научно-практической конференции "Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент"
Курск, 25-27 апреля 2001 года
В отечественной и
зарубежной психологии все чаще
стали отмечать те положительные
стороны, которые может иметь
конфликт как для развития
коллектива, так и для развития
отдельной личности.
Продуктивность конфликта для
личностного развития становится
очевидной, если в логике деструкции,
присущей конфликту, увидеть
условие становления нового, а
личность рассматривать как явление
интерсубъективное (В.А. Петровский,
1987). Конфликт не есть лишь
противоборство, проявление
противоположности, но есть
осуществлямая в динамике
реализация единства между его
участниками.
В ряде работ непосредственно
указывается на существенный
воспитательный потенциал, которым
обладают конфликтные ситуации,
возникающие в образовательном
процессе М.М. Рыбакова (1991), С.В.
Березин (1995) и др.
Поскольку возникновение конфликта
подростка с родителями обусловлено
одновременно действием нескольких
конфликтогенных факторов, имеющих
различную природу, работа
школьного психолога в условиях
такого конфликта должна носить
комплексный, системный характер.
Это требует использования методов
коррекции совместной деятельности,
конфликтогенных факторов
межличностных отношений;
личностных и индивидуально-психологических
факторов возникновения
межличностного конфликта.
Методы, используемые психологом
при проведении коррекционно-развивающей
работы, выступают как средство
коррекции поведения в конфликте и
обучения конструктивным формам
такого поведения. Эти методы
различаются по нескольким
параметрам.
Наиболее важным из них является
степень включенности психолога: 1)
при организации совместной
деятельности, целью которой
является влияние на индивидуально-психологические
особенности подростков,
выступающие как факторы
возникновения конфликтов с
родителями, психолог включен в
коррекционный процесс
опосредованно - через саму
совместную деятельность подростка
с родителем, 2) при организации
коррекционно-развивающей работы по
типу посреднической деятельности,
психолог включен в процесс явно,
наконец, 3) при организации работы в
рамках группы тренинга, психолог
включен в групповой процесс как
один из его участников,
организующий этот процесс так,
чтобы каждый участник группы
усваивал то, чего не хватает лично
ему в личностном и коммуникативном
плане.
Возможно выделение и других
параметров, отличающих методы
коррекционно-развивающих
воздействий в системе
межличностного конфликта. Нужно
отметить, что эти параметры могут
одновременно выступать в качестве
оснований классификации таких
методов работы школьного психолога.
Так, например, если
классифицировать методы
коррекционной работы по количеству
участников, то можно выделить
групповые и индивидуальные методы.
Если в основу классификации
положить предмет коррекционно-развивающих
воздействий, выделить методы
непосредственной коррекции и
методы опосредованной коррекции. В
основу классификации методов
коррекционно-развивающей работы
школьного психолога в условиях
конфликта подростков с родителями
может быть положена стадийность
развития самого конфликта. Тогда
можно выделить методы
преобразования факторов
конфликтной ситуации - это работа
школьного психолога на начальных
стадиях развития межличностного
конфликта, направленная прежде
всего на профилактику. И методы
работы в условиях актуального
межличностного конфликта - в этих
условиях деятельность психолога
направлена на конструктивное
разрешение конфликта подростков с
родителями.
В нашей работе мы использовали
следующие методы коррекционно-развивающей
работы школьного психолога в
ситуации конфликта подростков с
родителями:
1) групповая дискуссия;
2) группа тренинга;
3) консультирование;
4) посредничество;
5) родительский семинар.
Конечно, предлагая данные методы
работы школьного психолога в
ситуации подростково-родительского
конфликта, мы не претендуем на
создание полной модели
психокоррекционной деятельности
школьного психолога. Мы лишь
пытаемся выделить основы работы
психолога по преодолению
подростково-родительского
конфликта и приданию ему
конструктивного потенциала.
Подводя итог анализу основных форм
и методов психокоррекционной
работы школьного психолога,
направленных на конструктивное
разрешение межличностных
конфликтов подростков со взрослыми
и профилактику их негативных
последствий, еще раз отметим
следующие обстоятельства.
1. Конфликты имеют как
деструктивный, так и
конструктивный характер. Они
неизбежны.
2. Задачами школьного психолога
являются: 1 - диагностика условий и
причин возникновения конфликтов и
их коррекция на стадии
возникновения, то есть в точке
бифуркации; 2 - перевод потенциально
деструктивного конфликта в
личностно развивающий на основе
применения специальных
психологических и педагогических
коррекционных техник.
3. Задача психолога - помочь
подросткам избежать
психологических травм, а родителям
негативного эмоционально-психологического
напряжения, занижения самооценки.
Вариант решения этой проблемы-
использование различных методов
групповой и индивидуальной работы,
осуществление различных форм
посреднической