ГЛАВА 2.СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД - БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД
2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОЦЕДУРА
2.4. МОТИВАЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ
2.4.1. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К "СОЦИАЛЬНЫМ ОАЗИСАМ"
2.4.3. ОБРАЗ "СОЦИАЛЬНОГО ОАЗИСА" КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ
2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Понятие "технология"
еще только входит в обиход
специалистов и не имеет
устоявшегося определения. Поэтому
в ряде случаев оно неправомерно
используется как синоним понятий
"метод", "методика", "процедура".
Мы считаем, что статус социальной
технологии приобретает
теоретически и концептуально
обоснованный комплекс социально-психологических
средств, объединенных
специфическим организационным
алгоритмом. Технология должна
носить универсальный характер с
точки зрения ее воспроизводства в
новых социальных условиях.
Создание развивающих социальных
сред требует новых
методологических подходов.
Известные методы
групповой психотерапии не могут в
полной мере решить эту задачу по
следующим причинам:
во-первых, развивающая
социальная среда в отличие от
психотренинговых групп должна быть
открытой общностью и оказывать
определенное влияние на более
широкий социум;
во-вторых, в психотренинговых
группах часто возникает проблема
переноса приобретенного
психологического опыта в реальную
жизнь и соотнесения, "увязывания"
начавшихся личностных изменений с
относительно ригидным социальным
окружением;
в-третьих, у многих участников
психокоррекционных групп
складывается "синдром
навязчивых сложных интерпретаций"
(62), что затрудняет социальную
адаптацию и развитие личности;
в-четвертых, в известных
направлениях групповой
психотерапии и прикладной
социальной психологии достаточно
полно разработаны способы
актуализации внутригрупповых
закономерностей личностного роста.
Однако межгрупповая феноменология
и соответственно практика
использования межгрупповых
механизмов жизнедеятельности
личности фактически не
представлена в современной
психологии воздействия. Известные
полевые эксперименты по изучению
межгруппового взаимодействия М.
Шерифа являлись строго
теоретическими исследованиями и не
имели практического развития.
Мы считаем совершенно справедливым
вывод Л.А. Петровской о том, что
работа в тренинговых группах
обеспечивает лишь инициацию,
толчок к личностному росту,
является его начальной стадией.
Основная же стадия реализуется "в
сфере послегрупповой повседневной
жизнедеятельности участников" (46,
с.30).
Разработанные
нами социальные технологии
направлены на построение отношений
сотрудничества и социального
прогресса в континууме от
межиндивидного до межгруппового
взаимодействия.
Новизна наших технологий
заключается также в том, что они
основаны на новых (в сравнении с
традиционными принципами
психолого-педагогического
воздействия) методологических
принципах.
Методология воздействия
основывается на сформулированном С.Л.
Рубинштейном положении о личности
как результате и предпосылке
социальной деятельности и принципе
детерминизма как диалектики
качественно усложняющихся
зависимостей внешнего и
внутреннего на разных уровнях
бытия (52).
Мы опирались также на идею Б.Ф.
Ломова о том, что психологические
знания, в частности, по оказанию
помощи использовать напрямую, по
принципу "короткого замыкания"
неэффективно - надо на основе этих
знаний создать такие условия
жизнедеятельности для людей, такой
образ жизни, в рамках которого
формируются у человека заданные
психологические качества (31).
Предметом социально-психологического
воздействия являются:
на групповом и межгрупповом уровне:
· стимулирование субъектности
группы (личности) в межгрупповых (внутригрупповых)
отношениях;
· деятельностная взаимосвязь
первичных и основного коллективов;
· оптимизация статусных
внутригрупповых и межгрупповых
взаимодействий;
· повышение содержательности и
разнообразия интеллектуальных,
социальных и эмоциональных видов
совместной деятельности;
· повышение организованности
коллективов;
на личностном уровне:
· содействие успешному
личностному самоопределению, т.е.
формирование положительного
образа "Я" и позиции
конструктивного социального
оптимизма.
Необходимым условием достижения
личностного успеха является
наличие арсенала действенных
практических умений жить в
гармонии с собой и другими. Эти
умения формируются на основе
расширения потенциала личности в
трех основных сферах ее активности:
когнитивной, эмоциональной и
поведенческой, что составляет еще
один предмет социального обучения (помощи).
В когнитивной сфере мы
ориентируемся, прежде всего, на
формирование оптимистичного
мироощущения, а также на развитие
способности личности к
дифференцированной рефлексии
действий по построению и
достижению жизненных целей.
Важнейшим признаком субъектности
личности является ее умение
различать относительно отдаленные
цели - результаты и промежуточные -
средства, учитывать сложность их
взаимодействия. В технологическом
отношении реализация этой задачи
основывается на стимулировании
рефлексивной деятельности
личности:
а) в границах ее возможностей и
желаний (что может и хочет достичь
данная личность в данный период
жизни и что для этого она может и
хочет сделать);
б) в границах ее долженствования (что
и каким образом должна достичь
данная личность в данный период
жизни с учетом социокультурных
регламентаций и предписаний).
Работа с эмоциональной и
поведенческой сферами личности
предполагает обогащение палитры
эмоциональных переживаний, прежде
всего, высших чувств и расширение
репертуара поведенческих навыков.
Заметим, что психотерапевтические
методы являются эффективным
дополнением к социальным
технологиям и выполняют функцию
"точечных ударов", т.е. с их
помощью можно корректировать
негативные эмоциональные
состояния, формировать навыки
эффективной коммуникации и
профилактики конфликтов,
исправлять локальные личностные
деформации. В этом плане хороших
результатов можно достичь,
применяя любые современные
психотерапевтические методы - от
нейролингвистического
программирования до личностно-центрированной
терапии К. Роджерса. Наш опыт работы
в психологической консультации
подтверждает выводы известных
психологов, в частности Л.А.
Петровской (46), о том, что глобальные
и устойчивые изменения личности
возможны лишь при изменении ее
реальных условий жизни.
Эффективность крупномасштабной
помощи и оздоровление социальных
отношений во все более широком
пространстве обеспечиваются
включением социальных технологий в
реальную жизнь людей, постепенным
сглаживанием содержательных
различий, границ между
деятельностью, организованной
психологами и педагогами, и
повседневной жизнью.
Построение развивающей социальной
среды как базовый принцип
социального обучения обеспечивает
и впечатляющую масштабность
воздействия. Количество
одновременно обучаемых достигает
200 и более человек. Разработанные
технологии являются
универсальными по возможности
переноса и применения в различных
организационных условиях работы с
молодежью.
Технологии
основаны на актуализации следующих
механизмов построения развивающей
социальной среды:
1. Формирование
духовной культуры молодежного
социума
Главные
условия формирования мотивации:
совместное переживание юношами
чувства сопричастности к особой
молодежной субкультуре, сочетающей
в себе романтичность и высокую
социальную активность; чувство
принадлежности к престижной
общественной организации региона;
приобщение к высоким жизненным
целям и ценностям. Для многих ребят
обсуждение в широком круге
сверстников вопросов личностного
самоопределения и смысла жизни
является первой и редкой
возможностью осознать свое "Я"
и свой потенциал.
2.
Функциональное включение
педагогов в совместную
деятельность
Коллектив педагогов выступает не в
декларативной форме "группы
коллег-единомышленников", но в
форме "коллектива созидателей",
действующего в соответствии с
организационным порядком,
ритуалами и атрибутикой, принятыми
в данной среде. Т.е. педагоги
образуют свой отряд и наряду с
другими отрядами участвуют в общих
построениях, соревнованиях.
3. Включение
участников в высокоорганизованную
общность
Уровень
организованности развивающей
социальной среды резко
контрастирует с обычной средой
проживания. Организационные нормы,
структура, процессы отличаются
четкостью и упорядоченностью.
Коллективные действия совершаются
в быстром и согласованном
темпоритме. Характерна высокая
степень включенности индивидов в
совместную деятельность.
4.
Демократическое внедрение
организационного порядка
Организационные
нормы и структура представляются
на общем собрании в самом начале
смены не как "директивы
педагогического совета", но как
многолетние традиции, в создании
которых участвовали и сами
воспитанники. Таким образом,
подчеркивается возможность и
необходимость участия ребят в
продолжающемся нормотворчестве.
5. Общая
пространственная организация
коллективных действий
Общеколлективные
построения, спортивные состязания,
конкурсы, художественное
творчество, танцы, хоровые песни и
другие групповые мероприятия
совершаются в "зоне видимости"
для каждого воспитанника. Дети
воспринимают самих себя и друг
друга через призму
общеколлективной активности, что
стимулирует созревание подлинной
социальности в личности.
6. Социальное,
духовное и предметное обогащение
деятельности
Высокосодержательная
и в социальном, и в духовном
отношении, разнообразная в
предметном плане деятельность
является системообразующим
фактором развивающей социальной
среды, определяя ее направленность
и качественное своеобразие.
Воспитанники участвуют в групповых
дискуссиях на социально и
личностно значимые темы, готовят
театрализованные представления,
состязаются в спортивных и
интеллектуальных конкурсах, в
песенных и танцевальных фестивалях.
Особое место занимает трудовая
деятельность: помощь в
восстановлении исторических
памятников, участие в
экологических акциях, помощь
престарелым и инвалидам, труд по
самообслуживанию.
Ежедневно в расписание включены
учебные занятия, основной задачей
которых является обретение
социальных умений (способы
эффективной коммуникации, приемы
эмоциональной саморегуляции).
7.
Интенсификация интеллектуальных,
эмоциональных и поведенческих
компонентов совместной
деятельности.
Коллективные
действия совершаются на вербальном
(скандирование девизов,
приветствий, пение песен) и
сенсомоторном (игры, марши, танцы)
уровнях. Мероприятия проходят в
быстром темпе. Время и материальные
ресурсы для их подготовки
достаточно ограничены.
Публичность представления
результатов повышает
ответственность и эмоциональную
отдачу участников. Большинство
мероприятий проходят в форме
соревнований. Эмоциональная
насыщенность, необходимость
форсировать интеллектуальные и
творческие усилия, высокие
энергетические затраты - все это
обеспечивает максимальное
вовлечение каждого воспитанника в
совместную деятельность, устраняет
опасность возникновения пустых
молодежных "тусовок" и создает
эффект "огромной, продуктивной
жизни".
При разработке
технологий мы исходили из
предположения о том, что
периодическое включение группы в
социально улучшенную среду типа "социального
оазиса"
при обязательном участии
молодежной группы в ее организации
(проектировании) будет
способствовать формированию
оптимальной структуры основных
групповых интеграционных свойств и
становлению групп как субъектов
деятельности, общения и отношений,
способных не только выбирать, но и
проектировать для себя наиболее
адекватные социальные среды.
Предполагалось, что такая
социально-психологическая
динамика группы будет
способствовать и личностному
развитию ее участников.
С этой целью в качестве
экспериментального полигона
использовался Психологический
Центр подготовки молодежных
лидеров, в котором ежегодно
проходят подготовку 200-300
старшеклассников. Контингент
формировался, прежде всего, из
творческих и инициативных учащихся,
способных после обучения
самостоятельно сплотить детский
коллектив, стать лидерами в своих
школах.
Основным психолого-педагогическим
средством воздействия являлась
особая организация
жизнедеятельности юношей,
основанная на предоставлении
широкой автономии личности и
группы, на стимулировании
взаимозависимой формы совместной
деятельности и придании ей большой
социальной значимости. Именно
такие условия обеспечивают высокий
уровень мотивации достижения
успеха и раскрытия творческого
потенциала личности, актуализации
ее лучших сторон, дают простор для
позитивного самоутверждения
личности (68).
Если в школе преобладает
предметное обучение в ущерб
социальному, то в Центре главным
образом учат общению как
социальному творчеству. Предметное
же обучение носит свободный и
широкий характер: школьников
обучают правилам организаторской
работы, практике эффективного
общения самопознания, подготовке и
проведению художественных,
трудовых и спортивных мероприятий,
причем весь цикл действий - от
разработки сценария до его
реализации - совершают сами
школьники.
Обучение включает освоение
элементов политической и
экологической культуры: выпуск
стенгазет, проведение различных
акций и т.д.
"Социальный оазис"
представляет собою относительно
автономную систему, но за счет
высокой организованности он
способен сглаживать внешние
деструктивные воздействия,
направлять их в позитивное русло, и
в этом плане его возможности
воздействия на личность огромны.
Разработка технологий социального
обучения осуществлялась нами в
следующей последовательности:
1. Выделение типов учебно-воспитательных
организаций в зависимости от
характера социально-нормативных
требований к совместной
деятельности.
2. Определение учебно-воспитательных
организаций с оптимальными
социально-нормативными
требованиями в качестве базовой
модели развивающей социальной
среды.
3. Выявление направлений, форм и
уровней социально-психологического
воздействия на личность школьника
и его эффективности.
4. Вычленение основных алгоритмов
эффективного воздействия.
5. Определение процедурных звеньев
и социально-психологического
контекста различных технологий
воздействия.
6. Описание ведущих технологических
блоков воздействия - методик
построения развивающей социальной
среды (социотехник).
Таким образом, вектор разработки
методик направлен от разработки
теоретических оснований через
условия конкретной социальной
среды и ее проблем (проблем
личности) к технологическому
построению методики. Масштаб
работы, т.е. количество школьников и
пространственно-временные
характеристики, потребовал
создания принципиально новых
методик психологического
воздействия.
Главная их отличительная
особенность заключается в том, что
в них аккумулированы социально-психологические,
педагогические и
психотерапевтические подходы. По
своей функции и сути они являются
методиками социальной помощи (cоциотехниками).
Другим принципиальным отличием
является использование
психологических приборов-моделей
совместной деятельности типа "Арка".
Опишем предмет и компоненты
реализации основных социотехник:
1.
Социотехника формирования
мотивации достижения успеха
Данная
социотехника направлена на
формирование позитивной
социальной мотивации, "социального
оптимизма" личности. Как
известно, требования школы к
личности учащихся носят
недифференцированный и достаточно
жесткий характер. Часть школьников
не справляется с их реализацией, и у
них формируется синдром "боязни
ошибки", следовательно,
снижается инициативность.
В рамках нашей рабочей концепции
инициативность выступает важным
параметром субъектности личности -
основы ее позитивного
самоопределения. Социотехника
основана на актуализации двух
факторов: инициативности личности
и эмоционального принятия (поддержки)
социальной активности личности.
Компоненты реализации:
· создание норм коллективного
поведения, требующих участия
каждого члена группы в обсуждении,
подготовке и реализации групповых
дел;
· внедрение тематического и
организационного "изобилия
мероприятий", в котором каждый
найдет место для себя;
· создание "микроситуаций
социального руководства" для
каждого школьника;
· внедрение системы групповых
ритуалов эмоциональной поддержки;
· высокий эмоциональный (фестивальный)
настрой на творчество;
· обязательная демонстрация знаний
и умений на внутри- и межгрупповом
уровнях с гарантией минимального
успеха;
· полифункциональный характер
деятельности, разнообразие
социальных ролей;
· стимулирование спонтанности в
разработке и реализации дел.
2.
Социотехника регуляции
эмоционального настроя
Оптимизация
коллективного эмоционального
настроя является одним из
фундаментов эффективных
психологических изменений
личности.
В Центре молодежных лидеров
осуществляется постоянное
слежение за динамикой групповых
эмоциональных процессов и, по мере
необходимости, их коррекция. Мы
считаем, что в широкой палитре
эмоциональных состояний
школьников основными тонами должны
быть стеничные положительные
эмоции.
Оптимизация эмоционального
коллективного настроя является
одним из фундаментов эффективных
психологических изменений
личности.
Компоненты реализации:
· неожиданное изменение распорядка
дня или плана мероприятий ("организационные
сюрпризы");
· игровые экспромты педагогов и
психологов во время массовых
мероприятий;
· съемка и демонстрация
видеофильмов, фоторепортажей,
оперативно отражающих наиболее
значимые события в жизни ребят.
3.
Социотехника развития способности
личности к социальной интеграции
Исследования
молодежных коллективов постоянно
выявляют достаточно большую группу
юношей и девушек, которые
испытывают затруднения при
вхождении в новую общность,
испытывают дискомфорт, если круг
общения превышает 20-30 человек (средняя
наполняемость школьного класса),
подвержены эффектам обезличивания
и деиндивидуализации в больших
социумах.
Необходимо научить человека
находить баланс между
индивидуальным и групповым
уровнями жизни, ощущать радость
коллективных переживаний и
действий.
Компоненты реализации:
· высокая интенсивность и объем
внутри- и межгрупповых интеракций,
совершаемых в едином
пространственно-временном
масштабе;
· многоуровневый характер
взаимодействия индивида с группой (сенсомоторный,
интеллектуальный, эмоциональный,
перцептивный уровни);
· эмоционально и духовно
насыщенное содержание совместных
действий;
· коллективное переживание общих
эмоциональных состояний.
4.
Социотехника формирования
способности личности к гибкой
групповой идентификации
Установка
на межгрупповое сотрудничество
определяется способностью
личности к гибкой (расширяющейся)
групповой идентификации. Важно
научить человека не замыкаться в
рамках узкой групповой
принадлежности, но представлять
себя и, что еще более важно, реально
участвовать в жизни других групп. С
этой целью в программу
деятельности можно ввести право
любого учащегося поменять группу
членства в определенный день
учебной смены. Участие в
соревнованиях или совместной
работе с представителями других
лагерей или детских учреждений
также помогает осознать свою
принадлежность не только к отряду,
но и к лагерю, и далее к более
широкому социуму.
Компоненты реализации:
· расконсервация групповой
принадлежности (на перцептивном
уровне и на уровне реального
членства), расширение ее
пространства от групп членства до
социумов более высокого порядка;
· возможность участия в
жизнедеятельности групп с разными
статусами;
· свободный выбор новой группы
членства в регламентированной
процедуре.
Отдельная группа
социотехник создана на основе
методов моделирования совместной
деятельности.
Эти методы актуализируют групповые
и межгрупповые механизмы
самоопределения личности.
Непосредственным предметом
воздействия являются
психологический настрой,
эмоциональная устойчивость,
лидерство, статус личности (групповые
факторы) и межгрупповые отношения,
статус группы, лидерство на уровне
основного коллектива (межгрупповые
факторы).
1. Метод
формирования межгруппового
сотрудничества (33).
Цель -
формирование установок на
межгрупповое сотрудничество и
закрепление их в реальном
взаимодействии.
Методические средства: приборы-модели
совместной деятельности "Арка".
Процедура состоит из трех этапов:
сначала группа работает автономно,
затем - в условиях присутствия
другой группы и, наконец, в условиях
взаимозависимой межгрупповой
деятельности. Выделение этапов
обусловлено необходимостью
актуализации групповых процессов в
различных ситуациях межгруппового
взаимодействия - от
предполагаемого контакта до
взаимодействия групп в его
взаимозависимой форме.
Дополнительный психокоррекционный
эффект методики выражается в том,
что она создает условия для:
· повышения статуса группы в
межгрупповых отношениях;
· сближения психологической
дистанции между группами;
· приобретения позитивного опыта
реальной межгрупповой совместной
деятельности;
· повышения значимости основного
коллектива.
Этот метод предполагает и
процедуру "Группового решения".
Процедура:
1 этап: Индивидуальная работа с
опросником "Выбор" с целью
выбора предпочитаемого типа
организации межгрупповой
деятельности.
2 этап: Групповое обсуждение
проблемы эффективности
обсуждаемых типов организации
деятельности в условиях Центра.
3 этап: Актуализация гласного
группового решения.
2. Метод
оптимизации статусных различий на
личность и группу (34).
Данный
метод разработан по заказу
Министерства образования РФ в
рамках программы "Помощь" (44, с.15.).
Ключевыми звеньями методики
являются стимулирование осознания
потенциала группы членства,
сближение психологической
дистанции и успешное
взаимодействие с группой-лидером
основной организации, приобретение
успешного опыта в основной
деятельности. При ее создании мы
опирались на положение о том, что
возможны следующие уровни
статусных взаимодействий.
1. Индивид-индивид как
взаимодействие в рамках одной
групповой принадлежности.
2. Индивид-индивид как
взаимодействие представителей
различных групп.
3. Группа-группа как взаимодействие
первичных коллективов в рамках
основной организации.
4. Группа-группа как взаимодействие
основных организаций.
С помощью данной методики можно
решать следующие задачи:
· развивать межгрупповое
сотрудничество;
· повышать статус личности
посредством изменения положения
группы в межгрупповых отношениях и
социальных стереотипов;
· оптимизировать статусные
различия в межгрупповых отношениях.
Методические средства:
модифицированные приборы-тренажеры
совместной деятельности "Арка",
социометрический тест
межгрупповых статусных отношений.
Процедура:
1. С помощью социометрического
теста определить структуру
межгрупповых статусных отношений в
основном коллективе.
2. Выбрать низкостатусную группу (группа
А), члены которой испытывают
психологический дискомфорт,
напряженность во взаимоотношениях
и другие проблемы.
3. Выявить особенности
представлений членов данной группы
об иерархии межгрупповых отношений
в основном коллективе (на основании
результатов социометрического
теста).
4. Выбрать группу (группа Б), статус
которой в представлениях членов
группы А очень высок.
5. Провести предварительные встречи
с каждой группой в отдельности и
определить задачи их предстоящей
совместной работы на тренажерах.
При этом необходимо сформулировать
надгрупповые цели работы - найти
лучший организационный алгоритм
работы на тренажерах, показать
такие результаты, которые "принесли
бы славу" всему основному
коллективу. Осуществить несколько
проб на тренажерах, зафиксировать
показанные результаты. Если группа
А показывает гораздо худшие
результаты, чем группа Б (что
является достаточно типичной
ситуацией), то помочь улучшить
результаты за счет демонстрации
более оптимального алгоритма
работы, устранения психологических
барьеров, выбора эффективного
лидера.
6. Организовать и провести
процедуру совместной работы двух
групп на тренажерах по алгоритму
методики формирования
межгруппового сотрудничества.
7. Организация общегруппового
неформального, "дружеского"
обсуждения результатов совместной
работы.
3. Метод
актуализации надежности группы (54).
Цель -
повышение стрессоустойчивости
группы, стимулирование лидерства.
Методические средства: "Арки".
Процедура:
1 этап: диагностика основных
характеристик группы в нормальном
режиме работы с тренажерами.
2 этап: повышение стрессогенности
режима работы за счет изменения
условий деятельности (изоляция
лидера, организационная
перестройка, создание дефицита
времени и т.п.).
3 этап: коррекция деятельности
группы, включающая в себя групповое
обсуждение хода работы, обучение
навыкам организаторской
деятельности и психической
саморегуляции и т. п. Методика
обеспечивает также следующие
групповые психокоррекционные
эффекты:
повышение стрессоустойчивости
группы;
совершенствование лидерства;
сближение психологической
дистанции в группе;
регуляция статусной структуры
коллектива.
Апробация и
проверка эффективности
разработанных нами технологий
проходила в ходе крупномасштабных
экспериментов в 1994-98 гг. в рамках
целевой комплексной программы
Министерства Образования РФ "Помощь".
Одна из целей эксперимента
заключалась в выявлении
возможности переноса социальных
технологий в иные социально
организованные условия (т.е.
проверялась универсальность
технологий). Результаты
эксперимента изложены в разделе
"Измерение эффективности
обучающих технологий".