Хазова Светлана Абдурахмановна

"Cовладающее поведения одаренных старшеклассников"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.05 - социальная психология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Вторая глава  
Апробация исследования Третья глава  
Заключение  

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Хазова С.А.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Чрезвычайная важность изучения механизмов интеллектуальной одаренности и социально-психологических проблем, связанных с высоким интеллектуальным уровнем личности, объясняется следующими причинами:
- интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой социально-экономического прогресса любого общества, повышают качество общественных реформ, оказываются одним из решающих факторов экономического развития в условиях современного производства;
- пренебрежительное отношение к развитию способностей в конечном счете оборачивается для государства значительными потерями как моральными, так материальными и политическими.
Однако, несмотря на длительную историю изучения одаренности на Западе и в нашей стране, до сих пор не существует единого концептуального подхода к определению и пониманию данного феномена. Понятие "одаренность" употребляется в нескольких различных значениях, да и одаренность как явление понимается разными авторами по-разному. Кроме того, работам по одаренности часто не хватает общего взгляда, а это лишает их социального контекста (M. Karnes, G. McCoy, J.Guilford, Ю.Д. Бабаева, Ж. Брюно, Р. Малви, Н.С.Лейтес, Д.В. Ушаков, В.С. Юркевич, Е.К.Ягловская). Связано это с тем, что в центре внимания исследователей, как правило, оказывается интеллектуальная деятельность. Исследования особенностей психосоциальной сферы одаренных носят скорее описательный теоретический характер. В то же время, многими авторами подчеркивается необходимость изучения особенностей психологической организации личности для понимания проблем одаренного человека, т.к. одарен, необычно развит не сам по себе ум, одарена личность (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н.Дружинин, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, М.А. Холодная, Н.Б.Шумакова). 
Наибольшее значение имеют психологические исследования детской одарённости, т.к. во-первых, чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на достижение самых высоких результатов; во-вторых, из 20% детей школьного возраста, которые могут быть отнесены к группе одаренных, реализуют свой потенциал всего 2-5% детей, т.к. они, как правило, лишены необходимой помощи и поддержки (по данным психологических исследований в рамках Президентской программы "Дети России"). Кроме того, существует и еще одна проблема: большинство работ посвящены проблемам вундеркиндов и младших школьников, исследования одаренных учащихся старших классов малочисленны (E.Frydenberg, A. Parsons, И. С. Аверина, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, Н.Б. Пасынкова, М.А. Холодная).
Современная социально-экономическая ситуация в России является крайне нестабильной. Поэтому понятна актуальность изучения совладания с трудными жизненными ситуациями у одаренных детей как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям. Особую важность проблема совладающего поведения приобретает в контексте ранней юности, которая традиционно привлекает внимание психологов, педагогов, социологов как один из наиболее стрессогенных периодов в онтогенетическом развитии, связанный с необходимостью профессионального выбора, открытием своего внутреннего "Я", становлением мировоззрения.
Анализ противоречий, существующих между реальной практикой обучения одаренных детей и теоретическими разработками в этой области позволил сформулировать проблемы, требующие разрешения:
1. Какие типичные социально-психологические трудности испытывают одаренные старшеклассники и каков уровень их социально-психологической приспособленности; а также чем они отличаются от трудностей и уровня приспособленности их сверстников; 
2. С помощью каких стратегий совладающего поведения одаренные старшеклассники с этими трудностями справляются;
3. С какими компонентами структуры одаренности связаны эти трудности и выбор одаренными детьми стратегий совладания.

Цель исследования является выявление особенностей социально-психологической приспособленности и специфики совладающего поведения одаренных старшеклассников.
Задачи работы: 
- проанализировать современное состояние проблем определения одаренности, ее идентификации, совладающего поведения на основе зарубежных и отечественных источников; 
- изучить основные теоретические подходы к пониманию юношеского возраста и его трудностей (стрессоров развития);
- обосновать комплексное применение количественных (психометрических) и качественных критериев идентификации одаренности; 
- выявить типичные социально-психологические трудности одаренных старшеклассников, уровень социальной приспособленности и стили совладающего поведения, позволяющие им преодолевать данные трудности;
- провести сравнительный анализ социально-психологических трудностей, уровня приспособленности и выбора стратегий совладающего поведения одаренных учащихся и их сверстников, имеющих нормативный уровень развития; 
- изучить особые ресурсы совладания одаренных старшеклассников. 
Гипотезы исследования:
1. Наряду с общевозрастными, одаренные старшеклассники испытывают особые социально-психологические трудности. И с теми, и с другими они, в основном, совладают. 
2. Одаренные старшеклассники отличаются от своих сверстников более высоким уровнем социальной приспособленности.
3. Стратегии совладающего поведения одаренных старшеклассников отличаются от стратегий совладающего поведения их сверстников.
4. По сравнению с неодаренными, у одаренных старшеклассников есть дополнительные ресурсы совладания: интеллектуальные достижения и творческие способности.
Объект исследования - одаренность и социально-психологическая приспособленность в ранней юности. 
Предмет исследования - социально-психологические трудности и совладающее поведение одаренных старшеклассников. 

Научная новизна и теоретическая значимость представляемой диссертационной работы определяется тем, что впервые обоснована и апробирована схема идентификации одаренных на основании не только психометрических, но и качественных критериев. Изучены уровни приспособленности одаренных старшеклассников в различных сферах, их социально-психологические трудности и качественные особенности совладающего поведения. Впервые выявлены связи уровня приспособленности и совладающего поведения одаренных старшеклассников с их интеллектуальными достижениями. Отражена сложная взаимосвязь между сферами приспособленности и выбором стратегий совладающего поведения. Впервые проведено сравнение предикторов и способов совладающего поведения одаренных старшеклассников и их сверстников, не имеющих высоких интеллектуальных достижений. Впервые в качестве ресурсов совладающего поведения одаренных рассматриваются их взаимоотношения в семье, творческие способности (невербальная креативность) и интеллектуальные достижения. 
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов в деятельности психологов сферы образования, специалистов, работающих с одаренными детьми. Автором предложен опросник для идентификации одаренности и выявления особенностей психосоциальной сферы одаренных старшеклассников. Результаты исследования легли в основу программы развития коммуникативной компетентности и развития навыков совладающего поведения учащихся с высоким уровнем развития способностей, которая реализована на базе лицея №34 г. Костромы.
Методологическую основу исследования составили субъектно-деятельностный подход к изучению социально-психологических явлений (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский); целостный подход к пониманию одаренности (Ю.Б. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, М.А. Холодная, В.Д.Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С.Юркевич); существующий в психологии развития подход к пониманию трудностей раннеюношеского возраста (Adelson, Coleman, М. Кле, В.Е. Каган, И.С. Кон, А.Е. Личко, Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон), когнитивный подход к пониманию приспособленности (Х.Белл), транзакциональная (transactional) теория совладающего (копинг) поведения - когнитивно-поведенческий подход (R. Lazarus, S. Folkman), отечественный подход к психологическому совладанию с трудными стрессовыми ситуациями 
( Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Р.М. Грановская, Л.А. Китаев-Смык, И.М. Никольская). 
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, беседу, наблюдение, психологический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов с применением методов математической статистики для обработки экспериментальных данных.
В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: методика исследования культурно-свободного интеллекта Р. Кеттелла, тест творческого мышления Е. Торренса, опросник приспособленности Х. Белла, Юношеская копинг-шкала (Adolescent Copinq Scale) Э. Фрайденберг и Р. Льюис (адаптированная Т.Л. Крюковой, 2002). Достоверность полученных данных обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, комплексностью используемых методов и методических приемов, сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных с применением методов математической статистики, совпадением основных результатов, полученных автором, с данными, полученными ведущими зарубежными исследователями. 
Эмпирическое исследование проводилось на базе лицеев №34, 17 и 32 
г. Костромы. В нём участвовало более 500 учащихся, из которых было отобрано 108 респондентов в возрасте 14-17 лет (38 одаренных и 70 обычных старшеклассников).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Наряду с традиционными психометрическими (IQ и креативность), критериями идентификации одаренности являются три типа качественных критериев: реальные интеллектуальные достижения, своеобразие интеллектуальной деятельности и особенности мотивационной сферы одаренных старшеклассников. Оценка одаренности по качественным критериям проводится при помощи экспертных оценок, наблюдения в процессе реальной деятельности и анализа творческих работ учащихся. 
2. Одаренные старшеклассники имеют сходные с их сверстниками по содержанию, но отличные по степени выраженности социально-психологические трудности. 
3. Уровень социальной приспособленности одаренных старшеклассников в целом выше, что проявляется в меньшем количестве трудностей в отношениях с родителями и большей уверенности в социальных контактах.
4. С типичными возрастными и собственными особыми трудностями одаренные старшеклассники совладают достаточно эффективно. Наиболее предпочитаемыми одарёнными старшеклассниками являются копинг-стратегии, которые связаны с интеллектуальной оценкой и анализом ситуации. Наименее предпочитаемыми являются стратегии, связанные с социальной поддержкой, что порождает некоторое социальное отдаление от других.
5. Высокоразвитые творческие способности (в частности, невербальная креативность) и наличие реальных достижений в интеллектуальной деятельности (академическая успеваемость, успешное участие в олимпиадах и научно-практических конференциях) позволяют одаренным старшеклассникам справляться с трудностями более адекватными ситуации и личностным особенностям способами по сравнению с их неодаренными сверстниками.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры практической психологии, кафедры социальной психологии КГУ им. Н. А. Некрасова, докладывались на международной конференции "Личность и творчество" (Великий Новгород, 1999), Всероссийском симпозиуме "Личность и общество" (Кострома, 2000), Международной конференции "Современная психология: состояние и перспективы" (Москва, 2002). Теоретические и эмпирические положения исследования включены в лекционные занятия по курсу "Психология развития" и спецкурсам "Психология индивидуальных различий" и "Диагностика и развитие способностей и одаренности" для студентов факультета "Педагогика и психология" (специальность "Психология") Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, в семинар для педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми.
Публикации. Основное содержание диссертационного исследования изложено в семи публикациях автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, в который вошли 152 источника на русском и 22 на иностранных языках, приложения, иллюстрирована таблицами, схемами и диаграммами.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется предмет, объект, цели и задачи исследования, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту, называются использованные методы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. 
В первой главе "Проблема идентификации одаренности" посвящена анализу теоретических и эмпирических исследований, направленных на определение феномена одаренности, ее структурных элементов и признаков, рассмотрена проблема идентификации одаренности.
В первом параграфе "Феномен одаренности" представлен анализ основных зарубежных и отечественных концепций одаренности (Д. Рензулли, Р. Стоунбергер, В. Штерн, А. Шведел, П.А. Мясоед, С.А. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков), выделяются различные виды и возрастные аспекты одаренности (С. Марлэнд, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин). Определяется понятие "интеллектуальная одаренность", выделяются ее составляющие: интеллект, креативность, обучаемость, познавательная мотивация, интеллектуальная активность (Д.Рензулли, Дж. Фельдхьюзен, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, М.А. Холодная, В.С. Юркевич). Рассматривается их роль в структуре одаренности. Отмечается, что идентификация одаренности представляет собой отдельную психологическую проблему.
Во втором параграфе "Проблема диагностики одаренности" проанализированы различные подходы к диагностике одаренности, отмечается сложность разрешения данной проблемы, высокая вероятность ошибки. Рассматриваются основные возможности и недостатки тестового подхода, основанного на системе единой оценки (А. Анастази, А. Астин, Р. Кеттелл, Д.Рензулли, Д.Холанд, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная). Показывается проблемность диагностики креативности с помощью традиционных психометрических процедур (М. Воллах, Д.Коган, Р. Стернберг, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская). Рассматриваются основные нетрадиционные методы: метод "турникета" (Д. Рензулли), "динамический подход" (Д. Сиск, Ю.Д. Бабаева), метод "креативного поля" (Д.Б. Богоявленская). Раскрывается сущность комплексного подхода к идентификации одаренности, заключающаяся в использовании различных методов: сбора биографических данных, экспертного оценивания, анализа продуктов деятельности, оценки участия в различных конкурсах, олимпиадах (П. Витти, Л. Термен, Л. Холлингуорт, Н.С. Лейтес, М.А. Холодная), 
В третьем параграфе "Психологический портрет одаренного школьника: интеллектуальная и потребностно-мотивационная сферы" описываются преимущества одаренных детей в интеллектуальной сфере и особенности мотивационной сферы (В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич). Помимо особенностей восприятия, внимания, памяти, мышления выделяются умение учиться и рефлексивная позиция при решении задач, стремление подвергать сомнению общепринятые истины, толерантность по отношению к информационному дефициту и ситуациям неопределенности ( Ю.З. Гильбух, В.П. Лебедева, В.И.Панов, В.Э. Чудновский), хорошее развитие не только словесно-логического, но и образного мышления (Н.С. Лейтес), широта и глубина интересов, ориентация на творческое выполнение заданий. В качестве наиболее "верного" диагностического признака называется наличие познавательной мотивации и интеллектуальной инициативы (Д. Рензулли, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.Н. Матюшкин, В.С. Юркевич) и мотивации компетентности (И.Ю.Кулагина). В связи с целями исследования выделяются следующие признаки (критерии) для выявления одаренных школьников: "сверхчувствительность" восприятия и способность к тонкой дифференцировке содержаний, высокий уровень развития и качественное своеобразие мышления, хорошо развитые долговременная и оперативная память, наличие в речи сложных синтаксических конструкций, богатство словаря и "словотворчество", пониженная утомляемость в сфере интересов, высокий энергетический уровень, хорошо развитая рефлексия в интеллектуальном плане, хорошая обучаемость, высокая требовательность к результатам своего труда. 
В заключение подведен итог первой главы. Отмечается, что результат и способ овладения интеллектуальной деятельностью, ее своеобразие, особенности потребностно-мотивационной сферы, отличающие интеллектуально одаренных детей, могут выступать в качестве критериев идентификации одаренности. Это делает необходимым использование для идентификации одаренности помимо психометрических процедур таких методов как наблюдение в процессе деятельности, сбор экспертных оценок, анализ продуктов деятельности и реальных достижений.

Во второй главе "Совладающее поведение одаренных старшеклассников" описываются трудные жизненные ситуации в ранней юности, особые трудности одаренных старшеклассников, рассматривается феномен совладающего поведения и различные направления его изучения, анализируется специфика совладающего поведения одаренных старшеклассников.
В первом параграфе "Социально-психологические трудности в ранней юности (стрессоры развития)" определяется понятие трудных жизненных ситуаций как обстоятельств жизни, требующих от индивида таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы, для того, чтобы защитить и утвердить значимую ценность, цель, систему отношений, качество личности, которые в определенных условиях могут быть потеряны или уничтожены. Описываются типичные трудности, с которыми сталкивается молодежь (С. Гурски, М. Кле, Т.Л. Крюкова), выделяется особая группа трудностей - социально-психологические трудности, которые определяются автором как трудности в общении. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы делается вывод о зависимости проявлений трудностей от сферы взаимоотношений: отношений с родителями, учителями или сверстниками. Отмечаются наиболее распространенные причины конфликтов старшеклассников с родителями и различия в отношениях с матерями и отцами (Л.И. Божович, Б. Заззо, М. Кле, И.С. Кон). Рассматриваются отношения старшеклассников с учителями (И.С. Кон, Т.Н. Мальковская, В.Э. Пахальян). Наиболее подробно анализируются трудности в общении со сверстниками, указывается центральная роль этой сферы общения в процессе становления независимости и приобретения самоидентичности (М.С. Каган, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Описывается специфика общения в юношеском возрасте: высокая конформность, амбивалентность, требование соответствия нормативным канонам маскулинности-фемининности (Е. Dоuvan, M. Coleman, Ф. Зимбардо, Д.Н. Исаев, М.С. Каган, Р. Кеттелл, И.С. Кон, А.Е. Личко, В.С. Мерлин). Рассматриваются инструментальные трудности и индивидуально-психологические и личностные особенности, выступающие как в качестве собственно трудностей, так и в качестве их причин. Обосновывается несостоятельность понимания ранней юности как наиболее стрессогенного и конфликтного периода в онтогенетическом развитии.
Во втором параграфе "Особые трудности одаренных старшеклассников" представлены две точки зрения на наличие трудностей у одаренных школьников. "Особые трудности" определяются как такие трудности, которые частично совпадают, частично отличаются по уровню выраженности и важности (рейтингу), а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу старшеклассников. Отмечается как положительное (ценность образования, забота о развитии ребенка, поддерживающие отношения), так и отрицательное влияние семьи, выражающееся в крайностях: игнорирование особенностей ребенка или искусственное завышение требований, что в равной мере провоцирует конфликты. Показана специфика отношений к одаренным девочкам. Указывается на зависимость отношений с учителями от личности и опыта работы педагога, а в отношениях со сверстниками - от специфики проявлений одаренности. Анализируются причины социально-психологических трудностей, среди которых отсутствие равноправного общения со сверстниками (Л.Н. Галигузова, В.С. Юркевич, В.Э. Чудновский), позиция партнера по общению и личностные особенности (K. Abroms, M.Karne, E. Frydenberg, Л. Холлингуорт, Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес). Отмечаются такие особенности как острое восприятие несправедливости, уязвимость, эмоциональная впечатлительность, сдержанность, недостаточная терпимость к менее способным одноклассникам, независимость, нонконформизм, перфекционизм, неадекватная самооценка, поведенческие модели, провоцирующие конфликты с окружающими. 
В третьем параграфе "Психологическое совладание в ранней юности" анализируются различные концептуальные подходы к определению понятия "совладающее поведение": 1. Определение совладающего (копинг) поведения как способа психологической защиты (N.Haan); 2. Интериндивидуальный подход, в рамках которого совладающее поведение рассматривается как относительно постоянная предрасположенность человека отвечать на стрессовые события определенным образом (R.Lasarus, S.Folkman) 3. Интраиндивидуальный подход, в рамках которого совладающее поведение определяется как динамическое явление, соединяющее когнитивную, аффективную и поведенческую сферы (R.Lasarus). Обосновывается несостоятельность первого подхода к изучению феномена совладающего поведения (Р.М. Грановская, И.М. Никольская, В.А. Ташлыков). Раскрывается зависимость копинг-поведения от ситуации (F. Blanchard- Fields, L. Sulsky) и особенностей личности. Среди личностных детерминант называются самооценка, самопринятие, локус контроля, уровень тревожности и социальная компетентность (D. Jerry, R. Lazarus, M. Zeidner, N. Endler); возраст (M. Petrovsky, T.J. Birkimer, W. Kliewer , Н.И. Сирота); принадлежность человека к большому и малому социуму и социальный опыт (M. Jerusalem, R. Schwarzer); социальная роль (E. Wells- Parker, J. Krocknik). Рассматриваются различные стили и стратегии совладающего поведения (A. Billing, P. Becker, S. Folkman, E. Frydenberg, R. Lazarus,R. Moos, P. Vitaliano, H. Weber, Л.А. Анцыферова, Б.Д. Карвасарский). Показано, что некоторые особенности личности могут выступать в качестве предикторов или ресурсов совладающего поведения. Проанализированы основные исследования совладания в ранней юности (E. Frydenberg, R. Lewis, А. Parsons, C. Pool, Т.Л. Крюкова, В.Д.Сапоровская), отмечено, что совладание в этот период является достаточно противоречивым. Проведен сравнительный анализ совладающего поведения австралийских и российских старшеклассников.
Четвертый параграф "Совладающее поведение одаренных, его эффективность, личностные детерминанты и ресурсы" посвящен анализу весьма немногочисленных исследований совладания одаренных (М. Сoleman, Kalyan-Masih&Woodward, E. Frydenberg, R. Lewis, А. Parsons, C. Pool). Показано, что совладающее поведение одаренных является проблемно-ориентированным, применение стратегий, направленных на получение социальной поддержки или несовладание являются нетипичными для данной группы старшеклассников. На основе зарубежных и отечественных источников выделяются ресурсы совладания одаренных: поддерживающие отношения в семье, интеллектуальные достижения. Выдвигается предположение о позитивной роли интеллекта и креативности в совладании.
Подводится итог второй главы. Отмечается, что наиболее типичными в ранней юности, в том числе и для одаренных, являются трудности взаимоотношений с окружающими. В связи с отсутствием в отечественной психологии исследований по данной теме ставится проблема изучения совладающего поведения одаренных, его специфики и предикторов.

Третья глава "Эмпирическое изучение социально-психологических трудностей и совладающего поведения одаренных старшеклассников" посвящена анализу и интерпретации проведенного эмпирического исследования. 
В первом параграфе "Цель, объект, предмет и методы исследования" обоснована схема эмпирического исследования: отбор испытуемых, уравненных по ряду критериев; изучение социально-психологических трудностей одаренных старшеклассников; измерение уровня приспособленности одаренных старшеклассников и их обычных сверстников, не демонстрирующих высоких интеллектуальных достижений, в различных сферах; выявление репертуара стратегий совладающего поведения одаренных старшеклассников и обычных старшеклассников; сравнительный анализ полученных результатов с целью выявления различий в уровне приспособленности и репертуаре копинг-стратегий одаренных и их сверстников; корреляционный анализ полученных результатов для проверки наличия связей между структурными компонентами одаренности (интеллектом и креативностью), интеллектуальными достижениями, уровнем приспособленности и выбором стратегий совладающего поведения. Обоснованы использованные в работе психодиагностические и математические методы. 
Во втором параграфе "Эмпирическая идентификация одаренных (формирование выборки)" на основании теоретических положений Рабочей концепции одаренности (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, Н.С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич) автор предлагает считать одаренным старшеклассника, который отличается прежде всего качественным своеобразием когнитивных процессов, особенностями потребностно-мотивационной сферы, демонстрирует высокие интеллектуальные достижения, а также имеет уровень развития интеллекта и креативности выше возрастной нормы. Исходя из данного понимания обосновывается схема отбора одаренных старшеклассников на основе комплексного подхода к идентификации одаренности, включающая в себя:
I. Оценку качественных критериев - интеллектуальных достижений, своеобразия интеллектуальной деятельности и когнитивных процессов, особенностей мотивационной сферы - на основании сбора экспертных оценок с помощью анкеты-опросника, составленного автором диссертационного исследования, беседы, наблюдения за учащимися в процессе учебной деятельности (уроки, факультативы, кружки) и вне уроков, анализа продуктов деятельности (творческих и контрольных работ); II Диагностику уровня развития интеллекта (IQ) и креативности, измеряемых с помощью соответствующих тестов. Делается вывод о необходимости одновременного использования качественных и количественных критериев для идентификации одаренности. В заключение дается характеристика испытуемых.
В третьем параграфе "Социально-психологические трудности и уровень приспособленности одаренных старшеклассников" на основании контент-анализа сочинений, изучения социометрического статуса, экспертных оценок и наблюдения представлены результаты изучения типичных трудностей одаренных старшеклассников в общении. 
Результаты контент-анализа говорят о том, что отношения в семьях одаренных более благополучные, чем у их сверстников (?*=2,408, р=,006), процент неполных и неблагополучных семей ниже (?*=4,212, р=,000). Отношения родителей к детям более адекватное (?*=4,889, р=,000), чем в контрольной группе. Лишь 12,2 % (в контрольной группе 22,4%) отмечают не слишком хорошие отношения с отцами (?*=1,988, р=<,024),
Обращают на себя внимание некоторые отличия в отношениях с одноклассниками и друзьями между группами. Лишь 27, 5% одаренных против 52,8% обычных старшеклассников отмечают хорошие отношения с одноклассниками (?*=3,851, р=,000), 12,5% говорят об отсутствии интереса к тем, кто учится вместе с ними (?*=5,177, р=,000). Большее количество одаренных считает своих соучеников менее умными, более инфантильными (?*=2,365, р<,008). В два раза больше одаренных (26,2%) пишут об отсутствии коммуникативных навыков и трудностях в общении (?*=2,312, р<,010). Учебных трудностей одаренные испытывают меньше - (?*=2,260, р<,012). Но присутствует специфическая группа проблем в отличие от обычных школьников - так называемые "глобальные" проблемы: экология, экономика, политика (?*=2,187, р<,015). 
На основании данных, полученных с помощью опросника приспособленности Х. Белла, был проведен сравнительный анализ адаптированности одаренных старшеклассников и их сверстников по шкалам: семейные отношения (1), сфера здоровья (2), уверенность/неуверенность в социальных контактах - субмиссивность (3), эмоциональная сфера (4), критичность/враждебность по отношению к окружающим (5), маскулинность/фемининность (6). Для сравнения уровня приспособленности были использованы критерии Манна-Уитни и Вальда-Вольфовица, что позволяет говорить о следующих фактах: 1. Одаренные старшеклассники (52,6%) отличаются сбалансированной эмоциональной системой и хорошей саморегуляцией (U=861, p=,004), лишь 21,1% имеют проблемы в эмоциональной сфере. Одаренные девушки также лучше контролируют свои эмоции (U=156, р=,036); 2. Лишь 15,8% испытуемых в группе одаренных испытывают трудности в семейных отношениях (U=975,р= ,03; по критерию серий R=37, р=,0105); 3. Приспособленность в сфере здоровья у одаренных лучше, что подтверждается, во-первых, отсутствием крайних значений (критерий серий R=35, р=,0028), во- вторых, данными о состоянии здоровья по медицинским справкам; 
4. Выявлены различия между группами юношей: одаренные являются более андрогинными, чем их сверстники (U=238, p=,03), и более уверенными в социальных контактах (U=229, p=,02).
О хорошей социальной адаптации свидетельствует анализ социометрического статуса в школьном классе; у одаренных он выше и по интеллектуальному критерию (U=93, p=,0000), и по эмоциональному (U=752, p=,0003). 
На диаграмме 1 представлены результаты сравнения уровня приспособленности одаренных старшеклассников и их сверстников в различных сферах.
Установив достаточно высокий уровень приспособленности, мы задались вопросом о том, с какими структурными компонентами одаренности он связан. С этой целью проанализированы корреляционные связи уровня приспособленности и коэффициента интеллекта, показателей развития невербальной креативности, интеллектуальных достижений. Коррелятами снижения приспособленности в различных сферах являются IQ (r=,380, p=,018 - семья, r=,488, p=,001- здоровье), способность к сопротивлению замыканию (r=,326, p=,045 - враждебность), академическая успеваемость (r=,420, p=,008 - эмоциональность). Способность выдвигать большое количество идей снижает количество трудностей в сфере здоровья (r=-,322, p=,048). Отмечается, что маскулинные старшеклассники более успешны в олимпиадах, фемининные - в научно-исследовательской работе и учебе. Делается важный вывод об отсутствии связей IQ, креативности и интеллектуальных достижений с уверенностью/неуверенностью в социальных контактах в группе одаренных. Анализируются индивидуальные случаи. 
В третьем параграфе "Специфика совладающего поведения одаренных старшеклассников" описывается совладающее поведение одаренных и его отличие от копинг-поведения обычных старшеклассников. Отмечаются стратегии совладания, которые выбираются большинством старшеклассников в обеих группах: "решение проблемы" (97,3% и 95% испытуемых), "работа, достижения" (94,6% и 91,6%), "отвлечение" (86,5% и 86,7%), "беспокойство" (84,5% и 85%); стратегии, которые выбираются редко в обеих группах: "общественные действия" (16,2% и 20%) и "профессиональная помощь" (18,9% и 18,3%).
Показано, что одаренные старшеклассники чаще, чем их сверстники используют стратегию "уход в себя" (U=993, p=,05, критерий серий R=60, р=,049). Реже - "несовладание" (U=968, p=,03), "духовность" (U=917, p=,01, R=38, р=,012), "социальная поддержка" (U=835, p=,002), "самообвинение" (U=822, p=,001, R=34,p=,0005). Эти данные представлены на диаграмме 2. Выявлены отличия между группами мальчиков ("духовность" (U=167, р=,0007), "соц. поддержка" (U=190, р=,003), "самообвинение" (U=198, р=,004), "друзья" (U=225,5, p=,018), "принадлежность" (U=232, p=,025), "позитивный фокус" (U=234, р=,025) и "профессиональная помощь" (U=239, р=,033) и между одаренными мальчиками и девочками ("духовность" (U=31, р=,000061), "мечты о чуде" (U=66, р=,00038), "беспокойство" (U=86, р=,024), "социальная поддержка" (U=86, р=,024), "друзья (U=83,5, р=,020)", "принадлежность" (U=91, р=,039). Характер выявленных отличий продемонстрирован на диаграммах 3 и 4.
В целом, установлен факт выбора одаренными старшеклассниками более продуктивных стратегий совладания по сравнению со сверстниками.
Обработка данных методом корреляционного анализа Ч. Спирмена позволила сделать вывод о многочисленности, разнообразии и отличии связей невербальной креативности, интеллектуальных достижений с выбором стратегий совладания в группе одаренных от связей в контрольной группе. Высокий уровень развития невербальной креативности и высокие достижения значительно снижают риск выбора непродуктивных стратегий совладания: "игнорирование" (r= -,464, p=,003), "мечты о чуде" (r= -,434,p=,006), "самообвинение" (r= -,382, p=,017), "разрядка" (r=-,352, p=,029). Участие в научно-исследовательской работе, академическая успеваемость и умение разрабатывать идеи побуждают чаще обращаться к социально-ориентированному копингу: "духовность" (r=,546, p=,000), "друзья" (r=,382, p=,017), "соц. поддержка" (r=,326, p=,045). Это позволяет говорить о невербальной креативности и интеллектуальных достижениях как об особых ресурсах совладания одаренных. 
Описаны и проанализированы корреляции выбора стратегий совладания и уровня приспособленности в различных сферах. Затруднения в сфере здоровья побуждают выбирать стратегии "беспокойство" (r=,391, p=,015), "разрядка" (r=,388, p=,020), "отвлечение" (r=,360, p=,026); неуверенность в социальных контактах - "несовладание" (r=,418, p=,008); затруднения в эмоциональной сфере связаны со стратегиями "общественные действия" (r= -,326, p=,045), "профессиональная помощь" (r=-,441, p=,005), игнорированием проблемы (r=,361, p=,025) и самообвинением (r=,390, p =,014); критичность побуждает уходить в себя (r=,326, p=,045). Для маскулинных одаренных не свойственно обращение к стратегиям "отвлечение" (r=-,326, p=,045), "духовность" (r=,360, p=,026), "мечты о чуде" (r=-,357, p=,027). 
На основании анализа данных методом иерархического регрессионного анализа установлен факт положительного влияния невербальной креативности на совладание: высокая беглость и оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы значительно снижают риск выбора неконструктивных стратегий - "разрядка" (?= -,72, р=,003), "мечты о чуде" (?= -,64, р=,016), способность к сопротивлению замыканию - оставаться открытым новому опыту (?= ,91, р=,001), умение видеть суть проблемы - справляться с трудностями самому (?= -,38, р=,015).
Чрезвычайно важным моментом является отсутствие связей IQ и выбора стратегий совладания. Однако данные регрессионного анализа, позволяя рассматривать интеллект как предиктор совладания, не дают возможности оценить его роль как однозначно позитивную. 
В результате делаются выводы о наличии особенностей совладающего поведения одаренных старшеклассников по сравнению с совладающим поведением их сверстников и о наличии специфических ресурсов совладания у одаренных.

В заключении кратко обсуждается научная значимость работы, основные итоги и направления практического использования полученных результатов, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Проведенное нами исследование подтвердилои гипотезы , что позволяет сформулировать следующие выводы :
1. В целях идентификации одаренности необходимо использовать наряду с психометрическими показателями три типа качественных критериев: интеллектуальные достижения, качественное своеобразие интеллектуальной деятельности и особенности мотивационной сферы. Именно качественное своеобразие когнитивной и мотивационной сфер является экологически валидным признаком, позволяющим предполагать наличие одаренности. В связи с этим процедура идентификации должна включать помимо традиционной диагностики сбор экспертных оценок, наблюдение в процессе деятельности, анализ продуктов деятельности и творческих работ.
2. Одаренные старшеклассники, также как и их сверстники, переживают социально-психологические трудности, присущие ранней юности. Эти трудности во многом зависят как от сферы проявления, так и от наличия/отсутствия у старшеклассника определенных коммуникативных навыков и умений и от их личностных особенностей. Значительную роль в возникновении трудностей играет позиция взрослого: родителя, учителя. Отношения со сверстниками во многом определяются нестандартностью проявлений одаренных, хотя социометрический статус одаренных как правило выше, чем у их сверстников. 
3. Исследования подтвердили гипотезу о разном уровне приспособленности одаренных и обычных старшеклассников. Отличия касаются степени выраженности и рейтинга трудностей. Наиболее стрессогенными одаренные считают свои отношения со сверстниками, проблемы в отношениях с родителями не являются актуальными. Оказалось, однако, что адаптированность одаренных не ниже, а в некоторых сферах выше, чем у их сверстников, что опровергает распространенное мнение о их якобы социальной неполноценности . Так, одаренные старшеклассники более приспособлены в семье, отличаются эмоциональной стабильностью и высоким уровнем самоконтроля. В сфере здоровья одаренные не менее приспособлены, чем обычные старшеклассники. Одаренные юноши более уверены в социальных контактах, чем их сверстники. 
Однако, высокий уровень рефлексии (ощущение своей непохожести, некоторой изолированности, осознание своих индивидуально-психологических и личностных особенностей, наличия/отсутствия навыков общения), чрезмерно высокий уровень саморегуляции, порождающий проблемы с выражением и принятием эмоций, некоторое несоответствие полоролевым стандартам (высокая андрогинность у юношей и маскулинность у девушек), распостраненным в юношеской среде, не могут не провоцировать, с одной стороны, трудности во взаимодействии с окружающими, прежде всего сверстниками, с другой - стремление с этими трудностями справляться (совладать). 
4. Выявлены взаимосвязи между уровнем приспособленности в различных сферах и показателями одаренности: IQ, невербальной креативностью и наличием интеллектуальных достижений. Причем, эти связи для одаренных и старшеклассников, не демонстрирующих высоких интеллектуальных достижений, разные. Некоторая противоречивость полученных данных (более высокий уровень приспособленности одаренных фактически во всех сферах, с одной стороны, и снижение приспособленности при возрастании IQ и умения видеть суть проблемы - "способность давать абстрактные названия", с другой) связана со сложностью явления одаренности, которая должна изучаться только в совокупности всех составляющих: интеллекта, креативности, личностных особенностей. Любое извлечение, изолированное изучение того или иного фактора приводит к искажению общей картины. Этот вывод подтверждает результаты зарубежных исследований: высокий интеллект, высокая креативность, взятые изолированно, снижают социальную адаптацию; тесно взаимодействующие в структуре одаренности, напротив, уровень приспособленности повышают. Кроме того, наши результаты подтверждают выводы других исследователей об отрицательной связи тестового интеллекта с уровнем социальной адаптации одаренных.
5. Совладающее поведение одаренных старшеклассников отличается от совладающего поведения их сверстников:
Одаренные старшеклассники реже прибегают к социальной поддержке и религиозному опыту, реже не справляются с трудностями и обвиняют в причинах их возникновения себя. Однако они несколько чаще, чем их сверстники, при возникновении проблем замыкаются в себе и не делятся своими переживаниями с окружающими.
Совладающее поведение одаренных девушек не отличается от такового у их сверстниц. Одаренные девушки по сравнению с одаренными юношами чаще ориентируются на мнение и поддержку других, мечтают и обращаются к религии, чаще беспокоятся о последствиях.
6. Выявлены разнообразные, порой противоречивые, связи между стратегиями совладающего поведения, с одной стороны, и невербальной креативностью и интеллектуальными достижениями, с другой:
- так, в группе одаренных старшеклассников высокий уровень развития социально-ориентированного совладания, связан с успешностью в учебе и научно-исследовательской работе, с умением подробно и детально разрабатывать идеи. Низкий уровень данного стиля совладающего поведения связан с высокими результатами в олимпиадах и умением видеть суть проблемы ("абстрактность названия"). В группе обычных старшеклассников связи эти малочисленны, причем высокий уровень развития социально-ориентированного совладания связан с низкой оригинальностью мышления и невысокими результатами в учебе;
- низкий уровень неконструктивного копинга в группе одаренных связан с высоким уровнем развития способности к выдвижению оригинальных идей, успехами в олимпиадах, способностью к философскому переосмыслению и пониманию сути явлений ("абстрактность названия"). Однако, одаренные учащиеся, демонстрирующие успехи в учебе и научно-исследовательской работе, несколько чаще, чем победители олимпиад, выбирают неконструктивные стратегии;
- в группе обычных старшеклассников высокая беглость мышления способствует выбору стратегий, ориентированных на решение проблемы. В группе одаренных не выявлены связи между невербальной креативностью и интеллектуальными достижениями и выбором проблемно-ориентированных стратегий совладания;
7. С выбором стратегий совладающего поведения связан также уровень приспособленности в различных сферах:
- высокий уровень затруднений в сфере здоровья связан с высоким уровнем неконструктивного совладания. Эта связь прослеживается в обеих группах, но в группе одаренных она сильнее выражена. Одаренные старшеклассники, имеющие проблемы со здоровьем, чаще обращаются за социальной поддержкой; 
- высокая фемининность в обеих группах связана со стремлением беспокоиться, а в группе одаренных еще и со стремлением мечтать, обвинять себя, использовать различные способы отвлечения от проблем, частым обращением к религиозному опыту. Старшеклассники с высокой маскулинностью в обеих группах при возникновении трудностей замыкаются, уходят в себя, а в группе одаренных используют спорт и другие виды двигательной активности для отвлечения и накопления сил;
- высокая неуверенность в социальных контактах, выраженные проблемы в эмоциональной сфере способствуют повышению вероятности выбора неконструктивных стратегий совладания;
- высокая критичность по отношению к окружающим побуждает одаренных старшеклассников в случае возникновения трудностей замыкаться в себе и препятствует обращению за профессиональной помощью.
8. Проведенное эмпирическое исследование позволяет оценить роль интеллектуальных достижений и невербальной креативности в совладающем поведении одаренных как позитивную, что дает возможность рассматривать их как особые ресурсы совладания, способствующие более продуктивному и пластичному преодолению трудностей, ориентированному на ситуацию и личностные особенности.

Оглавление


По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Хазова С. А. О социально-психологических трудностях одаренных детей// Ежегодник РПО: Материалы Международной научно-практической конференции "Творчество, общение, личность"/Отв.ред. проф. Е.А. Климов, проф. В.И. Тютюнник.- М.-Великий Новгород, 1999.- Т.6. С.79-81. 
2. Хазова С.А. О причинах социально-психологических трудностей одаренных старшеклассников // Психотехнологии в образовательном процессе: материалы международной научно-практической конференции. - Кострома, 1999. Ч. 2. С.72-73.
3. Хазова С.А. О копинг-стратегиях одаренных старшеклассников //Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе: материалы международной научно-практической конференции. - Кострома-Москва, 2000. Ч. 3. С.104-106. 
4. Хазова С.А. О создании программы развития коммуникативной компетентности одаренных старшеклассников//Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии : Мат.Всерос. симп.- Кострома, 2000. С. 125-127. 
5. Хазова С.А. Исследование социально-психологических трудностей и копинг-стратегий одаренных старшеклассников и их сверстников// Психология и практика. Сборник научных трудов.- Кострома, 2002.С.110-119.
6. Хазова С.А. Интеллектуальные достижения одаренных старшеклассников как копинг-ресурс // Современная психология: состояние и перспективы. Тезисы докладов на юбилейной научной конференции ИП РАН 28-29 января 2002 года. Ответственные редакторы: А. В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2002. Т.1. C. 151-153.
7. Субъективное состояние здоровья и совладающее поведение старшеклассников // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: Состояние и перспективы (Материалы межрегиональной научно-практической конференции)/Сост. Т.Л. Крюкова, В.А. Соловьева, О.В. Сосидко.- Кострома, 2002. С.146-147.


Оглавление

[Кафедра психологии КурГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz