А.С.Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев
Руководство по
применению
прибора-модели "АРКА"
Исследуемой
группе предъявляется инструкция, в которой
объясняется устройство прибора,
правила сборки, ставится задача.
Сам экспериментатор в ходе
эксперимента дает оценку действий
всей группы в целом, а также
действиям отдельных лиц (особенно
лидеров), сравнивает результаты
данной группы с достижениями
других групп, стремясь те не менее
предоставить испытуемым группам
большую самостоятельность.
Инструкция (один из вариантов)
1.
Перед Вами сборно-разборная
конструкция в виде арки. Она
состоит из отдельных "кирпичиков”,
пронумерованных следующим образом:
левая опора начинается с № 10 и
заканчивается кирпичиком под №20;
вершина свода начинается с № 21 и
заканчивается № 30, правая опора с №
31 и заканчивается № 9 (над числом 9
стоит точка, чтобы не перепутать с
№ 6). Каждый элемент имеет на одной
стороне два “штырька”, а на другой
- два отверстия. Сочленение с
помощью штырьков и отверстий
возможно единственным способом
только для двух соседних элементов
согласно данной нумерации, иначе
никаких два любых элемента
соединить невозможно (иногда
первая часть инструкции
повторяется). (“Арка” разбирается,
кирпичики беспорядочно “размешиваются”
на столе
экспериментатора.)
2. Задача Вашей группы: собрать “Арку”,
действуя совершенно
самостоятельно. Вы имеете право
совещаться перед началом работы и
ходе ее; сами можете выбирать
руководителя из участников своей
группы и при необходимости
заменять его. (В другом варианте
этот момент опускается, если
экспериментатору целесообразно
самому назначить руководителя
работы или изучить спонтанный
характер выделения лидеров и т. д.).
Разрешается разговаривать, давать
друг другу советы, вносить
предложения и т. д. Главное - собрать
как можно быстрее и качественно (без
падений частей конструкции)
разобранную “Арку”.
3. После доклада руководителя Вашей
группы о готовности к работе, я даю
команду: “Внимание”, чтобы Вы были
полностью готовы к работе. По
команде “Начали” Вы начинаете
выполнять задание, а я включаю
секундомер. Когда сборка будет
закончена, руководитель группы
должен поднять руку и сказать “Готово”.
По этой команде останавливается
секундомер.
Сборка “Арки” настолько технически проста и в тоже время своеобразна, что в процессе сборки почти полностью нивелируются любые специальные технические умения и навыки (техническая подготовленность), кроме социально-психологической подготовленности (т.е. согласованной, совместной работы группы как субъекта деятельности). Она дает возможность широко варьировать условия работы и изменять их в зависимости от задач исследования: изучать группы в условиях изоляции, в присутствии другой группы, в условиях соревнования; создавать “конфликт” между двумя группами, перемешав кирпичики двух “Арок” на одном столе, и т.д. Данные модификации процедур исследования, разработанные С.В. Сарычевым и Ю.А. Луневым (6; 10; 19; 20), подробно описаны ниже. Если описанная конструкция предлагается в виде игры, то мы имеем естественный эксперимент; если же в виде специальной задачи — она выступает в роли лабораторной методики. Для работы со стандартной “Аркой” в условиях лаборатории желательно иметь стол, а при использовании модифицированных процедур - два стола.
“Арка” как методика приобретает большую информативность при сочетании с различными опросными методиками, способствуя более полному раскрытию состояния двух форм активности коллектива - взаимодействия и взаимоотношений его участников. Для проведения опыта необходим секундомер. Кроме фиксации времени, затраченного группой на сборку “Арки”, ведется протокольная запись процесса выполнения задачи, а в отдельных случаях применяется звукозапись и видеосъемка (киносъемка). Можно фиксировать следующие показатели:
- качественные показатели взаимодействия (сотрудничество, соперничество, конфликт);
- количественные и качественные характеристики ориентировки в предстоящей совместной деятельности;
- cлидерство и его динамика;
- субъективная оценка членами группы результата работы с “Аркой”;
- стиль взаимодействия членов группы друг с другом.Образец бланка протокола приведен ниже.
Протокол эксперимента на "Арке"
Группа _________ Дата___________
№ | Эксперим. проба | Качество сборки | Эмоциональное состояние испытуемых | Характер взаимодействия | Ориентировка | Лидер | Исполнитель | Ведомый | Примечание |
Для получения более полной и достоверной информации о группе рекомендуется по окончании работы с “Аркой” провести опрос участников по следующим вопросам:
1. Удовлетворены ли вы работой на “Арке”? Чем это вызвано?
2. Какую процедуру (перечислить все проведенные процедуры) вы хотели бы повторить еще раз? Почему?
3. Какую процедуру (перечислить все проведенные процедуры) вы хотели бы исключить из испытания? Почему?
4. Расскажите как вы работаете.
5. Что нужно сделать, чтобы вы могли собирать “Арку” еще быстрее?
6. Какими качествами должна обладать команда, хорошо собирающая “Арку”?
7. Какие советы, рекомендации по сборке “Арки” вы могли бы дать другим командам (которые еще не собирали “Арку”)?
8. Что является самым главным из того, что вы сейчас назвали?
9. Что нового вы вносите в свою работу при введении новой процедуры?
10. Бывает ли так, что вы помогаете друг другу в сборке “Арки” ? Как это бывает и почему?
11. А бывает ли так, что вы мешает друг другу в сборке “Арки”? Как это бывает и почему?
В
ходе испытания на “Арке”
психические процессы испытуемых
протекают бурно, особенно заметно
проявляются эмоционально-волевая
процессы, что создает
благоприятные условия для изучения
всей группы и отдельных индивидов.
Сама задача сначала воспринимается
группой как очень легкое,
элементарное задание, которое
можно выполнить очень быстро,
например, за 20 - 40 секунд без особого
напряжения.
Однако в первой же пробе происходит
нечто противоположное: возникает
много непредвиденных трудностей,
вызванных тем, что не все члены
группы сумели почти одновременно
актуализировать свои чувства и
волю и “соединить” их в единое
эмоционально-волевое групповое
состояние высокого напряжения.
Поэтому и время выполнения задачи
резко увеличивается - вместо 20 - 40
секунд занимает 2-3 мин.
Если группа переводит свое
настроение в единое эмоционально-волевое
состояние, близкое к спортивному
азарту, она приближается к
наилучшему результату—20 секундам.
Подобная картина происходит и при
последовательном наращивании
эмоционального фона групповой
деятельности - от работы в условиях
изоляции, затем в присутствии
другой группы и, наконец, в условиях
соревнования с ней. Время
соответственно (у хорошо
организованных групп) дважды
улучшается, но при продолжении
повторных испытаний начинает
ухудшаться (т. е. увеличивается), так
как, видимо, наступает снижение
коллективного настроя на
деятельность. Ряд операций по сбору
“Арки”, например скорость выбора
“кирпичиков” и время их
сочленения, носят непроизвольный
характер и, следовательно, зависят
от установки на общегрупповую
деятельность (степень принятия
групповых целей, мотивов, способов
организации и т. д.).
Все это дает основание считать, что
прибор-модель “Арка”
актуализирует такую
характеристику групповой
деятельности, как психологический
настрой, т. е. способность группы
создавать одномоментное
напряжение эмоционально-волевых
состояний индивидов, необходимый
для энергичного начала и
продолжения работы.
Помимо психологического настроя “Арка”
позволяет изучать и некоторые
другие групповые явления, в
частности: изучение
мотивации совместной деятельности и определение
лидеров-организаторов.
Определение лидеров-организаторов
Чтобы
установить соответствие имеющихся
в группах официальных
организаторов их реальному статусу,
эксперимент проводится следующим
образом.
Перед сборкой экспериментатор сам
назначает руководителем сборки
прибора-модели официального лидера.
Затем группа испытывается на “Арке”.
В одних случаях официальный
организатор действительно
руководит процессом и по
выполнении задачи подает команду “Готово”.
В других случаях - кто-то другой
добровольно и энергично берет
инициативу в свои руки и становится
реальным лидером, а официальный
руководитель безропотно уступает
свои полномочия и “превращается”
в рядового исполнителя. Группа, как
правило, не вмешивается в смену
лидеров. Но после выполнения
задания группа требует от
официального руководителя
подавать команду “Готово”.
Изучая опросным методом мнение
членов данной группы о своих
лидерах, мы установили, что, как
правило, организуют выполнение
задачи (сборку “Арки”) те индивиды,
которые имеют наивысший
организационный статус. Видимо, по
этой причине они берут на себя
функции управления спонтанно,
самостоятельно, без предложений
группы. Интересно, что авторитет
экспериментатора влияет на процесс
выдвижения лидеров незначительно.
Изучение мотивации совместной деятельности
В
процессе эксперимента заметно
проявляется отношение индивидов к
коллективу в целом и отдельным
лицам. Поскольку выполнение
задания невозможно без достаточно
выраженного группового побуждения,
предоставляется возможность
изучать взаимодействие и
взаимоотношения в группе в
соответствии с уровнем общей
мотивации. В ходе эксперимента
можно видеть, как отдельные
индивиды сильно переживают за
исход дела (суетятся, кричат, дают
советы), хотя сами иногда не имеют
возможности просто физически
включиться в работу (не хватает
места у рабочего стола); бывает, что
они больше мешают, чем помогают, но
остановить их даже
экспериментатору практически
невозможно. Другие, напротив,
равнодушны, вялы, отходят в сторону,
не интересуются даже результатом
выполнения задания.