МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В "КОМСОРГЕ"

 

МЕТОДИКИ:

Методика моделирования совместной деятельности

Методика моделирования межгруппового взаимодействия

Методика "Выбор"

Другие методики

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ И ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Введение организационного порядка, норм и ценностей

Реализация социального творчества личности и группы

Создание высокого (фестивального) психологического настроя как фактора личностной причастности к идеалам центра


Для реализации психодиагностических и коррекционных задач применяются традиционные и оригинальные методики. Сотрудники психологической службы центра занимаются групповой и индивидуальной диагностикой эмоциональных состояний, познавательной активности, особенностей межличностных отношений, лидерства и др. Проводятся учебные занятия по основам психологической грамотности. Ведется консультационная и коррекционная работа на индивидуальном и групповом уровнях. Основным принципом организации работы психологической службы является соединение диагностики и воздействия в единую методическую процедуру. Методологической основой соединения является принцип С.Л. Рубинштейна: "Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их".
Для реализации этих целей нами созданы оригинальные методики, позволяющие осуществлять и измерение и воздействие: методики и моделирования и коррекции совместной деятельности и межгруппового взаимодействия, методика "Выбор". Методики моделирования построены на основе известных в социальной психологии приборов-моделей совместной деятельности "Арка" и групповой сенсомоторной интегратор. Методики моделирования совместной деятельности и межгруппового взаимодействия разработаны и апробированы сотрудниками кафедры психологии Ю.А. Луневым и С.В. Сарычевым в условиях молодежных учебно-воспитательных организаций.Каждый день проводились эксперименты на приборах (для детей они представлялись игровыми автоматами) с активами отрядов. Для создания естественных условий эксперимента и с целью снятия напряженности проводилось соревнование между отрядами. Иногда в состав экспериментальной группы вводились те члены отрядов, которые являлись своего рода "очагами напряженности" (в основном те, кто хотел уехать домой, или не участвовал в отрядных делах).
Объективными показателями эффективности применения психологических приборов для снятия напряженности являлись:

Большую эффективность имеет "Арка" (может быть связано с высоким темпом и тесным групповым контактом).
В анкетах, заполненных детьми в конце смены, указывалось на то, что игра на приборах доставила намного радости.
Вверх

Методика моделирования совместной деятельности
Цели:

Методические средства:
приборы-модели совместной деятельности ГСИ, "Арка";
Процедура:
1 этап: диагностика основных характеристик группы в нормальном режиме работы с приборами-моделями;
2 этап: повышение стрессогенности режима работы группы за счет изменения условий (изоляция лидера, организационные перестройки, создание дефицита времени и т.п.).
3 этап: организация коррекции деятельности группы, включающая в себя групповое обсуждение хода работы, обучение навыкам организаторской деятельности и совершенствование организационных структур, выработка умений психической саморегуляции и др.
Вверх

Методика моделирования межгруппового взаимодействия
Цели:

Методические средства: Процедура состоит из 3 этапов: сначала группа работает в условиях изоляции, затем - в условиях присутствия другой группы и, наконец, в условиях взаимозависимой межгрупповой деятельности. Выделение этапов обусловлено необходимостью актуализации групповых процессов в различных ситуациях межгруппового взаимодействия - от предполагаемого контакта до взаимодействия группы в его взаимозависимой форме. Психокоррекционный эффект методики выражается в том, что она создает условия для: