ГЛАВА 3.ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБУЧЕНИЯ
3.2.
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕГРАТИВНЫХ
СВОЙСТВ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
3.3.
ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
В 1995 году под
нашим руководством был проведен
крупномасштабный полевой
эксперимент по проверке
эффективности технологий
социального обучения (помощи)
старшеклассникам и возможности их
воспроизведения в иных социальных
условиях и на новом объекте (учащиеся
из районов, пострадавших от
Чернобыльской катастрофы).
Общее количество участников
эксперимента (включая
воспитанников центра "Лидер")
составляло 520 человек. Из них не
менее 30% - дети из районов Курской
области, загрязненных радиацией.
Проведенный эксперимент соединял в
себе диагностическую и
коррекционную части, т.е. в
определенном смысле являлся
аналогией известных "исследований
в действии" К. Левина, Э. Торсруд и
др.
Задачи
эксперимента:
1. Построение теоретической
и рабочей концепций
психологической помощи школьникам.
2. Выявление основных алгоритмов
эффективного социально-психологического
воздействия в условиях временного
детского коллектива.
3. Определение эмпирических
параметров и референтов
воздействия и диагностики его
эффективности.
4. Формирование адекватного целям и
задачам эксперимента комплекса
оперативных диагностических
методических средств (социокультурная
адаптация, стандартизация).
5. Создание технологии
взаимодействия психологов-исследователей
и педагогов-воспитателей (решение
проблемы передачи информации для
пользователя, формирование заказов,
организационное взаимодействие,
определение профессионально-этических
принципов, организационное
консультирование).
6. Участие в решении организационно-технических
проблем эксперимента (обеспечение
необходимой материально-технической
базы, формирование детского
контингента, подбор кадров
педагогов и психологов).
7. Создание компьютерного банка
данных, статистическая обработка
эмпирического материала (программное
обеспечение, представление
результатов).
Этапы
проведения:
1.Июль - выявление
возможности переноса и применения
разработанных социальных
технологий в иных организационно-кадровых
условиях (Центр психологической
поддержки социально
депривированных детей, Центр "Монолит").
2.Август - основная часть
эксперимента. Необходимость
введения первого этапа
продиктована актуальной
потребностью расширения круга лиц,
нуждающихся в психологической
помощи. Комитет по делам молодежи
администрации Курской области
обратился с просьбой о содействии в
организации нового учебно-воспитательного
молодежного центра. В этом центре
обучение и психологическую помощь
получают представители молодежных
клубов, общественных объединений и
других общностей. Оригинальность
центра заключается в том, что
сделана попытка наладить
продуктивное взаимодействие
нескольких молодежных объединений
с различной направленностью на
основе гуманистических принципов.
Были представлены многие города и
поселки Курской области. Главная
цель первого этапа заключалась в
том, чтобы проверить
универсальность разработанных
социотехник, их относительную
независимость от личностных и
профессиональных качеств
педагогов-воспитателей, а также
отработать способы передачи
технологии воздействия
практическим педагогам и
психологам.
На втором этапе решались основные
задачи эксперимента.
Организационные условия
эксперимента: загородные
оздоровительные учреждения
Курской области ("Заря" в
Кореневском районе, "Дичня" в
Курчатовском районе).
Объект: 527
учащихся подросткового и раннего
юношеского возрастов обоего пола
школ и средних специальных
учреждений Курской области. Из них
76 школьников из районов, зараженных
в результате Чернобыльской
катастрофы.
Предмет исследования. Оценка
эффективности технологий по
следующим параметрам:
· уровень познавательной
активности, тревожности и
негативных эмоциональных
переживаний как личностных свойств
и как актуального состояния
личности;
· отношение к образу "Я";
· потребность в достижении.
Педагогический коллектив
составляли учителя школ Курской
области и студенты Курского
государственного педагогического
университета.
Гипотеза
эксперимента:
1.Наиболее эффективными методиками
психологической помощи школьникам
с точки зрения масштабности и
оптимальности воздействия
являются технологии построения
развивающей социальной среды.
2.Разработанные технологии
являются универсальными по
возможности переноса и применения
в различных организационных
условиях массовой воспитательной (психокоррекционной)
работы с молодежью.
3. Наиболее значимыми (показательными)
параметрами воздействия и
личностных изменений являются
формирование положительного
образа "Я" и личностной
позиции конструктивного
социального оптимизма - критериев
позитивного личностного
самоопределения.
Материально-техническая
база эксперимента:
· компьютерный класс "Ямаха"
(7 комплектов);
· персональные компьютеры IBM;
· видеоаппаратура;
· фотоаппаратура;
· приборы-модели совместной
деятельности "Арка" (три
модификации);
· тестовые бланки-опросники;
· звукоусилительная аппаратура.
Анализ
результатов эксперимента:
В ходе эксперимента был
получен значительный массив данных.
Ниже представлены некоторые итоги
обработки по следующим
эмпирическим показателям: уровень
познавательной активности,
тревожности и негативных
эмоциональных переживаний как
личностных свойств и как
актуального состояния личности;
отношение к образу "Я";
потребность в достижении.
Первая группа была составлена из 33
школьников, проживающих в
загрязненных районах, вторая
группа - из 33 школьников "чистых"
районов. Рандомизация
осуществлялась по признакам пола,
возраста и социокультурной
принадлежности.
1. Уровень
познавательной активности,
тревожности и отрицательных
эмоциональных переживаний:
а) как свойства личности:
-в первой группе уровень
тревожности имеет тенденцию к
снижению. Во второй группе динамика
уровня тревожности также
положительная (см. рис. 2 и 3).
-в первой группе уровень познавательной активности умеренно повысился. Во второй группе эта тенденция имеет более четкую направленность к увеличению (см. рис. 4 и 5);
-в первой группе уровень негативных эмоциональных переживаний имеет тенденцию к уменьшению. Такая же картина наблюдается и в другой группе, но более умеренно (см. рис. 6 и 7).
б) как
актуального состояния:
-в первой группе динамика уровня
тревожности имеет более выраженную
тенденцию к уменьшению (см. рис. 8 и 9);
-уровень познавательной активности в первой группе умеренно возросла. Такая же тенденция наблюдается и в другой группе (см. рис. 10);
-динамика уровня негативных эмоциональных переживаний в первой группе имеет тенденцию к снижению. Такая же динамика наблюдается и во второй группе (см. рис. 12 и 13).
Таким
образом, динамика уровней основных
эмоциональных процессов в
экспериментальных группах -
тревожности, познавательной
активности, негативных
эмоциональных переживаний -
позволяет говорить об улучшении
данных показателей и,
следовательно, об эффективности
экспериментального воздействия.
2. Отношение к образу "Я" (самооценка).
В первой
группе (учащиеся из районов с
радиоактивным загрязнением) до
введения экспериментального
импульса подавляющее большинство
респондентов (88%) проявили средний
уровень выраженности данного
качества, 6 % респондентов были
отнесены к уровням выраженности
качества "ниже среднего" и "выше
среднего".
Динамику данного показателя после
введения экспериментального
импульса можно оценить как
умеренно-позитивную. Это
проявилось в сокращении доли лиц со
средним уровнем выраженности
рассматриваемого показателя до 66 %
при одновременном увеличении
количества испытуемых с уровнем
"выше среднего" с 6% до 27%. (см.
рис. 14).
Особенности
сформированности самооценки у
старшеклассников из второй группы
проявились в том, что до введения
экспериментального импульса более
половины (54%) респондентов имели
средний уровень выраженности
рассматриваемого качества (это
значительно меньше, чем в первой
группе). Отметим, что у респондентов
из второй группы несколько больше
удельный вес лиц с высоким уровнем (12%)
и выше среднего уровня (15%) на начало
эксперимента.
Динамику изменения уровня
выраженности самооценки после
введения экспериментального
импульса можно описать следующим
образом. Увеличивается число лиц с
уровнем выраженности самооценки
"выше среднего" при сохранении
на прежнем уровне удельного веса
лиц со средним и высоким уровнем
самооценки и снижение с 18% до 12% лиц
с уровнем самооценки "ниже
среднего" (см. рис. 15).
3. Потребность в достижении.
Уровень выраженности потребности в достижении у респондентов из первой группы характеризуется сдвигом в сторону среднего и выше среднего уровней. Общая динамика может быть охарактеризована как положительная: происходит увеличение удельного веса лиц с высоким и средним уровнями выраженности описываемого качества при снижении числа лиц с уровнями выше среднего и ниже среднего (см. рис. 16).
У респондентов из второй группы положительная динамика потребности в достижении выражена более отчетливо за счет увеличения лиц с высоким уровнем потребности в достижении (см. рис. 17).