ЛОГВИНОВ Игорь Николаевич

"Лидерство в учебных группах в регионах "чернобыльского следа"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

специальность 19.00.05 - социальная психология

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Вторая глава  
Апробация исследования Третья глава  
Положения, выносимые на защиту Заключение  

поиск книги

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Логвинов И.Н.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Изучение воздействия Чернобыльской катастрофы на психологию людей, проживающих в радиоактивно зараженных регионах, является одной из приоритетных задач, стоящих перед социальной психологией. Без ее решения невозможно оказание эффективной психологической помощи детям из районов "Чернобыльского следа", обеспечение их социально-психологической адаптации.
В материалах Международного Чернобыльского проекта "Оценка радиологических последствий и защитных мер" (1991) отмечается что, специалисты, не обладающие большим опытом в области последствий облучения, объясняли разнообразные биологические и медицинские отклонения воздействием радиации. Это способствовало психологическому давлению на сознание людей и приводило к дополнительным стрессовым воздействиям на здоровье населения, так как состояние психического стресса и чувство тревоги вызывают соматические симптомы и деформируют личность.

Актуальность проблемы лидерства в условиях депривации, возникшей в ряде регионов России после аварии на Чернобыльской АЭС, связана как с необходимостью оказания действенной психологической помощи депривированным детям, так и с решением сложных задач по социальной стабилизации, что повышает интерес к феномену лидерства в группах и коллективах. Динамичные процессы, имеющие место в общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в производительных силах ведут к возникновению депривационных ситуаций в общественной жизни, а значит, и в жизнедеятельности групп и коллективов.
Теоретическое значение проблемы лидерства в малой учебной группе в условиях социальной депривации может быть оценено как высокое в связи с тем, что в социальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначности изменений характеристик лидерства в группах, испытывающих на себе депривационное воздействие окружающей социальной среды. Важен и диагностический, и прогностический аспект - необходимо знать, каковы лидерские потенциалы группы в указанных ситуациях, и насколько они реализуются применительно к той или иной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит лидерство и его параметры.
Актуальной практической потребностью является психолого-педагогическая проблема подготовки и выявления лидерства в учебных группах в молодежных учебно-воспитательных организациях (школах, училищах, внешкольных учреждениях), расположенных в регионах, подвергшихся радиоактивному загрязнению после аварии на Чернобыльской АЭС; выявление условий их оптимального функционирования, что в свою очередь предполагает совершенствование процесса достижения групповой цели совместной деятельности, процесса групповой интеграции. Таким образом, с практической точки зрения важно исследовать в целях психологической поддержки школьников феномен лидерства в малых учебных группах в различных условиях жизнедеятельности - в том числе в депривационных. Большинство исследований психологических проблемы лидерства в ситуации депривации посвящены анализу проблем отдельно взятого индивида, его функциональных состояний, особенностей протекания психологических процессов и т.п. Представляется необходимым углубить изучение проблем психологии группы, связанных с ее функционированием в условиях социальной депривации. Исследование психологических механизмов лидерства в малой учебной группе дает возможность углубить изучение групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы и создает возможность для разработки научных рекомендаций по оптимизации совместной деятельности в депривационных ситуациях.

Цель исследования состояла в изучении специфики лидерства в условиях социальной депривации, вызванной последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.
В качестве объекта исследования выступали первичные молодежные группы учебно-воспитательных организаций (школы г.Курска и Курской области, а также областной Центр по подготовке молодежных лидеров), включающие старшеклассников из "чистых" и радиоактивно загрязненных районов.
В общей сложности в исследовании принимало участие 74 группы (1545 человек, из которых 228 - лидеры).
Предметом исследования являются композиция, типы, стили лидерства, а также восприятие лидеров группой членства и лидерами группы членства, некоторые личностные характеристики лидеров в малой учебной группе в условиях социальной депривации.

В качестве основных гипотез исследования выступили положения о том, что:
1. Лидерство в условиях социальной депривации имеет специфические характеристики.
2. Специфические характеристики лидерства в условиях депривации зависят от особенностей социальной ситуации функционирования группы.
Проверка выдвинутых гипотез требует решения следующих задач исследования:
1. Осуществление теоретического анализа социально-психологических аспектов лидерства в малой учебной группе в условиях социальной депривации, определение базовых и рабочих понятий по проблеме.
2. Описание и изучение социальной ситуации функционирования лидерства в регионах “Чернобыльского следа”.
3. Выявление социально-психологических особенностей лидерства в малой учебной группе в условиях социальной депривации.
Теоретико-методологическими основами исследования являются положение о стиле лидерства (К. Левин, Ф. Фидлер), положение о связи лидерства с уровнем развития группы (А.А. Деркач, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев), положение о социальной ситуации реализации стиля лидерства (Е.Д. Дорофеев, А.А. Кокорев, Н.Н. Обозов).

Методы исследования. Применялись следующие методы и методики: естественный и лабораторный (с использованием прибора-модели "Арка") эксперименты; социометрический тест, методика исследования психологической атмосферы в группе, методика по диагностике волевого самоконтроля (разработана А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом), методика для изучения уровней познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний как наличного состояния и как свойства личности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой), методика исследования терминальных и инструментальных ценностей в группе М. Рокича (модификация А. Гоштаутаса), методики для изучения потребности в общении и потребности в достижении на основе самооценки (разработаны казанскими психологами), методика семантического дифференциала по Ч. Осгуду, методика для изучения психологической дистанции, методика для изучения преимущественного типа поведения в конфликтной ситуации (тест Томаса), методику по определению стиля лидерства (разработана В.И. Румянцевой и А.Б. Чангли), методика по изучению значимости различных сфер деятельности для старшеклассника (разработана У.В. Кала и В.В. Раудиком).
Обоснованность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались исходной теоретической концепцией, а также применением методов статистической обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В данной работе на основе теоретического анализа и осуществления экспериментального исследования впервые выявлены социально-психологические особенности лидерства в малых учебных молодежных группах в условиях социальной депривации, проявляющиеся в распределении лидеров по типам и стилям лидерства, а также в композиции лидерства.
2. Получены новые факты о восприятии личности лидера членами группы и восприятии лидерами группы членства, свидетельствующие об особенностях ценностных ориентаций лидеров из регионов “Чернобыльского следа”, а также об уменьшении психологической дистанции между лидерами и другими членами группы из данных регионов.
3. Выявлены специфические характеристики личности лидера в группах школьников, проживающих в регионах “Чернобыльского следа”, выражающиеся в завышенной самооценке своего “Я”, недостаточном уровне развитиия таких качеств, как настойчивость и самообладание.
Практическое значение исследования заключается в следующем:
1. Предложен методический блок, позволяющий осуществить экспериментальное изучение характеристик лидерства в малой группе.
2. Описан психологический портрет лидера в регионах “Чернобыльского следа” как один из аспектов построения развивающих социальных сред в школе.
3. Полученные научные факты легли в основу программ образовательных специализированных Центров по практической подготовке молодежных лидеров, в которых в последние три года подготовлено свыше 500 человек. (Автор принимал непосредственное участие в их реализации в качестве штатного практического психолога.)
Методы и рекомендации исследования используются в практике работы школ, в учебном процессе Курского государственного педагогического университета.

Апробация исследования. Отдельные выводы и положения диссертации докладывались на межвузовской научно-практической конференции "Психолого-педагогические проблемы приобщения молодежи к педагогической профессии" (Воронеж, 1992), на международном симпозиуме по социальной психологии "Актуальные проблемы социальной психологии" (Кострома, 1992), на международной научно-практической психологической конференции "Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармоний в развитии личности детей и подростков" (Воронеж, 1993), на первой Всероссийской научной конференции "Социально -психологические проблемы ментальности" (Смоленск, 1993), на Всероссийской научно-практической конференции "Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений" (Кострома, 1994) на межвузовской научной конференции "Проблемы базовой управленческой подготовки и повышения квалификации организаторов образования" (Курск, 1994), на международной научно-практической конференции "Духовность. Ментальность. Саморазвитие личности" (Луцк, 1994), на Всероссийской научной конференции "Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентации в образовании" (Курск, 1994), на Всероссийских научно-практических конференциях "К.Д. Ушинский и современная школа" (Курск, 1994) и "Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского" (Курск, 1995), на Российской научно-практической конференции "Психология и образование. Современное состояние, проблемы, перспективы" (Курск, 1995), на международном симпозиуме "Творчество и личность" (Курск, 1995), на международном Экологическом Форуме (Курск, 1995), на научно-методических и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Курского государственного педагогического института (Курск, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996). На основании результатов данной работы Комитетом Российской Федерации по делам молодежи, Экспертным советом по организации отдыха детей и подростков, поддержки инновационных программ и проектов присужден грант 2 степени по итогам конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 1995 году.
Основные результаты исследования опубликованы в печати.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе непосредственной практической работы штатным психологом в областном Центре подготовке молодежных лидеров, работе психологической службы города Курска, в учебном процессе Курского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту:
1. Для лидеров в условиях социальной депривации характерным является ряд особенностей в структуре ценностных ориентаций, сближение психологической дистанции с группой и особенности саморегуляции, выражающиеся в завышенной самооценке своего "я", недостаточном уровне развития таких качеств личности, как настойчивость и самообладание.
2. В учебных группах в условиях депривации сложилась специфическая структура лидерства в результате преобладания лидеров парциального типа над лидерами абсолютного типа.
3. Среди лидеров парциального типа из регионов “Чернобыльского следа” большинство респондентов составляют лица женского пола, в то время как большинство среди лидеров абсолютного типа (из тех же районов) составляют лица мужского пола.
4. В условиях социальной депривации завоевание старшеклассником лидерской позиции связано с наличием у него таких специфических свойств личности, как высокоразвитая личностная и ситуативная познавательная активность, высокий уровень развития потребностей в общении и достижениях.
5. В условиях депривации среди лидеров преобладают респонденты, относящиеся к аффективному типу и демократическому стилю лидерства.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Диссертация иллюстрирована таблицами и рисунками.
Оглавление



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются предмет и объект исследования, ставятся цели работы, формулируется гипотеза и задачи исследования, выделяются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описываются апробация и общая структура работы.

В первой главе "Лидерство как фактор функционирования группы" содержится анализ социально-психологической литературы по психологическим аспектам лидерства в малой молодежной учебной группе, анализ социальной ситуации функционирования лидерства в условиях социальной депривации.
По мнению ведущих теоретиков лидерства (Дж. Пфеффер, 1977; Б. Кармел, 1978) в этой области сложилась явно кризисная ситуация из-за недостаточной методологической разработанности проблемы. Выход из создавшегося положения - расширение и углубление теоретической платформы изучения лидерства за счет экспансии в эту область понятий и концептуальных схем из более широких теоретических подходов.
Интерес вызывают те направления, в которых делается попытка динамического анализа лидерства как процесса (Г. Зан, 1981; А. Ашур, 1982; Дж. Воффорд, 1985; Т. Шринивазан, 1983; К. Грин, 1982; К. Шризхейм, 1980; Г. Грэен, 1980). Интеракционистский подход к лидерству ярко представлен моделью "вертикальной связи в диадах" (например, Г. Грэен, 1982). Лидер, согласно этой модели, не возвышается над группой, а является одним из участников взаимодействия, входящим в диаду.
Исследования, выполненные в русле когнитивного направления рассматривают лидеров и их последователей в качестве активных наблюдателей, оценивающих и интерпретирующих поведение друг друга с использованием определенных когнитивных схем, "прототипов" или имплицитных, "наивных" теорий лидерства.
Большой группой ученых изучалась причинная интерпретация лидерами "плохого/хорошего" выполнения задания последователями (С. Грин, 1982; Т. Митчелл, 1981; Р. Вуд, 1981). По мнению этих авторов, когда последователь выполняет задание на определенном уровне, лидер собирает информацию о его поведении и, затем, опираясь на нее, приписывает своим последователям причины их поведения.
Другая группа известных исследователей лидерства (например, Дж. Пфеффер, 1977) считают, что лидерство - "ярлык" который наклеивается на поведение других людей (и на свое собственное). Лидерство, по их мнению, ненаблюдаемое качество, которое выводится из наблюдаемого поведения по мере того как определенные последствия ассоциируются с этим поведением.
Эти теоретические позиции не были однозначно подкреплены экспериментальными данными, поэтому возникла возможность альтернативного объяснения поставленных ими вопросов в рамках исследований "имплицитных" теорий лидерства (Р. Лорд, 1982; Дж. Филлипс, 1982). Восприятие лидерства и лидеров, с точки зрения социально-когнитивного подхода, объясняется как результат организованных информационных процессов (внимания, запоминания), которые направляются имплицитными, наивными теориями наблюдателей - "людей с улицы".
Попытку объединить основные положения интеракционистского и когнитивного подходов предпринята в модели "символического взаимодействия" (Р. Гриффин, 1987). Согласно этому подходу лидеры принимают решения и осуществляют действия, которые затем интерпретируются последователями с точки зрения их влияния на выполнение групповой задачи. Результатом интерпретации являются "символические" действия последователей, которые впоследствии интерпретируются лидерами в сравнении с результатами выполнения последователями групповой задачи и влияют на последующий взаимообмен действиями.
Учитывая специфичность и определенную степень независимости становления взглядов на лидерство в отечественной и зарубежной социальной психологии, представляется целесообразным рассматривать пути их развития изолированно, поэтому во втором параграфе первой главы мы проанализировали основные направления исследования лидерства в отечественной психологии.
Согласно данным И.П. Волкова (1978), А.А. Деркача (1979), Е.Д. Дорофеева (1992), А.Л. Журавлева (1988), А.А. Кокорева (1993), Р.Л. Кричевского (1991), Б.Д. Парыгина (1971), А. В. Петровского (1980), Л.И. Уманского (1968), А.С. Чернышева (1980), существенным фактором исследований лидерства в отечественной социальной психологии является анализ этого феномена в реальных социальных группах.
В отечественной социальной психологии первые работы в этой области были проведены еще в 20-30 годы (А.С. Макаренко, 1957; А.С. Залужный, 1930; Е.А. Аркин, 1929 и др.). Они в основном касались феномена лидерства в детских группах.
Б. Д. Парыгин (1971), например, трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного.
Н. С. Жеребова (1971) отмечает, что лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует их вокруг себя, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей.
Иначе интерпретирует данное понятие А. А. Ершов (1971), понимая под лидером члена группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом.
Критикуя операционнyю модель лидерства, разработанную Ф. Фидлером, А.В. Петровский (1980) к двум переменным, выделенным Ф. Фидлером (стиль лидерства и ситуация его реализации), являющихся необходимыми, но не достаточными для адекватного понимания рассматриваемого феномена, добавляет еще одну - уровень развития группы. По мнению А.В Петровского (1980), одна и та же ситуация и один и тот же стиль руководства будут с необходимостью вести к эффективности или неэффективности лидерства в зависимости от того, как поведение лидера детерминировано уровнем развития группы.
Опираясь на теоретические положения, выдвинутые А.С.Макаренко, А.С. Залужным и др., сотрудники Курской социально-психологической лаборатории Л.И.Уманский (1968), А.С.Чернышев (1980), А.Н.Лутошкин (1981), Е.И.Дымов (1976), Ю.А. Лунев (1991), С.В.Сарычев (1993), С.Г.Елизаров (1994) и др., понимая под лидерством социально-психологическое явление, сущность которого может быть определена как осуществление ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи, рассматривают проблему лидерства в тесной связи с уровнем развития группы (коллектива).
Исследование феномена лидерства, проведенное И. П. Волковым, (1978) показало, что рассматривать феномен лидерства необходимо в динамике, например, во взаимосвязи с уровнем развития группы.
Эта идея была реализована в исследованиях Р.Л. Кричевского. Анализ динамики лидерства в контексте целостного функционирования группы, проведенный Р.Л. Кричевским (1991), показал, что специфика ведущей деятельности членов группы задает "рисунок" всей структуры временного коллектива, детерминируя своеобразие динамики определенных ее компонентов, например, опережение развития сферы деловой активности по сравнению с эмоциональными отношениями.
Попытка связать динамику феномена лидерства с общими процессами развития группы была сделана в русле теории деятельностного опосредования А.В. Петровским (1980).
Таким образом, подводя итог краткому обзору исследований лидерства, выполненных в отечественной социальной психологии, необходимо отметить, что одним из наиболее важных и принципиальных отличий этих работ является включение системы отношений "лидер - последователи" в более широкий социальный контекст. В качестве следствия такого подхода можно рассматривать ориентированность исследований на реальные группы.
В отечественной психологии большое место отводится рассмотрению проблемы типов и стилей лидерства. Б.Д. Парыгиным (1971) предлагает строить типологию лидерства с учетом содержания, стиля и характера деятельности лидера.
В основу типологии лидеров Н.С. Жеребова (1974) кладет признак формирования межличностных отношений и распределения функций, в результате чего выделяются "лидер по определению путей к достижению групповой цели", "лидер по оптимальному решению технических задач", "лидер по установлению психологического климата ", "лидер по содержанию групповой атмосферы".
Р.Л. Кричевский (1991) в своих работах выделяет два типа групповой деятельности: инструментальную и экспрессивную и соответственно им два типа лидерства; оба вида деятельности связаны с организованностью группы.
Л.И. Уманский (1980) предложил типологию лидерства на основании функций, реализуемых лидерами, выделив соответственно лидеров -инициаторов, лидеров - эрудитов, лидеров - генераторов эмоционального настроя, лидеров - умельцев.
Развивая идеи Л.И. Уманского, его ученик, А.С. Чернышев (1980), на основании результатов исследования проблемы организованности предложил выделять лидеров-организаторов и лидеров-дезорганизаторов.
Н.Н. Обозов (1990), опираясь на общепризнанное выделение познавательного (информативного), аффективного (эмоционально-коммуникативного), практического (поведенческого, регулятивного) компонент личности, осуществил типизацию лидеров.
В отличие от типа лидерства, лидерский стиль, по мнению Н.С. Жеребовой (1974), затрагивает вопросы методов, средств, с помощью которых лидер добивается успеха при решении групповых задач.
В отечественной социальной психологии традиционно принято выделять три основных стиля лидерства. Так, например, Г.М. Андреева (1978) и А.Л. Журавлев (1976) предлагают рассматривать авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили лидерства.
Анализ исследований показал, что в практической жизни лидер в определенной мере использует разные стили лидерства в зависимости от обстоятельств.
Исходя из анализа понятий лидерство и лидера в отечественной и зарубежной литературе, а также гипотезы, целей и задач нашего экспериментального исследования, мы считаем возможным сформулировать следующие ниже рабочие определения рассматриваемых понятий: лидерство - это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи; лидер - это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы, и определяющие направленность деятельности группы.
Анализ отечественной литературы, относящийся к изучению последствий аварии на Чернобыльской АЭС, показал, что исследователями затронуты в недостаточной мере психологические последствия пребывания людей в зонах радиоактивного загрязнения.
Ряд авторов (А.С. Чернышев, 1992; В.А. Моляко, 1992; О.Б. Белецкая, 1992; И.М. Турчанинова, 1992) высказывает предположение о том, психическая травма, возникающая у людей подвергшихся радиоактивному воздействию имеет особую природу. Прежде всего основной травматический фактор в этом случае - информационный, причем эту роль может выполнять как объективная информация о степени радиационного поражения, так и ее дефицит.
Значительное число людей, проживающих в загрязненных районах чувствуют себя неуверенно, тревожно, подавленно (А.С. Чернышев, 1992; В.А. Моляко, 1992; А.А. Тюков, 1995). Эти чувства оттесняются повседневными заботами, ухудшимся бытом, общими условиями жизни, но все лишь усугубляет положение. Многие охвачены страхом, непрерывной паникой.
Обнаруженный В.А. Моляко феномен непрерывной скрытой паники выступает в качестве еще одного фактора, требующего принятия действенных мер по оказанию психологической помощи людям, проживающим в радиоактивно загрязненных регионах.
Сравнительные психологические исследования детей и подростков из загрязненных и "чистых" регионов, выполненных в рамках программы "Помощь"(А.А. Тюков, 1995), показали, что в загрязненных территориях больше детей с жалобами на плохое настроение, меньше детей с хорошим настроением; произошла потеря самостоятельной ценности образования.
Более того, в результате реализации указанной программы было установлено, что дети из районов с радиационным загрязнением отстают в развитии и очень большой процент из них находится на уровне риска.
Дальнейшие исследования, проведенные в Брянской области (В.С. Мухина, 1995), Курской области (А.С. Чернышев, 1992, 1993, 1994), Тульской области (К.Н. Подольский, 1995) позволили получить достаточно сложные и в определенной мере неоднозначные данные о психическом развитии детей: существенное неблагополучие в ситуациях социальной, школьной и семейной жизни детей; отставания детей по уровню развития видов деятельности; высокий уровень общей и ситуативной эмоциональной напряженности; интеллектуальная и общая личностная пассивность, функции эмоционально-волевой регуляции деятельности оказываются значимо заниженным, аналогичное соотношение данных имеется и по функциям волевой регуляции.
Сравнительное исследование личностных характеристик школьников из чистых и загрязненных районов, проведенное в Курской области под руководством А.С. Чернышева (1992, 1993, 1994), показало, что влияние слабых доз радиации (1-5 ки/км2) на жизнедеятельность учащихся опосредуется социальными и социально-психологическими факторами, существующими и действующими как динамическая система.
Таким образом, радиационное загрязнение, влияющее на жизнь и здоровье детей, действующее только внутри всей системы общественных факторов жизни и образования детей, представляет собой реально действующий и принципиально неуничтожимый фактор, который создает реальную угрозу потери потенциала развития нации.
Возникшая в результате этого социальная депривация, по нашему мнению, вызвана не столько прямыми последствиями Чернобыльской катастрофы - загрязнением радиоактивными осадками, сколько сложившимися в ее результате социально-психологическом состоянии населения.
Следовательно, сложилась социальная ситуация неблагоприятная для процесса социализации личности. Поэтому насущным требованием времени стало сведение к минимуму ее отрицательных последствий в рамках помощи извне, а главное - самопомощи за счет внутренних резервов, в том числе за счет изменения позиции личности, проявляющиеся в ее субъектности и активности.
Оглавление


Во второй главе "Сравнительное экспериментальное исследование лидерства в учебных группах в условиях депривации" даны детализированная характеристика объекта исследования, описана организация экспериментального исследования и методы исследования.
В третьей главе "Основные результаты эмпирического исследования лидерства в условиях депривации" содержатся результаты экспериментального исследования феномена лидерства в малой учебной группе в условиях депривации.
Нам удалось выявить следующую специфику композиции лидерства в депривационных условиях.
Среди респондентов (учащихся 8-11 классов) как из "чистых", так и "загрязненных" регионов большинство девочек. Отмеченные особенности композиции лидерства в исследуемых группах наиболее ярко проявляются именно в Центре подготовки молодежных лидеров. Это мы связываем прежде всего с тем, что в "социальном оазисе" созданы такие условия совместной деятельности, которые актуализируют те черты личности и ее способности, благодаря которым она реализует свои лидерские возможности.
Для абсолютных лидеров характерны несколько иные закономерности. Так, если среди респондентов (8-11 классы) из "чистых" районов преобладающее большинство принадлежит девочкам ( 68% - 71% ), то среди испытуемых из регионов "Чернобыльского следа" - мальчикам (71%-75%).
В ходе эмпирического исследования было выяснено, что для лидеров из "чистых" районов преобладающим типом лидерства является практический, ему немного уступает аффективный тип лидерства, и, наконец, когнитивный тип лидерства встречается наиболее редко.
Количественный анализ распределения типов лидерства в сообществе лидеров из регионов "Чернобыльского следа" позволяет сделать вывод о том, что ведущим типом лидерства здесь выступает аффективный. На втором месте - практический тип лидерства, а вот когнитивный тип лидерства не встречается ни в учебных группах Центра, ни в классах общеобразовательных школ.
Преобладание аффективного типа лидерства в регионах "Чернобыльского следа", по нашему мнению, связано с потребностью детей из рассматриваемых районов найти такого члена их группы, который обладал бы способностью откликнуться на переживания других членов группы, понять эти переживания, найти время для соответствующей сочувствующей беседы. А аффективный лидер как раз, будучи оперативно включен в повседневную жизнь в группе не только чувствует состояние ее членов, но и пытается задавать группе определенный эмоциональный тонус.
Нами установлено, что ведущим стилем лидерства в "чистых" районах является авторитарный, на второй и третьей позициях попеременно - демократический и либеральный (в зависимости от пола испытуемых и социальной ситуации функционирования учебной группы).
Для регионов "Чернобыльского следа" преимущественным стилем лидерства выступает демократический, на втором месте авторитарный, и, наконец, наиболее редко встречающийся - либеральный.
В итоге эксперимента было установлено, что различия в оценке психологической атмосфера в учебной группе между лидерами (причем как мальчиками, так и девочками) из "чистых" районов и регионов "Чернобыльского следа" статистически достоверны (для 8-9 классов - p<0.01, а для 10-11 классов - p<0.05 и p<0.01 для мальчиков-лидеров, девочек-лидеров из рассматриваемых районов соответственно).
Лидеры из загрязненных районов заметно ниже оценивают благоприятность психологической атмосферы в группах своего членства, чем лидеры того же возраста из "чистых" регионов. Факт более низкой оценки психологической атмосферы в сообществе старшеклассников из регионов "Чернобыльского следа" по сравнению с видением ситуации представителями групповой "элиты" из "чистых" районов говорит о том, что заниженная оценка высокостатусными членами класса (учебной группы) социально-психологического климата в нем, оказывается отражением стремления влиятельной части группы оптимизировать жизнедеятельность сообщества. Подобная неудовлетворенность достигнутым порой выступает мощным стимулирующим процесс группообразования фактором, а на первый взгляд завышенный уровень притязаний лидеров группы обеспечивает последней значительную "зону ближайшего развития". Именно таким образом обстоит дело в учебных группах Центра и ученических классах государственных общеобразовательных школ.
Сравнение полученных по двум экспериментальным выборкам результатов изучения ценностных ориентаций испытуемых однозначно показало, что мы имеем дело с различными в социально-психологическом плане сообществами. На это указывает выявленное путем обработки первичных данных на ЭВМ качественное различие групповых ценностей, получивших наивысшие ранги у лидеров из регионов "Чернобыльского следа" и у лидеров из "чистых" районов.
Изучение степени психологической зрелости личности показало, что лидеры из районов "Чернобыльского следа" характеризуются более высоко сформированным психологическим механизмом дифференциации ценностей. По нашему мнению, это говорит о том, что лидеры из "загрязненных" регионов по уровню зрелости личности намного опережают своих одногодков из "чистых" районов. Особо ярко проявляется рассматриваемая закономерность в учебных группах из Центра подготовки молодежных лидеров. Более высокая личностная зрелость лидеров из Центра, по нашему мнению, объясняется наличием в нем специфической среды жизнедеятельности, условно называемой "социальным оазисом".
В плане исследования социальных установок личности общим для исследуемых групп испытуемых является то, что на развитие личности лидера независимо от его пола и социальной ситуации (депривационной - недепривационной), в которой он находится, влияет не одна сфера, а система сфер жизни. Установлено, что система ценностей для каждой группы испытуемых определяется наличием или отсутствием депривационного воздействия.
Согласно данным исследования, для лидеров из "чистых" регионов система сфер деятельности близка к оптимальной, потому что ведущая значимость учения, общения, участия в культурной жизни достигается посильностью, доступностью ведущих установок при своеобразной эмоциональной разрядке и возможностями для самоутверждения личности в иных сферах.
Для развития же личности лидера из регионов "Чернобыльского следа" характерна неблагоприятная, в целом, структура ценностей, так как на первые места выдвигаются вспомогательные сферы деятельности (одежда, кино) и при этом "выбрасываются" на последние места такие сферы, как общение, спорт. Мы считаем, что это вызвано непосильностью для ребенка основных сфер деятельности, и как следствие из этого, психическим напряжением, стрессами и затруднениями в самоутверждении и самоопределении личности старшеклассника. Нуждаясь в разрядке и преодолении отрицательных эмоций, лидеры из регионов "Чернобыльского следа", по нашему мнению, стремятся утвердить себя в посильных для него сферах деятельности - просмотре телепередач, теле и видеофильмов, неформальном общении.
Одним из важнейших групповых показателей, особенно когда речь идет о подростковых и юношеских сообществах, является мера конфликтности группы.
Можно констатировать, что для респондентов из районов "Чернобыльского следа" наиболее типичны две тактики в ходе решения конфликтной ситуации: сотрудничество и компромисс. Для лидеров же из "чистых" районов наиболее подходящим является решение возникающих межличностных конфликтов с помощью тактики избегания и компромисса.
Обобщение результатов исследования показало, что психологическая дистанция между лидерами в регионах "Чернобыльского следа" и группой членства более близкая, чем между лидерами из "чистых" районов и их последователями. Мы считаем, что это явление обусловлено стремлением "чернобыльской" группы к оздоровлению социальной ситуации ее жизнедеятельности, к самопомощи своим членам в самоопределении.
Итак, выделяется три набора согласованных мнений по по взаимоисключающим позициям. А.С. Чернышев (1980) назвал такое явление "расслоением мнений". Причем рассматриваемый феномен наиболее четко проявляется в районах подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Нам представляется, что незначительная флуктуация мнений и оценочных суждений, имеющая место в районах "Чернобыльского следа", полезна как одно из условий проявления индивидуальности и как факт разнообразия, имеющий прямое отношение к тенденции саморазвития группы.
Нами установлено, что показатели потребности в общении (р<0.01) для лидеров из "загрязненных" районов выше, чем соответствующие показатели лидеров из "чистых" регионов. Мы полагаем, что выявленная нами тенденция, позволяет лидерам в условиях депривации уменьшить психологическую дистанцию между собой и группой членства.
Данные, полученные при изучении потребности в достижениях, свидетельствует о том, что лидеры из регионов "Чернобыльского следа" имеют более высокие показатели потребности в достижениях (р<0.01, p<0.05), что свидетельствует, с нашей точки зрения, о стремлении лидеров оптимизировать решение групповых задач, возникающих в процессе совместной деятельности.
Нами был установлено, что:
1)существуют качественные различия по уровню личностной и ситуативной познавательной активности (p<0.01 и p<0.05 соответственно) у лидеров из "чистых" и "загрязненных" регионов, причем наибольшей познавательной активностью обладают испытуемые из "чистых" районов (8-9 кл.) и из регионов "Чернобыльского следа" (10-11 кл.);
2) лидеры из районов "Чернобыльского следа" имеют показатели личностных негативных эмоциональных переживаний выше (p<0.01), чем у их сверстников из "чистых" регионов, в то время как показатели уровня ситуативных негативных эмоциональных переживаний выше у испытуемых из "чистых" районов (p<0.05);
3) у лидеров из районов "Чернобыльского следа" уровень личностной тревожности ниже, чем у их сверстников из "чистых" регионов (p<0.01); если у испытуемых-мальчиков (8-9 кл.) из "чистых" районов ситуативная тревожность (p<0.01) выше, чем у их сверстников из "загрязненных" регионов, то у респондентов из 10-11 классов ситуативная тревожность (p<0.01) выше у лидеров из зоны "Чернобыльского следа"; ситуативная тревожность девочек-лидеров может быть расценена как средняя с точки зрения ее возможного благотворного влияния на процессы коллективообразования и развития личности старшеклассника.
Указанные особенности, по нашему мнению, обусловлены спецификой социальной ситуации жизнедеятельности изучаемых групп, сложившейся в ряде регионов Курской области, а также высокой эффективностью решения групповых задач по оздоровлению социальной ситуации жизнедеятельности группы лидерами, обладающими указанными свойствами.
Сравнение эмпирических данных, характеризующих уровень развития волевого самоконтроля у испытуемых, позволяет говорить о качественно различающихся показателях развития волевого самоконтроля (p<0.01), при этом у лидеров из регионов "Чернобыльского следа" (8-9 кл) уровень развития волевого самоконтроля более высокий, а в 10-11 кл - более низкий, чем у их сверстников из "чистых" регионов. Данные изучения уровня развития таких качеств личности как настойчивость и самообладание свидетельствуют о том, что, в целом, испытуемые имеют тождественные показатели (исключение составляют девушки из "загрязненных" регионов, имеющие более высокие показатели настойчивости (p<0.01), а также респонденты (8-9 кл) имеющие аналогичные показатели самообладания (p<0.01)).
Выявленные в ходе анализа и интерпретации полученных эмпирических результатов исследования тенденции, можно объяснить тем, что выявленные личностные особенности испытуемых обеспечивают наибольшую эффективность реализации функции самопомощи группы в оздоровлении социальной ситуации ее жизнедеятельности.
Изучение отношения к себе, к учителям и родителям позволило нам установить, что в группах лидеров из регионов "Чернобыльского следа" мы встретились с тенденцией к адекватной оценке самого себя, своих родителей и учителей (p<0.01); в то время как респонденты из "чистых" районов переоценивают самих себя, имея при этом большинство показателей в промежутке от выше среднего до высокого. Мы полагаем, что это связано с стремлением лидеров в условиях депривации, опираясь на свои реальные способности, возможности, а также знание действительно сильных сторон своих родителей и учителей, успешно реализовать функцию самопомощи группы в оздоровлении социальной ситуации ее жизнедеятельности.
Таким образом, приведенные выше данные, иллюстрируют достаточно ясные различия в "облике" лидеров из "чистых" районов и регионов "Чернобыльского следа". Отметим при этом, что соотношение социально-психологических особенностей лидеров этих групп связано с условиями их жизнедеятельности.
Оглавление


В заключении подведены итоги осуществления экспериментального исследования и содержатся следующие выводы:
1. Лидеры в условиях депривации обладают рядом специфических личностных характеристик, таких как высокоразвитая личностная и ситуативная познавательная активность, высокий уровень развития потребностей в общении и достижениях, структура ценностных ориентаций, близкая психологическая дистанция с группой членства, особенности саморегуляции, низкий уровень развития настойчивости и самообладания, по которым установлены существенные и статистически значимые различия с соответствующими характеристиками лидеров из недепривационных регионов.
2. В регионах "Чернобыльского следа" преобладает аффективный тип лидерства, а в "чистых" - практический; в регионах "Чернобыльского следа" ведущим является демократический стиль лидерства, а в "чистых" - авторитарный. В условиях депривации прослеживается тенденция к сокращению абсолютного лидерства за счет парциального лидерства.
3. Социальная ситуация жизнедеятельности группы детерминирует как специфичность восприятия лидерами своей группы членства, так и особенности восприятия членами группы лидеров.
4. Особенности композиции лидерства в условиях депривации опосредуются социальной ситуацией функционирования группы.
5. Психологическая атмосфера в молодежных группах в условиях депривации менее благоприятна для позитивного протекания процессов коллективообразования и развития личности их членов по сравнению с теми же показателями в группах из "чистых" регионов.
Оглавление



По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Лидерство как фактор гуманизации отношений в молодежных группах // Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения детей и подростков. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. -Воронеж, 1993.- С. 178.
2. Лидерство как фактор оптимизации межличностных отношений в группах подростков в условиях депривации // Социально-психологические проблемы ментальности. Тезисы докладов научной конференции. -Смоленск, 1993.- С.80-81.
3. Лидерство в условиях депривации (на материале исследования в регионах, подвергшихся радиоактивному загрязнению)// Духовность. Ментальность. Саморазвитие личности. Тезисы докладов и материалы международной научно-практической конференции. -Киев - Луцк, 1994. -C. 295-297 (в соавторстве).
4. Лидерство в условиях депривации как один из социально-психологических аспектов управленческой деятельности организаторов образования в районах с радиоактивным загрязнением // Проблемы базовой управленческой подготовки и повышения квалификации организаторов образования. Тезисы межвузовской конференции. -Курск, 1994. -С. 74-76 (в соавторстве).
5. Исследование проблемы лидерства в условиях депривации (в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению)// Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентиры в образовании. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. -Курск, 1994. -С. 182-184 (в соавторстве).
6. Социально-психологический портрет молодежных лидеров в условиях депривации // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. Материалы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции. -Кострома, 1994. С. -86-88 (в соавторстве).
7. Типы лидерства и особенности самосознания лидера в малой молодежной группе // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. Материалы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции. -Кострома, 1994. -С. 94-96 (в соавторстве).
8. Лидерство как фактор оптимизации воспитания // К.Д. Ушинский и современная школа. Тезисы докладов Всероссийской научно - практической конференции. -Курск, 1994. -С. 151-153.
9. Факторы детерминации лидерства в условиях социальной депривации // Бюллетень Международной Академии психологических наук. - Вып. 2. -Саратов - Ярославль, 1995. -С. 46-48.
10. Методики социальной помощи молодежи, проживающей в регионах "Чернобыльского следа” // Социально-психологические проблемы помощи молодежи.- Курск, 1995. -С. 7-16 (в соавторстве).
11. Социальная депривация как фактор формирования ментальности молодежных лидеров // Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции. - Смоленск, 1996. -С. 46-51 (в соавторстве).
12. Социально-психологический профиль молодежного лидера (на материале исследования лидеров из регионов “Чернобыльского следа”) // Проблемы образования на рубеже XXI века: международный диалог. Тезисы докладов в 2-х частях. -М.: Магистр, 1996. -Часть 2. -С. 13-14.


Оглавление

[Кафедра психологии КГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]

 

Hosted by uCoz