А.Д. Гонеев
Коллектив временного типа - фактор профессионально-личностной самореализации будущего учителя


В процессе профессионально-педагогической подготовки учитель проходит ряд значимых этапов, которые связаны с осознанием им правильности выбранной профессии, с пониманием соответствия своих возможностей требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности педагога, с потребностью проверить не только в теоретическом плане, но и на практике эффективность приобретенных психолого-педагогических знаний и умений, оценить развитие своих личностных и профессиональных качеств в реальной практической жизни, наконец, проверить на прочность свои психофизиологические возможности и профессионально-личностные свойства в сложных экстремальных ситуациях.

Самореализоваться и самоутвердиться студент может в различных видах учебной и внеучебной деятельности, в шефской помощи различным группам детей и подростков в центрах социальной помощи и поддержки, на педагогической практике. Самореализацию мы рассматриваем как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей. Поэтому действенным фактором в процессе профессионально-личностного становления будущего педагога мы считаем коллектив временного типа летних лагерей, где студент получает оптимальные возможности для построения своей собственной модели индивидуального профессионального развития, реально осознает себя субъектом профессионально-педагогической деятельности. Наибольшее приближение к практике работы современной школы, пониманию проблем и сложностей учебно-воспитательного процесса в ней дает коллектив временного типа для подростков с отклоняющимся поведением, функционировавший на базе лагеря труда и отдыха для педагогически запущенных подростков «Романтик».

Лагерь «Романтик» создавался как экспериментальная площадка кафедр педагогики и психологии по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков и база для профессионально-личностного становления и подготовки будущего учителя к коррекционно-педагогической деятельности с несовершеннолетними. В основу деятельности лагеря были положены идеи психологии организаторской деятельности Л.И. Уманского, его модель поэтапного развития детского коллектива, опыт базовых лагерей кафедры психологии «Комсорга», «Вертикали», клуба «Разведчик».

Лагеря военно-спортивного и спортивно-трудового типа, как показывают исследования (Алексеев С. А., Баженов В. Г., Соболюк И.К. и др.), ограничивают или временно прерывают влияние неблагополучной микросреды на педагогически запущенных подростков в летний период; создают возможности интенсификации процесса воспитания подростков; ставят их в условия «обязательного участия» в общественно полезном труде; создают наиболее благоприятные условия для позитивного влияния благополучных ребят на педагогически запущенных и т.д. Однако в воспитательной работе в этих лагерях главное внимание уделяется военно-спортивной подготовке подростков и в меньшей мере обращается внимание на другие виды воспитания. Лагеря такого типа чаще всего создавались только для трудных подростков или трудные подростки включались в состав коллектива этих лагерей, организованных как летняя база подростковых клубов и спортивных школ. Отсутствие непосредственной связи с общеобразовательной школой не давала возможности использовать результаты воспитательной работы лагеря в учебно-воспитательном процессе школы в течение года. В работе не учитывались групповые связи подростков, их межличностные отношения в классе. Имело свои сложности формирование материальной базы этих лагерей.

Лагеря труда и отдыха, создаваемые как база производственной практики старшеклассников, оказались в более выигрышном положении. Они организовывались в летний период во всех школах силами педагогов школы, ученического самоуправления, родителями, шефами школы и общественностью, имели продуманную правовую основу. Они позволяли создать условия для непрерывного управления воспитательным воздействием на общение педагогически запущенных подростков в системе «круглогодичного цикла» воспитательной работы, для участия подростков в общественно полезном труде, включения их в активную общественную деятельность, использования условий лагеря для интенсивного общения несовершеннолетних, влияния позитивных взаимоотношений со студентами на содержание и структуру группового общения педагогически запущенных подростков, переключения отрицательных видов деятельности и общения в положительное русло, наконец, для ограничения или исключения отрицательного влияния окружающей микросреды в семье или микрорайоне на отдельных подростков или группу в целом.

Необходимость создания лагеря труда и отдыха как средства предупреждения отклонения и коррекции группового общения педагогически запущенных подростков и профессионального становления студентов как будущих учителей возникла в процессе их профилактической работы с группами педагогически запущенных подростков в микрорайонах школ, в клубах, в детских комнатах при домоуправлении г. Курска.

Эпизодические встречи студентов с подростками в школе или по месту жительства не давали полной картины о структуре группового общения, куда входили друзья, сверстники, другие взрослые, близкие знакомые, не всегда позволяли проникнуть в суть содержания группового общения педагогически запущенных подростков. Это требовало поиска наиболее эффективных средств изучения их общения, отбора результативных форм педагогической коррекции, что можно было сделать или в многодневном туристическом походе, или в условиях стационарного лагеря. Поскольку перед нами стояла задача не только исследовать групповое общения, но и найти пути положительного влияния на него, спланировать и организовать целенаправленную работу силами студентов по переориентации общения педагогически запущенных подростков, то мы и остановились на лагере труда и отдыха.

Нами были апробированы несколько организационных вариантов создания лагеря труда и отдыха и моделей управления воспитательным воздействием на общение педагогически запущенных подростков в условиях временного коллектива.

В основу первого варианта организации лагеря труда и отдыха был положен опыт создания военно-спортивных лагерей для трудных подростков. В нем были собраны с помощью инспекции по делам несовершеннолетних г. Курска педагогически запущенные подростки, стоящие на учете в милиции. В лагере рационально сочетался труд подростков и их межличностное общение со студентами в процессе трудовой, игровой, военно-спортивной, культурно-массовой и других видов деятельности. Основным положительным ядром в воспитательном воздействии на подростков в этом лагере были студенты-практиканты, которые вели индивидуальное шефство над данными педагогически запущенными подростками в течение года. Основными методами воспитательной работы студентов с подростками стали беседа, рассказ, убеждение и др.

Нам удалось выявить круг друзей педагогически запущенных подростков, наблюдать их взаимоотношения в группе, контролировать их общение и даже положительно влиять на него в процессе совместной деятельности, во время проведения турпоходов, при организации спортивных мероприятий, в трудовых делах. Для студентов это была реальная возможность проверить свои психолого-педагогические знания, умения организовать жизнедеятельность подростков, опробовать результативность тех или иных педагогических приемов. К концу смены были установлены прочные контакты с большинством подростков, значительно изменился их лексикон, песенный репертуар обогатился молодежными и студенческими песнями, которые они разучивали и пели со студентами у отрядных костров. У подростков и студентов появилось обоюдное желание продолжать общение в течение года.

Первый опыт помог выявить и ряд организационных ошибок: нельзя собирать педагогически запущенных подростков, опираясь лишь на помощь инспекции по делам несовершеннолетних; педагогически не целесообразным является организация лагеря только для трудных подростков с разным уровнем педагогической запущенности; в лагере должно быть нравственно здоровое ядро, положительный коллектив, который оказывал бы влияние на педагогически запущенных подростков; прежде чем собирать подростков в лагерь, необходимо изучить их групповое общение по месту жительства; воспитательная работа в лагере должна быть связана со школой.

Второй вариант организации лагеря труда и отдыха основывался на более тесной связи между педагогическим вузом и образовательными учреждениями. В школах в течении года велась предварительная подготовка к лету. Студенты, выявляли групповые связи подростков. Контингент ребят подбирался, исходя из их интересов и добровольного желания на поездку в лагерь. В лагере воспитательная работа строилась на принципах самоуправления и самообслуживания. В целях усиления положительного влияния на педагогически запущенных подростков и коррекции их поведения, кроме обычных школьников были приглашены ребята из подросткового клуба спортивного ориентирования «Эдельвейс», функционировавшего в одном из микрорайонов школы. Клуб имел сплоченный коллектив со сложившимися традициями. В лагере он был выделен в отдельный отряд - инструкторов по туризму. Хотя они принимали участие в трудовой, спортивно-туристской деятельности, организации досуга и т. д., но жили обособленно, по своему уплотненному режиму. Это и ряд других причин привели к конфликту и осложнениям при формировании общелагерного коллектива.

Опыт второго варианта создания лагеря показал, что педагогически запущенных подростков можно объединить с хорошо организованным коллективом при условии, если он не «инородное» тело в лагере, а равноправный участник общелагерных коллективных дел и совместной жизнедеятельности, если не отдельные члены клуба, а все подростки являются участниками общелагерной жизни. Набор подростков в лагерь, методика их агитации педагогически оправдана и целесообразна, если учитываются желания и интересы ребят, их дружеские отношения в группе.

Одним словом, как справедливо в свое время заметил Л.И. Уманский, что при организации деятельности с группой, первичным коллективом важна непосредственность психологического контакта личности организатора с личностью каждого организуемого (каждого необходимо знать, особенности каждого учесть, к каждому найти особый подход), наличие отражения межличностных отношений и взаимодействий, установление их оптимального варианта (4). Сам процесс коррекционно-педагогической деятельности должен опираться на ведущие педагогические принципы: гуманистической направленности коррекционного процесса; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опоры на положительное в человеке; сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе. Важным является и то, что организаторы коррекционно-воспитательного процесса с подростками (студенты-практиканты) должны четко представлять цель своей организационно-педагогической деятельности, иметь продуманную программу массовой и индивидуальной коррекционной работы, владеть минимумом психолого-педагогических и специальных знаний, обладать необходимыми организаторскими способностями.

Лагерь труда и отдыха «Романтик» функционировал на базе Клинковского лесничества Дмитриевского района Курской области. Он объединял подростков 7-9 классов Ленинского района г. Курска. Третью часть контингента лагеря (30-36%) составляли группы педагогически запущенных подростков или отдельные подростки с отклоняющимся поведением, входящие в неформальные группы учащихся школ района.

Деятельность «Романтика» строилась на полном самоуправлении подростков и студентов. Высшим органом самоуправления лагеря являлось общее собрание всех членов лагеря. Непосредственной жизнью лагеря руководил штаб. В состав штаба лагеря входили шефы отрядов - студенты пединститута, командиры отрядов - подростки, ответственные за различные направления работы в лагере: трудовую, культурно-массовую, туристско-спортивную и др. работу. Начальник штаба лагеря - наиболее авторитетный школьник, обладающий организаторскими способностями, комиссар - студент пединститута. Так закладывались основы самоорганизации и саморазвития личности не только у подростков, но и создавались условия для развития организаторских способностей у студентов, формировалось чувство ответственности за порученное дело, педагогический профессионализм.

В подготовительный период основную работу вел штаб лагеря. Он осуществлял разъяснительную и пропагандистскую работу в базовых школах среди подростков, собиравшихся ехать в лагерь. Члены штаба организовывали фотовыставки, встречи с участниками лагеря прошлого года, со студентами, работавшими шефами отрядов, показывали фильм о лагере «Романтик». Параллельно шло комплектование лагеря, рассматривались заявления подростков, желавших попасть в него.

Педагогические коллективы школ корректировали, направляли деятельность студентов, помогали им в решении многих сложных вопросов. Администрацией школ решались вопросы комплектования лагеря педагогическими кадрами, укрепления его материальной базы.

В подготовительный период формировались отряды подростков. В основу их формирования был положен принцип, предложенный еще А. С. Макаренко - «кто с кем хочет», основанный на личных симпатиях и дружеских взаимосвязях. Поэтому для нас не было неожиданным, что в отрядах оказались ребята из одной и той же дружеской компании. Отряды в лагере создавались небольшие - по 10-15 человек, в основе их одна-две группы подростков - ребят и девочек знакомых по школе или уличному общению. Таких отрядов в лагере было девять. Небольшие отряды дают возможность видеть все процессы, происходящие в отряде и групповом общении, облегчают управление групповыми взаимоотношениями педагогически запущенных подростков, взаимодействие отряда со своим шефом, который выполняет функции наставника, воспитателя, старшего товарища в отряде, осуществляет коррекцию группового общения педагогически запущенных подростков, т.е. как субъект педагогического процесса планирует и моделирует коррекционно-педагогическую деятельность, организовывает и осуществляет ее, пытается оценить результаты и при необходимости внести соответствующие коррективы.

Групповое общение педагогически запущенных подростков во внешкольной среде, носит стихийный, малоуправляемый характер. Однако, общеизвестно, что в обилии случайностей неизменно проглядывает закономерность и что управление педагогическим воздействием позволит найти более короткий путь к достижению желаемой цели.

Формируя лагерь, мы четко ставили перед собой задачу: создать сплоченный, организованный, работоспособный коллектив, который стал бы действенным инструментом переориентации и коррекции отклоняющегося поведения подростков и послужил бы базой для профессионально-личностного становления и саморазвития студентов-практикантов, фактором осознания важности коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками, эффективной интеграции их в социум.

Исследования Л.И. Новиковой, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и др., показали, что коллектив в своем развитии проходит ряд этапов. Наши наблюдения подтвердили, что в своей жизнедеятельности общелагерный коллектив проходит этапы формирования коллектива в отрядах, создания общелагерного коллектива, использования коллектива как инструмента коррекции и воспитательного воздействия на педагогически запущенных подростков. В теории поэтапного развития группы как коллектива Л.И. Уманский выделяет крайние точки континуума, в пределах которого осуществляется этот процесс развития. Если крайняя точка этого континуума им обозначена как группа-конгломерат, промежуточная точка как группа-корпорация, то крайняя верхняя точка континуума представляет высший уровень развития группы - коллектив. В то же время между крайней нижней и средней точками развития группы выделены еще два уровня: номинальная группа и группа-ассоциация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации. Автор замечает, что совместная жизнедеятельность в ограниченных рамках официальной первичной группы дает ей возможность эпизодически делать отдельные «взлеты», соответствующие более высоким уровням организации, а главное меняет межличностные отношения в группе и ведет ее на более высокую ступень (4, с. 79).

Научные исследования Курской социально-психологической лаборатории и практический опыт организации коллективов временного типа позволяет сказать, что темпы и скорость этих изменений в группах и коллективе неравномерны. Это зависит как от самой группы и уровня ее развития, от условий, в которых она развивается, так и от характера педагогических воздействий на нее и ее членов.

В нашей модели поэтапного формирования группы как коллектива имеются некоторые особенности создания отрядов подростков, в основе которых лежат принцип добровольности объединения и учета групповых связей их внешкольного общения.

Поэтому начальная стадия формирования коллектива лагеря труда и отдыха занимает обычно 3-4 дня в начале смены. Она короче, чем в других лагерях, так как подростки уже знают друг друга по школе или по группе (за исключением смешанных отрядов) и процесс от «группы-конгломерата» до «группы-ассоциации» проходит быстрее. В этот период происходит оформление отрядов, формируется их структура, выбираются органы самоуправления, определяются цели деятельности отрядов, которые фиксируются в их названии, девизе.

На второй стадии продолжается формирование коллектива отрядов, идет формирование общелагерного коллектива. Этот период охватывает обычно 10-11 дней и продолжается до середины лагерной смены. Данный этап соответствует созданию «группы-кооперации», базирующейся на одном и том же «поле труда», к этому времени складывается организационная структура в отрядах и в лагере, органы самоуправления начинают четко выполнять свои функции. Проявляется довольно высокий уровень интенсивности внутригрупповых отношений, создается благоприятный психологический климат в отрядах, стабилизируется внутригрупповое общение.

Последняя треть лагерной смены совпадает с верхним уровнем формирования группы как коллектива, с созданием «группы-автономии» и с функционированием временного коллектива, для которого характерной особенностью является довольно высокое внутреннее единство по всем подструктурам (направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальность, эмоциональность, стрессоустойчивость) и общими качествами.

Мы осознаем условность поэтапного развития группы как коллектива в едином педагогическом процессе, вместе с тем понимаем и то, что нельзя управлять коллективом, предварительно не создав его; нельзя эффективно использовать коллектив в целях всестороннего развития каждого из его членов, если в этом коллективе не сложились благоприятные условия, свидетельствующие о том, что коллектив достиг соответствующего уровня своего развития. Учет поэтапного развития коллектива дал нам возможность рационального планирования воспитательной работы в лагере, сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.

Мы ставили перед собой задачи не только скорректировать структуру группового общения педагогически запущенных подростков в процессе формирования коллектива лагеря через создание сводных отрядов, включение членов различных групп или всей группы во всевозможные объединения, звенья (в трудовой деятельности), во взводы, отряды, группы (при проведении военно-спортивных игр, туристических походов, спортивных соревнований), но и наполнить общение подростков положительным содержанием, откорректировать их девиантное поведение.

Опыт показал, что в ходе «предметной» содержательной деятельности с подростками наиболее полно проявляются и реализуются когнитивные, коммуникативные и конструктивно-проектировочные качества профессиональной деятельности студентов, формируется эмоционально-волевая и мотивационно-ценностная сферы личности будущего педагога. Только в разнообразной, совместной деятельности студент осознает специфику педагогического труда, видит все сложности и трудности коррекционно-педагогической деятельности. Здесь у него формируется мотивация профессиональной деятельности с девиантными подростками.

Содержательная сторона управления воспитательным воздействием на общение подростков фиксировалась в плане воспитательной работы лагеря и охватывала трудовое, нравственно-правовое, умственное, эстетическое и физическое воспитание подростков.

При характеристике влияния воспитательных возможностей лагеря на изменение содержания и направленности группового общения педагогически запущенных подростков, мы остановимся лишь на отдельных сторонах этого процесса, способствующих более эффективной переориентации направленности общения и помогающих конструктивной самореализации и профессиональному самоутверждению студентов.

Главным стержнем, на котором строилась вся работа в лагере, являлся посильный общественно полезный труд подростков в лесничестве. «Трудовое воспитание, - отмечал в свое время В. А. Сухомлинский, - это образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало бы единство трех начал... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности, человека нельзя воспитывать» (2, с. 126).

Принципы трудового воспитания пронизывали всю жизнь лагеря, начиная от создания базы лагеря, самообслуживания в нем и до непосредственной работы в лесничестве на изготовлении секций штакетника, прополки питомника, уборки сена, сбора семян и лекарственных трав и др.

В процессе трудовой деятельности подростки получали навыки труда, развивали умение обращаться с простейшими орудиями труда, начинали понимать общественную ценность личного труда, свою сопричастность с результатом коллективной деятельности. У них перестраивались отношения к людям труда, к тому, что создано их руками.

В лагере труд становится условием интенсивного общения, которое происходит как в процессе непосредственной трудовой деятельности, так и при подведении ее итогов. Принципы соревновательности в процессе трудовой деятельности, постоянный ее учет и контроль, гласность результатов соревнования вызывают живой интерес у подростков, разжигают здоровое стремление к соперничеству, к борьбе за качество выполненной работы.

Анализ сделанной работы за день проходил на «отрядных огоньках», где студенты учили подростков анализировать результаты своего труда и труда товарищей, осваивать навыки культуры общения и умения его организовать. Одновременно обсуждение результатов трудовой деятельности на заседании штаба лагеря давали возможность объективно оценить как работу сделанную коллективом, так и каждым подростком в отдельности. Это повышало значимость коллективного труда. Формировало положительное отношение у педагогически запущенных подростков к трудовой деятельности.

Делая упор на трудовом воспитании, мы не забыли о том, что человека можно «заставить трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно - говорил А.С. Макаренко, - если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата» (1, с. 116).

Анализ группового общения педагогически запущенных подростков показал, что оно малосодержательно, зачастую носит антиобщественную направленность. Поэтому наряду с трудовым воспитанием, в лагере «Романтик» большое внимание уделялось и нравственно-правовому воспитанию, глубоко содержательному межличностному общению.

Лагерь труда и отдыха «Романтик» располагался в месте наиболее интенсивных действий партизанского движения и комсомольско-молодежного подполья в Курской области в годы Великой Отечественной войны. Это создавало условия для непосредственной работы по военно-патриотическому воспитанию подростков. Принималось также во внимание то, что наш край в историческом плане богат примерами патриотизма русских людей, их любви к Родине, самопожертвования во имя ее свободы и независимости.

За несколько лет работы в лагере сложилась определенная система патриотического воспитания, берущая начало в поисковой работе по истории партизанского движения, которая велась студентами в школах и в клубе «Романтик» в течение года и завершалась в лагере. Она планировалась и конструировалась в ходе предметной подготовки студентов-практикантов исторического факультета на практических и семинарских занятиях, в процессе работы их над курсовыми и дипломными работами, на спецкурсах по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тем самым в профессиональной подготовке в вузе объединялась, а в условиях лагеря интегрировалась профессиональная и психолого-педагогическая подготовка будущего учителя.

В лагере проходили встречи с ветеранами Первой Курской партизанской бригады и участниками партизанского движения, совместно с которыми разрабатывались маршруты многодневных походов «Партизанскими тропами», где подростки собирали материал о прошлом и настоящем края. Проводились костры «Партизанской славы», где партизаны делились своими воспоминаниями, а подростки рассказывали о маршруте, о проделанной работе в турпоходе.

Это становилось важным условием формирования патриотических чувств подростков, их отношения к прошлому родного края, к рассказам ветеранов. Находясь на месте событий, общаясь с их участниками, подростки по-новому начинали подходить к восприятию истории Родины, к историческим событиям.

Военно-спортивные игры и линейка-митинг «Имена на поверке», с ночным подъемом и марш броском, с «Реквиемом» и минутой молчания, клятвой и факельным шествием у обелиска павшим, возведенного еще в свое время членами городского военно-патриотического клуба «Разведчик» на месте гибели жителей окрестных сел, расстрелянных за связь с партизанами. Помощь ветеранам войны и уход за братскими могилами и обелисками во время походов и многое другое, что проводилось в этом лагере оставляло неизгладимый след в душе подростков, закладывало основы патриотических чувств и понятий, развитие которых в сегодняшних условиях становится острой необходимостью.

Одним из наиболее ответственных и сложных аспектов воспитательной работы в лагере являлось собственно нравственное воспитание, которое пронизывало все виды деятельности и отношений подростков и студентов, и, поэтому требовало четкого контроля и руководства со стороны педагогического коллектива лагеря. Процесс нравственного воспитания усложнялся необходимостью дифференцированного подхода к его осуществлению: у одних подростков надо закреплять нравственные качества личности, у других их развивать, а у третьих исправлять и корректировать отклонения в нравственном развитии.

Нравственное воспитание своей главной задачей видит необходимость формирования нравственного облика подростка, то есть его устремлений, мироощущения и миропонимания, проявляющихся в его отношениях к обществу, к людям, к нравственным ценностям, к исполнению своих норм и обязанностей.

Активное изучение истории края, знакомство с его прошлым и настоящим давали возможность заложить основы понимания значимости народного подвига, роли освободительной борьбы нашего народа в сегодняшней мирной жизни.

Общественная направленность трудовой деятельности, понимание и осознание общественной ценности того дела, которое они выполняют, формировали бережное отношение к продуктам человеческого труда, а общественно полезный труд, самообслуживание развивали чувство значимости своего личного труда в общем деле коллектива.

Совместная со студентами деятельность и общение формировали коллективистические начала у педагогически запущенных подростков. Важно отметить, что находясь в лагере в кругу друзей из группы, педагогически запущенные подростки намного быстрее приобщаются к коллективным ценностям.

Многообразие условий для межличностных контактов, интенсивность процесса общения в лагере помогли подросткам увидеть себя со стороны, осознать себя как личность, сравнить свое поведение с поведением других подростков. Практика показала, что чем шире круг лиц, с которыми школьники идентифицируют себя, тем успешнее осуществляется процесс их развития, ибо расширение контактов вызывает многообразие ситуаций, требующих от личности активной деятельности, самостоятельности решений, соответствующих навыков и умений, облегчающих связь с другими людьми.

Процесс идентификации разворачивается не только на уровне сверстников и группового общения, но и со взрослыми, студентами-шефами отрядов, имеющими больший, чем у подростков, жизненный опыт (как правило, это юноши, пришедшие в вуз из рядов Вооруженных сил, пользующиеся авторитетом у подростков). Общение с авторитетными людьми у подростков - жизненная необходимость, оно им нужно для того, чтобы учиться самостоятельно оценивать события, сложные жизненные ситуации, принимать правильные решения, заниматься самовоспитанием.

Таким образом, лагерь труда и отдыха создавал такие условия, которые способствовали расширению структуры группового общения, облегчали связь с другими людьми, поддерживали высокий уровень интенсивности общения. Совместные дела и общее проживание проверяли прочность взаимоотношений и групповых взаимосвязей педагогически запущенных подростков, стабильность структуры их межличностного общения.

Система трудового и нравственно-правового воспитания наполняли общение педагогически запущенных подростков положительным содержанием, а наличие сплоченного, методически подготовленного коллектива воспитателей, преподавателей кафедр педагогики и психологии и студентов III-IV курсов пединститута, прошедших до этого практику в загородных лагерях и в школе, позволяли вести целенаправленное управление общением подростков, педагогически осознанно корректировать его структуру, влиять на его содержание.

Результаты работы показали, что лагерь труда и отдыха является наиболее действенной формой организации и коррекции группового общения педагогически запущенных подростков в летний период. Он позволяет создать условия для непрерывности педагогического воздействия школы, семьи и общественности на групповое общение девиантных подростков в системе «круглогодичного» цикла воспитательной работы; в лагере труда и отдыха есть условия для наиболее полного включения подростков в общественно полезный труд и активную общественную деятельность, здесь созданы условия для интенсивного общения подростков.

Педагогически целесообразное комплектование лагеря труда и отдыха позволяет усилить влияние позитивных взаимоотношений на содержание и структуру группового общения педагогически запущенных подростков, переключить отрицательные виды деятельности в положительное русло. Нахождение подростков вдали от родительской опеки и семейного влияния, вдали от отрицательной микросреды позволяет ограничить или полностью исключить их неблагоприятное воздействие.

Результаты педагогической практики, анализ коррекционно-педагогической работы и ее самооценка студентами свидетельствует о действенной роли коллектива временного типа для педагогически запущенных подростков в их профессионально-педагогическом становлении. Объективным показателем данной деятельности является то, что абсолютное большинство студентов, прошедших через лагерь «Романтик» в качестве шефов-воспитателей в дальнейшем выбрали педагогическую профессию.

Сложности и трудности воспитательной работы с несовершеннолетними закалили их волю, развили и закрепили многие профессионально-личностные качества (организованность, собранность, профессиональное чутье, тягу к исследовательской деятельности и эксперименту). Среди бывших студентов-практикантов лагеря «Романтик» нынешние ректоры двух вузов, преподаватели университета и педагогического колледжа, сотрудники районных администраций, органов внутренних дел и ФСБ, учителя общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Собр. соч.: в 7-ми Т., -М., 1985. Т. 5.

2.     Сухомлинский В.А. О воспитании: Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1975.

3.     Вопросы воспитания: системный подход /Под ред. Л.И. Новиковой. - М., 1981.

4.     Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. - М.: Просвещение, 1980.

5.     Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М., 1999.

 



К началу статьи

Оглавление

Предыдущая статья Следующая статья

 

[ Кафедра психологии КурГУ ] [ Профессор А.С. Чернышев ] [ Новости психологии из Курска ] [ Новости Черноземья ] [ КурГУ ]
Hosted by uCoz