БУРЦЕВА Лариса Дмитриевна "КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук |
специальность 19.00.05 - социальная психология |
Скачать (txt-файл в zip-архиве)
Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Бурцева Л.Д.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность
диссертации. За короткий период развития в России рыночных отношений и нового уклада жизни и деятельности в ней постепенно складывается новая система взаимодействия и отношений между людьми, в том числе и внутри различных организаций. Если раньше, при господстве социалистического строя, в последних присутствовала жесткая система централизованных закрепленных связей между руководителями и подчиненными, регулируемых и контролируемых государством, то сегодня она во многом зависит от отношений между работодателем и наемными рабочими, что оказывает специфическое влияние на весь характер их совместной деятельности, атмосферу на
производстве. По этой причине возникает множество проблем в сфере деятельности и функционирования организации. Одна из них отражает возникающие в новых условиях изменения во взаимосвязи коммуникативных процессов и властных отношений внутри нее. Высокая значимость этой проблемы объясняется потребностью членов любой организации в стабильности их деятельности, а также в стремлении сохранить безопасность своего существования и имеющиеся условия материальной жизни. С другой стороны, через систему властных отношений и коммуникацию между людьми осуществляется воздействие на поведение и результаты их труда. Вот почему эта проблема была выбрана в качестве темы диссертации.
Объектом исследования являлась коммерческая организация, а его предметом - коммуникативная детерминация властных отношений в ней.
Цель исследования - средствами теоретического анализа и экспериментального исследования выявить влияние коммуникативных связей на характер властных отношений в коммерческой организации.
Задачи исследования:
1. Обобщить имеющиеся представления о содержании и основных особенностях коммуникативных процессов в организации.
2. Описать сущность и специфику проявления феномена власти в организации.
3. Осмыслить взаимосвязь процессов коммуникации и изменения властных отношений в организации.
4. Разработать программу и технологии комплексного изучения и интер- > претации влияния коммуникативных связей на характер властных отношений в коммерческой организации.
5. Осуществить на практике и проверить экспериментальным путем действенность исследования коммуникативной детерминации властных отношений в коммерческой организации.
6. Разработать модель влияния структуры и содержания коммуникативных связей на перераспределение ресурсов власти в коммерческой организации.
Гипотеза исследования представляла собой обоснование положений и том, что:
- независимо от общих характеристик коммерческих организаций (их ' размеров, длительности существования и сферы деятельности) существует определенное и закономерное влияние структуры и содержания коммуникативных связей на изменение властных отношений в ней;
- локализация или перераспределение ресурсов власти в коммерческой организации происходят после определенного воздействия руководителей на каналы коммуникации и коммуникативные сети, изменения их структуры и характера функционирования.
Методологической основой исследования выступали общенаучные принципы познания общественных и властных отношений, положения о диалектической сущности и социальной обусловленности психики людей и их деяг тельности, методологические принципы общей и социальной психологии.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по:
- кардинальным проблемам познания человека и групп людей (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Деркач А.А., Лабунская В.А., Лазурский А.Ф., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Петровский А.В., и др.);
- теории межличностного и внутригруппового взаимодействия (Душков Б.А., Кричевский Р.Л., Крысько В.Г., Петровский А В., Обозов Н.Н., Свенцицкий А.Л., Чернышев А.С. и др.);
- зарубежным и отечественным концептульным вопросам руководства, управления и властных отношений в организации (Беннис У., Воронин В.Н., Гоффман Э., Келли Г., Князев В.Н., Кун М., Тышковский А.В., Шепард Г., Филиппов А.В., Уолтерс Р.)
Методической основой исследования стали:
- теоретико-познавательные методы: анализ научной литературы и синтез всех имеющихся знаний по изучаемой проблеме, категоризация содержания обобщенных и осмысленных материалов, парадигматическое противопоставление имеющихся точек зрения, классификация и схематизация полученных результатов, метод анализа смысловых конструктов;
- эмпирические методы: лонгитюдное исследование, формализированное интервью, анкетирование, экспертная оценка;
- конструктивные методы: проблемно-аналитическая деловая игра, причинно-следственный анализ рассматриваемых проблем, построение дерева целей в интересах осмысления различных моделей коммуникативных сетей и властных отношений и построения итоговой концепции, процессуальное и функциональное проектирование.
Математическая обработка эмпирических данных проводилась на основе статистических процедур, традиционных для психологических исследований.
Экспериментальное исследование проводилось в трех коммерческих организациях: компаниях "Вест-М" (287 сотрудников в 1999 г., 192 сотрудника в 2002 г.) и "ТК Альмира" (около 500 сотрудников); малом частном предприятии "Рутнес" (94 человека).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят
в том, что:
- обобщены и представлены в систематизированном виде психологические представления о содержании и основных особенностях коммуникативных процессов в организации;
- впервые сущность и специфика проявления феномена власти в ком- ' мерческой организации описана в его зависимости от коммуникативных процессов;
- проведено исследование коммуникативной детерминации властных отношений в трех коммерческих организациях в новых условиях производственных отношений в нашей стране;
- разработана концептуальная модель исследования и интерпретации влияния структуры коммуникативных сетей на распределение властных полномочий в коммерческой организации;
- разработаны авторские программа и технологии комплексного изучения и интерпретации влияния коммуникативных процессов на характер властных отношений в коммерческой организации.
Надежность и достоверность результатов обеспечивались: исходными методологическими позициями автора; соотнесением общих теоретических положений с полученными в диссертации результатами; использованием апробированных в психологической науке методов исследования; применением совокупности надежных методик психологического анализа, адекватных его цели и задачам; сравнением результатов диссертации с моделируемыми ситуациями; сопоставлением их с выводами других исследований.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют эффективно решить проблему выявления, описания и интерпретации влияния коммуникативных процессов на систему властных отношений в организации, которая в реальной жизни отличается сложностью строения и многовариантностью функционирования, крайней ограниченностью доступа в круг ее участников.
Кроме того, предложенный автором исследовательский подход открывает новые возможности для повышения эффективности управления за счет сначала выявления, а затем и последующего учета специфики взаимосвязи коммуникативных и властных отношений в организации.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации, связанные с:
• обобщением современных взглядов на содержание и основные особенности коммуникативных процессов в организации;
• описанием сущности и специфики проявления феномена власти в организации;
• осмыслением взаимосвязи процессов коммуникации и изменения властных отношений в организации;
• разработкой программы и технологии комплексного изучения и интерпретации влияния коммуникативных процессов на характер властных отношений в организации;
• осуществлением на практике и проверкой экспериментальным путем действенности исследования коммуникативной детерминации властных отношений в организации; /
• построением модели влияния структуры коммуникационных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практическую деятельность компаний "Вест-М" и "ТК Альмира", малого частного предприятия "Рутнес". Кроме того, они обсуждались на конференции "Социальные проекты в бизнесе: развитие отношений в обществе" (Самара, 2003), на заседаниях кафедры связей с общественностью Государственного университета управления, кафедры психологии Института государственного администрирования.
Структура и объем диссертации. Диссертация включает 148 страниц машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Она содержит 20 рисунков, 4 схемы, 8 таблиц и 4 диаграммы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении диссертации обосновываются актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования, раскрываются его новизна и положения, выносимые на защиту.
Первая
глава "Методологические и теоретические проблемы осмысления сущности коммуникативных процессов и властных отношений в организации"
посвящена социально-психологическому анализу коммуникативных процессов и осмыслению характера власти в организациях.
Все они, независимо от их предназначения, осуществляют свою деятельность и свои функции в условиях конкретного разделения труда и строятся на определенной иерархии. Каждая из них стремится к формированию и поддери жанию таких условий, в которых работающие в ней люди могут всегда достичь заранее намеченных целей, включены в продуктивно функционирующую системы коммуникативных связей и властных отношений, влияющую на эффективность их деятельности.
Исследования коммуникативных процессов, происходящих в обществе и различных его организациях, их социально-психологический анализ, представлены в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (Борез В.Ю., Гайда А.В, Вершинин С.Е., Коваленко А.В; Роджерс Б., Шерковин Ю.А., Шульц В. Л. и др.) достаточно слабо. Кроме того, влияние на них властных отношений практически не изучалось. /
С другой стороны, проблема власти и властных отношений исследовалась на Западе и у нас в стране в основном политологами, социологами и историками и затрагивала, главным образом, сферу функционирования больших социальных общностей, таких, например, как государство (Алексухин Н.С., П. Блау, М. Вебер, Р. Даль, Д. Истон, М. Крозье, Г. Лассуэл, Р. Мартин, Т. Парсонс, Б. Рассел, Шейнов В.П. и др.). Влияние же коммуникативных процессов на распределение власти в малых группах длительное время оставалось вне поля зрения ученых.
Вместе с тем осуществленный в диссертации анализ имеющейся отечественной и зарубежной литературы, позволил выявить следующее. Во-первых, большая часть российских исследований (примерно до середины 90-х годов) по причине существовавшей у нас в стране "объективной" однонаправленности социалистических организаций объясняла зависимость властных отношений в них эффективностью трудовой деятельности и, как следствие этого, реальным вкладом каждого индивида в результаты этой деятельность. Современные (после 1995 г.) работы, посвященные роли власти в организациях являются достаточно субъективными, так как изучают только их конкретные виды.
Во-вторых, разработки зарубежных ученых, анализировавших проблему власти, во многом противоречат друг другу. Их создатели часто стоят на принципиально противоположных позициях относительно природы власти и ее проявлений в различных социальных общностях. Кроме того, их концепции оказываются актуальными только для развитых западных стран. Более того, изучение власти как специфического типа социально-психологических отношений, являющегося неотъемлемой частью любого вида человеческой деятельности, практически не нашло отражения и работах зарубежных ученых.
В-третьих, можно сказать, что проблема влияния коммуникативных процессов (каналов коммуникации) на перераспределение ресурсов власти в организации относится к малоисследованной области социально-психологического знания, что ставит перед исследователем достаточно трудные проблемы.
Коммуникация - это: а) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от одного человеку к другому; б) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается. Большинство исследователей выделяют в процессе коммуникации четыре базовых составляющих элемента:
источник, сообщение, канал и получателя информации. Некоторые ученые считают, что в его состав необходимо включать и другие составляющие - шумы (барьеры), посредника, обратную связь и результат. В коммуникативном процессе все элементы важны. В конкретной ситуации каждый из них играет более или менее значимую роль. И все их нужно тщательно изучать и принимать во внимание. Особенно это важно в сфере управления организациями, так как грамотный учет их функционирования может дать хороший результат в повышении эффективности деятельности этих организаций.
Обычно выделяют следующие общие функции процесса коммуникации:
1) изменение установок; 2) информационную (как при передаче информации, Так и при ее получении можно говорить о процессе обмена определенным объемом знаний); 3) регулятивную (при передаче даже, например, короткого указания происходит регулирование поведения, доведение этого поведения до желаемых стандартов); 4) эмоциональную (в любом случае, когда передается информация, индивид или группа людей испытывают какие-либо чувства и переживания).
В процессе осуществления коммуникации формируются ее различные сети. С одной стороны, они могут быть открытыми и закрытыми, личностными и групповыми. С другой - они принимают разнообразные формы: " Цепь", "Сито", "Круг", "Штурвал", "Паутина", содержание и особенности функционирования которых зависят от иерархии и характера отношений входящих в них людей.
Совершенно очевидно, что коммуникативные процессы в организации влияют на характер власти в ней. Под властью обычно понимается способность и возможность личности или группы (класса, нации, партии, государства и т.д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей. Власть можно охарактеризовать с помощью: а) объема, подразумевающего осмысление величины количества, сосредоточенной в чьих-либо руках власти; б) веса, то есть степени участия конкретного руководителя в процессе принятия решений; в) широты, описывающая число различных сфер, в которых решения власти будут влиятельны; г) максимума, говорящего о концентрации наибольших прав в одних руках; д) минимума, подразумевающего самый низкий порог обладания властью на данной группе; е) цены, обозначающей плату за власть, которую в виде своего образа жизни - обеспеченного или необеспеченного - вносит группа, где эта власть реализуется.
Кроме того, осуществлять анализ воздействие власти на поведение членов группы можно с трех позиций: 1) силы, когда имеет место применение или угроза применения физического принуждения или контроля с удовлетворением потребностей; а) авторитета, когда создаются такие условия, при которых без силы и без угроз исполнитель подчиняется властным воздействиям (главное условие при этом - обязательное наличие согласия остальных членов группы, когда все постановления авторитета, даже нелепые, будут считаться законными и приниматься;
власть авторитета является одним из важнейших каналов управленческой деятельности; информация о такой власти способна давать дальнейшее приращение известности уже существующему авторитету); 3) влияния, когда речь идет о воздействии на других людей с помощью престижа, уважения, сторонних связей.
Как показало проведенное исследование, именно изменения всех вышеперечисленных характеристик дают возможность судить о специфике самих властных отношений и перераспределении их ресурсов.
Если говорить о власти (как формальной, так и неформальной) применительно к организациям, то на первый план выходит такая ее отличительная черта, как иерархичность. В любой организации всегда присутствует такое положение вещей, при котором сознательно обеспечивается право одного работника принимать решения в отношении другого. И в любом случае находящиеся выше по положению люди отдают приказания стоящим ниже их, а не наоборот. Именно иерархия придает централизованное направление потокам коммуникации и отношениям власти, что приводит к возникновению неравенства.
Кроме того, для определения эффективности функционирования организации в целом необходимо строить правильный прогноз относительно возможностей распределения ресурсов власти, знание которых дает возможность правильно оценивать сначала формальные, а потом и неформальные отношения в ней. В свою очередь структура последних определяет и конфигурацию властных отношений в организации.
Существует некоторое сходство в управлении властными отношениями и коммуникативными процессами в организации, хотя эти феномены имеют различное происхождение и содержание. Первые можно формализовать и, что главное, при помощи указов, а также строго определенной иерархии, четко контролировать. Что касается вторых, то, конечно, можно создавать формальные каналы передачи информации, и даже нужно это делать, но без определенного неформального подкрепления они оказываются неэффективными. Изначально властные отношения в организации носят характер подчинения, некоторого запрещения, а отношения обмена информацией, исключая, например, обладание и передачу коммерческой тайны, являются более демократичными.
Во второй главе "Экспериментальное исследование влияния коммуникативных связей на властные отношения в коммерческой организации"
разрабатывались концептуальная модель и программа комплексного исследования проблемы, создавались и апробировались технологии его осуществления в трех организациях, обобщались и представлялись в систематизированном виде результаты изучения заявленных в теме диссертации феноменов. Цель проводимого исследования состояла в том, чтобы подтвердить выдвинутые теоретические положения и выявить основные тенденции во влиянии коммуникативных сетей на перераспределение власти в организации.
Исследование включало в себя пять этапов. На первом из них изучались социально-психологические характеристики гостиничного комплекса и компании "Рутнес", выявлялись общие и отличительные особенности их структуры. Для этого были построены схемы распределения ресурсов власти в обеих организациях, осмысление которых давало возможность определить, есть ли схожие черты в структурах организаций, претерпевших изменения. Если они есть, то какова их природа. В случае если последняя оказывалась тождественной, то это давало право на дальнейшее исследование.
На втором этапе осуществлялся сравнительный анализ коммуникативных процессов в этих организациях, в ходе которого выявлялась социально-психологическая специфика неформальных каналов коммуникации в изучаемых организациях и их влияние на распределение организационных ресурсов власти (определялись общие черты неформальных сетей коммуникаций в обеих организациях, осмысливались изменения, происходящие в коммуникативных
сетях и на различных их стадиях существования; с помощью экспертного опроса устанавливались, как на этих стадиях при изменении элементов процесса циркуляции информации трансформировались имманентные характеристики власти).
Все это в окончательном итоге дало возможность, с одной стороны, зафиксировать изменения ресурсов власти через трансформацию ее основных характеристик: объема, веса, широты, максимума и минимума, а с другой -позволило сделать вывод о наличии (или при определенных результатах отсутствии) устойчивой зависимости между изменениями основных элементов коммуникативного процесса и перераспределением ресурсов власти в исследуемых организациях
.
Для подтверждения предположения о наличии закономерной зависимости между изменениями основных элементов коммуникативного процесса и перераспределением ресурсов власти в обеих организациях, на третьем этапе проводилось лонгитюдное исследование, имевшее целью выяснение возможности повторного перераспределения ресурсов власти в них.
Оно осуществлялось сначала в 1999 г. а потом в 2002 г. на одних и тех же объектах. Его первой частью было выявление изменений, произошедших в организационной структуре, а также роли в этом процессе сложившейся коммуникативной системы, а второй - изучение их динамики во времени. В обеих
случаях проводились также проблемно-аналитическая деловая игра. Полученные результаты показали присутствие в обеих организациях схожих тенденций, свидетельствующих о том, что могут возникать конкретные проблемы/, связанные с коммуникативными процессами и организационными структурами
, во-вторых, при определенном воздействии на каналы коммуникации происходит перераспределение ресурсов власти в организации независимо (или зависимо) от временных характеристик.
В информационный процесс передачи инструкций может вмешаться любой сотрудник, старший по рангу (можно заметить из составленных схем организационных структур, что количество руководящих сотрудников велико), что лишь усложняет коммуникативный процесс.
Размыты рамки круга лиц, имеющих право отдавать распоряжения, а также контролировать их исполнение. Как следствие, у руководителя пропадает возможность получения реальной обратной связи.
Практически большинство потоков информации сосредоточено на одном человеке, который не является официальным носителем власти.
Для контроля процесса деятельности руководителю приходится контролировать даже элементарные операции, что отнюдь не означает более качественного выполнения работы, а может привести к неоправданному расширению организационной структуры.
Получается, что в организационной структуре появляются структурные единицы, дублирующие (пусть и на начальном этапе) некоторые обязанности. Со временем это может привести к возникновению авторитетного неформального лидера.
Неформальный лидер ограничивает возможность формального руководителя для принятия решений, так как он просто не владеет информацией адекватно.
На четвертом этапе исследования с помощью сравнительного анализа выяснялось, можно ли контролировать процесс перетекания властных ресурсов. происходящий при изменениях в циркуляции информации. Для этого была выбраны компании "Вест-М" и "Рутнес". В последней имели место схожие процессы в изменениях ее структуры (такое же перетекание власти после возникновения определенных неформальных отношений). В качестве основной меры по стабилизации положения в ней руководством было выбрано строгое сосредоточение информации в одних руках. Эта мера дала довольно действенные решения. Проблемно-аналитическая деловая игра, в частности, показала, что перераспределение ресурсов власти при воздействии на каналы коммуникации власти не зависит от времени и может появляться и исчезать несколько раз.
В целом оказалось, что в обеих организациях присутствует закономерные изменения объема, веса, широты, максимума и минимума власти.
Кроме того, изучение табличной зависимости позволило сделать вывод о том, что при грамотном вмешательстве руководства или консультанта в процесс перетекания ресурсов власти после изменений в коммуникативных процессах.
Экспертные группы была сформированы из сотрудников организаций (5 человек в каждой). Использование экспертного опроса преследовало и еще одну цель - подтвердить наличие зависимости между изменением направленности потоков коммуникации и характеристик властных отношений в организациях.
В этот же период также осуществлялось исследование контроля за процессом коммуникативной детерминации властных отношений в компании "ТК Альмира", показавшее, что с помощью грамотного вмешательства руководства или внешнего консультанта, можно предотвратить возможные трудности функционирования последней.
На пятом этапе подводились результаты экспериментального исследования, и составлялась модель влияния структуры коммуникационных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации.
В заключении диссертации приводятся теоретические и практические выводы, определяются направления дальнейшего изучения проблемы.
1. Социально-психологические особенности структуры, содержания и динамики протекания коммуникативных процессов в коммерческой организации определяют характер функционирования властных отношений в ней. Для эффективного исследования этого феномена необходимо проведение комплексного специального исследования. Его программа, кроме описания основных задач и гипотез, а также изучаемых организаций, должна включать обоснование выбора такой совокупности методов и процедур исследования, которые вместе с выработкой критериев и параметров оценки коммуникативной детерминации властных отношений в коммерческой организации, реализацией установленного алгоритма самой диагностической деятельности и определенных требований к надежности и валидности применяемых технологий, составляли бы в совокупности надежную концептуальную модель всего процесса изучения.
2. Власть в организации должна изучаться с точки зрения обладания ею и ее перетекания, т. е. не в статике, а в динамике. Для того, чтобы правильно описать последнюю, необходимо исследовать перераспределение ресурсов власти. Любая организация должна рассматривается как система, в которой существует определенное количество ресурсов власти, находящихся в конкретном движении и видоизменении.
3. В интересах правильной интерпретации полученных исследовательских данных целесообразнее изучать в одно и то же время принципиально разные по своим целям и задачам организации, например, сосредоточенные на работе с иностранными партнерами и, наоборот, ориентированные на отечественный бизнес.
Основным объектом исследования при этом должны быть:
а) привлечение дополнительных работников, чья деятельность пересекается и даже дублируется (например, уменьшение числа сотрудников-исполнителей или увеличение количества менеджеров, особенно тех, в чьи функции входит осуществление контроля за деятельностью других людей);
б) проблемные ситуации и даже конфликты между работниками;
г) изменение штатной структуры организации.
4. Изменения направленности потоков информации, позиций коммуникаторов и структуры (конфигурации) коммуникативных сетей коммерческой организации влияют на перераспределение ресурсов власти через трансформацию основных характеристик последней (объема, веса, широты, максимума и минимума), что позволяет говорить о наличии (или при определенных результатах отсутствии) устойчивой зависимости между изменениями основных элементов коммуникативного процесса и перераспределением ресурсов власти в коммерческой организации.
5. Существует некоторое сходство в управлении властными отношениями и коммуникативными процессами в организации, хотя эти феномены имеют различное происхождение и содержание. Первые можно формализовать и, что особенно важно, при помощи указаний и влияния, а также установленной строго определенной иерархии отношений, четко контролировать. Каналы передачи информации можно контролировать, но без определенного неформального подкрепления этот контроль оказывается неэффективным. Изначально властные отношения в организации носят характер подчинения и некоторого запрещения, а обмен информацией всегда являются более демократичным процессом.
6. Для создания и особенно поддержания благоприятной атмосфера необходимой для деятельности в коммерческой организации, следует разрабатывать социально одобряемую ее членами систему воздействия на поведение и коммуникативные отношения между ними. Гибкие и действенные способы властного воздействия позволяют создавать устойчивые отношения между людьми, налаживать в их среде взаимодействие и обмен информацией.
Направлениями дальнейшего исследования проблемы могут быть:
• выявление влияния различных конфликтов на коммуникативную детерминацию властных отношений в коммерческой организации;
• изучение воздействия культуры и политики на коммуникативные
процессы и властные отношения в коммерческой организации;
• осмысление влияния коммуникативной детерминации властных отношений на морально-психологическую атмосферу в коммерческой организации.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Социально-психологические механизмы формирования доверив к организации // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. - Выпуск 1(6). - М.: Государственный университет управления^ 2003 - 0, 8 п. л.
2. Интерпретация основных тенденций влияния структуры коммуникативных сетей на перераспределение власти в организации // Материалы региональной научной конференции. - Саратов 2003. - 0,2 п. л.
3. Делегирование полномочий в организации// Вестник университета. Серия:
Социология и управление персоналом. - Выпуск № 2 (5). - М.: Государственный университет управления, 2002. - 0,6 п. л.
4. К проблеме исследования коммуникативных процессов и властных
отношений в организации // Региональный вестник Востока. - № 2. - Усть-Каменогорск, 2001. - 0, 2 п. л.