А.С.Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев

Руководство по применению
прибора-модели "АРКА"



Рекомендации по организации комплексного применения методики “Арка"

Из описанных экспериментальных процедур, которые, как мы убедились, способствуют моделированию напряженных ситуаций, ситуаций межгруппового взаимодействия, возможно конструирование различных программ лабораторного эксперимента в зависимости от конкретных задач данного исследования.
Мы убедились, что в конструировании такого рода программ должен быть соблюден ряд требований, которых мы придерживались осуществляя исследование.


1. Начинать блок процедур необходимо со сборки “Арки” в обычных условиях. Это необходимо как своего рода измерение фона. Именно относительно данной процедуры все модифицированные создают ситуацию организационной неопределенности, напряженности, новизны.
2. Процедуру “работа в особо мотивированных условиях” (“на рекорд”) необходимо ставить, как правило, в конце блока процедур.
3. Группа модифицированных процедур с двумя “Арками”, в том числе и межгрупповое соревнование, должна входить в программу как нечто единое.
4. Для большей достоверности эксперимента рекомендуется повторить каждую из процедур не менее два-три раза, в процедуру “на рекорд” - не менее пяти раз.
5. Длительность лабораторного эксперимента с применением и “Арки” не должна превышать полутора часов.


Кроме того, “Арку” можно использовать в качестве социально-психологического тренажера при решении следующих задач:

а) обучения лидеров правилам организаторской работы (на базе программы, разработанной Л.И.Уманским).

Это является в то же время одним из ведущих способов определения валидности и надежности данной методики. Упражнения по сборке “Арки” актуализируют существенные признаки реального самоуправляемого динамического процесса совместной деятельности.

б) Повышение организованности группы

Введение таких задач и средств их решения, которые не исчерпываются логической схемой алгоритма, а требуют в большей мере эвристических приемов и содействуют формированию готовности и умения преобразовывать постоянно возникающие в совместной деятельности стихийные, неупорядоченные ситуации в высокоорганизованные, самоуправляемые структуры.
Таким образом, упражнения по сборке “Арки” закладывают опыт совместной деятельности как организационного порядка.

в) Формирование группового самосознания

Применение данной методики позволяет реально ускорить процесс осознания группой своего статуса в ходе лабораторного эксперимента, приближающегося в силу игрового характера моделируемой деятельности к естественным условиям. Возможность повышения своего статуса в межгрупповом соревновании на “Арках” снимает у испытуемых психическую напряженность и способствует развитию самоуправления, повышению организованности коллективов.



  Аппаратурные методики исследования группы Описание прибора- модели “Арка” Процедура работы с “Аркой” Обработка результатов Модификации процедуры работы с “Аркой” Рекомендации по организации комплексного применения методики “Арка” Литература  



 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz