Материалы

научно-практической конференции "Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент"

Курск, 25-27 апреля 2001 года

 

Наши авторы Программа конференции

 
поиск книги

В.Б. Тарабаева (Белгород)
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

В отечественной и зарубежной психологии все чаще стали отмечать те положительные стороны, которые может иметь конфликт как для развития коллектива, так и для развития отдельной личности.
Продуктивность конфликта для личностного развития становится очевидной, если в логике деструкции, присущей конфликту, увидеть условие становления нового, а личность рассматривать как явление интерсубъективное (В.А. Петровский, 1987). Конфликт не есть лишь противоборство, проявление противоположности, но есть осуществлямая в динамике реализация единства между его участниками.
В ряде работ непосредственно указывается на существенный воспитательный потенциал, которым обладают конфликтные ситуации, возникающие в образовательном процессе М.М. Рыбакова (1991), С.В. Березин (1995) и др.
Поскольку возникновение конфликта подростка с родителями обусловлено одновременно действием нескольких конфликтогенных факторов, имеющих различную природу, работа школьного психолога в условиях такого конфликта должна носить комплексный, системный характер. Это требует использования методов коррекции совместной деятельности, конфликтогенных факторов межличностных отношений; личностных и индивидуально-психологических факторов возникновения межличностного конфликта.
Методы, используемые психологом при проведении коррекционно-развивающей работы, выступают как средство коррекции поведения в конфликте и обучения конструктивным формам такого поведения. Эти методы различаются по нескольким параметрам.
Наиболее важным из них является степень включенности психолога: 1) при организации совместной деятельности, целью которой является влияние на индивидуально-психологические особенности подростков, выступающие как факторы возникновения конфликтов с родителями, психолог включен в коррекционный процесс опосредованно - через саму совместную деятельность подростка с родителем, 2) при организации коррекционно-развивающей работы по типу посреднической деятельности, психолог включен в процесс явно, наконец, 3) при организации работы в рамках группы тренинга, психолог включен в групповой процесс как один из его участников, организующий этот процесс так, чтобы каждый участник группы усваивал то, чего не хватает лично ему в личностном и коммуникативном плане.
Возможно выделение и других параметров, отличающих методы коррекционно-развивающих воздействий в системе межличностного конфликта. Нужно отметить, что эти параметры могут одновременно выступать в качестве оснований классификации таких методов работы школьного психолога. Так, например, если классифицировать методы коррекционной работы по количеству участников, то можно выделить групповые и индивидуальные методы. Если в основу классификации положить предмет коррекционно-развивающих воздействий, выделить методы непосредственной коррекции и методы опосредованной коррекции. В основу классификации методов коррекционно-развивающей работы школьного психолога в условиях конфликта подростков с родителями может быть положена стадийность развития самого конфликта. Тогда можно выделить методы преобразования факторов конфликтной ситуации - это работа школьного психолога на начальных стадиях развития межличностного конфликта, направленная прежде всего на профилактику. И методы работы в условиях актуального межличностного конфликта - в этих условиях деятельность психолога направлена на конструктивное разрешение конфликта подростков с родителями.
В нашей работе мы использовали следующие методы коррекционно-развивающей работы школьного психолога в ситуации конфликта подростков с родителями:
1) групповая дискуссия;
2) группа тренинга;
3) консультирование;
4) посредничество;
5) родительский семинар.
Конечно, предлагая данные методы работы школьного психолога в ситуации подростково-родительского конфликта, мы не претендуем на создание полной модели психокоррекционной деятельности школьного психолога. Мы лишь пытаемся выделить основы работы психолога по преодолению подростково-родительского конфликта и приданию ему конструктивного потенциала.
Подводя итог анализу основных форм и методов психокоррекционной работы школьного психолога, направленных на конструктивное разрешение межличностных конфликтов подростков со взрослыми и профилактику их негативных последствий, еще раз отметим следующие обстоятельства.
1. Конфликты имеют как деструктивный, так и конструктивный характер. Они неизбежны.
2. Задачами школьного психолога являются: 1 - диагностика условий и причин возникновения конфликтов и их коррекция на стадии возникновения, то есть в точке бифуркации; 2 - перевод потенциально деструктивного конфликта в личностно развивающий на основе применения специальных психологических и педагогических коррекционных техник.
3. Задача психолога - помочь подросткам избежать психологических травм, а родителям негативного эмоционально-психологического напряжения, занижения самооценки. Вариант решения этой проблемы- использование различных методов групповой и индивидуальной работы, осуществление различных форм посреднической