Вальцев Сергей Витальевич

"Социально-психологические особенности национального менталитета
(на примере русских и осетин) "

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
специальность 19.00.05 - социальная психология
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы Введение  
Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования Первая глава  
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования Вторая глава  
Апробация исследования Третья глава  
Положения, выносимые на защиту Заключение  
поиск книги     

Скачать  (txt-файл в zip-архиве)

Кафедра психологии Курского госуниверситета > Коллекция > Авторефераты по социальной психологии и социологии> Вальцев С.В.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Этнопсихология в целом и исследование менталитета в частности сегодня переживает второе, после XIX и первой четверти XX, рождение. События последнего десятилетия, произошедшие в России, обусловили качественные изменения в социальной структуре общества, динамике и характере развития системы общественных отношений. Стремительными темпами в обществе происходит социальная дифференциация, формируются новые социальные группы и слои. Этот процесс отразился на психологической атмосфере общества, в том числе на состоянии психологии этносов, наций и народов.
Современное общество является мультинациональным, и повседневное сосуществование и необходимость успешного взаимодействия представителей разных культур актуализируют потребность в переосмыслении сущности национального менталитета, поиске новых подходов к оценке национального менталитета, способствующих эффективному взаимодействию представителей разных культур.
Актуальность исследования социально-психологических особенностей национального менталитета связана с нынешним обострением межнациональных отношений, кризисными явлениями в развитии самосознания и культуры. Интерес исследователей к проблеме психологии этнических различий, менталитета и межэтнического понимания продиктован насущными потребностями современной действительности. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов способствует осознанию равноправия различных культур, важности места и роли каждого народа в историческом развитии, помогает выработать
взаимоуважительные принципы межкультурного и межнационального общения и взаимоотношений, преодолеть межнациональные барьеры.
Состояние научной разработанности проблемы. Изучение этнической идентичности и этнического самосознания находятся в центре внимания многих ученых (З.В. Анайбан, В.Н. Бадмаев, С.А. Абдулкаримов, П. В. Валынкин, В.С. Воронцов, Л.М. Дробижева, А.В. Качкин, Н.М. Лебедева, В.С. Мухина). Построение этнической картины мира и проблему этнической адаптации изучает С.В. Лурье.
Влияние характерологических черт на проявление этнопсихологических особенностей личности является одной из тем, активно разрабатываемых этнопсихологами (Э.Ц. Данзанова, Е. В. Зайцева, В.Г. Крысько, Э. И.Мещерякова, Т. Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина).
Изучаются этнопсихологические особенности русских и динамика изменений их сознания (Батасова Т. Г., Бороноев А. О., Смирнов П. И., Знаков В. В., Козлов В, И,, Почебут Л. Г., Чернова О. В.). Проводятся исследования этнопсихологических характеристик других народов России: бурят (Скрынникова Т. Д.), марийцев (Сокольникова В. А.), ногайцев (Ярлыкапов А. А.), саха-якутов (Егорова А. И., Григорьева К. Е.), удмуртов (Петров А. Н., Хотинец В.Ю.), коми (Вызова В. М.) и др.
Чрезвычайно актуальны не только в научном, но и в практическом плане социально-психологические проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев в России (Гриценко В. В., Балашов, Лебедева Н. М., Солдатова Г. У., Черкасов П. А., Шайгерова Л. А.).
Ученые исследуют состояние межэтнических отношений в России, анализируя, в частности, межэтнические конфликты и их отражение в сознании (Атаев М.М., Ракачев В.Н., Скворцов Н.Г., Солдатова Г.У., Яндаров А. Д., Ханаху Р.А.). В то же время пристально изучается опыт позитивного межэтнического взаимодействия, который возможно и необходимо использовать с целью гармонизации межэтнических отношений (Дробижева Л.М., Левкович В.П., Чижикова Л.Н., Лузган А.С., Чернова О.В.).
Важное внимание уделяется этнофункциональной психологии и межкультурной психотерапии (А. А. Велик, Е. А. Брюн, Т. А. Ондар, А. В. Сухарев, М.К. Тимофеева, М. Ю. Щапова).
Развитие этнологии на Западе как научной дисциплины происходило в рамках эволюционизма и неоэволюционизма (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер, Л. Морган, Л. Уайт, Дж. Стюард); в школе культурных кругов Ф. Гребнера и венской культурно-исторической школе В. Шмидта; в контексте культурной морфологии Л. Фробениуса, Ф.Боаса. Значительный вклад внесен представителем диффузионизма В. Богораз-Таном, сторонниками английского функционального структурализма А. Рэдклиффом-Брауном и Э. Эванс-Причардом и в целом школой К. Леви-Стросса. Социально-психологическое и антропологическое направления в западной этнологии представлены Э. Дюркгеймом, М. Моссом, А. Кардинером, М. Мид, М. Элиаде.
Однако, несмотря на обилие этнопсихологических исследований, по нашему мнению, менее изученным в социальной психологии остается один из основных компонентов психологического склада нации - национальный менталитет. Существует большое количество научных работ посвященных менталитету, но это в основном работы философов, социологов, педагогов, культурологов, историков и экономистов. Исследование национального менталитета вызывало интерес в обществе с древних времен, с тех пор как образовались сами нации, с присущими им этнопсихологическими особенностями. Среди выдающихся исследователей национального менталитета были американский философ Р. Эммерсон, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль, французские психологи Ш. Блондель и А. Валлон, М. Блок и Л. Февр, основатель социологии Э. Дюркгейм. Большой вклад в разработку теории менталитета внесли и отечественные ученые как близкие к методологии новой интеллектуальной истории А. Я. Гуревич, А. П. Ястребитская, В. П. Даркевич, Ю. Л. Бессмертный, так и не принадлежащие к этой научной традиции Л. М. Баткин, А. В. Арциховский, Н. В. Воронин, Б. Л. Романов, И. Г. Дубов, В. К. Кантор, А. С. Ахиезер и др.
Национальный менталитет редко становится предметом исследования в работах отечественных психологов. Вместе с тем, проблема исследования менталитета сегодня вновь становится актуальной для социальной психологии, что во многом обусловлено поиском оптимальных решений для проводимых в нашей стране реформ, проведение которых невозможно без знания основ национального характера и национально-психологических особенностей.
Цель исследования - выявить основные социально-психологические особенности национального менталитета, его структуру и функции, а также его место в структуре психического склада нации.
Объект исследования - национальный менталитет русских и осетин.
Предметом исследования являются социально-психологические особенности национального менталитета представителей русской и осетинской этнических групп, проживающих в городе Владикавказе.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению национального менталитета в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучить социально-психологические особенности и описать основные функции национального менталитета как компонента психического склада нации, выявить основные особенности и структурные единицы национального менталитета.
3. Разработать диагностическую программу для исследования национального менталитета, провести эмпирическое исследование и выявить специфику проявления социально-психологических особенностей национального менталитета русских и осетин.
Гипотеза исследования: Национальный менталитет - это система взаимосвязанных образов, которые лежат в основе коллективных представлений нации о мире и о своем месте в мире. Эти образы оказывают значимое влияние на конфигурацию других компонентов национального психического склада. Национальный менталитет играет исключительно важную роль в процессе формирования, структурирования (на генетическом, геносоциальном и социальном уровнях) и развития психического склада нации, выполняет функцию обеспечения его стабильности. В основе национального менталитета лежат базовые ценностные ориентации, выражающиеся в дихотомии: коллективизм/индивидуализм, духовное/материальное. Социально-психологические особенности русского и осетинского менталитета характеризуются гетерогенной представлеиностью элементов традиционной, современной и динамично-развивающейся культуры.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, социальных и политических психологов, специалистов по этнопсихологии (В.Г. Крысько, Т.Г. Стефаненко, С.В. Лурье, И.Г. Дубов и др.), истории и этнографии, в которых прямо или косвенно были поставлены и проанализированы важнейшие проблемы развития этносов, этнического сознания, самосознания и национального менталитета. Методологической основой исследования является сочетание системного (Б.Ф. Ломов, А.Л. Журавлев), личностно-центрированного (А. Инкельс, Д. Левинсон и др.) и ценностного подходов (Ф. Клакхон и Ф. Стродбек, К. Клакхон и др.) с принципами сравнительное(tm) и относительности всех психологических характеристик наций.
Методы исследования. В процессе эмпирического исследования использовалась совокупность методов, направленных на изучение национального менталитета и его социально-психологических особенностей:
•тестирование с помощью стандартизованных и модифицированных нами диагностических методик;
•качественный и количественный анализ полученных данных с помощью методов математической статистики. Обработка данных  производится с помощью программы для обработки статистической информации SPSS v.11.5 для Windows.
•метод индукции и дедукции, а также метод моделирования изученных социально-психологических явлений.
В процессе эмпирического исследования использовались следующие методики:
• тест культурно-ценностных ориентации Дж. Таусенда (адаптация Л.Г. Почебут);
• тест по изучению ценностных ориентации Ш. Шварца;
• этнопсихологический опросник, включающий в модифицированном виде:
• шкалы измерения установок на индивидуализм и коллективизм Г. Триандиса;
•16 факторный личностный опросник Р. Б. Кэттелла (факторы - F, 1, М);
• тест самоактуализации личности Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза; о морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина);
• ориентационную анкету (Б. Басc);
• шкалу лжи опросника Г. Айзенка (ЕРI).
Эмпирическая база исследования. В пилотажном исследовании принимали участие преподаватели школ, обучающихся в Московском институте открытого образования, студенты Государственной Академии Славянской Культуры, факультет изобразительного искусства 4-5 курса, обшей численностью 42 человека. В основном исследовании принимали участие 147 человек, обучающихся в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова и в Горском государственном аграрном университете, а также жители Владикавказа. Общая выборка основного исследования: 73 русских (32 мужчины и 41 женщина), 74 осетина (36 мужчин и 38 женщин). Принадлежность к тому или иному этносу определялась по национальной принадлежности прародителей, выборку представителей русского и осетинского этноса составили испытуемые, у которых оба родителя были представителями русского или осетинского этноса соответственно.
Научная новизна исследования
•Определена и обоснована основная функция менталитета по обеспечению стабильности психического склада нации, а также другие специфические ментальные функции: функция сохранения культурных и гносеологических стереотипов и целеориентирующая функция.
•Обосновывается существование коррелятов национального менталитета в дихотомии индивидуализм/коллективизм, духовное/материальное и возможности их диагностики.
•Обоснован подход к структурированию психического склада нации на генетическом, геносоциальном и социальном уровнях.
•Раскрываются новые возможности исследования и анализа национального менталитета с опорой на культурно-ценностные ориентации традиционной, современной и динамично-развивающейся культуры.
•Впервые проведено сравнительное исследование национального менталитета компактно проживающих русских и осетин по основаниям социально-ценностных ориентации, которые различаются разной количественной выраженностью.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе обосновываются положения, характеризующие социально-психологические особенности национального менталитета, установлены система и иерархия ценностей русских и осетин, которая может быть использована в последующих социально-психологических, кросс-культурных и междисциплинарных исследованиях национального менталитета и ценностных ориентации. Исследование расширяет имеющееся научное представление о структуре, специфике и функциях национального менталитета, углубляет представления об основных феноменах национальной психологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования раскрыта специфика национального менталитета русских и осетин, существенная для социально-психологической практики. Возможно использование выводов данной работы в этнопсихологии для обоснования эмпирических подходов, дальнейшего исследования национального менталитета, для разработки практических рекомендаций психологам по работе с проблемами этнических и социальных общностей. Результаты, полученные в работе, могут быть использованы в лекционных курсах, семинарских занятиях по социальной психологии, этнопсихологии, а также в межэтнической психотерапии.
Положения, выносимые на защиту:
• Национальный менталитет - это система взаимосвязанных образов, включая бессознательные, которые лежат в основе коллективных представлений нации о мире и о своем месте в нем. Эти образы устойчивые к изменению, большинство из них передаются в генотипе и оказывают значимое влияние на конфигурацию других компонентов национального психического склада.
• Психический склад нации имеет трехуровневую структуру (генетическую, геносоциальную, социальную), детерминированную генетическими и социальными факторами.
• Основной функцией национального менталитета является функция обеспечения стабильности психического склада нации, к другим специфическими ментальным функциям относятся: функция сохранения
культурных и гносеологических стереотипов и целеориентирующая функция.
• Национальный менталитет имеет в своей структуре два основных компонента: национальную идею и национальный прототип.
• В структуре национального менталитета русских и осетин гармонично представлены ценностные ориентации характерные для традиционной, современной и динамично-развивающейся культур.
• Сопряжение социально-психологических особенностей русского и осетинского национальных менталитетов проявляется в сходстве базовых ментальных ценностных ориентации.
Научная обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы, реализацией комплексной методики исследования с привлечением апробированных социально-психологических методов исследования, обоснованностью выборки, применением методов математической статистики при обработке и оценке достоверности полученных результатов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследований отражены в 10-ти публикациях автора, изложены на заседаниях кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, на заседании кафедры психологии социально-психологического факультета Московского открытого социального университета, обсуждались на внутривузовских конференциях.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.


Оглавление


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется предмет, цели и гипотезы исследования, формулируются задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

 
Первая глава диссертации "Теоретические и методологические основания изучения национального менталитета" посвящена анализу теоретических подходов к проблеме структурирования психического склада нации и роли национального менталитета как компонента психического склада нации. Раскрывается вопрос о функциях и о факторах формирования психического склада нации. Проведен анализ основных подходов к определению понятия "национальный менталитет", на их основе разработано новое определение этого понятия. Систематизируются функции менталитета и определяются специфические функции, присущие национальному менталитету,
предлагается критерий для уточнения и разведения понятий "национальный менталитет" и "национальная ментальность", обосновывается существование коррелятов национального менталитета к возможности их диагностики, обосновывается принципиально новый подход к исследованию и анализу национального менталитета.
С нашей точки зрения оправдано, если бы за термином "менталитет", прежде всего, закрепилось то значение, что изначально вкладывалось исследователями (Л. Леви-Брюль), которые ввели этот термин в научный оборот психологической науки. Поэтому, во-первых, термин "менталитет" должен быть соотнесен с понятием "коллективное". Во-вторых, в рамках этнопсихологии понятие "менталитет" должно быть характеристикой этнической части общественного сознания (бессознательного). Менталитет имеет в свой основе как осознанные, так бессознательные уровни. В наличии бессознательного компонента заключается одно из основных отличий
национального менталитета с часто отожествляемым с ним понятием "национальное самосознание".
Нами было предложено следующее определение понятия "национальный менталитет": национальный менталитет - это система взаимосвязанных образов, включая бессознательные, которые лежат в основе коллективных представлений нации о мире и о своем месте в нем. Эти образы устойчивые к изменению, большинство из них передаются в генотипе и оказывают значимое влияние на конфигурацию других компонентов национального психического склада.
В своей сущности менталитет представляет исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, технологических новшеств, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в "скрытый" слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с
идеологией, устойчивостью ментальных структур.
Менталитет не способен быстро перестраиваться под воздействием внешних обстоятельств, для адекватной реакции на резкие изменения внешней среды необходим определенный ментальный потенциал. Во-первых, национальный менталитет способствует инициированию определенных действий, следованию определенным ценностям, образу мыслей и чувств, предпочтению определенной культуры. Во-вторых, выступает барьером, отталкивающим все то, что человеку чуждо (неприемлемые стандарты поведения, идеи), что вызывает его неприятие. Таким образом, специфическая и главная функция менталитета заключается в обеспечении механизмов
стабильности, а не механизмов изменения психического склада нации. Благодаря этой основной ментальной функции национального менталитета организуется целостность и единство коллектива через самоидентификацию индивида с социальной общностью, с государством, с природой, с тотемом, с историческими событиями, ради осознания себя частью единого живого целого организма.
Помимо основной ментальной функции, национальный менталитет выполняет также еще ряд важных функций. В связи с развитием социальных отношений, с возникновением теоретического мышления ослабляется строгая ориентация мифотрадиционалистского сознания на привязку к ритуалу, обряду, обычаю. В настоящее время
национальный менталитет выполняет функцию сохранения культурных и гносеологических стереотипов.
Национальный менталитет выполняет также целевую функцию. Выстроенная ментальная картина мира является целеориентирующей. На основе понятных образов национальный менталитет задает набор определенных жизненных выборов, целей и задач, и, в целом, деятельности социальной общности. Одним словом, менталитет указывает - "куда идти?", "как идти?", "каким быть?". Так как менталитет включает в себя пласт коллективного бессознательного, он является невидимым конструктором ответов на вопросы "кто виноват?" и "что делать?". В этом и заключаются специфические функции национального менталитета.
Для определения различий понятия "менталитет" и "ментальность" попробуем выяснить, что, во-первых, объединяет эти понятия, во-вторых, что эти понятия разъединяет. Итак, во-первых, менталитет и ментальность относятся к сфере общественной психологии; во-вторых, менталитет и ментальность относятся к сфере психологии этноса, в-третьих, ментальность является упрощенной формой менталитета, поэтому логично предположить, что этническая ментальность - первая степень формирования национального менталитета, если национальный менталитет - это мировоззрение, то этническая ментальность - это мироощущение, национальный менталитет - атрибут нации, этническая ментальность - атрибут народности, которая еще не прошла все ступени развития,
позволяющей ей стать нацией. Для национального менталитета характерно более широкое обобщение и более высокая интеграция знаний. Менталитет так соотносится с ментальностью, как национальная психология с трайбалистской психологией (психологией племени или рода).
Для всестороннего исследования национального менталитета необходимо во-первых, разобрать вопрос о позиционировании национального менталитета в структуре психического склада нации, во-вторых, исследовать структуру самого национального менталитета.
Структурирование компонентов психического склада нации выполнено в соответствии с психогенетическим подходом. Такой подход помогает понять назначение каждого компонента психического склада нации и, что особо важно, место национального менталитета в формировании, структурировании и развитии психического склада нации. В соответствии с этим подходом в психическом складе нации выделено три уровня: Первый уровень - названный "генетическим". Генетический уровень -это набор наиболее устойчивых национально-психологических характеристик, которые передаются от поколения к поколению в генотипе. Основными компонентами этого уровня являются:национальный менталитет, национальный склад ума и национальный темперамент. Конечно, речь идет не о полной генетической предопределенности формирования этих компонентов, а лишь о весомой роли генетической составляющей. В генотипе передаются не только физиологические конструкции, способствующие развитию тех или иных психологических особенностей личности, но на генетическом уровне передаются и наиболее устойчивые верования. Еще К.Г. Юнг обратил внимание на то, что мы рождаемся не только с биологическим наследием, но и с психическим. В каждом обществе существуют вырабатываемые и наследуемые некие ментальные конструкции, близкие к тому, как понимал архетипы в своей теории коллективного бессознательного К.Г. Юнг. От прошлых поколений переходят к потомкам ментальные конструкции - первичные формы общих коллективных воззрений, которые преломляются в индивидуальном сознании носителей определенной этнической культуры, и являющих собой наборы специфически направленных ценностных ориентации и ожиданий представителей конкретных этнических общностей, вызывающих привычную для них гамму чувств и способов поведения, проявляемых при реакции на воздействия предметов и явлений окружающего мира.
Второй уровень можно назвать "геносоциальным". Основными компонентами этого уровня являются: национальный характер, национальные стереотипы и национальные чувства. Элементы этого уровня с одной стороны детерминированы компонентами генетического уровня психического склада нации, с другой - социальными факторами. Влияние элементов генетического уровня психологического склада нации проявляется в устойчивости проявления психологических феноменов компонентов геносоциального уровня, ригидностью к новому внешнему влиянию.
Геносоциальный уровень занимает промежуточное положение между социальным и генетическим, этим обусловлена степень возможности трансформации элементов этого уровня. Если элементы социального уровня могут меняться на протяжении жизни конкретного индивида по нескольку раз, в особенности в переломные для жизни этноса периоды, а элементы генетического уровня практически неизменяемы на протяжении всей жизни индивида, то элементы геносоциального уровня могут меняться, но, как правило, очень ограниченное количество раз, чаще всего один раз - при смене места жительства, страны или межнациональном браке.
Третий уровень - "социальный". На этом уровне проявляется широкий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различным явлениям окружающего мира, основными компонентами этого уровня являются: национальные интересы и ориентации, национальное самосознание, национальные традиции и обычаи. Передача элементов социального уровня национального психического склада в процессе социализации является важнейшим признаком элементов этого уровня; национальные интересы и ориентации, и национальная самосознание, национальные традиции и обычаи - все это человек получает в процессе социализации, и все эти элементы относительно легко поддаются трансформации, в особенности в переломные периоды в развитии нации.
Элементы социального уровня наиболее зыбки, подвержены изменению и передаются от поколения к поколению в опыте так, например "этническое самосознание не является врожденным, оно формируется вместе с личностью человека, в процессе выработки основных социальных ориентации" [Козлов В.И. Проблема этнического самосознания, ее место в теории этноса // советская этнография 1974 № 2 с. 90].
Однако, легко потеряв традиции, стереотипы, нация часто возвращается к ним через определенный промежуток времени. Свою роль в этом процессе играют элементы первого уровня, которые выступают своеобразным магнитом, к которому с одной стороны элементы национального психического склада не жестко привязаны, а с другой -притягиваются только элементы, имеющие определенные качественные характеристики, элементы же с противоположными качествами -отталкиваются.
Необходимо заметить, что четкой границы между элементами психического склада нации нет, как и нет четкой односторонней связи.
Хотя все элементы взаимообусловлены, взаимосвязи между уровнями этнопсихологических характеристик неоднозначны, часто трудно прослеживаемы, характеризуются большой динамичностью, что представляет огромные трудности для их исследования. Не только национальный менталитет оказывает влияние на элементы социального психического склада нации, сами по себе эти элементы также оказывают влияние на национальный менталитет. Новообразовавшиеся или привнесенные из чужих культур традиции, стереотипы, интересы и ориентации вызывают процессы изменения внутри национального менталитета.
Структурирование психического склада нации раскрывает исключительно важную роль национального менталитета в процессе формирования и развития психического склада нации. Национальный менталитет представляет собой активный фактор человеческой жизнедеятельности, он способствует инициированию определенных действий, следованию определенным ценностям, предпочтению определенной культуры, образу мыслей и чувств и в то же время выступает барьером, отталкивающим все то, что человеку чуждо: поведенческие паттерны, идеи, традиции и др.
Национальный менталитет имеет в своей структуре два основных компонента: национальную идею и национальный прототип.  Национальная идея - это квинтэссенция менталитета, часто по национальной идее можно судить обо всем национальном менталитете в целом. Национальная идея - это представления, во-первых, о национальном обществе, которое в национальном сознании представляется идеалом; во-вторых, о месте этого национального общества в общемировой системе; типичная национальная идея -представление о России, как о третьем Риме. Национальная идея может быть осознанной данным народом или неосознанной, по она обязательно присутствует в глубинах национального духа, дожидаясь того удобного момента, когда настанут реальные условия для попытки ее воплощения. Представление о национальной идее можно соотнести с понятием "этоса культуры", введенным американским этнопсихологом и антропологом Бенедикт Р., по мнению которой, каждая культура имеет основу в виде уникальной культурной темы - этноса культуры, а также с "культурными синдромами", предложенными в концепции Г. Триандиса. Под "культурным синдромом" понимается определенный набор ценностей, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой.
Национальный прототип или образ положительного национального героя - характеристика, показывающая личные устремления большинства членов нации. "В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности" [ Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.  с.49]. Казалось бы, национальный герой у каждой нации одинаков, однако, это не так. Например, национальным героем в США считается человек, сумевший сделать карьеру и подняться с низов на самый верх, открыть свое мелкое дело, а затем, благодаря индивидуальным качествам, стать крупным бизнесменом. В то же время национальным героем у русских считается тот, кто смог все свои способности употребить на благо обществу, сумел в критический момент спасти его от катастрофы - полководцы, великие государственные деятели, герои труда и т.п. Люди, подобные американскому национальному герою, вызывают подозрения, зависть, а часто и ненависть. Однако в менталитете национальный прототип представлен не как конкретная личность, а как квазиличность - личность не связанная с конкретным, реально существующим индивидом, но, тем не менее, отраженная в сознании других людей наподобие реальной личности благодаря процессу персонализации. Эта квазиличность включена в социум и оказывает на других личностей не меньшее влияние, а иногда и большее, чем реально существующие люди: им подражают, с ними связывают свои идеалы, о них создают произведения искусства, на их примере могут воспитываться целые поколения. Нельзя не сказать о том, что помимо положительных прототипов-конструктов менталитет содержит и негативный конструкт-прототип, т.е. в менталитете представлено не только "что такое хорошо", но также не менее четко представлено и "что такое плохо".
Из приведенной выше структуры менталитета видно, что, по сути, первая структура менталитета (национальная идея) отображает взгляд большинства членов нации на то, каким должен быть окружающий мир, а вторая структура (национальный прототип) - взгляд на то, каким должен быть человек. Такое построение модели менталитета, по-нашему мнению, является вполне логичным и законченным. Необходимо отметить, что такое определение структуры менталитета пересекается с философским определением менталитета. Так, отечественный этнопсихолог Бызова В. М. отмечает: "В основе менталитета, этноса, по мнению философов, лежит идея, составляющая, духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, пронизывающее всю систему воспитания детей, подростков и взрослых. Под менталитетом понимают также систему значений и смыслов в культуре народа, рассматривают менталитет как призму, через которую человек смотрит на мир" [Вызова В. М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Дис. ... д-ра псих. наук. - СПб., 1998. - с.44].
Структурные компоненты менталитета раскрываются через определенные ценностные ориентации. Многие исследователи (Шевяков М.Ю., Смирнов Ю.Б., Аутлева Ф.Т., Гуревич А.Я., Гершунский Б.С. и др.) указывали на связь менталитета с ценностными ориентациями этнических общностей. В социальной философии существует ряд содержательных исследований, в которых также разрабатывается вопрос взаимосвязи национального менталитета и ценностных ориентации (Аутлева Ф.Т Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности социально-философский анализ. М., 1996; Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Аналов". М.,1993; Гершунский Б.С. Философия образования для 19 века. М., 1997; Смирнов Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентации западноевропейской и российской ментальности. М. 1995. Шевеков М. Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования. Волгоград, 1994.). Это дает право некоторым исследователям сделать вывод, в соответствии с которым "ценности как основа менталитета являются его системообразующим фактором, определяют и отражают сущность ментальной организации" [Гринева С. В. Ценностные основания менталитета в трансформирующимся российском обществе.: Дисс. ... канд. философ, наук: -Ставрополь, 2002. - с.102]. Можно, в общем, согласиться с некоторыми исследователями менталитета в том, что менталитет является выражением целостности системы социальных ценностных ориентации этнических общностей [Пальцев А. И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей: Дисс.... канд. философ, наук. - Новосибирск, 1998. - с.48].
Нами была выдвинута гипотеза о существовании двух ценностных ориентации, являющихся системообразующими для национального менталитета. Первая - базовая ментальная ценностная ориентация отражает степень преобладания духовных или материальных ценностных ориентации в национальном психическом складе, а вторая базовая ментальная ценностная ориентация отражает степень преобладания коллективных или индивидуалистических ценностей.
Духовная ориентация менталитета в противоположность материалистической проявляется в том, что человек стремится в жизни к тому, что не приведет к повышению его материального благосостояния. Духовность - это свойство сознания, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными, это отрешенность от грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию. Менталитет, пропитанный духовным началом, несет в себе большой заряд иррациональных сентенций психического склада нации, ориентирован в большей степени на прошлое и/или на будущее, нежели чем на настоящее.
Духовность теснейшим образом взаимосвязана с такими качествами личности как осознанная иррациональность, неумение жить проблемами сегодняшнего дня и повышенной саморефлексией. Материальность (ориентация на материальное) -это ценностная ориентация, в основе которой лежит валентность обобщенным материальным ценностям (благосостояние, комфорт и т.д.).
Коллективизм - это ценностная ориентация, противоположная индивидуализму. Коллективист - это человек, не терпящий себялюбия, своекорыстия и эгоизма, отдающий приоритет коллективным началам в организации общественной жизни и трудовой деятельности. Его "Я" определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы. Основой для принятия решения и последующих действий для коллективиста служат общественные, а не личные интересы.

Во второй главе "Эмпирическое исследование особенностей национального менталитета (на примере русских и осетин)" дано описание применявшихся методик, процедуры диагностического обследования русских и осетин и статистические методы обработки, а также рассмотрены вопросы общей методологии этнопсихологического исследования.
Выбор методов был обусловлен особенностями предмета исследования и определялся следующими критериями:
1. Включением в исследование параметров, отражающих степень выраженности базовых ментальных ценностных ориентации.
2. Известностью и высокой степенью надежности методик (теста Дж. Таусенда, разработанного на основе теории ценностных ориентации Ф. Клакхон и Ф. Стродтбека, и теста Ш. Шварца, разработанного на основе тестов М.Рокича)
3. Возможностью количественного представления результатов с целью дальнейшей математико-статистической обработки.
4. Возможностью многостороннего исследования различных сторон базовых ментальных ценностных ориентации
 
Далее приводятся результаты исследования, их анализ и обсуждение.
Обработка результатов исследования национального менталитета на примере русской и осетинской выборки проводилась с помощью коэффициента Пирсона, выявлены существенные корреляционные зависимости между базовыми ментальными ценностными ориентациями и культурно-ценностными ориентациями (Дж. Таусенду). Коэффициенты корреляции в этом случае для русской выборки составляет 0,514, для осетинской выборки - 0,466 и являются статистически значимыми при р< 0,01.
Обнаружилась также статистически значимая связь между базовыми ментальными ценностными ориентациями и ценностными ориентациями по Ш. Шварцу. Первая базовая ментальная ценностная ориентация (духовность) статистически значимо коррелирует с двумя ценностными ориентациями: универсализм (Rs=0,231 р<0,01), щедрость (Rs =0,189 р< 0,05), и не значимо связана с ценностной ориентацией гедонизм (Rs =0,269 р< 0,01).
Установлена также значимая корреляционная зависимость между базовыми ментальными ценностными ориентациями и всем массивом этнопсихологических особенностей из этнопсихологического опросника. Базовые ментальные ценностные ориентации статистически значимо коррелируют со всеми этнопсихологическими особенностями.
Важно также отметить отсутствие корреляции между первой базовой ментальной ценностной ориентацией (духовность) и второй базовой ментальной ценностной ориентацией (коллективизм), что подтверждает предположения о независимости степени духовности и степени коллективизма.
Таким образом, мы можем сделать заключение о существовании прямой зависимости между базовыми ментальными ценностными ориентациями, культурно-ценностными ориентациями, определяемыми Ф. Клакхон и Ф. Стродбек, ценностными ориентациями, которые Ш.Шварц определял как универсальные для большинства культур и массивом национально-психологических особенностей (этнопсихологический опросник).
Итак, на основании корреляционного анализа, мы можем заключить, что проведенное исследование позволяет сделать вывод о значимости базовых ментальных ценностных ориентации (духовность/материальность, индивидуализм/коллективизм), являющихся структурными единицами национального менталитета.
Экспериментально полученные данные свидетельствуют о близости ценностных ориентации русских и осетин, включая базовые ментальные ценностные ориентации. Не обнаружено статистически значимой разницы в культурно-ценностных ориентациях (по Дж. Таусенду) между русской и осетинской выборкой (проверка осуществлялась с помощью критерия углового преобразования Фишера). Не обнаружено статистически значимой разницы ценностных ориентации русских и осетин в соответствии с данными теста Ш. Шварца. Не обнаружено статистически значимой разницы и в базовых ментальных ценностных ориентациях.
В ходе анализа данных о культурно-ценностных ориентациях (Дж. Таусенд) было установлено, что русская и осетинская культуры являются гармонично развитыми культурами, которые имеют в своей основе элементы традиционной, современной и динамично-развивающейся культуры. Представители русской выборки практически одинаково ориентированы как на настоящее (34,5 %), так и на прошлое (34,2 %) и будущее (31,2 %). Осетинская культура в большей степени обладает традиционной (38,7 %) и современной (38,5 %) ориентацией, а вот динамизм и ориентация на будущее (22,8 %) в ней значительно отстает по сравнению с русской выборкой, разрыв между ориентацией на прошлое и будущее более 15%. В то же время разрыв между русской культурой и осетинской культурой в плане ориентации на настоящее и прошлое крайне мал - всего 4 %. Можно также отметить, что общий контур ориентированности этих двух культур идентичен: при практически равной, с разницей в несколько процентов, ориентации на настоящее и прошлое, ориентация на будущее занимает в этих культурах третье место.
При сопоставлении русской и осетинской культур, можно сделать вывод: гендерные различия выражены гораздо больше, чем различия этнические. Можно сделать также вывод, в соответствии с которым женщины - это преимущественно современная культура, а мужчины - культура, сотканная из противоречий традиционной и динамично-развивающийся культуры, причем гендерные отличия выражены в большей степени в русской культуре.
Также эмпирически было установлено, что гендерная составляющая является важным элементом национального психического склада и гендерные различия сильнее развиты в русской, а не осетинской культуре, несмотря на распространенное мнение о более ярких гендерных различиях среди культур Кавказа. Гендерные различия в русской культуре оказались более значительные. В русской выборке при анализе общего итога принадлежности к тому или иному типу культуры критерий Фишера преодолевает статистически значимый рубеж в общей ориентированности на настоящее(23,1% - мужчины, 45,4% - женщины) и равен (р* =2,01 при р< 0,05. В осетинской же выборке при анализе общего итога критерий Фишера не преодолевает рубеж статистической значимости. Вывод о более значимых гендерных различиях в русской выборке находят свое подтверждение и при анализе данных этнопсихологического опросника. В русской выборке статистическая значимость обнаружена в пяти случаях, в осетинской только в одном.


В заключении диссертации подводятся общие итоги проделанной работы и обобщаются основные результаты исследования, рассматриваются перспективы дальнейшей работы.
Результаты проведенных научно-теоретических и эмпирических исследований позволяют сделать выводы о том, что заявленные гипотезы получили подтверждение как на уровне теоретических выкладок, так и в практической деятельности.
•В ходе теоретического анализа нами было предложено следующее определение понятия "национальный менталитет": национальный менталитет -это система взаимосвязанных образов, включая бессознательные, которые лежат в основе коллективных представлений нации о мире и о своем месте в мире. Эти образы устойчивы к изменению, большинство из них передаются в генотипе и оказывают значимое влияние на конфигурацию других компонентов национального психического склада. Основная функция национального менталитета как компонента национального психического склада - функция обеспечения механизмов стабильности, а не механизмов изменения компонентов психического склада нации. Помимо основной ментальной функции, национальный менталитет выполняет так же еще ряд важных функций. В настоящее время национальный менталитет выполняет функцию сохранения культурных и гносеологических стереотипов. Национальный менталитет выполняет также целевую функцию. Выстроенная ментальная картина мира является целеориентирующей.
•Проведенные исследования позволили определить и обосновать иерархическую (1 уровень - генетический, 2-й - геносоциальный, 3-й -социальный) структуру психического склада нации. Первый уровень -"Генетический" - это набор наиболее устойчивый национально-психологических характеристик, которые передаются от поколения к поколению в генотипе. Второй уровень - "Геносоциальный". Элементы этого уровня с одной еюрины детерминированы генетическими составляющими психического склада нации, с другой стороны - социальными факторами, Третий уровень - "Социальный". Передача элементов третьего уровня
национального психического склада происходит в процессе социализации. Национальный менталитет является важнейшим компонентом генетического уровня психического склада нации. Являясь важным компонентом "Генетического" уровня, национальный менталитет выполняет функцию обеспечения механизмов стабильности, а не механизмов изменения компонентов психического склада нации.
• Анализ культурно-ценностных ориентации (по Дж. Таусенду) показал, что в структуре национального менталитета русских и осетин гармонично представлены ценностные ориентации, характерные для традиционной, современной и динамично-развивающейся культур. Представители русской выборки практически одинаково ориентированы как на настоящее (34,5 %), так и на прошлое (34,2%) и будущее (31,2%). Осетинская культура в большей степени обладает традиционной (38,7 %) и современной (38,5 %) ориентацией по сравнению с динамизмом и ориентацией на будущее (22,8 %).
• Применение корреляционного анализа позволило подтвердить гипотезу о существовании базовых ментальных ценностных ориентации, являющихся компонентами национального менталитета, которые структурируют психический склад нации и тем самым являются базой для построения модели национальной культуры. В результате сравнительного анализа ценностных ориентации компактно проживающих русских и осетин на основании данных теста культурно-ценностных ориентации (Дж. Таусенд), теста ценностных ориентации (Ш. Шварц) и данных этнопсихологаческого опросника можно сделать вывод о близости национального менталитета русских и осетин.
Таким образом, данные теоретического и эмпирического исследования подводят к выводу о том, что "национальный менталитет" - это категория, имеющая важное методологическое значение для ряда гуманитарных наук. Ее широкое применение учеными различных направлений общественного знания показывает, что глубокий анализ современных социальных процессов возможен лишь при учете ментальных факторов, определяющих поведение больших масс людей. Исследуемая категория имеет значение не только для теоретических изысканий, но и представляет интерес при принятии управ
 

Оглавление



По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Национальный менталитет как предмет этнопсихологаческого исследования //Объединенный научный журнал, № 4, 2004. -с.21-22. 0,15 п.л.
2. К вопросу о классификации методов психологического исследования., //Объединенный научный журнал, № 2,2004. -с.16-17.0,14 п.л.
3. Сущность, структура национальной психологии// Актуальные проблемы социогуманитарного знания, № 24,2004. - с.42-46.0,6 п.л.
4. Подходы к изучению структуры менталитета// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. № 25,2004. -с.6-9.0,23 п.л.
5. Является ли понятие менталитет синонимом понятия ментальность? //Объединенный научный журнал, № 7,2004. - с.39-42.0,21 п.л.
6. Факторы формирования национальной психологии// Актуальные проблемы современной науки, № 3, 2004. -с. 66-67. 0,16 п.л.
7. Национальное самосознание и национальная идентификация (в соавторстве с Ильюшкиным В.В.) // Актуальные проблемы социогуманитарного знания, № 25,2004. -с.9-12. 0,15 п.л.
8. Предрассудок причинности в исторических исследованиях, (в соавторстве с Ильюшкиным В.В.) // Исторические науки, № 2,2004. -с. 28-29. 0,16 п.л.
9. Стереотипы межличностного взаимодействия в среде учащейся молодежи (в соавторстве с Ильюшкиным В.В.) // Педагогические науки, № 2, 2004. -с. 57-58. 0,18 п.л.
10. Стереотипные оценки лиц отбывших и отбывающих наказание (в соавторстве с Ильюшкиным В.В.) // Юридические науки, № 2, 2004. -с. 48-49. 0.17 п.л.

Оглавление

[Кафедра психологии КГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]
Hosted by uCoz