Изучение воздействия Чернобыльской катастрофы на психику людей, проживающих в радиоактивно зараженных регионах, является одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественными социальными психологами.
Без ее решения невозможно оказание эффективной обеспечение их социально-психологической адаптации. психологической помощи детям из районов Чернобыльского следа,
Более того, как отмечается в материалах Международного Чернобыльского проекта «Оценка радиологических последствий и защитных мер» (11), специалисты, не обладающие большим опытом в области последствий облучения, объясняли разнообразные биологические и медицинские отклонения воздействием радиации.
Это способствовало психологическому давлению на сознание людей и приводило к дополнительным стрессовым воздействиям на здоровье населения, так как состояние психического стресса и чувство тревоги вызывают соматические симптомы и деформируют личность.
Важным для нашего исследования представляется также вывод международной экспертизы о том, что психологические последствия катастрофы вышли далеко за границы радиологического заражения территорий (11).
Актуальность проблемы лидерства в условиях депривации, возникшей в ряде регионов России после аварии на Чернобыльской АЭС, связана как с необходимостью оказания действенной психологической помощи депривированным детям (8)), так и с решением сложных задач по стабилизации социальной ситуации, что повышает интерес к феномену лидерства в группах и коллективах.
Актуальность проблемы лидерства в малой учебной группе в условиях социальной депривации может быть оценена как высокая в связи с тем, что в социальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначности изменений характеристик лидерства в группах, испытывающих на себе депривационное воздействие окружающей социальной среды.
Важен и диагностический, и прогностический аспекты - необходимо знать, каковы лидерские потенциалы группы в условиях социальной депривации, и насколько они реализуются применительно к той или иной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит лидерство и его параметры.
Отечественные психологи, как И.П. Волков (2), Е.С. Кузьмин (10), А.В. Петровский (14), А.И. Донцов (3), Р.Л. Кричевский (9), А.С. Чернышев (18; 19; 20), высказывают предположения о том, что в условиях социальной депривации в лидерстве проявляются латентные стороны групповой психологии, не проявляющиеся непосредственно в оптимальных ситуациях.
Большинство исследований психологических проблемы лидерства в ситуациях социальной депривации посвящены анализу проблем отдельно взятого индивида, его функциональных состояний, особенностей протекания психологических процессов и т.п.
Поэтому представляется необходимым углубить изучение проблем психологии группы, связанных с ее функционированием в условиях социальной депривации.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состояла в изучении специфики лидерства в условиях социальной депривации, вызванной последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.
В качестве ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ выступали молодежные группы учебно-воспитательных организаций (школы г. Курска и Курской области, а также областной Центр по подготовке молодежных лидеров «Комсорг»), включающие старшеклассников из «чистых» и радиоактивно загрязненных районов.
В общей сложности в исследовании принимало участие 74 группы (1545 человек, из которых 228 - лидеры).
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются композиция, типы и стили лидерства.
В качестве ГИПОТЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ выступили предположения о том, что:
1. Лидерство в условиях социальной депривации имеет специфические характеристики.
2. Специфические характеристики лидерства в условиях депривации зависят от особенностей социальной ситуации функционирования группы.
Доказательство выдвинутых гипотез требует решения следующих ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Осуществление теоретического анализа социально-психологических аспектов лидерства в малой учебной группе в условиях социальной депривации, выделение базовых и определение рабочих понятий по проблеме.
2. Выявление особенностей композиции лидерства, а также стилей и типов лидерства в малой учебной группе в условиях социальной депривации.
В отечественной психологии большое место отводится рассмотрению проблемы типов и стилей лидерства, выступающих в роли факторов детерминирующих эффективность совместной деятельности в группе (Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский, Н.С. Жеребова, Г.М. Андреева, А.С. Чернышев, Р.Л. Кричевский, Н.Н. Обозов).
Тип лидерства мы рассматриваем как форму проявления феномена лидерства. Типология лидерства включает в себя общее, существенное в явлении лидерства.
В настоящее время в социально-психологической литературе известны различные варианты типологии лидерства, предложенные Б.Д. Парыгиным, Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым, А.Л. Журавлевым, Р.Л. Кричевским, Н.Н. Обозовым и др., которые описываются с помощью того или иного критерия (4; 5; 6; 9; 12; 13; 16; 17; 19 и др.).
Б.Д. Парыгиным предлагает строить типологию лидерства с учетом содержания, стиля и характера деятельности лидера (13; с.305-307).
В работе Н.С. Жеребовой наряду с традиционной типологией лидерства предлагается классификация лидерских типов с учетом групповых целей и задач, с ориентацией на групповую атмосферу (4; с.103-105). В основу типологии лидеров Н.С. Жеребова кладет признак формирования межличностных отношений и распределения функций, в результате чего выделяются «лидер по определению путей к достижению групповой цели», «лидер по оптимальному решению технических задач», «лидер по установлению психологического климата», «лидер по содержанию групповой атмосферы»(4; с.104).
Р.Л. Кричевский в своих работах выделяет два типа групповой деятельности: инструментальную и экспрессивную и соответственно им два типа лидерства; оба вида деятельности связаны с организованностью группы: инструментальная - опосредованно, как следствие организованности, а экспрессивная - непосредственно, являясь, по нашему мнению, процессом поддержания организованности, ибо она, по мнению автора, направлена для «... поддержания внутреннего равновесия и устойчивости в группе, сохранения ее как целого» (9).
Е.М. Зайцева, намечая один из подходов к проблеме типологии лидерства, положила в ее основу социально-психологические параметры группы и прежде всего ее организованность. Согласно этой гипотезе организованность группы служит основанием для выделения лидеров-организаторов как одного из типов лидерства (7).
Л.И. Уманский предложил типологию лидерства, построенную на основании функций, реализуемых лидерами, выделив соответственно лидеров-инициаторов, лидеров - эрудитов, лидеров - генераторов эмоционального настроя, лидеров - умельцев (16). Развивая идеи Л.И. Уманского, его ученик, А.С. Чернышев, на основании результатов исследования проблемы организованности предложил выделять лидеров-организаторов и лидеров-дезорганизаторов (19).
Н.Н. Обозов, опираясь на общепризнанное выделение познавательного (информативного), аффективного (эмоционально-коммуникативного), практического (поведенческого, регулятивного) компонент личности, осуществил типизацию лидеров (12).
Н.Н. Обозов предлагает на рассматриваемом уровне лидерства следующие ниже условные пропорции ориентаций. Например, в учебных и научно-исследовательских группах лидерство должно быть ориентировано на познавательные цели и отношения, меньше - на эмоционально-коммуникативные и практические. В производственных же группах пропорции трех типов лидирования должны быть обратными. Более того, надо учитывать компенсаторные возможности, возникающие за счет либо лидерства, либо за счет состава групп.
Анализируя социометрическую методику, Н.Н. Обозов указал, что в ней самой уже заложено выявление трех типов популярности - влиятельности индивидов - членов группы. Критерии социометрических выборов направлены на оценку интеллектуальных, эмоциональных и регулятивных качеств личности. Выбор «интересного человека» - члена группы, предусматривает оценку таких качеств личности как степень осведомленности в различных вопросах, которые касаются искусства, литературы, политики. Характерно, что зачастую к «интересным людям» относят тех, кто вероятно менее глубоко разбирается в искусстве, но владеет новейшей актуальной информацией.
В целом же лидер в интеллектуальной сфере отношений и общения имеет относительное преимущество в знаниях (общей эрудиции), умении видеть и предлагать оптимальные решения возникающих познавательных задач. В практической деятельности преимущества эмоционального лидера выражается в умении проявлять большую настойчивость в достижении цели, быстрой и адекватной реакции в затруднительных, неясных ситуациях, смелости и уверенности в себе, умении личным примером зажечь товарищей, повести их за собой. Выбор эмоционального лидера в основном зависит от способности члена группы откликаться на переживания других, понять эти переживания, найти время для сочувствующей беседы. Эмоциональный лидер, будучи оперативно включенным в обыденную жизнь в группе, не только чувствует состояние ее членов, но и пытается задавать группе определенный эмоциональный тонус. Как свидетельствуют данные исследования, эмоциональный лидер уверенно справляется с общественной работой в группе - это хорошие профорги, старосты.
Практический (поведенческий, регулятивный) лидер выдвигается в ситуациях, которые требуют профессиональных и жизненных знаний, умений и навыков (это хорошие командиры отрядов).
Таким образом, Н.Н. Обозов выделяет четыре типа лидеров: интеллектуального, эмоционально-коммуникативного, практического и универсального.
В отличие от типа лидерства, лидерский стиль, по мнению Н.С. Жеребовой, затрагивает вопросы методов, средств, с помощью которых лидер добивается успеха при решении групповых задач (4; 103).
Стиль лидерства существенно обусловлен личностными особенностями и характеристиками субъекта лидерских процессов. В отечественной социальной психологии традиционно принято выделять три основных стиля лидерства. Так, например, Г.М. Андреева и А.Л. Журавлев предлагают рассматривать авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили лидерства (1; 6).
По мнению Г.М. Андреевой, наиболее эффективен демократический стиль лидерства (1). Демократический стиль в лидерстве наиболее разумный и гуманный. Лидер - демократ советуется с коллегами, заставляет их инициативно и активно работать, прислушиваться к их мнению, аргументам, ориентируется на общественное мнение, устраивает обсуждение задач группы, часть полномочий делегирует ряду членов группы, руководит коллегиально.
Несколько менее эффективным, считает автор, является автократический стиль лидерства. Автократический лидер устанавливает строгую организацию группы, жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности между членами группы, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, лишь незначительную часть информации, которой располагает, доводит до группы, навязывает свое мнение, признает только свои приказания (1).
Наименее эффективным признается анархический (либеральный) стиль лидерства (6). Лидер анархического стиля в меньшей степени, чем любой другой лидер, вмешивается в групповую деятельность, руководит по типу: «делайте что хотите и как хотите». Он не предъявляет требований, не настаивает, принимает все предложения членов группы, избегает столкновений, конфликтов. Группа практически не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично, спонтанно. Такое попустительство в управлении группой приводит к низкому результату групповой деятельности.
Вместе с тем разделение лидеров на демократов, автократов и анархистов весьма условно, потому что данные термины не отражают существа лидерства, его механизмов и природы.
Анализ исследований показал, что в практической жизни лидер в определенной мере использует разные стили лидерства в зависимости от обстоятельств. «Стерильных» автократов, демократов, анархистов не существует. Тем не менее, анализируя стиль того или иного лидера, можно обнаружить определенные доминирующие черты.
Эксперименты с использованием гомеостатической методики, проведенные в лаборатории Е.С. Кузьмина, показали неоднозначность зависимости между эффективностью работы и тем или иным стилем лидерства (10). Достоинства и недостатки в работе не прямо зависят от того или другого стиля руководства, а от содержания задач, целей группы, ориентации участников совместной деятельности на достижение высокого результата, состава группы с учетом полового диморфизма и возраста.
Таким образом, на взаимодействие лидера и группы решающее влияние оказывают тип и стиль лидерства, характерные для субъекта этого процесса.
Исходя из анализа понятий лидерство и лидера в отечественной и зарубежной литературе, а также гипотез, целей и задач нашего экспериментального исследования, мы считаем возможным придерживаться точек зрения на феномен лидерства А.В. Петровского, а также Л.И. Уманского и А.С. Чернышева.
В вопросе же типологии лидерства и стилей лидерства мы разделяем взгляды Н.Н. Обозова, Г.М. Андреевой, А.Л. Журавлева. Это позволило нам сформулировать приведенные ниже рабочие определения рассматриваемых понятий:
1. лидерство - это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи;
2. лидер - это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы, и определяющие направленность деятельности группы;
3. абсолютный лидер - это лидер, который своей активностью и авторитетом обеспечивает успех группе в нескольких видах деятельности одновременно (например, учеба, труд, досуг).
Для исследования нами были отобраны и применялись следующие методы и методики:
· Лабораторный эксперимент с использованием прибора - модели совместной деятельности «Арка» (19);
· Социометрия (21);
· Методика по определению типа лидерства (14);
· Методика по определению стиля лидерства (15).
Специфика композиции лидерства в разных социальных ситуациях. Исследование композиции лидерства в условиях трех различных социальных ситуаций проводилось с изучения композиции этого явления.
Данные эмпирического исследования, представленные в таблицах 1 и 2 наглядно свидетельствуют об определенных тенденциях, характерных только для лидеров из «чистых» и только для лидеров из регионов «Чернобыльского следа».
Таблица 1
Распределение лидеров (10-11 классы) по полу (в %)
Типы лидеров |
Обычные школы |
Центр «Комсорг» |
||||||
«Чистые» районы |
Районы радиоактивного
загрязнения |
«Чистые» районы |
Районы радиоактивного
загрязнения |
|||||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
ПАРЦИА-ЛЬНЫЕ |
58 |
42 |
43 |
57 |
56 |
44 |
40 |
60 |
АБСОЛЮ-ТНЫЕ |
63 |
37 |
60 |
40 |
64 |
36 |
62 |
38 |
Таблица 2
Распределение лидеров (8-9 классы) по полу (в %)
Типы лидеров |
Обычные школы |
Центр “Комсорг” |
||||||
“Чистые” районы |
Районы радиоактивного
загрязнения |
“Чистые” районы |
Районы радиоактивного
загрязнения |
|||||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
ПАРЦИА-ЛЬНЫЕ |
36 |
64 |
41 |
59 |
32 |
68 |
38 |
62 |
АБСОЛЮ-ТНЫЕ |
29 |
71 |
83 |
17 |
32 |
68 |
75 |
25 |
Таблица 3.
Распределение абсолютных лидеров (в % от парциальных лидеров)
Возраст |
Обычные школы |
Центр “Комсорг” |
||||||
“Чистые” районы |
Районы радиоактивного
загрязнения |
“Чистые” районы |
Районы радиоактивного
загрязнения |
|||||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
13-14 лет |
42 |
43 |
23 |
24 |
42 |
42 |
22 |
26 |
15-16 лет |
39 |
39 |
20 |
21 |
38 |
40 |
19 |
23 |
Для лидеров же из регионов «Чернобыльского следа» (см. табл. 3) имеет место тенденция к сокращению абсолютного лидерства за счет расширения парциального лидерства (число абсолютных лидеров в зависимости от пола и возраста варьирует от 19% до 26% от общего числа парциальных лидеров). Итак, выявленные особенности композиции лидерства в молодежных учебных группах в условиях социальной депривации, по нашему мнению, опосредованы социальной ситуацией ее жизнедеятельности и служат для реализации самопомощи группы в оздоровлении социальной ситуации ее функционирования.
Классификацию типов лидерства мы производили на основании данных методики типов личности, которые выявляли ориентацию лидеров исследуемых групп (14). Обобщение данных, полученных по этой методике, позволило выявить распределение типов лидерства в целом по группам испытуемых. Из полученных нами данных следует, что для лидеров из «чистых» районов преобладающим типом лидерства является практический, ему немного количественно уступает аффективный тип лидерства, и, наконец, когнитивный тип лидерства встречается наиболее редко. Это обусловлено тем, что в рассматриваемых группах практический тип лидерства обеспечивает наибольшую эффективность деятельности группы обычных социальных ситуациях функционирования группы, которые характеризуются расширенным набором деятельности, например, таким как учеба, труд, досуг и т.д. Указанная тенденция имеет место как в учебных группах Центра подготовки молодежных лидеров, где социальная среда обеспечивает обогащенную деятельность, так и в классных учебных группах, причем в первом сообществе наиболее ярко. При этом необходимо заметить, что девушек-лидеров с практическим типом личности относительно больше, чем лидеров-юношей.
Согласно результатов нашего исследования, дети - лидеры, имеющие практический тип личности, характеризуются прежде всего стремлением к доминированию в отношениях с другими людьми. Практические лидеры слабо ориентированы на одобрение группы, самостоятельны в своем поведении. Это подтверждает положение о лидере как о человеке, активно выбирающем цели, задачи и стремящемся сформировать их у других членов группы. Именно такой лидер ведет за собой группу, ставит задачи совместной деятельности, формирует планы и программы этой деятельности, показывает образцы поведения.
По нашим данным, рассматриваемый тип лидерства характеризуется яркостью, самобытностью личности, что определяет его лидирующие позиции в группе.
Качественный анализ распределения типов лидерства в сообществе лидеров из регионов «Чернобыльского следа» позволяет сделать вывод о том, что ведущим типом лидерства здесь выступает аффективный, что обусловлено, по нашему мнению, более эффективным решением ими групповых задач по сравнению с другими типами лидерства. На втором месте - практический тип лидерства, а вот когнитивный тип лидерства не встречается ни в учебных группах Центра, ни в классных группах общеобразовательных школ. Более того, налицо та же тенденция, что и для лидеров из «чистых» районов: наиболее ярко преобладание аффективного типа лидерства наблюдается в учебных группах Центра (указанная закономерность справедлива как для лидеров-юношей, так и для лидеров - девушек).
Следовательно, лидеры, обладающие указанными выше типами личности, способны с максимальной эффективностью решать вопросы, встающие перед группой. Остановимся более подробно на характеристике лидеров, имеющих эмоционально - коммуникативный (аффективный) тип личности.
По нашим данным, согласующимся в большой степени с результатами И.П. Волкова (2), психологический портрет эмоционально-коммуникативного лидера в первую очередь характеризуется наименьшей степенью стремления к доминированию над другими людьми. Эти лидеры отличаются:
· очень высокой сензитивностью (чутко откликаются на чувства, настроения окружающих);
· повышенным вниманием к сфере лично значимых отношений других людей;
· чрезвычайно слабой ориентированностью на дело, результат любой работы;
· низким мнением о себе (недооценка лидерами своего статуса напоминает реакцию классических социометрических «звезд»).
Лидеры же, обладающие когнитивным типом личности (наименее эффективные как в «чистых», так и в «загрязненных» регионах), характеризуются меньшей ориентацией на мнения и оценки окружающих, то есть обладают значительной самостоятельностью, высокой ориентацией на дело.
Преобладание аффективного типа лидерства в регионах «Чернобыльского следа», по нашему мнению, связано с потребностью детей из рассматриваемых районов найти такого члена их группы, который обладал бы способностью откликнуться на переживания других членов группы, понять эти переживания, найти время для соответствующей сочувствующей беседы. А аффективный лидер как раз, будучи оперативно включен в повседневную жизнь в группе не только чувствует состояние ее членов, но и пытается задавать группе определенный эмоциональный тонус. Обычно такой лидер уверенно справляется с общественной работой - в учебной группе Центра, как правило, это хорошие командиры отрядов, их заместители, ответственные за различные отрядные дела; в классах же это - старосты, руководители формальных детских и юношеских организаций и объединений. Преимущество в «чистых» районах регулятивного типа лидерства обусловлено потребностью группы в личности, способной быть настойчивой в достижении поставленной цели, обладающей быстрой и адекватной реакцией в депривационных социальных ситуациях, смелостью и уверенностью в себе, умением личным примером зажечь товарищей и повести их за собой.
Смещение «влево» пиков лидирования в «загрязненных» регионах по отношению к распределению типов лидерства в «чистых» районах мы объясняем специфическими особенностями социально-психологической ситуации в данных регионах: нарушение психологического единства коллектива, заниженная личностная тревожность и негативные эмоциональные переживания (как ситуативные, так и личностные), деформации в сфере самосознания и волевой саморегуляции личности. Полярность мнений в коллективе относительно основных ценностей «разрывает» психологически коллектив на 2-3 слоя, и для достижения психологического единства необходимо усиление эмоционального лидерства.
Естественно, что в ходе совместной деятельности возможны своеобразные флуктуации ориентаций, однако, как показали наши наблюдения, группы лидеров в течение всего времени пребывания в Центре сохраняли свое функциональное назначение, так же как и лидеры из групп старшеклассников школ.
Классификацию стилей лидерства мы производили на основании содержания решений, предлагаемых лидером группе, и техники (приемов и способов) осуществления этих решений. Обобщив данные, полученные по этой методике, мы получили распределение стилей лидерства в целом по группам испытуемых. Анализ результатов исследования показывает, что ведущим стилем лидерства в «чистых» районах является авторитарный (от 40% до 70%), на второй позиции - демократический (от 20% до 45%), а на третьей - либеральный (от 10% до 35%) соответственно. На основании проведенного исследования, мы можем охарактеризовать лидера с авторитарным стилем лидерства. Согласно нашим данным, согласующимися в большой степени с результатами Г.М. Андреевой (1; с. 234), для данного лидера наиболее типичными являются:
· краткие, деловые распоряжения;
· запреты с угрозой, без снисхождения;
· язык четкий, тон неприветливый;
· субъективность похвалы и порицания;
· в расчет эмоции не принимаются ;
· системой показ приемов не является;
· позиция самого лидера - вне группы.
При этом дела в классе (группе) планируются заранее во всем их объеме; цели определяются лишь непосредственные, дальние - неизвестны; голос лидера - решающий. Для регионов «Чернобыльского следа» преимущественным стилем лидерства выступает демократический (от 55% до 75%), на втором месте авторитарный (от 25% до 40%), и, наконец, наиболее редко встречающийся - либеральный (от 0% до 5%).
Охарактеризуем теперь лидера, имеющего демократический стиль лидерства. Итак, для него характерны:
· инструкции в форме предложений;
· товарищеский тон, а не сухая речь;
· советы вместе с похвалой и порицаниями;
· дискуссии - с распоряжениями и запретами;
· позиция самого лидера - внутри группы.
Причем, организация деятельности планируется не заранее, а в группе (классе); за реализацию выдвинутых предложений отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Смещение «вправо» пиков стилей лидерства в регионах «Чернобыльского следа» по отношению к распределению стилей лидерства в «чистых» районах, с нашей точки зрения, также объясняется специфическими особенностями социально-психологической ситуации в данных регионах: нарушение психологического единства коллектива, заниженная личностная тревожность и негативные эмоциональные переживания (как ситуативные, так и личностные), деформации в сфере самосознания и волевой саморегуляции личности. Полярность мнений в коллективе относительно основных ценностей «разрывает» психологически коллектив на 2-3 слоя, и для достижения психологического единства необходимо усиление эмоционального лидерства. Именно для достижения психологического единства в группе (классе) необходимо усиление демократического стиля лидерства.
В учебных группах в условиях депривации сложилась специфическая структура лидерства за счет преобладания лидеров парциального типа над лидерами абсолютного типа.
Среди лидеров парциального типа из регионов “Чернобыльского следа” большинство респондентов составляют лица женского пола, в то время как большинство среди лидеров абсолютного типа (из тех же районов) составляют лица мужского пола.
В условиях депривации среди лидеров преобладают респонденты, относящиеся к аффективному типу и демократическому стилю лидерства.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
2. Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи. - М., 1978.
3. Донцов А.И. Психология коллектива М.: Изд-во МГУ, 1984.
4. Жеребова Н.С. Основы социальной психологии. - Л., 1974.
5. Жеребова Н.С. Типы лидеров неформальных групп: По социально-психологической литературе США // Проблемы философии и социологии. - Л., 1968. - С.49-52.
6. Журавлев А.Л. Стиль руководства для управления социально психологическим климатом производственного коллектива // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. - М., 1979. - С.135-145.
7. Зайцева Е.М. К проблеме качественно количественной характеристики лидерства в контактных группах школьников и студентов// К вопросу о диагностике личности в группе. - М., 1973. - С.7-9.
8. Комплексная программа Минобразования России «Помощь»/ Под ред. А.А. Тюкова. - М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1995.
9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М., 1991.
10. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
11. Международный Чернобыльский проект. Оценка радиологических последствий и защитных мер. - М., 1991.
12. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990.
13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.
14. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1984.
15. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987.
16. Уманский Л.И. Психология работы комсорга. -М.: Молодая гвардия, 1972.
17. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.
18. Чернышев А.С. Гуманизация жизнедеятельности молодежных групп в напряженных социальных условиях//Первые международные ломовские чтения: Тезисы докладов. - М., 1991. -С. 261-262.
19. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): Дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1980.
20. Чернышев А.С. Теоретические аспекты социально-психологической помощи группам старшеклассников в условиях депривации // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность: Тезисы международных научных Костюковских чтений: В 2-х тт. - Киев, 1992. - Т.2. - С. 209-210.
21. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М., 1999.
Предыдущая статья Следующая статья