Иванова Наталья Вильямовна

"Образ группы при вариативном обучении в различных социальных ситуациях"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.05 - социальная психология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Вторая глава  
Апробация исследования Заключение  
Положения, выносимые на защиту

 
поиск книги

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Иванова Н.В.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Среди проблем общения одно из ведущих мест занимают проблемы социальной перцепции. Межличностное познание в системе "субъект-субъект" является обязательным компонентом общения и взаимодействия. Его исследование позволяет понять закономерности общения и совместной деятельности полнее и глубже.
В переломные моменты развития - общества или отдельной личности- встает проблема пересмотра стереотипов, поведенческих штампов, ценностных ориентаций, мотивов, навыков взаимодействия, которая дает веер сопряженных с когнитивной и эмоциональной напряженностью процессов: рефлексии, осмысления образа "Я", переформирования смысла -"Я", осознания нравственной позиции.
В наибольшей степени это выражено в юношеском возрасте, когда еще только формируется свой образ "Я", и происходит осмысление образов других людей и социализация личности в целом.
В настоящее время в условиях вариативного обучения актуальной остается проблема взаимоотношений учащихся в учебном коллективе в различных структурах образования: в средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, интернатах.
При этом возникает коммуникативный и перцептивный барьер в общении, способствующий разобщению детей и объединяющий межличностные отношения(Асмолов А.Г.,1993; Фридман Л.М.,1993).
Формирование этих отношений и их влияние на учащихся могут быть поняты, если учитывается межличностная и межгрупповая перцепция. При этом познание и оценка группы как целого, ее межличностных отношений, ценностной ориентации, является одним из условий единого функционирования учебного коллектива. Самым главным при этом является то обстоятельство, что члены группы могут при познании и оценивании исходить не только из личных позиций, но и из позиций группы как целого, а также из позиций членов других групп. В связи с этим важное значение имеет изучение перцептивных процессов, протекающих в группах разного статуса.
С целью решения проблемы влияния статуса группы на особенности социальной перцепции группы наиболее целесообразным представляется изучение механизмов неадекватности образа восприятия "чужой" общности в различных структурах образования c учетом новых социальных ситуаций, сопоставление уровней адекватности ингруппы и аутгруппы, занимающих статусно-полярное положение в организации.
Большое значение для решения этой проблемы в теоретико- прикладном аспекте имеет всеcтороннее изучение особенностей социальной перцепции в реальных социальных группах учебно-воспитательных организаций. Научный анализ механизмов межгруппового взаимодействия дает возможность более полно изучить внутригрупповые феномены, так как для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки данной группы (Андреева Г.М., Агеев В.С., Донцов А.И., Тэджфел Г., Шериф М.).
Изучение проблем социальной перцепции в межгрупповом взаимодействии создают условия для выработки научных рекомендаций по гуманизации внутригрупповых отношений, по раскрытию личностного потенциала. Психологический аспект межгрупповых отношений приобретает в современных условиях существенное значение.
Практическое значение исследования межличностного и межгруппового восприятия неоднократно обсуждалось в научной литературе (Андреева Г.М.,Агеев В.С.,Кузнецов А.Н.,Крикунов А.С., Кондратьева С.В., Кроник А.Д., Теньков А.А.,Цуканова Е.В., Чернышев А.С. и др.).
В нашем диссертационном исследовании был использован подход к проблеме межличностного восприятия, предложенный К.Левиным, Ч.Осгудом и др. В отечественной социальной психологии процессы познания личностью особенностей другого человека и самой себя как две стороны единого процесса рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Ряд работ посвящен проблемам межгруппового взаимодействия и социальной перцепции (В.С.Агеев,А.С.Чернышев,И.Р.Сушков, Ю.А.Лунев,С.Г.Елизаров и др.).И тем не менее степень разработанности проблемы социальной перцепции в аспекте межгруппового восприятия в настоящее время нельзя признать удовлетворительной. Эта проблема рассматривается преимущественно в теоретическом плане. Эмпирических исследований детерминации межгруппового восприятия явно не достаточно. Кроме того, не проводилось экспериментальных исследований, посвященных изучению механизмов неадекватности образа восприятия качественно различных статусных групп в различных структурах образования.

Основная цель нашего исследования состояла в изучении особенностей межгруппового восприятия в различных учебно-воспитательных организациях в зависимости от статуса группы.
В качестве о б ъ е к т а исследования выступали учебные группы учебно-воспитательных организаций.В общей сложности в исследовании принимало участие 23 группы (350 человек). В формирующем эксперименте участвовали 2 группы по 23 человека в каждой.
П р е д м е т о м исследования является рефлексивно-перцептивное отражение межличностных взаимоотношений в условиях вариативного обучения.

В экспериментальном исследовании проверялась следующая г и п о т е з а:
социальная перцепция групп опосредуется уровнем позиционно-статусной структуры этих в условиях вариативного обучения.

Проверка этих гипотез предполагает решение следующих основных задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию социально-психологических детерминант межгруппового восприятия и определить проблемную область настоящего исследования.
2. Разработать адекватные предмету исследования методические средства в плане создания коплексной методики экспериментального иследования межгруппового восприятия.
3. Провести эксперимент для выявления зависимости адекватности межгруппового восприятия от социальной ситуации группы.
4. Выявить факторы, влияющие на динамику межгруппового восприятия с учетом статусных различий учебных групп в различных структурах образования.
5. Разработать методические рекомендации по улучшению социально-психолдогического климата учебных групп, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, с целью снятия психологического барьера в общении между членами различных статусных групп.
М е т о д о л о г и ч е с к у ю основу исследования составляет синтез положений субъективно- деятельностной теории С.Л.Рубинштейна, субъективности индивида и группы А.В.Брушлинского, системного подхода Б.Ф.Ломова, а также подходов к изучению межгрупповых отношений, представленных в работах Г.Тэджфела, М.Шерифа и др..
Н
а у ч н а я н о в и з н а и теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе:
1) показана связь межгруппового восприятия и социальной ситуации различных учебно-воспитательных организаций, определены эмпирические референты социальных ситуаций;
2) получены экспериментальные данные о нарушении адекватности восприятия группы полярного статуса для различных статусных групп, особенно для групп высокого статуса;
3) предложен исследовательский инструментарий для выявления особенностей межгруппового восприятия в неоднородных социальных ситуациях.
Практическое значение работы заключается в следующем:
- представлен материал о формировании позиции работников образования относительно учета психологии групп в инновационных поисках;
- апробированы и определены некоторые психолого- педагогические приемы оптимизации перцептивных процессов группы;
- разработаны и внедрены методики помощи старшеклассникам по снижению психологического барьера в общении.
Методы, выводы и рекомендации исследования используются в практике работы школ г. Курска. Автор принимала непосредственное участие в их реализации в качестве штатного практического психолога.

А п р о б а ц и я исследования.
Отдельные выводы и положения дисертации докладывались на Международной научно-практической психологической конференции "Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармоний в развитии личности детей и подростков" (Воронеж,1993), на Международных психологических чтениях, посвященных 60-летию Харьковской психологической школы (Харьков, 1993), на Межрегиональной научно-практической конференции "К.Д.Ушинский и современная школа" (Курск, 1994), на Международном симпозиуме "Творчество и личность" (Курск, 1995),на 1-ой Всероссийской конференции психологов (Москва,1996),на Между-народной конференции студентов и аспирантов "Ломоносов-96" (Москва,1996),на 2-ом съезде Российского психологического общества (Ярославль,1998),на научно-методических и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Курского государственного педагогического университета (Курск,1992-1998).
Основные результаты исследования опубликованы в печати.

П о л о ж е н и я, в ы н о с и м ы е на з а щ и т у:
1. Вариативное обучение порождает барьеры социальной перцепции в учебных группах в рамках одной учебно-воспитательной организации,способствуя неадекватности процесса межгруппового восприятия.
2. Статус группы является одним из ведущих факторов детерминации межгруппового восприятия. Группы разного статуса отличаются по характеру восприятия групп полярного статуса и самовосприятия. Нарушение адекватности восприятия в группах высокого статуса групп низкого статуса имеет ярко выраженную негативную оценку, особенно по критериям "умственных способностей" и "авторитета". В группах высокого статуса проявляется феномен "группового эгоизма".
3. Различие в динамике формирования образа аутгруппы для разностатусных групп определяется спецификой социальных ситуаций учебно-воспитательных организаций, в частности для групп высокого статуса образ аутгруппы полярного статуса изменяется от неадекватного негативного до индеферентного, а для групп низкого статуса от адекватного позитивного к негативному.
4. Особенности межгруппового восприятия порождают специфичность межличностного восприятия в данных группах, что проявляется в снижении рефлексии, эмпатии, в нарушении атрибутивных механизмов восприятия, в уменьшениии сплоченности данных группах.

С т р у к т у р а диссертации определяется ее целью, задачами и логикой психологического анализа исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Оглавление



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во
введении показана актуальность проблемы, определена цель исследования, отмечены его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, дана характеристика объекта и предмета исследования, определена основная гипотеза и задачи, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе представлен теоретико-методологический анализ детерминации социального поведения человека как личности и представителя некой группы, а также группы в целом как субъекта сознания и деятельности.
В первом параграфе рассматриваются детерминанты социального поведения человека в социальной психологии. Рассматривая социальные факторы в качестве исходных, определяющих поведение, гуманистическая трактовка человека подчеркивает активную роль самого человека как субъекта взаимодействия (Брушлинский А.В.,1991).
Особая заслуга в разработке принципа детерминации в психологии принадлежит С.Л. Рубинштейну, который считал, что во всех случаях приходится иметь дело с единством и взаимосвязи внешних и внутренних условий, но их роль может быть различной.
Рассматривая проблему системной детерминации поведения, обращаем внимание на то, что поведенческий акт и включенные в него психические процессы выступают как единая система (Ломов Б.Ф.).Это обусловливает необходимость исследования взаимосвязи сознательной деятельности человека и объективных законов жизни. В поведении человека в качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки, субъективно-личностные отношения, эмоциональные состояния и т.д.
В изменившейся социальной ситуации человек стремится выработать в себе такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределения.
Реализация принципа внешней и внутренней детерминации предполагает рассмотрение человека как активного субъекта, своими действиями преобразующего окружающую действительность.Сами эти действия детерминированы ситуацией, но в саму ситуацию включается и человек с его потребностями, интересами, склонностями. Изменяя ситуацию, преобразуя существующее, человек изменяется и сам.
Большой интерес в плане изучения факторов детерминации поведения представляют работы: о социальных функциях норм и их связи с системой регуляции поведения, об обычаях и ритуалах как социальных регуляторах поведения, о новых подходах к изучению социальной установки, позволяющих глубже осмысливать регулирующую функцию социальной установки (Бобнева М.И., Деркач А.А., Кроник А.А., Надирашвили Ш.А., Шорохова Е.В.).
Можно предположить, что содержательные аспекты человеческой психики не могут быть достаточно познаны вне анализа макросоциальных психологических процессов, т.е. процессов, происходящих на уровне больших социальных групп. Ценностные ориентации в большинстве ситуаций они не рождаются внутри самой группы, а привносятся в нее из макросреды. С другой стороны, в качестве специфического группового образования выступают психологические связи внутри группы: восприятие членов своей группы как "Мы", т.е. групповая самоинтификация (Петровский А.В.).
Следовательно, изучая социальные ситуации, в которых формируется и развивается учебная группа, каковы ее ценностные ориентиры, цели, мотивы, мы сможем глубже понять и психологические связи групп между собой, проявляющиеся в межгрупповом восприятии и поведении в целом.
Во втором параграфе анализируются детерминанты межличностного восприятия. Анализируя полемику зарубежных социальных психологов о различии природы социальных объектов, следует заметить, что в таком разделении не учитывается тот факт, что восприятие другого человека охватывает обширный круг явлений: от восприятия физических характеристик человека до исключительно сложных умозаключений о его личностных особенностях.
При более подробном рассмотрении специфики восприятия человека как социального объекта, зарубежным психологам, в частности Р.Тэджури, удалось заметить, что познание, наблюдение касаются того, что происходит внутри человека, строго психических явлений (намерений, эмоций, мыслей и т.п.), при этом делается вывод об отношениях между людьми.
Изучение детерминации социальной перцепции, на наш взгляд, невозможно без анализа роли социальной ситуации, в которой происходит данное явление. Большое значение в данном вопросе имеют взгляды К.Левина о субъективности описания ситуации. Взрослый человек занимает определенные позиции внутри социальной системы, с которыми связаны определенные нормативные ожидания относительно его поведения. Сами позиции столь же независимы от их конкретного исполнителя, сколько и ожидания, предъявляемые к его действиям.
Состояние данной проблемы, несмотря на ее популярность, многочисленность исследований и интересные результаты, полученные во многих из них, вызывает глубокую неудовлетворенность у психологов-практиков. Главной причиной этой неудовлетворенности является невозможность "приложения" результатов, полученных в экспериментах к реальным проблемам общественной жизни.
Это ограничение усугубляется также и традицией западной социальной психологии рассматривать социально-психологические процессы в известном отрыве от той реальной среды, в которой они протекают, а именно в отрыве от характеристик реальной социальной группы. Это приводит к тому, что важнейшая категория социально-психологического анализа - межличностные отношения - оказывается как бы вытесненной в особую сферу исследования, в то время как она могла бы стать связующим звеном изучения групп и процессов, происходящих в них.
Подход, который предполагается в этой работе, содержит уточнения ряда принципиальных вопросов, поставленных исследования межличностного восприятия и главное - введение исследований межгруппового восприятия в контекст реальных социальных групп, где центральное место занимает изучение межличностного восприятия в условиях совместной деятельности.
Этот подход стал возможен на современном уровне развития социальной психологии когда, с одной стороны, достигнуты определенные успехи в анализе групповых процессов и установлены закономерности развития групп (Сарычев С.В., Авдуевская Е.П., Агеев В.С., Антопольская Т.А., Дубовская Е.М.,Елизаров С.Г., Кричевский Р.Л., Коломинский Я.Л., Лунев Ю.А.), а с другой стороны, накоплен большой материал экспериментального изучения целого ряда феноменов межличностного восприятия с попытками интерпретаций их с точки зрения принципа деятельности (Журавлев А.Л.,Харшиладзе М.Н., Шорохова Е.В., Чернышев А.С.). Опираясь именно на эти работы, а также на критическое освоение теорий и экспериментальной практики западных исследователей межличностного восприятия, мы предприняли попытку рассмотреть особенности этого явления в условиях совместной групповой деятельности. При этом свою задачу мы видим в том, чтобы выявить систему универсальных факторов, присутствующих в любой ситуации социального взаимодействия и задающих ее определенность.
Придерживаясь определения социальной ситуации М.Аргайла и его сотрудниками как "... естественного фрагмента социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий и деятельности", мы представляем ситуацию как совокупность характеристик социального события, воздействующих на индивида.
Согласно исследованиям М.Аргайла социальная ситуация определяется десятью факторами, среди которых можно выделить факторы ценностно ориентационного характера, такие как цели; правила; роли; концепты; а также факторы, определяющие поведение индивидов: последовательность поведенческих актов; набор элементарных действий; язык и речь - трудности и навыки в общении. Присутствуют и факторы, определяющие характер эмоционально-психологической и физической среды, в которой находятся индивиды.
Ряд авторов, проводивших исследования в области социальной перцепции, отмечали особенности взаимоотношений и восприятия людей в группах различного рода деятельности: учебных, производственных (Бодалев А.А., Коломинский Я.Л.).
Рассматривая детерминацию межличностного восприятия в зависимости от уровня развития группы, можно сделать вывод, что согласованность в глубине и полноте социальной перцепции каждого участника коллектива создает устойчивую морально-психологическую атмосферу определенности и надежности для самочувствия каждой личности, позволяет ей надежно ориентироваться в атмосфере ценностно-нормативных ожиданий коллектива от поведения каждого своего участника (Чернышев А.С.).
Анализ работ, в которых группа рассматривается как субъект отношений, взаимодействия, восприятия, показывает, что межгрупповое восприятие тесно связано с двумя другими процессами: сознанием и поведением. Групповое сознание можно определить как субъективное отражение группой, целостной общности реального группового процесса. Его функция состоит в том, что групповой субъект получает возможность адекватно ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности, строить и корректировать способы поведения, общения, упорядочить свою активность, сосредоточиться на групповой деятельности.
Именно благодаря наличия группового сознания совокупный субъект является самоорганизующей и самоуправляемой системой. Функции саморегуляции и самоорганизации группы ее сознание выполняет как при решении внутригрупповых проблем, так и в отношениях с другими группами.
Возникающая в ходе жизнедеятельности перцептивное и интеллектуальное единство группы обусловливает формирование групповых стереотипов, установок, в результате чего происходит упорядочение мнений каждого индивида по значимым по группам вопросам, сближение личных взглядов, консолидация ценностей и выработка единых общегрупповых суждений и представлений. Их образование не возможно без осознания индивидами, входящими в группу, своей групповой принадлежности, другими словами, возникновения и упрочения у каждого члена образа "Я в группе".
В дальнейшем в параграфе рассматриваются факторы, которые способствуют формированию группового сознания и самосознания. Среди них наиболее существенными представляются включенность личности в группу, идентификация человека со своей группой членства, межгрупповые отношения, а также психологические механизмы воздействия на человека: убеждение, заражение, внушение. Большую роль играет также эмпатия, стереотипизация, подражание, установка. Все они довольно подробно описаны в литературе (Агеев В.С., Андреева Г.М.,Бодалев А.А.,Журавлев А.Л.,Шихирев П.Н.).
Низкая удовлетворенность качеством общего образования и осознание насущной необходимости коренных преобразований в средней школе обусловили массовый характер инновационных процессов.
Уровневая дифференциация классов не привела к существенным изменениям качества образования и привлекательности школы, но породила внутренний нравственно-психологический дискомфорт внутри школы. Ученикам классов педкоррекции и поддержки неуютно, неинтересно в школе, так как в большинстве случаев они оторваны от культурно-образовательных мероприятий в общем коллективе, замкнуты в создаваемом им микро-социуме. Чувство заброшенности, уязвленности и дискомфорта просматривается в их оценках по всем представленным показателям.
Не в лучшем положении оказываются и учащиеся "элитарных" классов. Интенсивная учебная нагрузка, повышенная тревожность. связанная с поддержанием собственного статуса, ухудшает психологическое самочувствие учащихся, отражается на эмоциональном состоянии и уровне взаимоотношений учащихся этих классов .
Поэтому так важно, чтобы инновационные процессы затрагивали целостную ситуацию образовательного процесса, а не отдельные ее стороны, не нарушали механизмов взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

Во второй главе - описываются объект, содержание и процедура исследования, методики, рассматривается роль значимых факторов социальной ситуации на процесс межгруппового восприятия, дается характеристика межгруппового восприятия групп полярного статуса в условиях вариативного обучения.
В экспериментальном исследовании, осуществленном нами в 1991-1996 г.г., выделяются два основных этапа.
Целостность и единство экспериментального исследования на первом и втором этапах обеспечивались единым теоретическим подходом к изучению межгруппового восприятия, едиными экспериментальными переменными, методиками их измерения и контроля.
Также логика исследования предполагала использование рекомендаций Д.Кэмбелла по изучению педагогических коллективов и использованием контрольной группы в ходе эксперимента и тестирования, осуществляемого после экспериментального воздействия, так как это позволяет снизить "эффект тестирования" - один из источников невалидности эксперимента (Кэмбелл Д.,1980).
В целом, в ходе исследования объектом выступали реальные учебные группы (5,6,7,8,9 кл.) общеобразовательных школ N 8, 35; школы-интерната N 4; гимназии 44,35; лицея 21 города Курска.
Выбор данного объекта обусловлен необходимостью изучения особенностей социальной перцепции групп в различных учебно-воспитательных организациях и решение проблемы источников социально- психологических барьеров отношений учебных молодежных групп, так как в качестве независимой экспериментальной переменной в осуществленном нами исследовании выступает социальная ситуация образовательного процесса, а образ группы - в качестве зависимой переменной.
Понимая под образом группы - представление ее членами определенных групповых свойств, мы выделяем следующие компоненты: 1) осознание уровня интеллектуальных способностей (по успешности, результативности деятельности); 2) восприятие группы в качестве близкой или далекой для каждого члена группы, привлекательность группы (по внешнему облику ее членов, симпатиям); 3) оценка авторитета группы (по предпочтительности в общении и деятельности, по манере поведения к членов данных групп); 4) оценка физического состояния членов группы ( здоровье, энергичность); оценка характера поведения (общительности, деловой активности, организованности).
Вариативное образование ,массовые инновационные процессы в системе обучения и воспитания породили новые социальные ситуации. В зависимости от характера проводимых преобразований, условий дифференциации детей, методов и средств обучения, нормативных требований к стандарту образования, рассмотренные нами типы организаций можно разделить на:
- образовательные учреждения, в которых дифференциация детей осуществляется с учетом их способностей и интересов, за счет изменения технологии процесса обучения и воспитания; вводятся новые дисциплины, способствующие расширению интеллекта, познавательной активности. В организации осуществляется определенная система ритуалов, традиций. В регионе такого типа организации можно отнести к "элитарным", принимая во внимание предпочтительность выбора данного учебного заведения для поступления;
- учреждения, которые вводят вариативное обучение на основе дифференциации детей, а не технологий за счет раннего (со 2-3 класса) деления детей по успешности учебной деятельности, создавая классы коррекции без изменения подходов и методик обучения этих детей, вводят профильные классы на основе изменения почасовой нагрузки по предметам, не изменяя систему организации учебного процесса в целом;
- учреждения, в которых вариативное обучение производится на основе индивидуальной работы учителя с учениками в зависимости от его предпочтительности, а дифференциация проводится по возрастному и социальному признаку. Такой тип учреждений представлен в нашем исследовании школой-интернатом полузакрытого типа.
Реализация цели исследования по выявлению динамики социальной перцепции групп различного статуса в условиях развития совместной деятельности, потребовала особой структуры исследования:
- оно проводилось в реальных учебных группах;
- важно было сравнить особенности межгруппового восприятия не только в различных группах, а в одних и тех же группах в процессе их становления и развития.
- группы должны были отличаться по уровню социального статуса.
Это предполагало проведение нескольких замеров с использованием идентичного методического аппарата на одном и том же объекте. Соблюдение названных условий позволяет, на наш взгляд, рассмотреть феномены межгруппового и межличностного восприятия в учебных коллективах при вариативном обучении в зависимости от статуса группы.
Были разработаны эмпирические критерии оценки социальной ситуации учебно-воспитательного процесса развития межгруппового восприятия:1) уровень успешности деятельности; 2) социометрический статус группы; 3) авторитет данной организации в обществе; 4) социально- нормативный контроль; 5) активность группы; 6) стиль руководства; 7) цели, ценности 8) наличие определенных правил, традиций; 9) концепты- знания, представления, наличие в когнитивной структуре относительно определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуаций; 10) состояние психологической атмосферы; 11) "трудности и навыки" совместной деятельности - наличие положительных стереотипов, распределение ролей при преодолении коммуникативных барьеров;12) "язык и речь" группы.
Для оценки выраженности данных эмпирических критериев были использованы результаты наблюдений, экспертные оценки, анализ документов учебно-воспитательного процесса, уставов школ, а также результаты опросов учащихся, родителей, результаты анкетирования.
В данных группах исследовались содержательные характеристики образа ингруппы и аутгруппы с помощью методики семантического дифференциала Ч.Осгуда, оценочно-аналоговой шкалы "Образ группы", контент-анализа свободных сочинений "Я и моя группа", анкеты для изучения межгрупповых отношений, шкалы групповой сплоченности Сишора-Ханина. .
Адекватность и точность восприятия групп подвергалась экспертной оценки и определялась методами статистической обработки. Кроме основных показателей использовались графические методы: группировка и построение частотного распределения (гистограммы и диаграммы),а также статистическая значимость различий оценивалась по непараметрическим критериям Х? и t-критерию Стьюдента.
В третьем параграфе 2 главы рассматриваются результаты влияния типа социальной ситуации, особенностей мотивообразования в группах при вариативном обучении ,а также влияние статуса группы на межгрупповое восприятие.
Результаты оценивания социальных ситуаций, сложившихся в различных учебно-воспитательных организациях таковы: наибольший удельный вес получили следующие признаки: -социально-нормативный контроль (К=2.71), - наличие ритуалов, традиций (К=1.92), - цели, ценности группы (К=1.85), - статус группы (К=1.63), - трудности и навыки совместной деятельности( К=1.71), - состояние психологической атмосферы (К=1.61). Проведенный корреляционный анализ выделенных признаков социальной ситуации позволил выявить взаимосвязи между отдельными признаками и их взаимовлияние.
По результатам видно, что социально-нормативный контроль, осуществляемый в данной организации, значимо связан со всеми выделенными признаками социальной ситуации и тем самым оправдано его ведущее значение, так как коэффициент значимости различий t=4.449.>t(0.01) при сравнении социально-нормативного контроля и авторитета данной организации, а t= 3.927>t(0.01) для данного признака и признака "цели, ценности группы". Кроме того, наличие устоявшихся ритуалов и традиций в организации значимо связано с "концептами", т.е. представлениями членов групп о других людях, их системе отношений (t=2.8168 > t=2.75 на 0.01 уровне значимости. Такую же роль оказывает на концепты и два других фактора - это "цели, ценности" группы и статус группы в организации. Взаимовлияние статуса группы, ценностей, целей группы и ее представлений (концептах) о других группах нам еще предстоит рассмотреть, но значимая связь между ними подтверждает в какой-то мере зависимость межгруппового восприятия от социально-нормативного контроля и статуса группы, ее целей.
Так же просматривается и еще одна взаимозависимость - это значимая связь между социально-нормативным контролем, стилем руководства и состоянием психологической атмосферы в группе. Социально-нормативный контроль, ценностные ориентации группы сказываются и на развитие такого фактора как "язык и речь" группы.
Можно заметить, что четко выраженной зависимости между состоянием психологической атмосферы и "трудностями и навыками" нет, хотя в отдельных случаях эти два фактора могут оказать существенное влияние. Схожая зависимость просматривается между "ритуалами и традициями" организации и стилем руководства группой. На наш взгляд, на эти зависимости влияет уровень и характер социально-нормативного контроля данной организации.
Было замечено, что в ситуациях 1 типа - психологическая атмосфера отличается дружелюбием, открытостью, большой теплотой и отзывчивостью членов группы. В группах царит взаимопомощь и поддержка, деловое и эмоциональное сотрудничество. Члены группы, в большинстве своем, удовлетворены собственной группой, но при этом с уважением относятся и к другим группам своей организации. Они чувствуют свою принадлежность к общему коллективу и говоря: "Мы", имеют ввиду весь коллектив. Данный тип ситуации мы назвали инновационной.
Особенности межгруппового восприятия в этой ситуации заключаются в следующем: другая группа воспринимается как "почти своя", члены каждой группы хорошо знают особенности других групп, их лидеров, результаты их деятельности. Большинству групп присущ высокий психологический настрой на межгрупповую деятельность, которая и осуществляется как в сфере основной деятельности (учебной), так и в сфере досуга, неформального общения. На межгрупповых мероприятиях господствует атмосфера всеобщего участия, сопричастности, сопереживания. Возникающая напряженность снимается шуткой, смехом, попыткой проанализировать ситуацию, не переходя на личности.
В ситуации 2 типа развиты отношения соперничества, конкуренции. Для многих групп характерно стремление достигнуть максимального результата в соревнованиях, конкурсах и т.п. Психологическая атмосфера, пропитанная большей долей недружелюбия, холодности, недоброжелательности, приводит к тому, что в организации 2 типа, значительно больше аутгрупповых претензий. Нередко они имеют характер насмешек, и даже, прямых оскорблений. Данный тип ситуации назван как псевдоинновационный.
Межгрупповое восприятие, основанное на стереотипах и сравнении, выражается в форме негативного вербального общения: приклеивание ярлыков, выяснение вопросов: "Кто умнее? Способнее?". В группах развита система кличек, обидных прозвищ. Встречаются следующие формы проявления агрессивного поведения групп: демонстрация превосходства, неприязни, словесные оскорбления и применение физической силы как средства разрешения конфликтов. Наблюдается поляризация статусов групп в межгрупповых отношениях: выделяются "элитарные" группы и группы- аутсайдеры. Этому способствует, на наш взгляд, несколько причин.
Дифференцирование детей по успешности учебной деятельности на четкие статусные структуры без учета условий социализации личности создает дополнительные психологические барьеры между группами детей. Причем, не последнюю роль на формирование стереотипов восприятия негативного образа другой группы, оказывают сами преподаватели и, в целом, система нормативных требование со стороны администрации: выделяя одних учеников, создавая им более благоприятные условия деятельности, сравнивая и выставляя на всеобщее обозрение результаты успешности деятельности групп с заведомо разным личностным потенциалом, создавая тем самым атмосферу зависти, несогласия.
На особенности межгруппового восприятия в ситуации 3 типа в значительной степени влияет стиль руководства группой, так как, на наш взгляд, близость общения (а в рамках интерната еще и близость общежития, жесткой регламентации всей жизни детей) требует повышенной психологической совместимости руководителя и группы, создания своеобразной психологической атмосферы.
В нашем исследовании прослеживалось две особенности межгруппового восприятия в зависимости от стиля руководителя в организации данного типа. В группах, в которых сложились благоприятные, доброжелательные отношения с руководителем группы, придерживающегося демократического стиля руководства, психологическая атмосфера отличается добротой, теплой, согласованностью ее членов. И взгляд, и отношения этих групп на аутгруппу так же доброжелательны, миролюбивы, они удовлетворены своим членством в данной группе.
В тех же группах, где не сложились отношения с руководителем, нарушена психологическая близость между ним и группой, или руководителю присущ слишком авторитарный стиль, особенно при смене руководства или на первых этапах становления группы как общности, психологическая атмосфера отличается конфликтностью, непродуктивностью.
Этим группам присущ неприязненный взгляд на другую группу, проявляется феномен "группового эгоцентризма", описанный в исследованиях В.С. Агеева. Разнохарактерность отношений, складывающихся в группах данного типа ситуаций, отражается и на многообразии впечатлений, сложившихся у учащихся таких групп. Данный тип ситуаций в дальнейшем называется консервативным.
Особенности межгруппового восприятия в разных типах учебно-воспитательных организаций подтверждается и результатами корреляционного анализа (по Х?).
Результаты исследования восприятия в группах разного статуса показали, что имеются существенные различия в восприятии групп разных типов организаций, а также в восприятии аутгрупп для групп высокого статуса.
Среднестатистические данные, в самом общем виде, показывают имеющиеся различия в восприятии аутгрупп для групп высокого статуса, но процесс восприятия проходит не одинаково в организациях разного типа.
По этим данным прослеживаются некоторые особенности: - в ситуации 1 типа довольно высока оценка как ингруппы, так аутгруппы, при этом в группах высокого статуса оценки аутгруппы несколько ниже, чем в группах низкого статуса (в группе высокого статуса - 30.56 балла, для сравнения, в группе низкого статуса - 31.12); - в ситуации 2 типа заметно резкое отличие оценок аутгруппы и ингруппы в группах высокого статуса (12.5 балла составляет оценка аутгруппы и 34.8 балла - оценка ингруппы, для сравнения, в группах низкого статуса - 27.8 балла и 31.4 балла соответственно); - в ситуации 3 типа происходит как бы смещение в восприятии групп высокого и низкого статуса. В данной ситуации более высокие оценки восприятия аутгруппы (36.63 балла) в группе высокого статуса, для сравнения, в группе полярного статуса оценки аутгруппы составляют 23.74 балла. Таким образом, в группах высокого статуса различного типа организаций имеются существенные различия при оценке групп полярного статуса, различия достоверны (Х? > Х?).
Оценки своей группы во всех типах организации достаточно высоки и имеют тенденцию к завышению. Эти факты особенно ярко просматриваются при ранжировании оценок восприятия ингруппы и аутгруппы.
Результаты ранжирования показали, что в ситуациях 1 и 2 типа члены элитарных групп имеют пониженный уровень восприятия аутгруппы, лишь 3% элитарной группы в ситуации 1 типа высоко оценивают аутгруппу. В ситуации 3 типа - 26% имеют высокий уровень восприятия в группе высокого статуса.
Сравнивая содержательные характеристики образов "Мое Я", "Своя группа", "Другая группа" можно заменить ряд характерных особенностей механизмов восприятия групп разного статуса:
- в группах высокого статуса оценки резко полярные во всех трех категориях, в то время как в группах низкого статуса оценки более дифференцированные:
- в группах высокого статуса наиболее значимым оказывается процесс идентификации себя с группой на уровне межличностного восприятия, особенно четко это просматривается в элитарных группах 2 и 3 типа организации, и процесс сравнения своей группы с группой полярного статуса на уровне межгруппового восприятия. Немаловажную роль в элитарных группах 2 и 3 типа ситуации оказывает и механизм атрибуции, т.е. приписывания отдельных интегральных черт группы группам полярного статуса, причем с негативной оценкой, а в группах 1 типа ситуации, на наш взгляд, более развиты процессы рефлексии на уровне межличностного восприятия, оказывающие положительное воздействие на межгрупповое восприятие. Более развитые технологии "обратной связи" в рамках данной организации способствуют развитию и совершенствованию рефлексивных процессов в группах разного статуса.
- группам низкого статуса присуще завышенная оценка своей предпочтительности, тогда как группам высокого статуса - тенденция к завышению своих интеллектуальных способностей и авторитета.
Данные критерии в большей степени отражают когнитивный аспект восприятия, и неадекватность образа аутгруппы именно в этом аспекте, на наш взгляд, способствует формированию негативного образа аутгруппы, созданию отрицательных стереотипов и появлению коммуникативных барьеров по взаимоотношениях данных групп, а также отражается и на социально-психологических характеристиках собственной группы высокого статуса.
Существенные различия в оценках образа аутгруппы имеют место и в аффективном и в поведенческом аспектах восприятия, причем последние два усилия воздействие отрицательных стереотипов и социальных негативных установок, так как эмоциональные и поведенческие проявления являются наиболее доступными для восприятия при межгрупповом общении и взаимодействии, что неоднократно отмечалось в экспериментальных исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов .
Такую особенность межгруппового восприятия, проявляющуюся в группах высокого статуса 2 типа ситуации, мы назвали "групповой эгоизм", который является одним из феноменов межгрупповой дискриминации и подобен "этноцентризму", но только по отношению к группе той же национальной принадлежности.
Данный феномен актуализируется в виде позитивного образа собственной группы и негативного образа аутгруппы на основе подчеркивания преимуществ собственных способностей, интеллекта, а также в виде положительных эмоций в отношении ингруппы (восхищение, гордость) и отрицательных - в отношении аутгруппы (неприязнь, презрение). Этот феномен проявляется в виде дискриминации аутгруппы при взаимодействии с ней или в стремлении изоляции ее.
Феномен отражает, на наш взгляд, некоторые социально-психологические особенности группообразования и способствует, в частности, состояния психологической атмосферы и групповой сплоченности групп высокого статуса, создавая дополнительные трудности, на ряду с возрастными, во взаимодействии и общении со сверстниками и взрослыми людьми.
Исследование групп разного статуса в организациях разного типа позволяет сделать вывод о некоторых характерных особенностях межгруппового восприятия, а также о том, как эти перцептивные процессы отражают социально-психологические характеристики групп данных организаций.
Анализ адекватности самовосприятия и восприятия другого члена группы проводилось путем сравнения самооценок, экспертных оценок, а также проективной и реальной оценок восприятия другого члена группы. Уровень адекватности определялся с помощью корреляционного анализа по t-критерию Стьюдента для установления различий данных оценок (чем ниже оценки, тем более высок уровень адекватности восприятия).
Анализируя "образы" членов группы, а также учитывая данные лонгитюдного наблюдения в течение 5 лет, удалось заметить следующую динамику восприятия:
- на 1 этапе эксперимента отмечается восприятие явной неадекватностью членов обеих групп за счет завышенной самооценки, особенно по таким качествам как "внешний вид", "умственные способности", а качества "характера" оцениваются в средних баллах, что в большей мере соответствует реальности. Интересен тот факт, что члены групп, особенно в контрольной группе, занижают свой статус, в этом на наш взгляд, сказывается эффект психологической защиты, члены группы как бы защищают себя от неудачи, неуспеха со стороны других людей;
- на первом этапе уровень неадекватности восприятия достаточно высок при оценивании самого себя, и чуть в меньшей степени при оценивании другого. Это объясняется на наш взгляд тем, то механизм сравнения позволяет в большей степени провести анализ других членов группы между собой, выявив у них наличие тех или иных черт и их степень присутствия у данного человека, в этом проявляются особенности привычного взгляда "со стороны".
Самовосприятие происходит за счет механизма атрибуции, т. е. приписывания себе отдельных положительных качеств и интегрирование их в единый целостный образ "положительного" человека, особенно это явление заметно по критерию "умственных способностей" (t =6.5447 > t 0.01 для экспериментальной группы и t =5.155 для контрольной группы).
- после проведения перцептивного тренинга в экспериментальной группе, а также в результате действия всей программы эксперимента, уровень адекватности самовосприятия в данной группе резко возрос по всем качествам оцениваемого образа, та же тенденция намечается и при оценивании других членов данной группы. Это подтверждает наше исходное утверждение о взаимосвязи между уровнем самовосприятия и уровнем адекватности восприятия другого члена группы. Условия эмоциональной атмосферы сопереживания, открытости, повышения уровня наблюдательности, "зоркости" при восприятии другого человека и самого себя, послужили основой, импульсом для развития рефлексивных, а в отдельных случаях, эмпатийных механизмов восприятия, распознания самого себя и другого.
Как показал опыт, после проведения перцептивно ориентированного тренинга изменяется ряд социально-психологических характеристик самой группы (основной), членами которой являлись участники тренинговой группы, в частности такие из них, как групповая сплоченность, лидерство, состояние эмоциональной атмосферы.
- результаты опроса, проводимого на 2 этапе в контрольной группе, выявили тенденцию к снижению уровня адекватности восприятия, это отражается на всех оцениваемых качествах, в том числе и "характере". По мнению экспертов, в данной группе обострились отношения между членами группы, чаще стали возникать конфликтные ситуации, и хотя в целом, психологическую атмосферу в группе можно считать благополучной, но намечающаяся тенденция вызывает тревогу и требует дальнейшего изучения.
Анализируя изменения в восприятии аутгруппы, в частности, нам удалось отметить следующие особенности:
- при оценивании аутгруппы члены экспериментальной группы оказали большую сплоченность, единство мнений, что само по себе является неплохим результатом формирования социально-психологических качеств группы, и хотя количественные изменения не столь значимы, но зато заметны качественные, имеющие место в признании аутгруппы более предпочтительной, чем раньше, а ее членов "пусть не такими, как все, но с ними можно дружить", проявления интереса к делам этой группы, сочувствия к их "непростой жизни". За счет эффектов перцептивно ориентированного тренинга, рассмотренных ранее в нашем исследовании, произошло перенесение гуманистической установки на членов аутгруппы, и некоторое изменение в стереотипах восприятия членов данных групп, что отразилось в более выраженной дифференциации образов членов аутгруппы.
- в контрольной группе, наоборот, происходит усиление отчуждения, в том числе и от группы полярного статуса, в оценках образа аутгруппы появляется некоторая доля негативизма и враждебности, что также нашло свое отражение в количественных оценках, данных при ранжировании эмоционального отношения к аутгруппам.
В общем, исследуя данные группы, а также ряд групп в других организациях, следует отметить следующее: в организациях, где проводится дифференциация детей по успешности их основной деятельности, возникает ярко выраженная статусная дифференциация, которая усиливается с течением времени. Если в группах и в организации в целом, не проводится система мер по снятию напряженности психологической атмосферы, организации совместной деятельности на основе сотрудничества, предоставление группам возможности раскрыть свои личностные потенциалы, то между группами возникают четко обусловленные коммуникативные и перцептивные барьеры общения и взаимодействия, которые в свою очередь, отражаются на психике детей, и в первую очередь членов групп высокого статуса. Как показал опыт лонгитюдного наблюдения, в данных группах происходит снижение уровня успеваемости, повышается уровень негативных переживаний на фоне повышенной потребности в самореализации, осознании ответственности своего статуса, выражающегося в выполнении требований основного коллектива и администрации, что приводит к повышению уровня невротизма и эмоционального возбуждения у детей данных групп. В группах низкого статуса, происходит процесс постепенного "сужения" общения и взаимодействия до рамок группы, что в свою очередь может привести к ряду негативных процессов в группе, так как потребность социализации личности в коллективе является одной из основных потребностей личности в целом.

В заключении диссертации подводятся итоги теоретического и экспериментального исследования. Сделаны обобщенные выводы по результатам проведенной работы.
1. Низкая удовлетворенность качеством общего образования и осознание насущной необходимости коренных преобразований в средней школе обусловили массовый характер инновационных процессов. Отсутствие системного подхода, обеспечивающего целостность, всесторонность преобразований условий социализации личности в коллективе, не дает желаемого результата, то есть повышения качества общего образования, но одновременно порождает новые проблемы, противоречия, новые негативные социальные тенденции.
2. В условиях вариативного обучения на новый уровень выдвигается проблема взаимоотношений учащихся в учебном коллективе в различных структурах образования: средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, интернатах. Изменение социальной ситуации в обществе: искусственное расслоение учащихся, выделение "элитарных" детей и учащихся классов педагогической коррекции или классов "выравнивания" в структуре одного учебного заведения создает проблемы взаимодействия сверстников, возникают коммуникативные и перцептивные барьеры в общении детей, закрепляются негативные стереотипы восприятия людей, как представителей различных статусных групп.
3. В учебно-воспитательных организациях, сходных по характеру и целям деятельности, существуют различные социальные ситуации развития учебного процесса. Межгрупповое восприятие в рамках одного коллектива детерминируется совокупностью внешних и внутренних факторов социальной ситуации. Были выделены эмпирические показатели ситуаций, позволяющие выявить значимость данных факторов в формировании образа.
4. Влияние социально-нормативных требований на особенности межгруппового восприятия опосредуются спецификой психологической атмосферы данных групп, типом мотивационной сферы. Адекватность межгруппового восприятия зависит, с одной стороны, от типа, характера социально-нормативного контроля основной организации, обусловливающего наличие определенного уровня психологической атмосферы в коллективе, а с другой стороны, -целями, ценностями данной группы, наличием определенного уровня трудностей во взаимодействии с другими группами.
5.Для групп консервативного типа социальной ситуации характерна неадекватность межгруппового восприятия за счет неглубокого анализа субъекта отношений, при этом отдельным группам присущ феномен " группового эгоизма". Излишняя информированность о характере внутригрупповых отношений, эмоциональность, несовпадение ценностных ориентаций служит причиной нарушения точности межгруппового восприятия, невозможности дифференцированно оценить образ другой группы. Групповое представление в данной ситуации - это некий сложившийся социальный стереотип. Слабовыраженная дифференциация мотивов основной деятельности, невозможность прогнозировать групповой "взгляд", конформизм стереотипа является причиной искажения межгруппового восприятия в этом типе социальной ситуации. Образ другой группы - это "что-то знакомое, сто раз виденное, и поэтому неинтересное, непривлекательное, но близкое".
Для групп инновационного типа ситуации характерна большая четкость представлений о своей и другой группе на основе больше информированности о личностном потенциале групп. Четкая организованность, наличие устоявшихся традиций, демократичность требований основной организации, преобладание мотивов учебной деятельности с приоритетом познавательного аспекта делают групповой "взгляд" обобщением индивидуальных представлений. Образ ингруппы и аутгруппы имеет четко выраженный характер на основе идентификации образов своей и чужой группы, это проекция своих желаний, намерений в стремлении узнать аутгруппу поглубже.
Для групп псевдоинновационного типа социальной ситуации образ ингруппы и аутгруппы имеет искаженный вид, так как является результатом влияния старых устоявшихся стереотипов сравнения групп и нарождением новых, еще не полностью принимаемых стереотипов. Преобладание мотивов прагматического аспекта способствует многослойности групповых представлений, создает невозможность прийти к согласованию, формирует защитные механизмы рационализации, а это отражается на неадекватности образа как своей, так и чужой группы. Образ другой группы - это некий "размытый" объект, но вызывающий внутреннюю негативную предрасположенность.
6.Различия в межгрупповом восприятии в рамках одной ситуации обусловлены статусными различиями групп. В группах высокого статуса нарушается адекватность восприятия групп полярного статуса, образ аутгруппы имеет ярко выраженную негативную оценку, особенно по критерию "умственных способностей" и авторитета. В группах высокого статуса был выявлен феномен "группового эгоизма", который является одним из феноменов межгрупповой дискриминации и подобен "этноцентризму".
7.Динамика восприятия в группах разного статуса такова: в группах высокого статуса образ аутгруппы изменяется от негативного отрицательного к индифферентному, а в группах низкого - образ аутгруппы меняется от положительного доброжелательного к негативному.
8. Разработанная комплексная экспериментальная методика изучения межгруппового восприятия, основанная на соединении методов наблюдения, опроса, перцептивно ориентированного тренинга в единую экспериментальную процедуру, позволяет исследовать различные социально-психологические явления в их динамике и взаимосвязи, изучит процесс межгруппового восприятия изнутри, с точки зрения, его носителей. С помощью данной методики можно решать не только психодиагностические задачи, но и осуществлять формирующее воздействие на оптимизацию межгруппового восприятия, а следовательно, способствуя процессу взаимодействия.
9. Разработанная программа перцептивно ориентированного тренинга позволяет решать проблемы снижения уровня коммуникативных барьеров межличностного взаимодействия, а также способствует формированию гуманистической установки восприятия членов различных статусных групп, совершенствуя процесс межгрупповых отношений.
10. В работе психологов системы образования необходимо учитывать неадекватность формирования образов групп в процессе внедрения инноваций в обучение; с целью оптимизации межгрупповых отношений расширять работу по развитию эмпатийно - рефлексивных механизмов межличностного восприятия учащихся.

Оглавление



По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:
1.Динамика понимания в группе подростков в зависимости от уровня ее организации // Тезисы Международного симпозиума "Актуальные проблемы социальной психологии". -Кострома, 1992.
2.Включенность как фактор взаимопонимания личностей в коллективе // Тезисы Международной конференции "Актуальные проблемы психологии: традиции и случайность". - Киев, 1992.
3. Особенности межличностного восприятия учащихся в условиях дифференцированного обучения // Сборник статей Международных психологических чтений, посвященных 60-летию Харьковской психологической школы. - Харьков, 1993.
4.Особенности восприятия учащихся в условиях дифференцированного обучения // Сборник статей Межрегиональной конференции "Психологическая наука и ее вклад в народное просвещение Запорожье, 1994.
5.Психологический барьер восприятия учащихся в условиях дифференцированного обучения // Бюллетень международной академии психологических наук. Вып.1.- Саратов-Ярославль, 1994.
6.Особенности социальной перцепции при дифференцированном обучении в учебном коллективе // Тезисы Международной научно-практической конференции "К.Д. Ушинский и современная школа". Ч. 1.- Курск, 1994.
7.Особенности социальной перцепции неблагополучных семей // Материалы научно-практической конференции "Семья - реальность и перспективы Курск, 1995.
8.Социально-перцептивные особенности межгруппового взаимодействия в современных условиях // Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции "Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты". - Курск, 1995.
9.Влияние социальной ситуации на процесс реализации творческого потенциала личности // Тезисы докладов Международного симпозиума "Творчество и личность". - Курск, 1995. (В соавторстве).
10.Образ группы при вариативном обучении // Тезисы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 96". - Москва, 1996.
11.Влияние вариативного образования на ментальность учебной группы // Материалы научной конференции "Социально-психологические проблемы ментальности". - Смоленск, 1996.


Оглавление

[Кафедра психологии КурГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz