А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев "Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии". - Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1999.

Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература

ГЛАВА 3.ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 

 

3.1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

3.2. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕГРАТИВНЫХ СВОЙСТВ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

3.3. ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ


3.3. ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯИЗМЕНЕНИЕ

Изменение структуры интегративных свойств группы в связи с выходом направленности в ведущие свойства изменило характер индивидуализации личности в группе. Известно, что группа предъявляет запрос к актуализации тех личностных свойств, которые способствуют успешному решению групповых задач, т.е. проявляется своеобразная селекция в принятии личностных свойств, актуализированных в деятельности и общении (47). До включения групп в эксперимент предпочтение отдавалось в основном эмоциональным проявлениям индивидов, а нравственные, коммуникативные и деловые качества востребовались в меньшей мере.
После пребывания в развивающей социальной среде группы, как правило, в первую очередь "делают ставку" на значимость нравственных свойств своих участников (см. рис.19).

Заметные изменения произошли и в структурах социальных чувств, переживаемых индивидом и группой. Известно, что эмоциональные процессы, опосредованные социальными эталонами, в отличие от натуральных неопосредованных эмоций, в психологии были обозначены термином "социальные эмоции". Эти эмоции понимаются как постоянное эмоциональное отношение к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме. Большое значение в данном аспекте получили вопросы изучения особенностей развития эмоций в связи с принципами обусловленности психики факторами культуры.
Важным представляется положение Л.С. Выготского о переживании как основной единице социальной ситуации развития ребенка, которая определяет не только его отношение к окружающим, но и его понимание ситуации. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, именно в переживании и осуществляется тот сплав аффекта и интеллекта, который составляет основу психики человека (12).
Нами прослеживалось изменение соотношения значимости, удельного веса основных видов социальных чувств: нравственных, интеллектуальных, коммуникативных, эстетических и праксических в общей атмосфере эмоциональной жизни группы. И в этом случае была выявлена динамика, представленная на графике (см. рис. 20).

Как видно из графика, доминирующим социальными чувствами являются коммуникативные, нравственные и эстетические при меньшей выраженности интеллектуальных и праксических чувств.
Одновременно с развитием группы как субъекта деятельности, общения и отношений происходило и личностное развитие подростков и юношей.


Итоги крупномасштабного эксперимента (на основе наблюдения, бесед, а также использования контент-анализа для оценки 530 своеобразных психологических "автопортретов" - (испытуемые писали небольшие сочинения о себе, своих проблемах, новообразованиях до и после эксперимента) позволяют сделать вывод о позитивном влиянии развивающих социальных сред на различные аспекты социального самоопределения подростков и юношей. В частности, активно формировались:
· установка к позитивному изменению среды и социальной ситуации ("... Я становлюсь активнее, общительнее, исчезает закомплексованность ... Я научилась находить выход из конфликтных ситуаций ... Моя жизнь повернулась в русло новой реки. Я начну новую жизнь" и т.д.);
· достаточно развитое отношение к себе, умение увидеть самое существенное и сущностное в своей личности и жизни. Поражает психологическая точность самооценки и своеобразная культура самоанализа, близкая к уровню профессионального психолога.("...Теперь я не такая вспыльчивая, раньше я была разочарована в жизни, а теперь я снова научилась любить и доверять. В общем, я научилась жить. Я поняла, какое место я занимаю в этом мире. А главное, я почувствовала себя здесь взрослым человеком. Я больше не буду распыляться по пустякам, буду искренней, постараюсь научить своих друзей тому, чему меня научили здесь").

Но замечен рубеж изменения самооценки с пониженной и неполной до прибытия в "оазис" - на адекватную (с элементом завышения) и более развернутую - после пребывания в "оазисе". То же можно сказать и относительно динамики и содержания будущей самооценки. Наши данные (правда, с ограничениями - рамками одного региона) дают основание для дискуссии с утверждениями Г.А. Ягодина и А.Г. Асмолова об отставании советских школьников по уровню рефлексии от своих американских и, особенно, японских сверстников (74).
Мы отличаем способность курских школьников оценить изменения в своем духовном мире после пребывания в социально улучшенной среде.
И, наконец, свои личностные приобретения (продвижения) они воспринимают не только как данность, как нечто само по себе свершившееся, а прежде всего - для обеспечения своей будущей жизни, для социального творчества, и в том числе - для совершенствования социальной ситуации.
Заметим, что здесь обнаруживается субъектность личности в своей высшей форме.
Обращает также внимание стремление найти смысл жизни и собственных поисков. Такое открытие для себя сделал, например, Лев Б.: "Наш Центр - это школа жизни, в которой я учусь только хорошему. Я буду более терпеливо относиться к окружающим, стараться помочь другим разобраться в жизненных проблемах… Я постараюсь наполнить свою жизнь смыслом".
Чувствительность к позитивным изменениям в социальной среде ("…Жить стало интереснее. Появилось новое увлечение - говорить и общаться. В Центре уничтожены и сильно ослаблены многие мои отрицательные качества, появились новые положительные. Появились зачатки чувства патриотизма, которого у меня раньше не было. Я думаю, что приеду домой более положительным и полезным для других людей, чем до лагерной смены."
"Центр помогает формированию личности справляться с комплексами. Он помогает выжить и учит, как избежать черных дней в жизни. Я чувствую себя свободной, это помогает мне вжиться в любой коллектив, помочь замкнутым, закомплексованным друзьям.").
Наши данные в целом совпадают с результатами исследования личностного развития подростков в молодежных организациях России аналогичного типа. Отмечается, что за сравнительно короткий срок происходит "социальное обновление" подростков и юношей, в частности, происходит следующее:
· переоценка нравственных установок, жизненных целей, открытие в себе новых рациональных возможностей как базы для выстраивания своей судьбы (43);
· чувство причастности к социальному творчеству, побуждение к созданию нового;
· установка на успешность в деятельности;
· опыт правового поведения и т.д.;
· удовлетворенность жизнью.
С учетом известных ограничений по выборке и времени исследования, можно говорить о высокой социабельности лиц ранней юности, об их высокой социальной чувствительности к изменению образа жизни.
Прослеживается установка на активное включение личности в прогрессивную социально ценную деятельность.
Эти данные в определенной мере совпадают с выводами К.А. Абульхановой-Славской о моральном сознании как ведущей детерминанте в российском менталитете (1). Наш эксперимент подтвердил ранее выявленный факт сохранения и даже усиления полученного личностного "импульса" в последние месяцы (и даже годы), т.е. проявление отсроченного эффекта воздействия.
Подтвердились ранее полученные факты о разной социально-психологической динамике группы и личности: на первых этапах жизнедеятельности группы достаточно быстро изменяются ее интегративные свойства (наиболее чувствительными оказались нравственная направленность, организованность и эмоциональное единство), затем идет замедление их развития и дальнейшая динамика приобретает консервативный характер (67).
Динамика личности по времени имеет иные тенденции - сначала медленное, затем более быстрое развитие и более устойчивое сохранение приобретенных новообразований в течение длительного времени (67).


Проблема реадаптации группы и личности к обычным условиям жизнедеятельности ("отсроченные" эффекты обучения в развивающих социальных средах). Переход из социально обогащенной социальной среды в обычные условия повседневной жизнедеятельности в школе, семье, на улице и т.д. для обследованного большинства подростков и юношей вызывает достаточно глубокие личностные переживания. Модальность этих переживаний будет определяться тем, насколько успешно подросток регулирует себя как "обновленную" личность в дальнейшей жизни.
По сути, это проблема реадаптации. Желание включиться в жизнь на уровне субъекта социальных изменений (а именно так подростки реализовали себя в Центре) сталкивается с нежеланием окружающих людей меняться и относительной нормативно-организационной консервативностью социальной среды. Это противодействие требует от личности значительных эмоциональных затрат (даже в ситуации успешной самореализации).
Кроме того, подросток вынужден самостоятельно искать наиболее эффективные направления и способы "новой жизни в старых условиях".
Возникали кризисные ситуации в налаживании ранее сложившихся взаимоотношений и взаимодействия, сопровождавшиеся драматическими эпизодами фрустрированности (снижение социального самочувствия, тоска по друзьям из Центра, подавленность и пр.).
В этой связи нами разработан социально-психологический механизм поддержки бывших воспитанников Центра. Наиболее действенными можно считать различные формы продолжения сотрудничества с Центром, которые стали традиционными:
· ежегодные встречи воспитанников и их воспитателей (психологов, педагогов) в педуниверситете;
· переписка, телефонные разговоры с товарищами и более всего - с психологами;
· периодические приезды психологов в школы, где обучаются воспитанники, по вопросам консультаций педагогов, родителей и учащихся и пропаганды идей Центра. В этом случае психолог привлекает бывших воспитанников как помощников;
· использование средств массовой информации для пропаганды Психологических Центров как мест отдыха и развития молодежи;
· актуализация в сознании воспитанников образа Центра отдыха и развития и чувства принадлежности к нему, что благоприятно влияет на социальное самочувствие личности.
Оказалось, что осознание подростками и юношами чувства принадлежности к Психологическому Центру как престижному образовательному учреждению региона служит надежной "точкой опоры" группы и личности в условиях реадаптации к обычной социальной среде.
Но оптимальным вариантом реадаптации представляется связь представителей разных поколений Центра (ведь Центр существует 37 лет), особенно если старшие "сотоварищи" занимают высокий статус в образовании, например, являются директорами, завучами или авторитетными педагогами "Дух Центра" входит в менталитет образовательного учреждения и является катализатором сохранения личностных новообразований. Иногда происходит даже развитие полученного эффекта, например, создание в рамках школы собственного Центра, аналогичного Областному Центру. Так случилось в школе № 29 г. Курска. Инициатором создания школьного Центра стал директор школы В.В. Проскурин, бывший "комсорговец", совместно с бывшими воспитанниками "Комсорга".


Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература

 

Hosted by uCoz