|
МЕТОДИКИ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В "КОМСОРГЕ"
|
МЕТОДИКИ:
Методика моделирования
совместной деятельности
Методика моделирования
межгруппового взаимодействия
Методика "Выбор"
Другие методики
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ
ОБУЧАЮЩЕЙ И ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Введение организационного
порядка, норм и ценностей
Реализация социального
творчества личности и группы
Создание высокого (фестивального)
психологического настроя как фактора личностной причастности к идеалам
центра
Для реализации психодиагностических
и коррекционных задач применяются традиционные и оригинальные методики.
Сотрудники психологической службы центра занимаются групповой и индивидуальной
диагностикой эмоциональных состояний, познавательной активности, особенностей
межличностных отношений, лидерства и др. Проводятся учебные занятия по
основам психологической грамотности. Ведется консультационная и коррекционная
работа на индивидуальном и групповом уровнях. Основным принципом организации
работы психологической службы является соединение диагностики и воздействия
в единую методическую процедуру. Методологической основой соединения является
принцип С.Л. Рубинштейна: "Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем,
чтобы воспитывать и обучать, изучая их".
Для реализации этих целей нами созданы оригинальные методики,
позволяющие осуществлять и измерение и воздействие: методики и моделирования
и коррекции совместной деятельности и межгруппового взаимодействия, методика
"Выбор". Методики моделирования построены на основе известных в социальной
психологии приборов-моделей совместной деятельности "Арка" и групповой
сенсомоторной интегратор. Методики моделирования совместной деятельности
и межгруппового взаимодействия разработаны и апробированы сотрудниками
кафедры психологии Ю.А. Луневым и С.В. Сарычевым в условиях молодежных
учебно-воспитательных организаций.Каждый день проводились эксперименты
на приборах (для детей они представлялись игровыми автоматами) с активами
отрядов. Для создания естественных условий эксперимента и с целью снятия
напряженности проводилось соревнование между отрядами. Иногда в состав
экспериментальной группы вводились те члены отрядов, которые являлись своего
рода "очагами напряженности" (в основном те, кто хотел уехать домой, или
не участвовал в отрядных делах).
Объективными показателями эффективности применения психологических
приборов для снятия напряженности являлись:
-
повышение настроя на групповую деятельность (с каждой новой
серией);
-
яркие положительные эмоции (смех, крики радости и т.д.);
-
желание еще раз придти поиграть, продолжительность игры (некоторые
группы проводили на "Арке" по 8-10 серий).
Большую эффективность имеет "Арка" (может быть связано с
высоким темпом и тесным групповым контактом).
В анкетах, заполненных детьми в конце смены, указывалось
на то, что игра на приборах доставила намного радости.
Вверх
Методика моделирования
совместной деятельности
Цели:
-
диагностика процессов групповой динамики (сплоченности, лидерства
и др.), эмоционально-волевых состояний группы, ее организованности и стрессоустойчивости;
-
коррекция группы с целью оптимизации ее основных характеристик
и стимуляция интегративных процессов.
Методические средства:
приборы-модели совместной деятельности ГСИ, "Арка";
-
бланки наблюдения;
-
вопросники для измерения эмоционально-волевых характеристик
и социометрического выбора.
Процедура:
1 этап: диагностика основных характеристик группы в нормальном
режиме работы с приборами-моделями;
2 этап: повышение стрессогенности режима работы группы
за счет изменения условий (изоляция лидера, организационные перестройки,
создание дефицита времени и т.п.).
3 этап: организация коррекции деятельности группы, включающая
в себя групповое обсуждение хода работы, обучение навыкам организаторской
деятельности и совершенствование организационных структур, выработка умений
психической саморегуляции и др.
Вверх
Методика моделирования
межгруппового взаимодействия
Цели:
-
диагностика направленности межгрупповой активности групп,
изучение процессов групповой динамики и особенностей межличностных отношений
в условиях межгруппового взаимодействия.
-
коррекция групповых характеристик с целью оптимизации межгрупповых
отношений в основном коллективе и стимуляции интегративных процессов в
группе.
Методические средства:
-
2 комплекта прибора-модели "Арка";
-
вопросник для выявления установки на тип межгруппового взаимодействия;
-
схема контролируемого наблюдения и оценки поведения группы.
Процедура состоит из 3 этапов: сначала группа работает в
условиях изоляции, затем - в условиях присутствия другой группы и, наконец,
в условиях взаимозависимой межгрупповой деятельности. Выделение этапов
обусловлено необходимостью актуализации групповых процессов в различных
ситуациях межгруппового взаимодействия - от предполагаемого контакта до
взаимодействия группы в его взаимозависимой форме. Психокоррекционный эффект
методики выражается в том, что она создает условия для:
-
повышения статуса группы в межгрупповых отношениях;
-
сближение психологической дистанции между группами;
-
приобретения позитивного опыта реальной межгрупповой совместимой
деятельности;
-
повышения значимости основного кол