ЛУНЁВ Юрий Алексеевич "СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ГРУППЫ В МЕЖГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ " |
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук |
специальность 19.00.05 - социальная психология |
Скачать (txt-файл в zip-архиве)
Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Лунев Ю.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность
проблемы. Развитие советского общества на современном этапе характеризуется радикальными политическими и экономическими преобразованиями, которые обуславливают необходимость поиска новых методов управления, разработки новых принципов построения отношений между организациями и коллективами с учетом повышения их самостоятельности.
Вызывает беспокойство рост антисоциальных проявлений в молодежной среде. Конфронтация молодежных группировок в различных городах принимает социально опасные формы. Время требует выработки конкретных научных рекомендаций пo предотвращению социальных эксцессов.
Актуальной практической потребностью является социально-психологическое прогнозирование взаимодействия малых групп в молодежных учебно-воспитательных организациях (школах, училищах, вузах), выявление условий их оптимального функционирования. Реформа системы образования ставит задачу повышения эффективности педагогического руководства, основанного на признании принципа паритетности в системе отношений "учитель ученик", "педагогический коллектив - ученический коллектив".
Большинство исследований учебных коллективов, проведенных в учебно-воспитательных организациях, посвящены проблеме межличностных отношений. Представляется необходимым углубить изучение проблемы межгрупповых отношений в этих организациях Научный анализ механизмов межгруппового взаимодействия дает возможность углубить познание внутригрупповых феноменов, так как для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки данной группы.
Степень разработанности проблемы детерминации межгруппового взаимодействия в настоящее время нельзя признать удовлетворительной. Эта проблема рассматривается преимущественно в теоретическом плане. Эмпирических исследований детерминации поведения групп в межгрупповом взаимодействии крайне мало. Кроме того, не проводилось экспериментальных исследований, посвященных изучению роли самоорганизации и саморегуляции групп в межгрупповом взаимодействии и их механизмов. Важность данного аспекта определяется активной ролью группы в формировании межгрупповых отношений.
Цель исследования состояла в выявлении факторов социально-психологической детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии.
В качестве основного объекта исследования выступали первичные молодежные коллективы учебно-воспитательных организаций. В общей сложности в исследовании принимало участие 24 группы (511 человек). В формирующем эксперименте участвовали 2 группы по 22 человека в каждой.
Предметом исследования выступали поведение групп в межгрупповом взаимодействии, внешние и внутренние факторы его детерминации.
Были сформулированы две основные гипотезы исследования:
1 гипотеза - стратегия поведения группы в межгрупповом взаимодействии в значительной степени обусловлена социальна нормативными требованиями организационной системы и особым свойством группы - направленностью ее межгрупповой активности.
2 гипотеза - внутригрупповым механизмом формирования и актуализации направленности межгрупповой активности группы выступает лидерство.
Проверка этих гипотез предполагает решение следующих основных задач:
1. Анализ методологических и теоретических предпосылок исследования социально-психологической детерминации межгруппового взаимодействия.
2. Обоснование основных положений исследования, разработка Методологических и теоретических подходов к исследованию, обоснование и выбор объекта исследования.
3. Разработка адекватных предмету исследования методических средств в плане создания комплексной методики экспериментального исследования межгруппового взаимодействия.
4. Экспериментальная проверка взаимосвязи социально-нормативных требований организации, социально-психологических характеристик групп и их поведения в условиях межгруппового взаимодействия.
5. Определение условий оптимизации межгрупповых отношений и взаимодействия в молодежных учебно-воспитательных организациях.
6. Разработка методического подхода к отбору, комплектованию и формированию малых молодежных групп с направленностью межгрупповой активности адекватной требованиям учебно-воспитательных организаций.
Научная новизна исследования
заключается в следующем:
исследования состоит в следующем:
1. На теоретико-методическом уровне разработан подход к изучению поведения учебной группы в межгрупповом взаимодействии и факторов его детерминации.
2. Разработана комплексная экспериментальная методика изучения взаимодействия групп, основанная на новой модели межгруппового взаимодействия.
3. Разработан методический подход к отбору, комплектованию и формированию учебных групп с направленностью межгрупповой активности, адекватной требованиям организационной системы.
4. Экспериментально выявлена роль социально-психологических характеристик саморегуляции группы и социально-нормативных требований организационной системы в социально-психологической детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии.
5. Экспериментально установлена роль лидерства как основного внутригруппового механизма саморегуляции поведения группы в межгрупповом взаимодействии.
Положения, выносимые на
защиту:
1. Поведение группы в межгрупповом взаимодействии в условиях учебно-воспитательных организаций определяется социально-нормативными требованиями основной организации к взаимодействию первичных коллективов (объективный фактор) и особым свойством группы - направленностью ее межгрупповой активности (субъективный фактор).
2. Положительная взаимосвязь объективного и субъективного факторов усиливает их детерминирующее влияние на поведение группы. При отрицательной взаимосвязи этих факторов степень их влияния зависит от уровня сформированности направленности межгрупповой активности группы: при низком уровне сформированности ведущей детерминантой выступает объективный фактор, при высоком - субъективный фактор.
3. Направленность межгрупповой активности как свойство группы проявляется в дифференцированной предрасположенности различных групп к отражению объективных условий межгруппового взаимодействия и в их готовности к выбору определенной стратегии поведения. Основным внутригрупповым механизмом формирования направленности и ее актуализации в непосредственном межгрупповом взаимодействии выступает лидерство.
4. Эффективность комплектования учебных групп с направленностью межгрупповой активности, адекватной требованиям учебно-воспитательных организаций, связана, с активизацией процесса самоорганизации группы.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для развития теории межгрупповых отношений, в частности, для описания механизмов межгруппового взаимодействия.
Практическое значение работы
заключается в следующем:
исследования состоит в том, что разработаны методические средства прогнозирования поведения группы в межгрупповом взаимодействии, предложен пути оптимизации межгрупповых отношений в учебно-воспитательных организациях, разработан методический подход к комплектованию учебных групп.
Выводы и рекомендации исследования используются в практике работы школ, в учебном процессе Курского государственного педагогического института, в практике научно-исследовательской работы Института медико-биологических проблем Минздрава СССР. Автор принимал непосредственное участие в реализации некоторых из них в качестве штатного практического психолога.
Апробация исследования.
Отдельные выводы и положения диссертации докладывались на республиканской научно-практической конференции "Деятельность: философский и психологический аспекты" (Симферополь, 1988), на VII съезде Общества психологов СССР (Москва, 1989), на заседании лаборатории малых групп и коллективов Института психологии АН СССР (Москва, 1989), на межвузовской конференции "Психолого-педагогические условии развития личности учащихся" (Воронеж, 1990), на республиканском семинаре-совещании "Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики" (Курск, 1990), на учебно-методических и научно практических конференциях профессорско-преподавательского состава Курского госпединститута (Курск, 1988, 1989, 1990).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, содержащей 102 наименования, приложения с методиками, использованными в исследовании. Диссертация содержит 170 страниц текста, 14 таблиц, 7 графиков, 4 диаграммы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ
Во введении показаны актуальность проблемы, степень ее разработанности, определены цели, предмет и задачи исследования, сформулированы гипотезы исследования, положения, выносимые на защиту, отражены научная новизна и практическая значимость полученных результатов, форма их внедрения.
В первой главе "Методологические и теоретические подходы к детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии" содержится анализ основных теоретических подходов к исследованию поставленной проблемы, формулируются теоретические положения, отражающие существо авторского подхода к исследованию социально-психологических факторов детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии.
Общеметодологической основой решения проблемы детерминации социального поведения является сформулированный С.Л. Рубинштейном применительно к психологии принцип детерминизма, основанный на признании диалектической взаимосвязи внешних и внутренних условий и идее внутреннего опосредствования внешних воздействий.
В диссертации анализируются работы К.А. Абульхановой, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Ш.А. Надирашвили, Е.В Шороховой, В.A. Ядова и других авторов, в которых ставятся важные методологические Проблемы соотношения внутренних и внешних детерминант поведения. Обращается внимание на необходимость учета этого соотношения и выделения соответствующих уровней детерминации. Детерминация психических явлений рассматривается как многоплановая, многоуровневая, многомерная, то есть как системная. Диалектическое понимание соотношения внешней и внутренней детерминации базируется на признании принципа саморегуляции, который проявляется в избирательном, активном отношении человека к объективным условиям жизнедеятельности и обеспечивает устойчивость его социального поведения. Подчеркивается важная роль социальных установок в регуляции поведения.
Эти положения являются важным методологическими посылками для изучения проблемы социально-психологической детерминации межгруппового взаимодействия. Анализ работ, посвященных исследованию этой проблемы, показал расхождение теоретических и методологических позиций советских и западных социальных психологов.
В западной социальной психологии выделяются три основных подхода к данной проблеме в зависимости от выбора ведущих детерминант межгруппового взаимодействия: мотивационный (З. Фрейд и др.), интеракционистский (М. Шериф и др.), когнитивный (Г. Тэджфел и др.). В диссертации дается анализ каждого из них и отмечается, что накопленный в западной социальной психологии богатый эмпирический материал позволяет рассматривать различные аспекты детерминации и дает возможность для постановки новых исследовательских задач, в частности, в плане изучения механизмов групповой мотивации, изучения особенностей воздействии организационно-управленческого фактора и особенностей осознания и принятия группой объективных условий.
В советской социальной психологии проблема детерминации межгруппового взаимодействия рассматривается преимущественно в теоретическом плане. Среди крайне малочисленных эмпирических исследований выделяются работы В.С. Агеева и И.Р. Сушкова В диссертации отмечается их вклад в развитие теории межгрупповых отношений.
Особое внимание уделяется анализу работ В.С. Агеева, которые выполнены на материале учебных коллективов и создают основу для проведения конкретного эмпирического исследования межгрупповых феноменов в учебных организациях. В частности, указывается на важное методологическое значение в контексте диссертационного исследования предложенной В.С. Агеевым теоретической модели детерминации межгруппового взаимодействия, предусматривающей наличие взаимосвязи между объективными условиями, когнитивными процессами и межгрупповым взаимодействием.
Анализ работ В.С. Агеева, А.Л. Журавлева, Н.Н. Обозова, К.К. Платонова, И.Р. Сушкова, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и других авторов, изучавших те или иные аспекты детерминации поведения группы, показал, что для советской социальной психологии характерно признание взаимосвязи психологических детерминант межгруппового взаимодействия и объективных социальных условий. Важное значение в контексте нашего исследования имеет выделение среди объективных условий влияния организационно-управленческого фактора, в частности, требований организационной системы, среди субъективных условий - влияния психологических особенностей групп, в частности, особого свойства группы, обеспечивающего ее межгрупповую активность.
На основании проведенного теоретического анализа признано необходимым при изучении социально-психологических факторов детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии в условиях учебно-воспитательных организаций учитывать влияние социально-нормативных (в частности, организационных) регуляторов поведения и дифференцированную предрасположенность различных групп к восприятию, оценке внешних социальных воздействий, их готовность действовать определенным образом (групповую установку). При этом проблема избирательности активности группы как момента ее саморегуляции признается исходным пунктом анализа. Ставится задача изучения свойств групп, обеспечивающих усвоение внешних социальных воздействий и определяющих активность группы в межгрупповых отношениях.
Высказывается предположение о том, что влияние внешней детерминации на поведение группы преломляется через систему отношений ее членов к личностно значимым аспектам межгрупповой жизнедеятельности, в частности, через систему индивидуальных установок на межгрупповое взаимодействие. В ходе самоорганизации группы, включающей в себя процессы согласования индивидуальных установок и их подчинения социальным требованиям, складывается групповая социальная установка, которая в качестве важного мотивирующего фактора обуславливает поведение группы не только в определенных ситуациях межгруппового взаимодействия, но и, в зависимости от внешних и внутренних условий, закрепляется, определяя поведение группы в других различных ситуациях и превращаясь в особое свойство группы направленность ее межгрупповой активности. Это свойство обеспечивает относительно независимое от влияния ситуативных факторов поведение группы в межгрупповом взаимодействии и выступает в качестве важного субъективного фактора детерминации.
Предполагается, что при наличии сходных условий учебно-воспитательные организации будут неоднородны по типу социально-нормативных требований к взаимодействию первичных коллективов. Соответственно возможные различия особенностей взаимодействия учебных групп в этих организациях, в частности, стратегии их поведения, будут обусловлены влиянием различных организационных требований, выступающих в качестве важного объективного фактора детерминации,
Признано необходимым ограничить анализ поведения группы, как зависимой переменной, рассмотрением лишь тех поведенческих особенностей, которые образуют ту или иную стратегию поведения (содействие, противодействие, уклонение).
Во второй главе "Комплексная методика исследования межгруппового взаимодействий" рассматриваются вопросы организации экспериментального исследования, приводится обоснование необходимости разработки и описание методик, специально разработанных для данного исследования.
Логика организации исследования отражает необходимость выявления особенностей внешней и внутренней детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии. В первой серии исследования выявлялась взаимосвязь между характеристиками поведения группы с одной стороны, и социально- нормативными требованиями к взаимодействию первичных коллективов в учебно-воспитательных организациях различного типа и направленностью межгрупповой активности группы - с другой стороны. Во второй серии исследования был проведен естественный формирующий эксперимент. На теоретическом уровне цель эксперимента заключалась в выявлении роли лидерства как внутригруппового механизма формирования и актуализации направленности межгрупповой активности группы, на практическом уровне решалась задача отбора, комплектования и формирования учебных групп с направленностью межгрупповой активности, адекватной требованиям учебно-воспитательных организаций.
Признано необходимым обогатить традиционные методические подходы к изучению межгрупповых феноменов за счет создания методического комплекса, включающего в себя методы наблюдения, опроса, моделирования и естественного эксперимента. Для данного исследования были специально разработаны следующие методики:
-шкалы измерения установок на межгрупповое взаимодействие, построенные по технологии метода суммарных оценок Р. Лайкерта. Преимущество данного метода состоит в том, что он относительно надежен даже при небольшом количестве используемых суждений, требует сравнительно небольших временных затрат и обеспечивает построение шкалы порядкового уровня измерения. Шкалирование признаков осуществляется путем категоризации суждений, отражающих отношение к определенным ситуациям межгруппового взаимодействия по степени интенсивности. Для создания гомогенной шкалы отбирались суждения с высокой различающей способностью в отношении экстремальных групп и высокой корреляцией между отношением респондентов к данному суждению и средним значением отношений ко всем суждениям шкалы;
-экспериментальная методика моделирования межгруппового взаимодействия. Эта методика основана на использовании приборов-моделей совместной деятельности "Арка" и предназначена для решения следующих исследовательских задач: а) моделирования непосредственного взаимодействия двух групп по 6-12 человек в каждой; б) актуализации направленности межгрупповой активности групп; в) изучения динамики групповой активности в условиях межгруппового взаимодействия. Методическая процедура состоит из нескольких этапов, выделение которых обусловлено необходимостью изучения особенностей актуализации групповой установки в различных ситуациях межгруппового взаимодействии - от предполагаемого контакта до взаимодействия групп в его взаимозависимой форме. Включение в экспериментальную процедуру опросных методов и, особенно, метода наблюдения, основанного на видеозаписи, существенно повышает разрешающую способность методики. В диссертации описаны специальные процедуры, повышающие внешнюю валидность методики, и условия ее формирующего воздействия;
- методика отбора, комплектования и формирования учебных групп, разработанная в соавторстве с А.С. Чернышевым и С.В. Сарычевым. Эта методика предполагает создание условий для стимулирования процесса самоформирования группы посредством специально отобранного лидерского ядра и является основой для проведения естественного формирующего эксперимента. В отличие от традиционных подходов к формированию, предусматривающих ведущую роль внешних обучающих и управляющих воздействий, данный подход предполагает приоритет внутригрупповых механизмов формирования.
-к адаптированным методикам относится шкала экспертной оценки и самооценки поведения группы в межгрупповом взаимодействии, разработанная на основе "Карты-схемы психолого-педагогической характеристики группы" (Курск, 1976).
В качестве дополнительной информации использовались результаты наблюдения, бесед и анализа конкретных случаев.
Обоснованность методик проверялась экспертными процедурами, параллельными измерениями и содержательным сопоставлением различных связей. Результаты измерений были подвергнуты статистической обработке с применением непараметрических критериев, коэффициентов корреляции с использованием ЭВМ.
Естественный эксперимент проводился в школе молодежных лидеров, функционирующей в рамках программы "Молодежь", принятой Курским облисполкомом. автор несколько лет работал в этой школе в качестве штатного практического психолога и непосредственно участвовал в планировании и реализации учебно-воспитательного процесса. Это обстоятельство способствовало проведению естественного эксперимента с максимальным контролем зависимых и независимых экспериментальных переменных. Ввод экспериментального импульса осуществлялся в рамках естественных организационных связей. Экспериментальная организация реальной жизнедеятельности молодежных коллективов дала возможность проследить как влияние макросреды (основного коллектива и других первичных коллективов) на данный первичный коллектив, так и обратное влияние. Межгрупповое взаимодействие исследовалось не только в плане отдельно взятой ситуации, но и в широком социальном контексте.
В
третьей главе "Экспериментальное исследование детерминации стратегии поведения группы в межгрупповом взаимодействии" представлены результаты исследования социально-психологических факторов детерминации поведения группы в условиях учебно-воспитательных организаций.
Результаты первой серии исследования свидетельствуют о том, что в учебно-воспитательных организациях, сходных по целям и характеру деятельности, существуют различные социально-нормативные, требования к взаимодействию первичных коллективов, которые реализуются в регламентации руководством организации интенсивности и типа этого взаимодействия. В зависимости от характера этой регламентации выделены различные типы учебно-воспитательных организаций. Обнаружена зависимость особенностей межгруппового взаимодействия, в частности, стратегии поведения групп, от типа организационных требований. Представленные в диссертации данные свидетельствуют о том, что регламентация взаимодействия первичных коллективов способствует: в организациях 2 типа - развитию межгрупповой кооперации и выбору большинством групп содействия в качестве стратегии поведения в межгрупповом взаимодействии; в организациях 3 типа - развитию межгрупповой конкуренции и выбору большинством групп стратегии противодействия; в организациях 1 типа -развитию изоляционистских тенденций и выбору большинством групп стратегии уклонения.
Изучение социально-психологических свойств (прежде всего направленности межгрупповой активности) учебных групп, выбравших разные стратегии поведения и действующих, в одной организации, выявило неоднозначность, избирательность отражения группами внешних социальных условий, в частности, организационных требований. Только в одной ив групп организационные требования нашли свое адекватное отражение и были приняты практически всеми ее членами. В остальных группах зафиксировано их несовпадение с позициями индивидов. На основании полученных данных был сделан вывод о том, что в изученных группах сформировалось особое свойство - направленность их межгрупповой активности. Это свойство проявляется в дифференцированной предрасположенности различных групп к усвоению внешних социальных воздействий и их готовности к выбору определенной стратегии поведения в межгрупповом взаимодействии. Различия в стратегиях поведения групп, функционирующих в одной организации, обусловливаются различными видами и уровнями сформированности направленности их межгрупповой активности, опосредствующей влияние организационных требований.
Проведенный анализ проблемы взаимосвязи объективного фактора (организационных требований) и субъективного фактора (направленности межгрупповой активности группы) и ее влияния на межгрупповое и внутригрупповое взаимодействие показал, что при положительной взаимосвязи этих факторов, т.е. при согласовании типа организационных требований и вида направленности межгрупповой активности группы, усиливается их детерминирующие влияние. При отрицательной взаимосвязи, т.е. при расхождении типа организационных требований и вида направленности межгрупповой активности группы, поведение группы в значительной мере зависит от уровня сформированности направленности ее межгрупповой активности: при низком уровне сформированности поведение определяется в большей степени внешней детерминацией, при высоком уровне сформированности - внутренней детерминацией. Кроме того, при положительной взаимосвязи этих факторов отмечаются позитивные изменения во внутригрупповом взаимодействии. Этот вывод относится не только к естественным молодежным коллективам, занятны учебной деятельностью, но и к лабораторным группам, действующим в экстремальных условиях, данные о которых получены нами в результате участия в комплексном исследовании двух групп операторов и условиях депривации сна проведенном Институтом психологии АН СССР и Институтом медико-биологических проблем Минздрава СССР. Наличие положительной взаимосвязи между объективным фактором (в данном случае - инструктивными предписаниями руководителей эксперимента) и субъективным фактором (характером мотивации испытуемых) явилось одним из условий оптимизации совместной деятельности, обеспечившим ее высокую результативность, как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.
Исследование, проведенное в организациях с различными типами требований к взаимодействию первичных коллективов, позволило выявить ряд новых фактов, раскрывающих особенности социального воздействия и его усвоения группами и показавших, что направленность межгрупповой активности группы, выполняя детерминирующую функцию, сама является следствием социальных воздействий с одной стороны, и следствием изменений, связанных с процессом самоорганизации группы, с другой стороны.
Было выявлено, что внешними условиями формирования направленности межгрупповой активности являются организационные требования к взаимодействию первичных коллективов и особенности межгрупповых отношений, выражающиеся в статусной структуре. Влияние этих условий связано с тем, что индивиды (и группы в целом) вынуждены согласовывать собственные установки на межгрупповое взаимодействие с возможностью их реализации в данных социальных условиях, в данных ситуациях межгруппового взаимодействия. Измерение социальных установок на межгрупповое взаимодействие, проведенное в одной из организаций 2 типа с промежутком в один год показало, что, несмотря на практически полное обновление состава учащихся, процентное соотношение показателей установок является достаточно стабильным . В частности, было обнаружено, что в более чем 80 % групп , изученных в 1988 году, и в более чем 70 % групп, изученных а 1989 году, превалируют индивидуальные установки на межгрупповое взаимодействие, соответствующие требованиям данной организации. Этот факт свидетельствует, во-первых, о существовании устойчивых организационных требований, во-вторых, о подчинении установок этим требованиям. Для проверки возможности оптимизации влияния статуса группы на формирование направленности ее межгрупповой активности был проведен естественный психокоррекционный эксперимент, суть которого заключалась в создании условий для повышения статуса группы с помощью моделирования межгруппового взаимодействия. Результаты эксперимента показали, что повышение статуса группы, основанное на осознании группой своего достаточно сильного потенциала, на сближении психологической дистанции данной группы с группой - лидером основной организации, на приобретении успешного опыта реальной межгрупповой деятельности, оказало позитивное влияние на формирование направленности ее межгрупповой активности.
Для уточнения характера зависимости между выделенными значимыми переменными, детерминирующими поведение группы, был проведен естественный формирующий эксперимент (2 серия исследования). Процедура эксперимента была построена таким образом, чтобы обеспечить усиление влияния лидеров на формирование направленности межгрупповой активности экспериментальной группы за счет высокой степени их включения в этот процесс. Зафиксированы статистически значимые различия между показателями направленности межгрупповой активности. поведенческими характеристиками экспериментальной и контрольной групп. В контрольной группе эти показатели близки к средним значениям показателей других групп, функционирующим в организациях такого же типа, что указывает на детерминирующее влияние организационных требований, В экспериментальной группе эти показатели выше средних. Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе влияние организационных требований было усилено посредством лидерства, явившимся внутригрупповым механизмом формирования и актуализации направленности межгрупповой активности.
Были выявлены особенности влияния лидеров на формирование направленности межгрупповой активности группы, а также их активная роль в определении стратегии поведения группы в непосредственном межгрупповом взаимодействии, В частности было показано, что влияние лидеров осуществляется непосредственно через руководство действиями группы и опосредованно через внутригрупповые установки, нормы. Оно направлено не только на регуляцию действий своей группы, но и на создание и регуляцию межгрупповых коммуникаций.
В заключении
на основе проанализированного в диссертации материала делаются следующие выводы:
1. Стратегия поведения учебной группы в межгрупповом взаимодействии детерминируется совокупностью объективных и субъективных факторов. Важным объективным фактором детерминации выступают социально-нормативные требований основной организации к взаимодействию первичных коллективов, важным субъективным фактором детерминации выступает особое социально-психологическое свойство группы - направленность ее межгрупповой активности.
2. В молодежных учебно-воспитательных организациях, сходных по характеру и целям деятельности, существуют различные социально-нормативные требования к взаимодействию первичных коллективов. Организационные требования реализуются в регламентации руководством организации интенсивности и типа межгруппового взаимодействия.
3. Влияние организационных требований на выбор стратегии поведении группы и межгрупповом взаимодействии опосредствуется направленностью ее межгрупповой активности. Для прогнозирования стратегии поведения группы следует учитывать, с одной стороны, тип организационных требований, а, с другой стороны, вид и уровень сформированности направленности межгрупповой активности данной группы .
4. Положительная взаимосвязь объективного и субъективного факторов усиливает их детерминирующее влияние на поведение группы, а также обеспечивает оптимизацию межгруппового и внутригруппового взаимодействия. При отрицательной взаимосвязи этих факторов поведение группы определяется уровнем сформированности направленности ее межгрупповой активности, одновременно усиливаются негативные последствия для межгруппового и внутригрупового взаимодействия.
6. Группа обладает особым социально-психологическим свойством - направленностью ее межгрупповой активности, которое обеспечивает устойчивую и относительно независимую от влияния ситуативных факторов стратегии поведения группы в межгрупповом взаимодействии. Это свойство проявляется в избирательности отражения группой объективных условий межгруппового взаимодействия в стремлении выделять в них значимый для членов группы смысл и добиваться его реализации.
6. Внешними условиями формирования направленности межгрупповой активности группы являются социально-нормативные требования организационной системы и статусная структура межгрупповых отношений.
7. Внутригрупповым механизмом формирования направленности межгрупповой активности и ее актуализации в непосредственном межгрупповом взаимодействии выступает лидерство. Влияние лидеров на формирование направленности межгрупповой активности выражается в руководстве процессом согласования индивидуальных установок на тип межгруппового взаимодействия и в распространении лидерами своих установок, в стремлении добиться их принятия группой. Воздействие лидеров на выбор стратегии поведения группы в непосредственном межгрупповом взаимодействии осуществляется в двух направлениях: 1) руководство действиями своей группы в целях выполнения конкретной групповой задачи; 2} создание и регуляция связей и совместных действий со взаимодействующей группой. Воздействие осуществляется непосредственно через руководство действиями и опосредованно через систему внутригрупповых установок, норм. Его эффективность определяется степенью влияния лидеров на группу.
8. Разработанная комплексная экспериментальная методика изучения межгруппового взаимодействия, основанная на соединении методов наблюдения, опроса, моделирования и естественного эксперимента в единую экспериментальную процедуру позволяет исследовать различные социально-психологические явления в их динамике и взаимосвязи, изучать процесс актуализаций двух ее аспектов - отношений и взаимодействия. С ее помощью можно решать не только психодиагностические задачи, но и осуществлять формирующее воздействие.
9. Разработанный методический подход к отбору, комплектованию и формированию групп, основанный на высокой степени включения лидеров в этот процесс, позволяет эффективно формировать группы с направленностью межгрупповой активности, адекватной требованиям учебно-воспитательных организаций.
Основные результаты исследования изложены в следующих публикациях:
1. Комплексная методика комплектования молодежных групп // Социально психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. - М., Институт психологии АН СССР. 1990.-С. 162-169./ в соавторстве/.
2. Некоторые социально-психологические аспекты лидерства в межгрупповом взаимодействии // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся: Тезисы межвузовской конференции. -Воронеж, 1990.-С. 66-67.
3. Некоторые социально-психологические аспекты совместной межгрупповой деятельности // Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферополь, 1988. - С. 196-198.
4. Некоторые социально-психологические особенности коллективов школьников сельских малокомплектных школ // Социально-психологические аспекты организованности коллектива школьников и студентов. Курск, 1987. -С 68-66. / в соавторстве/.
5. Применение методов моделирования в процессе обучения психологии // Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики: Тезисы докладов республиканского семинара-совещания. -Курск, 1990. - С. 81-88.
6. Социально-психологические аспекты сотрудничества в межгрупповом взаимодействии // Социально-психологические проблем ускорения социального развития общества в условиях перестройки: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. - М,, 1989. - С. 76.
7. Экспериментальная методика изучения межгруппового взаимодействия // Методики социально-психологический диагностики личности и группы. - М., Институт психологии АН СССР, 1989.
-С. 162-169. /в соавторстве/.
8. Экспериментальные исследование совместной деятельности на базе микропроцессорной техники // Психология организованности коллектива школьников и студентов: Межвузовский сборник научных трудов Курск, 1989. - С 97-138. /в соавторстве/.