О.В. Чернышева
СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОРА ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИИ


Проблема выбора профессии всегда являлась актуальной и тем более остаётся таковой в современных российских условиях. Поэтому представляется перспективной довузовская подготовка в различных учебных заведениях, в том числе в вузах. Она приобрела статус социального института образования, является необходимым элементом комплекса подготовки специалистов системы «школа-вуз». Появление различных видов довузовской подготовки делает необходимым исследования и изучения их, а также их влияния на выбор профессии, на успешность профессиональной деятельности. Задача довузовской подготовки — не только помочь абитуриенту подготовиться к вступительным экзаменам, собеседованию и поступить в высшее учебное заведение, но и сделать осознанный выбор профессии.

Система довузовской подготовки развивается в сложной экономической и социальной ситуации в России. По мнению Л.И. Анцыферовой наступила «эпоха построения нового общественного строя, ориентированного на капиталистические общественные отношения, на рыночную экономику с жестким механизмом конкуренции...» (1).

Конкуренция возникает и у абитуриентов, поступающих в педагогический университет, и те, кто учились в спецклассах, спецшколах, занимались с репетитором или посещали занятия на ФДП имеют больше шансов поступить в вуз. Но довузовская подготовка предполагает довольно значительные финансовые расходы. Не каждый абитуриент, его родители могут оплатить эти занятия, здесь обнаруживается серьезная социальная проблема - социальное неравенство. Очевидно, нужно изменить систему вступительных экзаменов в вуз. В западно-европейских странах школьники учатся в школе 12 лет, за этот период они основательно и тщательно готовятся к поступлению в вуз, вместо экзаменов выполняются тесты и на основании их результатов абитуриенты поступают в вуз.

Существует следующие виды довузовской подготовки: обучение на факультете довузовской подготовки, подготовительные курсы, педклассы, система школа-вуз, система педагогический колледж - вуз, занятия с репетиторами, пребывание в центрах отдыха и развития (например, в Курской областной молодёжной школе лидеров) и т. д.

Проблема довузовской подготовки, профориентации исследуется в работах Климова Е.А.(2), Чистяковой С.Н.(4), Сазонова А.Д.(3) и др.

В Курском государственном педагогическом университете также реализуются различные виды довузовской подготовки, например, функционирует факультет довузовской подготовки, осуществляется профориентационная работа с молодёжью в «Центре профориентации» и т. д. Под руководством профессора Чернышева А.С. с 1996 года нами проводится исследование влияния довузовской подготовки на выбор педагогической профессии.

В понятие «довузовская подготовка» мы включаем следующее: комплекс мероприятий, действий, направленных на подготовку учащихся к поступлению в высшее учебное заведение; длительный процесс обучения, воспитания индивида, начиная от раннего детства и до момента поступления в вуз (обучение и воспитание и в дошкольных учебных заведениях и в школе, занятия на подготовительных курсах, в педклассах, занятие с репетиторами и т.д.)

В нашем исследовании изучалась довузовская подготовка, в интервале 1,5-2 года и менее до поступления в вуз.

Важным представляется сочетание предметного и социального обучения, т.к. для будущих учителей профессионально-важным являются педагогические, психологические знания и умения, а также личностные качества: коммуникабельность, общительность, нравственная и духовная культура. Наиболее полно профессионально-личностные качества будущих студентов педагогического вуза развиваются в условиях развивающих социальных сред - «социальных оазисов», например, в нашем регионе в Курской областной молодёжной школе лидеров. Этот социальный эксперимент проводится под руководством профессора Чернышева А.С. по формированию и изучению духовного мира (менталитета) курских юношей. Основная идея эксперимента сводится к тому, что для благоприятного нравственного, психического и духовного развития детей старшего подросткового и раннего юношеского возраста нужно их периодическое включение в специальную социально улучшенную среду типа «социальный оазис», для которого характерны психологическая защищенность личности, значительная автономия личности и её группы, широкий «веер» деятельности, актуализация основных развивающих комплексов деятельности (5).

Для изучения факторов, влияющих на выбор профессии и поступление в университет» нами был использован метод контент-анализа. Он позволил нам решить следующие задачи:

·        выявить реальные факторы выбора профессии, которые отражены в содержании сообщений;

·        изучить через содержание сообщений социально-психологические особенности их создателей.

Были исследованы студенты I курса исторического факультета (65 человек, среди которых были и воспитанники Курской молодёжной школы лидеров). Им были заданы два вопроса:

1)Что помогло поступить вам в университет:

а) личные качества;

б) внешние условия?

2)Что мешало поступить в университет:

а) личные качества;

б) внешние условия?

Хотелось бы привести несколько примеров ответов на эти вопросы:

«Среди личностных качеств, которые мне помогли поступить в университет, я хотела бы назвать склонность к истории, как науке, хорошую память, успешную учебу в школе. К внешним же факторам, которые способствовали моему успешному поступлению, я отнесла бы мои занятия на факультете довузовской подготовки и дополнительные факультативные занятия в моей школе. Если же говорить о тех факторах, которые мне мешали поступить в вуз, то самым главным является нехватка времени для более лучшей подготовки к вступительным экзаменам».

«При поступлении в университет мне помогли знания, приобретенные в школе, а также мои личностные качества: самоуважение и ответственность перед родителями. Также помогли учителя истории, которые дали мне дополнительные знания и информацию, занятия с репетиторами.

Очень мешали поступить в университет внешние факторы, например, было трудно одновременно готовиться к выпускным экзаменам в школе и вступительным экзаменам в вузе. Также отвлекала от подготовки к экзаменам хорошая погода на улице. Очень мешала сосредоточенно готовиться моя лень и неумение выразить свои мысли при ответе на экзамене».

Нами были обработаны все высказывания студентов. На вопрос «Что помогло поступить в университет (личные качества)?» они ответили следующим образом:

Личностные характеристики  N=65

Ранг

S

Р

Целеустремленность, настойчивость, сила воли, работоспособность

I

60

0,923

Внимание, мышление, память.

II

40

0,615

Интерес, любовь к истории, гуманитарным наукам.

III

34

0,523

Желание учиться дальше, получить высшее образование

IV

20

0,308

Самосовершенствование, самообучение, самообразование.

V

15

0,231

Самоуважение

VI

10

0,154

Знание

VII

9

0,138

Любовь к детям, людям

VIII

5

0,077

Любовь к профессии

IX

3

0,046

Таким образом, наиболее значимыми оказались такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, сила воли, способность (60 высказываний), затем такие психические процессы, как: внимание, мышление, память (40 высказываний), третье место по значимости - интерес, любовь к истории, гуманитарным наукам (34 высказывания), далее идут такие качества, как желание учиться дальше, получить высшее образование (20 высказываний), пятое место по значимости занимают такие личные качества, как самосовершенствование, самообразование, самообучение (15 высказываний), далее следует — самоуважение (10 высказываний). Седьмое место по значимости занимают знания (9 высказываний), далее следуют такие качества, как любовь к детям, людям (9 высказываний), любовь к профессии (3 высказывания). Таким образом, мы выявили, что ведущие личностные качества, помогающие поступить в вуз, это - целеустремленность, настойчивость, сила воли. Это действительно те качества, которые помогают человеку преодолевать трудности, препятствия, добиться достижения своей цели.

На вопрос «Что помогло поступить в университет (внешние условия)?» студенты ответили следующим образом:

Внешние условия         N=65

Ранг

S

Р

Помощь родителей, близких, родственников

I

42

0,646

Учитель истории, квалифицированные педагоги, школьный психолог

II

41

0,631

Преподаватели университета, занятия с репетиторами, занятия на факультете довузовской подготовки

III

38

0,585

Хороший аттестат, золотая (серебряная) медаль, призовое место в олимпиаде

IV

14

0,215

Репетиционные экзамены

V

6

0,092

Поддержка друзей

VI

5

0,077

Книги по истории, фильмы, туристические поездки, путешествия

VII

4

0,062

Обучение в педклассе, педгимназии

VIII

3

0,046

Повезло

IX

2

0,031

Эти данные подтверждают предположение, что главный внешний фактор поступления в вуз - это помощь родителей, близких и родственников, это эмоционально —психологическая поддержка, финансовая помощь (42 высказывания). Второе место по значимости - помощь учителей истории, квалифицированных педагогов, школьного психолога (41 высказывание), далее следует — помощь преподавателей университета, занятия с репетиторами, занятия на факультет довузовской подготовки (38 высказываний), четвертое место по значимости - помог хороший аттестат, золотая (серебряная) медаль, призовое место в олимпиаде (14 высказываний). Далее следуют репетиционные экзамены (6 высказываний), шестое место по значимости - поддержка друзей (5 высказываний), затем - книги по истории, фильмы, туристические поездки, путешествия (4 высказывания). Восьмое место по значимости — помогло обучение в педагогическом классе, педгимназии (3 высказывания), далее следует ответ - «мне повезло» (2 высказывания).

Ответы на вопрос «Что мешало поступить в университет (личные качества)?» можно представить в следующем виде:

Личностные характеристики  N=65

Ранг

S

Р

Нервное напряжение, излишнее

I

16

0,246

волнение, излишняя ответственность

 

 

 

 

 

 

Не хотелось заниматься, лень

II

15

0,231

Страх, боязнь

III

10

0,154

Неуверенность в себе,

IV

8

0,123

скромность, стеснительность

 

 

 

 

 

 

Неусидчивость, нетерпимость

IV

8

0,123

Усталость, утомленность

V

7

0,108

Растерянность, невнимательность,

VI

6

0,092

Неорганизованность

 

 

 

 

 

 

Желание другой профессии

VII

4

0,062

(военнослужащего)

 

 

 

 

 

 

Неумение выразить свою мысль

VIII

3

0,046

Таким образом, больше всего абитуриентам мешают при поступлении нервное напряжение, излишнее волнение, излишняя ответственность (16 высказываний); затем - нежелание заниматься, лень (15 высказываний) - это действительно та черта характера, которая мешает многим людям достичь успехов в учёбе, работе. Третье место по значимости - это страх, боязнь, общечеловеческая причина, мешающая учебной деятельности (10 высказываний). Затем следует неуверенность в себе, скромность, стеснительность; неусидчивость, нетерпимость (по 8 высказываний), пятое место по значимости - усталость, утомленность (7 высказываний), далее - растерянность, невнимательность, неорганизованность (6 высказываний), седьмое место - желание другой профессии (4 высказывания), неумение выразить свою мысль (3 высказывания).

На вопрос «Что мешало поступить в университет (внешние условия)?» студенты ответили следующим образом:

Внешние условия    N=65

Ранг

S

Р

Большой конкурс

I

15

0,231

Хорошая погода на улице

II

8

0,123

Мало свободного времени

III

6

0,092

Одновременность занятий в школе и экзаменов в университете

IV

5

0,077

Училась в школе, где не было спецкласса, не в педгимназии

V

4

0,062

Большой объём учебного материала, информации

V

4

0,062

Негде было жить в другом городе

V

4

0,062

Финансовые проблемы

VI

3

0,046

Проблемы с учителями в школе

VI

3

0,046

Нерегулярное посещение занятий в ФДП

VII

2

0,031

Сложная обстановка в стране

VII

2

0,031

Друзья и родители склоняли к другой профессии

VII

2

0,031

Данные этой таблицы позволяют нам сделать следующие выводы: часто студенты называют такой внешний фактор, мешающий поступлению в вуз, как большой конкурс на исторический факультет (14 высказываний) - это отражает действительность, на этот факультет действительно большой конкурс, второй по значимости фактор - хорошая погода на улице (8 высказываний), третий - мало свободного времени для подготовки к поступлению (6 высказываний), четвертая причина - одновременность занятий в школе и экзаменов в университет, пятый ранг занимают такие причины как: а) учились не в педгимназии, а в школе, где не было спецобучения; б) большой объем учебного материала, информации; в) негде было жить в чужом городе (по 4 высказывания).

Шестая по значимости причина - а) финансовые проблемы; б) проблемы с учителями в школе (по 3 высказывания). Седьмое место по значимости - это: а) нерегулярное посещение занятий по ФДП; б) сложная обстановка в стране; в) друзья и родители склоняли к другой профессии (по 2 высказывания).

Исследование с помощью контент-анализа позволило нам выявить некоторые факторы выбора профессии и поступления в вуз, изучить социально-психологические особенности абитуриентов.

Результаты нашего исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

·        довузовская подготовка усиливает мотивацию выбора педагогической профессии, ведёт к снятию страха при выборе профессии, способствует адаптации к обучению в педагогическом вузе, обогащает процесс учебной деятельности;

·        наиболее полно профессионально-важные качества абитуриентов педагогического вуза развиваются в условиях развивающих социальных сред - «социальных оазисов»;

·        довузовская подготовка является ведущим, одним из главных факторов выбора педагогической профессии, то есть мы выявили ещё один важный новый фактор выбора профессии (дополнительно к восьми факторам выбора профессии, выделенным Е.А. Климовым)(2). И он требует нашего дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журналал. -1999.-Т. 20. -№1. - С.6.

2.     Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990 - С.. 121.

3.     Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. Сазонова А.Д. – М., 1988.

4.     Чистякова С.Н. и др. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление – М., 1987.

5.     Чернышев А.С. Духовное становление развивающейся личности современного юношества. Духовное обустройство России - Курск, 1996. - С. l86.

 

 



К началу статьи

Оглавление

Предыдущая статья Следующая статья

 

[ Кафедра психологии КурГУ ] [ Профессор А.С. Чернышев ] [ Новости психологии из Курска ] [ Новости Черноземья ] [ Кур ГУ ]
Hosted by uCoz