[Кафедра психологии КГПУ]   [Новости психологии из Курска]

[Новости Черноземья]


Сарычев С.В. , Чернышев А.С.

Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности.

- Курск: Изд-во КГПУ, 2000.



Глава 3. Результаты экспериментального исследования надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности

3.1. Результативность в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности

3.2. Согласованность действий в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности

3.3. Взаимодействие в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности группы


Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Библиографический список Приложения

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ ГРУППЫ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основным видом деятельности групп молодежи, принимавших участие в нашем исследовании, было социальное обучение. Социальное обучение - это обучение социальному взаимодействию, т.е. умению общаться с другими людьми, помогать им, влиять на них, организовывать их, жить и работать в коллективе. Основными компонентами реализации социального обучения были: создание норм коллективного поведения, требующих участия каждого члена группы в обсуждении, подготовке и реализации групповых дел; внедрение тематического и организационного "изобилия мероприятий", в котором каждый найдет место для себя; создание "микроситуаций социального руководства" для каждого школьника; внедрение системы групповых ритуалов эмоциональной поддержки; высокий эмоциональный (фестивальный) настрой на творчество; обязательная демонстрация знаний и умений на внутри- и межгрупповом уровнях с гарантией минимального успеха; полифункциональный характер деятельности, разнообразие социальных ролей; стимулирование спонтанности в разработке и реализации дел.

Социальное обучение осуществлялось посредством организации большого количества коллективно-творческих дел интеллектуально-развивающего и культурно-развивающего характера. К таковым относятся массовые песенный и танцевальный конкурсы, подготовка к которым осуществляется более двух недель. В этих конкурсах участвуют как наиболее подготовленные воспитанники, так и обязательно весь отряд. Другой пример - день самоуправления, на время которого педагоги и психологи покидают территорию центра и вся "власть" переходит воспитанникам. Эффективным средством являются рейды воспитанников по окрестным населенным пунктам (в основном селам и хуторам, в ходе которых оказывалась помощь престарелым и одиноким людям, прежде всего - ветеранам войны; устраивались праздники русских обычаев, проводились демонстрации русской старинной одежды, театральные представления, конкурсы народных танцев и песен. Хорошо организованные, эстетически выверенные акции оставляли неизгладимое впечатление у населения, а у местных подростков и юношей вызывали чувство хорошей зависти к своим сверстникам, прибывшим из "романтических стран".

Как мы указывали выше, изученные нами молодежные группы различались по степени организованности. Воспользовавшись методом экспертной оценки по "Карте-схеме психолого-педагогической характеристики группы школьников" [75], мы соотнесли группы с типологией групп по организованности и получили результат, приведенный в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Уровень организованности реальных молодежных групп по данным экспертной оценки (в баллах)

Тип группы Название группы Количество групп
Группы высокого уровня организованности "Ювента", "Луч", "Юность", "Монолит", "Миг", "Товарищ", "Перо" 7
Группы среднего уровня организованности "Эхо", "Планета", "Дело", "День" "Мир", "Свет", "Круг", "Смена", "Терпсихора", "Пион", "Нота", "Пчела", "Надежда", "Лидер", "Витязь" 15

1 подтип

"Мир", "Свет", "Круг", "Смена", "Терпсихора", "Пион", "Нота", "Пчела", "Надежда", "Лидер", "Витязь" 11

2 подтип

"Планета", "Дело", "Эхо", "День" 4
Группы низкого уровня организованности "Класс", "Мечта", "ГКШ" 3

Название группы в таблице представляет собой то имя, которая каждая из групп выбрала для участия в испытаниях на приборах-моделях совместной деятельности. Как следует из таблицы, организованность большинства групп была оценена экспертами как средняя, количество групп высокого уровня организованности несколько меньше, а количество групп с низким уровнем организованности совсем небольшое. В качестве экспертов выступали люди, хорошо знающие оцениваемые групп, непосредственно контактирующие с ними. Психологический настрой измерялся при помощи "Арки", а единство мнений - при помощи методики "ЗАШ". В нашем исследовании были представлены группы каждого из уровней организованности. Это весьма существенно, т.к. позволяет дополнить и уточнить данные о психологической природе надежности. В количественном отношении организованность групп и уровень выраженности основных показателей организованности приведен в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Количественное значение основных показателей организованности групп, исследованных в ходе второго этапа эксперимента

Название группы Уровень организованности группы Количественное значение основных показателей организованности
    Направ-
ленность
Самоуп-
равляемость
Лидер-
ство
Единство действий Стрессо-
устойчивость
Межгрупповое единство Психологический настрой Единство мнений
"Ювента" высокий 5 5 4 4 4 3 0,77

0,79

"Луч" высокий 4 4 4 3 4 3 0,73

0,83

"Луч" высокий 4 4 4 3 4 3 0,73

0,83

"Юность" высокий 5 4 4 4 2 4 0,59 0,73
"Монолит" высокий 5 5 5 4 4 3 0,76 0,82
"Миг" высокий 5 5 4 4 4 3 0,6 0,62
"Товарищ" высокий 4 5 4 4 3 3 0,59 0,81
"Перо" высокий 4 5 4 4 4 3 0,58 0,66
"Смена" средний 4 4 3 5 4 3 0,51 0,33
"Терпсихора" средний 5 4 5 3 5 3 0,67 0,54
"Пион" средний 4 4 5 4 4 5 0,65 0,36
"Пчела" средний 4 3 5 3 2 4 0,65 0,48
"Мир" средний 5 4 4 3 3 5 0,76 0,38
"Надежда" средний 3 5 4 4 5 5 0,61 0,52
"Нота" средний 4 4 5 4 3 4 0,79 0,5
"Лидер" средний 4 4 5 3 4 3 0,63 0,50
"Витязь" средний 4 4 5 4 5 3 0,67 0,32
"Свет" средний 3 4 3 3 4 4 0,57 0,33
"Круг" средний 4 5 5 5 4 5 0,45 0,35
"Эхо" средний 3 3 4 4 3 5 0,58 0,31
"Планета" средний 3 3 4 5 4 4 0,56 0,67
"Дело" средний 4 4 5 5 3 3 0,5 0,29
"День" средний 3 4 4 4 4 3 0,57 0,31
"Мечта" низкий 2 3 3 4 5 4 0,53 0,26
"ГКШ" низкий 2 1 3 4 4 5 0,53 0,28
"Класс" низкий 2 2 3 3 4 3 0,37 0,24

Важной особенностью всех групп, исследованных нами, является то, что ко времени осуществления исследования все группы были уже в значительной мере сформировавшимися общностями и продолжали свою жизнедеятельность после завершения исследования. Измерение показателей организованности, представленных в таблице, было организовано в период, непосредственно предшествующий экспериментальному исследованию.

Группы с различным уровнем организованности заметно отличаются по количественным значениям основных показателей организованности, значит и по степени их выраженности. По показателю психологический настрой на совместную деятельность отчетливо виден более высокий уровень у групп с высокой организованностью и наиболее низкий - у низкоорганизованных групп. Группы со средним уровнем организованности занимают промежуточное положение. Сходная картина отмечена нами по показателю единство мнений.

Несколько иная картина складывается с показателями "направленность активности", "самоуправляемость", "лидерство", "единство действий", "стрессоустойчивость", "межгрупповое единство". В высокоорганизованных группах нами зафиксировано оптимальное соотношение показателей, при котором они выстраиваются в определенную иерархическую лестницу по степени убывания их величин:

- направленность активности;
- самоуправляемость;
- лидерство;
- единство действий;
- стрессоустойчивость;
- межгрупповое единство.

В группах же низкоорганизованных нами зафиксирован низкий уровень выраженности показателей "направленность активности" и "самоуправляемость" при среднем уровне выраженности показателей "единство действий", "межгрупповое единство", "лидерство", "стрессоустойчивость". В группах среднеорганизованных, занимающих "промежуточное положение", нами зафиксирован высокий уровень выраженности показателя "направленность активности" группы при среднем или низком уровне показателей "межгрупповое единство", "стрессоустойчивость", "самоуправляемость", "лидерство", "единство действий". Таким образом, нами были получены данные, подтверждающие вывод о связи явления пропорционально-диспропорциональной иерархии с уровнем организованности - дезорганизованности группы как первичной организации [95, с.9].


Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Библиографический список Приложения

Hosted by uCoz