ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
4.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
4.2. НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
4.2. НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Наметились
некоторые устойчивые тенденции
оптимизации, т.е. определения
наиболее благоприятных вариантов
жизнедеятельности группы, которые
были апробированы в условиях
естественного эксперимента. С
нашей точки зрения, таковыми можно
считать следующие:
а) Периодическое включение
группы подростков и юношей в
развивающую социальную среду типа
"социального оазиса" со
следующими характеристиками:
· психологическая
защищенность личности;
· значительная автономия личности
и ее группы;
· широкий веер деятельности -
учебной, трудовой, художественной,
спортивной, социальной (общения);
· актуализация основных
развивающих компонентов
деятельности - совместности,
творчества, предметности и
самостоятельности.
б) Активное участие самих групп совместно с психологом и педагогом в создании организации Центра, особенно в формировании его нравственных ценностей, норм и реального поведения; своеобразной индивидуализации ранее заложенных традиций, ритуалов и т.д. (примечательно, что сами школьники метко отразили свою потребность быть хозяевами Центра и "иметь свое лицо" строкой известной песни: "Будет и солнце, и Сейм голубой, только не будет смены такой!").
в) Принципиально иная ориентация Центров отдыха и развития как субъекта социальной среды по отношению к личности в отличие от школы, а именно: стремление адаптироваться к индивидуальности ребенка (типично для Центра) в противовес тенденции адаптации ребенка к образовательному учреждению (типично для школы).
В этой связи,
видимо, целесообразно не
противопоставление школы и Центра,
а их взаимодополнение,
взаимообогащение. Здесь важным
представляется установление
тесных связей и сотрудничества в
работе. В тех школах, которые
осуществляют такое сотрудничество,
проблемы реадаптации стоят не так
остро.
Важной перспективой развития
социального обучения молодежи
является его внедрение в систему
профессиональной подготовки и
переподготовки менеджеров.
Мы имеем положительный опыт
такого внедрения в Курской
региональной бизнес-школе в 1998-1999
годах. Бизнес-школа создана в
рамках Президентской программы
подготовки управленческих кадров
для организаций народного
хозяйства РФ (специальность "Управление
персоналом"). В 1998 году на
Всероссийском конкурсе программ
управленческой подготовки,
представленных 350 образовательными
учреждениями, 76 выиграли тендер. В
их числе наша программа "Управление
персоналом" (руководитель
авторского коллектива - Лунев Ю.А.,
заместитель руководителя -
Чернышев А.С.).
В рамках учебного процесса в бизнес-школе
мы апробировали социально-психологическую
концепцию профессиональной
переподготовки менеджеров.
Рассмотрим некоторые положения
разрабатываемой нами концепции.
Анализ развития концепций
управления персоналом показывает,
что на смену господствующему ныне
принципу признания человека
важнейшим и невозобновляемым
ресурсом организации (human resource
management) приходит понимание человека
как основного субъекта организации
и особого объекта управления (human
being management) (Л.И. Евенко, 1996). Важнейшей
функцией управления становится
обеспечение личностной и
профессиональной самореализации
сотрудников - главного условия
стабильности высокой
производственной мотивации и
конструктивной творческой
активности. Ситуация требует
создания новых подходов к
подготовке руководителей.
Наш опыт позволил сформулировать следующие методологические принципы обучения.
1. Методологической основой профессиональной переподготовки менеджеров должен стать субъектно-деятельностный подход к организации учебного процесса. Ведущим принципом признается формирование субъектности личности слушателя в процессе совместной учебной деятельности. Под субъектностью личности мы понимаем способность к самостоятельному "выстраиванию своей профессиональной судьбы", которая формируется в реальном социально значимом созидании. Одним из главных критериев субъектности менеджера мы считаем стремление к перманентному самообучению (и шире - к обучению своей организации) как процессу, определяющему эффективность деятельности в непрерывно изменяющейся среде бизнеса.
2. Формировать личность менеджера и его организаторские навыки - фундамент профессионального успеха руководителя - посредством создания развивающих социальных сред в учебных группах. Эти среды основаны на особой - социально обогащенной - организации совместной деятельности и межличностных отношений. Стимулируется включение участников обучения в совместную учебную деятельность и одновременно в реальную профессиональную практику в различных ролевых позициях.
3. Внедрять формы организации учебной деятельности, направленные на активизацию эмоционально-ценностных компонентов сознания. Мы считаем, что формирование "умения учиться" должно быть дополнено формированием "желания учиться" - основного источника полноценной учебной активности менеджеров, работающих в жестком режиме психоэмоциональных перегрузок и дефицита времени. Еще более важно развивать эмпатические качества личности и ее гуманистическую направленность.
4. Применять методы моделирования совместной деятельности. Разработанные курскими психологами приборы-модели совместной деятеьности "Арка" и их модификации (33; 66) реализуют не только психодиагностическую, но и важную формирующую функцию. В отличие от деловых игр методы моделирования не привязаны к конкретному предметному содержанию, в гораздо большей степени актуализируют процессы лидерства, организационного и межличностного взаимодействия, более экономичны по временным затратам, более свободны от социально-ролевых и функциональных ограничений, имеют несколько высококвантифицированных критериев оценки, позволяют избежать искажающего влияния на оценку управленческих способностей участников такого показателя, как уровень их вербальной активности. Кроме того, с их помощью можно успешно формировать учебный коллектив, а также лидерские качества и организаторские навыки.
5. Формировать на основе учебных групп высокоразвитые коллективы, которые служат моделью эффективной команды. Реальная жизнедеятельность в таком коллективе создает яркий и устойчивый "эталонный" образ команды и способствует выработке навыков командной работы.
Для решения поставленных задач нами были разработаны нетрадиционные методы обучения. Современное российское академическое образование построено преимущественно на монологических или формально-диалогических методах обучения, не соответствующих требованиям профессиональной переподготовки менеджеров. Но даже несомненно более эффективные - интерактивные методы обучения (деловые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций и т.п.) не могут в полной мере решить задачу формирования устойчивых внутриличностных "самомотиваторов достижения". В основе наших методов - особая организация совместной деятельности учащихся .
Перечислим
некоторые компоненты реализации
разработанных нами методов:
· внедрение
взаимозависимых и социально-обогащенных
форм совместной деятельности;
· внедрение ценности самообучения
как наиболее значимого критерия
профессионально-личностной оценки
слушателя;
· создание в учебных группах
атмосферы психологической
взаимоподдержки и творческой
активности;
· выполнение курсовых и выпускных
работ в условиях реального бизнеса
(особенно поощряются работы
социально-психологической
проблематики, авторы которых
реально применяли
профессиональные умения менеджера;
· внедрение внеучебных форм
познавательной активности ("Интеллектуальное
общение в неформальной обстановке");
· отработка практических навыков
организаторской деятельности
непосредственно на занятиях, во
внеучебных формах и, что особенно
важно, в реальных условиях
производства. В учебных группах
слушатели поочередно реализуют
функции организаторов дискуссий,
различных мероприятий
организационно-учебного и
развлекательного характера. В
условиях реального бизнеса они
выполняют "домашние задания"
практической направленности (например,
по отработке техник эффективной
коммуникации или экспресс-психодиагностики),
участвуют в деловых совещаниях, в
процедурах отбора и найма
персонала и т.п.;
· организация встреч-дискуссий с
успешными менеджерами.
Оценка результатов внедрения
концепции в подготовку слушателей
в 1998 году подтвердила
перспективность нового подхода.
Федеральная Комиссия по подготовке
управленческих кадров для
организаций РФ дала высокую оценку
первого года реализации программы,
оценив психологическую подготовку
"как одну из лучших в
Президентской Программе".
Однако мы считаем, что состоялась
лишь частичная реализация нашей
концепции. В настоящее время мы
ведем работу по обеспечению
необходимых организационных и
материально-технических условий,
которые помогут осуществить
поставленные цели в более полном
объеме.
Перспективы социального
обучения молодежи связаны в
значительной степени с
организационно-психологической
работой на региональном уровне. На
наш взгляд, организаторы работы с
молодежью, образования, социальной
защиты, а также руководители
научных учреждений должны
обеспечить развитие трех
приоритетных направлений:
· сочетание
крупномасштабных программ
социально-психологической помощи (включая
программу социального обучения)
регионального уровня с внедрением
социальных технологий в конкретных
учебно-воспитательных учреждениях;
· обеспечение специальной
подготовки педагогов, воспитателей,
психологов;
· организация мониторинга
социально-психологических
ситуаций в молодежной среде.