ДИКАЯ ЛАРИСА ГРИГОРЬЕВНА

"ПСИХОЛОГИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА
 В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук
специальность 19.00.03 - психология труда; инженерная психология, 
эргономика (по психологическим наукам)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Первая глава  Ответственный редактор научных трудов
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Вторая и третья главы  Статьи в научных журналах
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Четвертая глава  Краткие статьи и тезисы докладов
Апробация исследования Пятая глава  
Положения, выносимые на защиту Выводы  

поиск книги

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Дикая Л.Г.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Предлагаемая диссертационная работа является теоретико-экспериментальным исследованием системно-структурной организации психической саморегуляции функционального состояния человека в экстремальных условиях сложной операторской деятельности. Данное исследование является развитием и обобщением отечественных и зарубежных методологических подходов к анализу взаимодействия психологических структур профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции функциональных состояний человека.

Актуальность проблемы. Исследования соотношения регуляторных систем в триаде "деятельность - состояние - личность" принадлежат к числу наиболее актуальных и перспективных направлений современной психологии труда и инженерной психологии. Потребности человеческой практики, задачи повышения надежности и продуктивности деятельности человека в сфере трудовой деятельности, особенно в связи с развитием потенциально опасных технологий, усложнением профессиональной деятельности в экстремальных условиях и ростом стрессогенных воздействий, когда психические состояния субъекта труда выступают в качестве важнейшего условия эффективности его деятельности, требуют активной разработки данной проблемы.
Важность психологического подхода к решению этой проблемы определяется также тем, что для многих профессий в настоящее время ограничены возможности технического и эргономического повышения функционального комфорта и оптимизации условий деятельности. Поэтому основные резервы повышения эффективности и надежности деятельности лежат на пути разработки научно-обоснованных психологических методов оптимизации функционального состояния (ФС) субъекта труда, которые в существенной мере определяют его работоспособность и надежность (В.А. Бодров, Ф.Д. Горбов, В.П. Зинченко, Л.А. Китаев-Смык, Н.Д. Завалова, Г.М. Зараковский, В.И. Лебедев, А.Б. Леонова, Б.Ф. Ломов, В.И. Медведев, Ю.К. Стрелков, В. Л. Марищук, М.И. Марьин, К.К. Платонов, Л.Д. Чайнова и др.). Возможности оптимизации функциональных состояний за счет внешних методов управления и регуляции достаточно изучены, классифицированы и широко используются в разных областях практической психологии (В.Г. Асеев, Л.П. Гримак, О.В. Дашкевич, Е.П. Ильин, В.И. Медведев, В.И. Мясников, О. Miksik, Г.С. Никифоров, А.О. Прохоров и др.). Но условия деятельности не всегда позволяют их применение, и тогда ведущая роль в преодолении стресса и оптимизации неблагоприятных ФС начинает принадлежать психической саморегуляции (ПСР), в процессе которой раскрываются внутренние психофизиологические и личностные ресурсы человека, дающие ему относительную свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность самоактуализации. В напряженных и трудных условиях деятельности человек может управлять своим состоянием, используя различные способы самовоздействия и саморегуляции. Поэтому ПСР становится средством управления ФС, а владение средствами ПСР определяют степень профессионализации и профпригодности субъекта (В.А. Бодров, Г.М. Зараковский, В.А, Пономаренко, Н.Д. Завалова, М.А. Котик, Г.С. Никифоров, М.М. Решетников, В.Л. Марищук, Л.Д. Чайнова, Ю.К. Стрелков, А.Б. Леонова и др.)
Отмечая существенность вклада, который внесли эти исследования в разработку психологической теории саморегуляции, нельзя не отметить их направленность на решение частных вопросов: разработку психофизиологических методов саморегуляции состояния человека, применение психотехнических методик для коррекции, компенсации или лечения последствий экстремальных воздействий, эмоциональной регуляции состояний в учебной, спортивной и отдельных простейших видов профессиональной деятельности (преимущественно в нормальных условиях). Данные исследования также ограничены доминированием анализа ПСР ФС без рассмотрения взаимосвязи психологической структуры саморегуляции ФС с деятельностью и личностью субъекта.
Острота проблемы саморегуляции ФС в экстремальных условиях выполнения сложных видов профессиональной деятельности операторов по управлению современными потенциально опасными технологиями связана с тем, что развивающиеся в этих условиях трудные для субъекта психофизиологические и психические состояния могут приводить к деструкции функциональных состояний, дезорганизации профессиональной деятельности, вплоть до отказа от нее), потере здоровья, разрушению личности, депрофессионализации. Поэтому проблема разработки психологической теории саморегуляции состояния как целостной системы взаимодействия сложной профессиональной деятельности в экстремальных условиях, личности и ее психологических механизмов регуляции становится все более актуальной, как в теоретическом аспекте, так и для разработки научно обоснованных рекомендаций по прогнозированию и управлению активностью субъекта деятельности.
Перспективным для решения данной актуальной проблемы является объединение представлений системного и субъектно-деятельностного подходов, что позволит подойти к анализу ееструктуры с позиций системогенеза психической деятельности (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) и рассмотреть взаимовлияние произвольной саморегуляции и профессиональной деятельности и ФС субъекта на основе принципов межсистемного анализа. Разработке этих вопросов в контексте системного изучения психической саморегуляции состояния человека и посвящено данное диссертационное исследование.
Теоретические основания исследования. В общетеоретическом плане в качестве методологических оснований исследования являлись принципы единства и взаимозависимости человека и общества, социальной детерминации личности (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский), принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская), концепция системогенеза деятельности (В.Д. Шадриков), системный и полисистемный подходы ( В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Завалишина, В.А. Барабанщиков).
Теоретическим фундаментом анализа психологических проблем стала совокупность методологических подходов и концепций многоуровневого представления психических процессов и функций, психической деятельности и саморегуляции разных типов активности человека (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, К.А. Абульханова, Л.И. Анциферова, Н.А. Бернштейн, Е.А. Климов, Д. Ковач, О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В. Л. Марищук, В.С. Мерлин, Г.С. Никифоров, А.В. Петровский, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, Л.П. Гримак, А.А. Реан и др.).
Разработка методических средств структурного и содержательного анализа регуляторных систем деятельности и ФС базировалась на понятийном аппарате психологических исследований саморегуляции произвольной активности, личностных аспектов и индивидуального стиля саморегуляции (П.Я. Гуревич, Г.М. Зараховский, Б.В. Зейгарник, В.С. Мерлин, Е.А. Климов, О.А. Конопкин, А.Б. Леонова, В.И. Моросанова, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Т.Ф. Базылевич, X. Уиткин и др.), регуляции и саморегуляции ФС в трудовой, учебной и спортивной деятельности ( Л.П. Гримак, В. К. Калин, А.С Кузнецова, В.Л. Марищук, В.И. Медведев, К.К. Платонов, М.Ф. Фролов, М. Arnold, Р. Lasarus, G. Mandler, J. Reykowski и др.)

Объект исследования: функциональные состояния человека в сложных видах операторской деятельности в процессе адаптации к особым и экстремальным условиям.
Предмет исследования: психологические закономерности формирования и проявления психической саморегуляции функционального состояния субъекта деятельности, особенности системно-структурной организации психической саморегуляции функционального состояния человека в экстремальных условиях и взаимодействия психологических структур профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции функциональных состояний человека.

Гипотеза исследования. Психическая саморегуляция функционального состояния человека в сложной профессиональной деятельности в экстремальных условиях представляет собой отдельный вид произвольной активности субъекта, которую необходимо рассматривать как самостоятельный вид деятельности по саморегуляции ФС. Психологическая система этой деятельности характеризуется специфичностью ее предмета (собственное состояние субъекта), целей (сохранение наличного состояния или преобразование его в потребное) и психофизиологическим содержанием средств саморегуляции (переживания, психические образы, самовнушение, мышечные и дыхательные самовоздействия, волевые усилия и эмоциональные средства саморегуляции и др.). Процесс формирования данной деятельности детерминируется взаимодействием личностных аспектов и компонентов профессиональной деятельности на мотивационно-волевом, когнитивном и операциональном уровнях.
В процессе адаптации к экстремальным условиям саморегуляции ФС происходит становление ее психологической системы как деятельности, которая вступает в сложные межсистемные взаимодействия с профессиональной деятельностью, которые определяют стратегию и тактику адаптации. Психическая саморегуляция ФС, взаимодействуя также с личностными и индивидуально- психологическими детерминантами, оказывает влияние на формирование новых адаптивных личностных свойств субъекта, определяющих надежность, работоспособность, эффективность профессиональной деятельности и устойчивость человека к воздействию экстремальных факторов.
Цель исследования состояла в комплексном изучении процессов саморегуляции функционального состояния в контексте общей теории адаптации человека к экстремальным и особым условиям деятельности, в разработке системно-деятельностной концепции психической саморегуляции ФС субъекта деятельности, определении детерминант и форм взаимодействия деятельности по саморегуляции ФС с психологической системой профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать методологические подходы и теоретические концепции в исследованиях проблем психической саморегуляции функционального состояния субъекта труда, выявить специфические особенности процессов саморегуляции состояния как объекта психической активности, сформулировать основные проблемы и направления их дальнейшей разработки.
2. Обосновать возможность более широкого понимания произвольной психической саморегуляции как системы и как произвольной активности; сформулировать на основе этих представлений концепцию психической саморегуляции состояния как определенного вида психической деятельности; определить формы ее взаимодействия с профессиональной деятельностью и личностными аспектами в процессе адаптации к экстремальным условиям.
3. Обосновать и разработать принципы, методы и методики комплексного экспериментального изучения психической саморегуляции функционального состояния субъекта в моделируемых экстремальных условиях деятельности.
4. Экспериментально исследовать возможности и ограничения различных форм и средств психической саморегуляции функционального состояния оператора, систематизировать факторы, влияющие на структуру, динамику и успешность психической саморегуляции на разных этапах адаптации к этим условиям.
5. Определить и проанализировать этапы становления произвольной психической саморегуляции состояния как специфической деятельности в процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности; выявить факторы, обусловливающие эффективность и трудности межсистемного взаимодействия психологических систем профессиональной деятельности и произвольной саморегуляции состояния.
6. Экспериментально исследовать детерминанты, определяющие типологию и структуру индивидуальных стилей саморегуляции психического состояния; изучить закономерности формирования личностных новообразований в процессе адаптации в результате взаимовлияния динамических черт личности, психических состояний и особенностей их саморегуляции.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов настоящего исследования состоит в создании теоретико-экспериментальных основ методологического анализа психической саморегуляции ФС субъекта в сложной профессиональной деятельности в экстремальных условиях, что позволяет по новому подойти к решению психологических проблем адаптации человека к условиям профессиональной деятельности, повышения ее надежности, работоспособности и эффективности, а также устойчивости человека к воздействию экстремальных факторов.
В данной работе предложено (отличное от традиционных решений отдельных проблем активности по саморегуляции ФС, ее частных проявлений в профессиональной деятельности) целостное решение проблемы психической саморегуляции ФС как системного свойства и как самостоятельного вида деятельности субъекта, имеющего все составляющие психологической системы деятельности. В работе выявлены особенности и закономерности процесса становления этого вида деятельности в процессе адаптации к экстремальным условиям и ее межсистемного взаимодействия с профессиональной деятельностью.
В настоящем исследовании получен ряд новых научных результатов, основными из которых являются:
Выделена малоисследованная проблемная область в психологии труда, инженерной психологии и эргономике - изучение межсистемного взаимодействия психической саморегуляции ФС субъекта и профессиональной деятельности в экстремальных условиях, особенностей активности субъекта по саморегуляции ФС с личностными и индивидуально-психологическими детерминантами, а также специфики ее проявления в процессе адаптации к экстремальным факторам.
Выявлены специфические этапы во взаимодействии психологических систем двух видов деятельности - по саморегуляции состояния и профессиональной деятельности, которые отражают степень осознанности целей и мотивов каждой из них. Показано, что цели и мотивы деятельности по саморегуляции ФС могут либо способствовать выполнению профессиональной деятельности, либо не совпадать и вступать в противоречие. Установлена ведущая роль мотивационно-волевых детерминант в стратегии адаптации в целом и в ориентации активности субъекта на деятельность или состояние в частности. Выявлены роль и значение интеграции личностных, психологических и физиологических детерминант, определяющих индивидуальную динамику адаптации к экстремальным условиям.
Разработаны методы определения индивидуального стиля саморегуляции, дифференциации эмоциональной устойчивости и неустойчивости, прогнозирования успешности процесса адаптации к экстремальным условиям деятельности, раскрывающие специфику разных средств саморегуляции ФС и расширяющие возможности субъекта по управлению ФС в целях оптимизации взаимодействия регуляторных систем в триаде "личность-деятельность-состояние".
Установлены возможности и ограничения непроизвольных и произвольных методов саморегуляции в процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности, а также их обусловленность уровнем бодрствования, режимом и видом операторской деятельности и личностными особенностями. На основе анализа соотношения осознаваемых и неосознаваемых, произвольных и непроизвольных процессов в реализации средств и методов саморегуляции ФС выделены критерии их классификации и создана модель классификации способов саморегуляции ФС.
Выявлена специфика субъективного образа ФС и выделены частные (сложность, дифференцированность, целостность и мощность) и обобщенные характеристики (сформированность, развитость и адекватность) образа ФС, оказывающие регулирующее воздействие на эффективность саморегуляции состояния в процессе профессиональной деятельности.
Обосновано выделение четырех типов индивидуальных стилей саморегуляции состояния, ядро которых составляют направленность и тип вегетативной саморегуляции и уровень экстра/интроверсии; экспериментально подтверждена возможность коррекции неоптимальных стилей в результате поэтапного обучения субъекта методам саморегуляции в соответствии с особенностями его индивидуального стиля.
Дифференциация интегративных качеств личности (эмоциональной устойчивости и неустойчивости) по соотношению психодинамических чепт личности и психических состояний субъекта, формируемых в процессе саморегуляции, определила место психической саморегуляции в континууме "черта личности - состояние", что внесло вклад в развитие парадигмы взаимодействия личности и состояний.
Практическая ценность работы. Разработанные в диссертации методологические подходы к саморегуляции ФС человека в сложной профессиональной деятельности позволяют с единой теоретической позиции решать практические задачи по оптимизации функциональных состояний в деятельности специалистов операторского профиля в экстремальных условиях, для поддержания их психологической готовности, для подбора наиболее благоприятных режимов труда и отдыха, для прогнозирования работоспособности, в том числе и в вахтовых режимах работы. Они могут быть использованы при разработке рекомендаций по повышению эмоциональной устойчивости к стрессогенным воздействиям, для профессионального отбора и профессиональной подготовки к деятельности в экстремальных условиях, для коррекции и управления процессом адаптации, для снятия напряженности и последствий переживания стресса.

Результаты настоящего теоретико-экспериментального исследования прошли апробацию в нескольких научно-исследовательских работах на предприятиях космической, авиакосмической и оборонной промышленности, направленных на инженерно-психологический и эргономический анализ эффективности сложных видов операторской деятельности в экстремальных условиях и проведенных как в лабораторных, так и полунатурных условиях функционирования технических объектов (19 хоздоговорных и госбюджетных НИР, в том числе НИР "Авангард", "Ракита-АН". "Роща-АН", "Оркестр", "БТС" и др., в которых автор в течение 11 лет являлся ответственным исполнителем и научным руководителем). Апробация подтвердила продуктивность разработанных теоретических и практических подходов и методов саморегуляции операторов с целью повышения надежности, работоспособности и эффективности их деятельности, а также устойчивости к воздействию экстремальных условий.
Методы и результаты исследований использованы в практикуме по психофизиологии на факультете психологии МГУ, в учебном пособии "Практикум по психофизиологии"(МГУ, 1991), включены в "Справочник по инженерной психологии" (1991), в учебные пособия и хрестоматии для технических вузов (1999, 2000). Теоретические положения, разработанные автором, были развиты и реализованы в одиннадцати диссертационных работах аспирантов и сотрудников Института психологии РАН, выполненных под его руководством, в ряде дипломных работ выпускников РГГУ при Институте психологии и др. Теоретические и эмпирические результаты развиваются в коллективных исследованиях сотрудников лаборатории психологии труда, руководимой автором в течение последних 16 лет.
Ряд практических рекомендаций по совершенствованию методов диагностики функциональных состояний человека, оптимизации режимов работы операторов, повышению надежности и работоспособности операторов внедрены в практике и исследованиях ИМБП Минздрава СССР, Института космической и авиационной медицины, в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и др.
Теоретико-экспериментальные исследования, результаты которых отражены в диссертации, поддерживались грантами Российского Фонда Фундаментальных Исследований (93-06-10764) и Российского Гуманитарного Научного Фонда (№ 95-06-17272, № 98-06-10765, № 99-06-00252), научным руководителем которых являлся автор настоящей работы.

Основные положения, выносимые на защиту:
1. Одной из основных особенностей функционирования сложных, потенциально опасных технологий на современном этапе научно-технического прогресса является возрастающая роль неблагоприятных функциональных состояний человека в деятельности по управлению ими, требующая целостного рассмотрения проблемы саморегуляции функционального состояния во взаимодействии с личностными и деятельностными детерминантами.
Разработанная системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния отражает специфику системно-структурной организации ФС человека в экстремальных условиях сложной профессиональной деятельности и постулирует психическую саморегуляцию как системное качество субъекта деятельности и как специфическую самостоятельную деятельность, имеющую собственную структурную организацию (мотивы, цели, программы, образ и другие компоненты психологической системы).
2. Психологическая система деятельности по саморегуляции функционального состояния характеризуется специфичностью ее предмета (собственное состояние субъекта), целей (сохранение наличного состояния или преобразование его в потребное для выполнения профессиональной деятельности) и психофизиологическим содержанием средств саморегуляции (переживания, психические образы, самовнушение, мышечные и дыхательные самовоздействия, волевые усилия и эмоциональные средства саморегуляции).
Основными закономерностями становления психической саморегуляции ФС как деятельности являются смена ведущих уровней регуляции, переход от непроизвольного и неосознаваемого уровня к произвольному и осознаваемому уровню в форме целенаправленной активности, формирование собственных мотивов и целей саморегуляции, появление специфического субъективного образа ФС, усложнение используемых субъектов средств и способов саморегуляции (от непроизвольных и эмоциональных реакций до произвольных психофизиологических систем аутотренинга и волевой регуляции), установление взаимосвязей между уровнями регуляции ФС и профессиональной деятельности, усиление роли индивидуально-психологических и личностных детерминант.
3. Подход к психической саморегуляции ФС как самостоятельной деятельности позволяет рассмотреть ее взаимодействие с профессиональной деятельностью с единых методологических и теоретических позиций. Сущность и содержание этого взаимодействия определяется уровнем сформированности психологических компонентов и уровней системы деятельности по саморегуляции. Она включается на непроизвольном и неосознаваемом уровне в систему профессиональной деятельности в форме генерализованной активации как психофизиологический уровень ее обеспечения, в форме локальной активации как активационный компонент, определяющий процессуальную динамику этой деятельности. Произвольная саморегуляция по мере становления ее как самостоятельной деятельности сначала взаимодействует с профессиональной деятельностью по типу совмещенной деятельности, затем по мере осознания оператором необходимости ее выделения как самостоятельной деятельности они могут сменять друг друга в зависимости от соотношения векторов "мотив-цель" и других компонентов психологических систем.
4. Мотивационно-волевые детерминанты в усложненных и экстремальных условиях деятельности обеспечивают общую направленность и формирование стратегий адаптации. Успешность адаптации и ее динамика определяются взаимодействием мотивов "достижения успеха" или "избегания неудачи" и личностной диспозицией - ориентацией на действие или состояние. В процессе взаимодействия психологических систем профессиональной деятельности и по саморегуляции ФС доминируют два типа стратегий адаптации: деятельностно-ориентированный и эмоционально-ориентированный, которые определяют успешность профессиональной деятельности и устойчивость личности к неудачам в экстремальных условиях.
5. Типология индивидуальных стилей саморегуляции основана на объединении в определенную зависимость регуляторных механизмов психофизиологического и психодинамического уровней. Ядро "природных" устойчивых стилей составляет соотношение вегетативной регуляции и уровней вертированности. В зависимости от характера этого соотношения проявляются четыре типа индивидуальных стилей саморегуляции, различающихся степенью выраженности показателей эрго/трофотропного реагирования и экст-ра/интроверсии: гармоничный, экономный, накопительный и затратный. Эти характеристики определяют преобладание и эффективность разных форм саморегуляции - волевой, эмоциональной, произвольных и непроизвольных средств саморегуляции.
6. Взаимодействие регуляторных систем в триаде "деятельнрсть-личность-состояние" в процессе адаптации детерминируется личностной включенностью в профессиональную деятельность. В результате взаимопрониковения и взаимообусловливания динамических черт личности и состояний субъектом приобретаются новые системные качества - эмоциональная устойчивость /неустойчивость, ведущая роль в которых принадлежит саморегуляции. Формирование этих новообразований личности в большинстве случаев осуществляется через переходный этап неустойчивых и неравновесных функциональных состояний, повторение которых в процессе адаптации к воздействию экстремальных факторов приводит к их закреплению.

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях лаборатории психологии труда ИП РАН и на Итоговых научных сессиях ИП РАН. Основные результаты докладывались на всесоюзных, международных и российских съездах, конференциях, симпозиумах и семинарах. Наиболее важные из них: V, VI, VII Всесоюзные съезды психологов СССР (Москва, 1977, 1983, 1989 ); Всесоюзная конференция "Функциональный комфорт" (Ереван, 1977); XXII Международный психологический Конгресс (1981); Международная советско-американская конференция памяти акад. П.К. Анохина (Москва, 1984); Международная конференция "Психологическая устойчивость профессиональной деятельности" (Одесса, 1984); Советско-финские симпозиумы по психологии труда и инженерной психологии, по психофизиологии (Москва, 1979, 1985, 1986, 1987;
Финляндия; Хельсинки, 1981, 1987, Турку, 1984); Международные Встречи психологов Придунайских стран (Болгария, Варна, 1985; Западная Германия, Тутцинг, 1987; Словакия, Смоленице, 1989); Советско-болгарские симпозиумы "Психология и практика" (Болгария, София, 1984, Варна, 1986; Москва, 1986, 1988); Советско-Болгарский симпозиум "Психическая напряженность в трудовой деятельности" (Москва, 1989); Всесоюзная конференция по проблемам инженерной психологии (Ленинград, 1990); XXIV, XXV Международные Конгрессы по психофизиологии (Венгрия, Будапешт, 1990; Бельгия, Брюссель, 1992); XV, XVI, XVII Научные Гагаринские чтения по космонавтике и авиации (Москва, 1986, 1989, 1991); 7-я Европейская Конференция по личности (Испания, Мадрид, 1994); 2-ая конференция Российского Психологического Общества "Методы психологии"(Ростов-на-Дону, 1997 ); 1-ТУ Международные Ломовские чтения (Москва, 1991, 1994, 1996, 1997); Международная конференция "Проблемы интеграции академической и практической психологии" (Самара, 1998); Юбилейная научная конференция Института психологии РАН (Москва, 2002).
Диссертация апробирована и рекомендована к защите 20 декабря 2001 г. на совместном заседании лабораторий психологии труда, системных исследований, социальной и экономической психологии, группы инженерной психологии и эргономики.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и списка используемой литературы. Объем работы составляет 382 страницы текста, 18 таблиц, 46 рисунков; список литературы содержит 464 наименования, из которых 137 на иностранных языках.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе в общеметодологическом аспекте анализируются современное состояние теоретико-методологических проблем саморегуляции произвольной активности ФС субъекта труда, основные направления и ведущие подходы к ее изучению, рассматриваются трудности разработки проблем саморегуляции функционального состояния человека, формулируются наиболее актуальные направления в исследованиях психической саморегуляции субъекта профессиональной деятельности в процессе адаптации к экстремальным условиям.
В современной психологической науке в многочисленных исследованиях накоплен большой пласт знаний о саморегуляции человека, его организма и личности, психических явлениях разной сложности. В широком смысле понятие "психологическая саморегуляция" определяет высший уровень регуляции поведенческой активности биологических систем, отражающих качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности и самого себя, своей активности и деятельности, поступков, их оснований (П.К. Анохин, .Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Ж. Пиаже, Д. Ковач, О.А. Конопкин, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов и др.).
Анализ сложного и противоречивого процесса развития проблемы саморегуляции в психологии в аспекте ее психологического содержания позволяет дифференцировать основные направления ее развития. Ведущим направлением в этих исследованиях является изучение проблем саморегуляции психической деятельности человека, которые представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Бернштейна, О.А. Конопкина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.С. Никифорова, С.Л Рубинштейна и др. Исходя из представлений об активностной природе саморегуляции, эти и другие авторы подчеркивают ее преимущество перед регуляцией. (Н. Винер, Е.С Геллер, Л.П. Гримак, В.А. Пономаренко, Н.М. Пейсахов и др.).
Наиболее полно проблема саморегуляции в деятельностном аспекте представлена в структурно-функциональном подходе к анализу психической саморегуляции произвольной активности, разработанном О.А. Конопкиным и его последователями. Саморегуляция произвольной активности человека понимается ими как "системно организованный психический процесс по инициации, построению и управлению всеми видами и формами внешней и внутренний активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей" (В.И. Моросанова, 2001).
Перспективными для решения проблем саморегуляции являются фундаментальные исследования, реализующие основные принципы системного и субъектно-деятельностного подходов. В концепции функциональной системы П.К. Анохина и в модели построения движений Н.А. Бернштейна показано, как соотносятся высшие регуляторные системы субъекта с более низкими, физиологическими. На разных уровнях регуляции рассматриваются когнитивные процессы переработки информации в работах Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, В.Ф Рубахина, Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренко, Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова, Д.А. Ошанина, R.S. Lazarus, W.R. Reitman и др. Субъектный подход дает возможность реализовать в экспериментальных исследованиях саморегуляции в деятельности человека принципы активности, развития и показать, что именно они и составляют ядро саморегуляции (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Асмолов, Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Д.А. Ошанин, В.А. Петровский, Е.В. Шорохова и др.).
В настоящее время изучение психической саморегуляции и различных уровней психического отражения (ощущения и восприятия, представлений и речемыслительных процессов, психического состояния и эмоций) является одним из ведущих направлений в исследованиях надежности человека-оператора. Психологические вопросы регуляции и саморегуляции деятельности человека-оператора в плане повышения его эффективности и надежности последовательно изучаются в целом ряде работ (М.А. Котик, Н.Ф. Круглова, Б.Ф. Ломов, В.Л. Марищук, В.Д.Небылицын, Г.С. Никифоров, В.Ф. Рубахин и др.) В последние годы в связи с возрастающим значением проблемы повышения надежности человека в экстремальных и особых условиях деятельности существенно возрос интерес к проблеме саморегуляции ФС, так как именно в этих условиях роль ФС в обеспечении профессиональной деятельности становится ведущей (В,А. Бодров, В.А. Глазкова, Л.Б. Ительсон, Г.С. Никифоров, А.К. Полыпин, С.В. Сергеев, Л.И. Филимоненко, Л.С. Хачатурьянц, В.В. Чебышева и др.).
Кроме того, имеются исследования, в которых психическую саморегуляцию состояния изучают как специфическую активность субъекта, направленную на преобразование своего состояния, то есть как действие и включают его в структуру деятельности (Е.П. Ильин, А.Б. Леонова, В.И. Медведев, Ю.Я. Стрелков и др.), как дополнительный вид деятельности, направленный на восстановление сил организма и активизацию работоспособности (С.И. Крапивинцева), как преобразовательскую деятельность, в которой объектом является организация функций самого субъекта (В.К. Калин).
Данные исследования, безусловно, внесли существенный вклад в разработку психологических проблем саморегуляции деятельности и функциональных состояний. Но в то же время нельзя не отметить их направленность на решение частных вопросов: разработку психофизиологических методов саморегуляции состояния человека, применение психотехнических методик для коррекции, компенсации или лечения последствий экстремальных воздействий, эмоциональной регуляции состояний в учебной, спортивной и отдельных простейших видов профессиональной деятельности (преимущественно в нормальных условиях). Данные исследования также ограничены доминированием анализа ПСР ФС без рассмотрения взаимосвязи психологической структуры саморегуляции ФС с деятельностью и личностью субъекта.
Таким образом, следует сделать вывод о необходимости разработки новых теоретических и методологических подходов к исследованию психической саморегуляции состояния субъекта в ее взаимосвязях с регуляторными механизмами профессиональной деятельности, индивидуально-личностными свойствами. Особо актуальным решение этих задач становится в настоящее время для обеспечения надежности, работоспособности операторов и повышения их устойчивости к воздействию экстремальных факторов в сложных видах профессиональной деятельности по управлению современными потенциально опасными технологиями.

Вo второй главе представлены данные об эффективности различных средств психической саморегуляции ФС в операторской деятельности в моделируемых экстремальных условий, о роли деятельностных, ситуационных и психофизиологических факторов в становлении произвольной активности по саморегуляции ФС в отдельную самостоятельную деятельность.
Экспериментальные исследования проводились в лабораторных и полунатурных условиях; моделировались экстремальные факторы и разные виды деятельности (сенсорно-перцептивная и сенсомоторная, операторские функции разной сложности); функциональные состояния диагностировались современными и специально разработанными методами оценки психофизиологических и психических состояний и работоспособности оператора (ЭЭГ, КГР, ЧСС, частота дыхания, субъективные и личностные методы, тесты и опросники, наблюдение, опрос, репортаж и результативные характеристики деятельности).
Для моделирования экстремальных условий в лабораторных экспериментах использовался метод непрерывной операторской деятельности (РНД) с депривацией сна длительностью 48, 56 или 72 часов (в разных сериях). В качестве дополнительных условий моделировались рабочие места космонавтов, питание, водообеспечение, относительная гиподинамия и сенсорная депривация, элементы самоконтроля и оперативного медицинского контроля. Часть экспериментов проводились в сурдокамере и в условиях качки на специально оборудованном плавучем стенде.
В качестве испытуемых в экспериментах принимали участие профессионалы - космонавты, методисты по их профессиональной подготовке, инженеры-испытатели предприятий космической, авиакосмической и оборонной промышленности. Кроме того, принимали участие испытуемые, специально обученные методам аутотреннинга (АТ), позно-тонической и дыхательной йоги.
В экспериментах было показано, что зависимость непроизвольных и неосознаваемых способов саморегуляции (ориентировочная реакция и когнитивная активация) от общего уровня бодрствования и любых изменений в окружающей среде, в том числе появления посторонних сигналов, резко снижает их регулирующие функции даже при не очень значительных изменениях ФС - в состояниях напряженности и выраженного утомления. На устойчивость и структуру когнитивной активации влияют одновременно деятельностные и активационные детерминанты, что дает основание рассматривать изменения в паттернах когнитивной активации в качестве более надежных предиктов деятельности и ФС по сравнению с уровнем бодрствования. Проявление в паттернах когнитивной активации операциональных и содержательных процессов деятельности (таких, например, как восприятие информации, поступающей к исполнителю в начале и процессе деятельности, момент принятия решения и др.) позволяет предположить, что когнитивная активация отражает активность регуляторных специфических механизмов и одновременно входит в структуру деятельности и, соответственно, ее необходимо рассматривать в качестве неосознаваемого и неуправляемого субъектом активационного компонента деятельности.
На последующих этапах исследования была сделана попытка "опроизволить" (по выражению И.М. Сеченова) психофизиологические механизмы саморегуляции, то есть довести динамику показателей какой-либо функции организма до уровня сознания, используя методы обратной связи (ОС) по показателям деятельности и уровню тонической составляющей КГР.
Анализ общих тенденций влияния этих видов ОС на эффективность деятельности и функциональное состояние оператора в процессе длительной работы в этих условиях показал, что вероятность появления положительного эффекта при предъявлении обратной связи превышает в 0,5-4 раза вероятность отрицательного эффекта и зависит от специфики показателя деятельности, текущего состояния испытуемого, этапа и режима работы. В целом, число испытуемых, на деятельность которых ОС оказывает положительное влияние, больше 50% от общего числа испытуемых, а в состоянии напряженности - приближается к 90%. Сравнительный эффект разных видов обратной связи на показатели деятельности (время реакции и количество правильных ответов) в задачах по обнаружению звуковых сигналов представлен на Рис. 1.
В процессе РНД более успешными в саморегуляции ФС и поддержании работоспособности были субъекты, специально обученные (до начала эксперимента) известным произвольным системам саморегуляции состояния, таким, как АТ, позно-тоническая и дыхательная йога. Работоспособность этих операторов после сеансов АТ, даже на третьи сутки бодрствования в РНД, восстанавливалась до исходного уровня и удерживалась на таком уровне в течение 4-5 часов, что соответствует в целом ранее полученным нами данным о положительном влиянии этих методов управления собственным состоянием на многие показатели ФС - в первую очередь на параметры биоэлектрической активности и психическое состояние (Л.П. Гримак, Л.Г. Дикая, А.К. Епишкин, Ю.Ф. Исаулов, А.А. Репин, А.М. Свядощ, Л.С. Хачатурьянц и др.). Профили ФС у адаптивных (с волевой и произвольной саморегуляцией) и неадаптивных (с эмоциональной и преимущественно непроизвольной саморегуляцией) в процессе РНД показаны на Рис. 2.
Результаты экспериментов по данным ЭЭГ выявили операциональную структуру АТ; анализ субъективных и объективных показателей деятельности и состояния позволил отнести АТ к специфическому виду психической деятельности, имеющей цель, мотив, образ состояния организма на текущий момент и образ потребного состояния. Цель и мотивы произвольной саморегуляции в деятельности профессионала при проведении АТ имеют свою специфику: они подчинены целям и задачам деятельности и направлены на оптимизацию ФС до уровня, необходимого для выполнения деятельности (в отличие от других испытуемых, у которых саморегуляция направлена на поддержание или восстановление своего состояния).
Хотя структурный состав психологической системы этой деятельности по саморегуляции ФС аналогичен системе операторской деятельности, ее компоненты имеют принципиальные особенности:
в ней совмещены субъект и объект деятельности; ее цель - оптимизация собственного состояния; ее основных действия направлены на изменение ФС, то есть на самовоздействие; средства саморегуляции включают переживание, образ, движение, мышечные и дыхательные упражнения и другие произвольные способы. В процессе адаптации в саморегуляцию ФС включаются все более произвольные способы ПСР, субъектом осознаются цели этой произвольной активности, усложняется ее структура, формируются компоненты и составляющие психологической системы саморегуляции как целостной и самостоятельной деятельности.
Возможность дифференциации испытуемых по специфике используемых ими приемов и способам саморегуляции состояния на группы с преобладанием волевой, эмоциональной и произвольной психофизиологической саморегуляцией поставила вопрос о том, в какой степени и какими индивидуально-психологическими характеристиками они детерминируются, и какие из них определяют индивидуальный стиль саморегуляции состояния.
Материалы, дающие ответы на поставленные вопросы, представлены в следующей третьей главе, в которой рассматриваются основные особенности психической саморегуляции ФС субъекта как самостоятельной деятельности, определяющие ее эффективность: индивидуальный стиль саморегуляции и образ ФС.
Выбор индивидуально-психологических и психофизиологических детерминант для анализа природных предпосылок индивидуального стиля (ИС) саморегуляции состояния был основан на выделении различий и сходства индивидуальных особенностей испытуемых, относящихся к группам с разной формой или с разной направленностью сформированных у них средств и способов ПСР состояния (на активационный, .эмоциональный или регулятивный компоненты ФС).
Анализ закономерностей изменения активационно-энергетического компонента ФС, проведенный по комплексу вегетативных показателей и ряду субъективных показателей, выявил достоверные различия у испытуемых в этих группах по типу вегетативной саморегуляции. Эти группы различались по таким личностным и психодинамическим характеристикам, как уровень нейротизма, экстра/интроверсии и личностной тревожности.
Для испытуемых с преобладанием эмоциональной формы саморегуляции ФС характерны высокие уровни личностной и ситуативной тревожности, нейротизма; в этой группе отмечалась самая высокая среди всей выборки испытуемых напряженность в деятельности и общении. У них преобладал трофотропный вегетативный тонус, наблюдались выраженные и разнонаправленные вегетативные сдвиги во время РНД.
Испытуемых с выраженной волевой регуляцией отличали высокие значения показателей экстраверсия, нейротизма и личностной тревожности и меньшая зависимость психических переживаний и деятельности от состояния физиологических функций; в этой группе испытуемых преобладал эрготропный вегетативный тонус. У испытуемых с более развитой произвольной ПСР (специально обученных до начала эксперимента) уровень вегетативного обеспечения был достаточно сбалансированным и устойчивым на всем протяжении эксперимента; их отличали низкие значения уровня тревожности и напряженности и средние значения экстра- и интроверсии.
На основании этих данных по вкладу индивидуально-психологических и личностных свойств в процесс формирования ИС была сформирована двухуровневая модель индивидуального стиля саморегуляции состояния: на первом, физиологическом, уровне саморегуляции действует механизм энергетического обеспечения саморегуляции - эрго/трофотропный тип вегетативной регуляции; на втором психодинамическом уровне - механизм, обеспечивающий поведенческую и эмоциональную вариабельность личности (уровень экстра/интроверсии). В качестве показателей сбалансированности в работе этих механизмов регуляции были приняты уровень нейротизма, характеристики психического состояния и психосоматического здоровья, а также величина суммарного отклонения от аутогенной нормы, которая является своеобразной мерой гармоничности или внутренней оптимальности психофизиологического состояния человека (К. Шипош, А.И. Юрьев, M. Lusher, H. Wollnofer).
Для подтверждения разработанной модели ИС саморегуляции состояния и установленных взаимосвязей между психофизиологическими и индивидуально-психологическими уровнями саморегуляции состояния были проведены эмпирические исследования на большей выборке испытуемых (227 человек - студентов и ткачих), в процессе выполнения которых использовались те же методы оценки ФС и индивидуального стиля. Кроме того, оптимальность индивидуального стиля саморегуляции состояния определялась нами по влиянию ПСР на психическое состояние и здоровье, на поведение и работоспособность человека, на отношения с окружающими на работе и дома.
Результаты эксперимента показали, что самый предпочтительный стиль саморегуляции у лиц, относящихся к группам с выраженной экстравертируемой направленностью, сопровождающейся достаточным энергообеспечением (определенный как гармонический тип), и у лиц, входящих в группу с выраженной интровертиро-ванностью в сочетании с достаточно низким энергообеспечением (экономичный тип). На рис. 3 представлены данные симптоматики ФС испытуемых с разными индивидуальными стилями саморегуляции.
Самыми неблагополучными были экстра- и интроверты с выраженной трофотропностью (соответственно затратный и накопительный типы). В эти группы вошло наибольшее число испытуемых cо сниженным самочувствием (у 72% и 84% соответственно), активностью ( 71% и 60%) и настроением (50% и 60%); а уровень энергетического обеспечения у испытуемых ниже почти в два раза.
Резюмируя, можно сказать, что наиболее адаптивными и стрессоустойчивыми являются субъекты, у которых затраты энергии соответствуют их ресурсам или быстро пополняются как за счет врожденных свойств, при условии владения разнообразными способами и приемами саморегуляции состояния, помогающими им быстро и успешно восстанавливать свои ресурсы. Характеристики психической вариабельности личности определяются взаимодействием эмоционального и регулятивного компонентов, которые, как известно, наиболее связаны с активационным и регулятивным компонентами саморегуляции состояния, а именно с уровнем вегетативной регуляции и вертированности. Поэтому несовершенство активационных и регулятивных компонентов и нарушение баланса между ними формирует неоптимальный стиль саморегуляции и в определенной степени предопределяет структуру психической вариабельности личности, которая как бы надстраивается над физиологическим и психодинамическим уровнями, составляющими ядро ПСР, компенсируя или усиливая недостатки стиля.
Результаты экспериментов также выявили ведущую роль образа ФС в процессе самостоятельного освоения или направленного обучения средствам саморегуляции и в более эффективном и адекватном использовании способов и средств ПСР на разных стадиях адаптации.
Для исследования роли и места образа состояния в психической саморегуляции был сформирован комплекс методик, включающий субъективные и объективные методы оценки и самооценки. ФС на разных уровнях: физиологическом, психологическом и поведенческом. Результаты данных методик позволяли оценивать образ состояния по следующим характеристикам: по "мощности" (общее число употребленных в описании определений), "сложности" (число различных признаков в описании ФС), "целостности" (связность, логичность описания, отражение взаимосвязей между отдельными компонентами ФС) и "дифференцированное(tm)" (специфичность, самостоятельность каждого компонента в описании ФС). Эти показатели были объединены в общую характеристику - сформированность или развитость образа ФС.
Наиболее целостные, яркие и четкие образы текущего и потребного состояния были зарегистрированы в группе испытуемых с развитой произвольной ПСР, а нечеткие, менее дифференцированные образы - в группе испытуемых с эмоциональной ПСР. Низкий уровень субъективного отражения состояния у испытуемых второй группы приводил к тому, что они не всегда адекватно оценивали свое состояние. Поэтому, имея значительные функционально-энергетические резервы, они отличались нерациональностью в применении приемов ПСР и, как следствие, нестабильностью ФС, что и являлось одной из причин их неустойчивости в РНД.
Сравнивая полученные данные с известными теоретическими представлениями, можно сказать, что отличие образа ФС (как образа внутреннего мира) от образа профессиональной деятельности заключается в специфичности его предмета - собственного состояния, низкого уровня вербализации, высокой степени переживания. Образ ФС обычно включен в отражение предметного мира и маскируется в нем, что создает определенные сложности для его выделения и исследования. Поэтому для того, чтобы повысить регулирующую роль образа ФС состояния, его надо формировать еще на этапах профессионального обучения и подготовки одновременно с образами профессиональной деятельности.

В четвертой главе выполнен анализ межсистемного взаимодействия психической саморегуляции и профессиональной деятельности в- процессе адаптации к экстремальным условиям и динамики этого взаимодействия на уровне компонентов, блоков и составляющих психологической системы деятельности.
Для изучения содержания и динамики мотивационно-целевых компонентов деятельности испытуемых в процессе адаптации к условиям РНД был применен контент-анализ данных, полученных методом мотивационной индукции Ж.Нюттена, который позволил оценить цели и мотивацию по трем категориям: релевантным деятельности, релевантным состоянию и иррелевантным (не относящимся к деятельности и состоянию).
Результаты экспериментов показали, что в процессе адаптации к условиям РНД у испытуемых с личностной ориентацией на состояние по мере ухудшения ФС происходит формирование новой цели, направленной на саморегуляцию состояния, которая сначала подчиняется основной цели (успешность профессиональной деятельности), потом они становятся равными по значению. Именно на этом этапе адаптации перед субъектом вставала задача совмещения двух видов деятельности - профессиональной и по саморегуляции состояния. При этом возможно было частичное или полное несовпадение мотивов и целей этих двух видов деятельности и, соответственно, их векторов "мотив-цель". У этих испытуемых (с преобладающей эмоциональной саморегуляцией) постоянно происходила борьба мотивов: то все усилия они направляли на выполнение операторской деятельности, то на поддержание ФС, когда чувствовали, что изменения, происходящие в состоянии, не позволяют хорошо и качественно ее выполнять.
Участвовавшие в эксперименте профессиональные операторы (с .выраженной волевой саморегуляцией) до конца эксперимента стремились выполнять операторскую деятельность как можно лучше; в условиях ее интеграции с деятельностью по саморегуляции ФС во главе иерархии мотивов всегда стояли мотивы и цели ведущей для них профессиональной деятельности.
Установлено, что возможность и целесообразность совмещения двух видов деятельности зависит от ряда факторов: вида деятельности и возможности распределения внимания между ее выполнением и действиями по саморегуляции, уровня профессиональной подготовки, характера и степени несоответствия состояния и деятельности, выбираемых способов ПСР и сформированности ее навыков. Наибольшие возможности для совмещения этих видов деятельности отмечались при выполнении простейших видов операторской деятельности (сенсомоторная деятельность, деятельность по слежению за периодическими сигналами, деятельность по отмериванию временных интервалов и деятельность, моделирующая работу авиадиспетчеров). Возможности совмещения резко ограничены для сложных видов сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.
Результаты анализа межсистемного взаимодействия психологических систем саморегуляции состояния и профессиональной деятельности позволили сформулировать новый подход к решению проблем регуляции функционального состояния, в соответствии с которым ФС рассматривается как результат динамического взаимодействия двух психологических, систем: профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции психофизиологического состояния субъекта деятельности. На продуктивность этого взаимодействия оказывают влияние внутренние изменения в организме субъекта, психические состояния и переживания субъекта, с одной стороны, а также требования профессиональной деятельности и условия ее выполнения, с другой стороны. Саморегуляция ФС выступает в форме разрешения противоречия между этим потоками изменений за счет "перевода" факторов внешнего воздействия во внутреннее изменение состояния субъекта. Неоднозначность и индивидуальные различия в изменениях ФС определяются также взаимодействием целей, мотивов и детерминант этих двух видов деятельности, интенсивностью и качественным своеобразием регулятивных систем, участвующих в саморегуляции состояний и деятельности.
На основе этого подхода предложена новая модель классификации средств саморегуляции ФС, основанная на следующих критериях: произвольность-непроизвольность; осознанность-неосознанность; преимущественная направленность на эмоциональный, когнитивный или регулятивный компонент ФС; включенность неспецифических или специфических механизмов, ответственных за генерализованную или локальную активацию; отношение к компонентам психологической системы деятельности.

Пятая глава посвящена определению системной детерминации выделенных видов деятельности (профессиональной и по саморегуляции ФС), которая обеспечивает динамику и устойчивость их взаимодействия и, как следствие, направленность и успешность адаптации к экстремальным условиям.
Как показали результаты анализа динамики адаптации к условиям РНД, общую направленность активности субъекта задают особенности мотивации (мотив достижения или избегания - по теории X. Хекхаузена) независимо от того, какую деятельность испытуемые выполняют или намерены выполнять.
Мотивированные на успех испытуемые более устойчивы к условиям РНД, предпочитают операторские задачи повышенной сложности и успешно их выполняют задания, а испытуемые с преобладанием мотива избегания неудачи направляют свои усилия на экономию собственных сил и поэтому в процессе адаптации эффективно выполняют более легкие виды деятельности.
Для объяснения психологического механизма предпочтения той или иной деятельности выявлялась личностная диспозиция субъекта (ориентация на деятельность или состояние - по Ю. Кулю). Было обнаружено, что в процессе адаптации к РНД, когда значительно усиливается роль ФС (развиваются состояния стресса или декомпенсированного утомления), различия в способах контроля проявляются более отчетливо, и эта направленность личностной диспозиции становится решающей при выборе субъектом значимой для него деятельности и стратегии адаптации: деятельностно-ориентированной или эмоционально-ориентированной. В целом, индивидуальный анализ совместной динамики эффективности различения сигналов в психофизических задачах (индекса (Г), критерия принятия решения и уровня активации (по спектрам ЭЭГ) показал, что испытуемые, ориентированные на деятельность, использовали во вторые и третьи сутки РНД более эффективные когнитивные стратегии в деятельности и в распределении активационных ресурсов. Характеристики содержания мотивационно-целевых структур испытуемых с преобладанием волевой и эмоциональной саморегуляцией и динамика продуктивности их деятельности представлены на Рис. 4 и 5.
Таким образом, было установлено, что мотивационные процессы, связанные с выбором стратегии адаптации, максимально представлены на начальных этапах адаптации, а волевые (во взаимосвязи с активационными процессами) обеспечивают контроль за реализацией этой стратегии преимущественно на критическом и завершающем периодах адаптации. Следовательно, успешность и направленность адаптации к экстремальным условиям обусловлены взаимосвязью модуса контроля над деятельностью (как личностной диспозицией) с мотивацией достижения или избегания.
Установленные закономерности во взаимодействии мотивационно-волевых и личностных детерминант в процессе адаптации к экстремальным условиям подтвердили развиваемые в данном исследовании представления об адаптации как межсистемном взаимодействии регуляторных систем в триаде "деятельность - личность - состояние ".
В процессе этого взаимодействия в условиях РИД наблюдалось не только влияние личностных особенностей на ФС и деятельность, но и воздействие экстремальных условий на самого субъекта деятельности - на его отношение к сее, возможности саморегуляции (их раскрытие, развитие и совершенствование стиля) и на личность в целом.
В условиях РНД эффект воздействия экстремальных условий на человека (активно-развивающий или деструктуирующий) проявлялся только в незначительной степени в связи с непродолжительностью экспериментов. Для более глубокого изучения характера и особенностей воздействия экстремальных условий на личность были проведены эмпирические исследования адаптивности и эмоциональной устойчивости/неустойчивости на большой выборке испытуемых (более 600 студентов), в процессе выполнения которых использовались методы оценки и самооценки, уровня алекситимии, личностных особенностей, экспертные оценки успешности обучения и межличностного общения.
На основе корреляционного и кластерного анализов характера взаимосвязей и их силы в исследуемых характеристиках было установлено, что ЭУ/ЭНУ формируются в результате взаимодействия динамических черт личности, ответственных за активность поведения, эмоциональную направленность переживания и когнитивную оценку ситуации и с определенными психическими состояниями. Характеристики личностных свойств и ФС у адаптивных и дезадап-тивных студентов с разной степенью ЭУ/ЭНУ изображены на Рис. 6. Факторный анализ подтвердил, что ядро структур эмоциональной устойчивости и неустойчивости состарили уровни нейротизма и невротизации как показатели психических состояний и тревожность как черта личности. Для эмоциональной устойчивости характерны низкие уровни нейротизма, невротизации и личностной тревожности, а усиливают ее повышенная экстравертированность и адекватная самооценка активности. Эмоциональную неустойчивость составляют повышенные уровни невротизации и нейротизма, выраженная личностная тревожность во взаимосвязи с состояниями повышенной депрессии, психопатизации и низкой самооценки. Психологическая структуры ЭУ/ЭНУ испытуемых по результатам факторного анализа представлены на Рис. 7.
Эти качества возникают, развиваются и наиболее ярко проявляется в состояниях стресса, но детерминируются разными личностными особенностями, что позволяет рассматривать их как личностные новообразования субъекта. Но возникнув как новое системное качество личности, как обобщенная интеграция психофизиологических свойств и ПС, эти качества сами начинают выступать в роли регулятора поведения человека в новой ситуации и в процессе освоения новых видов деятельности. Развитие этих новообразований, интегрирующих изменения на различных уровнях индивидуальности человека, подтверждают еще раз положение о том, что активный и преобразующий характер произвольной ПСР способствует формированию более оптимального функционального состояния и снижению доли неблагоприятных и неустойчивых, неравновесных состояний (А.О. Прохоров) Это позволило нам рассмотреть взаимовлияние качеств личности и неравновесных состояний в представлениях для многих еще дискуссионной парадигмы "черта личности - состояние", сложившейся в последнее время в психологии (Л.И. Анциферова, G. Allport, H. Odbert, B. Allen, C. Potkay, K. Pawlik, D. Magnusson, D. Williams и др.).
Таким образом, следует сделать вывод, что в процессе адаптации развиваются новые системные качества личности как обобщенная интеграция психофизиологических свойств и ПСР;
данные качества сами начинают выступать в роли регулятора поведения человека в новой ситуации и в процессе освоения новых видов деятельности.
Разработанная в диссертации системно-деятельностная концепция саморегуляции ФС человека в экстремальных условиях сложной профессиональной деятельности позволяет с единых теоретических позиций решать практические задачи по обеспечению надежности, работоспособности и эффективности деятельности профессионалов, оптимизации их функциональных состояний в экстремальных условиях, для поддержания их психологической готовности, для подбора режимов труда и отдыха, прогнозирования эмоциональной устойчивости к стрессогенным воздействиям, для профессионального отбора и профессиональной подготовки к сложной деятельнольности в экстремальных условиях, для коррекции и управления процессом адаптации, для снятия напряженности и последствий стресса.
Результаты настоящего теоретико-экспериментального исследования прошли апробацию в нескольких научно-исследовательских работах на предприятиях космической, авиакосмической и оборонной промышленности, направленных на инженерно-психологический и эргономический анализ эффективности сложных видов операторской деятельности в экстремальных условиях и проведенных как в натурных, так и полунатурных условиях функционирования технических объектов (в том числе "Авангард", "Ракита -АН", "Роща-АН", "Оркестр" и др.).
По результатам этих исследований были разработаны рекомендации по усилению регулирующего воздействия "будящего" сигнала (ориентировочной реакции) с целью поддержания готовности оператора к деятельности в состояниях монотонии и психического пресыщения за счет включения этого сигнала в когнитивные компоненты деятельности; по ЭЭГ-показателям определены критерии степени обученности и и целесообразности применения АТ для оптимизации деятельности и ФС оператора сложных систем в процессе адаптации к экстремальным условиям; кроме того, было предложено создание комбинированной обратной связи с включением в нее показателей деятельности и состояния, что позволяло расширять диапазон ФС, в которых оператор может оказывать регулирующее самовоздействие. Предложены критерии организации программы и циклограммы деятельности операторов в реальных условиях полета и др. (в зависимости от текущего ФС, совместимости средств саморегуляции ФС с характером деятельности).
Апробация подтвердила продуктивность разработанных теоретических и практических подходов и методов саморегуляции операторов с целью повышения надежности, работоспособности и эффективности их деятельности, а также устойчивости к воздействию экстремальных условий.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. На основе результатов проведенных теоретических и экспериментальных исследований разработана системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях сложной профессиональной деятельности, в которой отражены своеобразие структуры психической саморегуляции ФС как самостоятельной деятельности, иерархия психологических компонентов ее системной организации, динамический (развивающийся) характер этой системы, личностная и деятельностная детерминация ее формирования и проявления.
2. Психическая саморегуляция функционального состояния в напряженных и экстремальных условиях профессиональной деятельности представляет собой вид активности субъекта деятельности, которая включает в себя такие блоки психологической системы деятельности, как мотивы, цели, программы, информационную основу, процессы принятия решения, функционирование которой определяют установленные в исследовании факторы: психологические особенности условий и организации деятельности, индивидуальные способы и стратегии регуляции измененных состояний. Психологическая система деятельности по саморегуляции ФС характеризуется специфичностью ее предмета (собственное состояние субъекта), целей (сохранение наличного состояния или преобразование его в потребное) и психофизиологическим содержанием средств саморегуляции (переживания, психические образы, самовнушение, мышечные и дыхательные самовоздействия, волевые усилия и эмоциональные средства саморегуляции и др.).
3. На оснований теоретико-экспериментальных исследований установлено, что психическая саморегуляция функционального состояния проявляется во взаимодействии непроизвольной регуляции психофизиологического состояния, произвольной саморегуляции психического состояния и в форме целенаправленной активности, которые обеспечивают оптимальный уровень функционального состояния субъекта, выполнение его профессиональной деятельности и адаптацию к экстремальным условиям.
4. В процессе психической саморегуляции выявлены три ее уровня - непроизвольный и неосознаваемый, произвольный и осознаваемый, мотивированно-деятельностный, роль которых в оптимизации функционального состояния определяется их соотношением, уровнем бодрствования, спецификой содержания и условиями трудового процесса, личностными особенностями субъекта деятельности. Эффект непроизвольных механизмов регуляции (ориентировочная деятельность, когнитивная активация) проявляется в нормальных условиях и начальных этапах адаптации к экстремальным условиям деятельности, а эффект произвольных средств саморегуляции (использование метода биологической обратной связи, аутотреннинга, систем йоги) и особенно мотивированно-деятельностного уровня наиболее заметен на более поздних этапах адаптации, предотвращая развитие дезадаптационных процессов.
5. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что процесс формирования системы психической саморегуляции ФС определяется взаимодействием личностных (стабильные и динамические черты, профессиональная подготовленность, психический образ, уровень функциональной устойчивости и др.) и деятельностных детерминант (сложность, степень освоенности деятельности, режим и условия ее выполнения, опыт и др.); особенности процесса взаимодействия детерминант деятельности определяются проблемностями, возникающими как в самой профессиональной деятельности, так и в процессах психической саморегуляции, которые проявляются на мотивационно-волевом уровне в недостаточной степени осмысленности целей, задач и мотивов данной активности, преобладанием мотивов избегания неудачи и аффиляции, на когнитивном уровне - в трудностях по идентификации объекта самовоздействия, в размытости образа состояния, недостаточном уровне осознанности в выборе произвольных средств саморегуляции, на исполнительском уровне - в недостаточной развитости и сформированности навыков и приемов саморегуляции, в преобладании непроизвольных и неосознаваемых способов саморегуляции, в неадекватном применении тех или иных способов саморегуляции в конкретных условиях деятельности и т.д.
6. В теоретико-экспериментальном исследовании обосновано представление о функциональном состоянии как системе когнитивных, эмоциональных и активационных компонентов его регуляции и как результате межсистемного взаимодействия психологических систем профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции ФС. На основе этого представления разработана классификация средств и методов саморегуляции функционального состояния субъекта деятельности с точки зрения ее уровня, вида активности, механизма саморегуляции и ведущего компонента структуры состояния.
7. В качестве одного из регуляторов ФС выступает психический образ, который представляет собой отражение в сознании субъекта текущего и потребного состояния и самооценки его объективных проявлений на уровне функционирования систем организма, психики и предметной (реальной) деятельности. Психический образ ФС включен в отражение предметного мира деятельности, но в нем самом отсутствуют конкретные признаки реальной деятельности, что определяет неспецифичность этого образа с точки зрения предметного содержания любой деятельности и специфичность с позиции причин развития и особенностей его проявления.
8. Особенности межсистемного взаимодействия психологических систем профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции ФС в значительной мере определяется уровнем сформированности механизмов и осознанности способов и средств регуляции. Непроизвольная и неосознаваемая саморегуляция состояния включается в систему регуляции профессиональной деятельности в форме генерализованной активации на психофизиологическом уровне ее обеспечения и в форме локальной активации в качестве активационного компонента, определяющего динамику этой деятельности. Произвольная саморегуляция по мере ее становления приобретает черты самостоятельной деятельности и вступает во взаимодействие с профессиональной деятельностью по типу совмещенной деятельности, который отражается в интерференции компонентов их психологических систем и приоритетности для субъекта одной из них в зависимости от характера мотивации, личностных особенностей, уровня профессионализации субъекта и степени включенности саморегуляции в профессиональной деятельности.
9. Мотивационно-волевые детерминанты саморегуляции в экстремальных условиях деятельности определяют общую направленность адаптации, а формирование стратегий адаптации определяется взаимодействием мотивов достижения успеха или избегания неудачи и личностной диспозицией - ориентацией на деятельность или состояние. Обосновано выделение двух типов стратегий адаптации - деятельностно-ориентированного и эмоционально-ориентированного, которые определяют устойчивость личности к развитию неблагоприятных ФС и трудностям и неудачам в профессиональной деятельности, особенно в экстремальных условиях.
10. Установлены типологические особенности индивидуальных стилей психической саморегуляции ФС, основу которых составляют различия в ведущих уровнях вегетативной (энергетической) и личностной регуляции. Выделены четыре типа индивидуальных стилей саморегуляции по критериям выраженности показателей эрго/трофотропного реагирования и экстра/интровертирован-ности личности, а именно гармоничный, экономный, накопительный и затратный. Эти типы определяют преобладание и эффективность реализации разных форм саморегуляции - волевой, эмоциональной, непроизвольной и произвольной психофизиологической, личностно-деятельностной.
11. Взаимодействие различных систем регуляции ФС в процессе адаптации субъекта деятельности к экстремальным условиям в триаде "деятельность-личность-состояние" определяет развитие новых системных качеств субъекта - эмоциональной устойчивости и эмоциональной неустойчивости к воздействию факторов деятельности. Формирование этих субъектных (личностных) качеств осуществляется на основе взаимовлияния динамических черт личности и психических состояний через переходный этап неравновесных психических состояний, которые отражают неадекватность детерминирующей функции систем психической саморегуляции.

Оглавление


Содержание диссертации отражено в 82 публикациях. Основньми из них являются следующие:

Ответственный редактор научных трудов.

1 .Сборник "Методики исследования и диагностики ФС и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях", М. ИПРАН, 1987,с.265 (со-ред. А.Н. Занковский)
2.Сборник " Функциональные состояния и эффективность деятельности человека-оператора в режиме непрерывной деятельности", М. ИПРАН, 1987, с. 292 (со-ред. Занковский А.Н.)
3.Сборник "Психическая напряженность в трудовой деятельности", М. ИП РАН, 1989, с. 300 (со-ред. Занковский А.Н.)
4.Сборник " Психологические проблемы профессиональной деятельности", М. Наука, 1991, с. 167 (со-ред. Занковский А.Н.)
5.Сборник "Функциональные состояния человека и методы его исследования. М., Наука, 1992, с. 269
6.Сборник " Методики анализа операторской деятельности и диагностики психических состояний", М. ИП РАН, 1994, с. 207.
7. Сборник "Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа" , М., ИП РАН, 1999, с.356.

Статьи в научных журналах.
9.Диагностика функционального состояния человека методом усредненных вызванных потенциалов.// Журн. Эргономика. Принципы и рекомендации. М., 1971, №7, С.151-157
Ю.Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека. //Вопросы кибернетики: Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1983, С. 28-54. (в соавт. с Гримаком Л.П.)
11 .Исследование структуры активационного компонента деятельности оператора. //Журн. Техника, экономика, информация. Сер. Эргономика. М., 1983, Вып. 1(15), С. 33-44. ( в соавт. с Суходоевым В.В.)
12.Определение системы показателей эмоциональной напряженности при воздействии экстремальных факторов. //Проблемы системного исследования
состояния напряженности человека. М., Труды ВНИИТЭ, Эргономика, №32, 1986, С. 52-65. (в соавт. с Семикиным В.В.)
13.Проблемы диагностики функциональных состояний человека-оператора. //Журн. Техника, информатика, экономика. Сер. Эргономика. М., 1988, С. 82-87. ( в соавт. с Пахомовым А.П., Тенетко В.А.)
14.Психическая саморегуляция деятельности и состояния как фактор надежности эргатической системы. //Проблемы теории биотехнических систем эргатического типа. Вопросы кибернетики. АН СССР, М., 1989, С. 70-81. ( в соавт. с Митрофановым Б.Н.)
15. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности. //Психол. журн. Т., № 1, 1991, С. 55-65.
16.Особенности адаптации операторов с асомнией: анализ динамики биопотенциалов мозга и поведенческих показателей. //Журн. Физиология человека, Т. 18, № 1, 1992, С 42-50 ( в соавт. с Шапкиньм С.А., Гусевьм А.Н.)
17.Некоторые проблемы современной психологии.//Психол. журн. 1992, Т., 13, №3, С. 24-42
18.Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния. //Психол. журн., 1994, Т.15, № 6, С. 28-38. ( в соавт. с Семикиным В. В., Щедровым В. И.)
19. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. //Психол. журн. 1996, Т., 17, №1, С. 9-35. ( в соавт. с Шапкиным С.А.)
20.Отношение к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования. /Психол. журн. 1996. Том 17, №3, С. 137-149. ( в соавт. с Махначом А.В.)
21.Преодоление стресса жизни.//Журн. Наука в России. 1996, №2, С. 56-58.
Статьи в сборниках научных трудов
22.Orienting Reflex and Human Functional States. //Soviet-Finnish Symposium on Psychophysiolpgy. M., 1981, Xs 15. s. 346-353
23.The Investigation of the Psychophysiological Adaptation of Operators to Extreme Conditions. // Mental Load and Stress in Activity-European Approaches. / ED. W. Bachmann and I. Udris. Berlin, 1982, s. 118-125 L.S. (В СОАВТ. C Chatschaturjanz)
24.Особенности регуляции фукционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям. //Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., Наука, 1985, С. 63-90
25.Некоторые методологические и теоретические проблемы комплексной диагностики работоспособности и функционального состояния операторов. //Методики исследования и диагностики ФС и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях. М., ИП РАН, 1987, С. 6-16
26.РНД - как метод моделирования и системного анализа деятельности человека в экстремальных условиях. //Функциональные состояния и эффективность деятельности человека-оператора в режиме непрерывной деятельности. М..ИПРАН, 1987.С.5-15
27. Оценка состояния напряженности и утомления по динамике сенсорной чувствительности и спектра ЭЭГ в экстремальных условиях. //Психическая напряженность в трудовой деятельности. 1989, М., ИП РАН, С. 25-50. (совместно с Шапкиным С.А., Гусевьм А.Н.)
28.Становление новой системы психической регуляции в экспериментальных условиях деятельности. //Принцип системности в психологических исследованиях. 1990, М., Наука, С.103-114.
29.Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека. //Хрестоматия по инженерной психологии. 1991, М., Высшая школа, С. 280-287. ( в соавт. с Гримак Л.П.)
30.Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности. // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., Наука, 1991, С. 93-111
31. О принципах выбора активирующего сигнала для поддержания надежности человека. // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., Наука, 1991, С. 156-163. (в соавт. с Пономаренко В.А., Лапа В.В., Кострица В.Г.)
32.Системный подход к обучению саморегуляции состояния как целенаправленная деятельность // Сб. Развитие идей Б.Ф. Ломова в исследованиях по психологии труда и инженерной психологии. Материалы 1-ых научных Ломов-ских чтений. М., ИП РАН, 1992, С. 194-210. ( в соавт. с Семикиным В.В., Шегтлпкым В И 1
33.Психорегуляционная концепция надежности человека в экстремальных условиях деятельности. //Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. М., Наука, 1992, С. 145-153
34.Методологични и методически аспекти в изследованията на психичното напрежение.// Психично напрежение и дейност. Изд. Болг. Акад. Наук. 1995, С. 19-33
35. Роль индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния в преодолении стрессовых ситуаций. //Труды общества расследовате-лей авиационных происшествий, вып. 4-5, М., Изд. АФЕС, 1995., С. 131-138.
36.Прикладная психофизиология, глава 14. // Основы психофизиологии. Учебное пособие. М. Изд Дом "ИНФОР-М", 1997 г., С. 369-383
37.Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека. //Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., ИП РАН, 1999, С. 80-106
38.Эмоциональная неустойчивость: психическое состояние или характеристика личности? //Психология психических состояний. Вып.2. Каз.: Каз.ГУ, 1999, С. 7-32. ( в соавт. с Щукиной Е.С.)
39. Психические состояния в профессиональной деятельности. //Психология. Учебник для психических ВУЗов. СПб, "Питер", 2000 С. 465-506
40.Становление нервной психической регуляции в экстремальных условиях деятельности.// Психические состояния. Хрестоматия. СПб. "Питер", 2000, С. 144-158
41.Роль эмоций в возникновении эмоционально-аффективных конфликтов в управленческой деятельности менеджеров в стрессовых и напряженных условиях .//Психология психических состояний. Казань, 2001, С. 232-245.( в соавт. с Рязановой С.)

Краткие статьи и тезисы докладов.
42.О роли психофизиологической саморегуляции в повышении психической устойчивости человека-оператора. //Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. Тезисы Всесоюзного семинара-совещания. М.Одесса, 1984, С. 48
43.Познавательные процессы и активация.// Abstracts of VII meeting Of psychologosts of the Danubian Countries, Varna, Bulgaria, 1985, С. 29 (в соавт. с Самойлович Л.А., Гусевьм А.Н.)
44.Psychophysiological self-regulation in the course of adaption to difficult condition of performance.//Abstracts. IX Meeting of psychologists. Yugoslavia. 1989. s.l3
46.Psychological activity system related to functional self-regulation. //Abstracts. The 2-nd International Congress for Research on activity theory. Lahti. Finland, 1990, s.418.
47.Feedback in activity regulation in extremal conditions. //Abstracts of III European Congress of Psychology. Tampere, Finland, 1993. p. 842.
48.1ndividual self-regulation style of moods and psychic health. // 7-th European Conference on Personality. Abstracts. Madrid, 1994. p.l71.( B COАBT. c Ceмикиным B.B.)
49.Double (two-factors) determination of individual style of mood-state regulation" //7-th European Conference on Personality. Abstracts. Madrid, 1994. p. 171. (в соавт. с Щедровым В.И..)
50.Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Вторые международные научные Ломовские чтения. Тезисы докладов М.,ИПРАН, 1994,075-77
51.Образ в саморегуляции психического состояния.//0браз в регуляции деятельности. М., РПО, 1997, С.67-69
52.0браз профессионала в диагностике профпригодности и перспективы профессионального роста. // Современная психология: состояние и перспективы. М. ИП РАН, 2002, С. 329 ( в соавт. со Славновым С.В.)


Оглавление

[Кафедра психологии КурГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz