"Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов)" |
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук |
специальность 19.00.05 - социальная психология |
Скачать (txt-файл в zip-архиве)
Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Чернышёв А.С. (1 часть)
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В период развернутого
строительства коммунизма КПСС
обращает особое внимание на то, что
по мере продвижения к коммунизму
все большее значение будут
приобретать нравственно-психологические
факторы коллективной деятельности.1
Проблемы психологии
организованности первичного
коллектива особенно актуальны в
свете решений XXV съезда КПСС,
который поставил задачу
формирования активной жизненной
позиции личности и усиления роли
человеческого фактора в повышении
эффективности деятельности
коллектива.
В новой Конституции СССР высоко
оценивается роль трудовых
коллективов в жизни общества
высокой организованности;
коллективы наделяются большими
полномочиями в обсуждении и
решении государственных дел, в
планировании социального развития
и воспитания высоких морально-психологических
качеств у советских людей.
Формирование высокоорганизованных
коллективов обеспечивает как
эффективность их деятельности по
решению задач коммунистического
строительства, так и создание
благоприятного социально-психологического
климата, способствующего наиболее
полному раскрытию индивидуально-психологических
особенностей личности, повышению
ее инициативности, готовности
принять на себя повышенную
ответственность.
В работе предлагается
принципиально новая попытка
экспериментального изучения
организационных отношений и
взаимодействия в первичном
коллективе1 с позиций системного
подхода в области организационной
психологии.
Актуальность разрабатываемой нами
проблемы состоит в том, что при
исследовании коллектива как
субъекта деятельности главное
внимание обращается не на
традиционном сопоставление
состояния отдельных явлений (лидерство,
статусная структура, внушаемость и
др.) с уровнем организованности
коллектива, а на определение
целостнойструктуры, в рамках
которой происходит взаимосвязь и
упорядоченность отдельных явлении
с помощью "системообразующего
фактора" (В. П. Кузьмин, 1974; Б. Ф.
Ломов, 1975; К. К. Платонов, 1972).
Мы стремились найти такое
соотношение основных
организационных свойств
первичного коллектива, при котором
разнообразные формы общественной
активности индивидов взаимно
усиливают и обогащают друг друга,
обеспечивая стабильность и
саморазвитие коллектива, повышая
эффективность его трудовой и
воспитательной деятельности.
В целом наше исследование
направлено на поиск и
экспериментальное обоснование
социально-психологической
структуры коллектива как субъекта
деятельности через изучение
опосредующей роли ее элементов в
организационных отношениях и
взаимодействии.
Основная линия исследования
затрагивает фундаментальную
проблему организационной
психологии, связанную с выделением
таких идеальных систем, которые.
смогут стать программой поведения
людей в организации.
Цель исследования -
проанализировать социально-психологические
аспекты организационных отношений
и взаимодействия и выяснить
сущность организованности как
наиболее общей их характеристики.
В качествепредмета исследования
взята система организационных
отношений и взаимодействия и се
влияние на уровень развития
коллектива.
Объектом исследования явились
первичные коллективы учащихся
средних школ и студенческие
учебныегруппы. Всего было изучено 40
коллективов, общее число
испытуемых составило 1200 человек.
Экспериментальные исследования
проводились с 1964 г. в полевых
лабораториях кафедры психологии
Курского госпединститута (лагерь
областногокомсомольскогоактива
старшеклассников "Комсорг",
лагерьтрудновоспитуемых
подростков "Романтик";
историко-педагогический факультет
пединститута, средняя школа № 32 г.
Курска).
В целях конкретизации исследования
социально-психологических
аспектов организованности
коллектива в диссертации
поставлены три взаимосвязанных
блока задач, включающих
теоретические, методические и
прикладные аспекты проблемы.
В этих задачах предусматривалось:
1. Дать операциональное определение
понятия "организованность
коллектива", показать его
отличие от понятий "сплоченность",
"совместимость" и "сработанность".
2. Выявить устойчивые
характеристики организованности
как критерии диагностики ее
состояния.
3. Проанализировать особенности
организованностив зависимости от
уровня развития коллектива и
направленности его деятельности.
4. Разработать методический блок (систему
методик), адекватный предмету
исследования.
5. Показать роль и возможности
применения лабораторного
эксперимента в исследовании
организационных отношений и
взаимодействия.
6. Определить конкретные пути
применениясистемного подхода при
изучении коллективов и проведении
их типологии по организованности.
7. Найти оптимальные условия
включенности личности в
организацию и определить
особенности взаимопознания людей в
условиях организационного
взаимодействия.
8. Разработать приемы повышения
организованности. В исследовании
был использован комплекс методов:
включенное наблюдение, беседа,
анкетирование, эксперимент.
Особое место отводилось
лабораторному эксперименту с
применением специально
сконструированной автором
аппаратуры -"Группового
сенсомоторного интегратора" со
"Стрессором" и"Самоорганизацией"
и "Арки".
Широко использовался естественны"
эксперимент при ведущей роли
формирующего эксперимента. В ходе
последнего совершенствовалась
организованность первичных
коллективов в условиях специально
организованной деятельности,
включающей обучение коллективов и
их руководителей нерядовым приемам
и методам организаторской работы, а
также предоставление первичным
коллективам значительных
полномочий и самостоятельности в
решении главныхзадач всей
организации.
Для количественной оценки
полученных данных применялись
различные шкалы, меры
статистического анализаи
программы многофакторного анализа
на ЭВМ.
Опираясь на идеи системного
подхода в изучении организации, мы
сформулировали основные гипотезы
исследования.
Гипотеза 1-я. В основе сложных и
многообразных отношений между
многочисленными организационными
признаками первичного коллектива
лежит более простаязависимость
между фундаментальными
организационными свойствами,
которая и является одним из
проявлений сущности
организованности.
Гипотеза 2-я. Процесс включенности
личности в организацию как в
сознании индивидов, так и с
сознании коллектива должен
опираться на определенные
ориентиры. Осознание и оценка
коллективом вклада личности в
коллектив опосредуется
организационными свойствами (факторами).
Коллектив соотносит
организационное поведение
личности последовательно со всеми
факторами н на этой основе
оценивает личность по степени ее
включенности.
сплоченность, совместимость и
сработанность, что способствует
дальнейшей разработке теории
коллектива.
В диссертации автор обосновывает и
выносит на защиту следующие
итоговые положения:
I. Для психологической
характеристики коллектива как
субъекта деятельности и воспитания
необходимо дать дефиниции его
основных особенностей, прежде
всего - организованности.
Под организованностью следует
понимать структуру основных
организационных свойств
коллектива: направленности,
самоуправляемости, лидерства,
единства действий,
стрессоустойчивости и
межгруппового единства.
На поведенческом уровне
организованность проявляется в
способности коллектива
самостоятельно создавать
организацию в ситуации
неопределенности, сочетать
разнообразие мнении и форм
инициативного поведения с
устойчивым единством действий его
участников но достижении общей
цели.
Устойчивость единства действий
определяется соответствием двух
форм групповой активности:
отношений и взаимодействия.
Направленностью на деловую
интеграцию организованность
отличается от сплоченности,
предполагающей в основном
эмоциональное единство; активной
перестройкой неупорядоченных
условий деятельности - от
сработанности, отражающей только
согласованность в работе;
эффективностью взаимодействия
индивидов - от совместимости,
отражающей максимально высокую
степень удовлетворенности
субъектов взаимодействием друг с
другом.
2. Системный подход служит наиболее
продуктивным путем доказательного
определения основных
организационных свойств
коллектива: направленности,
самоуправляемости, единства
действий, лидерства,
стрессоустойчивости,
межгруппового единства,
установления их иерархичности и
взаимосвязи.
3. Для коллектива в отличие от
группы первостепенное значение
имеет нс только сам процесс
упорядоченности активности
индивидов, сколько направленность
этого процесса на широкий спектр
социально ценных и личностно
значимые целей.
Возникнув под влиянием социально
заданных целей, организованность
становится условием их
эффективного выполнения.
Психологический аспект
организованности отражает
направленность упорядоченности
взаимодействия индивидов на
социально значимые цели.
4. Моделирование организационных
отношений и взаимодействия, их
организованности возможно с
помощью разработанных автором
приборов-моделей групповой
взаимозависимой деятельности: "Группового
сенсомоторного интегратора" (ГСИ-7)
с приставками "Стрессор" и "Самоорганизация"
и "Арки".
Приборы-модели можно применять как
для лабораторного, так и для
естественного экспериментов.
Включение приборов в качестве
отдельных звеньев естественной
деятельности и обогащение
психологического содержания
операциональных действий с нимив
определенной мере решает вопрос о
повышении их валидности и
надежности как экспериментальных
методик.
Предлагаемые приборы отличаются от
известных гомеостатов следующими
признаками:
а) возможностью в одной
экспериментальной процедуре
актуализировать отношения и
взаимодействие, их коррекцию и
вариативность;
б) возможностью как столкновения,
так и гармонизации личных и
групповых мотивов;
в) преобладанием в
экспериментальной ситуации мотива
достижения успеха в противовес
мотиву избегания неудачи;
г) повышенным коэффициентом
взаимовлияния индивидов;
д) получением подробной обратной
информации о вкладе каждого
индивида в общий результат.
5. Взаимосвязь организационных
отношений и взаимодействия носит
диалектический характер: не
обнаружено их абсолютного
соответствия в конкретных
ситуациях, отношения более
устойчивы и консервативны по
сравнению с взаимодействием.
Консерватизм отношений выполняет
как положительную (стабильность
организации, облегчение подчинения
и т. д.), так и отрицательную роль (затруднение
обучения группы передовым приемам
организации и т. д.).
6. Организационные свойства
коллектива (направленность,
самоуправляемость, единство
действий и т. д.) определяют
направление нелимитированной
активности индивидов и служат
материальной основой для
самоутверждения личности в
соответствии с ее индивидуально-психологическими
особенностями.
Данные свойства выступают в
качестве ориентиров для
взаимопонимания участников
коллектива и организационного
самоопределения личности ("ориентировки
в коллективе" по А. С. Макаренко).
7. Вопреки сложившимся
представлениям о парциальном
лидерстве, установлено, что лидеры
стремятся к активному влиянию на
все сферы жизнедеятельности
коллектива, несмотря на реальные
организаторские возможностив
отдельных видах деятельности.
Позиция "расширенного лидерства"
активно навязывается коллективу,
вследствие чегов нем складывается
установки на
расширенныепритязания лидеров.
Противоречие между "расширенными"
притязаниями и вокальными
заслугами лидеров снимается такими
их личностными качествами, как
коллективистический характер
мотивации и совершенство
нравственной сферы.
8. Осознание и оценка коллективом
включенности личности в
организацию опосредуются
основными организационными
свойствами. Коллектив соотносит
организационную активность
индивидов с каждым организационным
свойством и на основе этого
сепарируег личностипо степени их
включенности в организацию.
9. Типологию коллективов по
организованности и можно проводить
по двум основаниям:
а) на основе организационного
взаимодействия как внешне
выраженных актах поведения (методом
экспертной оценки);
б) на основе организационных
отношении как скрытых, латентных
признаков (методом многофакторного
анализа).
10. В условиях практической
педагогической работы по
формированию организованности
коллективов наиболее эффективными
оказались следующие предложенные
нами направления:
а) развитие всей системы
организационных свойств
коллектива (направленности,
самоуправляемостн, единства
действий, лидерства,
стрессоустойчнвостн,
межгруппового единства) вопреки
сложившемуся мнению о важности
только двух первых свойств;
б) обеспечение оптимальной
включенности индивидовв
организацию через проявление
нелимитироваиной активности
личности в рамках одного-двух
свойств;
в) соотнесение делегирования
ответственностис лидерскими
возможностями индивидов
относительно соответствующих
организационных свойств;
г) использование социально-психологических
тренажеров (в частности,
разработанных автором приборов)
при обучении групп правилам
организаторской работы.
Научная новизна предлагаемой
теоретической и экспериментальной
работы состоит в том, что в ней
впервые:
1. Дано определение
организованности коллектива,
операционально позволяющее
уточнить специфические
особенности таких родственных
понятий, как организованность,
2. На основе многофакторного
анализа предлагается один из
доказательных подходов
определения основных
организационных свойств
коллектива, установления их
взаимозависимости, удельного веса
и значимости каждого свойства в
общей структуре.
- 3. С позиций системного подхода
сформулирована концепция
организованности как социально-психологической
структуры основных
организационных свойств
коллектива.
4. Предложен комплекс приборных
лабораторных методик для изучения
двух форм организационной
активности (отношении и
взаимодействия) в одной
экспериментальной процедуре с
объективной оценкой их состояния.
Практически апробированы и
теоретическиобоснованы способы
повышения валидности
лабораторного эксперимента, что
имеет существенное значение для
решения проблемы о возможностях и
ограничениях лабораторного
эксперимента в исследовании
коллектива.
5. Благодаря использованию приборов-моделей
групповой деятельности впервые
экспериментально установлен
характер взаимосвязи отношений и
взаимодействия; изучен спонтанный
процесс выдвижения лидеров;
установлено существование личного
и группового вариантов
представлений о субординационной
зависимости; определено
соотношение форм организации и
уровня организованности.
6. Впервые в нашей стране для
обучения первичных коллективов и
их руководителей основам
организаторской работы были
применены в качествесоциально-психологических
тренажеров приборы-модели
групповой деятельности ("Групповой
сенсомоторный интегратор", "Арка"
и др.).
7. Предложены критерии и приемы
диагностики состояния
организованности первичных
коллективов.
Дана типология первичных
коллективов по организованности в
соответствии с двумя основаниями:
отношениями и взаимодействием.
8. В качестве ориентиров для
организационного самоопределения
и взаимопознания индивидов
определены основные
организационные свойства
коллектива.
Конкретизированы на социально-психологическом
уровне теоретические положения А. С.
Макаренко - о процессе ориентировки-личности
как необходимом условии
организованности и А. А. Бодалева - о
связи взаимопонимания и
взаимодействия.
9. Разработаны социально-психологические
приемы повышения организованности
коллектива, прошедшие практическую
проверку в полевых лабораториях
кафедры психологии Курского
госпединститута.
Теоретическое значение
диссертации заключается в
разработке актуальных и мало
исследованных проблем структуры
организованности (ее элементов, их
взаимосвязи, значимости в общей
структуре);
определениипсихологических
ориентиров организационного
самоопределения личности нее
включенности в коллектив;
критериев организованности и
типологии коллективов по уровню их
организованности.
Исследуются также проблемы связи
организованности и уровня развития
коллектива, соотношения формы
организации и ее организованности.
Специально изучается
моделирование групповой
деятельности, возможности и
ограничения лабораторного
эксперимент в исследовании
коллектива и т.д.
С позиции марксистско-ленинской
методологии дается критика
идеалистических и бихевиористски
ориентированных
интеракционистских подходов к
исследованию взаимодействия в
группах.
Кроме того, отдельные
теоретические положения работы
связаны с продолжением идеи А. С.
Макаренко и также имеют
определенное значение для общей
теории коллектива.
Выявленные в ходе исследования
социально-психологическая
структура организованности
первичного коллектива - ч
специфические функции ее элементов,
которые опосредуют отношения и
взаимодействие, а также служат
ориентирами для организационного
самоопределения и самоутверждения
личности, имеют не только
теоретическое, но и практическое
значение
Так, в условиях все возрастающей
социальной роли первичных
коллективов очень важно иметь
научно обоснованную психолого-педагогическую
ориентацию на формирование такого
комплекса свойств коллектива, при
котором он фактически становится
субъектом деятельности.
В практике непосредственной
педагогической работы но
воспитанию коллективов, особенно
молодежных, важно знать этапы роста
коллектива для того, чтобы
управлять этим процессом. Здесь
особую значимость приобретают
выделенные нами критерии и
методические приемы типологии
коллективов по их организованности.
Формирование активной жизненной
позиции личности предполагает ее
оптимальную включенность в
коллективи исполнение лидерских
функции.
Наши данные о механизмах
включенности индивида в коллектив,
о путях взаимодействия лидера и
коллектива помогут педагогам-практикам
избежать нежелательных
конфликтных ситуаций в коллективе.
Результаты диссертационного
исследования внедрены в практику.
Один из сконструированных автором
приборов - "Групповой
сенсомоторный интегратор, модель 7 (ГСИ-7)",
описание которого дано в журнале
"Вопросы психологии", № 1, 1969 г.,
вошел в учебник "Общая
психология" (под ред. А. В.
Петровского) как лабораторная
методика изучения коллектива.
ГСИ с дополнительными приборами-приставками,
сконструированными также под
руководством и с участием автора
("Стрессор", "Самоорганизация")
в течение ряда лет применяется в
ряде психологических лабораторий
страны (Пермский, Дрогобычский,
Костромской и др. пединституты,
Черновицкий университет, Академия
МВД и др.) и за рубежом. С 1973 по 1980 г.
получено много заявок на ГСИ-7и
другие приборы из лабораторий
инженерной психологии и психологии
труда гг. Симферополя. Николаева,
Харькова, Каунаса и т. д. Многие
положения работы были внедрены
непосредственно при подготовке
комсомольских организаторов школ
Курской области в полевой
лаборатории кафедры психологии
Курского пединститута ("Комсорг"),
где за 15 лет подготовлено с
участием и под руководством автора
свыше 6 тысяч комсоргов,
Некоторые материалы исследования,
в частности, приемы использования
приборов-моделей как тренажеров
при обучении руководителей и групп
правилам организаторской работы
вошли в спецкурс "Психология
организаторской деятельности"
для пединститутов.
Основные положения диссертации в
качестведокладов включались в
научную программу заседаний II
Международного коллоквиума по
социальной психологии (Тбилиси, 1970);
III, IV и V съездов психологов СССР,
ряда Всесоюзныхи республиканских
конференций и симпозиумов (Курск,
1968; Краснодар, 1975, 1979; Минск. 1978, 1979;
Сумы, 1978; Ленинград, 1973; Кострома, 1978;
Таллинн, 1979).
Кроме того, результаты обсуждались
на методологическом семинаре
Института психологии АН СССР по
проблемам социальной психологии (рук.
Е. В. Шорохова, 1980) на заседании
координационного Совета
Президиума АПН СССР (рук. А.Г.
Хрипкова, 1980).
По теме диссертации опубликовано
свыше40 печатных трудов общим
объемом более 38 п. л. в
международной, всесоюзной и
республиканской печати.
Цель исследования и поставленные
задачи обусловили структуру
диссертации, которая состоит из
введения, шести глав, заключения,
списка литературы, содержащей 285
названий, изних 57 - на иностранных
языках и приложения. Она включает 335
страниц машинописного текста, 14
таблиц и 38 рисунков.
Оглавление