкова Г.А. Социальная стабильность как условие обеспечения безопасности российского общества // Социально-политическая безопасность: федеральный и региональный аспекты (материалы региональной научно-практической конференции, г. Курск, ноябрь 1999). - Курск, 1999. - С. 153-155.
3. Севрюкова Г.А. Социально-политическая стабильность сквозь призму социальных ожиданий населения Центрального региона Российской Федерации (по материалам опроса в Курской области) // Развитие профессиональной и психологической культуры госслужащих: Сб. статей. / Под ред. А.А. Деркача. - М., 2000. -С. 127-138.
4. Севрюкова Г.А. Социально-экономическая стабильность региона: реальность и перспективы // Экономика России: вчера, сегодня, завтра (материалы областной научно-практической конференции, г. Курск, март 2000 г.) - Курск, 2000.- С.84-99.


Оглавление

[Кафедра психологии КГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]

 

Hosted by uCoz