СОКОЛОВА Юлия Витальевна

"НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧУКОТСКОГО ЭТНОСА"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.05 - социальная психология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования  
Апробация исследования    
Положения, выносимые на защиту    
Выводы  

Скачать (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Соколова Ю.В.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. В последние годы национальный вопрос привлекает к себе пристальное внимание ученых разных областей знания -историков, социологов, политологов и, конечно, психологов. Как нейрофизиологи проявляют особый интерес к случаям травм, повреждения головного мозга, т.к. это дает редкую возможность изучить естественным образом тончайшие механизмы высшей нервной деятельности, так и ученые разных областей имеют уникальную возможность в моменты обострения политических ситуаций, этнических конфликтов проникнуть в глубинные закономерности межэтнического взаимодействия. 
Но все они не могут обойтись без знания и учета психологических особенностей представителей различных национальных общностей и специфики их проявления в жизни и деятельности людей. Непосредственным их исследованием занимается этнопсихология, наука о которой, перефразировав известное выражение Эббингауза, можно сказать: "У нее длинное прошлое, но короткая история", и добавить, "крайне актуальное настоящее".
Посильный вклад в исследование этнической психологии, ее сущности и содержания, различных форм проявления внесли представители разных отраслей знаний (Агеев В.С., Дробижева Л.М., Душков Б.А., Кон И.С., Крупнов А.И., Крысько В.Г., Левкович В.П., Лебедева Н.М., Лурье С.В., Мулдашева А.Б., Ниязалиев Ш., Оконешникова А.П., Поршнев Б.Ф., Солдатова Г.Х., Стефаненко Т.Г.и др.).
Вместе с тем пока еще являются редкими прикладные исследования психологии конкретных народов России. Все это и обусловило выбор темы диссертации: "Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса".

Предмет исследования - - специфика проявления национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса в их поведении, деятельности, повседневной жизни.
Объект исследования - национально-психологические особенности представителей чукотского этноса.
Цель исследования - средствами гносеопсихологического подхода и стандартного этнопсихологического исследования выявить главные национально-психологические особенности представителей чукотского этноса, и на этой основе описать специфику их функционирования.
Гипотеза исследования - для представителей чукотского этноса характерны конкретные национально-психологические особенности, которые сформировались и закрепились под влиянием своеобразных социально-исторических, политических, экономических, культурных и природных факторов. Эти особенности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия представителей
чукотского этноса, а также влияют на конкретные стороны их жизни и деятельности.
Задачи исследования:
1. Представить в обобщенном виде теоретическую концепцию сущности национальной психологии как основу осмысления национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса.
2. Выявить и описать основные факторы, оказавшие влияние на формирование и. закрепление национально-психологических особенностей чукчей.
3. Осуществить гносеопсихологический анализ национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса.
4. Разработать программу стандартного этнопсихологического исследования национально-психологических особенностей чукчей.
5. Представить в систематизированном виде полученные с помощью гносеопсихологического подхода и стандартного этнопсихологического исследования наиболее значимые черты национальной психики представителей чукотского этноса и дать их общую характеристику.
6. Показать влияние национально-психологических особенностей чукчей на их повседневную жизнь.
Методологической основой исследования явились: разработанные, развитые и конкретизированные в трудах отечественных и зарубежных ученых научные представления о целостном характере процесса формирования всесторонне и гармонично развитой личности с определенными национально-психологическими особенностями в условиях своеобразного этно- и социогенеза;
положения о единстве проявлений национального межнационального и, общечеловеческого в психологии народов; идеи представителей различных областей знаний о социально-исторической природе национальной психологии, о детерминирующих ее; объективных факторах; методологические принципы психологической науки.
Теоретической основой исследования стали труды российских ученых, в которых раскрывайся: научные основы психологии личности и психологии различных общностей (К.А. Абульханова-Славская, В.Г.'Ананьев, Брушлинский; А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.); социально-психологическая сущность национальной психологии (Г. М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, Э.А. Баграмов, К.В. Бромлей, Л.Ф. Дашдамиров, Н. Джандильдин, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, А.А. Деркач, В.И. Козлов, И.С. Кон, С.И. Королев, В.Г. Крысько, Левкович В.П., Н.М. Лебедева, С.В. Лурье, Б.Ф. Поршнев, Ю.В., Г.М. Старовойтова, и др.), основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования (В. С. Агеев, Н.В. Бахарева, А. Бороноев, А.Х. Гаджиев, Л.М. Дробижева, А.А Деркач, В.Г. Крысько, Г.У. Кцоева, А.П. Оконешникова, В.Ф. Петренко, Э.А.Саракусв, Г.Х. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.И. Шлягина и др.).
Методы исследования. Для изучения национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса и выявления специфики их проявления в различных условиях их жизни и деятельности была разработана и применена комплексная методика стандартного этнопсихологического исследования, сочетавшаяся с использованием:

- гносео-психологического подхода, включавшего теоретическое и практическое обобщение научных идей и взглядов о национальной психологии представителей чукотского этноса, изложенных в исторической, психологической, педагогической, этнографической, философской и методической литературе (проанализировано 330 источников);
- контент-анализа специальных научных источников, произведений чукотского поэтического, этнического и фольклорного творчества (проанализировано 180 источников);
- бесед и интервью с представителями чукотского этноса в различных районах Чукотского автономного округа (всего опрошено 1242 человека);
- специального экспериментального моделирования жизни и деятельности представителей чукотского этноса (использовано всего 8 методик).

Кроме того, использовались: 1) специальные методики разработки, подготовки и организации начальных и пилотажных этапов исследования; 2) специальные методики сбора и обобщения этнопсихологических данных; 3) методы математической и статистической обработки и интерпретации данных (факторный и дисперсионный анализ; проценты; среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, коэффициент удовлетворенности, коэффициент значимости).
Исследование проводилось с 1999 по 2002 годы на территории Чукотского автономного округа. Им были охвачены 2056 человек.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались: исходными методологическими позициями автора; проверкой общих теоретических положений посредством соотнесения их с полученными результатами;
применением апробированных методов исследования; применением совокупности надежных методик стандартного этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачам; репрезентативностью выборки;
проведением дополнительных исследований и сравнением их с моделируемыми ситуациями; сопоставлением с выводами других исследований.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: 
- выявлены основные сферы анализа проявлений национально- психологических особенностей представителей чукотского этноса;
- описаны и представлены в комплексном виде важнейшие национально-психологические особенности представителей этой этнической общности;
реализован принцип сочетания стандартного этнопсихологического исследования с - - гносеопсихологическим подходом к анализу национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса; подобран (адаптирован и апробирован) комплекс методик стандартного этнопсихологического исследования их сознания и деятельности; 
- дана интегративная сущностная характеристика национальной психологии как социального феномена и представлен авторский подход к возможностям ее интерпретации; 
- выявлены и проанализированы факторы и источники формирования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса, среди которых: своеобразие их исторического, политического и экономического развития; природные, климатические и географические условия; специфика культурного развития в рамках длительного и многообразного этногенеза;
- особенности влияния религии и обыденной жизни этого народа;
- впервые проведено стандартное этнопсихологическое исследование представителей чукотского этноса; 
- представлен целостный и всесторонний анализ национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса, классифицированных и соотнесенных с конкретными сферами проявления их индивидуального и группового сознания;
- выявлены и проанализированы конкретные формы проявления национальной психики чукчей в их жизни и деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: результаты проведенного исследования позволяют: по-новому взглянуть на историю, социально-экономическое развитие Чукотского автономного округа и психологии его народа; более точно прогнозировать и оценивать перспективы перемен в политической, экономической и культурной жизни округа (в комплексе с результатами исследований представителей других наук); совершенствовать процесс межличностного и межгруппового общения с представителями чукотского этноса.
Внедрение и апробация результатов исследования. Содержание диссертации, ее выводы и научно-методические рекомендации докладывались на конференциях в Московской гуманитарно-социальной академии, Международного эколого-педагогического университета, на заседаниях кафедры психологии личности и педагогики, социальной и этнической психологии Московской гуманитарно-социальной академии, в Московском институте национальных и региональных отношений.
Результаты исследования внедрялись в практику путем: чтения специально подготовленного курса, проведения по нему семинарских и практических занятий в МВШ, МНЭПУ и ГУУ, МИНРО.

Положения, выносимые на защиту:
Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально-психологические особенности.
Понятие "национально-психологические особенности" является подчиненным по отношению к понятию "национальная психология" как к общему, как к одному из признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности - динамическими компонентами национальной психологии.
В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции. В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.
Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю; способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость, многообразие. 

Проведенное исследование показало, что под воздействием многих факторов у представителей чукотского этноса сформировались следующие национально-психологические особенности:
- Под влиянием географического положения территории - ограниченность широты мировоззрения, преобладание образного мышления, равнодушие, непритязательность, простота, неприхотливость, отсутствие целеустремленности, скрытность, наивность;
- Под влиянием климатических и природных условий проживания чукотского этноса - высокий уровень адаптивности к внешним проявлениям, т.е. умение выживать в труднейших условиях для жизни, способность переносить большие трудности, умение довольствоваться малым, трудолюбие, работоспособность, знание природы и специфики природопользования, простота, выносливость, ловкость, сила, упрямство, независимость, смекалка, хитрость, наблюдательность, находчивость, внимательность, волевая активность;
- Под влиянием общественной организации, социально-экономических отношений и общественного строя, принятых во внутриэтнической среде чукчей -преобладание коллективистической направленности, основанной на родственных взаимосвязях, высокая значимость семьи (имеется в виду большая семья, включающая в себя различные уровни родства), высокий уровень групповой сплоченности, взаимоуважение между всеми членами группы, независимо от пола и возраста, мобильность, простота, отсутствие зависти;
- Под влиянием обычаев и традиций, принятых в обществе, а также его культурной составляющей - самостоятельность, наивность, взаимоуважение между молодежью и старшими поколениями, равноправие всех членов группы, почитание женщины, матери, доверчивость, добродушие, скромность;
- Под влиянием исторического периода проведения захватнических войн с соседними племенами - выносливость, ловкость, сила, хитрость, бесстрашие, решительность, свободолюбие, агрессивность, жесткость, чувство единой национальной принадлежности;
- Под влиянием прихода русских на Чукотку в середине XVII в., включения Чукотки в .состав Российской империи - любопытство, любознательность, открытость, лень, иждивенчество, исполнительность, зависимость, предприимчивость, деловитость, волевая пассивность.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (Глава I - "Теоретико-методологические основы осмысления и интерпретации национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса"; Глава II - "Эмпирическое исследование национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса"), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Своеобразие исторического становления чукотского этноса, специфика природно-климатической среды, в которой он формировался, а также характер социально-политического и культурного развития, обусловили особенности их национальной психологии и этнического самосознания, духовного и культурного единства его представителей.
Чукчи являются одним из коренных народов Чукотки. Последняя, являясь самым северо-восточным полуостровом Евразийского материка, долгое время оставалась не просто периферией. В силу крайней удаленности от центральных областей и территорий Евразии она находилась в многовековой изоляции и была недоступна для внешнеполитических воздействий. Образно говоря, Чукотка была островом, с проживающими на нем племенами аборигенов, который был открыт для всего остального мира лишь в середине XVII века русскими землепроходцами.
Информационный вакуум, сохранявшийся в течение очень долгого времени сформировал: определенную ограниченность в широте мировоззрения: наивность в восприятии окружающего мира; преобладание образного мышления; слабую целеустремленность; равнодушие к условиям повседневной жизни;
непритязательность, простоту, и неприхотливость в быту; скрытность.

Географическое положение Чукотского полуострова обуславливает своеобразие и значимость природной среды обитания представителей чукотского этноса. Суровый климат (низкие температуры, ветра, снег и т.д.), вечная мерзлота, а, следовательно, невозможность культивирования растениеводства, долгая полярная ночь, скудность биологического природного ресурса и большая сложность реализовывать возможности его использования, все это несомненно в значительной степени повлияло на формирование тех характерологических особенностей, которыми обладают представители чукотского этноса. К ним можно отнести: высокий уровень адаптивности к воздействиям окружающего мира; умение выживать в труднейших условиях существования; знание природы и специфики ее использования в интересах людей; упрямство и независимость в суждениях; наблюдательность, внимательность и находчивость в труде и быту; смекалка и хитрость в поступках; способность переносить большие трудности; довольствие малым; трудолюбие и работоспособность: простоту, выносливость, ловкость и силу в повседневной жизни, волевую настойчивость.
Первобытнообщинный строй, который преобладал в среде чукчей вплоть до прихода Советской власти, простота их социальной организации - патриархальная семья, родовая община, небольшие территориальные объединения, созданные на основе кровнородственных связей, неразвитость категории частной собственности, дифференциация на оленных и приморских этнические группы, кочевой образ жизни - все это, безусловно, наложило свой глубокий отпечаток на своеобразие национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса. Преобладание
коллективистической направленности жизни и деятельности, основанной на родственных взаимосвязях; превалирование значимости семьи и различных уровней родства в межличностных отношениях; высокий уровень групповой сплоченности; взаимоуважение между всеми членами группы, независимо от пола и возраста; мобильность и простота в налаживании связей, отсутствие зависти к другим людям - стали их отличительными характеристиками.

В историческом развитии чукотского этноса многими исследователями особо выделяется период проведения захватнических войн с соседними племенами и представителями русского самодержавия. Под его влиянием у чукчей сформировались такие качества, как чувство единой национальной принадлежности, свободолюбие, хитрость, выносливость, ловкость, сила, бесстрашие, решительность, агрессивность, жесткость.
Ключевыми событиями в истории чукотского народа, сыгравшим особую роль в их развитии, стали приход русских на эти земли в середине XVII в., включение Чукотки в состав Российской империи и последующее сопряжение всей жизнедеятельности чукотского этноса с историей и культурой России. После чего в их национальной психике появились любопытство, любознательность, открытость, лень, иждивенчество, исполнительность, зависимость, предприимчивость, деловитость.

Существенно повлияли на национально-психологическое своеобразие чукчей обычаи и традиции, принятые в обществе, а также его культурная составляющая. Существовавшие здесь обычай многоженства, специфика обучения и воспитания детей, равноправие между мужчинами и женщинами, принятый в среде чукчей институт шаманизма, развитие прикладного творчества и национального фольклора, праздники жертвоприношений, религиозные воззрения, обозначаемые как анимизм, особенности языка, не содержащего в себе абстрактных категорий, основанного на категориях образных сформировали у чукчей такие качества, как самостоятельность; взаимное уважение между молодежью и представителями старших поколений; равноправие всех членов группы; почитание женщины (матери), доверчивость, добродушие и скромность общении.

Реализация гносеопсихологического подхода в исследовании национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса позволила, таким образом, получить лишь общие о них представления, основанные на контент-анализе специальной литературы по проблеме и обобщениях специалистов, которые посвятили свои работы отображению их жизни и деятельности, описанию специфики поведения, традиций и нравов. В интересах более тщательного . изучения национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса было осуществлено стандартное этнопсихологическое исследование.
Оно проводилось на территории Чукотского автономного округа в период с 1999 по 2002 гг. Основная его часть приходится на 2001 год. В исследовании приняло участие 1242 представителя чукотского этноса, в возрасте от 18 до 58 лет, (мужчин - 572, женщин - 670) проживающих на территории Чукотского автономного округа (г. Анадырь, г. Певек, села и поселки городского типа Анадырского, Билибинского, Беринговского, Иультинского, Проведенского, Чаунского, Чукотского, Шмидтовского районов).
В исследовании были использованы элементы кросскультурного сравнения. Для их осуществления было опрошено 368 представителей эскимосского этноса в возрасте от 18 до 46 лет, проживающих на территории Чукотского автономного округа (г. Анадырь, г. Певек, села и поселки городского типа Иультинского, Проведенского, Чукотского районов) и 446 представителя славянского этноса (русские, украинцы, белорусы) в возрасте от 21 до 60 лет, постоянно проживающих на территории Чукотского автономного округа не менее 15 лет (г. Анадырь, г. Певек, села и поселки Анадырского, Чукотского, Проведенского, Билибинского районов).
Интерпретация эмпирических данных проводилась в русле сравнительно-сопоставительного анализа.

Для эмпирического исследования были составлены выборочные  совокупности респондентов:
1. Представители чукотского этноса в возрасте от 18 до 35 лет;
2. Представители чукотского этноса в возрасте от 35 до 58 лет;
3. Представители чукотского этноса - жители городов; -
4. Представители чукотского этноса - сельские жители.
Все они были опрошены по этнопсихологическому опроснику, опроснику самоотношения, вопросникам измерения потребностей и мотивов, вопросникам измерения коммуникативно-поведенческой сферы, методике исследования ценностных ориентации.

Объект и предмет исследования исследовались и осмысливались в результате изучения:

 1. Национального самосознания представителей чукотского этноса; 

2. Национальной самоидентификации представителей чукотского этноса; 

3. Потребностно-мотивационной сферы их национальной психики; 

4. Ценностных ориентации и установок представителей чукотского этноса; 

5. Национальных (авто и гетеро) стереотипов представителей чукотского этноса;

 6. Коммуникативно-поведенческой сферы их национальной Психики и общения. 

Комплекс методик, направленных на изучение национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса через посредство исследования указанных выше феноменов, был поэтому изначально ориентирован на учет:
а) Показателей проявления особенностей национального самосознания представителей чукотского этноса, в качестве которых выступали осознание ими своей национальной принадлежности; представления об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках; представления о своей и "чужой" национальной психологии; самоотношения представителей чукотского этноса; этнические стереотипы; приверженность к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям. Методики этой проблематики исследования включали использование; этнопсихологического опросника (разработан Саракуевым Э.А.); специально адаптированного опросника исследования самоотношения (МИС) (разработан В.В. Столиным).
б) Показателей в измерении национальной специфики потребностей и мотивов представителей чукотского этноса, в качестве которых выступали:
национальные предпочтения определенных видов деятельности; интенсивность, регулярность и продолжительность занятий этими видами деятельности;
национальные отличия в намерениях выбора конкретных видов деятельности. Методики этой проблематики включали использование: этнопсихологического опросника; специально адаптированного теста измерения потребности в общении (составители: Ю.М. Орлов, Л.П. Орлова, В.Н. Шкуркин); специально-адаптированного теста-вопросника измерения потребности в достижениях;
специально адаптированного теста измерения ценностных ориентации.
в). Показателей оценки национальной специфики коммуникативно-поведенческой сферы национальной психики и общения представителей чукотского этноса, в качестве которых выступали: межличностные перцепции и. рефлексии в группе; нормативные эталоны и ценности группы; восприятие индивидом группы; направленность личности в группе. 

Методики исследования этих феноменов включали использование: специально адаптированного опросника оценки способов реагирования на конфликтные ситуации; методики исследования восприятия индивидом группы; методики, исследования нормативных предпочтений в группе.
Анализ результатов изучения особенностей национального самосознания представителей чукотского этноса. Важной особенностью национального самосознания представителей чукотского этноса оказалось сильно выраженное стремление к двуязычию. Об этом свидетельствует факт, что только часть опрошенных, т.е. 16%, отметили, что они свободно говорят, читают, пишут на своем родном языке. Свободно говорят, но не читают и не пишут 13% чукчей, 29% понимают и могут объясниться, и, наконец, 42 % не говорят, не читают и не пишут на родном языке.
Настоящее состояние и функционирование родного языка в среде представителей чукотского этноса обусловлено и может быть объяснено различными факторами: во-первых, на Чукотке нет национальных школ, в школах на уровне факультативов родной язык изучается как иностранный, для детей из малочисленных территориальных объединений, не
содержащих образовательных учреждений уже в течение многих лет принята интернатская система образования. Во-вторых, это многонациональный состав Чукотского автономного округа, в котором изучаемая этническая группа составляет не более 10% от всех жителей данной территории. В-третьих, это существующая установка на изучение русского и иностранных языков как социально более желательных и необходимых. В-четвертых, большое количество межнациональных браков.
Такое положение родного языка у представителей чукотского этноса определяет двуязычие не только в сфере межнациональных, но и в сфере внутринациональных контактов. Об этом свидетельствуют ответы респондентов 1 на вопросы: "На каком языке Вы говорите обычно дома?" и "На каком языке Вы говорите обычно со своими знакомыми и друзьями вашей национальности в учебном заведении и в других местах?" 4% представителей чукотского этноса :
говорят дома в основном на родном языке, 14% представителей чукотского этноса говорят дома в одинаковой степени и на родном и на русском языках, 29% представителей чукотского этноса говорят дома в основном на русском языке, 53% говорят дома только на русском языке.
Кроме того, оказалось, что 3 % представителей чукотского этноса говорят со своими знакомыми и друзьями своей национальности в основном на родном • языке, 14 % говорят в одинаковой степени и на родном и на русском языках; 19 % представителей чукотского этноса говорят в основном на русском языке, а 54%' только на русском.
Некоторое разъяснение широкого распространения двуязычия (родной язык и русский язык) в выборке дает анализ ответов респондентов на вопрос: "Если где-нибудь на улице, в каком-либо учреждении или в общественном месте Вам необходимо было бы обратиться к человеку вашей национальности, на каком языке Вы бы обратились?" 7% обратились бы только на своем родном языке; 56% обратились бы на русском языке, 37% считают, что это зависит от конкретной ситуации. Вместе с тем 31% представителей чукотского этноса ответили, что им приятнее было бы общаться с друзьями своей национальности в повседневной жизни именно на своем родном языке. Тем более, что из всех опрошенных представителей чукотского этноса 41% считают, что в случае наличия времени готовы были бы более углублено изучать свой родной язык.
Анализ состояния национального языка представителей чукотского этноса показывает и некоторые тенденции частного характера. Так, оказалось, что круг близких друзей представителей чукотского этноса не ограничивается только представителями своей национальности. У них проявляется тенденция поддерживать дружеские отношения независимо от национальной принадлежности человека, а в повседневной жизни не замечено предпочтение друзей своей национальности.
97% опрошенных считают, что учиться и поддерживать дружеские • отношения можно независимо от национальной принадлежности (ответы на вопрос: "С представителями какой национальности Вам было бы " предпочтительнее, лучше, приятнее, удобнее общаться на рабочем месте и в 1 личной жизни?"). Это будет у нас опосредованная проективная (вербальная) 1 форма языкового и речевого поведения.
Сопоставление полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в этнической среде исследуемой нами этнической общности реальное и проективное языковое и речевое поведение не имеют рассогласований, и первое, и второе направлены на общение с представителями любой национальности.
Вместе с тем анализ результатов, полученных по этому блоку эмпирического исследования, показал: в национальной среде изучаемой общности существует двуязычие (национальный и русский языки), причем, с учетом выявленного проективного и реального речевого поведения, направленного на общение с представителями любой национальности, наблюдается вытеснение и замена родного национального языка русским.
Своеобразные характеристики национального самосознания представителей чукотского этноса проявляются и в их национальной самоидентификации. 34% респондентов выбрали в качестве главного фактора национальной принадлежности человека национальность матери, 27% - собственное пожелание, 18 % - в качестве одного из главных факторов национальной определенности человека назвали национальность отца, 13 % выбрали принятый в семье язык. Такие факторы как место или республика проживания, ее историческое прошлое и т. д. в глазах респондентов не выступают существенными показателями.
В качестве важного эмпирического индикатора национального самосознания представителей чукотского этноса выступали и их представления об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках нации. Среди первых были названы культурные традиции и обычаи, язык, черты характера и психология, внешний вид, религия. Все респонденты считают, что различия есть и они осознаваемые. А среди вторых - родственные связи, родной язык, народные обычаи, обряды, культура, черты характера и психология, общее историческое прошлое. Неявными в этой категории признаков оказались черты внешнего облика, внешнее поведение. Ранговая последовательность выбора этноконсолидирующих признаков у представителей чукотского этноса оказалась несколько иной, чем этнодифференцирующих.
Большинство этнопсихологических и этносоциологических исследований доказывают, что национальный язык является главным и этнодифференцирующим и этноконсолидирующим фактором. Национальный язык относится к категории признаков, определяющих национальные стандарты. Результаты нашего исследования отличны, в обоих случаях родной язык занимает второе ранговое место, и это лишь подтверждает те тенденции, которые выявлены нами выше, в части исследования состояния национального языка в изучаемой этнической группе.
Проводя анализ, также необходимо помнить о том, что в случае этнодифференциации в фокусе сознания респондентов возникают образы множества обезличенных наций, и респондент при определении признаков отличия охватывает ряд наций, абстрагируясь от своей нации, при этом важно, что в такой ряд входят те нации, с которыми происходит непосредственное взаимодействие и контакт. В нашем случае в этот ряд входят представители славянского этноса, и именно противопоставление славянским этническим группам было основой для указания отличительных признаков народа. При таком понимании, вполне обосновано, что к главному этноконсолидирующему признаку представителями чукотского этноса отнесли культурные традиции и обычаи.
В случае процесса этноконсолидации в фокусе 'сознания респондентов доминирует положение своей нации, и все существенные ее признаки возводятся в ранг всеобщности, выступая при этом в роли общих этноконсолидирующих признаков.

Опираясь на такое положение, мы можем объяснить, факт указания главным этноконсолидирующим признаком представителей чукотского этноса родственные связи. Мы считаем, что исторически сложившаяся, существовавшая веками принятая в чукотском сообществе общественная формация родовая община, последующий переход к патриархальной семье, а далее и к более многочисленным территориальным объединениям, но формировавшимся все же на основе кровнородственных связей приводит к такому результату.
Национальная самоидентификация личности является итогом воздействия различных объективных социально-культурных и исторических факторов, влияние которых опосредуется культурными и национальными ориентациями личности. В нашем исследовании изучение национальной самоидентификации представителей чукотского этноса, во-первых, подтвердило выявленное нами состояние национального языка, существующий процесс утери значения родного языка как признака определяющего национальные стандарты. Во-вторых, в процессе этнодифференциации представители чукотского этноса акцентируют свое внимание на противопоставление себя в первую очередь представителям славянских народностей, проживающих вместе с ними на одной территории.
Анализ результатов исследования ценностных ориентации и установок представителей чукотского этноса. Национальная психология представителей чукотского этноса сохраняется и проявляется особенно отчетливо в форме различных национально-культурных ориентации и установок. Сфера культурной жизни может фиксироваться в результатах освоения культурного опыта, в проявлении своеобразных запросов. Для выяснения приобщенности к культуре в исследовании представителей чукотского этноса был введен ряд шкал, среди которых важнейшими показателями стали: национальная - интернациональная культурная ориентация, народная - профессиональная и отчасти традиционная - современная ориентации. Переменными для измерения национального - интернационального выступали виды художественного творчества, некоторые элементы так называемой традиционной культуры.

Оказалось, представители чукотского этноса проявили слабую осведомленность о своих композиторах, драматургах, ученых. Более высокая осведомленность выявлена относительно своих поэтов, писателей, артистов и общественных деятелей. Всем респондентским корпусом была проявлена очень высокая осведомленность о русских (отечественных) деятелях культуры, искусства и общественной жизни. Этот показатель количественно весьма превышает знание о национальных деятелях своей группы. В части знания зарубежных деятелей отмечена высокая осведомленность о зарубежных артистах, общественных деятелях, писателях, ученых, в сопровождении с более слабой осведомленности о зарубежных поэтах, композиторах, драматургах. В части знания народных сказок, песен, легенд, преданий, полученные результаты указывают на достаточно высокую осведомленность представителей чукотского этноса русского фольклора, наравне с чуть более слабой осведомленностью о своем национальном фольклорном богатстве.
Так же эти показатели согласуются с данными, полученными по другим позициям этнопсихологического опросника. Из всех опрошенных респондентов 47% никогда не отводят времени для чтения книг на родном языке, а 42% - для чтения газет и журналов на родном языке, 28% просматривают телепередачи на родном языке редко, 41% иногда прослушивают народные песни и музыку, 37% -иногда проявляют интерес к национальному прикладному искусству.
К тому же, по полученным данным 70% опрошенных каждый день уделяют время просмотру телевизионных передач, 62% ежедневно прослушивают музыку, 45% опрошенных не реже одного раза в неделю читают газеты и журналы, около 30% не реже одного раза в неделю отводят время для чтения художественной литературы. Следовательно, мы можем констатировать следующее: представители чукотского этноса уделяют большее внимание отечественной и зарубежной литературе, музыке, передачам центральных телевизионных каналов,. а также центральным периодическим изданиям. Таково реальное поведение исследуемого нами этнического контингента.

Анализ существующего проективного поведения чукчей в исследуемой сфере деятельности показал следующее. На вопрос: "Какие песни и танцы Вам больше нравятся?" подавляющее большинство опрошенных указали, что им нравятся всякие песни и танцы в одинаковой степени - свои национальные, народов нашей страны .и зарубежные, а именно, 91%. Больше всего национальные песни и танцы нравятся 2% опрошенных. Так же 2% опрошенных указали на то, что им нравятся песни и танцы разных народов нашей страны и зарубежья, но предпочтение они отдают все-таки своим национальным. Для 4% респондентов наиболее нравящимися песнями и танцами стали песни и танцы народов нашей страны. И, наконец, 1% опрошенных отдали предпочтение в пользу зарубежных песен и танцев.
Вся вышеизложенная статистика указывает на то, что как в сфере реального поведения респондентов, так и в сфере их проективного поведения четко выражена направленность на интернациональное поведение. В некотором смысле, такая установка наиболее ярко выражена в сфере проективного поведения представителей чукотского этноса. Т.е. нами обнаружена тенденция к внутреннему желанию изучаемой нами группы отказаться от своей этнической самолокализации. 

Национальное самосознание наиболее ярко проявляется в активном интересе к истории своего народа. Но проведенное исследование подтверждает наше предположение о том, что в чукотской среде существует устойчивая тенденция к своеобразному размыванию своего национального самосознания. Так, больше 40% из всего респондентского корпуса не смогли ответить на вопрос о знаменательных событиях в истории чукотского народа. Хотя 98% опрошенных считают, что необходимо увеличить выпуск книг об историческом прошлом народа, мы предполагаем, что этот показатель является слишком высоким и сильно расходится как с выявленным нами реальным поведением, так и с проективным поведением в изучаемой сфере представителей чукотского этноса. Мы можем объяснить его наличием у изучаемой этнической общности в целом завышенного уровня социальной желательности, о чем более подробно будет изложено ниже.
Выявление национально-культурных ориентации чукчей показало следующее. На вопрос "Как Вы считаете, обязательно ли получать согласие родителей при вступлении в брак?" - да, обязательно - считают 54% опрошенных, пожалуй, не обязательно - 22%, 15% респондентов указали на то, что получать согласие родителей на брак не обязательно, и 9% затруднились ответить на вопрос. Ответы респондентов на вопрос "Как бы Вы отнеслись, если бы кто-нибудь из Ваших ближайших родственников вступил в брак с человеком другой национальности?" были следующими: 2% опрошенных считают такой брак нежелательным, 18% - предпочли бы человека своей национальности, но возражать не стали бы, 28% сочли, что национальность в браке не имеет значения при условии соблюдения мужем (женой) обычаев своего народа, 48% респондентов указали, что национальность в браке не имеет никакого значения, а 4% опрошенных затруднились ответить. На вопрос "Если Вы не замужем (холост), то как бы предпочли одеться на своей свадьбе?" 69% опрошенной молодежи ответило, что в современном костюме, 24% - в современном костюме с элементами национального наряда, затруднилось ответить на вопрос 7% опрошенных. Свадьбу по старинному национальному обряду предпочли бы 3%, по национальному обряду, но не старинному - 12%, вечеринку с элементами национального обряда - 20%, а просто вечеринку - 43% опрошенной молодежи, 22% - затрудняются ответить.

Таким образом, представители чукотского этноса в своем проективном поведении проявляют четкую ориентацию на современные обряды. Правда, при этом надо учесть, что многих затруднили вопросы данного блока, т.е. не смогли отдать предпочтения ни в пользу современных обрядных ориентации, ни в пользу национальных. Исходя из этого, мы можем констатировать, что в реальном поведении респондентов могут происходить некоторые отклонения от существующих у них установок.
Вышеизложенные результаты и их анализ показывают, что этнокультурные установки, проявляющиеся в разных аспектах образа жизни, нередко являются согласованными, образуют специфические "симптокомплексы", или общие культурные ориентации разных типов. Распространенность каждого типа этнокультурной ориентации в конкретных этнических группах обусловлена влиянием различных факторов социально-культурного и исторического порядка.
Большинство представителей чукотского этноса ориентировано на сочетание ценностей своей национальной культуры с достижениями культуры других народов, на дружеское межнациональное общение. Это определяется Прежде всего хорошими знаниями не только : деятелей- своей этнической общности, своего фольклорного наследия, но и других народов. При сравнительном анализе мы можем констатировать; что ориентация на национальные ценности у жителей сельской местности выражена ярче, чем у городского контингента респондентов, следовательно, жители сел в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие. При сравнении национальных ориентации в большей степени существует различие между возрастными группами респондентов. Опрошенные в возрасте от 18 до 35 лет менее ориентированы на сохранение сугубо национальных ценностей, представители чукотского этноса в возрасте от 35 до 58 лет проявили более высокий уровень ориентации на национальные ценности. Но в целом, выявлена тенденция существования установки на межэтническое взаимодействие, т.е. интернациональная установка. Причем она отчетливо прослеживается как в реальном поведении респондентов, так и в их проективном поведении. Рассогласования между реальным и проективным поведением обнаружены, но являются незначительными, поэтому мы можем заключить, что национальные ориентации представителей чукотского этноса на сегодняшний день имеют ярко выраженную межэтническую направленность. 
Нами было исследовано самоотношение представителей чукотского этноса. Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система, как выражение смысла "я" для субъекта, некоторое устойчивое чувство в адрес собственного "я", содержащее ряд специфических модальностей.
В результате, получены высокие значения по шкале "саморуководство", которая отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности и собственной личности субъекта является он сам. Поэтому, мы отмечаем проявление у изучаемой группы отчетливого переживания собственного "я" как внутреннего стержня, интегрирующего личность и жизнедеятельность, положение о том, что судьба находится в собственных руках человека, чувства обоснованности' и последовательности своих внутренних побуждений и целей.

 Ярко выражена в группе респондентов "внутренняя честность", связанная с такими аспектами образа "я", самоотношения, поведения, которые являясь значимыми для личности, с трудом допускаются до осознания. Нами обнаружены проявления закрытости, неспособности или нежелания осознавать и выдавать значимую информацию о себе, сдвиг в сторону высокой социальной желательности. У респондентов наблюдается проявление "самопринятия", т.е. дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, каков ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками.
По вышеизложенным результатам выделилось достаточно устойчивое проявление по фактору, выражающему оценку собственного "я" по отношению к социально-нормативным критериям моральности, успеха, воли, целеустремленности, социального одобрения и т.п., интерпретированному как'" самоуважение.

Изучение ценностных ориентации показало, среди терминальных ценностей представители чукотского этноса отдают предпочтение в первую очередь своему здоровью (физическому и психическому), далее в порядке убывания по значимости следуют наличие хороших и верных друзей, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, последними в этом ряду стоят красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) и творчество (возможность творческой деятельности). Инструментальные ценности образовали такой ряд: первое место занимает образованность (широта знаний, высокая общая культура), далее следуют честность (правдивость, искренность), ответственность (чувство долга, умение держать слово), аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах), воспитанность (хорошие манеры, вежливость), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), , последними в этом ряду выявлены смелость в отстаивании своего мнения, своих ;
взглядов и высокие запросы (высокие притязания).

В этнопсихологическом опроснике также содержался блок вопросов, относящихся к изучению ценностей респондентов. На вопрос "Что, по-Вашему, означает "хорошо жить"? Что необходимо, чтобы чувствовать себя счастливым?" большинство опрошенных ответили - иметь хорошую семью. Следующим критерием, названным респондентами, стала позиция "жить обеспеченно, в достатке". На третьем месте оказалось наличие хорошей интересной работы,
Потребность в достижении можно определить как стремление человека к улучшению результатов, к переживанию успеха в любой значимой и даже незначимой для личности деятельности, стремление при включении в работу закончить ее. Исследование показало наличие у чукчей высокого уровня потребности в общении (58% опрошенных) и среднего уровня потребности в достижениях (82% опрошенных).
Анализ результатов исследования специфики проявления национальных стереотипов представителей чукотского этноса. Важнейшим показателями проявления национальной психологии представителей чукотского этноса являются этнические стереотипы. В их структуре в качестве его важнейших характеристик выступают прежде всего эмоционально-оценочный и когнитивный компоненты.

В ходе исследования были получены следующие результаты:
- положительная составляющая национального автостереотипа чукчей включала следующие характеристики - добродушие, доброта, доброжелательность, трудолюбие, гостеприимство, гордость, честность, порядочность, скромность, отзывчивость, смелость, спокойствие, справедливость, верность, щедрость, целеустремленность, доверие, стремление к знаниям;

- отрицательная составляющая национального автостереотипа представителей чукотского этноса заключает в себе такие характеристики, как пристрастие к алкоголю, слабохарактерность, слабость, лень, нерешительность, безразличие, равнодушие, доверчивость к чужим, наивность, уступчивость, нерасчетливость, склонность к воровству, хвастливость, мелочность, лицемерие, жадность, пессимизм, утеря уважения к традициям, отсутствие стремления.
В содержании гетеростереотипов представителей чукотского этноса, как показало проведенное исследование, преобладают:
- в числе положительных характерологических признаков: аккуратность и тщательность в работе, верность, выносливость, гостеприимство, добродушие, доброжелательность, доброта, исполнительность, любовь к детям, любовь к родным местам, отзывчивость, простота, прямота, пунктуальность и исполнительность при выполнении задания, сдержанность, скромность, сплоченность, спокойствие, степенность, стремление к реализации собственного решения, трудолюбие, умение бережно относиться к природе и пользоваться ею, умение выживать в суровых условиях, художественная одаренность относительно прикладного национального творчества, целеустремленность, честность, щедрость; 
- в ряду отрицательных характерологических признаков: агрессивность, безразличие, болтливость, внушаемость, высокомерие, доверчивость, жестокость, зависть, злопамятность, инертность, лень, недальновидность, необязательность, нецелеустремленность, предательство, предрасположенность к злоупотреблению спиртных напитков, прямота, равнодушие, скрытность, слабость к соблазнам, слабохарактерность, стеснительность, упрямство, утеря национального достоинства, чувство национальной ущербности.
На наш взгляд, отмеченные характерологические признаки в определенной степени являются результатом своеобразия социально-культурного и исторического развития представителей чукотского этноса, что подтвердилось применением гносеопсихологического подхода.
Анализ результатов изучения особенностей общения представителей чукотского этноса. Методологической посылкой к точному изучению этой сферы психологии представителей чукотского этноса являлись, во-первых, ориентации на преобладание коллективных форм деятельности. Личность, так или иначе, всегда входит в конкретные формальные и неформальные группы. На основе совместной деятельности в подобных группах складывается определенная система взаимоотношений, взаимодействия и общения, определяющая особенности коммуникативно-поведенческой деятельности членов группы. Но практика повседневного общения, взаимодействия и взаимоотношений в группе, прежде всего, сталкивается с вопросами межличностных отношений, а значит и межличностного восприятия. Именно последние факторы в конечном итоге определяют особенности коммуникативно-поведенческой деятельности членов группы.
Во-вторых, изучение проблемы межличностных отношений связано с анализом историко-культурной самобытности этнической общности. В процессе общения, взаимоотношений и взаимодействия проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности. В совместной коллективной деятельности, в системе межличностных отношений проявляются "симпатии" и "антипатии" между членами группы; развиваются как позитивные, так и негативные эмоциональные предпочтения, которые складываются на основе определенных чувств по отношению друг к другу; выявляются различные стороны и черты характера членов группы.
Таким образом, специфика этнического общения представителей чукотского этноса была ориентирована на выявление нормативной структуры такого общения, его национальной специфики, национальных предпочтений людей в группе, этнической направленности личности в группе.
Исследование демонстрирует, что у представителей чукотского этноса ни один из трех типов восприятия группы не доминирует, имеется своеобразный фон, на базе которого строится межличностные взаимодействия в группе. Выявлено примерно одинаковое наличие коллективистического и индивидуалистического типов восприятия группы (коллективистический тип ненамного преобладает над индивидуалистическим типом количественно (средние значения)), и, совсем почти не выражено проявление прагматического типа восприятия группы у чукотской выборки респондентов.
Так же выявлено наличие предпочтений, связанных с деловой сферой у 46% опрошенных чукчей, и всего лишь 11% опрошенных обнаружили нормативные предпочтения коммуникативной сферы. Следовательно, мы можем констатировать ярко выраженное преобладание делового типа нормативных предпочтений у изучаемой группы респондентов. По деловому типу нормативных предпочтений средние баллы значительно выше, чем по коммуникативному.
Данные, полученные в результате изучения способов реагирования на конфликтные ситуации показали тенденцию к преобладанию у большинства респондентов применять в конфликтной ситуации способ сотрудничества и компромиссное поведение. Среднее значение по шкале "соперничество" значительно ниже, чем по всем остальным шкалам этого инструмента исследования.

Оглавление


Выводы и направления дальнейшего исследования
Проведенное исследование позволило сформулировать обобщенные выводы, основные практические рекомендации и определить направления дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.
Национальная психология представителей чукотского этноса существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально-психологических особенностей. Понятие "национально-психологические особенности" является подчиненным по отношению к понятию "национальная психология" как к общему, как к одному из признаков нации. Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю; способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость; многообразие.
Этноконсолидирующими признаками представителей чукотского этноса являются родственные связи, национальный язык, культурные традиции, обычаи и обряды, черты характера, психология. 
Большинство представителей чукотского этноса ориентировано на сочетание ценностей своей национальной культуры с достижениями культуры других народов, с положительными ориентациями на межнациональное общение.
Сравнительная ориентация на сугубо национальные ценности у городских жителей и молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет менее выражена, чем у сельских жителей и людей в возрасте от 35 до 58 лет
Своими положительными национально-психологическими особенностями представители чукотского этноса считают: добродушие, доброту, доброжелательность, трудолюбие, гостеприимство, гордость, честность, порядочность, скромность, отзывчивость, смелость, спокойствие, справедливость, верность, щедрость, целеустремленность, доверие, стремление к знаниям,
Своими отрицательными особенностями представители изучаемой нами национальной общности считают пристрастие к алкоголю, слабохарактерность, слабость, лень, нерешительность, безразличие, равнодушие, доверчивость к чужим, наивность, уступчивость, нерасчетливость, склонность к воровству, хвастливость, мелочность, лицемерие, жадность, пессимизм, утеря уважения к традициям, отсутствие стремления.

Направлениями дальнейшего исследования в рамках данной проблематики могут быть:
- Изучение влияния национальной психологии представителей чукотского этноса на политические, экономические и другие процессы, происходящие в Чукотском автономном округе в настоящее время;
- Выработка практических рекомендаций по учету национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса для их использования представителями других российских регионов и народов;
- Разработка психолингвистических методов анализа национально-психологической специфики жизни и деятельности представителей чукотского этноса;
- Выявление наиболее действенных способов и приемов воспитания представителей чукотского этноса с учетом их национально-психологических особенностей.

Оглавление


Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:  
1. Соколова Ю.В. К вопросу об изучении этнического стереотипа // Проблема личности в современной психологии: методология, теория и практика:
Материалы Х психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов и студентов. -М.: Изд-во МГСА 2001. С. 103-106. .•:
2. Соколова Ю.В. Структура национально-психологических особенностей в прикладном исследовании этноса, // Научные труды аспирантов и, докторантов / Вып. 2003 №4(14). - М.: Изд-во МГСА, 2003. С. 97-100.
3. Соколова Ю.В. Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса (результаты исследования национальной психологии чукчей с применением гносеопсихологическолго подхода, стандартного этнопсихологического исследования) // Состояние здоровья населения Чукотки: проблемы, пути решения. Сборник научных трудов филиала Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения РАН. - Магадан: "Дальнаука", 2003. С. 108-115.


Оглавление

[Кафедра психологии КурГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz