ОЖИДАЕМЫЕ И ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация Программы ОМЦ "Монолит" в 1995 - 1999 годах показала жизнеспособность программы, ее достаточно высокую действенность и практическую актуальность для Курской области и позволила создать условия:
С момента рождения
ОМЦ "Монолит" прошли обучение члены 15
подростковых клубов области. Общее
число воспитанников центра
превысило 2000 человек. Как результат
деятельности ОМЦ "Монолит", в
Курской области зарегистрированы 4
новых профильных клуба, которые
после обучения самостоятельно
разработали уставы и программы
деятельности. Это молодежные клубы:
"Подкова - С" (г. Суджа), "Фаворит"
(п. Мантурово), "Ориентир" (г.
Обоянь), "Трудные дети" (г.
Курск). Положительным фактом
реализации программы ОМЦ "Монолит"
является установление обратной
связи , т.е. реализация в клубах и
профильных объединениях опыта,
информации и потенциала,
накопленных в период обучения в ОМЦ
"Монолит".
По данным, которые поступили из
комитетов по делам молодежи
Мантуровского, Суджанского,
Обоянского, Советского,
Железногорского районов Курской
области, члены подростковых клубов,
прошедшие обучение в "Монолите",
оказывают активную помощь в
проведении молодежных мероприятий.
Ребята становятся организаторами и
участниками районных праздников,
концертов, досуговых мероприятий в
школах, выпускают газеты.
Создан военно-патриотический клуб
"Славяне" в Советском районе,
творческие молодежные объединения
"Класс" и СЭМИС (северо-западный
микрорайон Курска), поддерживается
творческое сотрудничество с ранее
созданными клубами
старшеклассников "Лидер" (школа
№ 45 г. Курска), ансамблем эстрадного
танца "Стиль", поисковым
клубом "Факел" (школа № 43 г. Курска).
Основным критерием
динамики
личностных изменений подростков, отражающим
целостную личность, избраны
показатели самооценки и ценностных
ориентаций. Воспитанники в начале и
в конце смены писали небольшие
сочинения о себе и центре "Монолит",
в произвольной форме выражая свое
отношение к себе и другим,
оглядываясь на прошлое и проникая в
будущее.
Динамика личностных изменений
определяется на основе сочетания
количественной (контент-анализ) и
качественной психологической
оценки сочинений.
Оценка деятельности
центра в сочинениях осуществляется
на уровне эмоциональных оценок,
сочинениям скорее присуща не
глубина анализа, а
непосредственность. В целом можно
констатировать положительное
отношение воспитанников к ОМЦ "Монолит",
к отдельным клубам, к конкретным
людям.
Характеризуя психологическую
атмосферу, пишут о чувстве
защищенности, о принадлежности к
кругу близких друзей, о том, что
возникает ощущение «... что в здесь
все знают друг друга давным-давно».
Некоторые воспитанники указывают,
что "Монолит" - другой мир", в
котором "…я почувствовал себя
другим человеком".
Абсолютное большинство
респондентов даже после первых
трех дней смены испытывают
позитивные чувства, к концу же
смены удельный вес таких
респондентов возрастает.
Незначительно возрастает число лиц
относящихся нейтрально к лагерю (на
2%), респондентов, испытывающих
негативные эмоции не было выявлено
ни в конце, ни в начале смены.
Снизился удельный вес респондентов
затрудняющихся выразить свои
чувства.
Содержательная часть
программы получила позитивную
оценку членов и руководителей
клубов. Практически все
мероприятия оцениваются как
эмоционально привлекательные и
интересные по содержанию.
Отвечая на вопрос: "Что мне дает
данное мероприятие ("Биржа
программ", тематические дни,
семинары, "Большой вальс")?"
школьники указывают, прежде всего,
на возможность "познания нового",
получение "полезных знаний",
"возможность показать себя и
почувствовать себя лидером", "избавиться
от комплексов и по настоящему
познать себя". Эти данные
опровергают расхожее мнение о том,
что интерес к познанию у
современных подростков и
старшеклассников отсутствует.
Сочинения свидетельствуют о
бескорыстном интересе к познанию, о
любознательности. Часть
воспитанников видит пользу от
использования полученных в "Монолите"
знаний лично для себя (на это
указывают 23% респондентов).
Оказались наиболее популярными и
заслужили наивысшую оценку
познавательные мероприятия "тропинка",
семинары и элективные
образовательные программы.
Нами установлено, что
педагогический эффект от
пребывания в центре
распространяется не только на
личность школьников, но и на ту
группу, в составе которой они
прибыли (клуб, отряд, ансамбль).
Число лиц, выражающих свое
положительное отношение к своему
клубу возрастает в конце смены по
сравнению с ее началом.
Существенным нам представляется и
позитивное развитие межгрупповых и
межвозрастных отношений и
взаимодействия. Младшие
воспитанники (12-14 лет) отмечали "…
мы младшие, но нас здесь не обижают".
Воспитанники четко разграничивают
главное и второстепенное в
жизнедеятельности центра.
Сочинения подтверждают мнение
детей о том, что интересное и
хорошее - это главное в "Монолите",
а неудачное и плохое - это ошибки и
промахи, которые исправляются.
Можно констатировать, что в
результате осуществления
программы у большинства
воспитанников ОМЦ "Монолит"
сформировалось стремление к
насыщенной жизни как в
эмоциональном, так и в деловом
отношении.
Анализ данных
свидетельствует о том, что
мотивация самореализации и
признания ОМЦ "Монолит" как
молодежной ценности занимает
приоритетное место в самоанализе
подростков и юношей. Итогом
реализации программы является
ориентация воспитанников центра на
содержательную деятельность, в
противоположность тенденции,
преобладающей в неорганизованной
молодежной среде. В рамках
программы достигнуто гармоничное
сочетание личностного развития и
отдыха молодежи.
В качестве примера можно привести
ряд наиболее выразительных мнений
воспитанников.
«Каждый день в «Монолите»
был по-своему замечателен. Я не могу
назвать день, который бы мне не
понравился.»
Елена Ш. Клуб «Дрим-Тим».
«Я надеюсь, что те
знания, которые я получил в ОМЦ «Монолит»
пригодятся мне в жизни».
Константин С. Клуб «Орлята».
«Мне кажется, что
одна из главных составляющих
успеха лагеря «Монолит» - доброе
отношение инструкторов к ребятам и
возникающее из этого доброе
отношение ребят друг к другу, что
невозможно забыть».
Елена Р. Клуб «Лидер».
«Монолит» оставил
в моей душе огромный и приятный
след.
Сергей Ш. Клуб «Каскад».
«Я довольна, что
попала именно в «Монолит», а не в
другой лагерь».
Евгения П. Клуб «Дрим-Тим».
«Монолит» сильно
отличается от других лагерей. Во-первых,
высокой культурой, во-вторых,
прекрасно подобранным
инструкторским составом.
Сплоченность их состава -
прекрасный пример для подражания»
Инга С. Клуб «Дрим-Тим».
"Мне запомнилось
хорошее отношение и дружеская
атмосфера между каждым человеком в
лагере «Монолит».
Александр Т. Клуб «Летучий
голландец».
«Инструкторы были
вежливыми , отзывчивыми,
справедливыми. С ними было
интересно».
Ольга А. Клуб «Летучий голландец».
«В «Монолите» мне
очень хорошо и весело. В общем -
класс».
Сергей С. Клуб «Дрим-Тим».
«Я раньше был во
многих лагерях, но такой
сплоченности отряда и между
отрядами я нигде не видал. Всему,
чему научили меня, я постараюсь
научить своих ребят в классе. Я буду
помнить своих друзей, с которыми я
очень сильно сдружился в "Монолите».
Иван К. Клуб «Орлята».
«Я провела это
последнее лето моего детства
незабываемо. В «Монолите» можно
показать себя со всех сторон».
Наталья Ч. Клуб «Трудные дети».
«Я думаю, что наш
клуб покажет себя и то, чему он
научился в лагере «Монолит». Он
научился многому, а главное -
находить выход в трудной ситуации и
не ссориться по пустякам. Для нас
это самое главное, ведь дружба - это
все, наша жизнь и судьба».
Елена А. Клуб «Смак»
[Кафедра психологии КурГУ] | [Профессор А.С.Чернышев] | [Новости психологии из Курска] | [Новости Черноземья] |
© Чернышев А.С.,
Сарычев С.В., Лунев Ю.А., 1996-1999.