МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методики построения развивающей социальной среды
Методики моделирования совместной деятельности
|
Игровой социально-психологический тренинг
При разработке
методологических основ
воздействия на личность мы
опирались на положения о системной
детерминации психических явлений,
сформулированных Б.Ф. Ломовым .
Многоплановость, многоуровневость,
многомерность личности,
находящейся в постоянном развитии
и включающей в себя явления разных
порядков, требуют построения
системы психологических
воздействий и выбора интегральной
личностной характеристики в
качестве предмета реабилитации. На
наш взгляд, наиболее адекватно
целостность личности описывается
понятием "социальное
самочувствие личности". В нем
отражаются два основных пласта
отношений: отношение к образу "Я"
и отношение к социальному
окружению. Таким образом, главным
социально-психологическим
механизмом является
восстановление (формировании)
благоприятного социального
самочувствия личности, т.е.
положительного Я-образа и
личностной позиции социального
оптимизма и созидания. Мы исходили
из того, что оптимизация отношений
личности с социумом (как
исторически начальной ступени ее
социализации) есть главное условие
формирования положительного
отношения к себе.
Социально-психологическим
механизмом оптимизации
взаимодействия личности и общества
выступает осознание личностью
характера и динамики этого
взаимодействия через призму
собственного статуса в первичном
коллективе, статуса первичного
коллектива (группы членства) в
основном коллективе и статуса
основного коллектива в обществе.
Для успешной социализации
необходимо обеспечить личностную
удовлетворенность статусно-позиционной
структурой. Социально-психологическая
реабилитация личности школьников
основывается на экспериментальном
структурировании социальной среды
с высокими характеристиками
совместной жизнедеятельности,
главными субъектами которой
являются личность и первичный
коллектив, то есть создается особый
микросоциум, отличающийся по ряду
существенных показателей от
обычной среды - своего рода
социальный оазис.
Значительный контраст,
существующий между данной
общностью и традиционными учебно-воспитательными
организациями, создает
дополнительный эффект
психологического воздействия на
личность.
Главным средством воздействия
являются вышеуказанные условия
совместной жизнедеятельности,
которые обеспечивают высокий
уровень мотивации достижения
успеха и раскрытия творческого
потенциала личности, актуализируют
ее лучшие стороны, дают простор для
позитивного самоутверждения
личности. Паритетное направление
психологического воздействия
заключается в формировании в
каждой группе свойств как субъекта
деятельности, так и субъекта
общения. Мы считаем, что это придает
конструктивный характер
гуманистическим новообразованиям
личности.
Методики построения развивающей социальной среды
Базовыми
теоретическими основаниями
создания методик являются принципы
формирования личности и коллектива
посредством организации
совместной деятельности,
сформулированные Л.И. Уманским и А.С. Чернышевым.
Многолетняя практика
психологической помощи молодежи
привела нас к необходимости
создания комплекса психолого-педагогических
приемов эффективного и
крупномасштабного воздействия на
личность (технологии) с целью ее
реабилитации и повышения соци