А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев "Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии". - Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1999.

Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

4.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА  

4.2. НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


4.2. НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Наметились некоторые устойчивые тенденции оптимизации, т.е. определения наиболее благоприятных вариантов жизнедеятельности группы, которые были апробированы в условиях естественного эксперимента. С нашей точки зрения, таковыми можно считать следующие:
а) Периодическое включение группы подростков и юношей в развивающую социальную среду типа "социального оазиса" со следующими характеристиками:
· психологическая защищенность личности;
· значительная автономия личности и ее группы;
· широкий веер деятельности - учебной, трудовой, художественной, спортивной, социальной (общения);
· актуализация основных развивающих компонентов деятельности - совместности, творчества, предметности и самостоятельности.

б) Активное участие самих групп совместно с психологом и педагогом в создании организации Центра, особенно в формировании его нравственных ценностей, норм и реального поведения; своеобразной индивидуализации ранее заложенных традиций, ритуалов и т.д. (примечательно, что сами школьники метко отразили свою потребность быть хозяевами Центра и "иметь свое лицо" строкой известной песни: "Будет и солнце, и Сейм голубой, только не будет смены такой!").

в) Принципиально иная ориентация Центров отдыха и развития как субъекта социальной среды по отношению к личности в отличие от школы, а именно: стремление адаптироваться к индивидуальности ребенка (типично для Центра) в противовес тенденции адаптации ребенка к образовательному учреждению (типично для школы).


В этой связи, видимо, целесообразно не противопоставление школы и Центра, а их взаимодополнение, взаимообогащение. Здесь важным представляется установление тесных связей и сотрудничества в работе. В тех школах, которые осуществляют такое сотрудничество, проблемы реадаптации стоят не так остро.
Важной перспективой развития социального обучения молодежи является его внедрение в систему профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров.
Мы имеем положительный опыт такого внедрения в Курской региональной бизнес-школе в 1998-1999 годах. Бизнес-школа создана в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (специальность "Управление персоналом"). В 1998 году на Всероссийском конкурсе программ управленческой подготовки, представленных 350 образовательными учреждениями, 76 выиграли тендер. В их числе наша программа "Управление персоналом" (руководитель авторского коллектива - Лунев Ю.А., заместитель руководителя - Чернышев А.С.).
В рамках учебного процесса в бизнес-школе мы апробировали социально-психологическую концепцию профессиональной переподготовки менеджеров. Рассмотрим некоторые положения разрабатываемой нами концепции.
Анализ развития концепций управления персоналом показывает, что на смену господствующему ныне принципу признания человека важнейшим и невозобновляемым ресурсом организации (human resource management) приходит понимание человека как основного субъекта организации и особого объекта управления (human being management) (Л.И. Евенко, 1996). Важнейшей функцией управления становится обеспечение личностной и профессиональной самореализации сотрудников - главного условия стабильности высокой производственной мотивации и конструктивной творческой активности. Ситуация требует создания новых подходов к подготовке руководителей.


Наш опыт позволил сформулировать следующие методологические принципы обучения.

1. Методологической основой профессиональной переподготовки менеджеров должен стать субъектно-деятельностный подход к организации учебного процесса. Ведущим принципом признается формирование субъектности личности слушателя в процессе совместной учебной деятельности. Под субъектностью личности мы понимаем способность к самостоятельному "выстраиванию своей профессиональной судьбы", которая формируется в реальном социально значимом созидании. Одним из главных критериев субъектности менеджера мы считаем стремление к перманентному самообучению (и шире - к обучению своей организации) как процессу, определяющему эффективность деятельности в непрерывно изменяющейся среде бизнеса.

2. Формировать личность менеджера и его организаторские навыки - фундамент профессионального успеха руководителя - посредством создания развивающих социальных сред в учебных группах. Эти среды основаны на особой - социально обогащенной - организации совместной деятельности и межличностных отношений. Стимулируется включение участников обучения в совместную учебную деятельность и одновременно в реальную профессиональную практику в различных ролевых позициях.

3. Внедрять формы организации учебной деятельности, направленные на активизацию эмоционально-ценностных компонентов сознания. Мы считаем, что формирование "умения учиться" должно быть дополнено формированием "желания учиться" - основного источника полноценной учебной активности менеджеров, работающих в жестком режиме психоэмоциональных перегрузок и дефицита времени. Еще более важно развивать эмпатические качества личности и ее гуманистическую направленность.

4. Применять методы моделирования совместной деятельности. Разработанные курскими психологами приборы-модели совместной деятеьности "Арка" и их модификации (33; 66) реализуют не только психодиагностическую, но и важную формирующую функцию. В отличие от деловых игр методы моделирования не привязаны к конкретному предметному содержанию, в гораздо большей степени актуализируют процессы лидерства, организационного и межличностного взаимодействия, более экономичны по временным затратам, более свободны от социально-ролевых и функциональных ограничений, имеют несколько высококвантифицированных критериев оценки, позволяют избежать искажающего влияния на оценку управленческих способностей участников такого показателя, как уровень их вербальной активности. Кроме того, с их помощью можно успешно формировать учебный коллектив, а также лидерские качества и организаторские навыки.

5. Формировать на основе учебных групп высокоразвитые коллективы, которые служат моделью эффективной команды. Реальная жизнедеятельность в таком коллективе создает яркий и устойчивый "эталонный" образ команды и способствует выработке навыков командной работы.

Для решения поставленных задач нами были разработаны нетрадиционные методы обучения. Современное российское академическое образование построено преимущественно на монологических или формально-диалогических методах обучения, не соответствующих требованиям профессиональной переподготовки менеджеров. Но даже несомненно более эффективные - интерактивные методы обучения (деловые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций и т.п.) не могут в полной мере решить задачу формирования устойчивых внутриличностных "самомотиваторов достижения". В основе наших методов - особая организация совместной деятельности учащихся .


Перечислим некоторые компоненты реализации разработанных нами методов:
· внедрение взаимозависимых и социально-обогащенных форм совместной деятельности;
· внедрение ценности самообучения как наиболее значимого критерия профессионально-личностной оценки слушателя;
· создание в учебных группах атмосферы психологической взаимоподдержки и творческой активности;
· выполнение курсовых и выпускных работ в условиях реального бизнеса (особенно поощряются работы социально-психологической проблематики, авторы которых реально применяли профессиональные умения менеджера;

· внедрение внеучебных форм познавательной активности ("Интеллектуальное общение в неформальной обстановке");
· отработка практических навыков организаторской деятельности непосредственно на занятиях, во внеучебных формах и, что особенно важно, в реальных условиях производства. В учебных группах слушатели поочередно реализуют функции организаторов дискуссий, различных мероприятий организационно-учебного и развлекательного характера. В условиях реального бизнеса они выполняют "домашние задания" практической направленности (например, по отработке техник эффективной коммуникации или экспресс-психодиагностики), участвуют в деловых совещаниях, в процедурах отбора и найма персонала и т.п.;
· организация встреч-дискуссий с успешными менеджерами.

Оценка результатов внедрения концепции в подготовку слушателей в 1998 году подтвердила перспективность нового подхода. Федеральная Комиссия по подготовке управленческих кадров для организаций РФ дала высокую оценку первого года реализации программы, оценив психологическую подготовку "как одну из лучших в Президентской Программе".
Однако мы считаем, что состоялась лишь частичная реализация нашей концепции. В настоящее время мы ведем работу по обеспечению необходимых организационных и материально-технических условий, которые помогут осуществить поставленные цели в более полном объеме.
Перспективы социального обучения молодежи связаны в значительной степени с организационно-психологической работой на региональном уровне. На наш взгляд, организаторы работы с молодежью, образования, социальной защиты, а также руководители научных учреждений должны обеспечить развитие трех приоритетных направлений:
· сочетание крупномасштабных программ социально-психологической помощи (включая программу социального обучения) регионального уровня с внедрением социальных технологий в конкретных учебно-воспитательных учреждениях;
· обеспечение специальной подготовки педагогов, воспитателей, психологов;
· организация мониторинга социально-психологических ситуаций в молодежной среде.


Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература

 

Hosted by uCoz