Сапоровская Мария Вячеславовна "Детско - родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников " |
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук |
специальность 19.00.05 - социальная психология |
Скачать (txt-файл в zip-архиве)
Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Сапоровская М.В.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно - историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско - родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер). Значимость для ребёнка детско - родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В.Бардин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Цукерман), однако, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочислены и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер (Т.А.Гусева, В.К.Лосева, А.И.Луньков). Основным механизмом адаптации человека к изменившимся социальным условиям является его совладание с новыми трудными ситуациями, которые требуют от человека особых усилий и заставляют его проявить, обнаружить незаметные в обычных условиях качества. Психологическое совладание взрослых и детей в трудных жизненных ситуациях во многом определяет эффективность их социально - психологической адаптации к изменившимся условиям жизни. Однако психологическое совладания родителей и детей с трудными ситуациями начального периода школьного обучения ребёнка не рассматривалось ранее как фактор школьной адаптации первоклассников.
Практическая значимость исследования детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей как факторов школьной адаптации первоклассников определяется необходимость разрешения реальных противоречий:
1. Между существующими у родителей переживаниями, ожиданиями, установками на успешное начало школьного обучения их детей и реальной ситуацией школьного обучения, в которой ребёнок не всегда может добиться успеха. Особенно ярко это проявляется у родителей, которые специально готовят своих детей к школе.
2. Между ожиданием большей самостоятельности ребёнка, представлением о том, что он должен сам справляться с трудностями и реальными возможностями ребёнка, который в первом классе испытывает огромную психофизиологическую, эмоциональную, интеллектуальную нагрузку. Часто это подкрепляется определённым конформизмом родителей по отношению к школьным требования.
3. Между ожиданием родителями от школы того, что, взявшись обучать их ребёнка, она должна воспитывать, заботиться, помогать решать школьные трудности (своеобразным перекладыванием ответственности за ребёнка на школу) и по-прежнему актуальной потребностью ребёнка в родительской любви, поддержке и помощи.
4. Между восприятием родителями школьной ситуации как стрессогенной, их собственными трудностями совладания и ребёнком, который ожидает от родителей реальной помощи, эмоциональной и инструментальной поддержки.
Проблема данного исследования сформулирована следующим образом: каковы механизмы влияния детско-родительских отношений и совладающего (копинг) поведения родителей на эффективность социальной - психологической адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.
Цель диссертационного исследования - исследование детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей как факторов школьной адаптации первоклассников.
Основные задачи работы:
1. На основе отечественных и зарубежных источников провести системный анализ социальных факторов школьной адаптации первоклассников, рассмотреть существующие концепции влияния детско-родительских на развитие личности ребёнка, изучить отечественные и зарубежные источники по проблеме совладающего поведения и его связи с эффективностью социальной адаптации.
2. Разработать методический инструментарий и эмпирически изучить качественные особенности детско - родительских отношений, стили совладающего поведения родителей, уровни эффективности адаптации первоклассников к школе.
3. Выявить социально - психологические характеристики детско - родительских отношений и особенности совладающего поведения родителей, способствующие или препятствующие социально - психологической адаптации первоклассников к школе.
4. Эмпирически доказать наличие взаимосвязи между детско - родительскими отношениями и совладающим поведением родителей первоклассников.
Общая гипотеза исследования. Детско - родительские отношения и совладающее поведение родителей являются факторами социально - психологической адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:
- качественные особенности детско - родительских отношений препятствуют или способствуют успешности школьной адаптации первоклассников;
- успешность школьной адаптации первоклассников связана со стилем совладающего (копинг) поведения их родителей, который проявляется в особенностях детско-родительского взаимодействия в стрессовых ситуациях;
- своеобразие взаимосвязи детско - родительских отношений и стилей совладающего поведения родителей влияет на эффективность социально - психологической адаптации первоклассников к школе.
Объект исследования - детско - родительские отношения и совладающее поведение родителей первоклассников, адаптирующихся к ситуации школьного обучения.
Предмет исследования - влияние особенностей детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей на эффективность социально - психологической адаптации первоклассников.Исследование проведено на выборке, включающей 64 диады (ребёнок - родитель), всего 128 человек.
Научная новизна работы
заключается в том, что впервые поставлена проблема включения в систему социальных факторов школьной адаптации первоклассников детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей. Отражены механизмы влияния детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей на эффективность школьной адаптации первоклассников. Выявлены качественные особенности детско - родительских и совладающего поведения родителей как факторов школьной адаптации первоклассников. Впервые выявлена сложная и своеобразная взаимосвязь между качественными особенностями детско - родительских отношений и стилем совладающего поведения родителей, определяющая специфику взаимодействия родителей и детей в трудных жизненных ситуациях, в том числе в адаптационный период ребёнка к ситуации школьного обучения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что понятие "Детско - родительские отношения" представлено как теоретический конструкт, что вносит вклад в социально - психологическую теорию детско - родительских отношений. Предложен системный анализ известных социальных факторов школьной адаптации первоклассников. Выявленные качественные особенности детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей, влияющие на успешность адаптации ребёнка к школе, позволяют расширить систему социальных факторов школьной адаптации первоклассников. Впервые заявлено о существовании взаимосвязи между детско - родительскими отношениями и совладающим поведением родителей, определяющей особенности взаимодействия родителей и детей в трудных жизненных ситуациях и эффективность их социально - психологической адаптации к ситуации школьного обучения.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную подготовку детей к школе. Результаты исследования легли в основу создания программы повышения родительской компетентности в связи с началом школьного обучения ребёнка.
Методологическую основу исследования составили: субъектно - деятельностный подход к изучению социально - психологических явлений (К.Л. Абульханова, А.В. Брушлинский); системный подход к исследованию социально - психологической адаптации (А.В.Карпов, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков); теория семейных отношений и детско - родительских отношений как их важнейшей составляющей (А.С.Варга, В.Н.Дружинин, И.С.Кон, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер); существующий в возрастной психологии подход к пониманию трудностей начального периода школьного обучения (К.Б.Бардин, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Л.С.Славина, Г.А.Цукерман); транзакциональная (transactional) теория совладающего (копинг) поведения (R. Lazarus); отечественный подход к психологическому совладанию с стрессовыми трудными жизненными ситуациями (Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Р.М.Грановская, Л.А.Китаев-Смык, И.М.Никольская).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально - психологической и психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Для выявления уровня эффективности школьной адаптации первоклассников были использованы специализированный опросник "Карта наблюдений" Д.Стотт (адаптация Г.Л.Исуриной, В.А.Мурзенко, 1979), специально разработанная анкета для родителей первоклассников и анализ школьной документации. Специфика детско - родительских отношений исследовалась с помощью опросника "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллер, 1997, "Тест - опросник родительского отношения" (ОРО) А.Я.Варга, В.В.Столин, 1995. Стиль совладающего (копинг) поведения родителей диагностировался с помощью опросника "Копинг - поведение в стрессовых ситуациях" (CISS) Э.Эндлер, Д.Паркер (адаптация Т.Л.Крюковой, 2001).
Достоверность полученных результатов обеспечивалась соответствующим выбором методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, стандартизациейпроцедуры исследования и применением методов статистической обработки данных: анализа значимости различий с помощью критерия Манна-Уитни U, корреляции ранговых порядков Спирмена.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Детско - родительские отношения и совладающее поведение родителей входят в систему факторов школьной адаптации первоклассников.
2. Качественными особенностями детско - родительских отношений как фактора школьной адаптации первоклассников являются эмоциональное принятие - отвержение ребёнка, уровень запретов и требований к ребёнку, гипопротекция, неустойчивость стиля воспитания, внутрисемейный конфликт.
3. Особенностями стиля совладающего поведения родителей как фактора школьной адаптации первоклассников являются стратегии проблемно - ориентированного копинга, стратегии эмоционально - ориентированного копинга, стратегии, ориентированные на социальное отвлечение и избегание трудных жизненных ситуаций.
4. Существует взаимосвязь между детско - родительскими отношениями и совладающим поведением родителей, которая является механизмом влияния родителей на эффективность школьной адаптации первоклассников.
Апробация работы.
Результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры практической психологии, кафедры социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, докладывались на международной конференции "Личность и творчество" (Великий Новгород, 1999), Всероссийском симпозиуме "Личность и общество" (Кострома, 2000), на международном конгрессе "Психология инновационного управления социальными группами и организациями" (Кострома, 2001)
Теоретические и эмпирические положения исследования были включены в лекционные и семинарские занятия по дисциплине "Психология семейных отношений", спецкурсу "Детско - родительские отношения и школьная адаптация ребёнка" для студентов факультета "Педагогика и психология" (специальность "Психология"), а так же слушателей факультета по переподготовке специалистов (специальность "Психология") Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова.
Публикации. Основное содержание диссертационного исследования изложено в семи публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и 8 приложений, работа проиллюстрирована схемами и таблицами. Общий объём диссертации составляет 156 страниц, список литературы включает 133 наименования, в том числе 16 на иностранном языке.
Оглавление
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются предмет, объект, цели и задачи исследования, формулируются гипотезы и положения выносимые на защиту, называются использованные методы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава "Школьная адаптация и детско - родительские отношения" посвящена анализу теоретических и эмпирических исследований, посвящённых проблемам социально - психологической адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения, а так же влияния детско - родительских отношений на развитие личности ребёнка. Определены понятия "социально - психологическая адаптация к школе" и "детско - родительские отношения".
В первом параграфе "Школьная адаптация как социально - психологическая проблема" представлен анализ сущности и специфики социально - психологической адаптации человека к изменившимся условиям жизни (А.В. Петровский, А.А Реан), обосновано положение о стрессогенном характере ситуации начала школьного обучения для ребёнка (Л.А. Венгер, А.Л.Венгер, Р.М.Грановская, В.С.Мухина, И.М.Никольская, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин), показано, что исследования школьной адаптации, в отличие от школьной дезадаптации, немногочисленны. Определяется понятие "школьная адаптация", выделяются структура, поведенческие индикаторы, психологические факторы этого явления (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова, М.И.Лисина, Л.С.Славина, Д.Б.Эльконин, и др). Выделяются следующие уровни школьных трудностей, сопровождающие процесс социально - психологической адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения: уровень ситуативных поведенческих реакций на конкретные школьные ситуации; уровень относительно устойчивых поведенческих реакций на типичные школьные ситуации; уровень устойчивых поведенческих реакций на ситуацию школьного обучения в целом. Выделяются и рассматриваются различные стратегии социально - психологической адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.
Во втором параграфе "Социальные факторы школьной адаптации первоклассников" показано, что психологические факторы не всегда оказывают доминирующее влияние на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения к школе. Рассматривается влияние следующих социально - психологические факторов: стиль педагогической деятельности учителя (Г.С.Абрамова, А.К.Маркова, В.С.Мухина); специфика отношений в системе "родитель - учитель" (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Н.А.Менчинская); установки и собственные переживания родителей, связанные со школой (Т.А.Гусева, В.К.Лосева, А.И.Луньков); требования и ориентация родителей на школьные достижения ребёнка (Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман,); взаимодействие родителей и детей в процессе овладения ребёнком навыками учебной деятельности (К.В. Бардин). Отмечается многообразие возможных реакций родителей на школьные трудности ребёнка, автором выделяются следующие их виды:1. Адекватный, принимающий, ориентированный на преодоление; 2. Неадекватный, принимающий, фиксированный на собственных переживаниях; 3. Неадекватный, принимающий обвиняющий; 4. Неадекватный, принимающий, конфликтный; 5. Неадекватный, непринимающий, игнорирующий. Показано, что тип реагирования родителей на школьные трудности детерминирован как спецификой детско - родительских отношений, так и психологической готовностью / неготовностью родителей к школьному обучению ребёнка, которая определяется как особое состояние, позволяющее адекватно воспринимать ситуацию школьного обучения и способствующее формированию у родителей адаптивной формы социального реагирования на школьные трудности ребёнка.
Отмечается, что в социальной и педагогической психологии социальные факторы адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения не рассматривались ранее в системе.
В третьем параграфе "Влияние детско - родительских отношений на развитие личности ребёнка" на основе анализа отечественной теории отношений (Л.И.Божович, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн) понятие "детско - родительские отношения" определяется как процесс и результат индивидуального отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность родителей и детей в их совместной деятельности. Обосновывается положение о детерминации специфики детско - родительских отношений отношениями в системе "родитель - ребёнок", рассматривается структура родительского отношения (Т.В.Архиреева, А.Я.Варга, В.В.Столин). Анализируются классические подходы к осмыслению факторного влияния детско - родительских отношений и стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка как в отечественной, так и в зарубежной психологии (А.Адлер, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон). Выделяются несколько линий исследования стилей семейного воспитания (А.Я.Варга, В.И.Гарбузов, В.Н.Дружинин, А.И.Захаров, К.А.Леонгард, Е.А.Личко, Т.М.Мишина, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, Э.Г.Эйдемиллер, Р.Бернс, С.Броди, Р.Белл, А.Болдуин, Д. Боумрин, М. Раттер, М. Сигельман, Е. Шеффер).
Описывается специфика отцовской и материнской любви, а так же различия их воспитательного воздействия на ребёнка (Э.Фромм). Рассматривается теория этечмента (М. Ainsworth, Т. Brazelton, I. Bretherton).
На основе анализа отечественной и зарубежной литературы выделяются наиболее существенные характеристики гармоничных детско - родительских отношений: 1. Удовлетворение в системе детско - родительских отношений базовых потребностей ребёнка таких как потребностей в безопасности и аффилиации, а так же потребностей, возникающих в процессе детско - родительского взаимодействия (принятия и признания индивидуальности ребёнка и сохранение своего "Я" как автономной реальности); 2. Достаточный уровень рефлексии родителей на индивидуальные особенности ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально - психологической природы; 3.Сознательная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям ребёнка.
Отмечается, что детско - родительские отношения имеют особое значение для его совладания с трудными жизненными ситуациями, в том числе со школьными трудностями, возникновение которых в адаптационный период является закономерным.
Во второй главе "Совладающее (копинг) поведение родителей и детей в трудных жизненных ситуациях" рассматривается феномен совладающего (копинг) поведения, анализируются различные стратегии его изучения, показана взаимосвязь детско - родительских отношений и совладающего (копинг) поведения родителей и детей.
В первом параграфе "Феномен совладающего (копинг) поведения" анализируются различные концептуальные подходы к определению понятия "совладающее (копинг) поведение": 1.Определение совладающего (копинг) поведения как способа психологической защиты (N.Haan); 2.Интериндивидуальный подход, в рамках которого совладающее поведение рассматривается как относительно постоянная предрасположенность человека отвечать на стрессовые события определённым образом (R.Lazarus, M.Folkman); 3.Интраиндивидуальный подход, в рамках которого совладающее поведение определяется как динамическое явление, соединяющее когнитивную, аффективную и поведенческую сферы (R.Lazarus). Обосновывается несостоятельность первого подхода к изучению феномена совладающего поведения (Р.М.Грановская, И.М.Никольская, В.А.Ташлыков, Н.А.Русина). Рассматривается влияние на совладающее (копинг) поведение возрастных (I.Birkminer, W.Kliewer, M.Petrovsku, H.Sek), поло - ролевых (M.Jerusalem, D.Sek, R.Schwarzer, E.Wells - Parker) и социально - этнических (I.Jung, H.Khalsa) особенностей, определяются функции совладающего (копинг) поведения. Рассматриваются основные направления изучения совладающего (копинг) поведения в зарубежной психологии. Отмечается, что проблема совладающего (копинг) поведения в зарубежной психологии, в отличие от отечественной, является достаточно разработанной. Большинство отечественных исследований по проблеме носят теоретико-аналитический характер, ориентированы на анализ зарубежных источников, эмпирические исследования в этой области немногочислены (Е.В.Антонова, Р.М.Грановская, Л.Г.Дикая, И.А.Джидарьян, И.П.Лапин, А.В.Махнач, И.М.Никольская, Н.А.Русина, Н.И.Сирота). В итоге делается заключение о необходимости более чёткого определения понятийного аппарата и восполнении дефицита эмпирических исследований в отечественной науке по проблеме совладающего (копинг) поведения (Л.И.Анцыферова, С.К.Нартова - Бочавер). Отмечается, что данная работа проводится с позиции интериндивидуального подхода исследования совладающего (копинг) поведения (R. Lazarus).
Во втором параграфе "Совладающее (копинг) поведение и детско - родительские отношения" отмечается, что теоретических и эмпирических исследований, направленных на изучение взаимосвязи детско - родительских отношений и совладающего (копинг) поведения родителей ни в отечественной, ни в зарубежной психологиии не существует. Показано, что детско - родительское взаимодействие с момента рождения ребёнка сопровождается различными трудными ситуациями, которые актуализируют характерный для родителя стиль совладающего поведения. От того насколько эффективно родитель совладает с трудными ситуациями детско - родительского взаимодействия, во многом зависит качество детско - родительских отношений. Рассматриваются различные стили совладающего (копинг) поведения (Л.И.Анциферова, Б.Д.Карвасарский, В.А.Ташлыков, A.Billings, P.Becker, C.Carver, W.Conway, S.Folkman, R.Lazarus, K.Parkes, R.Moos, K.Nakano, Е.Koplik, D.Terry, L.Pearlin, P.Vitaliano, H.Weber,). Отмечается, что большинство типологий рассматривают три основные стиля совладающего поведения: проблемно - ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, реализующийся в конкретных действиях; субъективно-ориентированный стиль, направленный на эмоциональное реагирование, не сопровождающегося конкретными действиями; копинг, ориентированный на избегание трудной ситуации, который проявляется в попытках не думать о проблеме вообще, вовлечении других в свои переживания, желании забыться во сне, стремлении компенсировать отрицательные эмоции едой. Показано, что отношения с другими людьми не только являются сферой реализации копинг - стратегий, но рассматриваются как ресурс совладания человека с трудными жизненными ситуациями (A.Hammer, M.Zeinder).
В третьем параграфе "Детско - родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка" отмечаются возрастные особенности совладающего (копинг) поведения детей 7-8 лет. Показано, что в этом возрасте предпочтительными являются специфические виды совладающего поведения, направленные на избегание и отвлечение от трудной ситуации, восстановление физических сил, эмоциональное отреагирование, а так же стратегии призванные обратить на себя внимание взрослого, ориентированные на сотрудничество с ними. Применение когнитивных стратегий, направленных на решение проблемы является нетипичным для этого возраста (Р.М.Грановская, И.М.Никольская, W.Kliewer). Анализируется противоречие между требованиями ситуации школьного обучения и реальными возможностями совладания детьми со школьными трудностями, определяющее выбор ребёнком копинг - стратегий, направленных на получение социальной поддержки.
На основе анализа зарубежных и отечественных источников определяется понятие "социальная поддержка", выделяется структура и факторы социальной поддержки (И.В.Дубровина, G.Piers, I.Sarason, B.Sarason). Социальная поддержка является не только копинг - ресурсом совладающего (копинг) поведения ребёнка, но и показателем качества детско - родительских отношений. Социальная поддержка, которую оказывают ребёнку родители, способствует успешности совладания ребёнка с жизненными трудностями, помогают ему лучше адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
Представлен обзор различных подходов к рассмотрению влияния детско - родительских отношений на формирование особенностей совладающего поведения ребёнка (А.Адлер, Д.Боумбрин, К.Хорни, Э.Фромм, Э.Эриксон)
В третьей главе "Эмпирическое изучение типов детско - родительских отношений и совладающего (копинг) поведения у родителей детей с разными уровнями успешности социально - психологической адаптации к школе" представлены результаты проведённого эмпирического исследования, их анализ и интерпретация.
В первом параграфе "Цель, объект, предмет исследования" определены цель, объект, предмет исследования, обоснованы следующие критерии отбора испытуемых: посещение детьми, специально организованных занятий для подготовки к школе; отсутствие хронических заболеваний у ребёнка; желание и готовность родителей принять участие в исследовании; достаточно высокий образовательный уровень родителей. На основе анализа анкетных данных даётся характеристика испытуемых. Представлена схема эмпирического исследования, которая включает три основных этапа. На первом этапе был произведён отбор испытуемых по отмеченным критериям. Второй этап включал стороннее наблюдение за детьми и родителями в адаптационный период, беседы с учителями и родителями относительно школьной успешности ребёнка. На третьем этапе измерялся уровень социально - психологической адаптации ребёнка к ситуации школьного обучению, в результате чего испытуемые были разделены на две группы - "адаптированные первоклассники" и "первоклассники с выраженными трудностями школьной адаптации", проведена психодиагностическая работа, направленная на изучение особенностей детско - родительских отношений и стилей совладающего (копинг) поведения родителей первоклассников.
Во втором параграфе "Методы эмпирического исследования" обоснованы использованные в работе психодиагностические и математические методы. Отмечается, что в современной психологии самоотчёт испытуемых рассматривается как общепринятый методологический путь исследования детско - родительских отношений и измерения копинг - реакций и конкретных действий человека в трудных жизненных ситуациях.
В третьем параграфе "Результаты эмпирического исследования" представлены результаты измерения уровня эффективности социально - психологической адаптации первоклассников, а так же психодиагностики детско - родительских отношений и совладающего (копинг) поведения родителей.
В данной выборке 63,1% первоклассников демонстрируют высокий уровень адаптации к ситуации школьного обучения, выделяется значительная группа (36,9 %) первоклассников, у которых наблюдаются выраженные трудности школьной адаптации, эти дети составляют "группу риска" относительно возникновения полной школьной дезадаптации, не выявлено случаев полной школьной дезадаптации. Анализ структур заполненных "Карт наблюдений" показал, что для первоклассников с выраженными трудностями школьной адаптации типичной является структура, при которой выделяется доминирующий синдром. Выделены следующие частоты распределения доминирующих синдромов: "Тревожность по отношению к взрослым" - 29,3%; "Враждебность по отношению к взрослым" - 27,4%; "Недостаток социальной нормативности" - 23,4%; "Эмоциональное напряжение" - 19,9%. Типичной структурой заполненных "Карт наблюдений" адаптированных первоклассников является отсутствие выраженности доминирующего синдрома, выделяются лишь отдельные фрагменты поведения из различных синдромов. Выделены следующие частоты распределения фрагментов поведения: перепады активности, смена настроения (синдром "Депрессия") - 24,2%; стремление убедиться в "принятии" и любви взрослых (синдром "Тревога по отношению к взрослым") - 21,7%; стремление занять лидирующую позицию в группе одноклассников (синдром "Тревога по отношению к детям") - 19,8% ; склонность к кратковременным и лёгким усилиям (синдром "Неугомонность") - 18,6%; желание завоевать симпатии учителя и одноклассников при недостатке собственной инициативы (синдром "Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям") - 15,7%. Эти данные говорят о том, что специализированная подготовка детей к школе в целом способствует успешности их школьной адаптации, но не исключает возможности возникновения у ребёнка школьных трудностей.
Отмечается наличие асимметрии родительских воспитательных ролей в связи с началом школьного обучения ребёнка. В подавляющем большинстве (93%) случаев матери включены в школьную жизнь ребёнка и активно взаимодействуют со школьными структурами.
Показана частотная выраженность различных особенностей детско - родительских отношений и совладающего (копинг) поведения в группах родителей адаптированных первоклассников и детей с выраженными трудностями школьной адаптации.
В четвёртом параграфе "Сравнительный и корреляционный анализ полученных данных" проведён анализ значимых различий в детско - родительских отношениях и совладающем (копинг) поведении между группами родителей адаптированных первоклассников и детей с выраженными трудностями школьной адаптации, рассматриваются значимые результаты корреляционного анализа.
Сравнение показателей детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей посредством U-критерия Манна-Уитни показало наличие значимых различий по изучаемым переменным между двумя группами родителей.
Для родителей адаптированных первоклассников типичным является эмоциональное принятие ребёнка (U=261 при р<0,01), высокие требования к нему (U=430 при р< 0,05), а так же предпочтение стратегий проблемно - ориентированного копинга (U=270 при р<0,01). Для родителей первоклассников с выраженными трудностями школьной адаптации типичным является эмоциональное отвержение ребёнка, недостаточный уровнем запретов (U=398 при р=0,01) и требований к нему (U=372 при р< 0,01), неустойчивость стиля воспитания (U=454 при р=0,05), внутрисемейный конфликт (U=433 при р<0,05), проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств (U=395 при р<0,01), отсутствие предпочтения стратегий проблемно - ориентированного копинга. Cоциально - психологическими коррелятами успешности адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения являются: эмоциональное принятие ребёнка (r=0,49 при р<0,01), внутрисемейный конфликт (r=-0,44 при р<0,01); достаточно высокий уровень запретов (р=0,43 при р>0,01); высокие требования к ребёнку (r=0,39 при р<0,05); предпочтение родителями стратегий проблемно - ориентированный копинга (r=0,65 при р<0,01); использование стратегий копинга ориентированного на социальное отвлечение (r=0,44 при р<0,01). Социально - психологическими коррелятами выраженных трудностей адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения являются: эмоциональное отвержение ребёнка (r=0,51 при р<0,01); недостаточный уровень требований к нему (r=0,49 при р<0,01); неустойчивость стиля воспитания (r=0,46 при р<0,01); гипопротекция (r=0,45 при р>0,01); проблемно - ориентированный стиль совладающего поведения родителей (r=-0,61 при р<0,01); эмоционально - ориентированный стиль совладающего поведения родителей (r=0,66 при р<0,01); копинг родителей ориентированный на избегание трудной ситуации (r= -0,43 при р<0,01). В структуре изучаемых факторов наиболее сильное влияние на успешность школьной адаптации ребёнка оказывает стиль совладающего поведения родителей. Эти результаты указывают на то, что детско - родительские отношения и совладающее поведения родителей как факторы успешности, либо неуспешности школьной адаптации первоклассников являются качественно различными.
Отмечается наличие значимых корреляционных связей между переменными детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей. На их основании выделяются группы родителей с различным сочетанием особенностей детско - родительских отношений и совладающего поведения коррелирующих с успешностью/неуспешностью школьной адаптации ребёнка.
1. Родители, принимающие сущностность своих детей как данность, не зависимо от их школьных успехов или неудач (безусловное принятие), чувствительные к переживаниям ребёнка, ориентированные в ситуации школьных трудностей на поиск социальной поддержки (стремятся получить профессиональную помощь, либо дружеский совет).
2. Родители, чьё отношение к ребёнку направляется ожиданиями его социальных успехов и достижений (условное принятие), предъявляющие достаточно высокие требования к нему, ориентированные в ситуации школьных трудностей ребёнка на рациональный анализ проблемы, поиск дополнительной информации и реализацию конкретных действий, направленных на разрешение школьных трудностей ребёнка.
3. Родители, склонные к неустойчивому стилю воспитания, проявляющие непоследовательность воспитательного воздействия на ребёнка, в ситуации школьных трудностей ребёнка предпочитающие стратегии эмоционально - ориентированного стиля совладающего поведения, направленные на эмоциональное реагирование, не сопровождающиеся конкретными действиями.
4. Родители, не предъявляющие ребёнку адекватных его возрасту требований, не владеющие стратегиями проблемно - ориентированного копинга, но и не избегающие трудных стрессовых ситуаций, т.е. родители стремятся решить проблему, но сделать этого не могут
5. Родители, не включённые в процесс воспитания ребёнка, в ситуациях школьных трудностей использующие копинг - стратегии, направленные на самообвинение.
В пятом параграфе - "Интерпретация результатов исследования" - представлено обсуждение результатов сравнительного и корреляционного анализа, в котором доказывается факторное влияние детско - родительских отношений и стиля совладающего (копинг) поведения родителей на эффективность социально - психологической адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.
Показано, что детско - родительские отношения и стиль совладающего (копинг) поведения родителей могут оказывать влияние на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения как непосредственно, так и опосредованно, через интеграцию изучаемых факторов. Отмечается, что ситуация начала школьного обучения ребёнка "запускает" механизм совладающего поведения родителя, в котором происходит выбор различных копинг - стратегий, следовательно оценивается ими как трудная. Использование родителями различных копинг - стратегий определяет особенности взаимодействия родителя и ребёнка в ситуации школьных трудностей, основным показателем которого является инструментальная поддержка. Качественные характеристики детско - родительских отношений детерминируют содержание взаимодействия родителя и ребёнка, в качестве основной характеристики которого выступает эмоциональная поддержка. Сочетание изучаемых факторов интегрирует эмоциональную и инструментальную поддержку ребёнка в детско - родительском взаимодействии.
В заключении кратко обсуждается научная значимость работы, основные итоги и направления практического использования полученных результатов, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Особенности детско - родительских отношений и совладающего входят в систему социальных факторов школьной адаптации первоклассников. Качественные особенности изучаемых факторов препятствуют, либо способствуют успешности школьной адаптации первоклассников.
2. Качественными особенностями детско - родительских отношений как фактора успешности школьной адаптации являются: эмоциональное принятие ребёнка, высокий уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребёнка. Качественными особенностями детско - родительских отношений как фактора трудностей школьной адаптации являются: эмоциональное отвержение ребёнка, недостаточный уровень требований к нему со стороны родителя, гипопротекция, неустойчивость стиля воспитания.
3. Особенностями совладающего поведения родителей как фактора успешности школьной адаптации первоклассников являются: предпочтение родителями стратегий проблемно - ориентированного копинга, направленных на анализ причин возникновения трудной ситуации, поиск возможных способов решения проблемы, реализацию конкретных действий разрешения проблемы, а также стратегий копинга, ориентированного на социальное отвлечение, направленные на получение совета от близких людей или специалистов. Особенностями совладающего поведения родителей как фактора трудностей школьной адаптации первоклассников являются: невладение стратегиями проблемно - ориентированного копинга, предпочтение стратегий эмоционально - ориентированного копинга.
4. В ситуации затяжного школьного стресса (т.е. у ребёнка наблюдаются выраженные трудности школьной адаптации) использование родителями копинг - стратегий, ориентированных на избегание стрессовой ситуации способствует уменьшению частоты возникновения у ребёнка школьных трудностей, например, снижается количество проявлений эмоционального напряжения, тревоги и враждебности ребёнка по отношению к учителю.
5. Существует взаимосвязь между особенностями детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей, которая является механизмом позитивного или негативного влияния родителей на эффективность школьной адаптации первоклассников.
5.1.Родительское отношение по модели "условное принятие" в сочетании с высокими требованиями к ребёнку связано с преобладанием в совладающем поведении родителей стратегий проблемно - ориентированного копинга. Данная специфика способствует успешности школьной адаптации первоклассников.
5.2. Родительское отношение по модели "Безусловное принятие" связано с частым использованием родителями копинг - стратегий, ориентированных на социальное отвлечение, что так же оказывает позитивное влияние на успешность школьной адаптации ребёнка.
5.3. Средняя степень выраженности проблемно - ориентированного копинга в совладающем поведении родителей так же связана с родительским отношением по модели "условное принятие", но данная специфика оказывает негативное влияние на успешность школьной адаптации первоклассников.
5.4. Невыраженность в совладающем поведении родителей проблемно - ориентированного копинга связана с недостаточным уровнем требований к ребёнку, что способствует возникновению у него школьных трудностей.
5.5. Родители, предпочитающие в стрессовых ситуация использовать копинг - стратегии ориентированные на избегание, не предъявляют к ребёнку достаточного количества требований, что негативно влияет на успешность школьной адаптации первоклассников.
5.6. Недостаточно высокий уровень контроля за ребёнком, а так же проявляющаяся в родительском воспитании непоследовательность, связаны с выраженностью в совладающем поведении родителей эмоционально - ориентированного типа копинга, что усложняет процесс школьной адаптации первоклассников.
6. Матери чаще, чем отцы принимают участие в школьной жизни ребёнка, что подтверждает наличие ролевой и воспитательной асимметрии в современной российской семье.
По теме диссертации
опубликованы следующие работы:
1. Дезадаптация первоклассников, причины, показатели и формы проявления // Феномены личности и группы в изменяющемся мире. Мат. научн.-практ.
конф / Отв. ред. Н.П.Фетискин, В.В. Чекмарёв. Кострома: КГПУ, 1998. Т. 2. С.37 - 40.
2. Детско - родительские отношения как фактор адаптационных возможностей первоклассников // Психотехнологии в образовательном процессе. Материалы межр. научн.-практ. конф. Кострома, 1999.Т. 2. С. 31-32.
3. К вопросу о влиянии детско - родительских отношений на школьную адаптацию первоклассников и формирование у них стратегий копинг - поведения // Иновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе. Мат. межд. науч.- прак. конф. Кострома - М., 2000.Т. 2. С. 28-30.
4. Влияние детско - родительских отношений на особенности адаптации первоклассников // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Мат. Всер. сим. / Сост. Т.Л.Крюкова, В.А.Соловьёва, А.Л.Уманский.- Кострома: изд-во КГУ им.Н.А.Некрасова 2000. С. 55 - 58.
5. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат. межд. конгр. / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др.
-М.- Кострома, 2001.С.355-358.
6. Семья и школа: детско-родительские отношения как предикторы особенностей школьной адаптации первоклассников // Проблемы социальной психологии ХХІ столетия / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль, 2001. Т.2. С. 32-35.
7. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.