МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Теоретические основания

Методики построения развивающей социальной среды

Методики моделирования совместной деятельности

 

Игровой социально-психологический тренинг



Теоретические основания

При разработке методологических основ воздействия на личность мы опирались на положения о системной детерминации психических явлений, сформулированных Б.Ф. Ломовым . Многоплановость, многоуровневость, многомерность личности, находящейся в постоянном развитии и включающей в себя явления разных порядков, требуют построения системы психологических воздействий и выбора интегральной личностной характеристики в качестве предмета реабилитации. На наш взгляд, наиболее адекватно целостность личности описывается понятием "социальное самочувствие личности". В нем отражаются два основных пласта отношений: отношение к образу "Я" и отношение к социальному окружению. Таким образом, главным социально-психологическим механизмом является восстановление (формировании) благоприятного социального самочувствия личности, т.е. положительного Я-образа и личностной позиции социального оптимизма и созидания. Мы исходили из того, что оптимизация отношений личности с социумом (как исторически начальной ступени ее социализации) есть главное условие формирования положительного отношения к себе.
Социально-психологическим механизмом оптимизации взаимодействия личности и общества выступает осознание личностью характера и динамики этого взаимодействия через призму собственного статуса в первичном коллективе, статуса первичного коллектива (группы членства) в основном коллективе и статуса основного коллектива в обществе. Для успешной социализации необходимо обеспечить личностную удовлетворенность статусно-позиционной структурой. Социально-психологическая реабилитация личности школьников основывается на экспериментальном структурировании социальной среды с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности, главными субъектами которой являются личность и первичный коллектив, то есть создается особый микросоциум, отличающийся по ряду существенных показателей от обычной среды - своего рода социальный оазис.
Значительный контраст, существующий между данной общностью и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность.
Главным средством воздействия являются вышеуказанные условия совместной жизнедеятельности, которые обеспечивают высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализируют ее лучшие стороны, дают простор для позитивного самоутверждения личности. Паритетное направление психологического воздействия заключается в формировании в каждой группе свойств как субъекта деятельности, так и субъекта общения. Мы считаем, что это придает конструктивный характер гуманистическим новообразованиям личности.

Вверх


Методики построения развивающей социальной среды

Базовыми теоретическими основаниями создания методик являются принципы формирования личности и коллектива посредством организации совместной деятельности, сформулированные Л.И. Уманским и А.С. Чернышевым.
Многолетняя практика психологической помощи молодежи привела нас к необходимости создания комплекса психолого-педагогических приемов эффективного и крупномасштабного воздействия на личность (технологии) с целью ее реабилитации и повышения соци