Сарычев Сергей Васильевич

"Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

специальность 19.00.05 - социальная психология

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Вторая глава  
Апробация исследования Заключение  
Положения, выносимые на защиту    

Надежность группы - это архиважно!

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Сарычев С.В.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы. Актуальность проблемы надежности связана с решением сложных задач, стоящих перед нашим обществом, что повышает интерес к надежности групп и коллективов. Динамичные процессы, имеющие место в общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в производительных силах ведут к возникновению напряженных ситуаций в общественной жизни, а значит, и в жизнедеятельности групп и коллективов.
Рост технической вооруженности, колоссальные технические мощности, которые доверены человеку и группам людей, повышает цену ошибки, которая в принципе возможна и вероятна. Высокая цена таких техногенных катастроф, как Чернобыльская, общеизвестна и ведет к ситуациям высокой социальной и психологической напряженности и к малоизученным социально-психологическим последствиям, в том числе для групп и коллективов.
Теоретическая актуальность проблемы надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности может быть оценена как высокая в связи с тем, что в социальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначных изменений совместной деятельности различных групп во внешне одинаковых напряженных и экстремальных ситуациях. Важен и диагностический, и прогностический аспект - необходимо знать, каковы потенциалы группы в указанных ситуациях, и насколько они реализуются применительно к той или иной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит совместная деятельность и ее параметры.
С практической точки зрения важно изучать группы в разных условиях жизнедеятельности - в том числе в напряженных, экстремальных и оптимальных. Такие отечественные психологи, как Ф.Д. Горбов (1967), Е.С. Кузьмин (1967), А.И. Донцов (1980), В.Н. Петровский (1985), А.С. Чернышев (1984), высказывают предположения о том, что в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности проявляются латентные стороны групповой психологии, не проявляющиеся непосредственно в оптимальных ситуациях.
Актуальной практической потребностью является психолого-педагогическое прогнозирование надежности малых групп в молодежных учебно-воспитательных организациях (школах, училищах, внешкольных учреждениях), выявление условий их оптимального функционирования. Важно учитывать и то, что достижение единство действий и психологических связей высокой плотности создает значительную напряженность в группе, то есть сам процесс достижения групповой цели совместной деятельности, процесс групповой интеграции объективно является ситуацией значительной напряженности.
Следовательно, напряженные ситуации совместной деятельности не являются чем-то необычным, исключительным в жизнедеятельности групп и требуют тщательного исследования.
Большинство исследований психологических проблем напряженных и экстремальных ситуаций посвящены анализу проблем отдельно взятого индивида, его функциональных состояний, особенностей протекания психологических процессов и т.п. Представляется необходимым углубить изучение проблем психологии группы, связанных с ее функционированием в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности. Научный анализ психологических механизмов надежности группы дает возможность углубить изучение групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы и создает условия для разработки научных рекомендаций по оптимизации совместной деятельности и напряженных и экстремальных ситуациях.
Степень разработанности проблемы надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности нельзя признать удовлетворительной. Число экспериментальных исследований по данной проблеме и по смежным проблемам крайне мало. Недостаточно разработана и теоретическая сторона проблемы.

Цель исследования состояла в исследовании динамики совместной деятельности групп различной организованности в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности для выявления социально-психологических механизмов и детерминант надежности.
В качестве объекта исследования выступали первичные молодежные группы учебно-воспитательных организации и группы операторов. В общей сложности в исследовании принимало участие 27 групп (568 человек).
Предметом исследования является надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности.

Основная гипотеза исследования.
Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности детерминирована организованностью группы, организованность выступает опосредующим звеном надежности.

Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:
1. Осуществление теоретического анализа социально-психологических аспектов надежности группы, определение базовых и рабочих понятий по проблеме.
2. Выделение основных экспериментальных и неэкспериментальных переменных исследования, критериев оценки показателей и эмпирических референтов указанных переменных.
3. Разработка методического блока и исследовательских процедур для изучения надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности.
4. Выявление детерминации и социально-психологических механизмов надежности групп различного уровня организованности в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности.
5. Разработка приемов повышения надежности группы и оптимизации совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:
1.В работе введено понятие "надежность группы" применительно к такому объекту как реальные естественные малые группы.
2. Экспериментально установлено, что по своему социально-психологическому содержанию надежность выступает как система групповых мотивов и установок на совершенствование совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях.
3. Получены экспериментальные данные о существовании зависимости между надежностью группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности и организованностью группы.

Практическое значение исследования заключается в следующем:
1. Предложен методический блок и исследовательские процедуры, позволяющие осуществить экспериментальное изучение надежности группы. Эти методические средства можно использовать в диагностических и прогностических целях.
2. Углублены существующие представления о социально-психологических механизмах совместной деятельности групп и коллективов в напряженных и экстремальных ситуациях.
3. Разработаны методические рекомендации и приемы повышения надежности и оптимизации совместной деятельности групп в напряженных и экстремальных ситуациях.
Методы и рекомендации исследования используются в практике работы школ, в учебном процессе Курского государственного педагогического института, в учебном процессе Центра подготовки молодежных лидеров Курской области, в практике научно-исследовательской работы Института медико-биологических проблем Минздрава РФ.
Автор принимал непосредственное участие в их реализации в качестве штатного практического психолога.

Апробация исследования. Отдельные выводы и положения диссертации докладывались на региональной научно-практической конференции "Деятельность: философский и психологический аспекты" (Симферополь, 1988), на VII съезде Общества психологов СССР (Москва,1989), на республиканском семинаре-совещании "Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики" (Курск,1990), на межвузовской конференции "Психолого-педагогические условия развития личности учащихся" (Воронеж,1990), на I международных ломовских чтениях (Москва, 1991), на I международных костюковских чтениях (Киев,1992), на научно-методических и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Курского государственного педагогического института (Курск, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993).
Основные результаты исследования опубликованы в печати.

Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-психологическим содержанием надежности является положительная мотивация группы на совершенствование формы организации совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности.
2. Слияние надежности, как высокой мотивации на совершенствовании организации совместной деятельности, с организованностью, как опосредующим звеном надежности, вносит качественные изменения в организацию совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях.
3. Организованность как характеристика организации, отражающая ее способность к изменчивости, детерминирует надежность, являясь опосредующим звеном надежности.
4. Психологическими механизмами надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности является развитая ориентировочная часть совместной деятельности, качественное преобразование лидерства, активное сохранение организационного порядка во взаимодействии, совершенствование функциональной структуры организации, гибкое изменение взаимодействия членов группы.
5. Специфической особенностью надежности в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности является то, что психологические механизмы, обеспечивающие надежность, не просто надстраиваются над теми, которые действуют в оптимальных ситуациях совместной деятельности, а "вырастают" из них, приобретая качественно новое содержание.
6. В напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными возрастает вероятность как позитивного, так и неудовлетворительного исхода (отказа).

Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержащей 103 наименования, приложений. Диссертация содержит 274 страницы текста, 48 таблиц, 9 рисунков.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются предмет и объект исследования, ставятся цели работы, формулируются гипотеза и задачи исследования, выделяются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость описываются апробация и общая структура работы.

В первой главе "Теоретический анализ проблем надежности индивида и группы в напряженных и экстремальных ситуациях" содержится анализ литературы по психологическим аспектам надежности группы и индивида в напряженных и экстремальных ситуациях, анализ методологических проблем исследования группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности.
Как известно, приоритет в разработке теории надежности принадлежит техническим наукам. Теория надежности как техническая дисциплина рассматривает методы эффективности работы объектов в процессе эксплуатации. Основные показатели теории надежности базируются на построении математических моделей рассматриваемых объектов, среди них особое место занимают методы теории вероятностей и математической статистики (Ф. Барлоу, Ф. Прошан, 1984; А.И. Берг, 1964; Б.В. Гнеденко, Ю.К. Беляев, 1965; И.А. Ушаков, 1967 и др.). Под надежностью объекта понимают свойство изделия сохранять значение установленных параметров функционирования в определенных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования. Надежность описывается такими параметрами, как безотказность, долговечность, сохраняемость, отказ.
В психологии проблемы, связанные с надежностью, ранее других были рассмотрены в инженерной психологии применительно к проблемам надежности человека-оператора. Так, в работах В.Д. Небылицына противопоставляются принципы исследования надежности технических систем и человека (В.Д. Небылицын, 1964). В большинстве инженерно-психологических работ, посвященных проблеме надежности человека-оператора (или коллектива) в человеко-машинных системах при определении понятия надежность делается акцент на понимание надежности как запаса прочности (Р.С. Мансуров, Г.В. Суходольский, 1988; Е.А. Милерян, 1974; Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, 1971; Ф.Д. Горбов, 1975; Б.Ф. Ломов, Мясников В.И., 1988; О.А. Конопкин, Л.С. Нерсесян, 1978 и др.).
Серьезно поставлена проблема надежности и в психологии спорта, предприняты интересные попытки наполнить его психологическим содержанием (В.А. Плахтиенко, В.Л. Блудов,1983; В.Л.Марищук,1989).
Однако изучение собственно социально-психологических аспектов надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности не проводилось, хотя и был осуществлен ряд исследований по близким проблемам. Особенно много исследований связано с социально-психологическими последствиями стресса (Г. Селье, 1979; Л.А. Китаев-Смык, 1983; В.Я. Подорога, 1973; М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, 1985; А.С. Чернышев 1980, 1984 и др.).
Осуществленный нами анализ психологических исследований по проблеме надежности позволил придти к ряду заключений:
* не существует единого, общепринятого определения понятия "надежность" в психологической науке в целом или в какой-либо из ее отраслей;
* одни из исследователей рассматривают надежность как процессуальную характеристику, другие - как результативную;
* наибольшее внимание, как правило, уделяется количественной характеристике надежности - безотказности;
* почти все исследователи психологических аспектов проблемы надежности связывают проявление надежности с напряженными и экстремальными ситуациями деятельности субъекта (особыми, стрессовыми, измененными и т.п.);
* большинство исследователей отмечает комплексность и сложность надежности как психологического явления;
* социально-психологических механизмы и детерминация надежности изучены недостаточно.
В связи с тем, что эффективность совместной деятельности группы определяется уровнем ее организованности, представляется важным вопрос о психологических аспектах связи между организованностью и надежностью. Понятие "организованность" является производным от понятия организация и определяется, как способность организации сохранить устойчивость своей структуры при обогащении и динамичности функций. Являясь важнейшей характеристикой организации, организованность отражает ее как с количественной стороны, так и с качественной. Организованность выступает в качестве предпосылки активности организации, наиболее полного использования ее возможностей, гибкости и обогащения всех ее функций (М.И. Сетров, 1972; Л.А. Петрушенко, 1975; А.И. Пригожин, 1983; и др.).
Группа людей, как объект психологического исследования, не может быть объяснена только как социальная организация. Организация, как наиболее общее начало, определяет только цель, материальные средства, время, а также упорядоченность действий по достижению цели. Группа, как реальный носитель организации, включает ряд дополнительных уровней совместной деятельности: традиции, ценности, личностные смыслы, нормы, морально-психологическое содержание и т. Все это представляет непосредственный интерес для психологии. Организованность отражает способность группы к деловой интеграции для оптимального решения общегрупповой задачи, способность группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности и сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения с устойчивым единством действий ее участников (Е.И. Дымов, 1980; Ю.Л. Лобков, 1992; Ю.А. Лунев, 1991; Т.И. Сурьянинова, 1989; Е.А. Шанин, 1987; А.С. Чернышев, А.С. Крикунов, А.И. Луньков, 1989; Е. Goffman, 1959 и др.).
Организованность, как психологическая характеристика группы, обладает выраженным своеобразием и спецификой. Психологический аспект организованности отражает направленность упорядоченности взаимодействия индивидов на социально значимые цели. Для высокоорганизованной группы первостепенное значение приобретает не столько процесс упорядоченности групповой активности, сколько направленность этого процесса на широкий спектр личностно значимых и социально ценных целей. Таким образом, организованность становится условием эффективного достижения целей (О.И. Зотова, 1976; Т.И. Сурьянинова , 1989; А.С. Чернышев, 1980; А.С. Чернышев, В.В. Клименко, 1980; А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев, 1990).
В свете проблемы нашего исследования особенный интерес представляет явление организованности при введении экстремальных условий, "гибкость и выживаемость" организации, ее способность перестраиваться без больших потерь (Л.А. Петрушенко, 1975; М.И. Сетров, 1972; А.С. Чернышев, 1984).
Следует заметить, что необходимость в перестройке своей организации группа испытывает не от случая к случаю, а постоянно. Коррекция действия в измененных условиях требует единства и согласия всех членов группы и наличия субординационной зависимости. В таких ситуациях группа должна подготовиться, настроить себя определенным образом. В большинстве исследований, рассматривающих проблемы, связанные с совместной деятельностью в напряженных ситуациях, акцентируется именно устойчивость и то, что с устойчивостью связано: "стрессоустойчивость" (А.С. Чернышев, 1980, 1982); "помехоустойчивость" (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, 1985); "резистентность" (В.Н.Петровский,1985) и т.п. Исследователями, таким образом, подчеркивается отсутствие значительных психодинамических изменений в поведении группы, успешное решение задач, спокойно-деловой тон в общении и взаимодействии, достаточно быстрое достижение единства мнений и действий. Нам представляется, что описание и изучение психологических фактов только в рамках устойчивости не является достаточным.
Необходимо уточнение и дополнение такого подхода к изучению напряженных и экстремальных ситуаций совместной деятельности динамическим, учитывающим изменчивость и адекватность действий ситуации. Рассмотрение проблемы надежности возможно с точки зрения динамики. Подобный методологический подход разрабатывал в психологии К. Левин в работе "Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии".
В соответствии с таким подходом динамика события связывается не с изолированным объектом, как таковым, а зависит от ситуации, в которой происходит событие. Динамика конкретного процесса должна выводиться из связи конкретного объекта с конкретной ситуацией и, поскольку дело касается внутренних сил, многочисленных связей различных функциональных систем, которые образуют объект. По мнению К. Левина, определенные ситуации обладают "методологическим преимуществом" и, насколько это возможно, устанавливаются экспериментальным путем (К. Lewin, 1927).
Мы считаем, что экспериментальное исследование надежности позволит изучить обычно не рассматриваемые аспекты организованности: мотивационный, ценностный, субъектность группы как проявление инициативы и творчества в плане совершенствования организации и повышения культуры совместной деятельности, активность группы по оптимизации совместной деятельности и выделение себя из ситуации. Осуществление такого исследования позволит обратиться к идеям о саморазвитии группы, о ее самодвижении, о группе как о субъекте совместной деятельности, развиваемой такими отечественными психологами как А.Л. Журавлев (1988), Б.Ф. Ломов (1984), А.С. Чернышев (1980).
Мы считаем, что надежность может дополнить и прояснить организованность как интегральную характеристику в динамическом аспекте. Надежность группы, понимаемая таким образом, является временным параметром, характеризующим динамику совместной деятельности и поведения группы относительно ситуации и времени и позволяющим с точки зрения психологии охарактеризовать некоторый оптимальный уровень функционирования группы на определенном отрезке времени. Особенно важным представляется введение понятия "надежность" для исследования динамики совместной деятельности при переходе от оптимальных ситуаций совместной деятельности к напряженным, и далее, к экстремальным ситуациям.
В отличие от статического подхода к исследованию данной проблемы, предполагающего анализ в основном внешних воздействий, динамический подход предполагает анализ и внешних, и внутренних условий совместной деятельности группы, которые создают необходимость в адекватном изменении способа организации совместной деятельности в соответствии с этими условиями.
Из числа ситуаций, довольно часто встречающихся в жизни молодежных групп и коллективов, к напряженным мы считаем возможным отнести: ситуации межгруппового соревнования; ситуации "лимита времени"; ситуации, в которых происходит изменение состава группы; ситуации, в которых результаты деятельности приобретают большую значимость, а цена ошибки или неуспеха "высока" для членов группы; ситуации, в которых требуется совместная деятельность на пределе возможностей членов группы; ситуации, мотивированные особым образом для членов группы; ситуации, которые создают необходимость выбора одного из способов совместной деятельности из двух или большего числа при высокой вероятности одинакового результата; ситуации, требующие повышенной автономности личности в совместной деятельности группы.
К экстремальным ситуациям мы считаем возможным отнести такие, которые создают опасность здоровью и жизни человека, участвующего в совместной деятельности группы. Совместная деятельность в экстремальных ситуациях требует особых усилий членов группы, наиболее оптимальной и гибкой организации совместной деятельности, наибольшей оперативности и точности взаимодействия, согласованности действий.
Необходимо заметить, что непроходимой границы между оптимальными, напряженными и экстремальными ситуациями не существует. Группа в процессе жизнедеятельности может находиться в одной из них, переходить к другой и третьей ситуации. К ситуациям экстремальным можно отнести условия техногенных и природных катастроф, космического полета, работы под землей и под водой и т. п. Поскольку воссоздание такого рода условий в исследовательских целях вряд ли можно признать гуманным, а непосредственное исследование указанных выше ситуаций затруднительно, постольку особое место, по нашему мнению, должно занять исследование экстремальных ситуаций, воссоздаваемых в условиях лаборатории. В психологической науке накоплен определенный опыт такого рода исследований - сурдокамерных, гермокамерных, с полной и частичной социальной депривацией и т. п., экспериментов с натурным моделированием экстремальных ситуаций и их воспроизведением (Ю.А. Гагарин, В.И. Лебедев, 1971; Ф.Д. Горбов, М.А. Новиков, 1965; А.А. Леонов, В.И. Лебедев, 1975; Б.Ф. Ломов, В.И. Мясников, 1988; М.А. Новиков, 1981; В.А. Хащенко, 1990).

Методическим инструментом, в наибольшей степени соответствующим гипотезе, предмету и задачам исследования является методический блок, в состав которого входят приборы, бланковые методики, методики наблюдения и экспертной оценки. Исследование целесообразно организовать как экспериментальное, используя две разновидности эксперимента: лабораторный и естественный.
При исследовании группы в экстремальных ситуация совместной деятельности в качестве главного метода выступает лабораторный эксперимент с частичным воспроизведением экстремальных условий. При исследовании групп в напряженных ситуациях совместной деятельности целесообразно в качестве ведущего метода избрать естественный эксперимент (что позволит изучить реальные группы в жизненных напряженных ситуациях) в сочетании с лабораторным экспериментом (что позволить выделить изучаемые психологические явления в "чистом виде" и уточнить данные, получаемые в естественном эксперименте). Мы считаем, что в лабораторном эксперименте необходимо отвести значительно место моделированию совместной деятельности группы при помощи аппаратурных методик.
В отечественной психологии накоплен богатый опыт использования аппаратурных методик в естественном и лабораторном эксперименте, сложились известные приемы и требования к использованию приборов для изучения совместной деятельности (Л.И. Акатов, 1973; Ф.Д. Горбов, 1968; Н.Н. Гуровский, 1987; Е.И. Дымов, 1976; Ю.А. Лунев, 1991; М.А. Новиков, 1981; Н.Н. Обозов, 1977; В.Я. Подорога, 1973; Е.И. Тимощук, 1974; Л.И. Уманский, 1969, 1980; А.С. Чернышев, 1980; Е.А. Шанин, 1987 и др.). Так, Ф.Д. Горбов разработал следующие требования к моделированию совместной деятельности группы, которые легли в основу гомеостатической методики: групповая деятельность должна быть проста, не требовать предварительной выработки специфических навыков; деятельность должна быть взаимосвязанной; деятельность и ее ход должны быть объективированными; оценка результатов должна производиться опосредствованной через прибор. Кроме того, экспериментальная модель не должна быть тренажером, т.е. быть копией конкретного случая.
Приборы "Арка" и ГСИ-7, использованные в нашем исследовании, полностью соответствуют указанным требованиям и обладают рядом дополнительных ценных свойств. В этих приборах существует большая степень свободы в выборе стратегий и превосходство эвристик над алгоритмическими способами решения задачи; реализуется не только результат совместной деятельности, но и сам процесс этой деятельности; наличие обратной информации, т.е. возможность для группы активно влиять на процесс совместной деятельности; возможность моделировать официальное взаимодействие.
Нами были разработаны модификации экспериментальных процедур с приборами "Арка" и ГСИ-7 для изучения напряженных и экстремальных ситуаций. Суть модификаций заключалась в создании ситуаций неопределенности, новизны, неожиданности и т.п. Ряд модификаций может быть использован как для ГСИ-7, так и для "Арки". Tаковых было создано три: деятельность в особомотивированных условиях, деятельность в условиях лимита времени, исключение или замена одного из членов группы.
Ряд модификаций применим только для ГСИ-7. Одна из них получила условное название "Калька". Сущность ее заключается в том, что на информационный блок интегратора накладывается лист полупрозрачной кальки так, что все члены группы получают информацию с этого блока не полностью, а частично. Пластины с номерами, которые перемещает щуп-писчик по лекальной кривой и по которым члены группы контролируют индивидуальные действия и может контролировать других, теперь не видны. Можно видеть только "конечный итог" - передвижение щупа-писчика по лабиринту лекальной кривой. Прибор ГСИ-7 становится своего рода "черным ящиком".
Ряд модифицированных процедур был разработан специально для прибора "Арка". "Безымянная Арка" скорее модификация самого прибора, который отличается от обычного прибора тем, что его элементы не пронумерованы. Суть следующей процедуры заключается в создании трудностей и помех в осуществлении совместной деятельности за счет фиксации одной руки, обычно основной, правой. Целая группа модифицированных процедур предполагает одновременное использование двух "Арок". Интересные возможности в плане моделирования напряженных ситуаций дает использование межгруппового соревнования. Нами применялись три варианта такой модификации: работа в присутствии другой группы, соревнование двух групп в "параллельной" сборке двух "Арок", сборка двух "смешанных" "Арок".
Из описанных выше процедур возможно конструирование различных программ лабораторного эксперимента в зависимости от конкретных задач данного исследования.


Во второй главе "Экспериментальное исследование надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности" содержится описание организации экспериментального исследования и результаты исследования надежности группы в экстремальных и напряженных ситуациях совместной деятельности.
В экспериментальном исследовании, осуществленном нами в 1988-1993 гг., выделяются два основных этапа.
Первый этап исследования имел целью изучение надежности группы в оптимальных и экстремальных ситуациях совместной деятельности и был осуществлен в феврале 1988 года на базе Института психологии АН СССР. Объектом исследования были две группы операторов-мужчин в возрасте 22-35 лет в условиях режима непрерывной деятельности (РНД) с дефицитом сна до 72 часов. Длительность участия каждой группы в исследовании составляла 10 суток, РНД начинался с четвертых суток, продолжался 72 часа в условиях относительной социальной изоляции. Данный этап исследования был осуществлен как лабораторный эксперимент, причем основные изучаемые показатели измерялись нами ежесуточно в течение часа. Кроме того, нами осуществлялось наблюдение при выполнении различного рода операторских проб и другого рода психологических и физиологических испытаний и замеров.
Второй этап исследования был осуществлен в течение 1988-1993 гг. и имел целью исследование группы в оптимальных и напряженных ситуациях совместной деятельности. Объектом исследования были реальные молодежные группы, состоящие из юношей и девушек 15-18 лет из числа школьников, учащихся ПТУ г. Курска и Курской области: школьные классы учебные группы ПТУ, учебные группы в Центре подготовки молодежных лидеров Курской области. На втором этапе исследования основным был метод естественного эксперимента. Длительность участия каждой из групп в исследовании составляла от двадцати двух дней (учебные группы в Центре подготовки молодежных лидеров) до шестидесяти дней (школьные классы и учебные группы ПТУ). Различная длительность участия исследуемых групп во втором этапе исследования объясняется временем обучения в Центре подготовки молодежных лидеров, а также меньшей интенсивностью и "растянутостью" во времени совместной деятельности в условиях школы и ПТУ. Измерение экспериментальных переменных осуществлялось постоянно.
В качестве напряженных ситуаций совместной деятельности в естественном эксперименте выступали: ситуации межгруппового соревнования (спортивные и интеллектуального характера); ситуации, в которых требуется наладить совместные действия при недостатке времени, в короткие сроки (например, классу или учебной группе приходится готовить за пять-шесть часов мероприятие для всего основного коллектива школы, ПТУ, Центра); ситуации, требующие осуществления совместной деятельности в условиях неопределенности и новизны (класс готовит мероприятие, "не имеющее прецедента" в школе); ситуации, когда значимое социальное окружение пристрастно оценивает результаты совместной деятельности группы (например, публичное представление групп, конкурсы "Прогноз" и "Большой вальс"); ситуации с "высокой ценой" и повышенной ответственностью группы за результаты совместной деятельности (например, "День дублера"); ситуации, когда так или иначе меняется состав группы, ее композиция. В качестве лабораторных моделей напряженных ситуаций совместной деятельности использовались описанные выше модификации методик. Обе разновидности эксперимента, использованные нами на втором этапе исследования, осуществлялись в единстве и взаимодействии.
Целостность и единство экспериментального исследования на первом и втором этапах обеспечивались единым теоретическим подходом к изучению группы в напряженных и экстремальных ситуациях, едиными экспериментальными переменными и методиками их измерения и контроля в ходе исследования.
В качестве независимой экспериментальной переменной в осуществленном нами исследовании выступает ситуация совместной деятельности группы. Независимая экспериментальная переменная принимала три основные значения: оптимальные ситуации совместной деятельности, напряженные ситуации совместной деятельности, экстремальные ситуации совместной деятельности. На первом этапе это были оптимальные и экстремальные ситуации, на втором оптимальные и напряженные ситуации совместной деятельности.
Посредством манипулирования независимой экспериментальной переменной вводилось в действие явление надежности, являющееся зависимой экспериментальной переменной, и его гипотетическая причина. Экспериментальным импульсом, т.е. гипотетической причиной, в нашем исследовании выступает организованность группы.
Именно такое соотношение между экспериментальными переменными соответствует гипотезе, предмету и задачам исследования.
Мы считаем, что надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности может быть в основным описана и измерена при помощи следующих показателей: результативность, взаимодействие, согласованность действий группы. Каждый из показателей может быть измерен при помощи соответствующих эмпирических референтов, которые проявляются непосредственно, могут быть зафиксированы и измерены при помощи соответствующих методик.
Показатель "результативность" измерялся нами при помощи следующих эмпирических референтов: затраты времени, количество отказов, безотказность (удельный вес заданий, выполняемых без отказа), продуктивность.
Показатель "взаимодействие" измерялся нами при помощи следующих эмпирических референтов: иерархия и вариативность взаимодействия, самостоятельность и инициативность членов группы во взаимодействии, включенность членов группы во взаимодействие.
Показатель "согласованность действий" измерялся нами при помощи следующих эмпирических референтов: наличие и качество у группы единого плана совместной деятельности, распределение и согласованность функций, соответствие действий членов группы намеченному плану, удельный вес времени, которое группа затрачивает на ориентировочную и исполнительскую часть совместной деятельности.
Для измерения и экспертной оценки эмпирических референтов по последним двум показателям нами были разработаны специальные порядковые шкалы.
Основные показатели организованности измерялись при помощи "Карты-схемы психолого-педагогической характеристики группы" (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др., 1971), которая использовалась как основа для монографического наблюдения за жизнью и деятельностью исследуемых групп в естественном и лабораторном эксперименте и как основа для проведения экспертных оценок. Выделение групп разного уровня организованности мы осуществляли в соответствии с типологией и процедурой, разработанными А.С. Чернышевым (1980).
Общая стратегия экспериментального исследования надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности в известной мере расходится с наиболее распространенной стратегией эксперимента - "экспериментальной и контрольной группы". Это обусловлено тем, что сочетание естественного и лабораторного эксперимента не представляет возможности реализовать такую стратегию. Другой аргумент в пользу изменения традиционной стратегии эксперимента заключается в том, что характеристика, выступающая в нашем исследовании в качестве гипотетической причины, а именно - организованность, в своей интенсивности имеет более двух градаций и изменяется плавно, а не дискретно. На каждом из этапов экспериментального исследования мы подбирали группы, близкие по основным неэкспериментальным переменным. Так, на первом этапе, группы были идентичны по композиции: полу, возрасту, образованию, социальному положению, профессии. На втором этапе исследования все группы были учебными по основному виду совместной деятельности, все члены группы были одного возраста, все группы были смешанными. Для всех групп, участвовавших в исследовании, совместная деятельность была важной, интересной, престижной и значимой. Для участников первого этапа исследования успех в совместной деятельности давал возможность для профессионального роста и должностного продвижения.
Таким образом, общий замысел экспериментального исследования надежности групп в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности состоял в том, чтобы помещая группы с различным уровнем организованности в оптимальные, напряженные и экстремальные ситуации совместной деятельности, приводить действие гипотетическую причину, порождающую гипотетическое следствие. Приведение в действие экспериментального импульса актуализирует зависимую экспериментальную переменную, которой является надежность группы. Гипотеза исследования, сформулированная выше, позволяет утверждать, что связь между гипотетической причиной и гипотетическим следствием будет проявляться в качественных и количественных изменениях основных показателей надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными ситуациями.
Первый этап экспериментального исследования надежности показал, что ее основные показатели в экстремальных ситуациях совместной изменялись в относительно небольших пределах с тенденцией понижения в первые-вторые сутки РНД, некоторым повышением к концу РНД (третьи сутки) и дальнейшим повышением в оптимальной ситуации по окончании РНД. Особенно отчетливо данный тип динамики проявился по такому показателю надежности, как результативность. Однако данная тенденция не была однозначной, напротив - противоречивой. Так, в экстремальной ситуации совместной деятельности возросло количество ошибок (преходящих отказов по терминологии В.Д. Небылицына): общее число ошибок и среднее число ошибок, приходящихся на каждое задание. Существенно увеличился в экстремальной ситуации разброс максимальных и минимальных значений по эмпирическому референту продуктивность (в экстремальных ситуациях по сравнению с оптимальными различие достигает 1,5-2-кратного). Таким образом, в экстремальных ситуациях повышается вероятность как чрезвычайно высокой продуктивности совместной деятельности, так и довольно низкой. Диапазон возможных исходов совместной деятельности в экстремальной ситуации расширяется, хотя значение среднего арифметического референта "продуктивность" однозначно возрастает в оптимальной и в экстремальной ситуации совместной деятельности.
В группах 1 и 2 в экстремальных ситуациях совместной деятельности отчетливо обозначилась тенденция введения компенсаторных механизмов, способствующих повышению надежности группы в целом и стабильности отдельных показателей надежности: результативности, согласованности действий и взаимодействия. Группа 1 в большей мере актуализировала гуманизм и высокую нравственную культуру: "незамечание ошибок" поддержка и подбадривание лиц, допустивших ошибку и т.п. Для группы 2 были характерны неформальные компоненты: близкая психологическая дистанция между членами группы, употребление излюбленных словечек и оборотов речи, близость оценок окружающего, общения, быта, одинаковый возраст.
Группы 1 и 2 активно сохраняли организационный порядок: привычное взаимодействие, привычное расположение членов группы у пультов приборов, рабочие позы.
Лидерство в обеих группах не было конфликтным, абсолютным и жестким, отмечено сотрудничество лидеров. Важным фактом представляется установленное нами качественное обогащение лидерства в экстремальной ситуации совместной деятельности, что проявляется в отчетливом выделении лидеров "стратегического" и "тактического" действия, что обогащало и взаимодействие, и функции членов группы.
Нами зафиксирован высокий уровень мотивации совместной деятельности групп в экстремальных ситуациях на первом этапе экспериментального исследования. В особомотивированной деятельности группы показали существенно более высокий уровень выраженности по всем показателям надежности, чем в обычной и напряженной совместной деятельности.
Установлено, что в экстремальных ситуациях совместной деятельности значительно увеличивается "удельный вес" ориентировочной части совместной деятельности. Ориентировка в группах 1 и 2 проводилась настойчиво, упорно и заинтересованно. Время, затрачиваемое на ориентировку, возрастало в экстремальных ситуациях по сравнению с оптимальными. В ходе ориентировки подробно обсуждалась предстоящая совместная деятельность, ее ход, распределение и согласование функций.
Важным фактом представляется установленные нами сохранение и подкрепление элементов положительного опыта решения групповых задач в экстремальных ситуациях совместной деятельности. В группах 1 и 2 сложилась устойчивая система правил и отношений - организационный порядок, ценной особенностью которого является внесение некоторого автоматизма в функционирование группы (как говорили участники эксперимента - "алгоритм"). Члены группы стремились найти и закрепить в функциях и во взаимодействии наиболее рациональный вариант совместной деятельности, требующий наименьшей траты сил при качестве работы и результате, приемлемых для группы.
Нами также установлен факт переживания членами групп 1 и 2 группового статуса. Это проявлялось в том, что группы вели между собой заочное соревнование, хотя фактически никогда не встречались.
Члены обоих групп интересовались лучшими результатами работы на приборах "Арка" и ГСИ-7 (максимальными), группами показавшими такой результат. Группа 2 предлагала группе методистов, исследовавших проблемы совместной деятельности, очное соревнование на этих приборах. Испытуемые явно стремились к сравнению своей группе с другими группами, чтобы убедиться, что их группа в экстремальной ситуации "сработала не хуже других". Можно предположить, что принадлежность к группе с высоким статусом дает возможность индивиду в экстремальной ситуации почувствовать свою защищенность в группе.
Мы обнаружили факт быстрой и полной включенности каждого члена группы в совместную деятельность в экстремальной ситуации на уровне принятия целей, мотивов, задач совместной деятельности, и на уровне практического содействия их реализации. Включенность во взаимодействие проявлялась у испытуемых в предрасположенности к активности других членов группы, в предвидении и знании каждым членом группы активности других членов группы. Полная включенность была достигнута членами групп 1 и 2 к третьим суткам РНД.
Таким образом, на первом этапе исследования нами была описана и измерена через психологические показатели надежность группы как психологическое явление, характеризующее группу в экстремальных ситуациях совместной деятельности. Установлено, что в экстремальной ситуации совместной деятельности члены групп 1 и 2 прибегали к таким средствам оптимизации совместной деятельности как совершенствование функциональной структуры группы, совершенствование взаимодействия, смягчение деловых отношений неформальными. Все эти средства были подчинены деловой интеграции группы.
Экстремальная ситуация совместной деятельности воздействует на группу опосредствованно, что проявляется в различной динамике показателя продуктивность в оптимальных и экстремальных ситуациях. Нами отмечены факты введения компенсаторных механизмов, связанных главным образом с внутренними условиями жизнедеятельности группы: опыт совместной деятельности, групповые мотивы совместной деятельности, групповое самосознание, лидерство. Даже внешне сходные механизмы психологической компенсации в экстремальных ситуациях вводились в действие иначе в одной группе, нежели в другой, имели иную направленность и эмоциональную окраску. К особенностям надежности группы в экстремальной ситуации можно отнести то, что психологические механизмы, обеспечивающие надежность, не просто надстраиваются над теми, которые имеются в оптимальных ситуациях совместной деятельности, а "вырастают" из них, обретая качественно новое содержание.
Второй этап экспериментального исследования надежности позволил установить, что группы разного уровня организованности характеризуются качественно различными типами динамики основных показателей надежности в напряженных ситуациях совместной деятельности.
Группы высокого уровня организованности в напряженных ситуациях совместной деятельности выполняют совместную деятельность безотказно, с минимальным разбросом лучших и худших результатов. В обычной деятельности в напряженной ситуации уровень безотказности весьма высок (91 процент заданий выполняются безотказно). Основные эмпирические референты результативности изменяются согласованно. Уровень их выраженности коррелирует со степенью напряженности ситуации совместной деятельности: чем выше степень напряженности ситуации, тем меньше отказов, меньше разброс максимальных и минимальных результатов. В результативности высокоорганизованных групп как бы синтезируются повышение продуктивности и снижение числа отказов в напряженных ситуациях совместной деятельности (по сравнению с оптимальными).
Члены высокоорганизованных групп придают большое значение согласованию совместных действий и тщательной разработке плана предстоящей совместной деятельности. Ориентировочная часть совместной деятельности имеет больший удельных вес в сравнении с исполнительной частью, содержательная сторона плана совместной деятельности в напряженных ситуациях улучшается по сравнению с оптимальными ситуациями. Такой план характеризуется тщательным распределением функций, способностью каждого члена группы тщательно обосновать целесообразность распределения функций, стабильностью. Важную роль в согласовании совместных действий играют лидеры высокоорганизованных групп - их видение предстоящей и текущей совместной деятельности "концептуально", они видят ситуацию совместной деятельности в целом.
Группы высокого уровня организованности в напряженных ситуациях совместной деятельности характеризует полнота соответствия совместной деятельности плану, разработанному в ориентировочной части деятельности в сочетании со способностью группы вносить коррективы в план в соответствии с изменяющимися условиями. В напряженных ситуациях такие группы способны к произвольной саморегуляции в соответствии с идеальным образом результата и процесса совместной деятельности.
Взаимодействие в высокоорганизованных группах в напряженных ситуациях совместной деятельности направлено на деловую интеграцию группы, усилия членов группы сосредоточены на ключевых моментах взаимодействия, необходимых для достижения групповых целей. Члены таких групп испытывают устойчивую потребность и способны к изменению взаимодействия во имя достижения возможного лучшего результата. В напряженных ситуациях они стремятся к созданию более совершенной формы организации жизнедеятельности группы за счет перестройки взаимодействия. Максимальное значение основных эмпирических референтов взаимодействия достигается в особомотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях, причем члены высокоорганизованных групп стремятся осуществить тщательный учет возможных последствий от изменений, вносимых во взаимодействие. Инициатива во взаимодействии исходит от большинства членов групп этого типа.
Нами установлена прямая корреляционная зависимость между степенью напряженности ситуации совместной деятельности и уровнем выраженности основных эмпирических референтов взаимодействия, т.е. в напряженных ситуациях совместной деятельности по сравнению оптимальными взаимодействие в таких группах активизируется. Группы высокого уровня организованности в напряженных ситуациях совместной деятельности характеризуются действенным равновесием взаимоотношений и взаимодействия при высокой гибкости, вариативности и адекватности взаимодействия. Высокоорганизованные группы можно охарактеризовать как надежные, а результаты совместной деятельности таких групп в напряженных ситуациях как прогнозируемые.
Группы среднего уровня организованности безотказно действуют в особомотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях. В обычной же совместной деятельности в напряженных ситуациях безотказность групп этого типа несколько ниже. Однако высокий уровень безотказности в напряженных ситуациях достигается за счет более низкого уровня продуктивности по сравнению с высокоорганизованными группами. Группы среднего уровня организованности характеризует увеличение разброса максимальных и минимальных результатов в напряженных ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными. Следует отметить некоторое снижение разброса в особомотивированной совместной деятельности в напряженной ситуации. Таким образом, динамика основных эмпирических референтов результативности у среднеорганизованных групп не имеет согласованного характера, противоречива.
Для групп среднего уровня организованности, как и для высокоорганизованных групп, характерно увеличение удельного веса ориентировочной части совместной деятельности в напряженных ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными. Особенностью среднеорганизованных групп является снижение качества плана совместной деятельности за счет частого обращения к "стандартным приемам", усиления шаблонности, за счет того, что члены таких групп часто "не видят" изменений ситуации, а если и отмечают их, то не оценивают новизны, нового качества ситуации.
В большинстве групп этого типа закрепляется и сохраняется тот способ согласования действий, который складывается стихийно, как говорят члены таких групп "сам собой". При разработке плана совместной деятельности эти группы в наибольшей мере ориентированы на оптимальные ситуации совместной деятельности, а не на напряженные ситуации. Согласование функций для членов среднеорганизованных групп представляет трудность. Группы этого типа в напряженных ситуациях совместной деятельности снижают уровень соответствия совместной деятельности плану потому, что группа создает лишь частичную ориентировочную основу совместной деятельности.
Взаимодействие групп среднего уровня организованности в напряженных ситуациях совместной деятельности характеризуется мотивацией членов группы на поиск оптимального способа взаимодействия, выраженностью стремления изменить взаимодействие для достижения хорошего результата. Большинство групп среднего уровня организованности все же не способны изменить взаимодействие для оптимизации совместной деятельности группы в напряженных ситуациях. С этим, вероятно, связан другой факт - для среднеорганизованных групп характерно снижение продуктивности в напряженных ситуациях по сравнению с оптимальными.
Группы низкого уровня организованности характеризуются существенным снижением безотказности в напряженных ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными. Наиболее заметно возрастает число отказов в особомотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях. Тем не менее, группы этого типа способны к повышению продуктивности совместной деятельности в напряженных ситуациях (только в особомотивированной совместной деятельности!), но ценой увеличения разброса максимальных и минимальных показателей продуктивности и снижения безотказности. Результативность низкоорганизованных групп становится непрогнозируемой в напряженных ситуациях совместной деятельности (возрастает вероятность как позитивного, так и негативного исхода).
Низкоорганизованным группам присуще преобладание исполнительной части совместной деятельности над ориентировочной и в оптимальных, и в напряженных ситуациях совместной деятельности. В напряженных ситуациях по сравнению с оптимальными снижается удельный вес ориентировки в структуре совместной деятельности.
План предстоящей совместной деятельности в группах такого типа отсутствует совсем или низкого качества. Если план имеется, то в напряженных ситуациях степень соответствия совместной деятельности плану снижается по сравнению с оптимальными. Таким образом, согласование действий и функций осуществляется стихийно, члены низкоорганизованных групп не стремятся к их упорядочению и согласованию как в оптимальных, так и в напряженных ситуациях совместной деятельности группы.
Взаимодействие в напряженных ситуациях совместной деятельности членов низкоорганизованных групп не соотносится ни с групповыми целями, ни с возможностями группы. Уровень выраженности взаимодействия одинаково низок в оптимальных и напряженных ситуациях. Вследствие отсутствия заранее продуманного способа взаимодействия, изменение взаимодействия в целях его упорядочения в напряженных ситуациях совместной деятельности не осуществимо.
Уровень инициативности и самостоятельности во взаимодействии членов групп данного типа снижается в напряженных ситуациях по сравнению с оптимальными (в наибольшей степени - в особомотивированной деятельности). Полная включенность во взаимодействие в напряженных ситуациях отмечена нами лишь у незначительного числа членов низкоорганизованных групп, причем полнота включенности снижается с возрастанием степени напряженности ситуации совместной деятельности. Минимальная включенность во взаимодействие наблюдается в особомотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях.
Результаты теоретико-экспериментального исследования надежности позволили сформулировать ряд практических рекомендаций по оптимизации совместной деятельности групп в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности, повышения надежности группы.
Повышения надежности группы можно достичь за счет: формирования групповой мотивации на совершенствование организации совместной деятельности, на поиск оптимального варианта взаимодействия; осуществления группового тренинга совместной деятельности с применением приборов-моделей совместной деятельности "Арка" и ГСИ-7; формирования установки членов группы на выработку и постоянное обращение к групповому опыту совместной деятельности; формирования установки на тщательную разработку плана совместной деятельности и полную его реализацию.
Формирование групп с высокой степенью надежности представляется возможным за счет отбора лидерского ядра группы, готового осуществить максимальный вклад в совместную деятельность по групповым свойствам лидерство и стрессоустойчивость. Отбор и комплектование таких групп должны дополняться созданием соответствующих условий жизнедеятельности группы, которые создают возможность для реализации группового потенциала надежности, для саморазвития группы как субъекта совместной деятельности. Методика отбора и комплектования и формирования групп высокой надежности апробирована автором и опубликована (Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В., 1990).


В заключении подводятся общие итоги выполнения диссертационного исследования и сформулированы следующие выводы:
1. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности детерминирована организованностью группы. Группы различного уровня организованности характеризуются различной динамикой основных показателей надежности в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности.
2. Причинно-следственная связь между надежностью и организованностью по своему характеру не является линейной, а носит сложный и опосредованный характер. Выступая в качестве опосредующего звена надежности, организованность качественно изменяет содержание основных показателей надежности в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности.
3. По своему психологическому содержанию надежность выступает как система групповых мотивов и социальных установок на совершенствование организации совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях.
4. Психологическими механизмами надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности являются развитая ориентировочная часть совместной деятельности, качественное обогащение и преобразование лидерства, активное обращение к групповому опыту совместной деятельности и сохранение организационного порядка, совершенствование функциональной структуры организации.
5. Психологические механизмы надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности имеют в качестве основы психологические механизмы, характерные для оптимальных ситуаций совместной деятельности. Психологические механизмы надежности не надстраиваются над ними, а как бы "вырастают" из них, приобретают качественно иное содержание в напряженных ситуациях совместной деятельности группы.
6. Существуют значительные различия по уровню выраженности и по динамике основных показателей надежности в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности групп разного уровня организованности.
7. Качественной особенностью надежности в напряженных ситуациях групп среднего и высокого уровня организованности является полная безотказность в особомотивированной совместной деятельности.
8. В экстремальных ситуациях совместной деятельности возрастает вероятность как максимальной, так и минимальной продуктивности совместной деятельности, что проявляется в увеличении разброса максимальных и минимальных значений продуктивности. Вследствие этого прогнозировать исход совместной деятельности в экстремальных ситуации труднее.
9. Различные группы (даже в рамках одного типа) характеризуются различным соотношением, степенью выраженности различных психологических механизмов надежности, "индивидуальными психологическими особенностями" группы.

Оглавление


По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. К вопросу о социально-психологических основах стрессоустойчивости группы // Социально-психологические основы организованности коллектива школьников и студентов. - Курск, 1987. -С.65-73. 0,8 п.л.
2. Социально-психологические аспекты совместной деятельности в стрессогенных ситуациях // Деятельность: философский и психологический аспекты. Тезисы региональной конференции. - Симферополь, 1988. -С. 198-199. 0,1п.л.
3. Социально-психологические аспекты интеграции группы в трудных ситуациях совместной деятельности // Психология организованности коллектива школьников и студентов. - Курск, 1989. -С. 66-78. 0,8 п.л.
4. Экспериментальная методика изучения межгруппового взаимодействия // Методики социально-психологической диагностики. - М.: Институт психологии АН СССР, 1989. - С. 162-169 (в соавторстве). 0,5 п.л.
5. Социально-психологические аспекты реализации личностного потенциала в напряженных ситуациях совместной деятельности // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся (Тезисы межвузовской конференции). - Воронеж, 1990. -С. 10-107. 0,1 п.л.
6. Применение приборов-моделей совместной деятельности в психологической подготовке специалистов // Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики. Тезисы республиканского семинара-совещания. - Курск, 1990. -С. 86-87. 0,2 п.л.
7. Изучение напряженных ситуаций совместной деятельности в лабораторном эксперименте // Психологические аспекты совместной деятельности и общения. - Курск, 1990. -С. 45-46. 0,1 п.л.
8. Комплексная методика комплектования молодежных групп // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. - М.: Институт психологии АН СССР, 1990. -С.38-46 (в соавторстве). 0,8 п.л.
9. Социально-психологические основы надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности // Первые международные ломовские чтения. Тезисы докладов. - М.: Институт психологии РАН, 1991. - С. 248-250. 0,1 п.л.
10. Социально-психологические проблемы совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Тезисы международных Костюковских чтений: В 2-х тт. - Киев,1992. Т.2. -С. 190-191. 0,1 п.л.
11. Социально-психологические аспекты самоуправляемости группы в напряженных ситуациях // Актуальные проблемы социальной психологии. Тезисы международного симпозиума по социальной психологии. - Кострома, 1992. Часть 1. - С. 119-120. 0,1 п.л.


Оглавление

[Кафедра психологии КурГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]

 

Hosted by uCoz