Проблеме
тревожности посвящено
значительное количество
исследований в психологии,
медицине, физиологии, философии,
социологии. В последнее
десятилетие интерес российских
психологов к изучению тревожности
существенно усилился в связи с
резкими изменениями в жизни
общества, порождающими
неопределенность и
непредсказуемость и, как следствие,
переживания эмоциональной
напряженности, тревоги.
Тревожность
– черта личности, характеризующая
ее эмоциональную сферу. Уровень
тревожности – это показатель
индивидуальной чувствительности к
стрессу, склонность ощущать
большинство жизненных ситуаций как
угрожающие. Очень высокая
тревожность является субъективным
проявлением психологического
неблагополучия. Она может быть
вызвана невротическим конфликтом,
эмоциональными и невротическими
срывами, психосоматическими
заболеваниями (6). Высокая
тревожность может быть связана
также с переживаниями угрозы
престижу, самооценке, самоуважению
человека (8). Как устойчивая черта
личности – это повышенная
склонность испытывать тревогу по
поводу реальных или воображаемых
опасностей (4). В отличие от страха
как реакции на конкретную угрозу,
тревога генерализована, диффузна.
Поведенчески проявления
тревожности могут заключаться в
общей дезорганизации деятельности,
нарушающей ее направленность и
продуктивность. Однако тревожность
не является изначально негативной
чертой личности. Оптимальный ее
уровень – естественное и
необходимое условие личностной
активности.
Изучение
тревожности важно и для понимания
возрастных закономерностей
развития эмоциональной сферы
ребенка, становления, закрепления и
развития эмоционально-личностных
образований. Тревожность лежит в
основе целого ряда психологических
трудностей детства, многих
нарушений развития,
рассматривается как показатель «преневротического
состояния», ее роль чрезвычайно
высока и в нарушениях поведения,
таких, как делинквентность и
аддиктивное поведение подростков.
Значение профилактики тревожности,
ее преодоление важно при
подготовке детей и взрослых к
трудным жизненным ситуациям.
Для того,
чтобы стать полноценной личностью,
ребенок должен воспитываться в
эмоционально теплой и стабильной
обстановке. Если эмоциональный
контакт с близкими взрослыми или
окружающими людьми нарушен,
ребенок живет как бы на «вражеской»
территории: обстоятельства
подавляют его, его ожидания
относительно будущего
пессимистичны, он постоянно
чувствует себя слабее других,
нелюбимым (1). В результате
развиваются очень низкая
самооценка, чувство
неполноценности. Возникшая в
детстве неуверенность в себе, как
правило, становится устойчивым
образованием, своего рода
характеристикой воспитанников
детского дома (7).
Условиям
жизни и особенностям становления
личности воспитанников дома
ребенка, детского дома или школы-интерната
для детей, лишенных родительского
попечительства, динамике развития
их интеллектуальной, когнитивной,
мотивационной и эмоциональной сфер
посвящено большое количество
исследований (2; 10; 12). Многолетние
наблюдения за детьми, которые,
находясь в учреждениях подобного
типа, непременно подвергаются
сенсорной, двигательной и
социальной субдепривации, выявили
серьезные нарушения всех аспектов
их личности, в том числе – и
особенно – эмоциональной сферы (11;
14). Причина деформации
эмоциональной сферы, как было
установлено, заключается в первую
очередь в отсутствии у ребенка
эмоционального контакта с матерью
и соответствующего его природе
общения со взрослыми (13).
С 60-х годов
широко употребляется термин
депривация (в переводе с латинского
– лишение). Депривацией называют
состояние, возникшее в результате
определенных жизненных ситуаций,
когда субъект лишен возможности
удовлетворить свои человеческие
психические потребности в
достаточной мере и достаточно
долгое время (7). Депривация – это
состояние, связанное с
биологически полноценной, но
психологически недостаточной
средой (5).
Большинство
исследователей выделяют три
основных вида депривации:
эмоциональную, сенсорную и
социальную. Под эмоциональной
понимают длительное отсутствие
ласки, заботы, человеческого
понимания и тепла, то есть всякую
продолжительную эмоциональную
изоляцию. Многие авторы
приравнивают понятие
эмоциональной депривации к термину
«отсутствие материнской заботы».
Однако этот термин включает в себя
и понятие социальной депривации, то
есть результат недостаточных
социальных влияний (безнадзорности,
бродяжничества, изоляции от
психически здоровых людей и пр.).
Чаще всего разные виды депривации
переплетаются (3).
Тип
личности, формирующийся у ребенка,
который с рождения живет в условиях
материнской депривации, назван как
«безэмоциональный характер» (2).
Такой ребенок отличается
интеллектуальным отставанием,
вялостью эмоционального поведения,
неумением вступать в значимые
отношения с другими людьми – как
сверстниками, так и взрослыми.
Нарушение эмоциональных контактов
приводит к тому, что он чувствует
себя слабее других. В результате у
него развивается чувство
неполноценности. Основное
переживание – кажущаяся
враждебность мира (9).
С каждым
годом расширяется сеть
специализированных учреждений для
воспитания детей с недостатками
умственного и психического
развития без родительского
попечительства. Экономическая и
политическая напряженность в
стране, неопределенность судьбы
выпускников – факторы,
определившие в большой мере цели и
задачи нашего исследования.
Выявление наличия (отсутствия)
тревоги, содержания страхов
воспитанников детского дома и
школы-интернатов позволяет
разработать основные принципы
педагогической и
психокоррекционной работы в этих
образовательных учреждениях.
Нами
изучалась специфика тревожности
воспитанников детского дома и
школы-интерната. ОБЪЕКТОМ
ИССЛЕДОВАНИЯ служили младшие
школьники и подростки
Новопоселеновского детского дома и
школы-интерната № 3 г. Курска.
Предметом исследования выступали
источники, возрастные и
индивидуальные формы проявления
тревожности у детей.
РАССМАТРИВАЛИСЬ
В КАЧЕСТВЕ ГИПОТЕЗ следующие
положения: 1) Социальная изоляция
негативно влияет на процесс
развития детей. Тотальные
учреждения выступают источником
депривации воспитанников. Тревога
и тревожность являются выражением
неудовлетворенности у детей
ведущих возрастных потребностей. 2)
Выявление высокого уровня или
отсутствия тревожности открывает
перспективы для профилактической и
коррекционной педагогической
работы.
Теоретическую
основу исследования составили
работы, имеющие прямое или
косвенное отношение к проблеме
тревожности. Это труды Дж.
Аткинсона, Л.И. Божович, А.И.
Захарова, В.Р. Кисловской, Б.И.
Кочубей, Р. Кэттела, В.С. Мерлина, Т.А.
Нежновой, Е.С. Новиковой, А.М.
Прихожан, О. Ранка, А.В. Спиваковской,
Ч. Спилбергера, Л.И. Уманского, Б.
Филлипса, А. Фрейд, Ю.Л. Ханина, К.
Хорни, И. Шеир, Э. Эриксона.
Использовались
следующие методы: тест тревожности,
разработанный американскими
психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В.
Амен; шкала Явной тревожности,
адаптированная А.М. Прихожан (CMAS);
восьмицветный тест Люшера и беседа
с психологами, работающими с
испытуемыми. Следует отметить, что
все эти дети имеют отклонения в
умственном развитии, уровень их
интеллекта не соответствует
возрасту. Для диагностики степени
тревожности у детей младших
классов использовался тест детской
тревожности. Обследование
проходило в отдельной комнате,
индивидуально с каждым ребенком.
После предъявления рисунков с
изображением той или иной ситуации
с каждым воспитанником была
проведена беседа для уточнения
данных. Как дополнительный метод
использовался восьмицветный тест
Люшера. В школе-интернате
исследование проводилось с детьми
разных возрастов начиная с
четвертого класса и кончая десятым.
На базе каждого из классов
создавалась экспериментальная
группа. Методика Явной тревожности
предъявлялась на индивидуальных
бланках. Учитывались все
стандартные правила группового
исследования. В целом школьники
справились с заданием, ошибок более
одной не было, следовательно,
методика годна к обработке.
Листы
ответов четырех учащихся были
исключены из анализа, так как
набрали высокие баллы по шкале лжи,
что делает достоверность их
ответов сомнительной.
Осуществив
количественный анализ данных по
шкале Явной тревожности, мы
получили следующие результаты.
Таблица 1
Распределение учащихся по
уровню тревожности (%)
Учащиеся |
Уровень тревожности |
|||
|
Нормальный |
Несколько
повышенный |
Явно повышенный |
Очень высокий |
Младшие подростки |
73 |
15 |
- |
12 |
средние подростки |
58 |
22 |
6 |
14 |
старшие подростки |
81 |
12 |
7 |
- |
«Абсолютного
спокойствия» у школьников не
выявлено, поэтому можно сказать,
что патологическое равнодушие к
себе и окружению у воспитанников
отсутствует.
В основном,
у детей нормальный или несколько
повышенный уровень тревожности,
что помогает им держать себя в
активном состоянии, в тонусе, легко
адаптироваться к ситуациям.
Младшие и средние подростки
показывают наличие у них
чрезмерной тревоги, мешающей
нормальному развитию и
продуктивной деятельности (см. табл.1).
Девочки
младшего подросткового возраста
обнаруживают самый высокий уровень
тревожности. Менее тревожными
оказались мальчики в целом и
особенно мальчики старшего
школьного возраста (табл. 2).
Таблица
2
Гендерные
различия распределения учащихся по
уровню тревожности (%)
Учащиеся |
Уровень тревожности |
||||
Нормальный |
Несколько
повышенный |
Явно повышен-ный |
Очень высокий |
||
младшие |
Девочки |
75 |
12,5 |
- |
12,5 |
подростки |
Мальчики |
82 |
12 |
- |
6 |
средние |
Девочки |
50 |
14 |
14 |
22 |
подростки |
Мальчики |
64 |
29 |
- |
7 |
старшие |
Девочки |
62 |
25 |
13 |
- |
подростки |
Мальчики |
100 |
- |
- |
- |
Таблица
3
Распределение
учащихся по уровню тревожности по
классам и половозрастному признаку
(%)
Учащиеся |
Уровень тревожности |
||||
Нормальный |
несколько
повышенный |
явно повышен-ный |
Очень высокий |
||
4 класс |
девочки |
100 |
- |
- |
- |
|
мальчики |
100 |
- |
- |
- |
5 класс |
девочки |
- |
- |
- |
100 |
|
мальчики |
25 |
50 |
- |
25 |
6 класс |
девочки |
80 |
20 |
- |
- |
|
мальчики |
100 |
- |
- |
- |
7 класс |
девочки |
52 |
16 |
16 |
16 |
|
мальчики |
55 |
36 |
- |
9 |
8 класс |
девочки |
50 |
12 |
12 |
26 |
|
мальчики |
83 |
17 |
- |
- |
9 класс |
девочки |
75 |
25 |
- |
- |
|
мальчики |
100 |
- |
- |
- |
10 класс |
Девочки |
50 |
25 |
25 |
- |
|
Мальчики |
100 |
- |
- |
- |
Как
следует из таблицы 3, высокую
тревожность обнаруживают
школьники 5, 7 и 8 классов. Такой
высокий уровень тревоги указывает
на то, что тревожность является
разлитой, постоянной, личностной.
Для таких детей характерно
устойчивое ожидание неуспеха,
предчувствие опасности в
благополучных для них ситуациях
действительности, готовность к
страху. Носителями личностной
тревожности преимущественно
являются девочки 5, 7, 8 классов.
Значительно меньшее число
мальчиков показывают
дезадаптивную тревожность, среди
них ученики 5 и 7 классов. Данные
исследования обычных школьников
показывают наличие более высокой
тревоги у мальчиков (11). Полученные
нами результаты, видимо, определяют
специфику тревожности
воспитанников тотальных
учреждений с отклонениями в
умственном развитии. Качественный
анализ данных позволяет выявить
содержание тревог детей и
определить основные источники
страхов у школьников разных
возрастных групп. «Возрастные пики»
тревожности связаны с ведущими
социогенными потребностями и
отражают особую значимость их
удовлетворения на том или ином
этапе.
Таблица
4
Содержание
тревог у школьников разных
возрастов
Учащиеся |
Содержание тревог |
младшие подростки |
Ты нервничаешь, если
тебе не удается сделать то, что
тебе хочется. !
Бывает, что тебе хочется
оказаться как можно дальше
отсюда. ! Тебя беспокоит то,
что скажут родители. Тебе очень хочется во
всем быть лучше всех. Для тебя важно, что о
тебе думают другие. Тебе трудно
сосредоточиться на учебе. Та боишься, что с тобой
произойдет что-нибудь плохое. Ты боишься, что тебе
скажут: «Ты все делаешь плохо». Тебе кажется, что у
других все получается лучше,
чем у тебя. Тебя все время мучает,
все ли ты делаешь правильно,
так, как следует. Вечером тебе трудно
уснуть. Ты часто чувствуешь
неуверенность в себе. Другие ребята
удачливее тебя. Ты боишься того, что с
тобой может случиться. Часто тебя что-то
мучает, а что – не можешь
понять. Тебе неприятно, если
кто-нибудь наблюдает за тобой,
когда ты что-нибудь делаешь. |
Средние Подростки |
Ты беспокоишься, что с
твоими родителями что-нибудь
случится. Тебе
трудно решиться на что-либо. ! Бывает, что тебе
хочется оказаться как можно
дальше отсюда. ! Тебя беспокоит, что
тебе скажут родители. Ты боишься того, что с
тобой может случиться. Часто ты чувствуешь
неуверенность в себе. Ты очень переживаешь
из-за отметок. Для тебя важно, что о
тебе думают другие. Ты часто чувствуешь,
что другие недовольны тобой. Тебе трудно
сосредоточиться на учебе. |
Старшие подростки |
Ты беспокоишься, что с
твоими родителями что-нибудь
случится. ! Тебя
беспокоит, что тебе скажут
родители. ! Бывает, что тебе
хочется оказаться как можно
дальше отсюда. Тебя легко разозлить. Ты нервничаешь, если
тебе не удается сделать то, что
тебе хочется. Другие ребята
удачливее тебя. Ты боишься, что с тобой
произойдет что-нибудь плохое. Тебе неприятно, если
кто-нибудь наблюдает за тобой,
когда ты что-нибудь делаешь. Тебе трудно решиться
на что-либо. Часто ты волнуешься из
–за того, что, как выясняется
позже, не имело значения. |
Младшие и
средние подростки обеспокоены тем,
что с ними может что-нибудь
случиться. Озабочены мнением
окружающих о них. Указывают на
трудности в учебе, неуверенность в
своих силах. У средних и старших
подростков общим является
беспокойство о том, что с их
родителями может что-либо
случиться. И еще указывают на свою
нерешительность. Младших и старших
подростков объединяет
обеспокоенность здоровьем, страх
перед несчастным случаем.
Состояние нервности испытывают,
если не удается достичь цели, когда
за их работой ведется контроль,
считают себя неудачниками.
Источником
тревоги во всех возрастных группах
(!) является семья. Абсолютное
большинство школьников беспокоит
мнение родителей о них по каким-либо
поводам. Воспитанники тотального
учреждения также в большинстве
высказывают желание оказаться «как
можно дальше» (!) от интерната.
Второй значимый источник тревоги –
учебно-воспитательная система
школы-интерната.
Особенностью
тревоги у младших подростков
является мнение других, особенно
взрослых, об их поступках, об их
личности. Мучаются тем, что у других
все получается лучше, очень хотят
признания. Указывают на
соматические проявления тревоги –
трудность засыпания, необъяснимое
волнение. Специфично для средних
подростков недовольство собой,
сильные негативные переживания по
поводу отметок. Старшие школьники
указывают на то, что часто
волнуются по пустякам, легко
выходят из равновесия.
Исследование
тревожности воспитанников
детского дома с помощью теста
тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и В.
Амен) показывает, что наибольшую
тревогу испытывают младшие
школьники. С возрастом тревожность
снижается. Тем не менее пятая часть
воспитанников предвыпускного
возраста обнаруживает высокую
тревожность.
Таблица
5
Распределение
воспитанников детского дома по
уровню тревожности (%)
Учащиеся |
Уровень тревожности |
||
|
низкий |
Средний |
высокий |
младшие школьники |
- |
- |
100 |
средние подростки |
- |
60 |
40 |
старшие подростки |
18 |
62 |
20 |
Мы находим
высокую тревожность у мальчиков
младшего возраста, девочек
среднего подросткового возраста и
мальчиков старшего (табл. 6).
Таблица
6
Распределение
учащихся различных половозрастных
групп по уровню тревожности (%).
Учащиеся |
Уровень тревожности |
|||
низкий |
средний |
высокий |
||
младшие |
девочки |
- |
- |
37 |
школьники |
мальчики |
- |
- |
63 |
средние |
девочки |
- |
30 |
24 |
подростки |
мальчики |
- |
30 |
16 |
старшие |
девочки |
12 |
40 |
6 |
подростки |
мальчики |
6 |
22 |
14 |
Анализ
содержания тревог воспитанников
детского дома выявляет следующую
тенденцию: у детей младшего
школьного возраста наибольшее
беспокойство вызывают ситуации,
где важна реакция взрослых.
Например, характерны следующие
высказывания: «Воспитательница
наказала за плохое поведение»; «Воспитательница
заставляет убирать игрушки, а ей
хочется играть» (Писклова Т.); «Мама
не пустила смотреть телевизор,
отправила одного спать»; «Его мама
наказывает» (Гнездилов Д.); «Папа
играет с маленьким мальчиком, а с
большим не хочет говорить»; «Уронил
кубики на пол, мама ругает: «Что ты
делаешь!» (Периппеко В.); «Ему
хочется быть маленьким, и чтобы
мама везла его в коляске»; «Родители
смотрели телевизор, а его прогнали,
он плохо себя вел. Он в руках держит
куклу, которую хочет задушить,
выкинуть» (Писклов С.); «Тетя или
учитель его ругают за глупость
какую-либо» (Осинкин Н.); «Папа
стулом бьет за то, что он плохо себя
ведет»; «Его мама обидела и ушла, ее
здесь не видно» (мама у него умерла)
(Бобовников Н.).
У детей
среднего школьного возраста
наибольший уровень тревожности
проявлялся в ситуациях,
моделирующих отношения «ребенок-ребенок».
Для них характерны следующие
высказывания: «Другая девочка
хочет ударить ее стулом»; «Дети
гуляют, а она стоит, ей не с кем» (Воронина
Е.); «Не дает игрушку, дерутся,
другая отберет»; «Другая забрала у
нее лавочку, не дает сесть» (Кудинова
И.); «Она кривляла рожицу, за это
девочка не дает ей сесть рядом»; «Девочка
разоряет ей дом, а она кричит «не
надо!» (Бобовникова О.).
Воспитанники
старшего подросткового возраста
тревожатся больше всего по поводу
ситуаций, моделирующих отношения «ребенок-взрослый».
Для них характерны следующие
высказывания: «Родители не берут ее
с собой, потому что она маленькая»;
«Не с ней папа играет, а с ее братом,
ей грустно, что не с ней» (Канищева Е.);
«Она хочет отобрать мяч, ей
взрослые не купили»; «Папа ругается»
(Баева И.); «Грустно, потому что
грустные родители стоят с ней» (Дружинина
С.); «Поставил не тот кубик, а ему
воспитательница объяснила, что он
не так делает»; «Мама ругает за
плохое поведение» (Мисинев Р.).
Анализ
данных по тесту Люшера
подтверждает результаты теста
детской тревожности. В процессе
исследования выявлены основные
источники тревожности у детей
детского дома. Все возрастные
категории указывают на семью как
основную, ведущую причину их страха.
Ситуация неблагополучия в семье,
беспокойство за младших братьев и
сестер, отвержение их родителями,
неизвестность того, как сложатся в
будущем отношения с родными – все
это служит основой личностной
тревожности детей. Вторым по
значимости источником тревоги
служит система отношений в детском
доме с учителями и особенно
воспитателями. Эмоциональная
несдержанность, агрессивность
воспитателей создают ситуации
напряжения и конфликта. И третий
важный источник – это иерархия
отношений воспитанников в детском
доме. У детей преобладает
инфантильно-гедонистическая
мотивация поступков. Сексуальные
нарушения, воровство,
агрессивность коррелируют с
незрелостью волевых актов,
инфантильностью, стремлением к
удовлетворению эгоистических
потребностей. Дети внушаемы,
ориентируются на выгодное
поведение старших воспитанников.
Остро реагируют на
психотравмирующие факторы,
большинство тяжело переживают свой
умственный или физический дефект.
Слабо развито самоуправление,
самоконтроль, гипертрофирована
потребность во внимании взрослых,
проявляются неразвитость и
примитивность форм общения как со
сверстниками, так и с взрослыми.
1. Социальная
изоляция создает условия для
возникновения у детей личностной
тревожности.
2. Основными
источниками тревоги у
воспитанников тотальных
учреждений являются семья, учебно-воспитательная
система детского дома и школы-интерната.
3. Отличительной
особенностью тревожности
воспитанников тотальных
учреждений является более высокий
уровень устойчивой тревоги у
девочек, когда в обычных школах
высокую тревогу показывают
мальчики. Самый высокий уровень
устойчивой тревоги выявлен у
девочек младшего и среднего
подросткового возраста школы-интерната,
у мальчиков младших классов и
девочек среднего подросткового
возраста детского дома.
4. Существуют
перспективы для психопрофилактики
и психокоррекции детской
тревожности в педагогической
деятельности работников закрытых
учебных заведений. Работа по
профилактике и преодолению
устойчивой детской тревожности
должна осуществляться на
когнтивном, эмоциональном,
операциональном уровнях с опорой
на возрастные особенности детей.
Для повышения эффективности
психопрофилактики и коррекции в
учреждениях закрытого типа
необходима «терапия среды», работа
и с педагогическим, и ученическим
коллективами (13). Тревожным детям
также требуется индивидуальная
коррекция.
1. Адлер А. Практика и
теория индивидуальной психологии.
– М., 1995.
2. Боулби Д. Детям
любовь и заботу // Лишенные
родительского попечительства. – М.,
1991. – С. 144-154.
3. Буянов М.И. Ребенок
из неблагополучной семьи. – М., 1988.
4. Гришин В.В., Лужин П.В.
Методики психодиагностики в учебно-воспитательном
процессе. – М., 1992. – С.51-52.
5. Захаров А.И. Как
предупредить отклонения в
поведении ребенка. – М., 1986.
6. Краткий
психологический словарь / Под ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского. – 1985.
7. Лангмейер И.,
Матейчек З. Психическая депривация
в детском возрасте. – Прага, 1984.
8. Лучшие
психологические тесты / Под ред. А.Ф.
Кудрикова. – Петрозаводск, 1992. – С.
62-67.
9. Пашина А.Х. Опыт
исследования эмоциональной сферы у
сотрудников детского дома //
Психологический журнал. - 1995. Т. 16, -
№2. – С. 42-50.
10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.
Дети без семьи. – М., 1990.
11. Прихожан А.М.
Тревожность и страх у младших
школьников / Психическое здоровье
детей и подростков. – М., 1994.
12. Психическое развитие
воспитанников детского дома / Под
ред. И.В. Дубровиной. – М., 1990.
13. Уманский Л.И. К проблеме
психологической оценки «коллективной
деятельности» и структуры
контактной группы как коллектива //
Социально-психологические аспекты
общественной активности
школьников и студентов. –
Ярославль, 1975. – С.5-13.
14. Якубовская М.Л.
Эмоциональная регуляция
устойчивости личности. Автореф.
дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1988.
Предыдущая статья Следующая статья