А.С.Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев
Руководство по
применению
прибора-модели "АРКА"
Рекомендации по организации комплексного применения методики “Арка"
Из описанных
экспериментальных процедур, которые,
как мы убедились, способствуют
моделированию напряженных
ситуаций, ситуаций межгруппового
взаимодействия, возможно
конструирование различных
программ лабораторного
эксперимента в зависимости от
конкретных задач данного
исследования.
Мы убедились, что в конструировании
такого рода программ должен быть
соблюден ряд требований, которых мы
придерживались осуществляя
исследование.
1. Начинать блок процедур необходимо со сборки “Арки” в обычных условиях. Это необходимо как своего рода измерение фона. Именно относительно данной процедуры все модифицированные создают ситуацию организационной неопределенности, напряженности, новизны.
2. Процедуру “работа в особо мотивированных условиях” (“на рекорд”) необходимо ставить, как правило, в конце блока процедур.
3. Группа модифицированных процедур с двумя “Арками”, в том числе и межгрупповое соревнование, должна входить в программу как нечто единое.
4. Для большей достоверности эксперимента рекомендуется повторить каждую из процедур не менее два-три раза, в процедуру “на рекорд” - не менее пяти раз.
5. Длительность лабораторного эксперимента с применением и “Арки” не должна превышать полутора часов.
Кроме того, “Арку” можно использовать в качестве социально-психологического тренажера при решении следующих задач:
а) обучения лидеров правилам организаторской работы (на базе программы, разработанной Л.И.Уманским).
Это
является в то же время одним из
ведущих способов определения
валидности и надежности данной
методики. Упражнения по сборке “Арки”
актуализируют существенные
признаки реального
самоуправляемого динамического
процесса совместной деятельности.
б) Повышение организованности группы
Введение
таких задач и средств их решения,
которые не исчерпываются
логической схемой алгоритма, а
требуют в большей мере
эвристических приемов и
содействуют формированию
готовности и умения
преобразовывать постоянно
возникающие в совместной
деятельности стихийные,
неупорядоченные ситуации в
высокоорганизованные,
самоуправляемые структуры.
Таким образом, упражнения по сборке
“Арки” закладывают опыт
совместной деятельности как
организационного порядка.
в) Формирование группового самосознания
Применение данной методики позволяет реально ускорить процесс осознания группой своего статуса в ходе лабораторного эксперимента, приближающегося в силу игрового характера моделируемой деятельности к естественным условиям. Возможность повышения своего статуса в межгрупповом соревновании на “Арках” снимает у испытуемых психическую напряженность и способствует развитию самоуправления, повышению организованности коллективов.