Антопольская Татьяна Аникеевна

"Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы "

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.05 - социальная психология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Вторая глава  
Апробация исследования Третья глава  
Положения, выносимые на защиту Заключение  

поиск книги

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Антопольская Т.А.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы генезиса малой группы связана с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в нашей стране, появлением таких социальных структур, как малые предприятия, частные фирмы, инновационные учебные заведения (гимназии, колледжи). Рост новых социальных общностей привел к практической потребности в изучении психологии вновь образованных малых групп.
Теоретическая актуальность исследования. Оценивая состояние проблемы изучения социальной группы, А.Л.Журавлев (1988), Б.Ф.Ломов (1989, 1990), А.В.Петровский (1982, 1984), Л.И.Уманский (1975), А.С.Чернышев (1980, 1988) и др. указывают на то, что социальная психология групп в основном развивалась в рамках концепций, в которых доминирующими были следующие предметы исследования: межличностные отношения, ценностные ориентации, симпатии - антипатии, лидерство, сплоченность и.т.д. Однако становление внутригрупповых явлений на разных этапах функционирования и особенно зарождения малой группы представляет собой самостоятельную проблему.
Развитие теории малой группы нуждается в изучении социально -психологических детерминант и механизмов группового генезиса. Прежде всего, проблематичным представляется превращение первоначально номинальной группы в действительно психологическую общность. Важны как диагностический, так и прогностический аспекты проблемы. Необходимо знать, каковы сами механизмы группообразования, каким образом они функционируют применительно к той или иной ситуации, а также, от каких
внешних и внутренних факторов зависит сам процесс группообразования.
Практическая актуальность исследования. С практической точки зрения является важным прогнозирование ситуации группового генезиса в молодежных учебно-воспитательных организациях, выявление условий оптимального функционирования молодежных групп.
Цель исследования состояла в изучении социально-психологических детерминант и механизмов генезиса группы детей старшего школьного возраста.
Объектом исследования выступали первичные молодежные группы учебно-воспитательных организаций Курской области и г. Курска (средних школ,колледжа, областного и городского Центров молодежных лидеров) в период группового генезиса. В общей сложности в исследовании принимало участие 28 групп ( 535 человек).
Предметом исследования являлись психологические характеристики личности и группы в условиях совместной деятельности в период группового генезиса.
Основная гипотеза исследования. Генезис малой группы детерминируется возможностью данной общности занять позицию субъекта в той социальной среде, где она формируется.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблемы генезиса группы и определить проблемную область настоящего исследования.
2. Разработать программу исследования динамики групповых процессов в период группового генезиса с учетом характеристик субъективного отражения данного феномена, а также подобрать соответствующий методический инструментарий.
3. Выявить основные детерминанты и социально-психологические механизмы генезиса малой контактной общности.
4. Разработать приемы оптимизации группового генезиса в условиях традиционных и инновационных учебных заведений.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Получены новые психологические факты о процессе генезиса учебной молодежной группы.
2. Выявлены основные детерминанты процесса группообразования в условиях вариативного образования школьников.
3. Получены экспериментальные данные о том, что лидерство является ведущим социально-психологическим механизмом группового генезиса.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для развития теории коллектива, в частности для описания механизмов зарождения контактной общности.
Практическое значение работы заключается в следующем:
1.Предложен методический блок, позволяющий изучить генезис групп школьников, который можно использовать в диагностических целях.
2. Апробированы и определены психолого-педагогические приемы оптимизации группового генезиса.
3. Разработаны и внедрены методики помощи старшеклассникам в самоопределении в рамках программы "Дети Чернобыля".
Методы, выводы и рекомендации исследования используются в практике работы школ, общегуманитарного колледжа г.Курска, в учебном процессе Центра подготовки молодежных лидеров в Курской области. Автор принимала непосредственное участие в их реализации в качестве штатного практического психолога.
Апробация исследования.
Отдельные выводы и положения диссертации докладывались на республиканской конференции "Приобщение к педагогической профессии" (Воронеж, 1992), на I Международных Костюковских чтениях (Киев, 1992), на Международном конгрессе "Актуальныепроблемы социальной психологии" (Кострома, 1992), на международных научных чтениях "Актуальные проблемы современной психологии" (Харьков, 1993), на межрегиональной научной конференции, посвященной 150летию К.Д.Ушинского (Курск, 1993), на учебно-методических и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Курского государственного педагогического университета (Курск, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995).
Основные результаты исследования опубликованы в печати.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально улучшенная среда (типа "социального оазиса") актуализирует ситуацию проявления субъектности группы как ценности всей организации, самой группы и индивида.
2. Становлению группы как субъекта деятельности и общения способствует такая форма совместной деятельности, как взаимозависимая деятельность ( ФОСД типа СВД по Л.И.Уманскому).
3. Зарождение и становление основных психологических свойств группы носит неравномерный стадиальный характер. В период генезиса малой группы наиболее сенситивными к развитию выступают такие характеристики группы, как направленность активности, организационное единство и эмоциональное единство, которые в большей степени определяют субъектность группы. Становление же таких характеристик, как интеллектуальное единство, волевое единство, стрессоустойчивость происходит при условии становления вышеуказанных характеристик.
4. Внутренние показатели процесса генезиса малой группы представляют собой динамическую модель, состоящую из эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов, которая проявляется в различных формах, в зависимости от степени выраженности каждого из компонентов формирует позицию группы - субъекта.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, содержащей 155 наименований, приложений. Диссертация содержит 256страниц текста, 12 таблиц, 19 рисунков.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, предмет и объект исследования, формулируются гипотеза и задачи работы, характеризуются ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описывается апробация и дается краткая характеристика структуры и объема работы.
В первой главе "Теоретические аспекты изучения малой группы" содержится анализ литературы по психологическим проблемам генезиса малой группы. Методологической основой решения проблемы детерминации генезиса малой группы являются положения о группе как о совокупном субъекте, о системном подходе к анализу психических явлений, о детерминации жизнедеятельности людей, разработанные отечественными психологами (К.А.Абульханова-Славская, 1980, 1989; Л.И.Анциферова, 1978; А.В.Брушлинский, 1991; А.А. Деркач, 1985; А.Л.Журавлев, 1988, 1990; Б.Ф.Ломов, 1984, 1989, 1990; С.Л.Рубинштейн, 1957). Под субъектностью малой группы понимается группа как источник познания и преобразования действительности, как носитель активности. Субъектность всякой социальной общности возникает тогда, когда люди вступают в контакт друг с другом, когда между ними складываются субъект - субъектные отношения.
В социальной психологии малая группа в настоящее время изучается как совокупный субъект: субъект деятельности и субъект общения. В социально-психологическом понимании совместная деятельность представляет собой целостную динамическую систему активности взаимодействующих индивидов, направляемую на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры (Г.М.Андреева, Я.Яноушек, 1987). Роль совместной деятельности заключается в том, что она служит основополагающей характеристикой групп, оказывая определенное воздействие на общение, межличностные отношения и индивидуально-психологические качества осуществляющих деятельность людей. В процессе и на основании социально значимой коллективной деятельности рождается психологическое единство, при котором из номинальной группа становится реальной социально-психологической общностью (А.И.Донцов, 1988). В ходе той или иной совместной деятельности группа приобретает опыт взаимодействия и взаимообщения, что обогащает ее возможности как социального организма.
С точки зрения системного видения генезиса контактной общности можно выделить ряд существенных моментов:
1)группа рассматривается как относительно самостоятельная целостная система, обладающая специфическими особенностями и интегративными факторами, которые обеспечивают ее качественное своеобразие (А.И.Донцов, 1984; А.Л.Журавлев, 1988; В.Г. Крысько, 1992; А.В.Петровский 1982, 1984; Л.И.Уманский, 1975);
2)развертывающиеся в группе процессы и отношения рассматриваются как многомерные и многоуровневые (Б.Ф.Ломов,1984; Л.А. Петрушенко, 1975);
3) группа рассматривается как открытая система, как часть макросистемы, в которую она включена и развивается по ее законам.
Многообразие внешних и внутренних характеристик жизнедеятельности группы предполагает выяснение системы соответствующих детерминант. В связи с этим, одним из важнейших теоретических положений, на которое мы опирались в нашей работе, стали выводы, о диалектике внешних и внутренних детерминант жизнедеятельности человека, избирательного, активного отношения личности к миру, об определяющей роли самодетерминации, саморазвития личности в регуляции ее поведения (С.Л.Рубинштейн, 1957). Среди детерминант жизнедеятельности людей исследователи различают внешние обстоятельства, среду, в которой протекает их жизнь и деятельность, и собственно условия жизни, что очень важно в свете нашего исследования, так как в ситуации зарождения группы индивиды наиболее пристрастно относятся к различным обстоятельствам, наиболее полно раскрывая свои возможности. Активность, избирательность человека как субъекта жизни объективно проявляется в выделении им из среды в качестве условий жизни того, что отвечает требованиям, которые объективно предъявляет к условиям своей жизни человек в силу своей природы, своих свойств, уже сложившихся в ходе жизни (С.Л.Рубинштейн, 1989).
Известно, что внешние условия всегда опосредуются внутренними условиями. Это опосредование происходит в процессе взаимодействия осознаваемых целей с мнениями личности и коллектива, взаимодействии уже имеющихся мнений и превращение их в убеждения. Избирательная активность группы по отношению к внешним условиям деятельности является моментом саморегуляции, самоорганизации коллектива (К.К.Платонов, 1975).
Изучение закономерностей группового развития связаны с иcследованиями Б.Такмена,1965; У.Шутца, 1958; Г.Стенфорда и А.Роарха, 1974 и др. Основным содержанием работ данного направления является описание явлений и процессов, характерных для различных стадий развития группы.
Внимание этих исследователей сосредотачивается на внутренних факторах группового развития, а индивидуальные потребности членов группы рассматриваются как главный динамический источник саморазвития группы, именно через них определяются групповые цели, ценности и нормы, исходя из них оцениваются успехи группового развития.
Представляют интерес взгляды на процесс группообразования с точки зрения теории социальной категоризации ( Г.Теджфел, 1970, 1974, 1979).
Основными механизмами образования групп и последующего развития в этой связи рассматриваются идентификация человека с группой и самокатегоризация его как члена группы. Они обеспечивают восприятие себя и других членов группы, имеющих общие характеристики, и определяют группу как единое целое, отделяя при этом тех, кто относится к другим группам.
В отечественной психологии также разрабатываются концепции группообразования и дальнейшего развития группы. Одна из моделей коллективообразования содержится в стратометрической концепции коллектива ( А.В.Петровский, 1979, 1982, 1984). В рамках исследуемой нами проблемы представляется важным то, что в этой схеме группового развития четко реализуется принцип деятельности, который позволяет вывести анализ проблемы за пределы малой группы и рассмотреть ее в системе широких социальных связей. Другая концепция, названная параметрической, предлагает в качестве критериев, определяющих уровень группового развития, комплекс социально-психологических параметров группы. К ним относятся: нравственная направленность группы; организационное единство группы; групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности; психологическое единство в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах; стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальной ситуации (А.Г.Кирпичник, 1980; А.Н.Лутошкин, 1988; Л.И.Уманский, 1975, 1977, 1980; А.С.Чернышев, 1980, 1986, 1988).
Некоторые авторы указывают на неравномерность социально-психологического созревания группы как коллектива, в котором периоды спадов и подъемов чередуются с остановками на том или ином уровне развития (А.Л.Журавлев, 1988; Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник, 1988; Л.И.Уманский, 1975).
Таким образом, рассмотрев ряд зарубежных и отечественных подходов к пониманию процесса группообразования, можно отметить, что исследователи в основном занимались проблемами уже сформировавшихся групп, изучали различные этапы и уровни группообразования, пытаясь переосмыслить уже существующие позиции. К сожалению, мало исследуются и не находят своего
отражения вопросы рождения группы, что, на наш взгляд, является важнейшим условием дальнейшего рассмотрения любого момента группообразовательного процесса. Существует целый ряд исследований, в которых рассматриваются вопросы, связанные с влиянием внешнего (объективного) фактора на процесс группообразования, к ним относятся: условия деятельности, сложность стоящих перед группой задач, количество членов группы, время существования группы, реализующей групповую деятельность и т.п.(В.С.Агеев, 1990; Г.М.Андреева, 1988; Л.П.Буева, 1968, 1978; А.Я.Гальвановскис, 1982; Н.В.Голубева, 1982; О.И.Зотова, 1983; Б.Ф. Ломов, 1972; Ю.А.Лунев, 1991; Н.Н.Обозов, 1993; Б.Д.Парыгин, 1982; С.В.Сарычев, 1993; В.Е.Смирнов, 1929; А.Тзайнер, 1982; А.С.Чернышев, 1993).
В исследованиях, которые посвящены проблеме структурирования социальной среды с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности подчеркивается, что социальная среда типа социального оазиса создает благоприятные условия для развития личности и осуществления совместной деятельности групп (А.Г.Кирпичник, В.П. Ижицкий, 1984; Ю.А.Лунев, Т.А.Кошкина, 1991; А.С.Чернышев, Ю.А.Лунев, 1993).
Такой особый микросоциум отличается от обычной среды по следующим показателям: содержательная совместная деятельность, ориентированная на высокие социальные ценности; значительная автономия личности и первичных коллективов и стимулирование их инициативы (субъектности); взаимозависимый характер совместной деятельности, осуществляемый в едином физическом и психологическом пространстве; стимулирование кооперативных форм межгруппового взаимодействия; паритетность взаимоотношений педагогического и детского коллективов.
Рассмотрев проблему внешней обусловленности групповых процессов, мы пришли к следующим выводам:
- большинство исследователей акцентируют внимание на внешних факторах, влияющих на процесс жизнедеятельности группы;
- описание социальной среды нуждается в выделении и анализе качественных социально-психологических характеристик, влияющих на процесс группообразования;
- не существует комплексного исследования влияния внешних условий на процессы зарождения и развития группы;
- существует необходимость в изучении влияния внешних факторов на процесс генезиса контактной общности в различных по содержанию социальных средах, в том числе типа "социального оазиса".
В качестве конкретных показателей внутреннего фактора группообразования выступают различные феномены, которые можно
подразделить на три разновидности: функционально-ролевые, эмоциональные, ценностно-нормативные.
Упорядоченность и оптимальность функционально-ролевоговзаимодействия в период группового генезиса имеет неоднозначное толкование (некоторые исследователи рассматривают оптимальность композиции группы, другие - оптимальность половозрастного состава, третьи - изучают оптимальное функционирование коммуникативных связей) (А.А.Деркач, А.А.Исаев, 1985; Е.С.Кузьмин, И.П.Волков, Ю.И.Емельянов, 1974; Н.Н.Обозов, 1979; Н.К.Широкова, 1982; Б.Г. Юдин, 1969; М.Г.Ярошевский, 1982). Для нас представляется важным рассмотрение показателей генезиса малой группы в свете функционально-ролевого подхода,которые обеспечивают успешную реализацию цели совместной деятельности таких феноменов, как сработанность, совместимость, организованнность (Ф.Д.Горбов, 1966; С.Г.Елизаров, 1994; Т.И.Сурьянинова, 1990; А.С.Чернышев, 1980)
К эмоциональным характерстикам генезиса малой группы ряд исследователей относят формирование чувства "Мы", эмоциональную идентификацию с группой членства, эмоциональное самочувствие в группе и др.(К.Е.Данилин, 1977; А.С.Золотнякова, 1979; И.К.Кряжева, 1980; А.Н.Лутошкин, 1988; А.И.Папкин, 1975; Б.Д.Парыгин, 1966; Б.Ф.Поршнев, 1968; Е.А.Родионова, 1981; Р.М. Самсонов, 1971). Известно,что коллективные эмоции выполняют объединяющую, стимулирующую, познавательную, стабилизирующую и стилеобразующую функции, при этом благоприятные отношения между членами коллектива, дружественная психологическая атмосфера стимулируют активность людей, повышают эффективность совместной деятельности.
Однако хорошие отношения между членами коллектива могут приводить к снижению требовательности, ответственной зависимости и тем самым препятствовать достижению высоких результатов в коллективной деятельности (А.Л.Журавлев, 1988). Представляется важным проработка в вышеуказанных исследованиях эмоциональных характеристик группового развития как на уровне личности (эмоциональная идентификация, самочувствие,эмоциональная принадлежность), так и на уровне группы (эмоциональное единство).
Изучению ценностно-нормативных феноменов процесса группообразовния посвящено ряд работ (Г.В.Акопов, 1981; Е.И.Головаха, 1979; С.И.Жигулев, 1980; С.С.Паповян, 1977; А.А.Русалинова, 1979; Л.И.Уманский, 1980; В.В.Шпалинский, 1972).
Общегрупповая цель является системообразующим фактором совместной деятельности группы. Процесс целеобразования в совместной деятельности недостаточно изучен (Б.Ф.Ломов, 1984). Не до конца изучен механизм возникновения в групповом сознании общей цели при наличии индивидуальных, проблемы зарождения и развития группового сознания. Сознание группы также относится к недостаточно изученным феноменам групповойпсихологии.
Итак, анализ литературы показал важность изучения функционально-ролевых, эмоциональных, ценностно-нормативных, когнитивных феноменов процесса группообразования, наличие в этом плане нерешенных проблем.
В нашем исследовании мы опирались на теоретическое представление о генезисе малой группы как социально-психологическом процессе рождения контактной общности, который является основанием для процесса группообразования и обусловливается рядом внешних и внутренних факторов. Поэтому требует своего изучения значимость отдельных факторов в возникновении малой группы и в ее дальнейшем развитии. Необходимо изучить порядок рождения факторов, сензитивность группы к возникновению тех или иных внутренних характеристик группообразования. Также необходимо выяснить, какие детермининты определяют появление тех или иных групповых и личностных характеристик в период генезиса контактной общности.
В качестве эмпирических показателей внешнего фактора группового генезиса в нашем исследовании выступили: 1) традиции жизнедеятельности учебновоспитательных организаций; 2)требования основной организации к поведению групп в межгрупповом взаимодействии; 3) использование основной организацией определенных форм организации совместной деятельности; 4)
психологический тон жизнедеятельности в основной организации; 5) стиль руководства группами.
Внутренний фактор группового генезиса рассматривается нами в трех аспектах: когнитивном, аффективном и поведенческом.
Тогда в центре внимания изучения когнитивного компонента процесса рождения группы, на наш взгляд, определились следующие эмпирические показатели:
1) направленность активности группы;
2) осознание личностью своей принадлежности к группе.
Изучение аффективного компонента потребовало рассмотрения:
1) эмоционального единства группы, рождение чувства "Мы";
2) эмоционального самочувствия личности в группе.
Поведенческий компонент группового генезиса включал в себя :
1) сработанность, совместимость, успешность, эффективность деятельности группы;
2) включенность личности в совместную деятельность, лидерство.
Такой подход, по нашему мнению, помогает шире показать феномены группового генезиса и уточнить представления о месте генезиса в процессе развития группы.
Во второй главе "Экспериментальное изучение внешних и внутренних факторов группового генезиса" содержится описаниеорганизации исследования, характеристика объекта исследования и применявшегося методического блока. Основная цель исследования определила выбор объекта изучения, который, с нашей точки зрения, должен удовлетворять следующим требованиям:
- исследуемые реальные группы старших школьников должны быть официально создаваемые как новые;
- учебно-воспитательные организации, в которых исследовались группы школьников, должны представлять собой различные образовательные системы;
- исследование требовало изучения малых групп с различными временными рамками существования ( временные коллективы школьников и постоянные ).
Исследование проводилось в течении 1992 - 1994 годов в два этапа.
На первом этапе (в течении 1992 - 1993 годов) проходило пилотажное исследование для проверки отдельных методик, уточнялся методический блок, процедура обследования. В ходе пилотажного исследования было обследовано 6 групп. В Центре "Лидер" - две группы по 22 человека, два школьных класса по 23 и 27 человек, четыре группы колледжа по 13 - 14 человек.
Второй этап исследования проводился в 1993 - 1994 годах в Центрах "Лидер" и "Вертикаль", в городских школах N 4, 10, в общегуманитарном колледже. В нем принимало участие 12 групп школьников, в среднем по 20-25 человек в группе. Этот этап исследовательской процедуры включал в себя:
- изучение внутригрупповых показателей группового генезиса на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне;
- изучение особенностей среды, в которой проходила жизнедеятельность группы и ее влияния на динамику группового генезиса.
Результаты данного этапа исследования показали необходимость проведения эксперимента по формированию оптимальных условий для группового генезиса. Естественный формирующий эксперимент проходил на базе Областного Центра подготовки молодежных лидеров и решал как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане выявлялись динамические внутригрупповые особенности процесса генезиса группы. В практическом плане решалась проблема интенсификации самого группообразования при помощи воздействия на лидерское ядро экспе-риментальной группы и включения ее в активное межгрупповое взаимодействие.
В формирующем эксперименте приняло участие 2 группы, одна из которых была экспериментальной, другая контрольной. Группы включали в себя по 21 человеку, были выравнены по количественному и половозрастному составу. Эксперимент проводился фронтально как в экспериментальной, так и в контрольной группе, и подкреплялся работой на приборе - модели совместной деятельности и экспертной оценкой среды. Пилотажное исследование показало достаточно приемлемую валидность и надежность ряда методик. В итоге были отобраны из первого варианта методического арсенала и затем применялись следующие методики:
1. "Карта-схема" психолого-педагогической характеристики группы школьников."
2. Семантический дифференциал ( по Ч.Осгуду ).
3. Методика для изучения когнитивного компонента принадлежности личности к группе членства. Нами использован один из блоков методики Е.П.Авдуевской, специально созданной для изучения феномена принадлежности личности к группе членства.
4. Аппаратурная методика " АРКА ", разработанная группой сотрудников под руководством А.С.Чернышева.
5. Анкета "Зрительно-аналоговая шкала", разработанная в секторе социальной психологии института РАН.
6. Методика "Мы-Я" специально разработана нами для осуществления данного исследования и применялась для изучения таких показателей, как "эмоциональное единство группы","эмоциональная идентификация с группой членства".
7. Методика "Цветопись" (разработана А.Н.Лутошкиным).
8. "Экспресс-анкета" - специально созданная нами методика для выявления форм включенности личности в деятельность (активность в совместной деятельности, пассивность, уход от деятельности группы).
9. Экспертная оценка среды.
10. Метод наблюдения.
11. Социометрия.
Компьютерная методика статистической обработки данных исследования, разработанная Т.А.Антопольской и Ю.П.Якиным, реализована в виде диалоговой программы на языке Turbo Pascal Version 6.0 фирма Borland Internetional.
Таким образом, информация о факторах детерминации генезиса малой группы была получена нами с помощью методического блока, органически сочетающего в себе методы наблюдения, опроса и включающего использование прибора-модели совместной деятельности.
В третьей главе "Результаты исследования внешних и внутренних факторов детерминации генезиса малой группы" содержатся результаты экспериментального исследования генезиса малой группы.
Отнесение групп к тому или иному типу учебно-воспитательной организации базировалось на различии в ранее представленных критериях внешних условий существования групп в период группового генезиса.
В первом типе организаций (областной и городской Центры подготовки молодежных лидеров) жизнедеятельность групп проходит в социально обогащенной среде. Основная организация предъявляет высокие требования к активности групп в социальнотворческой и учебной деятельности. Сама деятельность ориентирована на высокие социальные ценности. Приоритетными являются общегрупповые ценности. Формы группового и межгруппового взаимодействия основаны на кооперации и сотрудничестве. В данных учебно-воспитательных организациях поощряется взаимодействие как отдельных представителей, так и всей группы. Принцип сравнения групп основывается на сглаживании статусных различий. Актуализируется атмосфера доброжелательности, взаимной поддержки, согласия. Преобладает демократический стиль руководства группами и основным коллективом. Педагогический идетский коллективы строят свои отношения на основе паритетности.
Во втором типе организаций (традиционные учебные заведения) к группам предъявляются жесткие требования относительно их активности в организации больших общешкольных мероприятий, где неучастие групп наказывается, а неудача получает осуждение. Руководители организации не осуществляют систематической работы над созданием основного коллектива. Практически отсутствует непосредственная совместная межгрупповая деятельность. Прямые оценки преобладают над косвенными. Группы-аутсайдеры публично сравниваются с группами-лидерами, с тенденцией на поляризованные оценки. Преобладает авторитарный стиль управления группами. В группе и в основном коллективе культивируется атмосфера жесткой требовательности к индивидуальным и групповым достижениям, отдачи от воспитательных воздействий.
В третьем типе учебно-воспитательных организаций (инновационное учебное заведение), педагогический коллектив создает атмосферу высокой требовательности к группам в плане усвоения учебного материала. В группах поощряются индивидуальные успехи отдельных членов групп в усвоении и активизации полученных знаний. Взаимодействие основано на контактах от-
дельных представителей групп. Руководство организации не осуществляет никаких действий по развитию основного коллектива и коллективов групп. Если проводятся общегрупповые мероприятия, то они основываются на состязательном принципе. Активно выделяются группы-аутсайдеры и группы-лидеры. Индивидуальные достижения являются более приоритетными по сравнению с групповыми или удачами основного коллектива. Поощрение и наказание носят относительный характер. Достижение высокого уровня интеллектуального развития, основная цель работы с детьми, отодвинула на задний план воспитательные задачи. Стиль управления группами - нейтральный ( ближе к анархическому ). Психологическая атмосфера данного учебного заведения наполнена состязательностью, желанием достичь только личного успеха.
Данные исследования, экспертные оценки свидетельствуют о том, что в организациях первого типа создаются благоприятные условия для процесса группообразования. Специально структурированная социальная среда с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности, главными субъектами которой являются личность и первичный коллектив, отличается по ряду существенных показателей от обычной среды и представляет собой своегорода социальный оазис.
В организациях второго и третьего типа существуют препятствия к успешному генезису группы, т.к. в них присутствует внутри и межгрупповая конкуренция и изоляционные тенденции. Выявленные различия в подходах к организации жизнедеятельности групп в разных типах учебно-воспитательных организаций позволяют утверждать, что они выступают в виде важных внешних объективных факторов детерминации группового генезиса. Анализ основных показателей внутреннего компонента группового генезиса показал, что сам генезис малой группы может быть представлен как динамическая модель, состоящая из аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов.
Исследуя аффективный компонент группового генезиса и такой его показатель как эмоциональное самочувствие личностив группе членства, мы выделили четыре формы эмоционального самочувствия личности в группе, которые отражают степень психологического комфорта человека в изучаемых учебно-воспитательных организациях. Первая форма представляет собой выс-
шую форму эмоционального самочувствия личности в группе. Член группы оценивает свое настроение как бодрое, восторженное, активное. Вторая форма представляет собой высокую степень эмоционального самочувствия, которое характеризуется радостным, теплым, светлым, приятным настроением. Личность ощущает себя как близкую и дружественную данной общности. Третья форма эмоционального самочувствия является отражением непрочного, неопределенного состояния ( настроение спокойное, грустное, печальное). Четвертая отражает состояние дискомфорта, тревоги личности. Респонденты охвачены тревожным, тоскливым и крайне неудовлетворительным настроением. Сравнительный анализ данных исследования показывает, что большой процент старших школьников, чувствующих себя психологически комфортно, в период группового генезиса находится в организациях первого типа. С нашей точки зрения, это объясняется условиями социального окружения, деятельностью коллектива взрослых, которые создают в данных организациях "ситуацию успеха". Этому способствует мажорный тон жизни всего коллектива, который позволяет сделать самую трудную деятельность эмоционально насыщенной и привлекательной.
Наибольшее число респондентов с 3 и 4 формой эмоционального самочувствия обнаруживается в организациях второго и третьего типа. Причем, в организациях третьего типа отсутствует высшая форма эмоционального самочувствия личности в группе членства в период группового генезиса. Это может объясняться фрустрирующими переживаниями личности в "ситуации неудачи" как в учебной деятельности, так и в межличностных контактах.
Своеобразным индикатором того, как идет процесс складывания эмоциональной идентификации личности с группой членства, является формирование чувства "Мы" в исследуемых общностях. В ходе исследования нами были собраны мини-сочинения на темы: "Что я ожидаю от пребывания в Центре (школе, колледже) и от своей группы?", "Какой я запомню эту смену и мою группу?", "Какие изменения произошли в моей школьной жизни и жизни моего класса?". Для каждой группы подсчитывалась частота употреблений личных местоимений во множественном числе. Можно сделать вывод о высокой степени сензитивности группы к эмоциональным характеристикам в период группового генезиса как на уровне группы, так и на уровне личности. Причем, процесс складывания эмоционального единения группы интенсивнее проходит в организациях типа "социального оазиса". В
организациях второго и третьего типа также идет формирование эмоционального единства общностей, но оно носит более длительный и неравномерный ( складывается не у всех групп)характер.
Исследование когнитивного компонента группового генезиса позволило нам выделить когнитивно-принадлежных членов группы, которые одобряют общие цели и задачи, стоящие перед группой, принимают законы, традиции основного коллектива. Старшие школьники, не знающие групповых норм, проявляющие несогласие с групповыми целями, дискредитирующие групповые задачи,были отнесены нами к отрицательной форме когнитивной принадлежности. Индифферентное отношение к групповым целям, нормам и
задачам отражало нейтральную форму когнитивной принадлежности личности к группе членства. Число лиц с положительной формой когнитивной принадлежности личности к группе, которые разделяют ее цели, задачи и выполняют нормы групповой жизни, изначально выше в первом типе организаций что, с нашей точки зрения, является важной психологической особенностью данных организаций, которые в период генезиса малых групп активно проектируют свои цели и ценности на первичные коллективы и каждую личность в отдельности. На заключительном этапе жизнедеятельности групп условия социального окружения и внутренние потенциалы групп позволяют увеличить число положительно принадлежных респондентов и снизить количество нейтральных и отрицательно настроенных.
Напротив, в организациях второго типа число лиц с положительной и нейтральной формами когнитивной принадлежности практически одинаковое и значительно меньше, чем в первом типе организаций, что доказывает недостаточную значимость ценностей основного коллектива для каждого школьника.
В организациях третьего типа мы наблюдаем в первые дни существования групп довольно большой удельный вес когнитивно принадлежных из числа всех опрошенных - 51% и рост их с течением времени до 59%, что объясняется спецификой подобных организаций, основанных на заинтересованности слушателей в получении максимального уровня знаний и четкое осознание имицелей существования своих групп.
Таким образом, в различных учебно-воспитательных организациях личность осознает свою принадлежность к группе членства в период группового генезиса с разной долей положительной ( 1 тип организации - 72%, 2 тип организации - 42%, третий тип организации - 59% ), нейтральной ( 1 тип организации - 11%, 2 тип организации - 41%, 3 тип организации - 35% ), отрицательной ( 1 тип организации - 7%, 2 тип организации - 17%, 3 тип организации - 6% ) формами принадлежности.
В организациях типа "социального оазиса" и в инновационных учебных заведениях, где значительна мотивация к учебной деятельности, создаются определенные условия для более успешного присвоения личностью целей, ценностей и норм основных коллективов.
Направленность активности групп изучалась при помощи "Карты -схемы...", которая позволила выявить: высокий уровень развития направленности активности групп (сильно проявляются положительные качества), - средний уровень развития направленности активности групп (положительное качество проявляется слабо ), - низкий уровень развития направленности активности групп (проявляются отрицательные качества).
В период генезиса малая группа активно рефлексирует воздействие организационной системы, проявляя при этом различные уровни сформированности групповой направленности, это в свою очередь обуславливается, с нашей точки зрения, наличием лидеров, умеющих организовать группу на решение совместных проблем, высокой инициативностью и включенностью членов группы в совместную деятельность, высокой групповой мотивацией достижения значимых целей в групповой и межгрупповой деятельности.
Анализ данных поведенческих характеристик группового генезиса показал положительную динамику всех четырех поведенческих показателей в первом типе организаций. Во втором типе организаций такая динамика характерна для таких эмпирических референтов, как сработанность, успешность и эффективность деятельности. Группы третьего типа организаций характеризуются положительным развитием лишь такого эмпирического референта, как совместимость. Включенность личности в совместную деятельность мы рассматривали как определенную стратегию ее поведения в групповой и межгрупповой деятельности. В ходе исследования определились следующие варианты стратегии поведения, которые избирали респонденты:активность личности в совместной деятельности, пассивность личности в совместной деятельности, уход от совместной деятельности. Анализируя выбор определенной стратегии поведения личностю в различных
типах организаций, мы определили, что она связана с практикуемыми формами организации совместной деятельности (ФОСД) в организациях разного типа.
Особенности проявления внутренних характеристик процесса группового генезиса в различных типах учебно-воспитательных организаций позволили представить внутренние характеристики процесса группообразования через динамическую модель, состоящую из аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов и проследить преобладание или отсутствие различных форм данной модели в разных типах учебных организаций.
Прогнозирование дальнейшего развития малой группы связано с проявлением формы группового генезиса на этапе зарождения контактной общности.
Понимая лидерство как процесс ведущего влияния личности на группу, проявляющегося в упорядочении действий членов группы, в распространении своих установок, ценностных ориентаций и т.д., мы определили, что ведущим механизмом процесса группообразования является лидерство.
В ходе формирующего эксперимента успешно и динамично состоялся процесс генезиса. Лидерскому активу удалось "положительно" повлиять на процесс рождения контактной общности. Получены значимые различия в показателях группового генезиса в рамках одного типа организаций.
Установлено, что воздействие лидеров на группу зависит от того, насколько лидер привержен своей группе и включен в совместную деятельность группы, насколько она значима для него. Влияние лидеров на процесс группообразования усиливается, если их личностные свойства совпадают с теми качествами, которые наиболее значимы в данных условиях и для данной группы.
Среда типа "социального оазиса" оказывает влияние на переориентацию социальных установок отдельных лидеров. Лидеры оказывают влияние на рождение контактной общности при наличии у них и отрицательной, и положительной направленности.
Исходя из понимания лидерства как социально-психологического механизма интеграции коллектива, его саморазвития,процесс генезиса малой группы может быть оптимизирован "изнутри", через стимулирование процесса ее самоформирования (посредством специального отбора лидерского "ядра").
Обеспечение оптимальных условий для осуществления генезиса первичного коллектива станет важной предпосылкой дальнейшего успешного развития всего процесса группообразования, что крайне необходимо как для традиционных, так и инновационных учебных заведений, осуществляющих воспитание и обучение молодежи. Социальные условия жизнедеятельности группы эффективно влияют на развитие личности и становление группы как субъекта деятельности и общения, если они обеспечивают высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализируют ее лучшие стороны, дают простор позитивному самоутверждению личности. В качестве социально-психологических аспектов оптимизации генезиса первичного коллектива выступает гармоничное сочетание внешних и внутренних оптимальных условий процесса группообразования.
В
заключении подведены общие итоги диссертационного исследования и сформулированы следующие выводы:
1. Результаты исследования генезиса малой группы показывают, что объективный процесс образования контактных общностей обуславливается рядом внешних и внутренних факторов.
2. Молодежные учебно-воспитательные организации, сходные по характеру и целям деятельности, существенно отличаются по ряду внешних социально-психологических показателей и представляют собой разные типы учебно-воспитательных организаций.
3. Организации типа "социального оазиса" создают улучшенную среду, в которой складываются благоприятные условия для процесса группообразования.
4. Совместная деятельность, актуализирующая значительную автономию личности, является ведущим фактором генезиса. Взаимозависимая форма организации совместной деятельности группы является наиболее оптимальной в период рождения контактной общности.
5. В период генезиса малой группы наиболее сензитивными к развитию выступают такие свойства группы, как направленность активности, организованность и эмоциональное единство (именно они определяют субъектность группы), на их основе идет становление таких групповых свойств, как стрессоустойчивость, интеллектуальное и волевое единство.
6. Внутренний фактор группового генезиса, представляет собой целостное динамичное социально-психологическое явление, включающее эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты, которые формируют позицию группы-субъекта.
7. Особенности выраженности внутренних компонентов группового генезиса, проявляющегося в тех или иных формах, зависят от воздействия на группу внешнего фактора (типа учебно-воспитательной организации).
8. Ведущим внутригрупповым механизмом группового генезиса выступает лидерство. Характер взаимодействия лидеров с группой членства определяет динамику рождения малой группы.
9. Определение типа учебно-воспитательной организации и формы группового генезиса является необходимым компонентом эффективного прогноза процесса группового развития в молодежных группах.

Оглавление



По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Центру подготовки молодежных лидеров - 30 лет// Психологический журнал, Т.12, N 6, 1991.- С.179 (в соавторстве). 0,1 п.л.
2. Развитие коммуникативных и лидерских качеств личности будущего учителя в условиях педотряда// Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Тезисы межвузовской конференции. - Воронеж, 1992. - С.84-86. 0,2 п.л.
3. Организация социально-психологической помощи школьникам, проживающим в регионах с радиоактивным заражением// Актуальные проблемы социальной психологии. Тезисы международного симпозиума. - Кострома, 1992. Часть 3.- С.100-101. 0,1п.л.
4. К проблеме генезиса малой учебной группы// Ребенок в современной школе. Тезисы научно-практической конференции. - Тамбов, 1993. - С.34. 0,1 п.л.
5. К проблеме экспериментального исследования генезиса малой учебной группы// Актуальные проблемы современной психологии. Материалы научных чтений, посвященных 60-летию харьковской психологической школы. - Харьков, 1993. - С.187-189. 0,2 п.л.
6. Экспериментальное исследование генезиса малой группы // Молодые ученые - современной школе.- Курск, 1993. - С.73-78. 0,4 п.л.
7. Исследование факторов генезиса малой контактной общности в условиях социально-психологической помощи (на материале молодежных групп)// Ментальность. Духовность. Саморазвитие способностей. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. - Киев - Луцк, 1994. 2 часть, 1 раздел,- С.184-186 (в соавторстве). 0,2 п.л.
8. Социально-психологические аспекты генезиса малой группы// Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. Материалы докладов и выступлений Всероссийской научно-практической конференции. - Кострома, 1994. - С. 96-98 (в соавторстве). 0,2 п.л.
9. К проблеме зарождения малых контактных общностей (на примере молодежных групп)// К.Д.Ушинский и современная школа. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - Курск, 1994. 1 часть, - С.147-149. 0,2 п.л.
10. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам.- Курск, 1994.- 54 с. (в соавторстве). 2,6 п.л.
11. Школа и развитие ребенка. - Курск, 1995.- 102 с. (в соавторстве). 5,0 п.л.
12. Эмоциональные характеристики становления контактной общности школьников в различных типах учебно-воспитательных организаций// Психология и образование. Современное состояние, проблемы, перспективы. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. - Курск, 1995. - С.55-58. 0,2 п.л.


Оглавление

[Кафедра психологии КГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz