А.С.Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев
Руководство по
применению
прибора-модели "АРКА"
Описание прибора-модели “Арка”
Рисунок 1. |
Прибор
представляет собой сборно-разборную
конструкцию в виде арки (отсюда
и название прибора).
Конструкция состоит из
основания, свода,
составленного из 31 элемента (“кирпичика”)
и металлического крепежного
обода с ключом (cм. рис. 1).
Элементы (“кирпичики”)
изготовлены из пенопласта. “Кирпичики”
пронумерованы и складываются
только в строго определенном
порядке. Например, “кирпичик”
№ 14 соединяется лишь с “кирпичиком”
№13 снизу и “кирпичиком” №15
сверху. На одной рабочей
поверхности каждого “кирпичика“
находятся 2-4 отверстия, на
другой — 2-4 “штырька”, что
обеспечивает механическое
соединение элементов между
собой. Диаметры отверстий
несколько больше диаметров
штырьков, что снижает
жесткость соединений и делает
сборку “Арки” одним человеком
практически невозможной, так
как необходимо постоянно
поддерживать правую и левую
части “Арки” и вершину свода.
“Кирпичики” №9, №10 снизу не
имеют “штырьков”, они
вкладываются в выемки на
основании прибора. |
Собранную “Арку” необходимо закрепить. Для этого служит крепежный обод, который состоит из двух металлических полос. Каждая полоса в нижней своей части неподвижно прикреплена к основанию, а в верхней заканчивается загибом (“ушком”). Когда все элементы соединены, необходимо обтянуть всю конструкцию ободом так, чтобы над сводом соединились “ушки” правой и левой частей обода. Приложенные друг к другу “ушки” закрепляются ключом - металлической пластиной с вырезом. Задача считается выполненной, когда испытуемая группа соединит все элементы, закрепит собранную “Арку” ободом и замкнет ключом. “Арка” предназначена для предъявления экспериментальной групповой задачи, требующей дружного, согласованного практического действия группы людей в составе от 2 до 20 человек. Достаточно широк и возрастной диапазон применения прибора: от групп дошкольников до студенческих коллективов и групп специалистов.
При работе с дошкольниками применяется модификация “Арки”, предложенная Т.И. Сурьяниновой (14).
См.: Хащенко
В.А. Программа комплексного
исследования жизнедеятельности
личности и группы в экстремальных
условиях // Методики
психологической диагностики
личности и группы. -М.: ИП АН СССР, 1990.
-С. 150-190.