Сушков Игорь Рудольфович

"Психология взаимоотношений групп в социальной системе"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук
специальность 19.00.05 - социальная психология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность проблемы Первая глава
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Вторая глава
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Третья глава
Апробация исследования Четвертая глава 
Положения, выносимые на защиту Заключение

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Сушков И.Р.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Диссертационное исследование на тему "Психология взаимоотношений групп в социальной системе" обобщает результат двадцатилетней работы автора. Началом исследований можно считать диссертационную работу "Межгрупповые отношения в производственной организации" на соискание ученой степени кандидата психологических наук, выполненную автором в Институте психологии АН СССР в 1984 году. 

Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы вызвана, с одной стороны, активными преобразованиями социальных структур России, происходящими в настоящее время, а, с другой, определенным дефицитом психологических знаний, необходимых для формирования гармоничных отношений между социальными группами.
В социальной психологии, в основном зарубежной к настоящему времени, сложилось более десятка крупных направлений, занятых изучением взаимодействия и взаимоотношений групп. К наиболее значительным можно отнести следующие: 
Реалистическая теория группового конфликта (Саммнер,1906; Уайт,1949; Шериф,1958; Ньюкомб,1960; Козер,1956; Стрингер,1998). Теория исходит из потребностей группы и считает, что группы в условиях межгруппового конфликта имеют несовместимые цели, связанные с овладением ресурсами. Основа этой концепции сформировалась во многом на почве аналогий, взятых из общественных форм поведения сообществ животных.
Теория социального обмена. (Хоманс,1950; Тибо и Келли,1958; Блэлок и Уилкин,1979). Основная концепция рассматривает общественное поведение как обмен "социальных товаров", регулируемый критериями справедливого распределении этих товаров между группами. 
Исследования межгруппового контакта. (Оллпорт,1950; Стефан,1999; Кук,1956). Исследования социальности замещаются изучением специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межгруппового кооперирования.
Исследования десегрегационных процессов, межэтнических аттитюдов и символического расизма (Амир,1969; Милнер,1979; Миллер и Брюер,1985; Петтигрю,1965; Мак Конахай,1976, Адамс,1997; Магнуссон,1996). Эти исследования являются по преимуществу развитием концепции межгруппового контакта и попытками согласовать эту концепцию с реальной сложностью социального контекста.
Исследование проблем конфликта и мира (Келман,1970; Боулдинг,1978; Грум,2000; Бэртон,1968; Райт,1951). Направление объединяет политологический, социологический, и психологический подходы к анализу взаимоотношений больших общественных групп, таких как государства и нации. Рассматриваются в основном экономические, политические, культурные механизмы функционирования государственной системы, условия сосуществования разных государственных систем. Психологическая модель взаимодействия включает в себя активного индивидуального субъекта, противопоставленного группе, помогающей удовлетворять его потребности и направляющей его активность в общественно одобряемое русло.
Исследования межгрупповых отношений в сфере управления организацией (Ливитт,1978; Лайкерт,1967; Браун,1978; Бреч,2002). Рассматривают проблемы повышения эффективности взаимодействия групп в организации.
Программы конфликтологических центров. Сеть разрешения конфликтов (Австралия), Центр анализа и разрешения конфликтов (университет Джорджа Мэйсона, США), Институт глобального мира и кооперации (университет в Сан Диего, США), Фонд мира Ганди (Индия) и множество других организаций. Эти научно-практические центры заняты разработкой эффективных технологий разрешения сложных межгрупповых конфликтов.
Исследование влияния меньшинства (Московичи,2000; Левайн,1980; Домс и Ван Авермайет,1980). Работы посвящены исследованию влияния меньшинства как источника инноваций в обществе, изучению механизмов власти и влияния в общественной системе. Социальный аспект в этих исследованиях принимает оттенок внешнего фактора, который индивид вынужден принимать в расчет в процессе своей адаптации к внешнему миру.
Теория социальной идентичности (Дуаз,1973; Джерард и Хойт,1974; Тэджфел,1971; Тернер,1975). Суть теории заключается в принадлежности индивида к определенной социальной категории, формировании, в связи с этим, чувства идентичности индивида с группой и появлении группового поведения. Опираясь на индивидуальные потребности, данная теория позволяет выяснить очень важные психологические механизмы межгруппового взаимодействия. Однако она в своем основании так и остается индивидуальной, не поднимаясь до уровня истинной социальности.
Теория самокатегоризации (Тернер,1985; Хогг,1987; Оукс,1987; Спирс,1997). Теория своими корнями уходит в теорию социальной идентичности, и главное свое внимание концентрирует на когнитивных процессах самоопределения индивида как члена определенной группы. Впервые обосновано существование группы как особой целостности. Но взгляд на природу и суть социального, в основном, идентичен взгляду предыдущей теории.
В отечественной науке первыми работами, специально посвященными психологическим механизмам взаимоотношений человеческих групп, можно назвать работы С.Л.Франка (1929), И.А.Ильина (1935) и Б.Ф.Поршнева (1966). Они затрагивали ряд фундаментальных проблем, но не касались динамической стороны развития межгрупповых отношений, а также не ставили задачу раскрытия психологических механизмов реализации социальных процессов на индивидуальном уровне жизнедеятельности.
В 80-90-е годы начали публиковаться результаты специальных и достаточно крупных исследований, раскрывающих новые стороны формирования отношений между группами. Это работы В.С.Агеева, Э.Н.Аллахвердянц, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедевой, Ю.А.Лунева, Л.И.Науменко, В.П.Познякова, Г.У.Солдатовой, П.Н.Шихирева. Работы, были посвящены очень важным вопросам и изучали проблемы миграции, межнациональных конфликтов, взаимодействия субъектов экономической, производственной деятельности, а также отдельные, изолированные свойства процесса построения межгрупповых отношений. 
С этого времени начало оформляться самостоятельное направление в отечественной науке - психология межгрупповых отношений. Конец 90-х годов знаменателен появлением первых фундаментальных работ, которые позволяют говорить о самостоятельном вкладе российских социальных психологов в изучение глобальных социальных процессов, лежащих в основе жизнедеятельности социума. Это работы В.С.Агеева, Н.М.Лебедевой, В.П.Познякова, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, П.Н.Шихирева.
Таким образом, к началу 90-х годов сформировались два научных центра, занятых проблемой межгрупповых отношений. Первый принадлежит МГУ. Второй был представлен лабораторией изучения психологии межгрупповых отношений Института психологии РАН. К проблеме сущности межгрупповых отношений эти центры относятся по-разному. 
Первый научный центр строил свою работу на положении о том, что социальное определяется "фактом совместности взаимодействия". 
Второй - направлял свои исследования по методологическому пути, который кратко сформулирован П.Н.Шихиревым в виде идей о ценностном отношении (оценке) как регуляторе поведения; о социальном взаимодействии как среде происхождения и обитания ценностного отношения; о межсубъектном характере социального уровня взаимодействия групп.
Многие исследования занимались изучением процесса реализации межгрупповых отношений в конкретных социальных структурах. Большая роль, при этом, отводилась специфическим условиям взаимодействия и влиянию этих условий на процесс построения межгрупповых отношений. 
Анализ научных публикаций показывает, что среди большого количества эмпирического материала и теоретических концепций, позволяющих изучить различные стороны межгрупповых отношений, почти отсутствуют исследования, затрагивающие проблему взаимности таких отношений.
Благодаря этим исследованиям и данным, полученным в ходе работы над диссертацией, открывается возможность увидеть за конкретным социальным контекстом сущность, роль и общие закономерности развития взаимоотношений как особого вида отношений между группами. 
Все это позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы и перспективности исследования взаимоотношений социальных групп, складывающихся в процессе их взаимодействия в социальной системе.

Цель исследования.  
Целью диссертационной работы служило исследование сущности и роли взаимоотношений социальных групп, изучение структуры этих отношений и обоснование этапов их развития. 
Объект исследования. Объектом исследования являлись взаимодействующие производственные, национальные, студенческие и территориальные группы как элементы соответствующих социальных систем. 
В диссертационной работе социальная система рассматривается как форма, обеспечивающая такие системные свойства, как целостность и целенаправленность. "Функцию формы ... могут выполнять лишь такие факторы, которые обладают свойством создавать относительно устойчивую сферу детерминации, в пределах которой, под влиянием формообразующего фактора развертываются содержательные процессы" (Асеев В.Г.).
Социальные системы неоднократно привлекали внимание при изучении проблем личностного и группового общения и деятельности. В большинстве случаев они рассматривались с помощью атрибутивно-описательного или структурного подходов. Поэтому, абстрагированные, как правило, от своих реальных межсистемных связей, фиксирующих их позицию в более широком социальном образовании, обладающем своими субъектными свойствами, они обычно теряли свои системные качества.
Диссертационная работа предусматривает включение соответствующей социальной системы, в границах которой осуществляется непосредственное межгрупповое взаимодействие, элементом более широких систем, выдвигающих свои требования к возникновению и реализации взаимоотношений социальных групп.
Предмет исследования. Предметом исследования были избраны взаимоотношения социальных групп, то есть социально-психологические отношения групп друг к другу как к элементам социальной системы, в которую они входят. 
Взаимоотношения социальных групп как элементов социальной системы формируют ее целостность. Они преобразуются в сознании групп в оценку их реального или потенциального взаимодействия, отражающую успешность этого взаимодействия с точки зрения реализации групповых потребностей. Кроме того, они обладают достаточной мотивирующей силой, чтобы вовлечь индивидов в процесс социального действия. Эмпирическим референтом отношений служит образ групп, как объективированное переживание оценки (П.Н.Шихирев).

Гипотезы исследования.  
В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие:
1. Взаимодействие социальных групп сопровождается не только материальным обменом, но и обменом социально-психологическими отношениями. Последний порождает особые межгрупповые отношения - взаимоотношения групп. Эти отношения направлены на сохранение целостности и развитие социальных систем, к которым взаимодействующие группы принадлежат. Следовательно, они должны определяться как качествами субъектов взаимодействия, так и требованиями соответствующих систем.
2. Взаимоотношения социальных групп должны иметь структуру, с одной стороны, отражающую культуру сообщества, к которому они принадлежат, а, с другой, отражающую свойства, важные для взаимодействия, оценку этого взаимодействия и особенности, определяющие характер дальнейшего протекания межгруппового взаимодействия.
3. Взаимоотношения социальных групп должны проходить в своем развитии ряд этапов, на которых процессы интеграции и дифференциации групп в социальной системе играют определяющую роль. Эти процессы служат познанию группами своего места в социальной системе, поддержанию мотивации взаимодействия и его регулированию в соответствии с групповыми целями.

Задачи исследования.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Формулирование понятий и основных методологических принципов, необходимых для построения системы научных координат, в рамках которой будет проходить исследование и обеспечиваться достоверность выводов, получаемых в ходе исследования.
2. Анализ тенденций развития отечественных социально-психологических исследований для обоснованного выбора объекта, предмета исследования и соблюдения преемственности получаемых знаний.
3. Теоретико-методологическое исследование свойств социальной системы, характеристик взаимодействия социальных групп и обоснование взаимоотношений социальных групп как межгрупповых отношений, возникающих в ответ на отношения других групп.
4. Анализ как отечественных, так и зарубежных концепций межгрупповых отношений, отражающих структуру взаимоотношений социальных групп.
5. Теоретико-методологическое исследование опубликованных в научных источниках социально-психологических закономерностей, отражающих особенности реализации и функциональные задачи взаимоотношений социальных групп на разных этапах их развития.
6. Теоретическое обоснование роли обмена социально-психологическими отношениями в развитии взаимоотношений групп и его относительной независимости от материального обмена между группами.
7. Разработка структуры и модели процесса развития взаимоотношений социальных групп.
8. Теоретико-методологический анализ и эмпирические исследования свойств ряда групповых социально-психологических феноменов с точки зрения развития взаимоотношений социальных групп.
9. Проведение эмпирических исследований для изучения содержания, особенностей структуры взаимоотношений социальных групп и тенденций их развития.
10. Проведение эмпирических и экспериментальных исследований, подтверждающих специфику и выявляющих свойства различных этапов развития взаимоотношений социальных групп.
11. Проведение эмпирических исследований, подтверждающих, с одной стороны, относительную независимость обмена социально-психологических отношений от материального обмена, а, с другой, влияние на него особенностей организации межгруппового взаимодействия.

Методологическая основа и методы исследования.  
Основными методологическими принципами, которые применялись в работе, были: принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип развития психических явлений, принцип системности, принцип соотношения индивидуального и общественного уровней организации жизнедеятельности. 
Большую методологическую роль в ходе исследования сыграли работы Е.В.Шороховой о методологических проблемах социальной психологии, П.Н.Шихирева о предмете социальной психологии, А.Л.Журавлева о проблемах совместной деятельности, работы сотрудников и аспирантов Института психологии РАН в области психологии межгрупповых отношений: Н.М.Лебедевой, В.П.Познякова, Л.И.Науменко, Г.У.Солдатовой и других.
В качестве конкретных методов исследования можно назвать: теоретико-методологический качественный анализ более 500 работ как отечественных, так и зарубежных авторов; сравнительный анализ зарубежных и отечественных социально-психологических концепций межгрупповых и межличностных отношений; исторический анализ развития межгрупповых отношений; специально разработанная методика оценки межгрупповых отношений в производственной организации, метод анкетного опроса для исследования отношений различных национальных групп; методы опроса и экспериментальные методики для изучения отдельных этапов развития взаимоотношений групп и их значения в социальной системе.
В нашей концепции личность играет роль носителя как индивидуальных, так и групповых отношений между элементами социальной системы. Выявление группового аспекта личностных образов и реакций стало основой получения эмпирического материала в ходе исследования.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили: 1. Исследования взаимоотношений групп в производственных организациях. Количество испытуемых - 22 производственные группы и 300 человек студентов Ивановского университета и работников различных предприятий. 2. Исследование межнациональных отношений в городской среде. Количество опрошенных - 1164 человека, 11 национальностей, рабочих, студентов и служащих. 3. Исследование этапов развития взаимоотношений групп. Количество испытуемых - 160 студентов Ивановского университета. 4. Исследование значения взаимоотношений социальных групп для межгруппового взаимодействия. Количество опрошенных - 536 человек в возрасте от 25 до 50 лет. 5. Эмпирические данные, полученные в различных зарубежных и отечественных исследованиях.
Достоверность выводов. Достоверность выводов достигалась с помощью качественных и количественных методов исследования научной литературы; использованием современных приемов теоретико-методологического анализа, в частности, обеспечением валидности и согласованности применяемой системы понятий; подтверждением теоретических положений большим массивом эмпирических данных, опубликованных в периодических и фундаментальных изданиях по социальной психологии; с помощью анализа частотных распределений, дисперсионного и корреляционного анализов, использованных при обработке данных, полученных в авторских эмпирических исследованиях.

Научная новизна. 
1.В исследовании, в соответствии с принятой концепцией, детализированы понятия социально-психологических отношений, межгрупповых отношений, обмена социально-психологическими отношениями. Обосновывается и формулируется понятие взаимоотношений социальных групп как межгрупповых отношений особого вида. 
2. В работе впервые подробно анализируется взаимный характер социально-психологических отношений между группами как элементами социальной системы. Эта взаимность порождается необходимостью оценивания группами результатов межгруппового взаимодействия с точки зрения группового вклада в сохранение и развитие социальной системы.
3. В работе впервые осуществлен многоуровневый подход к социальным системам. Подобный анализ делает очевидной специфику каждого уровня и повышает адекватность подходов к социально-психологическим феноменам при использовании различных аналитических инструментов.
4. Подробно анализируется структура взаимоотношений, что позволяет уточнить роль образа группы, как материального носителя взаимоотношений групп, уточнить роль символов и ценностей сообщества в формировании и реализации взаимоотношений, определить функции процессов социального сравнения, выделить принципиально различные уровни реализации социальной установки. 
5. Обосновывается представление об обмене социально-психологическими отношениями, как отличающемся и относительно независимом от материального межгруппового обмена, направленном на поддержание целостности и развитие социальной системы.
6. На основе исследования формирования взаимоотношений социальных групп как динамического явления, проходящего определенные качественные этапы, впервые в социальной психологии представлена модель развития взаимоотношений групп в социальной системе. Эта модель сделала очевидными те функциональные задачи, которые выполняют конкретные процессы, происходящие при взаимодействии социальных групп.
7. Исследование позволило по-новому увидеть взаимосогласованную и позитивную роль ряда социально-психологических феноменов, таких как деперсонализация, конформность, социальный стереотип, явление ингруппового фаворитизма, социальная установка, и новые подходы к ним при решении практических задач. 

Положения, выносимые на защиту:
1. Взаимоотношения групп, как особый вид межгрупповых отношений, развиваются с появлением социальной системы. Они детерминированы взаимодействием групп как субъектов жизнедеятельности и складываются в процессе межгруппового обмена социально-психологическими отношениями. Их роль заключается в сохранении и развитии социальных групп как элементов соответствующих социальных систем. Эмпирически установлено, что, в соответствии с российскими культурными традициями, удовлетворенность межгрупповым взаимодействием в первую очередь зависит от характера взаимоотношений социальных групп.
2. На развитие взаимоотношений социальных групп существенно влияют две тенденции: а) стремление группы к приобретению своей автономности и самостоятельности как субъекта взаимодействия. б) стремление к самоограничению в виде потребности быть эффективным со-деятелем в социальной системе, с которой она себя идентифицирует. Последняя тенденция ограничивает стремление группы к самостоятельности и заставляет их выстраивать свои взаимоотношения в согласии с требованиями соответствующей социальной системы и культурной среды сообщества, в котором данная система сформировалась.
3. Взаимоотношения групп обеспечивают единство сообщества, в которое эти группы включены, поэтому структура взаимоотношений отражает наиболее существенные элементы культуры соответствующего сообщества:
- Познавательная сторона взаимоотношений, складываясь из отдельных впечатлений, умозаключений, следов памяти, трансформируется в образ группы и отражает символы, как концентрированные выражения социально-психологических отношений. Эмпирические данные подтвердили, что в процессе взаимодействия группы формируют общее символическое поле, дающее им возможность адекватно воспринимать групповые свойства, важные для формирования межгрупповых отношений в соответствующей социальной системе.
- Эмоциональная сторона, придающая взаимоотношениям мотивирующий характер, формируется в соответствии с ценностями сообщества, в которое группа включена, и реализуется в иерархической структуре групповых ценностей, основе для межгруппового сравнения, осуществляемого в процессе реального взаимодействия групп.
- Поведенческая сторона, обеспечивающая непрерывность взаимодействия социальной группы с объективной реальностью, реализуется, в частности, в установках, которые ориентируют личность на межгрупповой или межиндивидуальный характер взаимодействия.
4. Развитие взаимоотношений групп предполагает ряд закономерных этапов: 
а) этап самокатегоризации - процесс групповой рефлексии, который актуализирует в сознании совокупности индивидов определенные характеристики этой совокупности, важные для организации межгруппового взаимодействия; 
б) этап групповой идентификации - процесс формирования группового уровня организации поведения индивидов, который сопровождается формированием чувства групповой приверженности, и специфическими групповыми феноменами, обеспечивающими целесогласованное поведение членов группы; 
в) этап поддержания эффективного обмена социально-психологическими отношениями между группами в условиях сложившихся взаимоотношений, направленного на сохранение и развитие групп как субъектов взаимодействия; 
г) этап саморегуляции взаимоотношений - процесс корректирования взаимоотношений, возникающий в результате переживания относительной неудовлетворенности существующими взаимоотношениями групп.
д) этап межгруппового конфликта - процесс корректирования взаимоотношений, возникающий в результате переживания абсолютной неудовлетворенности взаимоотношениями и приводящий к нарушению существующей категоризационной структуры.
5. Обмен социально-психологическими отношениями детерминирован материальным обменом между группами, но совершается относительно независимо от него и направлен на сохранение и развитие социальной системы, в которой эти группы являются элементами. 
6. Эмпирические исследования показывают, что организация межгруппового взаимодействия существенно влияет на развитие взаимоотношений и определяет особенности обмена социально-психологическими отношениями, в частности, задавая ему внутри- или межсистемный характер или повышая чувствительность групп к результатам обмена.
7. Некоторые социально-психологические феномены, такие, например, как конформность и социальные стереотипы, рассмотренные с точки зрения сущности и развития взаимоотношений групп, раскрывают свое конструктивное содержание, так как являются не индивидуальными, а специфически групповыми феноменами:
- конформность снижает индивидуальные вариации, увеличивает групповое единство и повышает эффективность группы как субъекта социального действия;
- стереотипы отражают устойчивые и обобщенные образы социальной реальности, закрепляя групповой опыт и предоставляя непротиворечивую информацию для организации межгруппового поведения.

Практическое значение исследования: 
1. Проведенный сравнительный анализ таких основных категорий психологической науки, как психологические отношения, социально-психологические отношения, межгрупповые отношения, взаимоотношения должен способствовать повышению валидности и более точной формулировке границ социально-психологических исследований.
2. Предложенная модель развития взаимоотношений помогает:
а) оценить необходимость и достаточность включения элементов системы в поле исследования;
б) определить этап, на котором находится процесс развития взаимоотношений групп;
в) обеспечить валидность исследования, строго разграничив познавательную, эмоциональную и поведенческую стороны взаимоотношений, содержащие в себе, соответственно, символы, ценности и социальные установки сообщества;
г) прогнозировать дальнейшее развитие взаимоотношений социальных групп.
3. Модель развития взаимоотношений социальных групп может использоваться для планирования широкого спектра исследований межгрупповых отношений и теоретического обоснования получаемых эмпирических данных, 
4. Принцип, заложенный в методике исследования межгрупповых отношений в производственной организации, может быть использован для разработки аналогичных методов исследования взаимоотношений групп в различных сферах межгруппового взаимодействия.
5. Свойства различных этапов развития взаимоотношений, выявленные в ходе исследования, могут служить критериями оценки характера взаимоотношений реальных социальных групп.
6. Исследование в концентрированном виде дает представление о современном состоянии исследований проблемы межгрупповых отношений.

Апробация исследований.
 Основные материалы диссертации отражены в 22 публикациях общим объемом 40 печатных листов. Наиболее полно и глубоко они раскрыты в монографии: "Психология взаимоотношений", М.: Академический проект, ИП РАН, 1999г.
Основные результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях сектора социальной психологии и лаборатории психологии межгрупповых отношений Института психологии РАН, на методологическом семинаре Института психологии РАН, съездах и конференциях Общества психологов, научных конференциях Ивановского государственного университета.
Материалы исследования использовались при проведении международного тренинга-семинара по разрешению межэтнических конфликтов, организованном "International Alert" и Институтом Этнологии и Антропологии РАН в 1992 году. На базе диссертационного исследования построены и прочитаны курсы "Методологические проблемы социальной психологии" в Институте повышения работников народного образования г. Иваново и в Ивановском государственном университете при подготовке студентов по специальности "Психология", подготовлен и читается курс социальной психологии для студентов Ивановского государственного университета по специальностям "Журналистика" и "Психология".

Структура диссертации. 
Работа состоит из четырех глав. Объем основного содержания работы составляет 306 страниц. В тексте представлено 10 таблиц и 15 рисунков. В ходе работы было привлечено около 400 отечественных и зарубежных источников.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава "Методологические основы исследования взаимоотношений социальных групп" посвящена определению границ исследования взаимоотношений социальных групп.
Так как взаимоотношения социальных групп ранее подробно не рассматривались социальной психологией как относительно самостоятельная область изучения, важно уточнить объект, предмет и методологические принципы исследования.
Анализ истории социально-психологических исследований, показал, что наиболее перспективной основой исследования закономерностей развития межгрупповых отношений служит рассмотрение взаимодействующих групп в рамках социальной системы и анализ их активности как проявления жизнедеятельности личности.
Три главные идеи лежат в основе работы:
1. Идея о межсубъектности психологических отношений.
2. Идея о необходимости концентрации на ценностном характере психологических отношений субъекта к действительности.
3. Анализ психологических отношений человека, как свойства, делающего возможной реализацию отношений активных взаимодействующих групповых субъектов.
Не действие в присутствии других, а взаимодействие субъектов, включенное, в свою очередь, в общую систему взаимодействий, составляет сущность социального, как внутри человека, так и во внешнем ему мире.
Таким образом, социальные группы рассматриваются как множество элементов, взаимодействующих на основе определенного отношения, делающего структуру данного множества необходимым и достаточным условием появления принципиально нового качества.
Исходя из сказанного, определение объекта исследования звучит так: объектом исследования служат взаимодействующие производственные, национальные, студенческие и территориальные группы как элементы соответствующей социальной системы, необходимые и достаточные для формирования ее целостности и целенаправленности.
Принципом устройства социальных систем выступают социально-психологические отношения социальных групп друг к другу как участников взаимодействия в процессе осуществления ими своей жизнедеятельности.
Предметом, адекватным поставленной цели анализа, служат социально-психологические отношения, складывающиеся между группами как элементами социальной системы и создающие не только ее целостность, но и мотивацию, направленную на развитие и творческое преобразование личности и общества.
Под социально-психологическими отношениями группы подразумеваются психологические отношения социальной группы как оценка реального или потенциального изменения событий социальной системы, в которой данная группа как субъект отношений выступает элементом. Другими словами - это оценка группой объективной связи с окружающим миром. 
Методологические границы исследования задаются принципами единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, развития и соотношения индивидуального и общественного в психике человека. В работе уделяется особое внимание тому, как в ходе развития социальной системы в результате взаимодействия социальных групп создается ее целостность, и тому, какие общесистемные влияния испытывают при этом социальные группы.
Социальные системы рассматриваются нами как саморегулирующиеся и самопреобразующиеся. Импульс развития имманентно в них присутствует. Оно предполагает не просто смену качества, а изменение системы в процессе ее прохождения через ряд качественных этапов. Любое новое качество социальной системы появляется как продукт обмена, происходящего в процессе взаимодействия ее элементов, то есть социальных групп.
Кардинально важным условием для понимания роли и назначения взаимоотношений между социальными группами является учет многоуровневости организации их взаимодействия. А процессы интеграции и дифференциации приобретают главную роль при изучении этапов развития взаимоотношений.
Генетическая взаимообусловленность, но функциональная самостоятельность индивидуального и коллективного способов осуществления жизнедеятельности человека позволяют конкретной личности реализовывать взаимоотношения социальных групп и дают возможность исследовать взаимоотношения через их восприятие конкретными людьми, участвующими в процессе межгруппового взаимодействия. 

Вторая глава "Социальная система и взаимоотношения социальных групп" доказывает первую гипотезу исследования и обосновывает первые два положения, вынесенные на защиту.
Для доказательства гипотезы мы рассмотрели существенное отличие социальной системы от других систем; системное основание социальной системы и ее элементы; специфику отношений между ними; взаимоотношения как особый вид межгрупповых отношений; роль взаимоотношений в социальной системе и основные тенденции их развития.
Для подтверждения первого положения, вынесенного на защиту, мы анализировали процесс смены принципа управления (построения) социальной системы. Интегрируя в себе последовательно сменяющие друг друга ступени эволюции, группы становятся активными субъектами воздействия. В итоге, их поведение определяется внутренним духовным миром, который складывается в результате исторического и культурного развития групп.
На биологическом уровне организации живой организм в своем психическом отражении начал совершать оценку происходящего. Это позволило ему структурировать реальность в соответствии со структурой самого организма. Система психологических отношений становится непосредственной детерминантой действия, направленного на самоорганизацию субъекта и организацию его окружения.
Но группа в психике животного представлена психологическими отношениями к отдельным признакам представителей соответствующего вида или группы, но не к самим группам или членам этих групп. 
Отделение психологических отношений человека от предмета их вызывающего приводит к дифференциации рефлексивного и арефлексивного. Психологические отношения превращаются в реальность для человека, так же как и предметы, явления внешнего мира. Они сами становятся объектом анализа. Буквально говоря, становится возможной оценка оценки. 
Это приводит к появлению свойства социальности - нового системообразующего фактора. 
Свойство социальности, как переживание разделенности психологических отношений определенной совокупностью человеческого множества и продукт взаимодействия индивидов, формирует психологические границы и приводит к развитию социальной системы, элементами которой становятся социальные группы как субъекты групповой активности.
Социальная система возникает как новый уровень организации материального мира. На смену биологическим детерминантам взаимодействия приходят социальные детерминанты. При этом, социальность, обладая чертами идеальности, порождается объективным взаимодействием людей и призвана, в конечном счете, регулировать это взаимодействие.
Социальные факты не являются внешними по отношению к индивидам, как представляется в некоторых концепциях. Они не служат принудительной силой по отношению к человеку. Они создаются самими индивидами и становятся внутриличностными мотивирующими факторами, придающими смысл индивидуальной жизнедеятельности людей.
Межгрупповые отношения, как они реализуются с появлением социальности, предполагают психический образ группы и формируются на базе отношения к группе в целом, и лишь затем, к ее отдельным представителям.
С развитием групповых субъектов психологические отношения человека становятся социально-психологическими, так как в каждом акте своего воспроизводства подчиняются переживанию внутригруппового единства - меры всех психических явлений. Отражение и оценивание, точкой отсчета которых становится общность, формирует из природной, биологически организованной особи личность - носителя данных отношений.
Взаимодействие между социальными группами может регулироваться технологическими, экономическими, военно-политическими, правовыми общественными отношениями. Они задают материально-денежные и процессуальные требования к взаимодействию групп в социальной системе. Отражение их психологией социальных групп составляет суть межгрупповых отношений, затрагиваемых в диссертационной работе.
"Применительно к социально-психологическим межгрупповым отношениям речь идет о субъективных психологических отношениях, складывающихся между людьми как представителями различных групп, обладающих внутренней психологической общностью" (В.П.Позняков).
Помимо материального обмена, обязательного условия существования любых материальных систем, с развитием социальных систем появляется обмен социально-психологическими отношениями. Он необходим для поддержания и развития социального уровня организации жизни, то есть социальных групп как субъектов, реализующих материальный обмен.
В отличие от материального обмена, обмен социально-психологическими отношениями между группами заключен во взаимопереходе идеальных, психологических моделей взаимодействия с реальностью, которые присущи субъектам, как носителям отношений. 
В реальной жизни это выглядит как интерпретация субъектом воспринятых действий и поступков другого субъекта как элемента соответствующей социальной системы. Например, православный человек, видя соблюдение другим православных обрядов, предполагает, что другой принадлежит православному сообществу и ожидает определенного уровня согласия и позитивной оценки при взаимодействии с ним не только в вопросах веры, что, само собой разумеется, но и в ряде других важных вопросов.
В психологическое обеспечение успешности совокупного действия даже элементарной диады, тем более социальных групп, включается процесс, который не заложен биологической природой: отражение и оценивание психологических отношений участников потенциального или реального взаимодействия, особенно, отношения к своей группе.
Члены сообществ получили возможность за счет интерпретации психологических отношений группы-партнера к будущему взаимодействию представлять не только желаемое изменение объекта сотрудничества, но и предвидеть - как будет действовать партнер по отношению к группе членства в процессе этого сотрудничества. Используя это, группа строит свои отношения с партнером на основе такой интерпретации, то есть строит взаимные отношения.
Происходит взаимообмен оценок психологических отношений, который постоянно сопровождает процесс сотрудничества. Развивается сфера новых психологических отношений, но уже не к предметам и явлениям действительности (объекту взаимодействия), а между равносущностными "формами проявления рода "человек" (К.Маркс). Иными словами, развиваются социально-психологические отношения, отражающие позиции, избранные субъектами в структуре их взаимодействия, иными словами, взаимоотношения социальных групп.
Анализ работ А.Л.Журавлева, Л.И.Уманского, Е.В.Шороховой в области исследований социально-психологических проблем совместной деятельности, а также авторских исследований прошлых лет позволяет придти к выводу, что взаимоотношения представляют собой особый вид межгрупповых отношений. Они формируются только на социальном уровне конструирования межгруппового поведения, и только при восприятии группами друг друга равноважными элементами социальной системы.
Свои межгрупповые отношения группы начинают строить в ответ на социально-психологические отношения групп-партнеров к социальной системе, в которую группа-субъект входит и к группе-субъекту как к элементу этой системы. То есть межгрупповые отношения приобретают характер взаимности и превращаются во взаимоотношения.
В социальной системе даже ситуация совместного воздействия на объект, например в процессе трудовой деятельности, приводит к тому, что социально-психологические отношения другой группы к тому же объекту становятся основой для взаимоотношений. Изменения в объекте, производимые одной группой (если они затрагивают социальную систему) нередко начинают трактоваться другой группой как социально-психологические отношения первой группы к последней.
"Реально мы всегда имеем два взаимосвязанных отношения - человек и бытие, человек и другой человек (другие люди). Эти два отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены" (К.К.Платонов).
Обобщая сказанное, можно утверждать, что взаимоотношения социальных групп - это субъективная оценка группами или личностями, как членами конкретных групп, социально-психологических отношений друг друга в соответствии со степенью воспринимаемого взаимного вклада в развитие единства социальной системы, в которой эти группы или личности являются элементами.
Для уточнения значения взаимности отношений в социальной жизни личности, был проведен опрос 536 респондентов, как мужчин, так и женщин, в возрасте от 25 до 50 лет (самый активный возраст в социальном смысле) и разных профессий. Результаты показали, что 46,8% граждан предпочитают жить в государстве с хорошими взаимоотношениями граждан, по сравнению с 29%, выбравшими хорошие материальные условия; 43,6% указали, что на производстве отношения их группы к другим подразделениям, в первую очередь, зависят от отношения этих подразделений к ним, по сравнению с 32,4%, больше ценящими вклад в общее дело; 51,1% отметили, что отношение их дружеской компании к другим группам в первую очередь возникают как ответные отношения; и даже в процессе элементарного материального обмена 48,1% в неудаче обмена винят отношения других групп.
Эти эмпирические данные подтвердил анализ результатов исследований межнациональных конфликтов в Киргизстане, Молдове, Латвии. Взаимность отношений играет определяющую роль при конструировании межгрупповых отношений, как в процессе общения, так и в производственной деятельности. Взаимность отношений, видимо, особенно важна в ситуации неблагоприятного взаимодействия. 
Общество и человек, таким образом, становятся наиболее чувствительными к групповым взаимоотношениям и наибольшее свое внимание концентрируют именно на них.
В эмпирических исследованиях межгрупповых отношений в производственной организации нами было установлено, что при построении группой своих отношений с другой группой предъявляются более строгие требования к качествам своей группы, которые характеризуют ее как самостоятельного и активного элемента организации. С другой стороны, повышаются требования к правдивости, искренности групповой информации, к чувству коллективизма. Иными словами, наряду со стремлением быть автономной и самодостаточной, производственная группа стремится быть достойным членом производственной организации в целом. 
При исследовании межнациональных отношений нами также были получены результаты, подтверждающие стремление групп к самостоятельности.
Так, предложения о членстве в семье или дружеских связях с представителями некоторых других национальностей были встречены гораздо лояльнее, чем предложения о проживании в одном городе и тем более, соседстве или родственных связях.
Такие результаты подтверждают положение о стремлении социальных групп сохранить степень контроля над ситуацией межгруппового взаимодействия и, тем самым, сохранить себя как самостоятельные, автономные образования. 
О том, что работают общесистемные факторы, а не ситуации личных встреч с представителями различных национальных групп, говорит итог расщепления выборки. Когда мы анализируем ответы только членов малочисленных национальных групп, то видим удивительную симметрию результатов относительно результатов всей выборки.
Однако, стремление к автономии неразрывно связано со вторым фактором, который отчетливо обнаружился в исследованиям межгрупповых отношений в производственной организации. Группа не может стремиться к абсолютной автономии. Она будет стремиться к автономии в границах системы, элементом которой она себя считает. Поэтому в ситуации межгруппового конфликта свойства системы будут оказывать существенное влияние на взаимоотношения конкретных групп.

Третья глава "Структура взаимоотношений социальных групп" доказывает вторую гипотезу и обосновывает третье положение, вынесенное на защиту.
В качестве структурных составляющих мы выделили познавательную, эмоциональную и поведенческую стороны взаимоотношений.
Познавательная сторона служит для адекватного восприятия групповых свойств, важных для процесса межгруппового взаимодействия. Складываясь из отдельных впечатлений, умозаключений, следов памяти, она трансформируется в целостное восприятие группы. 
Эмоциональная сторона тесно связана со степенью изменения социальной системы и ориентирована на сохранение ее целостности и развитие. Поэтому она отражает ценность группы, участвующей во взаимодействии с точки зрения ее вклада в существование системы, которая в данный момент актуальна для группы-субъекта. 
Поведенческая сторона, выраженная, в частности, в социальных установках группы, предопределяет способ реагирования на межгрупповую ситуацию, складывающуюся в процессе взаимодействия социальных групп. 
Для их изучения мы прибегли к образу группы как к наиболее распространенному инструменту исследования психологии межгрупповых отношений. По мнению П.Н.Шихирева, он создает третью реальность между объективным и субъективным миром.
Образ вычленяет и интегрирует в себе все существенно важное, что реализуется в отношениях субъекта и объекта, создавая тем самым модель реальности.
Эта модель должна быть пригодна для субъекта будущего действия. Причем, эта реальность не одноуровневая, а многоуровневая, отражающая не только уникальность конкретной ситуации взаимодействия, но и сложную включенность группы в иерархическую структуру общества.
Поэтому в любом образе группы, возникающем в сознании субъекта можно выделить материальное тождество с реальностью - это знак и структурное, реляционное сходство - это символ, который вносится социальным бытием группы-субъекта. Символ сохраняет в себе опыт социального и развивает свою сущность обозначения целой категории явлений. То есть - предполагает идею, выработанную общественной практикой.
В ходе развития общества происходит расщепление сигналов на социальное отношение, закрепленное в символе, и конкретную реакцию, закрепленную за знаком. Символическое содержание отражает культуру сообществ и реализуется в структуре взаимоотношений взаимодействующих групп.
Лингвистические структуры языка в процессе социального движения человека стали в состоянии воспроизвести любую систему символов, отражающих структуру соответствующего сообщества.
Указательное поле служит для актуализации элементов ситуации. Оно связано с сигнальной деятельностью индивида, но не отражает специфики социального уровня взаимодействия.
Символическое поле включает назывные слова, выполняющие номинативную функцию речи. Они отражают свойства объекта, включенного во взаимодействие. Они выполняют свою роль только в соответствующем символическом поле конкретной социальной общности и, таким образом, отражают социально-психологические отношения к объекту.
В нашем эмпирическом исследовании были получены результаты, показавшие, что работающие и неработающие обладают системой назывных слов, позволяющих им идентично дифференцировать большинство характеристик в соответствии с аспектами групповой активности (не менее 80% характеристик). Кроме того, дисперсия ответов работающих, отражающая валидность оценок групп, существенно меньше. 
Наличие символического компонента взаимоотношений конкретных социальных групп, соотнесенного с общим символическим полем социальной системы дает возможность адекватно представлять и воспринимать групповые свойства в процессе развития межгрупповых отношений.
Таким образом, познавательная сторона взаимоотношений, внешне выражаясь в коллективных представлениях, стереотипах, произведениях культуры, содержит в своей основе символическое выражение идей, как выработанных людьми в процессе общественной практики, так и отражающих характер конкретного взаимодействия групп.
Социальная система не только задает свойства, важные для взаимодействия групп, но также влияет на эмоциональную сторону взаимоотношений, формируя характер оценки группами друг друга как партнеров по взаимодействию. "Оценка" явлений, отношение к ним связаны с психическим с самого его возникновения, так же как их отражение" (C.Л.Рубинштейн).
Приобретение группой как можно большей ценности как социального объединения в глазах своих членов, с одной стороны, и с точки зрения социальной системы, в которую она включена, с другой, становится насущной групповой потребностью. 
Особую категорию образов, обладающих максимальным ценностным значением, составляют образы-идеалы, отражающие сферу должного.
Взаимоотношения групп в конкретной ситуации требуют, в дополнение к идеальным, реальных образов групп, отражающих их ценность для функционирования конкретной социальной системы. 
Идеальные образы связаны с поисками абсолютной ценности групп для самосохранения социальной системы, то есть оправданностью существования групп как таковых. Это - первый аспект оценочной активности. Он обеспечивает социальный порядок по способу организации, иначе говоря, формирует ролевую, функциональную структуру социальной системы. 
Реальные образы групп связаны с поиском относительной ценности групп. Поэтому второй аспект оценочной активности ориентирован на развитие социальной системы в целом и связан уже с количественным измерением вклада группы в деятельность системы. В этом случае на взаимоотношения групп будет влиять процесс межгруппового сравнения в поиске превосходящих в ценностном смысле групповых характеристик, способных принести людям удовлетворение от причастности к ним. Этот аспект обеспечивает социальный порядок по уровню организации, иначе говоря, формирует иерархическую структуру социальной системы в пределах избранных группами ролей.
Таким образом, первый и второй аспекты приобретения ценности социальными группами вызывают к жизни процессы группового сравнения, приводящие: а) к появлению чувства соответствия группы свойствам, необходимым элементам социальной системы, то есть чувства пригодности группообразующего отношения; б) к появлению чувства относительной ценности в пределах соответствующего социального измерения (ценностного владения).
Для обоих аспектов характерно одно и то же свойство, определяющее суть ценностей: иерархический принцип их организации.
Эмпирическое исследование производственных групп показывает наличие хорошо воспринимаемой членами групп иерархии ценностей в отношении свойств, которыми группы должны обладать в процессе межгруппового взаимодействия.
Самыми ценными для групп в нашем исследовании оказались три свойства: способность к длительному труду; темп выполнения работ и принятия решений; уровень квалификации. Видимо, нет необходимости прибегать к дополнительным доказательствам того, что эти групповые качества непосредственно связаны с системообразующими отношениями, то есть с принципом устройства системы. Они задаются непосредственно производственной системой и обязательны для всех ее элементов независимо от содержательной характеристики их активности.
Очевидность факта иерархии ценности групповых качеств еще не означает, что члены групп могут создавать групповые образы в соответствии с этой иерархией. Для доказательства этого участникам предыдущего эксперимента было предложено дать конкретные вербальные оценки свойствам своей и взаимодействующей группы.
Эксперимент обнаружил, что существует сильная корреляционная связь между степенью ценности группового качества и легкостью, а, следовательно, и точностью его оценки у взаимодействующей группы.
Экспериментальные данные показывают, что отношение одной группы к другой не ограничивается непосредственной, конкретной межгрупповой связью, а содержат в своей основе ценности социальной системы как субъекта особой активности, реализующейся через активность конкретных групп. Поэтому не только непосредственное отношение к группе со стороны других групп, но и отношение этих других групп к социальным явлениям, которые, казалось бы, прямо нашей группы не касаются, воспринимаются ей как отношение к ней и формируют ответное отношение.
При сохранении системы групповых ценностей происходит их содержательное обогащение за счет появления новых, более гуманных, исходящих из объединяющей позиции - равенства разнообразия.
Эта позиция равенства разнообразия становится универсальной ценностью, лежащей в самом основании взаимоотношений элементов социальной системы. Уровень соблюдения этой позиции в обществе вызывает уже не взаимоотношение-оценку, а оценку взаимоотношений в целом как справедливых или несправедливых и, соответственно, определяет эмоциональную сторону взаимоотношений. 
Таким образом, эмоциональная сторона взаимоотношений социальных групп, реализуемая в таких конкретных формах как групповые настроения, чувства, переживания, формируется в результате процессов межгруппового сравнения, основанных на ценностях сообщества и требованиях межгруппового взаимодействия.
Через ценности социальное содержание вплетает взаимоотношения групп в культурную ткань нации, государства, народа, общества, которым взаимодействующие группы принадлежат. Это содержание порождает мотивацию субъекта, являющегося лишь частью, проекцией другого субъекта, объемлющего первого.
Термин "установка", сложившийся в отечественной психологии - наиболее подходящее обозначение для описания одного из компонентов поведенческой стороны. Это явление, если его представить упрощенно и образно, служит той границей, за которой начинаются реальные групповые действия. Не затрагивая, в силу широты поведенческой проблемы, аспекты, разворачивающиеся за установкой, мы рассмотрели - как на ее уровне в процессе реального взаимоотношений групп проявляется общесоциальный контекст.
Современная тенденция расширения содержания социальной установки ведет к тому, что она начинает использоваться как синоним социально-психологического отношения и оставляет в тени свою специфическую, динамическую сторону поведения.
Однако, роль установки, как компонента взаимоотношений, в том, что с ее помощью состояние, с которым человек вступает в новый двигательный акт, предопределено усвоенным успешным опытом действий. В результате, несмотря на дискретность ситуаций, человек сохраняет непрерывность своего поведения по способу его осуществления. Причем, речь идет лишь о динамике, то есть форме взаимодействия, а не о социальном содержании, различном в каждой специфической ситуации.
Анализ случаев проявления и трактовки установок, отражающих взаимоотношения групп, делает очевидным, что социальность, в приведенных примерах, заключена в переходе с групповой на индивидуальную ориентацию действий.
После того как социальная установка подготавливает личность к конструированию своего поведения на уровне межгруппового взаимодействия, она порождает установки, определяющие способ взаимодействия, в частности, именно тот, который позволяет социальной группе сохраниться по возможности самостоятельным элементом социальной системы
В эмпирическом исследовании мы подтвердили, что установки на межгрупповое взаимодействие в скрытой форме присутствуют в личности и актуализируются в конкретной ситуации, в которой находится индивид. Они определяются отношением к группе в целом, а не отношением к отдельным ее представителям.
Исследование проводилось в регионе с преобладанием русскоязычного населения, где иные национальные группы относительно малочисленны. 
Исследованием было охвачено 1000 человек 11 национальностей.
Из гистограммы видно, что опыт личных встреч с представителями разных национальных групп существенно не затрагивает общую социальную установку, организованную на межгрупповом уровне. Характер ее влияния изменяется лишь постепенно, с увеличением степени интеграции личности с данными социальными группами от простых дружеских отношений до родственных связей. По характеру степени снижения влияния установки в зависимости от уровня интеграции можно лишь предположить, что совсем она снимет свое влияние только при полном отождествлении личностью себя с соответствующими национальными группами.
Временная устойчивость социальной установки так же ощутима, как и ситуативная (если ситуация трактуется на индивидуальном уровне взаимодействия). Это показали повторная оценка состояния межнациональных отношений, проведенная через пять лет после первого исследования
Альтернативой таким установкам являются личностные установки межперсонального уровня. 
После того как ситуация воспринята межгрупповой, включается процесс построения образов взаимодействующих групп. Через знак, а затем и символическое выражение образа конкретной группы анализируется опыт встреч и результаты предыдущих взаимодействий с подобными группами, как в процессе исторического развития общества, так и в ходе конкретного взаимодействия групп в социальной системе.
Одновременно проходят процессы сравнения в соответствии с общекультурной системой ценностей и системой ценностей, соответствующей ситуации конкретного взаимодействия. Они формируют эмоциональную сторону взаимоотношений и создают мотивацию на их поддержание или изменение. Затем происходит активизация установок, задающих способ взаимодействия, и разворачивается процесс реального взаимодействия групп.

Четвертая глава "Процесс развития взаимоотношений социальных групп" доказывает третью гипотезу и обосновывает последние четыре положения, выносимые на защиту.
Когда начинается развитие взаимоотношений конкретных групп, возникают процессы дифференциации, направление которых для совокупности людей задается системой.
Суть дифференцирующих процессов не в разбегании социальных групп, а в создании эффективных групповых границ, позволяющих сохранить групповую индивидуальность, специфичность группового субъекта, как выполняющего системно полезную функцию.
Межсистемные дифференцирующие процессы играют определяющую роль для формирования взаимоотношений групп внутри системы. 
Конкретной реализацией дифференцирующих тенденций является сложный процесс прохождения взаимодействующими группами ряда качественно различных этапов, логическую последовательность которых мы называем моделью развития взаимоотношений социальных групп.
Эта модель должна рассматриваться с учетом вынужденных ограничений, связанных с проблемой чрезвычайной сложности реального процесса взаимодействия групп. Такими ограничениями являются отвлечение от случаев специального вмешательства третьих сил; завершение анализа одним циклом развития взаимоотношений; некоторое абстрагирование от реальной сложности группы как социального субъекта, входящего лишь элементом в сложную политическую, экономическую, культурную структуры общества; некоторая однолинейность смены этапов при условии их глубокого взаимопроникновения в реальной жизни.
Кроме того, исследование развития взаимоотношений проходило на примерах взаимодействия естественных малых и средних групп, когда процесс взаимодействия реально наблюдаем, признаки взаимоотношений легко регистрируемы, а межгрупповые контакты регулярны и постоянны. Исследование таких социальных групп как классы, слои, демографические группы требуют своего инструмента исследования.
Структура взаимоотношений предполагает, что их построение начинается с познавательной стороны.
Поэтому начальную фазу построения взаимоотношений групп можно назвать фазой производства межгрупповых отношений. Суть ее состоит в рефлексии групп, которая направлена на осознание группами своего места в социальной системе и формирование чувства групповой приверженности, создающего мотивацию личности для защиты групповых интересов. Эта стадия состоит из двух этапов.
На первом этапе дифференцирующие процессы, происходящие в социальной системе, приводят к оформлению психологических границ конкретных социальных групп. 
Эти границы предопределены условиями будущего взаимодействия групп, а, в дальнейшем, после формирования соответствующих взаимоотношений, их совместной деятельностью, кооперацией или конкуренцией.
Суть этого процесса состоит в рефлексии групп, которая направлена на осознание своего места в социальной системе и формирование чувства групповой приверженности, создающего мотивацию личности для защиты групповых интересов.
Д.Тернер называет это процессом самокатегоризации. После его экспериментов стало очевидным, что самокатегоризация - начальный этап конструирования любых межгрупповых отношений.
Отметим несколько важных свойств процесса самокатегоризации:
- Социальная идентификация превращает категоризацию в самостоятельный, мотивирующий и значимый процесс, который протекает на основе группообразующего социального сравнения, связанного не с превосходством группы над другими, а со смыслом ее существования. 
- Категоризация себя членами определенной группы означает в первую очередь не сходство между собой, а отличие от всех остальных людей и социальных групп.
- Сам факт перехода от восприятия простой совокупности людей к восприятию их как организованной совокупности меняет характеристики взаимоотношений. Это говорит о том, что источник категоризации лежит не только на поверхности общественных процессов, но и в глубине общесоциальных явлений.
Элементарной категоризационной единицей является дихотомия "Мы\Они", но основой социальной структуры становится пересекающаяся категоризация "Вы", в которой снимаются взаимно уничтожающие или изолирующие тенденции строгой дихотомии. Пересекающаяся категоризация, связана с оптимальным функционированием групп в границах системы и является необходимым условием развития последней.
В эмпирическом исследовании, где испытуемые создавали три словесных портрета: "Я - это...", "Мы - это..." и "Они - это...", мы получили описание полярных общностей. В образе "Мы" встречается около 20% характеристик из портрета "Я" и практически не встречаются характеристики из портрета "Они". В категории "Мы" наиболее часто упоминаются родственники, друзья, коллеги, люди, принадлежащие к той же национальности и обладающие положительными социальными качествами: добрые, умные, веселые, мечтательные, порядочные, трудолюбивые. "Они" редко идентифицируются по профессиональным признакам и имеют другие или совершенно противоположные характеристики по сравнению с "Мы": глупые, злые, унылые, животные, мужчины (если отмечали женщины и наоборот), африканцы, американцы, алкоголики и т.д.
В другом исследовании мы постарались выделить самые распространенные дихотомии, по которым совокупность индивидов воспринимается как две различные социальные группы. 78% респондентов указали такими признаками пространственно-территориальное расположение; 42% - пол; 40% - эмоции; 35% - национальность; 28% одежда и знаки; 14% - возраст и 12% - стереотипные действия. Эти признаки являются теми признаками, до которых социальная система автоматически упрощает поведение групп в ситуации острого межгруппового конфликта и преодолеть которые сложно.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать что, категоризация - это процесс, упорядочивающий индивидов таким образом, который, с одной стороны, способствует стремлению социальной системы к самосохранению и развитию и, соответственно, включает индивидов в социальную структуру общества, его общекультурный контекст, а, с другой, приобретает личный смысл для этих индивидов. Последнее превращает ее в самокатегоризацию. Благодаря этому процессу вводятся необходимые ограничения в обмен социально-психологическими отношениями и указываются те измерения, по которым такой обмен должен развиваться. В результате из множества внутренне независимых индивидов формируются групповые субъекты активности как элементы определенных социальных систем.
Категоризация превращается в самокатегоризацию только благодаря тому, что индивиды включаются в общее поле активности, заданное конкретными условиями межгруппового взаимодействия и общекультурным контекстом, в котором они существуют.
Самокатегоризация - это, во-первых, восприятие индивидами своей идентичности в каком либо отношении друг другу, принадлежности к одной, значимой для индивидов категории и, во-вторых, путь включения индивидов в социальную структуру общества через новые формы межгруппового взаимодействия.
На втором этапе начинает формироваться групповое сознание, которое обеспечивает саморегуляцию групповой жизни. На этом этапе группа должна осознать свое место в общечеловеческой культуре и те сферы активности, в которых она может себя осуществить. В первую очередь это касается формирования системы групповых ценностей, которые будут затем формировать идеальные образы как меры межгруппового сравнения.
Одновременно, начинают складываться особые психологические механизмы, благодаря которым, собственно, и возможен групповой взгляд на окружающий социальный мир. 
На этой стадии формирования взаимоотношений доминируют процессы группообразующего межгруппового сравнения, связанного с анализом качественных характеристик элементов социальной структуры. Они создают чувство приверженности группе и группового патриотизма, которое превращает группы в устойчивые во времени единицы, снижает личностную тревожность, связанную с социальным статусом. 
Развивающийся на этом этапе процесс групповой идентификации направлен на создание стабильности группы во времени и формировании внутригрупповых чувств, мотивирующих членов группы защищать групповые интересы в известной мере независимо от индивидуальных интересов.
Эмпирическое исследование, которое было выполнено автором в рамках программы Института психологии АН СССР, проходило в естественных условиях совместной деятельности производственных групп. Выдвигалось две гипотезы: 1) Ингрупповой фаворитизм (в нашей терминологии - явление предпочтения группы членства) присущ не только конкурирующим группам, но и вообще является нормой взаимоотношений групп в процессе их совместной деятельности; 2) Ингрупповой фаворитизм связан с оценкой значимых для группы качеств, непосредственно отражающих принцип устройства группы как элемента социальной системы. Второстепенные групповые свойства фаворитизмом могут не затрагиваться. 
Результаты показали, что переоцениваются те свойства группы, которые отражают в первую очередь не эгоистические интересы ее членов, а представляют ее как наиболее эффективный, по сравнению с партнерами, элемент системы. Поэтому обязательный для нормальной группы фаворитизм вызван не желаниями членов группы выиграть за счет других людей - за счет "не Мы", а условиями достижения целей социальной системы.
Фаворитизм - это не эпифеномен "врожденной конкурентности групп", а проявление сущностного фактора, без которого не только не сформируются оптимальные межгрупповые отношения, но не будет никаких взаимоотношений вообще. Таким сущностным фактором, которым на индивидуальном уровне взаимодействия служит эгоцентризм, на межгрупповом уровне взаимодействия служит социоцентризм.
Социоцентризм проявляется как чувство приверженности группе членства.
В конце 80-х годов нами был проведен опрос 60 мужчин и 60 женщин от 20 до 35 лет, жителей периферии (за исключением жителей Костромской области). Предполагалось, что жители периферии легче будут идентифицировать себя с жителями Костромы, чем с москвичами. 
93% респондентов ощущают явные различия между психологией жителей Москвы и Костромы. Москвичи и костромичи достаточно легко воспринимаются как различные психологические типы и легко определяются их различительные характеристики. Таким образом, мы можем уверенно предполагать, что в восприятии респондентов москвичи и костромичи предстают как две различные социальные группы. 
90% респондентов отметили, что в отношении одной из групп осуществляются несправедливые действия и все 90% указали, что такой группой являются жителей Костромы. В качестве основного источника несправедливости было отмечено распределение материальных ресурсов между регионами. Поэтому при сравнении материальных условий жизни группа костромичей явно проигрывает москвичам.
Затем мы просили указать: 
1.Какая социальная группа вызывает большие симпатии? 
2.Членом какой социальной группы они предпочли бы быть в настоящее время? 
Наконец, респондентов просили представить, что равенство групп в материальном обеспечении достигнуто.
3.Членом какой социальной группы они предпочли бы быть в этом случае?
Результаты дают основание утверждать, что сообщества жителей Москвы и жителей периферии России действительно существуют как реальные социальные группы. И, по крайней мере, в сознании жителей периферии сила идентификации с их группой достаточно велика. Благодаря этому, несмотря на явное осознание преимущества социально-экономического положения одной группы по сравнению с другой, обе они имеют хорошие шансы на сохранение, даже при условии свободной миграции из одной в другую. А в условиях равного социально-экономического положения групп социальная структура региональных единиц приобретет большую стабильность.
Социальная идентификация является процессом, который за счет формирования чувства групповой приверженности включает индивидов в жизнь и развитие социального организма. 
Свойство социоцентризма, которое проявляется в приверженности конкретной социальной группе, нейтрализует в чувствах индивида страх перед деперсонализацией, приводит к унификации индивидуальных оценок, образов и установок, повышает уверенность в их истинности и мотивирует к распространению на весь окружающий мир.
Вторую фазу построения взаимоотношений можно назвать стадией эффективного обмена социально-психологическими отношениями между социальными группами.
Пройдя фазу рефлексии, группы начинают подчинять обмен социально-психологическими отношениями не стремлению групп к самоопределению в границах социальной системы, а достижению цели взаимодействия. Такой обмен, в отличие от проходящего на фазах производства и регулирования взаимоотношений групп, мы будем называть эффективным обменом.
Обмен заключается в межсубъектном переходе психических моделей реальности, строящихся в системе социальных координат конкретных сообществ, к которым данные личности принадлежат.
Связь социальных групп делает возможной факт обмена социально-психологическими отношениями. Свойство определяет содержание (измерение), по которому будет происходить обмен. А взаимоотношения делают обмен реальным, определяя его цену и создавая мотивирующую силу, заставляющую группы вступать в обмен и, далее, изменяться, приобретая новые свойства и создавая новые социальные множества.
Обмен социально-психологическими отношениями, в конечном итоге, становится необходимым условием существования групп, в социальной системе, так как в ней каждый элемент "...есть сразу и цель, и продукт, и средство: каждый создается и утверждается другим и, питая себя, питает своего "сочлена" (И.А.Ильин).
Основная роль обмена социально-психологическими отношениями заключена в поддержке интеграционно-дифференцирующих тенденций.
Тактика обмена, то есть то, как будет протекать обмен отношениями в каждом конкретном случае, зависит от иных процессов сравнения, нежели затронутые выше в связи со смыслом группового существования. Конкретные акты эффективного обмена будут зависеть от того, какой вклад делают группы в достижение их целей, а, следовательно, и целей системы, которой они служат. И поэтому очень важным на данном этапе межгруппового взаимодействия будет оценка соответствия требований, предъявляемых взаимодействующим группам, их групповым свойствам. 
Этот вид процессов сравнения в конкретной социальной системе предполагает определенный уровень развития культуры,
Поэтому первый этап данной стадии протекания межгрупповых отношений связан с проблемой превращения социально-психологических общностей в организации. Суть организации в создании всех необходимых границ, в рамках которых взаимодействие проходит наиболее эффективно.
Этот этап характеризуется также созданием системы критериев, за пределами которых взаимоотношения групп воспринимаются неудовлетворительными и нуждающимися в регулировании.
На втором этапе совершается непосредственный обмен социально-психологическими отношениями групп. Он служит целям сохранения групп как субъектов соответствующей активности в процессе осуществления ими межгруппового взаимодействия. Это не обмен товарами, не обмен действиями, не обмен знаниями. В конечном счете, это обмен воплощенными в них бытующими в конкретных социальных группах чувствами, установками и образами, которые могут поддерживать или угрожать воспринимающим их группам, а через цели последних и единству соответствующих социальных систем. Этот вклад в целостность и развитие обменивающихся психологических групп-единств создает новое, развивает или разрушает старое единство, объемлющее взаимодействующие группы
Как ответ на изменение взаимоотношений, происходящее в процессе обмена социально-психологическими отношениями, прогресс материально-предметной деятельности расширяет возможности социальных систем, вовлекает их во все новые формы активности и более полное развитие свойства социальности, создавая тем самым потенциал нового изменения.
В силу своего назначения, обмен социально-психологическими отношениями приобретает свойство относительной самостоятельности от материального обмена, осуществляемого в ходе взаимодействия. Он представляет собой иную сторону групповой активности, так как любая деятельность в материальной сфере на социальном уровне организации поведения требует сохранения и развития групповых субъектов активности.
Исследование фактов группового поведения в ситуации киргизско-узбекского конфликта, межнационального конфликта в Латвии, данные зарубежных опросов дают многочисленные подтверждения пятого положения, вынесенного на защиту, то есть положения об относительной самостоятельности обмена социально-психологическими отношениями.
Процесс эффективного обмена социально-психологическими отношениями требует введения определенных пределов и общепринятых моделей поведения, то есть его организации.
Для обоснования шестого положения о влияния организации взаимодействия на процесс обмена были проведены эмпирические исследования, которые показали, что таких факторов, по крайней мере, два.
Анализ эмпирических данных, полученных при исследовании взаимодействия групп в производственной организации и взаимодействия групп производителей и потребителей услуг, говорит о том, что межгрупповой обмен социально-психологическими отношениями может быть вызван деятельностью в границах общения или общением в границах деятельности. В первом случае, межгрупповые отношения будут приобретать характеристики внутрисистемных и строящихся по принципу изоморфизма, а во втором - межсистемных, требующих дополнительности качеств группы-партнера.
Другим фактором, существенно влияющим на выбор критериев справедливости межгруппового обмена и связанным с его организацией, является способ распределения ответственности между группами за вклады и исходы, полученные в ходе взаимодействия.
В эмпирическом исследовании мы сравнили иерархические структуры ценностей, лежащих в основе эмоциональной стороны взаимоотношений производственных групп при разных условиях распределения межгрупповой ответственности.
При неявно распределяемой ответственности начинают предъявляться повышенные требования к необходимым знаниям и навыкам в работе, умению группы организовать себя для работы, умению планировать. Одновременно повышается значимость и таких качеств как согласованность групповых поступков с другими группами, чувство коллективизма, правдивость представления групповых результатов, искренность поступков и слов, объективность в оценке работы других групп.
Таким образом, результаты показывают, что группы с неявно дифференцированной ответственностью за результаты взаимодействия становятся более чувствительными к состоянию взаимоотношений социальных групп.
Третья фаза формирования межгрупповых отношений - это фаза регулирования взаимоотношений групп. Она также активизирует процессы групповой рефлексии. Но эту рефлексию можно назвать вторичной, так как она связана с переосмыслением группами своей роли в социальной системе.
Первый этап начинается, как только вклады групп во взаимодействие перестают соответствовать критериям, сформированным в сознании групп, то есть перестают соответствовать взаимоотношениям, построенным группами в процессе обмена. В групповом сознании начинают актуализироваться процессы межгруппового сравнения, направленные на корректировку взаимоотношений.
На первом этапе регулирования, ситуация удерживается в границах рабочих образов групп как элементов единой социальной системы, подчиняющей себе участников взаимодействия. Структура социальных категорий принципиально не нарушена. Существует возможность за счет внутренних резервов системы наладить взаимодействие, приводя взаимоотношения в соответствии с вновь воспринимаемыми образами групп.
Ко второму этапу регуляции, конфликту группы переходят тогда, когда произошедшие изменения аккумулированы в такую величину, что прежние взаимоотношения групп начинают восприниматься как несправедливые. Становится неизбежным процесс новой категоризации групп, при котором внешняя группа перестает восприниматься как равноценный партнер по взаимодействию, принадлежащий той же социальной системе. 
Различие между конфликтом и конкуренцией заключено в том, что конкуренция, как более широкое понятие, предполагает воздействие на партнера ради достижения групповой цели, а конфликт, как крайнее выражение конкуренции, ее вырождение, ставит целью воздействие на партнера для соответствующей изоляции или уничтожения его. 
Значительно повышается социоцентричность групп. Нарушается категоризационная система, и в групповом сознании актуализируется межгрупповая дихотомия. Прекращается нормальный межгрупповой обмен, основным условием которого было осознание, утраченной в состоянии конфликта, пересекающейся категории. 
Биполярное, взаимоисключающее бытие конфликтующих групп устраняет возможность понимания ими друг друга и взаимовлияния. Социальная система, в которую продолжают входить конфликтующие группы, вынуждена прибегать к внешнему воздействию на эти группы и нередко применять власть для введения групп в границы требований системы.
В связи с предложенной моделью ряд социально-психологических феноменов приобретают значительную определенность, заняв свое место в общем процессе построения взаимоотношений. Эта определенность достигается благодаря пониманию функций, которые несет то или иное явление в ходе жизнедеятельности социальной системы.
Так, взаимосвязанные феномены деперсонализации, стереотипизации и конформности, которые нередко анализируются в социальной психологии с точки зрения их деструктивного влияния на сознание личности, с позиций авторской концепции становятся очевидными в своих конструктивных аспектах. Это обосновывает последнее положение, вынесенное на защиту.
Процесс деперсонализации закономерен. Он позволяет людям увидеть критерии социального мира, в котором человек вынужден жить, сформировать единые цели и идеалы, усвоить нормы, установки и роли общежития.
В основании процесса деперсонализации лежит механизм конформности, приводящий к стереотипному восприятию реальности. Последнее, в свою очередь, дает возможность воспринимать отдельных, непохожих друг на друга индивидов, через призму "прототипной личности"
Стереотипы наполняют групповое сознание в большей степени не ошибками восприятия, а восприятием устойчивых и обобщенных сторон социальной реальности, которые закрепляют собой групповой опыт, доводя его до каждого члена группы.
Таким образом, это подтверждает то, что конформность является не индивидуальным, а специфическим групповым феноменом, который появляется благодаря мотивирующей силе свойства социальности. Поиск разделенных социально-психологических отношений заставляет человека неосознанно для себя корректировать индивидуальные вариации, приводя к повышению групповой монолитности и эффективности группы как субъекта социального действия.
Конформность приводит к наполнению группового сознания стереотипными образами и групповыми оценками реальности.
Стереотипизация - не упрощающий, а адаптивный процесс, переводящий взаимодействие на более высокий уровень социальной организации.
Таким образом, конформность и процесс формирования стереотипов - одни из основных условий, которые делают возможной деперсонализацию индивидов и приведение их к "одному групповому знаменателю".
Предложенная модель охватывает широкий спектр изменений организации межгруппового взаимодействия на разных этапах развития его структур, что позволяет выбрать наиболее адекватное управленческое воздействие на межгрупповые процессы.
Например, поскольку главное следствие межгруппового конфликта - изменение категоризационной системы, то с позиций изложенной концепции взаимоотношений социальных групп можно предположить несколько стратегий воздействия на групповое сознание, облегчающих процесс разрешения конфликта
Логика концепции самокатегоризации подсказывает в качестве эффективного пути снижения остроты межгруппового конфликта смягчение категоризационных границ и организацию восприятия максимального подобия групп друг другу. Другими словами, - это путь снижения межгрупповой дифференциации путем размывания категоризационных границ.
Другой путь снижения конфликта - повышение рельефности и актуальности существующей категории более высокого порядка, которая включает в себя обе противостоящие группы.
Следующий путь - заключается в переводе взаимодействия с межгруппового уровня организации на межперсональный уровень.
И, наконец, можно учесть свойство относительной независимости внутригрупповых процессов от социального контекста. С этих позиций, управление конфликтом заключается в четком осознании внешней группы и разведении сфер групповых интересов для нахождения каждой группой своей нишы в структуре социального взаимодействия с сохранением, а может и повышением позитивной идентичности членов группы.
Итоговый взгляд на модель развития взаимоотношений социальных групп приводит к выводу, что процесс развития взаимоотношений - это процесс последовательного разворачивания во времени структуры взаимоотношений.

В "Заключении" суммированы итоги исследования, обозначены перспективы, сформулированы основные выводы.
ВЫВОДЫ:

Подход к проблеме взаимоотношений социальных групп с точки зрения их межсубъектной природы и ценностного характера, определяющего сущность обмена социально-психологическими отношениями, позволяет придти в заключение работы к следующим выводам:
1. При функционировании сложных социальных систем ведущая роль принадлежит процессу развития взаимоотношений социальных групп.
2. Эти взаимоотношения представляют собой особый вид межгрупповых отношений. Они возникают как ответная реакция на отношения групп, партнеров по взаимодействию и воспринимаются людьми как наиболее важная сторона их жизнедеятельности.
3. Взаимоотношения социальных групп определяют социально-психологическое единство социальной системы и создают мотивацию межгруппового взаимодействия, направленную на развитее и сохранение социальной системы. Взаимоотношения групп становятся неотъемлемым свойством социальной системы и основой культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом. 
4. В процессе реализации взаимоотношений социальные группы стремятся, с одной стороны, быть самостоятельными и относительно автономными элементами системы. С другой стороны, эта тенденция ограничивается стремлением к самоограничению в виде потребности быть эффективным со-деятелем системы, с которой группы себя идентифицируют.
5. Взаимоотношения возникают при взаимодействии групп и складываются в процессе непрерывного обмена социально-психологическими отношениями групп к окружающей их действительности. Они же определяют направление и силу динамики обмена, превращая любое сообщество в ходе обмена в динамическую материально-духовную целостность.
6. Обмен социально-психологическими отношениями превращает взаимодействие или в совместную деятельность, или в сотрудничество, или в конкуренцию и своим содержанием определяет качественные изменения сообщества. Он заключается во взаимопереходе психических моделей реальности, строящихся в системе социальных координат конкретных сообществ, к которым данные личности принадлежат.
7. Характер организации межгруппового взаимодействия влияет на протекание обмена социально-психологическими отношениями, делая его внутрисистемным и строящимся по принципу изоморфизма или межсистемным, требующим дополнительности качеств группы партнера. Взаимодействие с неявно распределяемой между группами ответственностью за результаты взаимодействия существенно повышает чувствительность групп к их взаимоотношениям.
8. Важную роль в ходе построения взаимоотношений играют процессы межгруппового сравнения двух типов, детерминированных сферой групповых ценностей: 1) сравнения, вызванного требованием специфичности социальной системы, то есть условием ее сохранения как уникального социального образования и 2) сравнения, вызванного требованием быть эффективным со-деятелем социальной системы, то есть условием ее "возрастания", развития.
9. Обмен социально-психологическими отношениями относительно независим от материальной стороны межгруппового взаимодействия, так как направлен не на преобразование объекта взаимодействия, а на создание единого, интегрированного субъекта совместной деятельности. Самостоятельность такого обмена оправдана тем, что для эффективного материального обмена требуется признание группами принципов справедливости и формирование доверия к партнеру по взаимодействию.
10. Структуру взаимоотношений составляют:
а) познавательная сторона, которая, складываясь из отдельных впечатлений, умозаключений, следов памяти, трансформируется в целостное восприятие группы, как элемента социальной системы и реализуется в символах как концентрированном выражении социально-психологических отношений. 
б) эмоциональная сторона, придающая отношениям мотивирующий характер, связанный со степенью изменения социальной системы и ориентированный на сохранение ее целостности и развитие; 
в) поведенческая сторона, выраженная, в частности, в социальных установках группы, предопределяющих способ реагирования на межгрупповую ситуацию, складывающуюся в процессе взаимодействия социальных групп.
11. Группы, взаимодействующие в конкретной социальной ситуации, формируют символическое поле, отражающее как специфику этой ситуации, так и включающее группы в общекультурный контекст. Наличие символического компонента взаимоотношений конкретных социальных групп, соотнесенного с общим символическим полем социальной системы дает возможность адекватно репрезентировать групповые свойства в процессе развития межгрупповых отношений
12. Совокупность ценностей группы, которая влияет на построение ее взаимоотношений, представляет собой иерархическую систему, позволяющую, с одной стороны, реализовывать требования системы, в которую группа включена, а, с другой, отразить конкретную ситуацию межгруппового взаимодействия. Степень ценности группового качества существенно определяет легкость, а, следовательно, и точность его оценки у взаимодействующей группы.
13. Через социальное содержание ценностей взаимоотношения групп вплетаются в культурную ткань нации, государства, народа, общества, которым взаимодействующие группы принадлежат. Это содержание порождает мотивацию субъекта, являющегося лишь частью, проекцией другого субъекта, объемлющего первого.
14. Процесс межгруппового взаимодействия реализуется личностью с помощью двух видов социальных установок: установок, связанных с личностной ориентацией на межгрупповой характер поведения и установок, определяющих межиндивидуальный характер взаимодействия. 
15. Дифференцирующие тенденции социальной системы дают начало процессу развития взаимоотношений групп. Этот процесс проходит ряд последовательных фаз и этапов.
Начальная фаза этого процесса - фаза производства межгрупповых отношений. Суть ее состоит в рефлексии групп, которая направлена на осознание своего места в социальной структуре общества и конкретной социальной системе, а также формирование чувства групповой приверженности, создающего мотивацию личности для защиты групповых интересов. Вторая фаза построения взаимоотношений - фаза эффективного обмена социально-психологическими отношениями между социальными группами. Последняя, третья, фаза развития отношений - это фаза регулирования взаимоотношений групп. Она также активизирует процессы групповой рефлексии. Но эта рефлексия носит вторичный характер, так как она связана с процессами переосмысления группами своей роли в социальной системе.
16. Этап категоризации первой фазы развития взаимоотношений детерминирован новыми формами взаимодействия групп в социальной системе. Он, с одной стороны, включает индивидов в социальную структуру общества, его общекультурный контекст, а с другой, упорядочивает индивидов, таким образом, который приобретает личный смысл для индивидов, эту категоризацию производящих. Последнее превращает ее в самокатегоризацию. Благодаря этому процессу вводятся необходимые ограничения в обмен социально-психологическими отношениями и указываются те направления, по которым такой обмен должен развиваться. В результате из множества внутренне независимых индивидов формируются групповые субъекты активности как элементы определенных социальных систем. 
Этап социальной идентификации превращает категоризацию в самостоятельный, мотивирующий и значимый процесс. Как следствие идентификационных процессов у членов групп формируется чувство групповой приверженности, позволяющее группам сохраняться даже в условиях непредпочтительного межгруппового сравнения и, тем самым, становиться устойчивыми во времени. 
17. Эффективный обмен социально-психологическими отношениями служит целям сохранения групп как субъектов соответствующей активности в процессе осуществления ими межгруппового взаимодействия. Первый этап фазы эффективного обмена социально-психологическими отношениями связан с превращением плохо структурированных социально-психологических общностей в организованные общности с целью создания всех необходимых границ, в рамках которых взаимодействие будет проходить наиболее эффективно. 
На втором этапе совершается непосредственный обмен социально-психологическими отношениями групп, который воссоздает и развивает структуру социальной системы и который необходим для поддержания групп как социальных субъектов, реализующих материальный обмен.
18. На первом этапе заключительной фазы развития взаимоотношений группы используют внутренние резервы для приведения взаимоотношений в соответствие с групповыми целями. Ситуация удерживается в границах рабочих образов групп как элементов единой социальной системы, подчиняющей себе участников взаимодействия. Структура социальных категорий принципиально не нарушена.
На втором этапе прежние взаимоотношения групп начинают восприниматься как несправедливые. Группы начинают попытки новой категоризации, при которой внешняя взаимодействующая группа перестает восприниматься как равноценный партнер. К регулированию межгруппового взаимодействия привлекаются внешние силы, силы социальной системы.
19. Процесс развития взаимоотношений социальных групп представляет собой процесс постепенного разворачивания - структуры этих отношений.

Оглавление


[Кафедра психологии КГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz