ОЖИДАЕМЫЕ И ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Объективные показатели

Динамика личностных изменений

Мнение воспитанников


Реализация Программы ОМЦ "Монолит" в 1995 - 1999 годах показала жизнеспособность программы, ее достаточно высокую действенность и практическую актуальность для Курской области и позволила создать условия:

С момента рождения ОМЦ "Монолит" прошли обучение члены 15 подростковых клубов области. Общее число воспитанников центра превысило 2000 человек. Как результат деятельности ОМЦ "Монолит", в Курской области зарегистрированы 4 новых профильных клуба, которые после обучения самостоятельно разработали уставы и программы деятельности. Это молодежные клубы: "Подкова - С" (г. Суджа), "Фаворит" (п. Мантурово), "Ориентир" (г. Обоянь), "Трудные дети" (г. Курск). Положительным фактом реализации программы ОМЦ "Монолит" является установление обратной связи , т.е. реализация в клубах и профильных объединениях опыта, информации и потенциала, накопленных в период обучения в ОМЦ "Монолит".
По данным, которые поступили из комитетов по делам молодежи Мантуровского, Суджанского, Обоянского, Советского, Железногорского районов Курской области, члены подростковых клубов, прошедшие обучение в "Монолите", оказывают активную помощь в проведении молодежных мероприятий. Ребята становятся организаторами и участниками районных праздников, концертов, досуговых мероприятий в школах, выпускают газеты.
Создан военно-патриотический клуб "Славяне" в Советском районе, творческие молодежные объединения "Класс" и СЭМИС (северо-западный микрорайон Курска), поддерживается творческое сотрудничество с ранее созданными клубами старшеклассников "Лидер" (школа № 45 г. Курска), ансамблем эстрадного танца "Стиль", поисковым клубом "Факел" (школа № 43 г. Курска).


Основным критерием динамики личностных изменений подростков, отражающим целостную личность, избраны показатели самооценки и ценностных ориентаций. Воспитанники в начале и в конце смены писали небольшие сочинения о себе и центре "Монолит", в произвольной форме выражая свое отношение к себе и другим, оглядываясь на прошлое и проникая в будущее.
Динамика личностных изменений определяется на основе сочетания количественной (контент-анализ) и качественной психологической оценки сочинений.

Оценка деятельности центра в сочинениях осуществляется на уровне эмоциональных оценок, сочинениям скорее присуща не глубина анализа, а непосредственность. В целом можно констатировать положительное отношение воспитанников к ОМЦ "Монолит", к отдельным клубам, к конкретным людям.
Характеризуя психологическую атмосферу, пишут о чувстве защищенности, о принадлежности к кругу близких друзей, о том, что возникает ощущение «... что в здесь все знают друг друга давным-давно». Некоторые воспитанники указывают, что "Монолит" - другой мир", в котором "…я почувствовал себя другим человеком".
Абсолютное большинство респондентов даже после первых трех дней смены испытывают позитивные чувства, к концу же смены удельный вес таких респондентов возрастает. Незначительно возрастает число лиц относящихся нейтрально к лагерю (на 2%), респондентов, испытывающих негативные эмоции не было выявлено ни в конце, ни в начале смены. Снизился удельный вес респондентов затрудняющихся выразить свои чувства.

Содержательная часть программы получила позитивную оценку членов и руководителей клубов. Практически все мероприятия оцениваются как эмоционально привлекательные и интересные по содержанию.
Отвечая на вопрос: "Что мне дает данное мероприятие ("Биржа программ", тематические дни, семинары, "Большой вальс")?" школьники указывают, прежде всего, на возможность "познания нового", получение "полезных знаний", "возможность показать себя и почувствовать себя лидером", "избавиться от комплексов и по настоящему познать себя". Эти данные опровергают расхожее мнение о том, что интерес к познанию у современных подростков и старшеклассников отсутствует.
Сочинения свидетельствуют о бескорыстном интересе к познанию, о любознательности. Часть воспитанников видит пользу от использования полученных в "Монолите" знаний лично для себя (на это указывают 23% респондентов). Оказались наиболее популярными и заслужили наивысшую оценку познавательные мероприятия "тропинка", семинары и элективные образовательные программы.

Нами установлено, что педагогический эффект от пребывания в центре распространяется не только на личность школьников, но и на ту группу, в составе которой они прибыли (клуб, отряд, ансамбль). Число лиц, выражающих свое положительное отношение к своему клубу возрастает в конце смены по сравнению с ее началом. Существенным нам представляется и позитивное развитие межгрупповых и межвозрастных отношений и взаимодействия. Младшие воспитанники (12-14 лет) отмечали "… мы младшие, но нас здесь не обижают". Воспитанники четко разграничивают главное и второстепенное в жизнедеятельности центра. Сочинения подтверждают мнение детей о том, что интересное и хорошее - это главное в "Монолите", а неудачное и плохое - это ошибки и промахи, которые исправляются.
Можно констатировать, что в результате осуществления программы у большинства воспитанников ОМЦ "Монолит" сформировалось стремление к насыщенной жизни как в эмоциональном, так и в деловом отношении.

Анализ данных свидетельствует о том, что мотивация самореализации и признания ОМЦ "Монолит" как молодежной ценности занимает приоритетное место в самоанализе подростков и юношей. Итогом реализации программы является ориентация воспитанников центра на содержательную деятельность, в противоположность тенденции, преобладающей в неорганизованной молодежной среде. В рамках программы достигнуто гармоничное сочетание личностного развития и отдыха молодежи.


В качестве примера можно привести ряд наиболее выразительных мнений воспитанников.
«Каждый день в «Монолите» был по-своему замечателен. Я не могу назвать день, который бы мне не понравился.»
Елена Ш. Клуб «Дрим-Тим».

«Я надеюсь, что те знания, которые я получил в ОМЦ «Монолит» пригодятся мне в жизни».
Константин С. Клуб «Орлята».

«Мне кажется, что одна из главных составляющих успеха лагеря «Монолит» - доброе отношение инструкторов к ребятам и возникающее из этого доброе отношение ребят друг к другу, что невозможно забыть».
Елена Р. Клуб «Лидер».

«Монолит» оставил в моей душе огромный и приятный след.
Сергей Ш. Клуб «Каскад».

«Я довольна, что попала именно в «Монолит», а не в другой лагерь».
Евгения П. Клуб «Дрим-Тим».

«Монолит» сильно отличается от других лагерей. Во-первых, высокой культурой, во-вторых, прекрасно подобранным инструкторским составом. Сплоченность их состава - прекрасный пример для подражания»
Инга С. Клуб «Дрим-Тим».

"Мне запомнилось хорошее отношение и дружеская атмосфера между каждым человеком в лагере «Монолит».
Александр Т. Клуб «Летучий голландец».

«Инструкторы были вежливыми , отзывчивыми, справедливыми. С ними было интересно».
Ольга А. Клуб «Летучий голландец».

«В «Монолите» мне очень хорошо и весело. В общем - класс».
Сергей С. Клуб «Дрим-Тим».

«Я раньше был во многих лагерях, но такой сплоченности отряда и между отрядами я нигде не видал. Всему, чему научили меня, я постараюсь научить своих ребят в классе. Я буду помнить своих друзей, с которыми я очень сильно сдружился в "Монолите».
Иван К. Клуб «Орлята».

«Я провела это последнее лето моего детства незабываемо. В «Монолите» можно показать себя со всех сторон».
Наталья Ч. Клуб «Трудные дети».

«Я думаю, что наш клуб покажет себя и то, чему он научился в лагере «Монолит». Он научился многому, а главное - находить выход в трудной ситуации и не ссориться по пустякам. Для нас это самое главное, ведь дружба - это все, наша жизнь и судьба».
Елена А. Клуб «Смак»


Вверх

[Кафедра психологии КурГУ] [Профессор А.С.Чернышев] [Новости психологии из Курска] [Новости Черноземья]

Оглавление

© Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А., 1996-1999.

Hosted by uCoz