А.С.Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев

Руководство по применению
прибора-модели "АРКА"



Модификации процедуры работы с “Аркой”

В 80-90 гг. С.В. Сарычевым и Ю.А. Луневым были разработаны модификации экспериментальных процедур работы с “Аркой”. Суть первой группы модификаций заключается в создании ситуаций организационной неопределенности, новизны и неожиданности (6; 9-11; 19; 20). К ним можно отнести: деятельность в особо мотивированных условиях (“на рекорд”); деятельность в условиях лимита времени (“отсчет времени”); деятельность в условиях исключения или замены одного из членов группы.

В экспериментальной процедуре “на рекорд” перед группой ставится задача выполнить уже знакомую им задачу (собрать “Арку”) как можно быстрее. Экспериментатор сообщает о “рекордах” других групп. Как правило, данная экспериментальная процедура вызывает у испытуемых интерес, повышение активности.

Процедура с заменой или выведением одного человека интересна тем, что вынуждает группу изменить взаимодействие, изменить функциональные обязанности членов группы, согласовать последовательность индивидуальных действий. Старый способ организации совместной деятельности не может быть применен. Дополнительные коллизии создают выведение или замена лидера-организатора. Один из вариантов этой модификации - лишение того или иного члена группы возможности активно участвовать в процессе совместной деятельности посредством надевания очков с непрозрачными стеклами. Если даже этот член группы будет участвовать в совместной деятельности, то он сможет выполнять лишь ряд ограниченных функций под руководством других; потребуется внесение изменений в организацию взаимодействия.

Весьма остро с большим напряжением, эмоционально воспринимается ситуация отсчета времени. Введение этого внешнего условия создает трудности для взаимодействия, как правило ведет к увеличению числа ошибок, а в некоторых группах - и деструкции совместной деятельности.

“Безымянная Арка” является скорее модификацией самого прибора. Она отличается от стандартной “Арки” тем, что ее элементы (“кирпичики”) не пронумерованы. Вследствие этого сборка “безымянной Арки” представляет организационную задачу большой трудности. Трудности проистекают из того, что совместную деятельность в этом случае трудно упорядочить, т.е. создать конкретный сценарий с определенной последовательностью действий, жестко предусмотреть определенные функции для каждого члена группы. Весьма существенная степень неопределенности, присущая данной процедуре, проявляется и на поведенческом, и на вербальном уровнях.

Особенность следующей процедуры заключается в создании помех, трудностей в осуществлении совместной деятельности за счет фиксации у всех испытуемых одной руки (основной, обычно правой) при помощи ремня и осуществление операций с “Аркой” одной рукой. Помехи в данной процедуре создаются за счет того, что многие операции с “Аркой” невозможно выполнить одной рукой: поставить собранный из элементов блок на основание, закрыть замок и т. п. Операции, которые обычно выполняет обычно один человек, теперь должны выполнять двое или большее количество испытуемых. Налицо необходимость повысить уровень взаимодействия и взаимовлияния в группе.

Другая группа модифицированных процедур предполагает одновременное использование двух “Арок”. Первая процедура подразумевает одновременную сборку двух “Арок” одной группой. Внешне “Арки” выглядят абсолютно одинаковыми, полностью сходны их элементы. Однако элементы одной “Арки” к другой “Арке” не подходят, так как у них разное сочленение штырьков и отверстий на элементах. Сборка двух “Арок” заставляет искать резервы организации, требует четкого распределения функций, более плотного взаимодействия. Значительную трудность представляет задание собрать две “Арки”, разнесенные пространственно (на разных столах). Для этого требуется по-новому организовать деятельность или дублировать ее. Интересную информацию можно получить по тому, как будет происходить деление на микрогруппы, каков будет их состав, будут ли выделяться новые функциональные обязанности (какие и на каких основаниях), будет ли осуществляться взаимопомощь между микрогруппами.
Возможно задание, когда из элементов двух смешанных “Арок” необходимо собрать одну: экспериментатор забирает одно основание “Арки”. В этом случае испытуемым необходимо в
процессе сборки стыковать все элементы, а затем одну “Арку” отбросить.

Большие возможности дает использование “Арки” для исследования межгруппового взаимодействия. Процедура включает три этапа.

На первом этапе две группы работают в условиях относительной изоляции (в разных помещениях), т.е. первый этап проводится в форме заочного межгруппового соревнования.
Вариант инструкции может быть следующим: “Результат, показанный вашей группы, будет сравниваться с результатами других групп (отрядов, классов и т.д.).” На втором этапе исследования две группы собираются в одном помещении. Экспериментатор представляет их друг другу и знакомит с результатами, показанными каждой группой на предыдущем этапе. Затем он объявляет очное соревнование между ними. Напряжение, возникающее в ходе соревнования, повышение взаимного влияния членов группы друг на друга, усложнение условий принятия решения и выполнение экспериментальной задачи, способствуют раскрытию глубинных групповых процессов. При выполнении первого задания оценивается способность группы к самоорганизации, т.е. самостоятельному, в условиях неопределенности и наличия стрессовых факторов, созданию организационных структур, компенсирующих “выпадение” ее отдельных звеньев.
Самым “чувствительным” индикатором характера межгруппового взаимодействия является одновременная сборка “Арок” двумя группами на одном столе при смешении элементов конструкции. В диагностическом плане очень важным является фиксирование следующих показателей подготовительного этапа сборки: пространственное расположение за столом членов группы; тип распределения разбросанных на столе элементов конструкции (наличие или отсутствие стремления к равному распределению “кирпичиков” по поверхности стола между соревнующимися сторонами).

Необходимо тщательно регистрировать характеристики ориентировочной деятельности членов групп: ориентируются ли они только на свою группу или есть желание согласовывать свои действия с действиями соперников; предлагается ли им взаимопомощь, кто из членов группы руководит ее действиями.

Второй этап исследования направлен на изучение особенностей межгрупповых отношений в условиях совместной деятельности. Они складываются с момента встречи двух групп в одной комнате. Как отмечали, например, участники эксперимента: “Мы с первого взгляда почувствовали дружелюбное отношение наших будущих соперников.” Доброжелательность испытуемых, предложение о взаимопомощи, передача элементов и собранных блок другой группе из рук в руки - все это свидетельствует о сотрудничестве во взаимоотношениях групп. И, наоборот, высокомерные фразы, насмешки (особенно, когда другая группа терпит неудачу), нежелание передавать элементы другой группе или передача их только бросанием “на чужую территорию”, разрушение ранее собранных блоков, захват большего, чем соперники, числа элементов с целью создания собственного “банка” являются проявлениями конфронтации в межгрупповом взаимодействии.

Третий этап экспериментальной процедуры - оценивание испытуемыми успешной групповой деятельности с помощью специально разработанных приемов (шкал) и беседы с каждой группой в отдельности. на этом этапе экспериментатор уточняет информацию, полученную в ходе предыдущих испытаний, а также выявляет скрытые от наблюдения элементы межгрупповых отношений (6).
Из описанных экспериментальных процедур, которые, как мы убедились, способствуют моделированию напряженных ситуаций, ситуаций межгруппового взаимодействия, возможно конструирование различных программ лабораторного эксперимента в зависимости от конкретных задач данного исследования.



  Аппаратурные методики исследования группы Описание прибора- модели “Арка” Процедура работы с “Аркой” Обработка результатов Модификации процедуры работы с “Аркой” Рекомендации по организации комплексного применения методики “Арка” Литература  



 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz