Фёдорова Юлия Павловна

"Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников в частной школе "

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.07 - педагогическапсихология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования положения, выносимые на защиту Вторая глава  
Апробация исследования Заключение  
   

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Фёдорова Ю.П.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, постоянно растущим интересом общества к процессу гуманизации образования, личностно-ориентированной его направленности, с другой стороны, непрекращающимся поиском наиболее эффективной модели школьной психологической службы. В последнее время в современной психологической науке среди моделей школьной психологической службы особую популярность приобретает парадигма сопровождения (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Т. Дворецкая, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, А. Колеченко, Р.В. Овчарова, В. Семикин, Т.И. Чиркова и др.). Несмотря на достаточно непродолжительный срок своего существования, данная модель деятельности психологической службы получила широкое распространение в различных образовательных учреждениях, среди них детские сады (Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, Т.И. Чиркова), школы (Э.М. Александровская, И.А. Баева, М.Р. Битянова, О.А. Добрынина, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.Л. Порошинская, Л.В. Тарабакина и др.), средние и высшие профессиональные учебные заведения (Ж.О. Андреева, В.К. Багирбеков, Р.О. Агавелян, Ю.М. Львин). Многими авторами признается существование специфики в реализации психологического сопровождения в условиях разных видов образовательных учреждений, что обусловлено различиями в образовательных задачах, возможностях и ориентирах, других характеристиках конкретных образовательных сред (М.Р. Битянова, Т. Земских, Е.А. Козырева, В.Э. Пахальян и др.).
Однако, несмотря на достаточно большое количество публикаций по психологическому сопровождению школьников, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к различным категориям учащихся, в разных типах учебных заведений. Проблему психологического сопровождения в частной школе также можно отнести к разряду наименее разработанных. Среди немногочисленных работ по этому вопросу необходимо отметить диссертационное исследование Т.И. Порошинской, публикации В. Родионова, М. Ступницкой.
Причиной обращения к проблеме сопровождения в частной школе послужила устойчивая тенденция увеличения их числа не только в России, но и в большинстве развитых стран мира. Историко-педагогический анализ деятельности частных школ позволяет сделать вывод о том, что они являются неотъемлемой частью современной системы образования, его вариативной формой в едином образовательном пространстве России (Н.Б. Володина, С.А. Грищенкова, М. Русакова, М. Данилова, О. Дашковская, У. Дорошевская, В.Жуков, А. Кузякин, Р.Курбатов, Н.В. Литарова, Н.В. Михайлова, И. Осмоловская, С. Поляков, Е. Розенко, М.О. Чеков и др.). Вместе с тем альтернативность частного образования заключается не столько в разнообразии новых предметов, спецкурсов, сколько в раскрытии личностного, интеллектуального потенциала ребенка. В этом смысле деятельность частных школ важна для государственной системы образования и способна задавать "зону ближайшего развития" для массовой школы. Все это приводит нас к выводу о необходимости исследования проблемы психологического сопровождения в частной школе. Кроме того, специфика частной школы порождает и свои проблемы, связанные, прежде всего, с особенностями ее образовательной среды: интенсификацией учебного процесса, строгой регламентацией жизни учащихся, суженным образовательным пространством и т.д., что находит свое отражение в личностном развитии учащихся (М.М. Безруких, В.И. Блинов, Е.Б. Бровко, Л.Г. Бортникова, С.А. Грищенкова, В.Жуков, Д.В. Лубовский, Т.Л. Порошинская, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, И.С. Сергеев, И.В. Федосова и др.).
Особую актуальность данная специфика приобретает в младшем школьном возрасте. Известно, что младший школьный возраст отличается особенной чувствительностью, уязвимостью в отношении средовых факторов, среди которых ведущую роль играют взаимоотношения в системах "учитель-ученик", "родитель-ученик", особенности конкретных образовательных сред (В.В. Давыдов, Л.Н. Бережнова, Л.И. Божович, Н.В. Володько, М.В. Максимова, Н.А. Муханова, В.С. Мухина, В.В. Сорокина, Е.Ю. Федоренко, АЛ. Фоминова, Д.Б. Эльконин и др.). Включение в новый вид деятельности предъявляет ряд серьезных требований к младшему школьнику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности: к себе, к другим людям, к коллективу, к учению, закладываются основы морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности, стиля и характера поведения и деятельности.
Итак, актуальность нашего исследования обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации модели психологического сопровождения личностного развития младших школьников в частной школе, с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.

Целью исследования является изучение особенностей психологического сопровождения личностного развития младших школьников в частной школе.
Объект исследования - личностное развитие детей младшего школьного возраста в частной школе.
Предметом исследования является психологическое сопровождение личностного развития детей младшего школьного возраста в частной школе.
В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
1) личностное развитие младших школьников в частной школе имеет специфику, отличную от государственной школы, которая находит свое выражение в своеобразии отношения детей к учению, педагогам, сверстникам и себе;
2) эта специфика обусловлена особенностями образовательной среды частной школы (интенсификация учебной нагрузки и увеличение продолжительности учебного дня, суженное психологическое пространство школьников, строгий контроль и регламентация жизни учащихся и др.), ориентацией педагогов на удовлетворение требований администрации и родителей, стремлением родителей передать ряд своих функций школе;
3) система психологического сопровождения в частной школе будет эффективной, если она направлена на создание условий для личностного развития детей посредством нейтрализации неблагоприятных факторов среды, ориентацией педагогов на личностную модель взаимодействия, принятие родителями ответственности за воспитание своих детей; это становится возможным благодаря специальной программе, предусматривающей осознание каждым участником сопровождения своих задач, согласованности взаимодействия с учетом особенностей частной школы.

Задачи исследования:
1) анализ проблемы психологического сопровождения личностного развития младших школьников в частной школе в психолого-педагогической литературе с целью выявления наименее изученных сторон;
2) изучение особенностей личностного развития младших школьников в условиях частной школы;
3) разработка и апробация системы психологического сопровождения личностного развития детей младшего школьного возраста применительно к частной школе
4) проверка эффективности системы психологического сопровождения личностного развития для детей младшего школьного возраста в частной школе.

Методологическую основу исследования составили: общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (Л.С, Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И.Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова); психологии и педагогики ненасилия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов); современные психолого-педагогические разработки, посвященные негосударственным учебным заведениям (В.А. Блинов, Л.Г. Бортникова, Д.В. Лубовский, Т.Л. Порошинская и др.).

Методы исследования представлены логико-психологическим анализом предметного содержания психологической и специальной литературы для уточнения исходных понятий и обозначения базовых конструктов психологического сопровождения личностного развития младших школьников, обучающихся в различных образовательных условиях; эмпирическими методами - наблюдением, беседами с учителями школ и родителями, анкетированием, анализом продуктов деятельности учащихся и учителей (характеристиками учащихся, составленными учителями, методами и приемами работы учителя на уроке); психолого-педагогический экспериментом, психологическим тестированием
(тестами-опросниками, личностными опросниками); статистическими методами, количественным и качественным анализом полученных фактических данных; приемами коррекции отдельных сторон личностного развития учащихся, образующими систему коррекционно-развиваюших занятий.
В работе использовались следующие методики: опросник CPQ Р. Кеттелла, шкала тревожности ребенка А.М. Прихожан, тест школьной тревожности Филлипса, методика оценки школьной мотивации Н.Г. Лускановой, опросник АСВ (анализ семейного воспитания) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, методика диагностики ориентированности учителя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с учащимися, методика диагностики типов отношений педагогов к детям и собственной личности, методика диагностики частной ориентированности педагогов в построении отношений с детьми В.Г. Маралова.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются теоретическими обоснованиями, рассматриваемыми в изложении диссертационной работы; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам, логике исследования; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов, достигаемых, за счет применения различных методов статистической обработки.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе четырех частных школ и двух общеобразовательных школ города Кирова. В эксперименте участвовало 182 младших школьника, в том числе 70 учащихся частных школ и 112 учащихся государственных школ. Кроме того, в исследовании приняли участие 48 педагогов и 252 родителя учащихся начальных классов частных и государственных школ. Исследование проводилось в течение трех лет и включало ряд этапов:
1) теоретический анализ проблем психологического сопровождения, выявление его специфики в условиях частной школы; разработка и апробация комплекса методик для диагностики особенностей личностного развития младших школьников (2000-2001);
2) разработка и реализация системы психологического сопровождения личностного развития детей младшего школьного возраста в условиях частной школы (2001-2002);
3) оценка эффективности реализованной системы психологического сопровождения личностного развития детей младшего школьного возраста в условиях частной школы, обобщение полученных результатов (2002-2003).

Научная новизна исследования состоит в: 
- систематизации и обобщении положений по психологическому сопровождению (принципам, этапам, механизмам, функциям специалистов сопровождения, специфике направлений деятельности психолога);
- раскрытии специфики психологического сопровождения личностного развития младших школьников в условиях частной школы, заключающейся в целевых установках педагогов, администрации, родителей в отношении частной школы, в своеобразии личностного развития детей, в особенностях образовательной среды, учитывающимися в процессе построения и реализации системы сопровождения;
- определении факторов эффективности реализации системы психологического сопровождения младших школьников в частной школе, среди них направленность на личностное развития детей, нейтрализация неблагоприятных факторов среды, ориентация педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми, принятие родителями ответственности за воспитание своих детей, реализация специальной программы, предусматривающей осознание каждым участником сопровождения своих задач, согласованности взаимодействия с учетом особенностей частной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и расширении понятия психологического сопровождения личностного развития: предложена классификация видов сопровождения, уточнено определение психологического сопровождения личностного развития, разработана система психологического сопровождения личностного развития младших школьников в частной школе.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в экспериментальной проверке эффективности применения предложенной системы психологического сопровождения личностного развития в частной школе. Определены основные направления и содержание работы по организации психологического сопровождения личностного развития. Результаты исследования используются в деятельности психологической службы общеобразовательного учреждения, а также при проведении дисциплин "Работа психолога в инновационных учебных заведениях", "Психодиагностика", "Психокоррекция" в процессе подготовки практических психологов.

Материалы исследования апробировались на заседаниях кафедры практической психологии Вятского государственного гуманитарного университета, в процессе работы автора в качестве практического психолога в частной школе "Престиж", в публикациях по теме исследования. Автор принимал участие в работе межрегиональных и всероссийских научно-практических конференций (Тверь, 2001; Калуга, 2002; Киров, 2002; Шадринск, 2002; Киров, 2003; Рязань, 2003).
Положения, выносимые на защиту:
1. Личностное развитие младших школьников в частной школе имеет специфику, которая находит свое отражение в системе отношений к учебе, педагогам, сверстникам, себе и проявляется в более низкой общей школьной тревожности; более высоких показателях напряженности; нормативности поведения; зависимости от взрослых; неуверенности в своих интеллектуальных способностях; стремлении к доминированию; переживании стресса, связанного с ситуацией общения со сверстниками.
2. Система психологического сопровождения личностного развития младших школьников в условиях частной школы включает в себя:
- деятельность всех субъектов сопровождения по снижению у детей напряженности, зависимости от взрослых, неуверенности в своих интеллектуальных способностях, переживания стресса в общении со сверстниками;
- переориентацию педагогов с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с детьми;
-обучение родителей адекватному восприятию возможностей школы и своих детей;
-использованию сильных сторон образовательной среды при нейтрализации ее неблагоприятных факторов.
3. В качестве средств реализации системы психологического сопровождения личностного развития младших школьников выступает специально разработанная программа, включающая в себя
-работу психолога с детьми по снижению у них напряженности, повышению стрессоустойчивости, уверенности, мотивации и т.п.;
-работу с педагогами по переориентации их с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с детьми, выработке позиции, способствующей адекватному восприятию и реагированию на требования администрации и родителей;
-работу с родителями по формированию объективного взгляда на школу, педагогов, детей, созданию предпосылок для принятия ответственности за своих детей;
-деятельность по согласованию взаимодействия всех субъектов сопровождения, обеспечение условий для взаимоинформирования, осознания целей и задач, функций каждого субъекта, проведение совместных тренингов. Внедрение результатов проходило в следующих направлениях:
- Результаты, полученные в рамках деятельности психологической службы, непосредственно внедрялись в практику частной классической гимназии "Престиж" автором исследования;
- результаты исследования использовались в учебном процессе в Вятском государственном гуманитарном университете, в Российском государственном гуманитарном университете при подготовке практических психологов; в Вятском экономико-социальном колледже при подготовке социальных педагогов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. В тексте диссертации содержатся 18 таблиц. Библиография включает 191 источник, из них 4 на иностранном языке. В приложении приводятся тексты используемых методик, статистические таблицы.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во  введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет, гипотезы, задачи, методы и методики исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту, даются сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе "Проблема психологического сопровождения личностного развития детей младшего школьного возраста в условиях частной школы" рассматриваются теоретические положения психологического сопровождения как одной из моделей школьной психологической службы, анализируются ее основные отличительные особенности от других моделей психологической службы, раскрываются функциональные обязанности каждого участника сопровождения, принципы, этапы реализации данной модели; обосновывается необходимость построения и исследования сопровождения в младшем школьном возрасте в частной школе.

В работе обращается внимание на то, что исследования по данной проблеме имеют основной целью обоснование модели психологической службы -психологического сопровождения, в них предпринята попытка либо экспериментальной проверки и анализа эффективности построенной модели психологического сопровождения, либо попытка ее проектирования. В работе анализируется трактовка психологического сопровождения в исследованиях различных авторов. М.Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Е.И. Казакова говорит о сопровождении как о мультидисциплинарном методе, обеспечиваемом единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников, и заключающемся в формировании ими ориентационного поля развития, где ответственность за действия несет сам субъект развития. Т.Н. Чиркова обозначает сопровождение через позицию психолога по отношению к субъектам взаимодействия и основные принципы его работы: включенность, содействие, участие, обеспечение.
Многими авторами с целью раскрытия основных смысловых единиц психологического сопровождения используются такие понятия как взаимодействие, сотрудничество, создание условий, помощь, деятельностная направленность, "не ориентация на объект, а работа с объектом". В нашем исследовании психологическое сопровождение рассматривается как единство усилий всех участников сопровождения по созданию условий для позитивного развития ребенка при сохранении максимума его свободы и ответственности.
Рассматривая психологическое сопровождение, многие авторы подчеркивают, что внутренне это очень разнонаправленное движение, при изменении фокуса сопровождения мы получаем разные его виды (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева и др.), вместе с тем можно выделить ряд оснований для классификации видов психологического сопровождения, среди них форма работы, направленность, предмет и объект психологического сопровождения.

На основе изучения специальной литературы была предпринята попытка систематизировать характеристики участников психологического сопровождения (педагогов, психологов, администрации, родителей), их функциональные обязанности и возможные сферы деятельности (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева и др.). Сопровождающая деятельность каждого специалиста рассматривается с позиций создания условий для обеспечения образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого школьника, его развития как личности. Психологическое сопровождение как организованное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого регулируется рядом принципов, которые включают в себя приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность, мультидисциплинарность сопровождения, формирование единого отношения к ребенку со стороны всех участников сопровождения, постоянный информационный обмен между ними с четким осознанием своей части деятельности и линий взаимодействия.
Анализ психолого-педагогической литературы (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, И. Ромазан, Т. Чередникова, Т.И. Чиркова и др.) показал, что перед психологом, работающим в рамках парадигмы сопровождения, возникает необходимость выделения параметров оценки эффективности реализуемой системы сопровождения, однако отсутствует однозначность в решении данного вопроса. Анализ проблемы выделения критериев эффективности модели психологического сопровождения позволяет сделать вывод о том, что они представлены двумя группами показателей: со стороны ребенка - характеристиками его развития; со стороны условий обучения и воспитания - их позитивностью для развития ребенка. Вместе с тем можно говорить о том, что нечеткость обозначенных критериев значительно затрудняет их практическое применение, их дальнейшая конкретизация, на наш взгляд, возможна за счет выделения возрастно-нормативных ориентиров каждого возраста.

В работе отмечается, что единая концепция сопровождения до сих пор окончательно не сложилась, логика развития данного подхода привела к осознанию и постановке вопросов работы не только с отдельными участниками учебно-воспитательного процесса, но и с условиями, в которых происходит их жизнедеятельность и развитие, обучение и воспитание.
Система психологического сопровождения весьма продуктивна в младшем школьном возрасте, так как именно в самом начале школьного обучения психолог имеет возможность выстроить "сопровождение" педагогического процесса, нацеленного в большей мере на профилактику, на развитие позитивного, благоприятного изначально. Однако, без представления целостной картины личностных новообразований в младшем школьном возрасте, без понимания закономерностей их возникновения невозможно создать достаточные и необходимые условия их развития. В нашем исследовании в качестве обобщенных показателей личностного развития в младшем школьном возрасте выступили: отношение к деятельности, к взрослым и сверстникам, к самому себе, выделенные в возрастно-нормативной модели личностного развития младшего школьника Н.В. Лаптевой.
Анализ литературы показывает, что большая часть публикаций, раскрывающих проблемы частной школы, выполнена в русле педагогических исследований, в том числе по истории частных школ в нашей стране (Н.В. Литарова, С.В.Сергеева, М.О. Чеков) и за рубежом (М. Гусакова, М. Данилова, У. Дорошевская, И.Г. Животовская, С.Л. Зарецкая, В.А. Зубенко, Л.Л. Капранова, Н.А. Сахаров и др.), современные частные школы (В.И. Блинов, И.С. Сергеев, НА. Саранов и др.), собственно психологические исследования, посвященные частным школам, весьма немногочисленны (Л.Г. Бортникова, С.А. Грищенкова, Д.В. Лубовский, Т.И. Порошинской, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.). В работе освещены основные направления развития отечественных частных школ: восполнение (частичная замена, дополнение и возмещение) семейного воспитания, углубление интеграции учебного заведения и семьи, стремление компенсировать в учебном заведении объективные недостатки домашнего воспитания; создание структуры, призванной заменить малоэффективную систему коррекционных классов, классов выравнивания и им подобных; осуществление поддержки и оказание психологической помощи детям, не способным обучаться в массовой государственной школе; самостоятельная разработка нового содержания образования, особенно программ гуманитарных и интегрированных курсов и т.д.

В анализируемых исследованиях обращается внимание на то, что частные школы стремятся к созданию альтернативной образовательной среды, к более гармоничному формированию личности учащихся в целом в основном за счет снижения наполняемости классов и максимальной индивидуализации обучения, создания атмосферы семейственности, камерности в школе, постановки в центр внимания школы потребностей и возможностей личности растущего ребенка. Вместе с тем на основе анализа литературы выделены следующие неблагоприятные особенности образовательной среды частной школы: интенсификация учебной нагрузки и увеличение продолжительности учебного дня за счет включения в программу дополнительных дисциплин, индивидуальных занятий, кружковой работы, а также организацию самоподготовки; крайне суженное психологическое пространство школьников, отсутствие возможности уединения; пребывание в замкнутом пространстве большую часть дня, работа в режиме интерната, полупансионата; регламентация жизни школьников, строгий контроль за всеми областями жизни учеников со стороны педагогов и администрации, подкрепляемый требованиями родителей; ограниченные возможности установления разнообразных связей со сверстниками; частая сменяемость коллектива классов. В исследовании дана характеристика каждой из обозначенных особенностей. Специфика личностной сферы младшего школьника позволяет считать, что наиболее целесообразно искать пути преодоления негативных последствий выделенных особенностей образовательной среды именно на данном возрастном этапе.

Значительное внимание в данной главе уделяется характеристике основных участников сопровождения - педагогов и родителей. В работе отмечается, что работа в частной школе формирует повышенные требования к профессионализму педагога, к его подготовленности к качественно новому уровню взаимодействия с детьми, вместе с тем указывается на недостаточную подготовленность педагогов к работе в соответствии с выделенными параметрами, что проявляется в приверженности учебно-дисциплинарной модели взаимодействия; негативном отношении к детям и самой школе; непоследовательности в требованиях, неопределенности позиции учителя по отношению к ученикам. Выделяется ряд особенностей родителей, отдающих своих детей в частные школы: возможность контролировать школу, давление родителей на ребенка и администрацию с целью обеспечения максимально быстрого "результата" обучения; ориентация только на положительный результат, на образцы социально желательного поведения; тенденция инфантилизировать ребенка, чрезмерно удовлетворять все его потребности в связи с кажущейся неприспособленностью к жизни, недоверием к нему; самоустранение родителей от процесса воспитания за счет требования от школы максимальной занятости ребенка вне дома, стремление переложить свои родительские функции на педагогов.

Во второй главе также дается сравнительный анализ психологического портрета учащихся государственных и частных школ, описание проблем личностного развития учащихся частных школ, классификация этих проблем по блокам личностного развития, что позволяет в дальнейшем обозначить зоны, направления наибольшего внимания со стороны всех субъектов сопровождения.
Во второй главе "Экспериментальное изучение проблемы психологического сопровождения личностного развития в условиях частной школы" описываются контингент испытуемых, обосновывается выбор методик исследования; анализируются особенности взаимодействия педагогов частных и государственных школ с детьми, стили семейного воспитания учащихся частных и государственных школ, личностные особенности младших школьников, обучающихся в частных и государственных школах. Раскрывается содержание организации, системы психологического сопровождения личностного развития младших школьников в частной школе и обсуждается эффективность проведенной работы. Использование методов количественной и качественной обработки данных исследования, применение методов математической статистики обеспечивают достоверность полученных результатов.
Исследования особенностей взаимодействия педагогов с детьми в частной и государственной школе позволило сделать вывод о том, что в ходе реализация системы психологического сопровождения в условиях частной школы возникает ряд трудностей, обусловленных характером педагогического взаимодействия, среди них, прежде всего, ориентированность значительного большинства педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, преобладание контроля над предоставлением самостоятельности, негативное отношение к детям, ориентированность только на качества, обеспечивающие хорошую успеваемость. Данные трудности не являются специфичными только для частной школы, но в ее условиях имеют тенденцию к усилению, что обусловлено требованиями администрации школы и родителей.

Анализ полученных данных по родителям учащихся частных школ позволяет выделить ряд характеристик семейного воспитания, объясняющих многие особенности личностного развития младших школьников частных школ: отсутствие гиперопеки в отношении ребенка, передача многих воспитательных функций школе; стремление к полному некритичному удовлетворению всех потребностей ребенка; минимальное число запретов в отношении ребенка. Выделенные особенности требуют учета при организации сопровождающей деятельности.
Диагностические возможности использованных методик, применение процедур факторного анализа и методов математической статистики к массиву полученных в ходе исследования данных позволило нам не только выявить статистически значимые различия в личностном развитии учащихся двух типов образовательных учреждений, но и создать их обобщенные психологические портреты.
Анализ показателей личностного развития младших школьников позволил выявить его специфику у учащихся частных школ по сравнению с учащимися государственных школ по следующим показателям: более низкая общая школьная тревожность; более высокие показатели напряженности, нормативности поведения, зависимости от взрослых, неуверенности в своих интеллектуальных способностях, стремления к доминированию, переживания стресса в общении со сверстниками. Их анализ доказывает обоснованность и актуальность постановки в центр личностного развития учащихся в центр всей системы психологического сопровождения в частной школе. Именно эти показатели определяют специфику личностного развития младших школьников частных школ и выступают в качестве ориентиров сопровождающей работы.

Выделение особенностей образовательной среды частной школы, анализ особенностей личностного развития ребенка, а также анализ семейного воспитания позволили на основе полученных данных разработать и апробировать программу психологического сопровождения личностного развития младшего школьника в частной школе. Программа психологического сопровождения личностного развития младших школьников работа разрабатывалась в соответствии с основными блоками возрастно-нормативной модели личностного развития младших школьников и включала в себя:

-работу с детьми по снижению у них напряженности, повышению стрессоустойчивости, уверенности, мотивации и т.п. посредством уроков, консультаций, тренингов;
-работу с педагогами по переориентации их с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с детьми, выработке позиции, способствующей адекватному восприятию и реагированию на требования администрации и родителей посредством тренингов, психологических практикумов, консультаций;
-работу с родителями по формированию объективного взгляда на школу, педагогов, детей, созданию предпосылок для принятия ответственности за своих детей посредством индивидуальных и групповых консультаций, тренингов;
- цикл мероприятий по согласованию мнений и деятельностей всех субъектов сопровождения, включающей взаимоинформирование, коллективное обсуждение проблем, проведение совместных тренингов.

Выделение именно этих направлений обусловлено необходимостью организации работы с каждым субъектом сопровождения, при этом основной акцент был сделан на работе с детьми с максимальным привлечением в данный процесс родителей и педагогов.
В данной главе приводятся общие рекомендации по реализации системы психологического сопровождения личностного развития младших школьников. В работе предлагаются примеры учета и компенсации неблагоприятных особенностей образовательной среды частной школы, обозначенные подробно в первой главе диссертационного исследования.
В качестве показателей, фиксирующих результативность сопровождающей работы выступили: повышение уровня школьной мотивации, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, преодоление тревожности, снижение напряженности. С целью оценки эффективности проделанной работы мы использовали данные повторной диагностики экспериментальной и контрольной групп, а также свои наблюдения, отзывы младших школьников, родителей, педагогов. Ниже представлена таблица, где показатели эффективности проделанной работы сгруппированы в соответствии с основными блоками воз-растно-нормативной модели развития.

Сравнительный и качественный анализ итогового эксперимента свидетельствуют об эффективности авторской модели психологического сопровождения личностного развития младшего школьника, что подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы и поставленных в исследовании задач. Критерий Фишера подтвердил достоверность интенсивности сдвига в сторону повышения отдельных показателей личностного развития детей в экспериментальной группе. Это свидетельствует о том, что повышение уровня развития детей связано не только и не столько с процессом созревания и роста, сколько с реализацией системы психологического сопровождения, построенной на основании возрастно-нормативных ориентиров развития. Следует отметить, что в результате проведенной работы изменения коснулись всех блоков возрастно-нормативной модели развития, сравнение результатов первичного и вторичного срезов показывает, что у младших школьников экспериментальной группы в интеллектуальной сфере произошло общее повышение успешности решения интеллектуальных задач, что мы тесно связываем со снижением уровня напряженности, тревожности. Позитивные изменения также отмечаются в отношении такого показателя как общая школьная мотивация.

Таким образом, обнаруженные при повторном замере статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по различным характеристикам личностного развития, отзывы самих детей, родителей и педагогов доказывают эффективность выделенных нами условий для реализации системы психологического сопровождения в частной школе. Гипотеза исследования подтвердилась, цели и задачи достигнуты.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, делаются основные выводы.

Проведенное диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ показал, что понятие психологическое сопровождение личностного развития представлено недостаточно. Мы определяем его через построение такой системы работы психолога, которая бы максимально способствовала развитию основных индивидуально-личностных образований человека, актуализации его потребностей, возможностей, способностей, усилению его личностного начала. Также были исследованы критерии эффективности самого психологического сопровождения, систематизированы функциональные обязанности каждого из специалистов сопровождения, выделены подходы к классификации видов сопровождения.
2. Экспериментальное изучение системы психологического сопровождения личностного развития позволило выявить его специфику в условиях частной школы, заключающейся в целевых установках педагогов, администрации, родителей в отношении частной школы, в своеобразии личностного развития детей, в особенностях образовательной среды.
3. Разработана система психологического сопровождения, включающая в себя согласованную деятельность всех субъектов сопровождения по снижению у детей напряженности, зависимости от взрослых, неуверенности в своих интеллектуальных способностях, переживания стресса в общении со сверстниками; переориентацию педагогов с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с детьми; обучение родителей адекватному восприятию возможностей школы и своих детей; использованию сильных сторон образовательной среды при нейтрализации ее неблагоприятных факторов.
4. В качестве средства реализации системы психологического сопровождения личностного развития младших школьников выступает специально разработанная программа, включающая в себя работу психолога с детьми, педагогами, родителями, деятельность по согласованию взаимодействия всех субъектов сопровождения; опыт построения системы психологического сопровождения в начальных классах частной классической гимназии "Престиж" подтвердил выдвинутую гипотезу и доказал эффективность предложенной программы.

Оглавление


Основное содержание работы отражено в публикациях автора:

1) Федорова Ю.П. Проблемы взаимоотношений семьи и частной школы //Современная семья: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научной заочной конференции. Вып. 1. Тверь: ТГТУ, 2001. - С.37-39.

2) Федорова ЮЛ. Психологические аспекты формирования личности учащихся частных школ //Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции: В 3 ч. Ч. I: Историко-методические подходы к исследованию личности. - Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2002. - С.56-67.

3) Федорова Ю.П. Особенности школьной тревожности учащихся первых классов в период адаптации на примере общеобразовательной и частной школы //Образование в России: медико-психологические аспекты: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002. - С231-233.

4) Фёдорова Ю.П. Особенности тревожности учащихся первых классов общеобразовательных и частных школ в период адаптации //Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 частях. Часть I. -Киров: Изд-во ВГПУ, 2002. - С.183-189.

5) Федорова Ю.П. К вопросу о психологическом сопровождении личностного развития учащихся частных школ //Научный вестник Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института №12 - Киров: Изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2003. - С.22-35.

6) Федорова ЮЛ. Проблема психологического сопровождения личностного развития младших школьников в частной школе // Личность в современных исследованиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы развития личности". Выпуск б. - Рязань: Рязанский государственный медицинский университет, 2003. - С, 130-133. Общий объем публикаций - 2,7 п.л.


Оглавление

[Кафедра психологии КГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz