А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев "Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии". - Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1999.

Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература

 

ГЛАВА 2.СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ  СРЕД - БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

2.1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД

2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 

2.3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОЦЕДУРА  

2.4. МОТИВАЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ

2.4.1. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К "СОЦИАЛЬНЫМ ОАЗИСАМ"  

2.4.2. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ ВКЛЮЧИТЬСЯ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ   

2.4.3. ОБРАЗ "СОЦИАЛЬНОГО ОАЗИСА" КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ  

ВЫВОДЫ 


2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Понятие "технология" еще только входит в обиход специалистов и не имеет устоявшегося определения. Поэтому в ряде случаев оно неправомерно используется как синоним понятий "метод", "методика", "процедура". Мы считаем, что статус социальной технологии приобретает теоретически и концептуально обоснованный комплекс социально-психологических средств, объединенных специфическим организационным алгоритмом. Технология должна носить универсальный характер с точки зрения ее воспроизводства в новых социальных условиях.
Создание развивающих социальных сред требует новых методологических подходов.

Известные методы групповой психотерапии не могут в полной мере решить эту задачу по следующим причинам:
во-первых, развивающая социальная среда в отличие от психотренинговых групп должна быть открытой общностью и оказывать определенное влияние на более широкий социум;
во-вторых, в психотренинговых группах часто возникает проблема переноса приобретенного психологического опыта в реальную жизнь и соотнесения, "увязывания" начавшихся личностных изменений с относительно ригидным социальным окружением;
в-третьих, у многих участников психокоррекционных групп складывается "синдром навязчивых сложных интерпретаций" (62), что затрудняет социальную адаптацию и развитие личности;
в-четвертых, в известных направлениях групповой психотерапии и прикладной социальной психологии достаточно полно разработаны способы актуализации внутригрупповых закономерностей личностного роста. Однако межгрупповая феноменология и соответственно практика использования межгрупповых механизмов жизнедеятельности личности фактически не представлена в современной психологии воздействия. Известные полевые эксперименты по изучению межгруппового взаимодействия М. Шерифа являлись строго теоретическими исследованиями и не имели практического развития.
Мы считаем совершенно справедливым вывод Л.А. Петровской о том, что работа в тренинговых группах обеспечивает лишь инициацию, толчок к личностному росту, является его начальной стадией. Основная же стадия реализуется "в сфере послегрупповой повседневной жизнедеятельности участников" (46, с.30).


Разработанные нами социальные технологии направлены на построение отношений сотрудничества и социального прогресса в континууме от межиндивидного до межгруппового взаимодействия.
Новизна наших технологий заключается также в том, что они основаны на новых (в сравнении с традиционными принципами психолого-педагогического воздействия) методологических принципах.
Методология воздействия основывается на сформулированном С.Л. Рубинштейном положении о личности как результате и предпосылке социальной деятельности и принципе детерминизма как диалектики качественно усложняющихся зависимостей внешнего и внутреннего на разных уровнях бытия (52).
Мы опирались также на идею Б.Ф. Ломова о том, что психологические знания, в частности, по оказанию помощи использовать напрямую, по принципу "короткого замыкания" неэффективно - надо на основе этих знаний создать такие условия жизнедеятельности для людей, такой образ жизни, в рамках которого формируются у человека заданные психологические качества (31).
Предметом социально-психологического воздействия являются:
на групповом и межгрупповом уровне:
· стимулирование субъектности группы (личности) в межгрупповых (внутригрупповых) отношениях;
· деятельностная взаимосвязь первичных и основного коллективов;
· оптимизация статусных внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий;
· повышение содержательности и разнообразия интеллектуальных, социальных и эмоциональных видов совместной деятельности;
· повышение организованности коллективов;
на личностном уровне:
· содействие успешному личностному самоопределению, т.е. формирование положительного образа "Я" и позиции конструктивного социального оптимизма.
Необходимым условием достижения личностного успеха является наличие арсенала действенных практических умений жить в гармонии с собой и другими. Эти умения формируются на основе расширения потенциала личности в трех основных сферах ее активности: когнитивной, эмоциональной и поведенческой, что составляет еще один предмет социального обучения (помощи). В когнитивной сфере мы ориентируемся, прежде всего, на формирование оптимистичного мироощущения, а также на развитие способности личности к дифференцированной рефлексии действий по построению и достижению жизненных целей.
Важнейшим признаком субъектности личности является ее умение различать относительно отдаленные цели - результаты и промежуточные - средства, учитывать сложность их взаимодействия. В технологическом отношении реализация этой задачи основывается на стимулировании рефлексивной деятельности личности:
а) в границах ее возможностей и желаний (что может и хочет достичь данная личность в данный период жизни и что для этого она может и хочет сделать);
б) в границах ее долженствования (что и каким образом должна достичь данная личность в данный период жизни с учетом социокультурных регламентаций и предписаний).
Работа с эмоциональной и поведенческой сферами личности предполагает обогащение палитры эмоциональных переживаний, прежде всего, высших чувств и расширение репертуара поведенческих навыков.
Заметим, что психотерапевтические методы являются эффективным дополнением к социальным технологиям и выполняют функцию "точечных ударов", т.е. с их помощью можно корректировать негативные эмоциональные состояния, формировать навыки эффективной коммуникации и профилактики конфликтов, исправлять локальные личностные деформации. В этом плане хороших результатов можно достичь, применяя любые современные психотерапевтические методы - от нейролингвистического программирования до личностно-центрированной терапии К. Роджерса. Наш опыт работы в психологической консультации подтверждает выводы известных психологов, в частности Л.А. Петровской (46), о том, что глобальные и устойчивые изменения личности возможны лишь при изменении ее реальных условий жизни.
Эффективность крупномасштабной помощи и оздоровление социальных отношений во все более широком пространстве обеспечиваются включением социальных технологий в реальную жизнь людей, постепенным сглаживанием содержательных различий, границ между деятельностью, организованной психологами и педагогами, и повседневной жизнью.
Построение развивающей социальной среды как базовый принцип социального обучения обеспечивает и впечатляющую масштабность воздействия. Количество одновременно обучаемых достигает 200 и более человек. Разработанные технологии являются универсальными по возможности переноса и применения в различных организационных условиях работы с молодежью.


Технологии основаны на актуализации следующих механизмов построения развивающей социальной среды:
1. Формирование духовной культуры молодежного социума
Главные условия формирования мотивации: совместное переживание юношами чувства сопричастности к особой молодежной субкультуре, сочетающей в себе романтичность и высокую социальную активность; чувство принадлежности к престижной общественной организации региона; приобщение к высоким жизненным целям и ценностям. Для многих ребят обсуждение в широком круге сверстников вопросов личностного самоопределения и смысла жизни является первой и редкой возможностью осознать свое "Я" и свой потенциал.
2. Функциональное включение педагогов в совместную деятельность
Коллектив педагогов выступает не в декларативной форме "группы коллег-единомышленников", но в форме "коллектива созидателей", действующего в соответствии с организационным порядком, ритуалами и атрибутикой, принятыми в данной среде. Т.е. педагоги образуют свой отряд и наряду с другими отрядами участвуют в общих построениях, соревнованиях.
3. Включение участников в высокоорганизованную общность
Уровень организованности развивающей социальной среды резко контрастирует с обычной средой проживания. Организационные нормы, структура, процессы отличаются четкостью и упорядоченностью. Коллективные действия совершаются в быстром и согласованном темпоритме. Характерна высокая степень включенности индивидов в совместную деятельность.
4. Демократическое внедрение организационного порядка
Организационные нормы и структура представляются на общем собрании в самом начале смены не как "директивы педагогического совета", но как многолетние традиции, в создании которых участвовали и сами воспитанники. Таким образом, подчеркивается возможность и необходимость участия ребят в продолжающемся нормотворчестве.
5. Общая пространственная организация коллективных действий
Общеколлективные построения, спортивные состязания, конкурсы, художественное творчество, танцы, хоровые песни и другие групповые мероприятия совершаются в "зоне видимости" для каждого воспитанника. Дети воспринимают самих себя и друг друга через призму общеколлективной активности, что стимулирует созревание подлинной социальности в личности.
6. Социальное, духовное и предметное обогащение деятельности
Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие.
Воспитанники участвуют в групповых дискуссиях на социально и личностно значимые темы, готовят театрализованные представления, состязаются в спортивных и интеллектуальных конкурсах, в песенных и танцевальных фестивалях.
Особое место занимает трудовая деятельность: помощь в восстановлении исторических памятников, участие в экологических акциях, помощь престарелым и инвалидам, труд по самообслуживанию.
Ежедневно в расписание включены учебные занятия, основной задачей которых является обретение социальных умений (способы эффективной коммуникации, приемы эмоциональной саморегуляции).
7. Интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной деятельности.
Коллективные действия совершаются на вербальном (скандирование девизов, приветствий, пение песен) и сенсомоторном (игры, марши, танцы) уровнях. Мероприятия проходят в быстром темпе. Время и материальные ресурсы для их подготовки достаточно ограничены.
Публичность представления результатов повышает ответственность и эмоциональную отдачу участников. Большинство мероприятий проходят в форме соревнований. Эмоциональная насыщенность, необходимость форсировать интеллектуальные и творческие усилия, высокие энергетические затраты - все это обеспечивает максимальное вовлечение каждого воспитанника в совместную деятельность, устраняет опасность возникновения пустых молодежных "тусовок" и создает эффект "огромной, продуктивной жизни".


При разработке технологий мы исходили из предположения о том, что периодическое включение группы в социально улучшенную среду типа "социального оазиса" при обязательном участии молодежной группы в ее организации (проектировании) будет способствовать формированию оптимальной структуры основных групповых интеграционных свойств и становлению групп как субъектов деятельности, общения и отношений, способных не только выбирать, но и проектировать для себя наиболее адекватные социальные среды. Предполагалось, что такая социально-психологическая динамика группы будет способствовать и личностному развитию ее участников.
С этой целью в качестве экспериментального полигона использовался Психологический Центр подготовки молодежных лидеров, в котором ежегодно проходят подготовку 200-300 старшеклассников. Контингент формировался, прежде всего, из творческих и инициативных учащихся, способных после обучения самостоятельно сплотить детский коллектив, стать лидерами в своих школах.
Основным психолого-педагогическим средством воздействия являлась особая организация жизнедеятельности юношей, основанная на предоставлении широкой автономии личности и группы, на стимулировании взаимозависимой формы совместной деятельности и придании ей большой социальной значимости. Именно такие условия обеспечивают высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализации ее лучших сторон, дают простор для позитивного самоутверждения личности (68).
Если в школе преобладает предметное обучение в ущерб социальному, то в Центре главным образом учат общению как социальному творчеству. Предметное же обучение носит свободный и широкий характер: школьников обучают правилам организаторской работы, практике эффективного общения самопознания, подготовке и проведению художественных, трудовых и спортивных мероприятий, причем весь цикл действий - от разработки сценария до его реализации - совершают сами школьники.
Обучение включает освоение элементов политической и экологической культуры: выпуск стенгазет, проведение различных акций и т.д.
"Социальный оазис" представляет собою относительно автономную систему, но за счет высокой организованности он способен сглаживать внешние деструктивные воздействия, направлять их в позитивное русло, и в этом плане его возможности воздействия на личность огромны.



Разработка технологий социального обучения осуществлялась нами в следующей последовательности:
1. Выделение типов учебно-воспитательных организаций в зависимости от характера социально-нормативных требований к совместной деятельности.
2. Определение учебно-воспитательных организаций с оптимальными социально-нормативными требованиями в качестве базовой модели развивающей социальной среды.
3. Выявление направлений, форм и уровней социально-психологического воздействия на личность школьника и его эффективности.
4. Вычленение основных алгоритмов эффективного воздействия.
5. Определение процедурных звеньев и социально-психологического контекста различных технологий воздействия.
6. Описание ведущих технологических блоков воздействия - методик построения развивающей социальной среды (социотехник).

Таким образом, вектор разработки методик направлен от разработки теоретических оснований через условия конкретной социальной среды и ее проблем (проблем личности) к технологическому построению методики. Масштаб работы, т.е. количество школьников и пространственно-временные характеристики, потребовал создания принципиально новых методик психологического воздействия.
Главная их отличительная особенность заключается в том, что в них аккумулированы социально-психологические, педагогические и психотерапевтические подходы. По своей функции и сути они являются методиками социальной помощи (cоциотехниками).
Другим принципиальным отличием является использование психологических приборов-моделей совместной деятельности типа "Арка".



Опишем предмет и компоненты реализации основных социотехник:
1. Социотехника формирования мотивации достижения успеха
Данная социотехника направлена на формирование позитивной социальной мотивации, "социального оптимизма" личности. Как известно, требования школы к личности учащихся носят недифференцированный и достаточно жесткий характер. Часть школьников не справляется с их реализацией, и у них формируется синдром "боязни ошибки", следовательно, снижается инициативность.
В рамках нашей рабочей концепции инициативность выступает важным параметром субъектности личности - основы ее позитивного самоопределения. Социотехника основана на актуализации двух факторов: инициативности личности и эмоционального принятия (поддержки) социальной активности личности.
Компоненты реализации:
· создание норм коллективного поведения, требующих участия каждого члена группы в обсуждении, подготовке и реализации групповых дел;
· внедрение тематического и организационного "изобилия мероприятий", в котором каждый найдет место для себя;
· создание "микроситуаций социального руководства" для каждого школьника;
· внедрение системы групповых ритуалов эмоциональной поддержки;
· высокий эмоциональный (фестивальный) настрой на творчество;
· обязательная демонстрация знаний и умений на внутри- и межгрупповом уровнях с гарантией минимального успеха;
· полифункциональный характер деятельности, разнообразие социальных ролей;
· стимулирование спонтанности в разработке и реализации дел.
2. Социотехника регуляции эмоционального настроя
Оптимизация коллективного эмоционального настроя является одним из фундаментов эффективных психологических изменений личности.
В Центре молодежных лидеров осуществляется постоянное слежение за динамикой групповых эмоциональных процессов и, по мере необходимости, их коррекция. Мы считаем, что в широкой палитре эмоциональных состояний школьников основными тонами должны быть стеничные положительные эмоции.
Оптимизация эмоционального коллективного настроя является одним из фундаментов эффективных психологических изменений личности.
Компоненты реализации:
· неожиданное изменение распорядка дня или плана мероприятий ("организационные сюрпризы");
· игровые экспромты педагогов и психологов во время массовых мероприятий;
· съемка и демонстрация видеофильмов, фоторепортажей, оперативно отражающих наиболее значимые события в жизни ребят.
3. Социотехника развития способности личности к социальной интеграции
Исследования молодежных коллективов постоянно выявляют достаточно большую группу юношей и девушек, которые испытывают затруднения при вхождении в новую общность, испытывают дискомфорт, если круг общения превышает 20-30 человек (средняя наполняемость школьного класса), подвержены эффектам обезличивания и деиндивидуализации в больших социумах.
Необходимо научить человека находить баланс между индивидуальным и групповым уровнями жизни, ощущать радость коллективных переживаний и действий.
Компоненты реализации:
· высокая интенсивность и объем внутри- и межгрупповых интеракций, совершаемых в едином пространственно-временном масштабе;
· многоуровневый характер взаимодействия индивида с группой (сенсомоторный, интеллектуальный, эмоциональный, перцептивный уровни);
· эмоционально и духовно насыщенное содержание совместных действий;
· коллективное переживание общих эмоциональных состояний.
4. Социотехника формирования способности личности к гибкой групповой идентификации
Установка на межгрупповое сотрудничество определяется способностью личности к гибкой (расширяющейся) групповой идентификации. Важно научить человека не замыкаться в рамках узкой групповой принадлежности, но представлять себя и, что еще более важно, реально участвовать в жизни других групп. С этой целью в программу деятельности можно ввести право любого учащегося поменять группу членства в определенный день учебной смены. Участие в соревнованиях или совместной работе с представителями других лагерей или детских учреждений также помогает осознать свою принадлежность не только к отряду, но и к лагерю, и далее к более широкому социуму.
Компоненты реализации:
· расконсервация групповой принадлежности (на перцептивном уровне и на уровне реального членства), расширение ее пространства от групп членства до социумов более высокого порядка;
· возможность участия в жизнедеятельности групп с разными статусами;
· свободный выбор новой группы членства в регламентированной процедуре.


Отдельная группа социотехник создана на основе методов моделирования совместной деятельности.
Эти методы актуализируют групповые и межгрупповые механизмы самоопределения личности. Непосредственным предметом воздействия являются психологический настрой, эмоциональная устойчивость, лидерство, статус личности (групповые факторы) и межгрупповые отношения, статус группы, лидерство на уровне основного коллектива (межгрупповые факторы).

1. Метод формирования межгруппового сотрудничества (33).
Цель - формирование установок на межгрупповое сотрудничество и закрепление их в реальном взаимодействии.
Методические средства: приборы-модели совместной деятельности "Арка".
Процедура состоит из трех этапов: сначала группа работает автономно, затем - в условиях присутствия другой группы и, наконец, в условиях взаимозависимой межгрупповой деятельности. Выделение этапов обусловлено необходимостью актуализации групповых процессов в различных ситуациях межгруппового взаимодействия - от предполагаемого контакта до взаимодействия групп в его взаимозависимой форме. Дополнительный психокоррекционный эффект методики выражается в том, что она создает условия для:
· повышения статуса группы в межгрупповых отношениях;
· сближения психологической дистанции между группами;
· приобретения позитивного опыта реальной межгрупповой совместной деятельности;
· повышения значимости основного коллектива.
Этот метод предполагает и процедуру "Группового решения".
Процедура:
1 этап: Индивидуальная работа с опросником "Выбор" с целью выбора предпочитаемого типа организации межгрупповой деятельности.
2 этап: Групповое обсуждение проблемы эффективности обсуждаемых типов организации деятельности в условиях Центра.
3 этап: Актуализация гласного группового решения.

2. Метод оптимизации статусных различий на личность и группу (34).
Данный метод разработан по заказу Министерства образования РФ в рамках программы "Помощь" (44, с.15.). Ключевыми звеньями методики являются стимулирование осознания потенциала группы членства, сближение психологической дистанции и успешное взаимодействие с группой-лидером основной организации, приобретение успешного опыта в основной деятельности. При ее создании мы опирались на положение о том, что возможны следующие уровни статусных взаимодействий.
1. Индивид-индивид как взаимодействие в рамках одной групповой принадлежности.
2. Индивид-индивид как взаимодействие представителей различных групп.
3. Группа-группа как взаимодействие первичных коллективов в рамках основной организации.
4. Группа-группа как взаимодействие основных организаций.
С помощью данной методики можно решать следующие задачи:
· развивать межгрупповое сотрудничество;
· повышать статус личности посредством изменения положения группы в межгрупповых отношениях и социальных стереотипов;
· оптимизировать статусные различия в межгрупповых отношениях.
Методические средства: модифицированные приборы-тренажеры совместной деятельности "Арка", социометрический тест межгрупповых статусных отношений.
Процедура:
1. С помощью социометрического теста определить структуру межгрупповых статусных отношений в основном коллективе.
2. Выбрать низкостатусную группу (группа А), члены которой испытывают психологический дискомфорт, напряженность во взаимоотношениях и другие проблемы.
3. Выявить особенности представлений членов данной группы об иерархии межгрупповых отношений в основном коллективе (на основании результатов социометрического теста).
4. Выбрать группу (группа Б), статус которой в представлениях членов группы А очень высок.
5. Провести предварительные встречи с каждой группой в отдельности и определить задачи их предстоящей совместной работы на тренажерах. При этом необходимо сформулировать надгрупповые цели работы - найти лучший организационный алгоритм работы на тренажерах, показать такие результаты, которые "принесли бы славу" всему основному коллективу. Осуществить несколько проб на тренажерах, зафиксировать показанные результаты. Если группа А показывает гораздо худшие результаты, чем группа Б (что является достаточно типичной ситуацией), то помочь улучшить результаты за счет демонстрации более оптимального алгоритма работы, устранения психологических барьеров, выбора эффективного лидера.
6. Организовать и провести процедуру совместной работы двух групп на тренажерах по алгоритму методики формирования межгруппового сотрудничества.
7. Организация общегруппового неформального, "дружеского" обсуждения результатов совместной работы.

3. Метод актуализации надежности группы (54).
Цель - повышение стрессоустойчивости группы, стимулирование лидерства.
Методические средства: "Арки".
Процедура:
1 этап: диагностика основных характеристик группы в нормальном режиме работы с тренажерами.
2 этап: повышение стрессогенности режима работы за счет изменения условий деятельности (изоляция лидера, организационная перестройка, создание дефицита времени и т.п.).
3 этап: коррекция деятельности группы, включающая в себя групповое обсуждение хода работы, обучение навыкам организаторской деятельности и психической саморегуляции и т. п. Методика обеспечивает также следующие групповые психокоррекционные эффекты:
повышение стрессоустойчивости группы;
совершенствование лидерства;
сближение психологической дистанции в группе;
регуляция статусной структуры коллектива.


Апробация и проверка эффективности разработанных нами технологий проходила в ходе крупномасштабных экспериментов в 1994-98 гг. в рамках целевой комплексной программы Министерства Образования РФ "Помощь". Одна из целей эксперимента заключалась в выявлении возможности переноса социальных технологий в иные социально организованные условия (т.е. проверялась универсальность технологий). Результаты эксперимента изложены в разделе "Измерение эффективности обучающих технологий".


Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература


 

Hosted by uCoz