Материалы

научно-практической конференции "Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент"

Курск, 25-27 апреля 2001 года

 

Наши авторы Программа конференции

Е.А. Шанин (Курск)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ

Время важных перемен - так называют в средствах массовой информации сегодняшний день. Для людей "государственных" в оценках содержания времени представлены только границы, уровни социально-экономического плана. За пределами внимания руководителей оказались школьники всех классов. Проблемно встали старшеклассники, оказавшись перед пропастью, отделяющей школу от жизни. Процесс социального взросления требует большой психической перестройки. Где и как это происходит? Кто этот процесс должен грамотно обеспечит, разработав содержание, формы, методы, способы его, учитывая специфику сегодняшнего времени.
В доперестроечное время стройная система социального взросления молодого поколения держалась на институтах, представляющих идеологию. Это обстоятельство давало возможность обеспечить единство содержания, целей, задач и методов учебно-воспитательного процесса в разные возрастные периоды - от октябрят до комсомольцев и дальше.
Учитывая специфику данного издания, отметим сложившуюся структуру помощи старшеклассникам, выполняющим организаторские функции.
Во многих школах были созданы Клубы школьного актива, лагерные сборы (135 школа г. Москвы). Эти же формы были использованы в районных, городских, областных, зональных, республиканских, союзных организациях. Уровни школ актива определялись уровнем задач и контингентом обучающихся. Каждый уровень актива имел свою программу, условия обучения, материальную базу и т.д. Специальные издания, профессиональная периодическая печать давали возможность передачи опыта работы начинающим.
Организаторы имели реальную возможность роста, усваивая опыт предшествующих поколений и в конечном итоге становились сами профессиональными организаторами разных уровней - от ранних проявлений до руководителей государственных и общественных структур.
Ярко выраженной школой обучения активистов-старшеклассников и студентов в Курской области стал лагерь "Комсорг" имеющий сорокалетнюю историю опыт и выживший по сегодняшний день.
Складывался "Комсорг" с 1961 г. как лагерь актива в функциях которого были прежде всего создание условий отдыха, оздоровления старшеклассников и общая военно-спортивная подготовка с элементами ознакомления с проблемами организаторской работы. Здесь же зарождалась лаборатория по изучению психологии организаторской деятельности. С 1967 года "Комсорг" активно стабилизировался как школа актива старшеклассников. Набор контингента старшеклассников формировался комсомольскими органами районов и области из представителей различных направлений деятельности школьных комсомольских организаций, которые представляли собою основные направления воспитательной работы школы.
Учитывая такую направленность "Комсорга" формировался контингент работников лагеря. Из числа студентов педагогического института (преимущественно только что созданного историко-педагогического факультета) выбирались наиболее успешно работающие по тому или иному направлению. Таким образом, студенты имели возможность приобретать опыт организаторской работы и совершенствоваться в методике работы по направлениям жизни школы.
Общее содержание работы обеспечивалось встречами комсоргов с первыми лицами области (вплоть до первого секретаря ОК КПСС). Естественно постоянное присутствие и участие в работе лагеря представителей ОК ВЛКСМ. Профессиональную педагогическую сторону представляли работники системы образования (вплоть до представителя облоно), ученые пединститута (каждый со своей доминирующей проблемой).
Психологическую сторону жизни и обучения по линии психологии организаторской деятельности обеспечивала кафедра психологии во главе с инициатором создания лагеря, руководителя группы ученых доцента Л.И. Уманского.
В структуре учебного процесса четко обозначены следующие составляющие. В первой половине дня - общелагерные занятия (встречи с известными людьми, лекции по проблемам общественного молодежного движения, учебно-образовательным вопросам, вопросам политики государства, по различным аспектам культуры и искусства разных жанров и т.д.). Во второй половине дня - семинарские (отрядные) занятия, с разбором содержания, форм работы в школе по соответствующим направлениям. И вечером - занятия по отрядам по разучиванию общелагерных песен и танцев спортивные занятия.
В последние доперестроечные годы работы "Комсорга" было усилено внимание на практическую сторону в области тренировки школьных активистов в работе по направлениям. Если раньше политинформацию в начале рабочего дня проводил шеф-инструктор идейно-политического отряда, то теперь о событиях в стране и мире информировали комсорги соответствующего отряда.
Если песни и танцы по отрядам разучивались методистом, то теперь комсорговцами культурно-массового отряда и т.д. Комсорги отрядов получили базу для практики, что дало возможность давать не только знания, но и навыки и умения.
В лагерных условиях обучения актива старшеклассников, где организационные и методические вопросы обеспечиваются яркими личностями, естественны проблемы межличностных отношений, проблемами общения разных взаимозависимых организаций. Эта проблема была снята, как только получила гражданство (принята на всех оргагизационных уровнях), структура организации ответственности работы лагеря.
Четкое обозначение места, содержания обострила ответственность каждого работника за свой участок работы. Гласность и наглядность деятельности каждого обеспечили общественный контроль за уровнем работы каждого. Все были готовы протянуть руку солидарности своим коллегам.
Самостоятельной проблемой в работе "Комсорга" являлись отношения внутри группы шефов-инструкторов, межгрупповые отношения, межличностные школьников. Они строились на основе целевой установки жизни и деятельности лагеря в целом на основе взаимной ответственности и взаимоуважения и поддержки. Взрослая группа в лагере была на равных с комсоргами, принимая участие во всех общелагерных делах отдельным отрядом. Культивировались доверительные формы общения, хорошее настроение, располагающее к общению и раскрепощению творческой инициативы. Никаких окриков, никаких понуканий, дела - преимущественно коллективные.
Итожа представление "Комсорга" как школы актива старшеклассников Курской области, отметим, что основные среди многих его функций выделяются:

- "Комсорг" - шко