"СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ" |
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук |
специальность 19.00.05 - социальная психология |
Скачать (txt-файл в zip-архиве)
Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Непочатых Е.П.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Радикальные социальные изменения, произошедшие в различных сферах (экономике, политике, культуре, сфере межэтнических отношений) развития нашего общества привели к социальной нестабильности. В этих условиях "модифицируется процесс социального познания, т.е. процесс конструирования образа социального мира" (Г.М. Андреева, 1997). В связи с этим происходят значительные модификации и в построении образа другого человека, в том числе образа представителя других этнических групп.
В последнее десятилетие во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как "вынужденные переселенцы". В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций. Вместе с тем, отсутствие достаточной практики межкультурных и межэтнических контактов у населения, а также определенная идеологическая деятельность СМИ способствуют формированию негативных этнических стереотипов, предубежденности, что, зачастую, приводит к распространению вербальной агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам.
В настоящее время эти проблемы являются приоритетными в деятельности международных государственных и общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Ключевым документом стала Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), в которой толерантность определяется как "уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности".
Правительством России в 2001 году принята Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)". Одним из направлений реализации Программы является "создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу".
В связи с этим актуальна роль школы в целенаправленном управлении процессами конструирования адекватных "Я - образа" и образа других, формирования у учащихся разного возраста адекватных представлений о различных аспектах межэтнического взаимодействия, привития им навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения, толерантности.
Доказано, что подростковый возраст является наиболее сензитивным к усвоению социально значимых ценностей (Д.И. Фельдштейн, 1989) и формированию толерантности (П.В. Степанов, 2001). Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума.
Вместе с тем, по мнению исследователей, выполнение данного положения на сегодняшний день оказывается весьма проблематичным, так как школа продолжает оставаться консервативным социальным институтом с присущим ему чрезмерным академизмом, схоластичностью, оторванностью от жизни (Е.А. Найденова, 2003). На практике подростки чаще всего исключены из реальной социально значимой деятельности, на занятиях преобладает информативная и информативно-коммуникативная форма передачи знаний об этносах (С.К. Бондырева, 2003).
По мнению специалистов, эффективность формирования этнической толерантности возможна на основе фундаментальных исследований социальной и этнопсихологии (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, 2002), учета современной ситуации развития общества (изменения этносоциальной ситуации в регионах, условия многоязычая информационного пространства, контакты с разноязычными сверстниками и т.д.) (С.К. Бондырева, 2003), а также применения принципиально новых приемов и средств, обеспечивающих реальное практическое взаимодействие подростков с этносоциумом (С.К. Бондырева, 2003).
Степень разработанности проблемы. В мировой науке сложились определенные теоретические и эмпирические предпосылки изучения проблемы формирования этнической толерантности:
- первую группу исследований представляют работы русских философов конца XIX - начала XX веков (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет и др.), впервые высказавшие мысли о том, что для сближения различных этнических общностей необходимо знание этнокультурных особенностей народов;
- вторую группу исследований составляют работы этнографов и историков (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Арутюнян, С.А. Арутюнов, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, К.Н. Хабибуллин, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джандильдин, М.Н. Губогло и др.), изучающие этнографические характеристики народов мира и нашей страны;
психологические аспекты межэтнических отношений; роли традиций народов в социальной регуляции поведения; влияния культурной среды на психику представителей различных этнических общностей;
- третья группа представлена исследованиями социально-психологических особенностей групп (этнических общностей) и межгруппового (межэтнического) взаимодействия (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, С. Московичи, П.Н. Шихирев. Б.Н. Поршнев и др.);
- к четвертой группе исследований можно отнести работы, выполненные в русле философского осмысления проблемы толерантности (Р.Р. Валитова, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, М.М. Прохоров, Л.В. Скворцов, Б.М. Хомяков, М. Уолцер, П.П. Николсон, Ю.А. Красин и др.).
- пятую группу составляют современные теоретические и эмпирические исследования этнической идентичности (Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева, Е.М. Галкина, О.Л. Романова, Л.И. Науменко, А.Д. Коростылев, В.В. Гриценко, А. Татарко, В.Н. Павленко, В.П. Левкович, Л.Д. Кузмицкайте, В.Ю. Хотинец и др.) и этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Ю.А. Гаюрова, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов, Л.А. Шайгерова и др.).
Анализ и обобщение этих работ позволили сделать вывод о том, что социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности подростков изучены не в полной мере. Этническая идентичность в подростковом возрасте изучена психологами достаточно обстоятельно, о чем свидетельствуют работы таких авторов, как Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романова, Е.М. Галкина, И.А. Снежкова, В.П. Левкович, Л.Д. Кузмицкайте и др. При этом этническая толерантность подростков исследуется педагогами (В.Б. Новичков, П.В. Степанов, З.Ф. Мубинова, Н.П. Едыгова и др.). Различные аспекты формирования этнической толерантности выступают предметом социально-психологического анализа гораздо реже (Н.В. Мольденгауэр, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова). Таким образом, можно обозначить противоречия:
-между возрастанием полиэтничности российских регионов, с одной стороны, и недостаточным учетом этого фактора в работе с молодежью, с другой стороны;
-между необходимостью в широких знаниях учащихся о самых различных аспектах межэтнического взаимодействия, с одной стороны, и отсутствием полноценной и достоверной информации или подмена ее не вполне адекватными житейскими представлениями, с другой стороны;
-между потребностью в конкретных разнообразных средствах воспитания этнической толерантности учащихся, с одной стороны, и их дефицитом в образовательных учреждениях Курского региона, с другой стороны.
С целью разрешения этих противоречий было принято решение об исследовании социально-психологических аспектов формирования этнической толерантности учащихся городской школы.
Цель : выявить социально-психологические особенности формирования этнической толерантности учащихся городской школы.
Объект: учащиеся городской школы подросткового возраста. Предмет: социально-психологические особенности формирования их этнической толерантности.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ и обобщение ключевых для данного исследования понятий, а также современного состояния изученности проблемы формирования этнической толерантности.
2. Проанализировать этносоциальную ситуацию в г. Курске.
3. Выявить структурные составляющие когнитивного уровня этнической толерантности, отобрать адекватные методики для их диагностики.
4. Определить наиболее важные детерминанты, влияющие на формирования этнической толерантности учащихся подросткового возраста городской школы.
5. Исследовать динамику составляющих когнитивного уровня этнической
толерантности учащихся подросткового возраста.
В качестве гипотезы рассматривалось предположение о том, что компоненты когнитивного уровня этнической толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира, и создают благоприятные предпосылки для регуляции межэтнических отношений учащихся городской школы, проживающих в регионе, характеризующимся заметным возрастанием уровня полиэтничности его населения. Предполагалось также, что значительный социально-психологический потенциал, обеспечивающий эффективность процесса формирования этнической толерантности, заключается в совместной проектной и продуктивной творческой деятельности учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
положения культурно-исторической теории (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев); положения теории социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер) и межгруппового взаимодействия (В.С. Агеев, Г.М. Андреева); научные идеи о растущей роли образа как составной части процесса адекватного социального познания мира в условиях социальной нестабильности (Г.М. Андреева) и как важного психического регулятора социальных отношений личности, группы, общества (П.Н. Шихирев); выводы этнопсихологов о взаимосвязи позитивной этнической идентичности и этнической толерантности (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова); современные исследования проблем этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Е.И. Шлягина, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, М.Н. Губогло, В.К. Малькова, Л.М. Дробижева и др.).
Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовался следующий комплекс методов и методик:
Для позиционирования исследования: сравнительный анализ и обобщение научных источников отечественных и зарубежных исследователей, теоретический анализ и обобщение методологической литературы.
Для сбора эмпирических данных: метод анализа документов, прямое и включенное наблюдение, методы опроса, анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
В психодиагностической части исследования применялись вербальные опросники и шкалы: модифицированный тест Куна и Макпартленда "Кто Я?", экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова), диагностический тест отношения (ДТО) (Г.У. Солдатова), шкала социальной дистанции Э. Богардуса (в модификации О.Л. Романовой), а также проективная методика психологической дистанции (Е.И. Медведская).
При проведении формирующего исследования применялись: игровые технологии (ролевые и деловые игры), групповая исследовательская деятельность, совместная разработка и реализация проектов.
Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики.
База исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 50" г. Курска.
В констатирующей части исследования участвовали 113 учениц в возрасте 14-15 лет (8-9 классы). Из этой общей выборки для проведения формирующего исследования в последующем были отобраны экспериментальная (37 учениц) и контрольная (40 учениц) группы.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (1999 - 2001 г.г.) осуществлялось теоретическое обоснование проблемы, выявлялась степень изученности проблемы в научной литературе, формулировалась гипотеза, предмет, задачи, изучалась этносоциальная ситуация в г. Курске, апробировались методы эмпирического исследования.
На втором этапе (2001 - 2002 г.г.) проводилось констатирующее исследование, в ходе которого были применены методики изучения исходного уровня этнической толерантности учениц, разрабатывался и апробировался полиэтнически ориентированный практикум.
Третий этап (2002 - 2003 г.г.) включал в себя проведение формирующего исследования; изучалась динамика этнической толерантности учащихся под влиянием полиэтнически ориентированного практикума.
На четвертом этапе (2003 - 2004 г.г.) проанализированы и систематизированы результаты исследования, сделаны обобщения, сформулированы выводы, оформлен текст диссертационного исследования, разработаны рекомендации.
Научная новизна исследования:
- обозначены составляющие структуры когнитивного уровня этнической толерантности;
- выявлена позитивная тенденция в их изменении;
- выявлены детерминанты, доминирующие в формировании этнической толерантности подростков.
Теоретическая значимость исследования:
- осуществлен анализ этносоциальной ситуации в г. Курске;
- реализован в полиэтнически ориентированном практикуме социально-психологический потенциал совместной проектной деятельности учащихся и показана его роль в формировании их этнической толерантности.
Практическая значимость состоит в том, что:
- результаты анализа этносоциальной ситуации в г. Курске могут стать основой для разработки региональных образовательных программ и последующего планирования работы муниципальных образовательных учреждений по формированию этнической толерантности учащихся;
- изданные автором совместно с методистом МУ "ГМЦ г. Курска" учебно-методические пособия, содержащие практические технологии формирования этнической толерантности учащихся, могут быть использованы на региональных курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, преподавателями гуманитарных и технологических дисциплин, педагогами дополнительного образования;
- материалы исследования могут быть применены в практической работе с подростками в школьной психологической службе, молодежных центрах и психолого-педагогических консультациях, а также обогатить содержание лекционных и практических психологических занятий в вузах. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических и методологических позиций;
-применением комплекса стандартизированных взаимодополняющих методов и методик, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических фактов;
-репрезентативностью выборки; использованием методов математической статистики. Основные выводы подтверждаются их воспроизводимостью в практической работе с подростками различных образовательных и внеобразовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Когнитивный уровень этнической толерантности представляет собой целостное многокомпонентное образование, в структуру которого входят взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие: позитивная этническая идентичность, позитивные этнические стереотипы (автостереотип, гетеростереотипы), а также субъективные представления учащихся о социальной и психологической дистанции по отношению к представителям своей и других этнических групп. Все составляющие когнитивного уровня этнической толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира подростками и создают благоприятные предпосылки для регуляции их межэтнических отношений в полиэтнической городской среде.
2. Доминирующими социально-психологическими детерминантами формирования этнической толерантности учащихся подросткового возраста в условиях социальной нестабильности региона являются:
- возрастание уровня полиэтнического состава населения (широкая социальная среда межэтнического взаимодействия);
- расширение межкультурной компетентности учащихся как неотъемлемой части адекватного социального познания мира;
- преобладающая ориентация подростков "на мир людей";
- сензитивиость подросткового возраста к усвоению социально значимых ценностей и формированию этнической толерантности.
3. Полиэтнически ориентированный практикум, актуализирующий социально-психологический ресурс совместной проектной деятельности, позволяет опосредованно менять когнитивные составляющие этнической толерантности. Практикум предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира (еда, одежда, костюм, технологии изготовления и др.), а также внешними проявлениями культуры своего и других народов (повседневный этикет, традиционные праздники и т.д.).
Эффективность полиэтнически ориентированного практикума подтверждена выявленными эмпирически и статистически обоснованными позитивньми тенденциями изменения когнитивных составляющих этнической толерантности: повышение уровня этнической толерантности, увеличения позитивности автостереотипа русских и исследуемых гетеростереотипов других народов, сокращения длины социальной и психологической дистанции.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования использовались в цикле научно-практических семинаров для педагогов общеобразовательных учреждений (апрель, 1999 г.; декабрь, 1999 г.; декабрь, 2000 г.); для педагогов дополнительного образования (декабрь, 2003 г.); для заместителей директоров общеобразовательных учреждений г. Курска (октябрь, 2002 г.); докладывались на ежегодных августовских методических секциях для учителей трудового обучения г. Курска при МУ "ГМЦ г. Курска" (1999 - 2003 г.г.), на заседаниях методических и педагогических советов МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Курска" (1999 - 2003 г.г.); обсуждались на V Всероссийской научно-практической конференции "Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования" (г. Курск, 2001 г.); на IX Международной научно-практической конференции "Технология. Творчество. Личность" (г. Курск, 2003 г.).
Результаты исследования внедрены в практику пяти муниципальных общеобразовательных учреждениях города Курска, МУ "Городской молодежный центр социальных программ "Спектр", летних профильных лагерей: "Комсорг", "Вертикаль", "Монолит", Детский лагерь Мира.
Основные положения исследования отражены в 7 публикациях автора общим объемом 7,0 пд.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы, определяются цель, объект и предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту, даются сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе "Теоретические предпосылки исследования проблемы этнической толерантности" дается анализ ключевых для проблемы исследования понятий: "этническая толерантность", "этническая идентичность", "этнические стереотипы", "социальная дистанция", "психологическая дистанция" анализируются теория и практика исследования этнической толерантности, обобщаются социально-психологические детерминанты этнической толерантности, обозначаются компоненты когнитивного уровня этнической толерантности, раскрывается роль подросткового этапа в формировании этнической толерантности.
Понятие "толерантность" в работе рассматривается как иеторико-философская категория (В.С. Соловьев, Л. Фейербах, М. Бубер, С.Л. Франкл, М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.М. Золотухин, Б.М. Хомяков, Б.В. Емельянов, Н.В. Круглова, С.В. Скворцов, В.А. Лекторский), социально-философский феномен (В.В. Шалин, М. Уолцер, П.П. Николсон, Ю.А. Красин), культурная универсалия (Е.В. Магомедова), этическая проблема (Р.Р. Валитова), психологический конструкт (Г. Оллпорт, А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, С.К. Бондырева, И.П. Шкуратова, Т.Н. Скрипкина, Е.Г. Луковицкая и др.). Содержание и границы данного понятия различаются в историческом аспекте (С.В. Скворцов, Б.М. Хомяков, В.М. Золотухин), в зависимости от культурных традиций (М.Н. Губогло, М.Ю. Мартынова, Ю.В. Арутюнян, А.А. Никишенков, Е. Ивахненко и др.), а также от социально-политического и экономического состояния общества (М. Уолцер, Ю.А. Красин, Л.М. Дробижева, А.Г. Асмолов и др.). Для нашего исследования важно то понимание толерантности, которое предусматривает с одной стороны, позитивное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, способность к самопознанию, с другой - активное отношение к другим, уважение иных взглядов, мнений. Вслед за А.Г. Асмоловым, Г.У. Солдатовой, мы рассматриваем этот комплекс как необходимое условие позитивного отношения к другим и доброжелательного отношения к миру.
В нашей работе этническая толерантность понимается с позиции социальной психологии как позитивное отношение к собственной этнической группе в сочетании с позитивным отношением к другим этническим группам (Н.М. Лебедева). Для нашего исследования важными являются результаты эмпирических исследований (Л.М. Лебедева, Л.И. Науменко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов), в основе которых лежит взаимосвязь этнической толерантности с другими социально-психологическими феноменами. В частности, этнопсихологами было установлено, что основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность (Н.М. Лебедева), Под позитивной этнической идентичностью понимается баланс толерантности по отношению к собственной (автостереотип) и другим (гетеростереотипы) этническим группам (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, А. Татарко, Г.У. Солдатова). Обобщение множества теоретических и эмпирических исследований этнической толерантности, а также социально-психологических исследований, посвященных проблемам социального познания позволило определить когнитивный уровень этнической толерантности. Он представляет собой целостное многокомпонентное образование, в структуру которого входят взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие: позитивная этническая идентичность, позитивные этнические стереотипы (автостереотип, гетеростереотипы), а также субъективные представления учащихся о социальной и психологической дистанции по отношению к представителям своей и других этнических групп. Все составляющие когнитивного уровня этнической толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира подростками и создают благоприятные предпосылки для регуляции их межэтнических отношений в полиэтнической городской среде.
Сравнительный анализ и обобщение эмпирических работ по изучению этнической идентичности и этнической толерантности в поликультурных регионах России (Л.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Т.Г. Стефаненко, Л.И. Науменко, ЛД. Кузмицкайте, В.П. Левкович, Г.У. Солдатова и др.) позволили выбрать показатели, соответствующие когнитивным компонентам этнической толерантности: выраженность этнической идентичности, валентность (позитивность-негативность) автостереотипа и гетеростереотипов, длина социальной и психологической дистанции.
Анализ работ социальных психологов методологического плана, в которых предпринимаются попытки психологического осмысления происходящих социальных процессов в нашем обществе (Г.М. Андреева; П.Н. Шихирев; Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко) позволил заключить, что современная ситуация социальной нестабильности, характеризующаяся неопределенностью социальных ориентиров, глобальной ломкой устоявшихся социальных стереотипов, изменением системы ценностей, что "трансформирует процесс социального познания, т.е. процесс конструирования образа социального мира" (Г.М. Андреева), задает новые характерные особенности протекания подросткового этапа. В качестве особо важных выделяется проблема формирования социальной (в том числе и этнической) идентичности подростков, в рамках которой строится образ "Я".
На основе работ С.А. Баклушинского, Н.Г. Орловой, Е.П. Белинской, Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романовой, В.П. Левкович, Л.Д. Кузмицкайте, Е.М. Галкиной, отражающие проблемы формирования этнической идентичности и этнической толерантности подростков, а также работ Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Хрипковой и др., исследующих особенности подросткового периода, нами были выделены доминирующие социально-психологические детерминанты формирования этнической толерантности учащихся подросткового возраста в условиях социальной нестабильности региона: возрастание уровня полиэтнического состава населения (широкая социальная среда межэтнического взаимодействия); расширение межкультурной компетентности учащихся как неотъемлемой части адекватного социального познания мира; доминирующая в подростковом возрасте ориентация на "мир людей"; сензитивность подросткового возраста к усвоению социально значимых ценностей и формированию этнической толерантности.
Исследователи отмечают, что эффективность формирования этнической толерантности возможна, во-первых, с учетом современной ситуации развития общества (новые условия существования этнических групп, к которым принадлежат обучаемые, условия многоязычая информационного пространства, обстановка пересечения многих культурных каналов, условия контактов с разноязычными сверстниками и т.д.); во-вторых, с учетом новых темпов взросления детей и выраженное их стремление к самоутверждению, когда "этнический компонент становится наиболее действенным средством такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой - четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов" (С.К. Бондырева, 2003).
Среди наиболее эффективных форм обучения толерантности социальные психологи выделяют: тренинга толерантности (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.), культурный ассимилятор (Т.Г. Стефаненко). Вместе с тем, на наш взгляд, имеется значительный социально-психологический потенциал совместной проектной деятельности (В.М. Чигарьков, А.Л. Дижур, В.Ф. Сидоренко), который практически не использовался в плане формирования этнической толерантности подростков. В данной работе в эмпирической части исследования предпринята попытка реализовать этот потенциал в полиэтнически ориентированном практикуме.
Во
второй главе "Эмпирическое исследование этнической толерантности учащихся городской школы" дается анализ этносоциальной ситуации в городе Курске; описание блока применявшихся методик;
представляются результаты диагностики исходного уровня этнической толерантности учащихся МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Курска"; анализируется динамика этнической толерантности учащихся после проведения полиэтнически ориентированного практикума.
Анализ этносоциальной ситуации в городе Курске позволил сделать выводы, послужившие практической основой для изучения проблемы формирования этнической толерантности учащихся.
Во-первых, выявлена тенденция возрастания полиэтничности состава населения города Курска, о чем свидетельствуют следующие данные:
- увеличение миграционных потоков (трудовые мигранты, вынужденные переселенцы) из стран ближнего и дальнего зарубежья;
- увеличение количества иностранных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в организациях и совместных предприятиях города;
- рост числа иностранных граждан, обратившихся в ОВИР ОПВС УВД г. Курска с ходатайством об оставлении их на постоянное место жительства и оформивших виды на жительство;
- увеличение числа иностранных студентов в ВУЗах города;
- рост числа межкультурных контактов в образовательной среде (международное сотрудничество школ, училищ, ВУЗов с представителями дальнего и ближнего зарубежья, участие в международных конференциях, семинарах, олимпиадах, соревнованиях, туризм и т.д.).
- изменение этнического состава школьных классов.
В связи с этим возрастает потребность учреждений, работающих с молодежью, в конкретных разнообразных средствах воспитания этнической толерантности. Однако, как показал анализ сведений, полученных из Департамента образования города Курска, МУ "ГМЦ г. Курска", Комитета по делам молодежи, культуре и спорту города Курска, в образовательных учреждениях города ощущается дефицит целенаправленных программ, практических разработок по формированию межкультурной компетентности, развития навыков позитивного межэтнического взаимодействия, этнической толерантности молодежи.
Во-вторых, анализ публикаций в региональных периодических изданиях, отражающих проблемы межэтнического взаимодействия, показал, что просветительский потенциал этих изданий в плане воспитания толерантности у населения практически не используется. Проблемы межэтнического взаимодействия в Курском регионе, в стране и мире в целом освещаются необъективно, зачастую авторы публикаций привносят негативное отношение к той или иной проблеме. Так, из проанализированных 44 статей местной периодической печати, больше половины (63,63 %) являются "конфликтными" и имеют негативные установки по отношению к представителям той или иной этнической группы; четверть (25,00 %) - демонстрируют "толерантные" взгляды авторов публикаций; авторы 5 статей (11,36 %) "нейтральны" к тому или иному аспекту межэтнического взаимодействия.
В-третьих, данные, полученные при анализе этносоциальной ситуации в городе Курске, позволили нам определить стимульные объекты (автостереотип -образ собственной этнической группы - типичного представителя русской национальности, гетеростереотипы - американцев, армян, вьетнамцев, украинцев, цыган, чеченцев), необходимые для использования их в эмпирической части исследования.
Разработка программы, подбор блока методик эмпирического исследования определялась целями и задачами нашего исследования. Методики, включенные в программу исследования, прошли широкую апробацию в этносоциологических и этнопсихологических исследованиях (А.Г. Асмолов, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова и др.). Кроме того, результаты, полученные с помощью данных методик, достаточно информативны. В качестве эмпирических показателей этнической толерантности учащихся нами рассматривались: уровень толерантности, выраженность этнической идентичности, валентность (позитивность-негативность) автостереотипа и гетеростереотипов, длина социальной и психологической дистанции.
Результаты диагностики этнической толерантности получены в ходе констатирующего исследования (сентябрь - декабрь 2002 года), в котором приняли участие 113 учениц 8-9 классов МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Курска".
Анализ результатов диагностики исходного уровня этнической толерантности выявил, во-первых, низкую степень субъективно воспринимаемой учащимися межэтнической напряженности в городе (14,8 %) и школе (8,26), а также невыраженность этнической идентичности (7,08 %) учащихся, что может свидетельствовать об их этнической толерантности. Вместе с тем, высокий процент (70,71 %) субъективного восприятия межэтнической напряженности в России, а также недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, что может способствовать формированию негативное(tm), интолерантности подростков по отношению к представителям этнических групп.
Во-вторых, выявлена негативная оценка учащимися автостереотипа. Однако исследование социальной и психологической дистанции показали наличие тесных установок учащихся со своей этнической группой: средний балл социальной дистанции составляет 20,49 балла (при максимуме 21 балл); длина психологической дистанции автостереотипа - 1,83, что соответствует плодотворной зоне отношений. По нашему мнению, такую противоречивость можно отнести к возрастным особенностям учениц, а так же к их стремлению "соответствовать" суждениям той социальной группы, в которую они включены.
Результаты экспресс-опросника "Индекс толерантности" показали, что больше половины опрошенных учащихся (53,27 %) обладают толерантными качествами и позитивными установками. Вместе с тем, следует отметить, что высок процент учениц, которые проявляют вербальную агрессивность (69,16 %) и раздражение (42,31 %) по отношению к другим. К различным социальным группам (меньшинствам, психически больным людям и т.д.), а также к социальным процессам, происходящим в обществе, 42,73 % подростков демонстрируют толерантные установки.
В-третьих, выявлена позитивность гетеростереотипов американцев и украинцев. Средние показатели длины социальной дистанции с гетеростереотипом американцев 17,03 балла, украинцев - 12,92. Вместе с тем, проективная методика психологической дистанции выявила более короткую длину психологической дистанции гетеростереотипа украинцев (2,77), что соответствует плодотворной зоне отношений, по сравнению с длиной психологической дистанции гетеростереотипа американцев (3,24), что соответствует плодотворной и отчужденной зонами отношений.
В-четвертых, выявлены негативные гетеростереотипы армян, вьетнамцев, чеченцев, цыган. Неприемлемость контактов, отчуждение учащихся по отношению к представителям данных этнических групп отражается в длине социальной дистанции: армяне - 5,67, вьетнамцы - 4,31. Цыгане (2,68), чеченцы (2,68) остаются практически "за чертой" по степени желаемой близости подростков с ними. Результаты, полученные с помощью методики психологической дистанции также свидетельствуют об интолерантных установках подростков: в отчужденной зоне ученицы расположили армян (3,51), вьетнамцев (3,63), цыган (3,64). Самая длинная психологическая дистанция установлена с чеченцами (3,68).
Об этнической интолерантности подростков свидетельствуют также результаты экспресс-опросника "Индекс толерантности": наименьшую толерантность ученицы проявляют к утверждениям, отражающим проблемы межэтнического взаимодействия: процент толерантных утверждений составляет 36,70 %.
Таким образом, диагностика исходного уровня этнической толерантности учащихся на констатирующем этапе исследования показала: недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения; влияние ограниченного опыта взаимодействия и практического общения, материалов СМИ, а также мнения социальной группы, в которую включены учащиеся, на оценку представителей собственной и других этнических групп; наличие как толерантных, так и интолерантных установок по отношению к представителям собственной и других этнических групп.
Полиэтнически ориентированный практикум ориентирован на процесс формирования этнической толерантности учащихся, расширения их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. Он предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира (еда, одежда, костюм, технологии изготовления и др.), а также внешними проявлениями культуры своего и других народов (повседневный этикет, традиционные праздники и т.д.).
Содержательная часть полиэтнически ориентированного практикума включает следующие направления: "История кухни", "История костюма", "Культура дома".
Блок "История кухни" предполагает углубленное изучение истории развития русской кухни, влияний, которое оказали кухни других народов на развитие русского кулинарного искусства, а также места и значения русской национальной кухни в международной кулинарии. Наряду с этим, важная роль отводится знакомству учащихся с национальными блюдами и особенностями их приготовления, традициями, связанными с принятием пищи, других народов, населяющих Россию, а также народов ближнего и дальнего зарубежья.
Блок "История костюма" включает темы по традициям ткачества, истории костюма у разных народов ("Красочность и своеобразие древнерусского костюма"; "Предметы одежды женского костюма Курской губернии", "История женского украинского и русского костюма"; "Общее и особенное в костюме народов Востока", "Предметы одежды костюма кавказских народов" и др.).
Блок "Культура дома" посвящен изучению традиций, обычаев, обрядов, связанных с очагом у разных народов. Ученицы знакомятся с такими традиционными институтами, как: гостеприимство, куначество, аталычество, побратимство, этикет и т. д. ("Очаг как отражение уклада жизни разных народов", "Традиции гостеприимства в культуре кавказских народов", "Традиции цыганской культуры", "Европейский этикет" и др.).
Особое место занимала проектная деятельность учащихся. В рамках нашего исследования мы пониманием под проектной такую деятельность, в процессе которой учащиеся, разрабатывая и реализуя полиэтнически ориентированные проекты, получают навыки межэтнического общения, позитивного межэтнического взаимодействия, развивают способности к принятию адекватных решений по этнических вопросам в полиэтнической городской среде.
В работе рассматриваются проекты: "Создание мини-музея "В русской избе", "Разработка экскурсии "Трактиры, ресторации, харчевни Курской губернии конца XIX - начала XX в.в." и др. Эти проекты ставили своей целью знакомство учащихся с русской культурой, с региональным этнокультурным наследием и были направлены на формирование позитивной этнической идентичности учащихся; проекты: "Украинские праздники в Курской губернии", "Традиции толерантности в культуре кавказских народов", "Вьетнамские национальные праздники", "Разработка и проведение недели международной кухни", "Американские каникулы", "История цыган" и др., предусматривали знакомство с материальной культурой, традициями, обычаями, этикетом других народов и способствовали формированию этнической толерантности, расширению межкультурной компетентности учащихся.
Важное место в исследовании отводилось также полиэтнически ориентированным внеклассным мероприятиям, организованным на базе культурных учреждений города (областная библиотека им. Асеева, областной краеведческий музей. Детский Центр мира и др.): вечер цыганской культуры, праздник русской и украинской кухни; экскурсия в армянское кафе, посвященное знакомству с национальной кухней, ритуалами, традициями и обычаями, связанными с принятием пищи у этого народа; а также внеклассным мероприятиям, посвященным проблемам межэтнического взаимодействия в городе Курске (диспуты "Можно ли быть другим?..", "Чужие среди своих..." и др.).
На формирующем этапе исследования производился повторный диагностический срез с помощью комплекса методик, который ранее применялся на констатирующем этапе.
Результаты экспресс-опросника "Индекс толерантности" после проведения полиэтнически ориентированного практикума показали существенный рост уровня толерантности в экспериментальной группе, что значимо превышает результаты в контрольной группе
Сравнительный анализ эмпирических данных констатирующего и формирующего этапов исследования позволил также определить количественную и качественную динамику показателей этнической толерантности: выраженности этнической идентичности, валентности авто- и гетеростереотипов, длины социальной и психологической дистанции
Таким образом, статистически значимое возрастание уровня этнической толерантности, увеличение позитивности автостереотипа и гетеростереотипов, сокращение длины социальной и психологической дистанции с автостереотипом и исследованными гетероетереотипами позволяют сделать обоснованный вывод об эффективности применения полиэтнически ориентированного практикума.
В
заключении подводятся итоги теоретического и эмпирического исследования этнической толерантности учащихся, формулируются основные выводы:
1. Теоретический анализ и обобщение современных подходов к изучению этнической толерантности позволили выявить взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие когнитивного уровня этнической толерантности: позитивная этническая идентичность, позитивные этнические стереотипы (автостереотип, гетеростереотипы), а также субъективные представления подростков о социальной и психологической дистанции по отношению к представителям своей и других этнических групп. Все составляющие когнитивного уровня этнической толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира и создают благоприятные предпосылки для регуляции межэтнических отношений подростков в полиэтнической городской среде.
2. Эмпирическими показателями этнической толерантности подростков являются: выраженность этнической идентичности, валентность (позитивность-негативность) автостереотипа и гетеростереотипов, а также длина социальной и длина психологической дистанции.
3. Наиболее важными социально-психологическими детерминантами формирования этнической толерантности учащихся подросткового возраста в условиях социальной нестабильности региона являются:
- возрастание уровня полиэтнического состава населения региона, в котором проживают (широкая социальная среда межэтнического взаимодействия);
- расширение межкультурной компетентности учащихся как неотъемлемой части адекватного социального познания мира;
- доминирующая ориентация на "мир людей" и сензитивность подросткового возраста к усвоению социально значимых ценностей.
4. Анализ этносоциальной ситуации в г. Курске позволил сделать обоснованный вывод о том, что за последние десять лет наблюдается устойчивая тенденция возрастания уровня полиэтнического состава населения города. Этому способствуют миграция (трудовая, вынужденная) граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья; рост числа иностранных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в организациях и совместных предприятиях города; увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в ВУЗах; рост числа межкультурных контактов в образовательной среде города. Наблюдается также изменение этнического состава школьных классов.
Вместе с тем, анализ публикаций в региональных периодических изданиях показал, что просветительский потенциал в плане воспитания толерантности у населения в этих изданиях практически не используется; проблемы межэтнического взаимодействия в Курском регионе, в стране и мире в целом освещаются необъективно, зачастую авторы публикаций привносят негативное отношение к той или иной проблеме.
Полученные данные послужили практической основой организации и проведения эмпирического исследования по формированию этнической толерантности учащихся одной из городских школ.
5. Диагностика исходного уровня этнической толерантности учащихся на констатирующем этапе исследования показала:
- недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения;
- наличие как толерантных, так и интолерантных установок по отношению к представителям собственной и других этнических групп;
- влияние опыта реального, чаще всего ограниченного взаимодействия и практического общения, материалов СМИ, а также мнения социальной группы, в которую включены учащиеся, на оценку представителей собственной и других этнических групп.
6. Полиэтнически ориентированный практикум, актуализирующий социально-психологический ресурс совместной проектной деятельности учащихся подросткового возраста, позволяет опосредованно менять когнитивные составляющие этнической толерантности. Он предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира (еда, одежда, костюм, технологии изготовления и др.), а также внешними проявлениями культуры своего и других народов (повседневный этикет, традиционные праздники и т.д.).
7. Сравнительный анализ диагностируемых показателей этнической толерантности в контрольной и экспериментальной группах учащихся до и после прохождения полиэтнически ориентированного практикума выявил статистически значимое повышение уровня этнической толерантности, изменение валентности автостереотипа и гетеростереотипов в позитивную сторону, сокращение длины социальной и психологической дистанции. Это позволяет сделать обоснованный вывод об эффективности созданного и примененного полиэтнически ориентированного практикума.
Следует отметить, что решенные в данном исследовании проблемы не исчерпывают всех трудностей, с которыми сталкиваются как учащиеся, так и преподаватели образовательных учреждений разного уровня. Поэтому избранное направление исследования может быть продолжено другими авторами, для которых данная работа послужит теоретическим и методическим основанием.
Оглавление
По теме диссертации
опубликованы следующие работы:
1. Непочатых Е.П. Коллективное творчество на уроках технологии // Вопросы технологической подготовки школьников: Юбилейный сборник статей аспирантов и студентов индустриально-педагогического факультета КГУ. -Курск: Изд-во КГУ. - 2000. - С. 30-31 (0,04 п.л.).
2. Непочатых Е.П. Возрождение и сохранение национальных традиций на уроках кулинарии в средней школе // Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции "Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования" (г. Курск, 20-21 февраля, 2001 г.). Часть II. - Курск: изд-во КГУ. - 2001. - С.73-74 (0,06 пл.).
3. Методическая разработка игрового занятия: "Встреча в международном лагере". Серия "В помощь учителю технологии". Выпуск 1. / Составители Е.П. Непочатых, Л.М. Колесникова. - Курск, 2002. - 46 с. (1,9 п.л.).
4. Непочатых Е.П. Кухня как часть национальной культуры. Образовательная область "Технология". Раздел "Технология обработки пищевых продуктов". - Курск, 2002. - 69 с. (2,9 пл.).
5. Непочатых Е.П. Условия и средства формирования этнической толерантности учащихся // Технология. Творчество. Личность: Материалы научно-практической конференции (г. Курск, 10-12 ноября 2003 г.). Курск:
изд-во КГУ, 2003. - С. 278-281 (0,1 п.л.).
6. Этносоциальная ситуация в городе Курске и формирование этнической толерантности подростков / Автор-составитель Непочатых Е.П. - Курск, 2003 г.-44 с. (1,8 п.л.).
7. Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности в условиях социальной нестабильности // Толерантность и проблемы межэтнической коммуникации в молодежной среде современной провинции: Материалы научно-практической конференции (г. Курск, 8 декабря 2004 г.). - (0,2 п.л.) (в печати).
[Кафедра психологии КГУ] | [Профессор А.С.Чернышев] | [Новости психологии из Курска] | [Новости Черноземья] |