"СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА" |
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук |
специальность 19.00.05 - социальная психология |
Скачать (txt-файл в zip-архиве)
Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Шеломова Т.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
Актуальность проблемы.
Нестабильность экономической,
социальной, политической и
производственной среды,
стремительное развитие научно-технического
прогресса, высокая конкурентность
и рискованность ставит
руководителей коллективов и
организаций перед необходимостью
адаптации к изменяющемуся
контексту управленческой
деятельности. Выход многих
предприятий из государственного
сектора экономически, образование
новых негосударственных структур
повышает степень личной
ответственности руководителя за
деятельность сотрудников и
организации. Возросшая
интенсивность, интеллектуальность,
эмоциональная напряженность труда
современного руководителя с одной
стороны, требования эффективного
функционирования структуры
организации, грамотного отбора и
расстановки сотрудников, создания
эффективных рабочих команд, с
другой стороны, привели к тому, что
современная управленческая
деятельность все теснее смыкается
с научно-психологическими знаниями
и, следовательно, будет тем
успешней, чем эффективней
психологическая наука включается в
управленческую практику, в
деятельность организации в целом.
В связи с этим для теории и практики
психологии управления становится
актуальной проблема обеспечения
успешности деятельности
руководителей предприятий и
организаций в новых условиях, а для
психологической науки - выявление и
изучение психологических факторов
детерминирующих результативность
деятельности и особенности
функционирования личности в
условиях изменений внешней и
внутренней среды, разработка
методического инструментария,
позволяющего повысить
эффективность труда менеджера
посредством психологического
обеспечения его деятельности.
Изучение литературных источников
по проблемам психологического
обеспечения деятельности (Арзамаскин
Ю.Н., Гандер Д.В., Деркач А.А.,
Дмитриева М.А., Калинчук Л.В.,
Караяни А.Г., Никифоров Г.С.,
Корнеева Л.Н., Селезнев В.Н., Уваров Л.Н.,
Черных И.И.) позволяет сделать вывод
о том, что несмотря на большой
интерес к этой проблеме в
психологической теории и практике
она не может быть отнесена к числу
достаточно разработанных.
Среди исследователей
психологического обеспечения
деятельности менеджера пока нет
единой точки зрения па понимание
его сущности, особенностей.
Недостаточно уделено внимания
взаимосвязи с такими феноменами
как самоутверждение, самосознание,
потребности личности,
психологические защиты личности,
социализация, развитие личности и
др. Таким образом, возникло
противоречие между объективной
потребностью в социально-психологическом
обеспечении деятельности
менеджера и его недостаточной
разработанностью. С учетом этого
противоречия был сделан выбор темы
исследования. Практическая
актуальность и недостаточная
теоретическая разработанность
социально-психологического
обеспечения деятельность
менеджеров и послужили причиной
избрания ее в качестве цели
диссертационного исследования.
Цель исследования
-
выявить содержание и технологию
социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера.
Объект исследования - деятельность
менеджера, руководящего состава
организаций.
Предмет исследования - социально-психологическое
обеспечение деятельности
менеджера. Задачи исследования:
1.Разработать совокупность
положений, определяющих теоретико-методологические
основы исследования социально-психологического
обеспечения профессиональной
деятельности менеджера;
2. Раскрыть предметные области
социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера;
3. Выявить психологические
особенности деятельности
менеджера в современных
организациях;
4. Проанализировать и
экспериментально обосновать
эффективность разработанных
методических подходов в практике
социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера;
5. Опираясь на результаты
исследования, сформулировать
научно-практические рекомендации.
Гипотеза исследования основана на
предположении о том, что
эффективность профессиональной
деятельности менеджера
опосредуется организационной
культурой предприятия,
индивидуальным стилем
деятельности и личностными
особенностями руководителя.
При введении системы социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера - повышается
эффективность деятельности как
отдельно взятого менеджера, так и
организации в целом.
Методологической основой
исследования явились принципы
единства сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев,
Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.
Ломов, А.В. Петровский),
психологические концепции
личности и деятельности (Б.Г.
Ананьев, А.А.Бодалев, В.А. Бодров, К.М.
Гуревич, В.А. Дятлов, Р.Л. Кричевский,
И.Д. Ладанов, В.Н. Мясищев, В.А.
Петровский, К.К. Платонов, В.В.
Травин, Л.А. Ясюкова), деятельности и
ее структуры (А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов,
В.П.Зинчеко, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
Теоретическая концепция опирается
на положения российской и
зарубежной психологической науки о
принципах подхода к пониманию
управленческого процесса (М.М.Бирнштейн,
М.И.Бурдянский, Н.А.Витке Л.А.Вызов, М.Б.Гроссман,
А.А.Деркач, П. Дракер, А.Л.Журавлев, Т.С.Кабаченко,
А.И.Китов, Е.А.Климов, Л.Д.Кудряшова,
Б.Ф.Ломов, Н.Н.Обозов, Д.0студ, Т.Питерс,
В.Ф.Рубахин, Г.Селье, Я.С.Улицкий, Л.И.Уманский.,
Б.Швальбе, Л.Якокка).
Методологию исследования
составляют: профессиографический,
деятельностный, системный подход в
научном познании законов
формирования человека в профессии,
теория психического образа и
развивающейся психики.
Методика исследования основана на
изучении и конструктивном анализе
научной литературы по проблеме
диссертации, наблюдении и опросных
методах. В работе были применены:
метод исследования уровня
субъективного контроля; методика
измерения мотивации достижения;
личностная шкала проявления
тревоги (Тейлора); тест К.Томаса;
методика диагностики
межличностных отношений Т.Лири;
тест Кеттелла, тест "Дом-Дерево-Человек";
изучение личности менеджера с
помощью психогеометрического
теста.
Теоретическая значимость
и научная новизна исследования
состоит в следующем :
• Раскрыта эволюция теоретико-методологической
базы социально-психологического
обеспечения деятельности
руководителя;
• Определено содержание социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера и установлены основные
его предметные области;
• Выявлены психологические
особенности личности и
деятельности руководителей в
организациях открытого типа;
• Обоснованы и раскрыты алгоритм и
технологии по социально-психологическому
обеспечению деятельности
менеджера;
Практическая значимость
исследования. Содержащиеся в нем
теоретические положения и выводы
создают реальные предпосылки для
социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджеров. Разработанные в
диссертации научно-практические
рекомендации и тренинги могут
найти свое применение в
деятельности по подготовке и
повышению эффективности
функционирования менеджеров, а
также могут быть полезны
психологам, работающим в
организациях по выработке навыков
эффективного управления
руководителей.
База исследования. Исследование
было проведено в семи организациях
открытого типа, расположенных в г.
Москве и в г.Саранске (Мордовия).
Всего в исследовании приняло
участие 78 менеджеров (33 в Москве и 45
в Саранске). В Москве исследование
проводилось в нефтяных компаниях
Сибнефть и Синтез, а также в
организации, занимающейся продажей
компьтерной техники Т8Сотрапу. В г.
Саранске в исследовании приняли
участие 4 организации: КС - Банк,
Промышленная строительная
компания, торговый холдинг "Зеленая
аптека" и ассоциация
представителей малого
предпринимательства "Возрождение
Мордовии".
Достоверность и надежность
полученных результатов
обеспечиваются методологической
обоснованностью исходных
параметров исследования,
адекватностью его задач, методов и
логики, репрезентативностью объема
выборок, непротиворечивостью
выводов и сочетанием
количественного и качественного
анализа, сравнимостью опытно-экспериментальных
данных массовой практикой.
Положения, выносимые на
защиту:
1. Социально-психологическое
обеспечение деятельности
менеджера представляет собой
систему психолого-педагогических
мероприятий, направленных на
формирование целостного феномена
профессионального мастерства
руководителя. Это система
психологически ориентирована на
изучение и развитие
профессиональной компетентности
менеджера, в целях повышения
эффективности его деятельности.
2. Специфика содержания и
технологии социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера определяются
особенностями личности
руководителя, своеобразием
организационной культуры
предприятия и конкретными задачами
деятельности организации;
3. Социально-психологическое
обеспечение деятельности
менеджера реализуется на следующих
принципах: структурно-динамическом;
включенности социально-психологического
обеспечения в деятельность
организаций; соответствия
содержания психологического
обеспечения задачам деятельности
менеджера; комплексности в
психологическом обеспечении задач
организации; индивидуальном
подходе в выборе методов и средств
развивающего непрерывного
образования и социально-психологического
сопровождения деятельности
менеджера.
4. Социально-психологическое
обеспечение деятельности
менеджера включает в себя
следующие этапы:
1-й этап - подготовительный:
• Определение типа
организационной культуры,
направленности стратегии развития
и стадии развития организации;
• Формирование общего плана
предполагаемых действий по
оптимизации функционирования
организации и деятельности .
менеджера;
• Определение методического
подхода и выбор
психодиагностического материала
для эффективного социально-психологического
обеспечения деятельности, с учетом
своеобразия данной организации;
• Разработка профессиограммы
эффективного руководителя с учетом
. специфики организации;
• Психологический отбор и
расстановка кандидатов;
2-й этап - социально-психологического
сопровождения включает:
• Помощь менеджерам в
адаптационном периоде;
• Формирование социально-психологической
компетентности руководителей,
мотивацию, помощь в разрешении
конфликтов, выработка навыков
эффективного управления;
• Профессиональное построение
карьеры;
3-й этап - заключительный, основной
задачей которого является:
• Анализ эффективности социально-психологического
обеспечения.
Структура диссертации. Диссертация
состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического
списка использованной литературы и
приложения. Список литературы
включает в себя 182 наименования.
Оглавление
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ
Во введении
дается
обоснование актуальности,
определяются проблема, цель, объект,
предмет, задачи, методология и
методы исследования, раскрывается
его научная новизна, теоретическая
и практическая значимость работы.
В
первой главе
"Теоретико-методологические
основы исследования социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера" представлен анализ
литературы по проблеме
исследования, определяются
социально-психологические аспекты
и предметные области
профессионального обеспечения
деятельности руководителя.
Идея практической направленности
психологической науки, выдвинутая
в отечественной психологии
Выготским Л.С., Климовым Е.А.,
Ломовым Б.Ф., Рубинштейном С.Л.,
нашедшая свое отражение в
разработанных положениях о
психологическом обеспечении
профессиональной деятельности в
различных областях общественной
активности людей, возникновение
управленческой функции, как
специализированной деятельности в
организации, развитие теории и
практики менеджмента, накопление
психологических знаний по
проблемам руководства, лидерства,
мотивации, адаптации,
психологического сопровождения
профессиональной деятельности и т.д.
создало предпосылки для
возникновения социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера,
Само понятие "менеджмент"
очень близко к понятию "управление",
но последнее имеет более широкий
смысл и определяется как -воздействие
управляющей системы (субъекта
управления) на управляемую систему
(объект управления) с целью
перевода управляемой системы в
требуемое состояние. Понятие же "менеджмент"
более узкое и применяется лишь к
управлению социально-экономическими
процессами на уровне организации,
действующей в рыночных условиях.
Вопросы профессионального
психологического обеспечения
давно и широко освещается в военно-психологической
науке, но правда здесь она часто
рассматривается как составная
часть морально-психологического
обеспечения, что, по мнению военных
психологов является более
всеохватывающим (Арзамаскин Ю.Н.,
Жданов О.И., Калинчук Л.В., Караяни А.Г,
Логинов И.П., Селезнев В.Н., Торохтий
В.С., Уваров Л.Н., Черных И.И.)
Значительный вклад в разработку
проблем социально-психологического
обеспечения профессиональной
деятельности внесли: Деркач А.А.,
Дмитриева М.А., Забродин Ю.М.,
Каширин В.П., Корнеева Л.Н.,
Никифоров Г.С.,
Ю.М. Забродин целью
психологического обеспечения
профессиональной деятельности
видел - обеспечение наилучшего
развития каждого члена нашего
общества и наилучших условий труда,
ускорение процесса приобретения
общих и специальных знаний, умений,
максимальное повышение
эффективности сознательной
деятельности каждого на благо
общества.
А.А.Деркач, выделил важнейшую
структурную часть
психологического обеспечения -
психологическое сопровождение
деятельности, которое определяется
как целостный и непрерывный
процесс изучения, анализа,
формирования, развития и коррекции
всех субъектов труда и жизни,
попадающих в объектное поле
деятельности или конкретного
практического психолога. В работе
над содержанием социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера мы опирались на
разработки проблем:
профессионального отбора (Бодров В.А.,
Гуревич К.М., Дятлов В.А., Кричевский
Р.Л., Ладанов И.Д., Травин В.В.),
проблемы личности руководителя (Деркач
А.А., Дракер П., Ковалев А.Г.,
Кричевский Р.Л., Кудряшова Л.Д.,
Осгуд Д., Питере Т., Селье Г., Швальбе
Б., Якокка Л.), профессиональной
адаптации (Аршавский В.В., Каширин В.П,
Петровский В.А,, Ротенберг В.С.,
Ясюкова Л.А.), мотивации сотрудников
(Воутилайнен Э., Врум Ф., МакГрегор Д.,
Макклеланд Д., Маслоу А., Ниссен И.,
Хекхаузен Х ,Херцберг.Ф.),
разрешения конфликтных ситуаций в
организациях (Бородкин Ф.М., Гришина
Н.В., Зигерт В., Коряк Н.М., Ланг Л),
теории деловых игр и тренингов (Деркач
А.А., Марасанов Г.И, Ситников А.П.,.),
формирования организационной
культуры предприятия (Базаров Т.Ю.,
Барнард Ч., Еремин Б.Л., Красовский Ю.Д.,
Лайкерт Р., Рютингер Р., Селзник Ф.),
индивидуального стиля управления (Журавлев
А.Л,, Калин И,В., Паркинсон С.Н.,
Рустомжи М.К., Шадриков В.Д.).
На основании изученной литературы (Ю.Н.Арзамаскина,
Д.В-Гандера, А.А.Деркача, М.А.
Дмитриевой, Ю.М.Забродиа, Л.В.
Калинчука, А.Г. Караяни, Г.С.
Никифорова, Л.Н. Корнеевой, В.Н.Селезнева,
Л.Н. Уварова, И.И. Черных) и
собственных умозаключений мы
определяем социально-психологическое
обеспечение деятельности
менеджера как сложный, системный и
интегративный процесс, включающий
в себя совокупность мероприятий
психолого-педагогического
воздействия формирующего,
развивающего и коррекционного
характера па личность и
деятельность руководителя, который,
является специфической
разновидностью деятельности
социального психолога по созданию
психологических предпосылок
эффективного функционирования
руководителя.
Социально-психологическое
обеспечение деятельности
менеджера рассматривается как
процесс формирования и
актуализации социально-психологической
компетентности, психологической
готовности руководителя к
профессиональной деятельности,
оптимизации индивидуального стиля
деятельности.
Проанализировав литературу по
проблеме исследования можно
выделить три основных этапа
социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера: подготовительный этап,
выполняющий организационно-методическую
функцию: создание организационных
и методических предпосылок для
социально-психологического
обеспечения, формирование
управляющих психологических
воздействий на организационном и
личностно-деятельностном уровнях и
создание условий их успешной
реализации. Этап социально-психологического
сопровождения деятельности
менеджера (исследовательско-методическая
и учебно-методические функции)
предполагает разработку программ
по формированию психологической
готовности к деятельности,
развитию социально-психологической
компетентности, формированию
управленческих команд, выявлению
причин низкой эффективности,
выявлению и формированию
профессионально важных качеств,
адаптации к деятельности, созданию
психологических условий для
успешной профессиональной
деятельности. Заключительный этап (аналитическая
функция) анализ эффективности
социально-психологического
обеспечения.
Функции практического психолога
разделяются на две группы. В первую
группу входят консультативная,
экспериментальная,
проектировочная и нормативно-стандартизирующая
функции, связанные с
организационным и правовым
положением практического
психолога;
вторая группа функций включает
способы использования
психологических знаний, сюда
входят: психодиагностика,
психопрогностика и
психологическое управление.
Специфика содержания и технологии
социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера определяются
своеобразием предметных областей,
которыми являются: организационная
культура предприятия,
психологические особенности
личности и деятельности
руководителя.
По своему содержанию
организационная культура
управления представляет собой
систему концентрированного
выражения философии, политики
организации, декларирования миссии
организации, базовых целей,
стратегию развития, социально-психологический
компонент организации, ее духовное
и идеологическое содержание (
Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Коул Д.,
Ладанов И.Д, Рютингер Р.).
При осуществлении социально-психологических
мероприятий по организационной
культуре важно учитывать стадию и
стратегию развития организации. В
современной литературе, в основном,
выделяют стадии: формирования,
интенсивного роста, стабилизации, а
также стадии спада (ситуации
кризиса). Характеризуя особенности
развития организации, мы опирались
на данные: Т.Ю. Базарова, П. Вейла, Б.Л.Еремина,
Г.П. Иванова, Ф.Б. Михайлова.
Планируя социально-психологическое
обеспечение деятельности
менеджера необходимо знать
направленность стратегии развития
организации, поскольку каждая
стратегия имеет свое содержание и
специфические задачи, которые
требуют наличие специфических
исполнителей поставленных целей с
определенным набором
профессионально важных качеств.
В зарубежной и отечественной
практике выделяются четыре фазы в
развитии направленности стратегии
организации: производственная,
сбытовая, конъюнктурная,
маркетинговая. Маркетинговая
ориентация в развитии организаций
признается самой эффективной (Вейл
П., Виханский О.С., Вудкок М.,
Герчикова И.Н, Грейсон Дж.мл., О-Дейл
К., Красовский Ю.Д., Мескон М., Наумов
Л.И, Дж.Обер-Крие, Оучи У., Френсис Д.,
Фуллер Д., Хедоури Ф., Якокка Л.).
Приведение в психологическое
соответствие типа организационной
культуры, стадии и стратегии
развития организации позволяет
существенно повысить
производительность труда, улучшить
психологических климат коллектива,
предоставляет возможность
организации стабильно развиваться,
является средством профилактики
производственных конфликтов.
Проведение социально-психологического
обеспечения будет далеко не полным,
а следовательно и не столь
эффективным, если не будет уделено
внимания психологическим
проблемам профессиональной
деятельности.
Психологический анализ
деятельности предполагает
понимание ее как сложного и
многоуровнего, динамически
развивающегося явления. На основе
анализа существующих подходов (Кузьмина
Н.В., Ломов Б.Ф., Платонов К.К.,
Суходольский Г.В,, Шадриков В.Д.)
можно выделить следующие
составляющие в структуре
управленческой деятельности:мотив,
цель, планирование, получение и
переработка информации,
оперативный образ и концептуальная
модель деятельности, принятие
решений, организация реализации
управленческих решений, контроль,
коррекция действий и компонентов
планирования деятельности.
Профессиональная управленческая
деятельность характеризуется тем,
что, содержание и средства в ней
акцентированы на сфере должностных
прав, обязанностей, возможностей
влиять на деятельность и личность
сотрудников-подчиненных,
ответственности за результаты
этого влияния. Явно выраженная
персонификация управленческой
деятельности, тесная связь
особенностей ее исполнения с
личностными характеристиками
субъекта и спецификой
индивидуального восприятия,
понимания и отношения к средствам,
условиям, объектам и участникам
этой деятельности, делает ее по
сути творческой, гибко реагирующей
на объективные и субъективные
условия протекания.
Успешная реализация основных
управленческих функций требует от
менеджера глубокого знания
управляемых объектов и процессов,
законов управления и предъявляет
высокие требования к личностным
особенностям руководителя.
Проанализировав зарубежные модели
(английскую, американскую, японскую
и финскую) личностных
характеристик эффективного
менеджера и пришли к выводу, что ни
одна из предложенных моделей не
может быть принята в целом для
отечественной теории и практики.
Для эффективной организации работы
руководителем на том или ином
уровне (младшее управленческое
звено, менеджеры среднего звена,
топ-менеджеры (высшее руководство))
необходим свой, специфический
набор качеств. Кроме того, при
определении профессионально
важных качеств (ПВК) современного
руководителя необходимо учитывать
особенности, характерные для нашей
страны: макрофакторы (политическая
ситуация, условия формирования и
современного функционирования
рыночных отношений и т.д.),
своеобразие отечественного
менталитета и микрофакторы (особенности
данного предприятия). Хотя,
несомненно, некоторые общие
ориентиры ПВК для современного
руководителя можно выделить:
энергичность, инициативность,
решительность, развитость ума.
Во
второй главе
"Содержание этапов социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера" раскрываются
алгоритм и технологии
психологического обеспечения
деятельности менеджера.
Содержание социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера, с одной стороны,
определяется своеобразием задач и
условий решаемых руководителем, с
другой стороны оно обусловлено и
этапами социально-психологического
обеспечения профессиональной
деятельности руководителя. Все это
в совокупности и создает
содержание, последовательность,
технологию психологической работы
по социально-психологическому
обеспечению деятельности
менеджера. Очевидно, что основу
такой работы составляют; уяснение
целей деятельности организации,
управленческие ориентации
руководителя и психологические
особенности личности менеджера.
Исследование, проведенное среди 78
менеджеров, в возрасте от 25 до 46 лет,
работающих в негосударственных
структурах, позволило выявить
определенную зависимость
эффективности их профессиональной
деятельности от ряда индивидуально-психологических
особенностей личности.
Основным источником успешного
функционирования организации
выступает личность руководителя.
Для определения эффективного
отечественного руководителя был
разработан опросник включивший в
себя 45 профессионально важных
качеств (ПВК). ПВК условно были
разделены на три блока: "деловые
качества", "межличностные
отношения", "личностные
качества менеджера". Был включен
также блок "мотивационных
ориентации" менеджеров.
Корреляционный анализ результатов
использования тестов Кэттела,
Томаса, уровня субъективного
контроля, опросника на
профессионально важные качества у
менеджеров высшего и среднего
звена, успешно справляющихся с
управлением производственной
деятельностью самостоятельных
подразделений и поддерживающих
высокие показатели социально-психологических
отношений среди подчиненных,
показал наличие более тесных
связей между показателями разных
тестов у лиц с более высоким
уровнем успешности управленческой
деятельности. В то же время была
выявлена значимая корреляционная
зависимость между степенью
выраженности определенных групп
тестовых показателей, объединенных
в названные выше качества личности,
и уровнем успешности
управленческой деятельности, что
указывает на наличие зависимости
между психологическим профилем
личности руководителя и
результатами его деятельности.
Установлено, что для руководителей
первичного уровня значимо
обладание на высоком уровне
профессиональными знаниями и
навыками, умением создавать
творческую атмосферу в группе,
способностью объединять людей для
достижения поставленных целей, а
также личное обаяние и наличие
юмора. Основными мотивами
деятельности выступают:
повышение заработной платы и
предоставление возможности
дополнительного обучения.
Для менеджеров среднего уровня
управления характерно гармоничное
сочетание профессиональных и
социально-коммуникативных качеств,
умение учитывать индивидуальные
особенности, грамотная организация
исполнения управленческих решений,
умение разрешать конфликтные
ситуации, способность объединять
людей для достижения поставленных
целей, уверенность в себе, развитая
устная и письменная речь,
самообладание, инициативность,
стремление к саморазвитию.
Основными мотивами деятельности
выступают: возможность
профессионального роста,
увеличение заработной платы,
любимая работа. Из 16 свойств
личности (по Кеттеллу) 6 имеют
одинаковые или близкие значения:
общительность, интеллектуальность,
смелость, подозрительность,
самоконтроль и внутренняя
напряженность.
Эффективный руководитель высшего
уровня должен обладать
преимущественно коммуникативно-концептуальными
качествами. Для него характерно:
развитое стратегическое мышление,
умение решать нестандартные задачи,
способность умеренно рисковать,
высокая профессиональная
компетентность, умение
делегировать полномочия,
предприимчивость, решительность,
стрессоустойчивость, высокий
интеллект. Основными мотивами
деятельности выступают; любимая
работа, возможность творческой
самореализации, получение
процентной оплаты в зависимости от
эффективности своей деятельности.
Из 16 свойств личности (по Кеттеллу) 5
свойств имеют одинаковые или
близкие значения; эмоциональная
стабильность, интеллектуальность,
социальная опосредованность
поведения, тревожность, радикализм.
Вместе с тем, анализ средних и
суммарных значений выраженности
всех названных качеств для всего
контингента руководителей
позволяет ранжировать их по
степени значимости для успешной
управленческой деятельности: 1)
самоконтроль; 2) инновационная
направленность; 3) общительность; 4)
социальная проницательность; 5)
психологическая устойчивость; 6)
оперативное мышление; 7)
технический интеллект; 8) лидерский
потенциал; 9) интеллектуальный
потенциал; 10) конфликтность.
Для активизации профессионально
важных качеств менеджера был
проведен тренинг, нацеленный на
раскрытие внутренних резервов
руководителя и формирование
социально-психологической
компетентности, т.е. способности
руководителя организовывать
эффективное взаимодействие с
подчиненными в системе деловых и
личностных отношений (Ярошевский М.Г.).
По уровню сформированности
коммуникативных способностей,
выраженности ПВК и на основании
контент-анализа письменных решений
проблемных служебных ситуаций
взаимодействия руководителя с
подчиненными (обобщенный
показатель социально-психологической
компетентности) менеджеры были
отнесены к группам с высоким,
средним и удовлетворительным
уровнями социально-психологической
компетентности.
После завершения тренинга
выяснилось, что многие
руководители изменили свое
отношение к проблеме формирования
социально-психологической
компетентности. У руководителей с
высоким уровнем социально-психологической
компетентности (СПК) критические
значения выборочного коэффициента
корреляции до тренинга были равны:
на 1% уровне - 0,833: на 5% уровне - 0,698,
после тренинга: на 1% уровне - 0,925: на 5%
уровне-0,703.
В группе руководителей с
удовлетворительным уровнем СПК
критические значения выборочного
коэффициента корреляции до
эксперимента были равны: на 1%
уровне - 0,763; на 5% уровне - 0,648:
после эксперимента; на 1% уровне - 0,928,
на 5% уровне - 0,873 .
Используя вслед за А. И. Китовым
понятие " личностного профиля
решения" и опираясь на известное
положение психологической теории о
"преломлении внешнего через
внутреннее" (С.Л.Рубинштейн), мы
рассмотрели внутренние
представления о содержательных
приоритетах профессиональной
деятельности руководителя,
определяющих их субъективное
отношение к ней и ожидаемое
отношение окружающих, полагая, что
таким образом мы получим
возможность исследовать
особенности управленческого стиля
менеджеров.
Для этого каждый из участников
исследования оценивал значимость
ряда содержательных характеристик
профессиональной деятельности
руководящих категорий работников
разных уровней управления. Таким
образом, смысловая структура
управленческой деятельности может
быть охарактеризована
четырехступенчатой матрицей,
включающей в себя: 1 -личную
ответственность, основанную на
высоком уровне профессиональной
подготовки и должностном статусе; 2
- влиятельность (степень влияния на
производственную деятельность),
основанную на самостоятельности и
оперативности принятия решений,
ответственности за работу других
людей и характеризующуюся высокой
нервно-психологической нагрузкой; 3
- профессиональный опыт,
базирующийся на стаже общей
профессиональной деятельности и
длительности работы на конкретном
предприятии; 4 - технический и
технологический уровень труда,
обусловливающий высокую
технологическую направленность
производственной деятельности.
На основе методики, предложенной
Красовским Ю.Д., были выявлены
модели управленческих ориентации
руководителей на основании которых
было предложено менеджерам
составить идеальную модель
руководства, при которой они смогли
бы максимально эффективно работать
(для топ-менеджеров предлагалось
отобразить модель, если таковая
имелась, которую они хотели бы
иметь). Анализируя полученные
результаты можно отметить, что
наиболее желаемые управленческие
ориентации руководителя сдвинуты в
персонизованную зону. Характерными
чертами эффективной
управленческой ориентации
выступают: склонность к инновациям,
достаточная авторитарность (как
противовес бюрократичности),
направленность на гуманизацию и
демократизацию отношений (специфика
командного менеджмента).
Проанализировав группу наибольших
адаптационных затруднений, с
которыми сталкивается менеджер (принятие
существующего стиля управления,
адаптация к напряженному режиму
работу), было установлено, что
данный показатель был наиболее
высок, где существуют наибольшие
расхождения между существующим и
желаемым стилем управления.
Направленность тренинга по
формированию оптимального
управленческого стиля
определялась: выработкой умений по
решению социально-психологических
задач, повышением рефлексивности в
отношении самого себя и
осуществляемой деятельности,
адекватной оценкой и сопряженным
принятием своих особенностей и
особенностей деятельности,
освоением инновационного варианта
исполнения деятельности,
способствующего достижению
запланированного результата,
В ходе исследовании проверялась
основная гипотеза о существовании
зависимости между успешностью
деятельности руководителя и рядом
взаимосвязанных факторов
организационного уровня (тип
организационной культуры, стадия и
стратегия развития организации) и
личностно-деятельностного (степень
выраженности профессионально
важных качеств, социально-психологической
компетентности, индивидуального
управленческого стиля
руководителя). И частная гипотеза о
существовании зависимости между
предлагаемой системой
психологического обеспечения
деятельности менеджера и
повышением эффективности
деятельности как отдельно взятого
менеджера, так и организации в
целом.
Для проверки основной гипотезы мы
использовали корреляционный
анализ в соответствии с методикой
Савельевой Т.Ю.
Ведущим компонентом структуры
личностно-деятельностного уровня
до эксперимента является
показатель креативности, имеющего
наибольшее число значимых
положительных связей - четыре.
Наличие значимой положительной
связи указанного компонента с
проектировочными (r=0,758) и
конструктивными умениями (r =0,813)
свидетельствует о том, что с
повышением уровня
сформированности проектировочных
и конструктивных умений возрастает
продуктивность инновационной
деятельности руководителей по
проектированию и конструированию
информации, включенной во
взаимодействие.
Выявлены значимые положительные
связи проектировочных и
конструктивных умений с собственно
коммуникативными умениями (соответственно
r = 0,796 и r - 0,793) на 5% уровне значимости.
Данное обстоятельство
подтверждает положение о том, что
успешность управленческой
деятельности менеджера
определяется уровнем
сформированности и степенью
связанности конструктивных и
собственно коммуникативных умений.
Таким образом, эффективность
управленческой деятельности
менеджеров до социально-психологического
обеспечения обуславливалась
высоким уровнем сформированности и
связанности конструктивных,
организаторских и собственно
коммуникативных умений с
показателем креативности и общей
способностью к управленческой
деятельности.
Ведущим компонентом структуры
личностно-деятельностного уровня
после проведенных мероприятий у
руководителей с высоким уровнем
СПК является показатель общей
способности к управленческой
деятельности, имеющий наибольшее
число значимых положительных
связей - четыре.
Выявлена значимая положительная
связь показателя общей способности
к управленческой деятельности с
организаторскими (г=0,534) и
гностическими умениями (г=0,526) на 5%
уровне значимости. Это указывает на
то, что высоко развитая способность
к анализу в ситуациях общения в
значительной степени влияет на
уровень организации общения и
прямо пропорционально связана со
степенью развития общих
способностей к управленческой
деятельности. Обнаружены
положительные (на 1% уровне
значимости) связи между
показателями "позиция во
взаимоотношениях с сотрудниками",
стилем общения и диалогичностью.
Таким образом, эффективность
деятельности менеджеров
обусловлена тем, что в результате
психологического обеспечения у них
не только повысился уровень
сформированности всех умений, но и
обнаружилась более тесная, чем до
обучения, связь указанных умений с
такими показателями, как "позиция
во взаимоотношениях с сотрудниками",
стиль общения и диалогичность,
через обобщающий показатель общей
способности к управленческой
деятельности.
Произведенный корреляционный
анализ связей коммуникативных
умений и личностных качеств у
руководителей, прошедших обучение,
показал наличие зависимости
успешности управленческой
деятельности менеджера от степени
сформированности умений и
личностных свойств, являющихся
определяющими в социально-психологической
компетентности руководителя. Кроме
того, произведенный анализ
позволил нам сделать вывод о том,
что в результате обучения
происходит повышение уровня
структурированности умений и
личностных свойств руководителей,
произошло увеличение числа
руководителей с высоким и средним
уровнем сформированности
социально-психологической
компетентности.
ОСНОВНЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1)
Теоретическая значимость работы
состоит в интегративном анализе
развития психологического знания о
деятельности руководителя, который
включает в себя теоретическое
осмысление некоторых современных
представлений о содержании и
направлении социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера.
Социально-психологическое
обеспечение деятельность
менеджера является специфическим
видом деятельности, имеющим свое
содержание, технологию
осуществления, которые зависят от
типа организационной культуры
предприятия, личностных
особенностей руководителя и
особенностей деятельности
менеджера в рамках данной
организации. При введении системы
социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера • повышается
эффективность деятельности как
отдельно взятого менеджера, так и
организации в целом.
Психологическое обеспечение
деятельности менеджера
целенаправленно на создание
целостного феномена
профессионального мастерства,
приведение в соответствие
личностных мотиво-смыслов целям
профессиональной деятельности
руководителя, характерных для
конкретной организации,
формирование оптимального
управленческого стиля менеджера.
Социально-психологическое
обеспечение деятельности
менеджера это процесс формирования
и актуализации психологической
готовности менеджера к
профессиональной деятельности, а
также создания благоприятных
социально-психологических условий
ее осуществления, Оно требует
специализированной подготовки
практического психолога,
намеренного осуществлять работу в
данном направлении.
2) Математико-статистическая
обработка результатов
тестирования руководителей по ряду
яичностно-психологических методик
выявила наличие тесных
корреляционных связей между
определенными группами
показателей разных тестов, а также
между ними и уровнем эффективности
профессиональной управленческой
деятельности. На основании этого
были выделены профессионально
значимые психологические качества
личности руководителей:
общительность, социальная
проницательность, лидерский
потенциал, конфликтность,
интеллектуальный потенциал,
оперативность мышления,
технический интеллект,
инновационная направленность,
психологическая устойчивость,
самоконтроль.
По смысловому содержанию
выделенные качества объединяются в
четыре группы: интеллектуальные,
социально-коммуникационные,
регуляторные и мотивационно-ориентировочные.
Для каждой категории руководителей
оказалось характерным
специфическое сочетание основных
профессионально значимых
психологических качеств,
детерминированное объективным
содержанием деятельности,
связанным с уровнем
управленческого звена. Эти
сочетания качеств образуют
профессионально-психологические
профили руководителей и
характеризуются значимыми
качественно-количественными
различиями. Анализ
детерминирующего влияния
выделенных качеств личности на
успешность управленческой
деятельности позволил определить
их иерархическую структуру и
содержательную направленность
влияния на профессиональное
поведение руководителей: на первом
месте качества, обеспечивающие
социально направленную активность
личности (самоконтроль,
инновационная направленность,
общительность, социальная
проницательность), на втором -
организацию информационного
принятия решений (психологическая
устойчивость, оперативное мышление,
технический интеллект), на третьем -потенциальные
возможности реализации личности в
деятельности (интеллектуальный
потенциал, лидерский потенциал,
конфликтность).
3) Исследование представлений
руководителей предприятий и
организаций об основных
содержательных характеристиках их
профессиональной деятельности,
акцентах и приоритетах в ее
содержании и структуре, общей и
частной результативности,
конкретных функционально-должностных
обязанностях и их индивидуально-психологической
и социально-организационной
значимости позволили сделать вывод
о наличии единой обобщенной
интериоризованной содержательно-смысловой
структуре профессиональной
деятельности руководителей разных
категорий, имеющей иерархический
характер и включающей в себя 18
значимых характеристик,
составляющих 4 смысловых блока:
ответственность и влиятельность,
технологичность, профессиональный
опыт, организационно-технические
условия.
4) В результате внедрения
экспериментальной системы
социально-психологического
обеспечения деятельности
менеджера в управленческую
подготовку руководителей,
произошло увеличение числа
руководителей с высоким и средним
уровнем сформированность
социально-психологической
компетентности и уменьшение числа
руководителей с
удовлетворительным уровнем
сформированность СПК, что повысило
эффективность их деятельности в
целом.
5) Мы считаем, что социально-психологическое
обеспечение деятельности
менеджера наиболее полно отвечает
требованиям современных рыночных
отношений. Оно способно выступить (наряду
с экономическими, политическими и
финансовыми факторами) как
направление повышения
жизнеспособности и
конкурентноспособности
организации в результате
комплексного решения
психологических организационных
проблем фирмы и персонала.
1.
Разработать программы по
совершенствованию подготовки
практических психологов для работы
в различных организациях;
2. Использовать представленные
методику исследования и тренинги
по формированию у руководителей
среднего звена социально-психологической
компетентности, и по выработке
навыков эффективного управления
развития коммуникативных навыков и
разрешения конфликтных ситуаций
для системного изучения
психологических проблем
обеспечения эффективной
деятельности руководителя;
3. В подготовке специалистов по
психологии управления учитывать
теоретические и практические
выводы диссертации;
4. Ввести в систему подготовки
менеджеров по персоналу темы по
психологическому обеспечению
деятельности менеджера.
Основное содержание
диссертационной работы нашло
отражение в следующих публикациях:
1. Шеломова Т.В. Ситуационный подход
в управлении // История. Образование
и культура народов Среднего
Поволжья; Материалы всерос. науч.-практ.
конф. Саранск, 13-15 марта 1997 г./ Отв.
Ред. В.М. Макушкин.- Саранск, 1997.- 0,19 п.л.
2. Шеломова Т.В. Личность
руководителя как объект
психологического исследования.
Определение психологического
обеспечения деятельности
менеджера // Современные проблемы
психолого-педагогических наук:
Межвузовский сборник научных
трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф.
Е.Г. Осовского. - Вып. 9.- Саранск, 1997. -0,14
п.л..
3. Комплекс психодиагностических
методик (рекомендации к работе с
персоналом). Составитель Шеломова Т.В.,
Рецензенты: Андронов В.П., Каширин В.П.,
Саранск 1997.- 2,3 п.л..
4. Шеломова Т.В. Психологические
факторы профессиональной
адаптации. Проблемы детства и
подготовки будущего педагога
дошкольного образования:
Межвузовский сборник научных
трудов. Вып.2/ Под.ред. Р.А. Ереминой. -
Саранск, 1998.-0,31 п.л"
5. Шеломова Т.В.Подготовка к
карьерному росту руководящих
кадров. Проблемы детства и
подготовки будущего педагога
дошкольного образования:
Межвузовский сборник научных
трудов. Вып.2 / Под. ред. Р.А. Ереминой.
- Саранск, 1998. - 0,21 п.л.
Всего 3,44 п.л..
[Кафедра психологии КГУ] | [Профессор А.С.Чернышев] | [Новости психологии из Курска] | [Новости Черноземья] |