Материалы

научно-практической конференции "Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент"

Курск, 25-27 апреля 2001 года

 

Наши авторы Программа конференции

 

С.З. Садыкова (Набережные Челны)
КОРРЕЛЯЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ЦВЕТА И ТИПА,
СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ

Одним из основных индивидуальных особенностей человека является его темперамент. А каково проявление темперамента в изобразительной деятельности детей? Этот вопрос поставлен нами в экспериментальном исследовании. Считаем, что нужно обращать внимание не только на скорость процесса рисования, характер линий в рисунке, но и на частоту смены цветов красок, количество используемых цветов, их насыщенность и яркость.
Данные нашего исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста и первого класса по-разному используют цвета в зависимости от типа и свойств темперамента, например:

- детям холерического типа свойственна частая смена разных цветов красок. Причем цвета берут либо контрастные: теплые-холодные, либо только теплых тонов. Цвета красок в рисунках данных детей отличаются особой насыщенностью, густотой;
- дети меланхолического типа используют светлые тона красок. Часто используют бледно-желтый, светло-красный, голубой цвета. Полагаем, что здесь проявляется одна из характерных особенностей меланхолического типа - сензитивность;
- дети-флегматики часто работают одним, двумя цветами. Здесь подтверждается характеристика данного типа - сосредоточенность, погруженность, устойчивость в выборе действий.

Констатируем: цвет, используемый, выбранный ребенком говорит не только о его настроении, психическом состоянии, но и о проявлении свойства, типа темперамента. Таким образом, для изучения индивидуально-психологических особенностей детей можно использовать и наблюдение, анализ используемых цветов в рисовании по замыслу. Это еще один путь изучения внутреннего мира ребенка и эффективного решения задач воспитания и обучения.

 


Н.П. Сазонова, С.Ю. Сазонов (Курск)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ В "СОЦИАЛЬНЫХ ОАЗИСАХ"

Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.
Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью "свободных" сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом. Молодость - это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор.
Если исходить из набора смысложизненных ценностей, определяемых для себя молодыми людьми, они дифференцированы не только по возрастным группам, но и по сферам занятости, месту проживания. Существенные различия наблюдаются в данных, которые получены в Москве, Санкт-Петербурге и в провинции. В столицах и крупных центрах молодые люди действительно стали жестче. Альтруистических ценностей в сознании молодого поколения, во всяком случае, на поверхности, почти нет. В их сознании присутствует изрядная доля прагматического цинизма.
Эти данные представлены в исследовании молодежи лабораторией Института Молодежи в Москве. Так, например, треть опрошенных спокойно принимаю такое "новое" для нас явление, как платный секс, а треть молодых мужчин выступает за легализацию проституции в России. К криминальным способам зарабатывания денег в среднем каждый третий также "относится спокойно", а каждый десятый хотел бы иметь возможность "силой взять то, что я хочу".
Когда молодым людям задают вопрос, есть ли что-то такое, чем Вы как гражданин России могли бы гордиться, 25% отвечает - сегодня нам гордиться нечем, а почти половина 15-17 летних подростков говорят: "Я хотел бы родиться не в России, а в другой стране". Это выраженный комплекс гражданской неполноценности: "моя страна плохая, я человек второго сорта, но я не хочу быть таким!". Подобная жесткая позиция молодежи - ее ответ обществу, которое поставило молодое поколение в условия выживания на этой социальной, экономической и психологической ситуации. Где общество не готово принять активность молодых и навязывает ей "игру без правил". Но при этом молодежи нужно в чем-то найти опору, нравственный идеал, во что-то верить, если уже давно нет веры в "счастливое будущее" (а ее нет у абсолютного большинства респондентов).
Несколько другая ситуация наблюдается в провинции. Кафедрой психологии Курского государственного педагогического университета и Департаментом по делам молодежи г. Курска регулярно проводится мониторинг такой категории молодежи, как учащаяся молодежь. Ее нравственный выбор отличается достаточно существенно. По мнению респондентов, у них преобладают не материальные, а духовные ценности или их сочетание, при ведущей роли духовных. Такими ценностями для молодежи являются: любовь, вера в бога, добро, вера в себя, нравственность, справедливость.
Любовь (25%) трактуется не только в узко личностном плане, а значительно шире, включая такие ее стороны, как любовь к родине, к человеку вообще. Вера в бога занимает второе место по популярности. Честь и вера в себя составляют по 15%, за ними следуют дружба и понимание. К числу духовных ценностей, присущих молодежи вообще и лично себе относят следующие: любовь, вера, добро, нравственность и справедливость. С ними практически совпадают ценности, которые, по мнению молодежи, могут способствовать возрождению России. Здесь на первом месте и с большим отрывом идут любовь и вера (которая не всегда носит религиозный оттенок, а включает отношение к себе, к обществу, к государству и иногда комментируется как "вера