Е. И. Дымов
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕЖВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


В многообразии человеческих отношений мы постоянно сталкиваемся с фактами взаимоотношений между людьми разного возраста: семья, производственный, научный и учебный коллектив, неофициальная сфера общения и т. д. Многие исследователи детского коллектива указывают на большую роль межвозрастных связей, как в организации коллектива, так и в развитии личности ребенка.

Весомый вклад в решение проблемы коллектива внес А.С. Макаренко. Наиболее ценным представляется положение о сущности организационных связей, теоретически и практически разработанных А.С. Макаренко. Принципиально важно утверждение о существовании объективно необходимой системы зависимостей. Отмечая факт «взаимозависимости» членов коллектива, он подчеркивает первостепенную важность это­го явления в функционировании коллектива, а большой организационный и педагогический потенциал видит в отношениях «разного уровня», где зависимость не равная, где один товарищ подчиняется дру­гому товарищу. В этом «...наибольшая трудность — создать отношения подчинения, а не равностояния». (5)

Определив такие связи как отношения ответственной зависимости, он считает их доминирующими отношениями в коллективе. Придавая вообще ведущее, основное значение именно деловым связям членов коллектива, А.С. Макаренко умело, сочетал воздействие деловых отношений на личные и наобо­рот, он находит те условия, при которых деловые отношения становятся эффективными. Обогащение и частая смена взаимозависимостей позволяли избавиться от длительной односторонности во взаимоотношениях и способствовали формированию гармоничности взаимодействия людей, воспитывали способность и привычку «подчиняться и уметь приказывать товарищу».

Такое гармоничное взаимодействие создает оптимальные возможности для самовыражения личности, повышения ее ро­левой автономности, сочетания функций субъекта и объекта управления, когда «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель-субъект, но субъектом она становится, только вы­ражая интересы всего коллектива».

Вопрос о гармоничном сочетании каждой личностью функций субъекта и объекта управления был удачно решен А.С. Макаренко в основном через систему сводных отрядов, что позволило часто варьировать позицией «ведущий — ведомый». Воплощая в жизнь идею об организации такого коллекти­ва, в котором возможно было бы решать самые высокие вос­питательные задачи, он пришел к созданию первичных коллективов-отрядов по принципу объединения разных возрастов: такой коллектив был более подвижным, им легко было руководить и воспитательный эффект был гораздо больший, т. к «... там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует больших усилий от отдельных его членов, и старших и младших, предъявляет и к тем, и к другим большие требования»(5).

Большой воспитательный эффект А.С. Макаренко видел в том, что такая организация создает более тесное взаимо­действие возрастов, в этих условиях происходит передача опыта старших поколений, младшие усваивают поведение старших, приучаются уважать старших. В таком взаимодействии и воспитываются необходимые гражданину качества: внимание к человеку, великодушие, требовательность и др.

Таким образом, в отличие от одновозрастного коллектива, который «...всегда имеет тенденцию замыкаться в интересах данного возраста», разновозрастный первичный коллектив, напоминающий семью», «... будет самым выгодным в воспитательном отношении». «Воспитание заключается в том, — подчеркивал А.С. Макаренко, — что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». Весьма существенным является его замечание о том, что создание первичных разновозрастных коллективов целесообразно лишь в тех учреждениях, где есть хо­рошо организованный коллектив и создан правильный дисциплинированный тон (5).

Большое внимание взаимоотношениям между воспитанниками старших классов с младшими школьниками уделял В.А. Сухомлинский, видя в них хорошую школу гражданской ответственности человека за человека.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что организация отношений между учениками разного возраста должна охваты­вать основные направления идейно-воспитательной работы в школе. Наиболее длительными и прочными он считал интеллектуальные взаимоотношения, которые складываются в результате руководства предметными кружками старшими учащимся и благодаря которым формируется познавательная активность учащихся.

Довольно эффективной формой организации межвозрастного взаимодействия является совместная трудовая деятельность, в условиях которой старшие воспитанники передают своим младшим товарищам трудовые умения и навыки, а у младших наблюдаются рост самостоятельности и расширение кругозора (7).

Лев Ильич Уманский один из первых в нашей стране рассматривал взаимодействие в разновозрастных группах школьников как психологическую проблему, что нашло отражение в параметрической концепции малых групп (9). Он опирался на собственный опыт и опыт своих единомышленников-энтузиастов, которые в это время успешно разрабатывали технологию педагогического руководства разновозрастными объединениями по месту жительства, в школах-интернатах, в загородных лагерях, на летних городских площадках. Данный педагогический опыт был в 60-70-е годы довольно распространенным явлением в Курске и Курской области. Достаточно привести пример успешной работы постоянно действующих разновозрастых отрядов по месту жительства в Суджанском районе Курской области. Как педагог-исследователь, член социально-психологической лаборатории профессора Уманского Л.И., эту работу возглавлял Заслуженный учитель школы РСФСР Косарев Александр Семенович, работавший в то время заведующим Суджанским РОНО.

Плодотворность данного подхода особенно убедительно проявилась в деятельности Центра подготовки молодежных лидеров «Комсорг». Уникальным представляется опыт педагога-новатора Ситникова Валерия Павловича, который в течение более 30 лет использовал данную идею для перевоспитания трудных подростков. Созданный им разновозрастный коллектив детей-музыкантов (бывших трудных подростков) многие годы был ведущим коллективом «Комсорга».

Отмечая большую роль коллектива в формировании личности ребенка, Л.И. Новикова указывает на разнообразие детских объединений по своему характеру, по своим воспитательным функциям и возможностям. Все детские коллективы она разделяет на учебно-воспитательные, идеологические и свободного общения. Там, где имеет место взаимодействие между младшими и старшими, отношения между отдельными членами коллектива могут быть и позитивного, и негативного характера.

Л.И. Новикова особо подчеркивает необходимость зна­ния природы и сути коллективных отношений детей, знания особенностей их проявления в разных по характеру, возрасту, роду деятельности и сплоченности в коллективах для эффективного руководства процессом коллективных отноше­ний. Роль и значение межвозрастного взаимодействия необходимо учитывать не только в тех детских объединениях, которые имеют разновозрастную структуру, но и в обще­школьном коллективе ему уделяется должное внимание. Так, Л.И. Новикова считает, что особое место в школьном коллективе занимают связи старших и младших клас­сов, являясь формой связи классного коллектива с общешкольным (6).

Существенное влияние на личность оказывает также сфера об­щения, выходящая за рамки педагогически организованных коллективов, — ближайшее окружение, неофициальные группы. Отмечая ценность установления дружеских связей вне шко­лы, А.Л. Шнирман подчеркивает необходимость сравнитель­ного изучения особенностей поведения одной и той же личности в разных коллективах, в том числе и в сфере неофициаль­ного общения: с соседями по дому, участниками игр во дворе, случайными «уличными знакомыми». Формирование правильных отношений школьника в различных коллективах он рассматривает как одно из условий разностороннего развития личности, формирование её коллективистических качеств, выработки правильного отношения к обществу в целом (11).

Характерной особенностью подростков является то, что на основе складывающихся в этот период прочных личных взаимоотношений, подростки объединяются в группы, которые часто не совпадают с «сеткой» деловых, официальных отноше­ний, но складывающиеся в них взаимоотношения имеют большое значение для формирования личности подростка. С.Т. Шацкий прямо указывал, что для нормальной жизни детей необходимо свободное общение. Другие авторы также отмечают, что связи в сфере свободного общения, особенно в школьные годы, имеют немаловажное значение для жизненного опыта будущего граждани­на. В процессе общения со сверстниками, с младшими, со взрослыми юноша имеет дело с носителями различного социального опыта, этот опыт оказывает определенное влияние на формирование отношений старшеклассников с людьми, а отношения в ранней юности во многом определяют отношения и в будущей их жизни.

Важность постоянного общения с детьми разных возрастов в том, отмечает Л.И. Божович, что оно создает у ребенка опыт многообразных отношений: младшему он должен уступить, защитить его, позаботиться о нем; старшему он должен подчиниться, он может подражать его поступкам, учиться у него организованности, ответственности. Весь этот опыт отношений способствует формированию у детей различных черт ума и характера, способствует их многостороннему развитию (3).

Особо выделяя возрастной фактор, А.Т. Куракин подчеркивает, что в школьный коллектив входят люди в возрасте от 7 до 60 лет (такого диапазона возрастов нет, пожалуй, ни в одном другом коллективе). Но бывает, отмечает Л.И. Новикова, что тот или иной член коллектива опережает коллектив в социальном развитии,. т. е., у ребенка паспортный возраст может быть таким же, как у других членов коллектива, но тем не менее по своему развитию он может быть старше или младше. Речь в данном случае идет о том, что у ребенка могут быть совершенно другие интересы (социально значимые), чем у остальных членов кол­лектива, т. е. о несоответствии возраста паспортного социаль­ному (4; 6).

Придавая большое значение межвозрастным связям в педагогически организованных коллективах детей в воспитании таких важных личностных качествах, как общественная активность, чувство ответственности за собственные поступки, забота об окружающих, воспитание отношений ответственной зависимости в коллективе, необходимо отметить, что решение этих задач не менее важно и в других сферах жизни человека.

Так, в числе наиболее важных проблем, связанных с социально-психологическим аспектом изучения семьи, В.И. Селиванов выделяет проблему взаимоотношений между взрослыми и детьми. Семья, при наличии в ней людей разных поколений, - группа большого диапазона разновозрастности. А.Г. Харчев отмечает, что если семья объединяет людей различных возрастов, полов, профессий, включает несколько детей, эмоциональное и интеллектуальное развитие их становится более содержательным и всесторонним. Что же касается характера взаимовлияний старших и младших, то роли руководителей, воспитателей, организаторов, советчиков играют старшие, они передают свой опыт младшим, а младшие развиваются более быстро под влиянием опыта старших сестер и братьев. Но если в семье один ребенок, далее отмечает автор, то он не может «переиграть роли», естественно возникающие в большой семье, и стремится пройти эти роли на улице.

Видный советский психолог Ананьев Б.Г. придавал большое значение межвозрастным связям, видя в них способ взаимодействия поколений. Он указывал на большие возможности межвозрастного взаимодействия с точки зрения развития личности человека, считая, что в структуре любого коллектива должно быть определенное соответствие молодых и старых работников «для соединения высоких потенций развития и жизненного опыта» (1).

Однако в работах психологов, педагогов, социологов, так или иначе касающихся проблемы межвозрастных связей, объектом изучения преимущественно является сфера свободного общения подростков и юношей. И.С. Кон отмечает, что самостоятельный интерес представляет сопоставление гомогенных и смешанных (по полу и возрасту) групп с точки зрения их внутренней структуры и социально-психологических функций.

В ряде исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, мы находим факты, характеризующие возрастной и половой состав самовозникающих групп подростков, виды деятельности этих гpyпп, а также некоторые психологические характеристики общения в группах данного типа. В исследованиях целого ряда авторов показано, что мно­гие подростки являются членами стихийных групп.

В отдельных работах рассматривается вопрос условий возникновения неофициальных групп подростков. К основным факторам объединения относят близость проживания, учение в одном классе, общие интересы, общие переживания и воспоминания о прошлом. Среди предпочитаемых видов деятельности отмечаются подвижные и спортивные игры, техническое творчество, совместные прогулки и др.

Большую роль общения подростков со сверстниками как источника накопления социального опыта подчеркивают многие психологи и педагоги. Личность, находясь в постоянном прикосновении, непосредственных контактах с живыми, реальными людьми, взаимодействует с людьми разного возраста: младше и старше себя.

На наш взгляд, заслуживает внимания вопрос о том, какое различие в возрасте между детьми дает основание стар­шему занимать позицию ведущего, а младшему выполнять роль ведомого. В своей автобиографической трилогии Л. Н. Толстой дает глубокий психологический анализ своих взаимоотношений с братом, который был только годом старше его: «Между нами не делали различия старшего и младшего ... Я начал понимать, что Володя не товарищ мне по годам наклонностям и способностям. Мне даже казалось, что Володя сам сознает свое первенство и гордится им... Он во всем стоял выше меня: в забавах, в учении, в ссорах, в умении держать себя, и все это отдаляло меня от него и заставляло испытывать непонятные для меня моральные страдания» (8).

В тонком наблюдении Л. Н. Толстого показано, что в первую очередь обеспечивает положение ведущего старшему - больший жизненный опыт, знания, уверенность в своих дей­ствиях и т. д. Очень важным для понимания психологических механизмов взаимодействия младших и старших является то, что имеющиеся различия осознаются и переживаются как младшими, так и старшими.

Необходимо учитывать множество факторов, связанных не только с возрастным диапазоном разновозрастных объединений, особенностями взаимодействия в них, видом деятельности, временем существования, но с такими особенностями детского учреждения, как профиль, стадия развития и условия работы.

Исходя из анализа литературы, освещающей самые различные аспекты изучения малых групп школьников, необходимо отметить, что возрастному аспекту посвящено достаточ­ное число работ, представляющих как теоретическую, так и практическую ценность. Следует также отметить, что в центре внимания исследователей оказался подростковый возраст. Однако изучение различных групповых свойств проводилось, как правило, в однородных по возрастному составу группах школьников. Можно утверждать, что психологический аспект взаимодействия между детьми разного возраста в разновозрастных группах специально не изучался. Тем не менее, группы школьников данного типа заслуживают самого пристального внимания в качестве объекта изучения, так как представляют довольно распространенное яв­ление в жизни.

Многие исследователи подросткового возраста указывают на то, что подростки в общении в основном ориентированы на сверстников и что интимное общение с ровесником переживается подростками, является для них личностно значимым. С другой стороны, отмечается наличие большого числа групп свободного общения подростков с неоднородным возрастным составом.

Изучая малые группы школьников в течение ряда лет, мы пришли к выводу, что разновозрастные самовозникающие объединения подростков — это не только сфера удовлетворения потребности в общении, но и возможность самоутверждения, удовлетворения «чувства взрослости» подростка. Мы также пришли к выводу о том, что необходимо экспериментальное изучение взаимодействия в разновозрастной группе, причем изучение, осуществляемое непосредственно в ходе совместного группового действия.

Взяв в качестве объекта изучения младших и старших подростков, мы поставили следующие задачи: выявить характер возникновения разновозрастных групп, определить оптимальное возрастное сочетание с точки зрения эффективности выполнения групповой задачи, изучить особенности взаимодействия, взаимоотношений между младшими и старшими членами разновозрастной группы.

Исследование осуществлялось следующими методическими путями: изучение опыта работы школы, наблюдение в различных видах деятельности, опрос, естественный эксперимент, лабораторно-экспериментальное изучение на специально сконструированном нами для целей данного исследования приборе «Групповой эргограф».

Для решения поставленных задач разновозрастная группа школьников изучалась с разных сторон: учитывался размер, время существования и способ возникновения группы, её возрастной состав, соотношение младших и старших в группе, организационная структура группы.

Данные о возрастном составе самовозникающих групп подростков, их возрастном диапазоне были получены в ходе опроса подростков и непосредственного сбора материала в микрорайоне одной из крупных школ города Курска, в областном лагере подготовки молодежных лидеров «Комсорг».

Из 218 опрошенных подростков 202 являются членами дружеских компаний, в которых они проводят свое свободное время, одновозрастных групп — 28 (более 30 процентов), разновозрастных — 174 (более восьмидесяти шести процентов).

Сочетания самых старших и младших подростков в группах определяют межвозрастной диапазон в этих группах, т. е. он выражается в разности возрастов старшего и младшего члена группы. Около восьмидесяти процентов групп имели возрастной диапазон 1—3 года.

Старшие подростки в самовозникающих разновозрастных группах имеют близкого партнера по общению в основном из числа своих сверстников или подростков смежного возраста. Большинство групп состоит из подростков улицы, двора, то есть возникли и существуют по месту жительства, в большинстве случаев сочетаются учащиеся младшего и старшего подросткового возраста (диапазон 11—12; 15—16 лет).

В ходе изучения разновозрастных групп школьников в естественных условиях основное внимание уделялось поведению группы в таких ситуациях, которые требовали устойчивости непосредственных контактов между ними, т. е. определенного уровня взаимодействия.

Подобные ситуации складываются в деятельности, которая по своей структуре является групповой, требующей для своего выполнения согласованных действий определенного числа лиц. Такой деятельностью являются различные трудовые задачи, игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, хоккей), некоторые элементы туризма (установка палатки, преодоле­ние различных препятствий) и т. д. В нашем исследовании в качестве естественно-экспериментальной методики мы использовали спортивно-туристскую эстафету, которая отвечает вышеотмеченным требованиям групповой деятельности. В турэстафете принимали участие ранее сложившиеся разновозрастные группы с максимальным возрастным диапазоном 4 года (11—15 лет), а также одновозрастные группы старших подростков. Состав команды — 7 человек. Основным критерием успешности выступления команды являлось время, затраченное ею на преодоление каждого из этапов дистанции, а также оценка экспертов организованности и сплоченности.

Необходимо отметить, что деятельность в условиях туристской эстафеты не требует большой физической силы, специальные умения и навыки легко вырабатывались в предварительной подготовке (установка палатки, заправка рюкзака). Однако вышеуказанная деятельность требует высокого уровня психологического взаимодействия. Оценивая взаимодействие команд на этапах, мы, прежде всего, учитывали следующие его проявления: участие каждого члена группы в совместной деятельности, акты помощи и взаимопомощи, коллективное обсуждение вариантов выполнения задачи, согласованность действий в группе.

К наиболее устойчивым проявлениям взаимодействия в разновозрастной группе можно отнести: выработка стратегии решения задачи с учетом возможностей младших членов группы, непосредственная помощь старших младшим, стремление младших сотрудничать со старшими, лидирующая позиция старших, устойчивость позитивных взаимоотношений в трудных, напряженных ситуациях. Во взаимоотношениях старших и младших членов группы преобладало стремление первых оказать помощь вторым. Проявлялось это по-разному: непосредственное действие, побуждение к действию, совет, ободряющее слово, поощрение, похвала. Большая часть старших подростков стремилась к достижению высокого индивидуального результата деятельности.

Мы полагаем, что в разновозрастной группе старший подросток, оказавшись в реальной позиции старшего, стремится актуализировать эту позицию старшинства. Реализация такой позиции проявляется в интеграции усилий членов группы на выполнение групповой задачи. Благодаря этому складываются предпосылки для обогащения деловых и эмоциональных отношений.

Для оптимального определения возрастного диапазона изучались экспериментальные группы самого широкого диапазона: разница в возрасте членов таких групп составляла от 7 до 10 лет, а возраст испытуемых - от 8 до 18 лет, состав группы - 6 человек.

На данном этапе исследования была использованы экспериментальная методика «Арка», позволяющая регистрировать проявления лидерства, эмоциональный настрой группы, согласованность действий членов группы. Параллельно велось изучение групп однородного возрастного состава: группы младшего подросткового возраста и группы старших подростков.

Результаты изучения показали, что наиболее эффективными оказались одновозрастные группы старших подростков, наименее — одновозрастные группы младших подростков. Эффективность разновозрастных групп несколько ниже, чем одновозрастных групп старших подростков, но значительно вы­ше, чем одновозрастных младших подростков. Разновозрастная группа диапазона 11—15 лет оказалась наиболее эффективной общностью. Продуктивность совместной деятельности данных групп определялась не только вкладом старших, но и позицией младших: их активная включенность в совместную деятельность можно объяснить значимостью для них сотрудничества со старшими.

К наиболее характерным проявлениям взаимодействия можно отнести следующее: в экспериментальных группах самого широкого в нашем исследовании диапазона без включения в них подростков промежуточного возраста происходило «замыкание» подгрупп на возрастных полюсах; выражалось стремление к автономизации: как правило, каж­дая подгруппа независимо от другой выдвигала своего лидера. Выполнение групповой задачи оказы­валось невозможной, так как младшие члены группы букваль­но «выключались» из коллективной деятельности.

В группах широкого возрастного диапазона на возрастных полюсах образовывались самостоятельные подгруппы минимального возрастного диапазона — 1—2 года, если в них входили подростки промежуточных возрастов (9—16 лет), и одновозрастные — без включения в группы подростков промежуточного возраста. Каждая из таких подгрупп выдвигала своего лидера, подгруппы между собой не взаимодействовали, и группа, таким образом, распадалась как единое целое. Большинство таких групп показали самые низкие результаты в эксперименте.

Это свидетельствует о том, что межвозрастной диапазон группы, позволяющий считать ее как единое целое, имеет определенные пределы. В группах широкого возрастного диапазона (7—10 лет) происходила возрастная поляризация — образование в одной группе самостоятельных подгрупп, каждая из которых была разновозрастной (при включении подростков промежуточного возрас­та) и одновозрастной — без включения промежуточных воз­растов (тогда группа распадалась). В этом случае каждую подгруппу представляли свои лидеры.

Таким образом, были получены данные об оптимальном возрастном диапазоне разновозрастной группы: разница в 3-4 года - оптимальный интервал, 4-5 - возможный, 6-7 и более - приводящий к распаду группы как единого целого.

В проведенном нами исследовании основное внимание было уделено межвозрастному взаимодействию и взаимоотношению в самовозникающих групп школьников, как в школе, так и вне ее. Исследование показало, что явление разновозрастности весьма распространенное в жизни.

Возрастной состав групп довольно разнообразен: разница в возрасте школьников в таких группах колеблется от одного до пяти лет, большинство групп имеют возрастной диапазон 1-3 года. Сочетание различных возрастов в группах отличается многообразием, однако тенденция сочетания младших и старших подростков оказалась довольно устойчивой. Ориентированность подростков на ближайшего партнера по общению, взаимодействию характеризуется тягой к сверстникам или подросткам смежного возраста.

В ходе изучения разновозрастных групп в условиях естественного эксперимента (походы, спортивно-туристские эстафеты), проявилось стремление большинства старших членов этих групп к достижению высокого индивидуального результата. Разновозрастная группа для старших является как бы своеобразным «фоном», на котором заметнее, ярче проявляются их возможности. Сравнительный анализ позиции старших подростков в группах разновозрастных и однородного возрастного состава показал, что в группах первого типа активность старших имеет тенденцию к повышению. Это проявляется в выполнении различных видов лидерства. Такая позиция старшего определяется не только осознанием своего высокого статуса в группе, но и такими механизмами, как взаимокомпенсация, взаимодополнение.

Приведенные данные позволяют утверждать, что разновозрастная группа располагает значительными возможностями для обогащения опыта сотрудничества, развития способности личности к ориентировке в коллективе (без чего невозможно его организация, по утверждению А.С. Макаренко).

В исследовании А.С. Чернышева выявлено, что ориентировка, т.е. организационное самоопределение личности, осуществляется в ходе сопоставления его своих индивидуально-психологических возможностей и специфических особенностей каждого организационного свойства коллектива: направленности, самоуправляемости, лидерства, единства действий, стрессоустойчивости, межгруппового единства. В итоге обнаруживаются такие качества, с помощью которых личность выражает себя, усиливая то или иное организационное свойство, что важно для функционирования коллектива в целом. Таким образом, каждый член коллектива находит для себя оптимальную возможность организационно укрепить коллектив и самоутвердиться на этой социально значимой основе (10).

В последнее десятилетие в жизни нашей школы произошли заметные перемены: почти полностью упразднены массовые детские общественные организации, органы ученического самоуправления существуют не повсеместно. В подавляющем большинстве они представляли собой неоднородную возрастную структуру. По данным исследования Байбородовой Л.В., проведенного в середине 90-х годов, лишь четыре процента школьников состоят в детских общественных организациях, а желающих войти в организацию более шестидесяти процентов, а потребность контакта с учащимися других классов испытывают более пятидесяти процентов школьников-подростков (2).

Результаты опроса учителей сельских школ свидетельствуют о том, что педагогическая целесообразность разновозрастной структуры детского коллектива связывается с возможностью включения такого коллектива в общешкольное соревнование, т.к. подобные коллективы являются равными по силам. Отмечается, что личность в разновозрастном коллективе проявляется ярче, что позволяет педагогу лучше учитывать индивидуальность каждого воспитанника. Поэтому педагогическое руководство разновозрастными объединениями детей как в школе, так и в сфере свободного общения имеет важное значение, т.к. многообразие отношений, складывающихся в разновозрастной группе на основе различного жизненного опыта, знаний, умений входящих в нее индивидов, передача собственного опыта, знаний, умений старшими подростками, усвоение их опыта младшими, накопление опыта общения с людьми разного возраста можно рассматривать как важный фактор социализации личности.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - ЛГУ, 1968.

2.     Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореферат дисс … док. пед. наук. - Казань,1994.

3.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

4.     Куракин А.Т. Педагогические проблемы общения в воспитательном коллективе. - Тарту, 1974.

5.     Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Изд. 2-е. Изд. АПН РС, 1957-58. - Т.5.

6.     Новикова Л.И. Коллектив и личность. - М.: «Знание», 1974.

7.     Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: “Молодая гвардия”, 1975.

8.     Толстой Л.Н. Собр. соч. Т.1. - М.: «Художественная литература», 1972.

9.     Уманский Л.И. и др. Критерии диагностики общественной активности группы коллектива // Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. - Курск, 1971.

10. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива. Автореферат дисс. … докт. психол. наук. - М., 1980.

 



К началу статьи

Оглавление

Предыдущая статья

[ Кафедра психологии КурГУ ] [ Профессор А.С. Чернышев ] [ Новости психологии из Курска ] [ Новости Черноземья ] [ К урГУ ]
Hosted by uCoz