Оглавление | Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Литература |
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1.СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
1.2. ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ГРУППОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
1.2. Оптимальные условия групповой интеграции в социальном обучении
Функционирование
социальных групп основано на
единстве системности,
организованности и самодвижения.
Характер сложных
взаимозависимостей малой группы и
окружающей социальной среды
определяется уровнем развития
группы и, прежде всего, ее
организованностью.
Организованность - способность
группы как коллективного субъекта
совместной деятельности к активной
перестройке неупорядоченных
групповых состояний и действий в
упорядоченные, определенные.
Организованность проявляется в
умении группы самостоятельно
создавать организацию в ситуации
неопределенности, сочетать
инициативность и разнообразие форм
индивидуального поведения с
устойчивым единством действий по
реализации цели группы.
Критерием оценки организованности
могут служить следующие
характеристики ее деятельности в
неординарных, стрессогенных
условиях, а именно:
1) способность группы самостоятельно планировать этапы осуществления поставленной цели и распределять предстоящую работу среди своих членов;
2) высокая дисциплинированность членов группы при выполнении возложенных на них функций;
3)способность группы к эффективному контролю и действенной коррекции индивидуальных действий, к подавлению проявлений дезорганизации;
4) умение группы в относительно сжатые сроки анализировать выполненную ее членами работу, намечать пути совершенствования группового взаимодействия (66).
Чем более
высокоорганизованной является
группа, тем в меньшей степени она
испытывает возмущающие помехи
внешней среды и тем в большей
степени повышается зависимость
последней от воздействий малой
группы (67).
В условиях значительных изменений
социальной среды, личности и малых
групп как связующих звеньев
личности и общества возникает
проблема выбора оптимальной, с
точки зрения развития группы и
личности, среды и стратегий
взаимодействия с ней.
Поиск оптимального варианта
предполагает не только адекватную
оценку всех возможных вариантов, но
и преобразование избранной среды.
Ведущим аспектом интеракции в
малых группах является, как считает
Б.Д. Парыгин, интегрированность
групповой деятельности и отношений
(45). Групповая интеграция от лат.
integer - целый) состояние группы,
характеризующееся
упорядоченностью внутригрупповых
структур, согласованностью
основных компонентов системы
групповой активности,
устойчивостью субординационных
взаимосвязей между ними,
стабильностью и преемственностью
их функционирования и т.п.
признаками, свидетельствующими о
психическом единстве, целостности
социальной общности. Групповая
интеграция проявляется в
относительно непрерывном и
автономном существовании группы,
что предполагает наличие процессов,
препятствующих нарушению
психологической сохранности
группы: отсутствие интегративных
свойств неизбежно ведет к распаду
любой человеческой общности.
Степень согласованности актов
поведения в группе самым прямым
образом влияет на эффективность
усилий группы в целом. Особую
ценность представляет способ
внутреннего согласования
коллективных действий в отличие от
внешней подогнанности совокупного
поведения под общий образец.
Социально-психологическим
механизмом интеграции группы
выступает структурирование
внутригрупповых структур,
иерархичность и стабильность их
функций. В этой связи А.И. Донцов
выделяет методологически значимую
задачу вычленения совокупности
факторов, обусловливающих
функциональную необходимость и
степень вариативности
интегративных тенденций.
С позиций деятельностного подхода
центральной детерминантой
социально - психологической
интеграции выступает социально
заданная цель как прообраз
результата коллективной
деятельности.
Таким образом, цели и задачи
совместной деятельности являются
главным регулятором поведения
человека в группе и групп в рамках
основной организации.
Соответственно ЦОЕ как сближение и
сходство оценок в нравственной и
деловой сферах, согласно теории А.В.
Петровского, формируется не на
основе эмоциональных тяготений и
отталкиваний, но в результате
общественно ценной и личностно
значимой совместной деятельности .
Ведущую роль параметра
направленности групповой
активности как носителя групповых
целей, моральных ценностей и
мотивов в структуре основных
интегративных процессов:
организованности, эмоционального,
волевого и интеллектуального
единства - приписывали Л.И. Уманский
и его ученики.
В связи с этим уровень развития
группы как коллектива
обеспечивается, с одной стороны,
зрелостью всех параметров, а с
другой - доминирующей ролью
направленности в общей структуре (59;
66).
Вышеуказанные
подходы к проблемам
жизнедеятельности групп и
коллективов разрабатывались
применительно к условиям
относительно стабильных
социальных сред; изменение
социально-экономических условий
вызвало социально-психологическую
динамику и личности, и группы (24).
Проблема коллектива (группы) как
субъекта деятельности и общения
поднималась в работах А.В.
Петровского, Л.И. Уманского, Е.В.
Шороховой и др. (47; 59; 72), но более
полное освещение она получила в
исследовании трудовых коллективов
с позиций системного подхода,
проведенном А.Л. Журавлевым (22; 23; 24).
Автор приходит к мысли о
необходимости разработки
многомерной классификации
психологических свойств
коллектива, т.к. описано большое их
число, но они рассматриваются
рядоположенно, хотя имеют разный
порядок, уровень и основания
классификации.
В этой связи, ряд таких социально-психологических
свойств трудового коллектива, как
сплоченность, совместимость,
удовлетворенность группой,
подготовленность, референтность и
т.д., не характеризуют его
совместную трудовую деятельность,
т.к. они имеют другие основания их
выделения, а свойства:
целенаправленность,
мотивированность, целостность,
согласованность, организованность
и др. - одновременно характеризуют и
совместную деятельность, и
коллективный субъект.
Обобщая результаты эмпирических
исследований коллективов, А.Л.
Журавлев выявляет парадокс
тенденций в жизнедеятельности
молодежных групп: сочетание
высокой сплоченности,
удовлетворенности членством в
группе, идентификации личности и
группы и т. д., с одной стороны, - и
низких показателей совместной
деятельности - с другой.
Т.е. в групповом сознании
прослеживается смещение ценностей
с трудовой деятельности на общение
и взаимоотношения, от которых члены
группы получают большее
удовлетворение (24).
Однако, по нашим данным, в
жизнедеятельности молодежных
учебных групп (подростки,
старшеклассники, учащиеся ПТУ и
студенты) в силу возрастных
особенностей общение и
межличностные отношения заметно
выражены и высоко ценятся.
Вследствие этого возникает
необходимость целостного
рассмотрения группы - и как
субъекта деятельности, и как
субъекта общения, и как субъекта
отношений, поэтому в структуре
основных групповых свойств,
способствующих интеграции,
целесообразно рассмотрение наряду
с направленностью активности,
организованностью и такие свойства,
как сплоченность и межгрупповое
единство, которое отражает
характер отношения группы к другим
группам как в рамках общей основной
организации, так и за ее пределами.
Эффективность групповой
интеграции зависит не только от
набора интегративных свойств, но и
от значимости, "удельного веса"
каждого из них в общей структуре, а
также от того свойства, которое
выполняет роль системообразующего
фактора (18).
Иерархия "удельных весов"
групповых свойств определяется
рядом причин, но главными из них
являются такие, как социальный
статус группы, уровень ее развития,
особенности основной организации и
т.д.
Так, в группах студентов, успешно
выполняющих основную деятельность,
наиболее значимой является
направленность, затем идут
примерно с одинаковым "удельным
весом" организованность и
сплоченность, а замыкает ряд -
межгрупповое единство.
В группах девиантных подростков
ведущая роль принадлежит
организованности, затем следует
сплоченность и направленность, а
наименьшую роль играет
межгрупповое единство.
Особенно заметно влияет на
жизнедеятельность групп слияние
"удельного веса" таких свойств,
как направленности и сплоченности.
Приоритетное положение
направленности и сплоченности
среди остальных свойств
качественно обогащает
внутригрупповые процессы и
отношения группы с другими
общностями.
Однако в преобладающем большинстве
случаев с современных группах
молодежи ведущими являются
сплоченность и организованность в
ущерб направленности. Поэтому
задача оптимизации
жизнедеятельности молодежных
групп переходит в задачу
оптимизации структуры групповых
интегративных свойств.
Оглавление | Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Литература |