Современная социальная действительность со все большей отчетливостью требует воспитания и развития у молодого человека качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с людьми. Многие из этих качеств не имеют места на уровне индивидуальной психической деятельности, а развиваются только при включении человека в какую-либо социальную группу.
В настоящее время в вузе действует целый ряд молодежных организаций, таких как студенческое научное общество, факультет дополнительных профессий, студенческая администрация, студенческий профком, комитет по делам молодежи, совет молодых ученых, спортивно-туристический клуб, редакция газеты и т.д. Все вышеперечисленные молодежные организации имеют общую цель – комплексное раскрытие творческого потенциала обучающихся, но решают разные задачи, находя при этом точки взаимодействия.
Объектом нашего внимания является творческая группа студентов как первичный коллектив, способствующий личностному и профессиональному росту каждого члена группы.
В исследованиях отечественных ученых показано, что именно в группе, и особенно на её высшей ступени развития - в коллективе, личность получает наиболее благоприятную возможность для осуществления своего самоопределения и саморазвития (А.В. Петровский, К.К. Платонов, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и другие). Лев Ильич Уманский при рассмотрении трёх блоков характеристик в структуре коллектива подчеркивает, что «группа состоит из личностей, она структурно отражает систему «личность – группа - личность» (3, с. 26)
Отталкиваясь от этой идеи, мы строили своё исследование по следующему плану. На первом этапе изучались некоторые особенности личности современных студентов, в частности система их личностных ценностей и место творческой деятельности в этой системе. Затем осуществлялась практическая работа по созданию творческой группы студентов, проводились наблюдения за функционированием данной группы, анализировались её социально-психологические характеристики. И, наконец, выявлялись особенности влияния группы на развитие личности студентов, их творческих способностей.
В настоящее время проблема ценностей общества и системы ценностей личности требует серьезного рассмотрения. Не вызывает сомнения то, что в жизни человека и общества ценности обеспечивают ориентацию в действительности. Разделяемые личностью ценности являются важнейшими детерминантами ее поведения, решений, выборов. Тем более сегодня, когда старшее поколение переосмысливает свой социальный опыт, а современная молодежь ищет собственные ценностные основы жизни. В любом случае человек психологически устает от частых и необъяснимых перемен, не говоря уже о смене общественно одобряемых ценностей.
Если человек нуждается в ценностях, чтобы организовать свою жизнь, то общество нуждается в них, чтобы определить общие цели и формы поведения, которые для него наиболее значимы. Наличие надындивидуальных (группы, коллектива, общества) ценностей позволяет каждой личности в ходе развития присваивать свою иерархию в данной культуре базовых ценностей.
Система личностных ценностей студентов изучалась нами в течение ряда лет, что позволяет подвести некоторые итоги.
В процессе изучения системы личностных ценностей абитуриентов и студентов 1, 3, 4, 5 курсов Мелитопольского государственного педагогического института (1992-1994) с помощью модифицированной методики М. Рокича были проанализированы различия как в самой структуре ценностных ориентаций, так и в предпочтении отдельных ценностей. Сравнение медианных рангов ответов обнаружило определенное различие в иерархии терминальных и инструментальных ценностей.
Так, оценки студентов 1 курса заметно отличаются от других тем, что только они поставили на первое место «хорошие и верные друзья» (терминальные); на одно из первых мест - «твердая воля» (инструментальные). Подобные изменения в иерархии (по сравнению с абитуриентами), как правило, связаны с ценностями не реализованными, но потребность в реализации которых наиболее актуальна в новой ситуации. Кроме того, среди терминальных ценностей более высокое место у первокурсников занимает «уверенность в себе», тогда как у абитуриентов она находится на одном из последних мест, а на старших курсах уходит в середину иерархии, где обычно собраны ценности, отношение к которым не очень устойчиво.
Важно отметить очень существенный момент: абитуриенты и студенты первого курса очень низко оценили (16 место в иерархии) возможность творческой деятельности. Вместе с тем «творчество» у студентов 3 курса поднимается в иерархии ценностей на более высокое место. Сравнение этого факта с результатами других методик показывает, что третьекурсников привлекает возможность работать в известной степени не по стандарту.
У студентов 4 курса после прохождения педагогической практики «творчество» вновь оказывается внизу иерархии. По-видимому, практика является одним из главных моментов для осознания, а иногда и переосмысления студентами системы личностных ценностей. В ходе педагогической практики теоретическая подготовка студентов непосредственно сливается с профессиональной деятельностью, вследствие чего оценка и принятие ими профессиональных ценностей идет более активно и личностно. Однако, по сложившейся традиции, как в ходе обучения, так и в организации практики, не учитывается необходимость осознания студентом своих особенностей и возможностей в качестве главного, активного и творческого начала собственной профессиональной деятельности.
При изучении системы ценностей студентов 2, 3, 4 курсов Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И.И. Иванова (1997-1999) с помощью модифицированной методики М. Рокича в процессе исследования были также проанализированы различия как в самой структуре ценностных ориентаций, так и в предпочтении отдельных ценностей. Например, у студентов факультета ветеринарной медицины такие терминальные ценности как «жизненная мудрость» и «уверенность в себе» занимают в иерархии ценностей значительно более высокие места, тогда как у других они находятся в середине иерархии. Последние места в иерархии ценностей у студенческой молодежи занимают «счастье других», «равенство».
Следует отметить, что в иерархии терминальных ценностей у студентов трех факультетов (экономический, ветеринарной медицины, инженерный) более высокие места занимают ценности эгоцентрические, то есть ориентированные на себя, на личное благополучие. Заметно отличаются оценки студентов агроэкологического факультета. Только у них в иерархии ценностей на более высокое место поднимается общественно значимая ценность - «общественное признание». Для студентов агроэкологического факультета возможность определиться в ожидаемом социальном окружении, обрести уважение окружающих, коллектива достаточно актуально.
Различия в ценностных структурах, которые были выявлены в иерархии инструментальных ценностей, отличаются тем, что у студентов 4 курса после прохождения производственной практики «независимость» уходит в середину иерархии. В то время как у студентов второго и третьего курса это качество личности, то есть решительность, самостоятельность в действии, занимает в иерархии ценностей одно из первых мест. Обращает на себя внимание следующий факт: у студенческой молодежи в иерархии инструментальных ценностей более высокое место занимает «честность», а одно из последних - «чуткость». В этой связи показательно и то, что среди ценностей «образованность», «ответственность» у студентов 3 курса поднимаются в иерархии ценностей на первое и второе место. Затем у студентов 4 курса эта ценность оказывается в середине иерархии, уступая лидирующее место такому качеству, как «воспитанность». По-видимому, неадекватный уровень профессиональных притязаний может явиться причиной формирования у студента безынициативности, отсутствия принципиальности, а также понизить его социальную активность и стать помехой на пути развития активной жизненной позиции.
Примечателен тот факт, что у студентов второго курса 17 место в иерархии ценностей занимает возможность творческой деятельности. У студентов 3 курса «творчество» поднимается в иерархии ценностей на более высокое место. Однако, после производственной практики студенты 4 курса вновь помещают «творчество» на одно из последних мест в иерархии ценностей.
Данные относительно потребности студентов в творческой деятельности, полученные в педагогическом вузе и сельскохозяйственной академии в начале и конце 90-х годов, оказались схожими. Вероятно, в ходе учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов формируется потребность в творческой деятельности, являющейся частью идеальной модели профессионального будущего. Но в процессе производственной (педагогической) практики при столкновении с действительностью у студентов появляется более реальный и часто пессимистичный взгляд на возможность для молодого специалиста реализовать свой творческий потенциал. В связи с этим после практики нетвердая установка на профессиональную деятельность, имевшаяся у части студентов, подвергается деформации, у многих возникают альтернативы будущей профессиональной деятельности.
В ходе эксперимента выявились уровни субъективной готовности стать профессионалом, и в соответствии с ними были определены четыре группы студентов. Группа А - студенты, видящие свое профессиональное будущее только в профессиональной деятельности. Для них характерно не «умственное» (умозрительное) представление, а личностное принятие, осознание себя в профессии. Группа Б - студенты, которые собираются работать по специальности, но допускают возможность смены профессии («не на всю жизнь»). Они ориентированы на будущую профессиональную деятельность, однако, в этом случае действенность установок, связанных с профессией, соответственно снижается. Группу В составили студенты, у которых нет полной определенности относительно своей будущей профессиональной деятельности (существуют альтернатива - «и да, и нет»). Группа Г - студенты без установки на овладение данной профессией, ориентированны лишь на получение высшего образования и не видящие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности.
Выявленный нами в процессе исследования факт осознания целого ряда личностных ценностей как профессионально важных качеств у студентов, имеющих твердую безальтернативную субъективную установку на профессию, подчеркивает важность общеличностной подготовки будущих специалистов и необходимость большего внимания к достаточно устойчивым ценностям или системам личностных ценностей. Преподавателям в вузе необходимо больше внимания уделять индивидуальному, субъектному, творческому развитию обучающихся, не забывая о существенных возможностях группового воздействия на личность.
Следующим этапом исследовательской работы было создание творческой группы по психологии, которая, учитывая особенности системы ценностей студентов, по нашему предположению, должна была удовлетворить потребность студентов в творчестве и способствовать их личностному самоопределению и саморазвитию, формированию безальтернативной установки на своё профессиональное будущее.
Интерес к работе в творческой группе проявили студенты 2-5 курсов всех факультетов Курской государственной сельскохозяйственной академии. Предполагалось, что взаимодействие в группе поможет каждому обучающемуся решить индивидуальные задачи, а именно: расширить круг знаний по психолого-педагогическим основам будущей профессии; сформировать умение анализировать научную и научно-популярную литературу, строить устное выступление; развить коммуникативные умения; развить творческие способности; приобрести качества, необходимые для личностного и профессионального роста.
Формы работы студентов в творческой группе были следующие:
· индивидуальная работа с литературой по самостоятельно выбранной студентом теме;
· встречи за круглым столом с целью обсуждения результатов изученной студентом литературы и его размышлений над темой;
· прослушивание и обсуждение записей выступлений ведущих психологов России;
· групповые дискуссии с руководителем и организатором группы по проблемам личностного и профессионального роста;
· подготовка и обсуждение статей для рубрики «Страничка психолога» в газету «Молодежное Слово»;
· посещение культурных мероприятий;
· неформальные встречи за круглым столом;
· подготовка и проведение научной студенческой конференции.
Состав группы отличается постоянством, несмотря на то, что некоторые из входящих в нее студентов уже окончили вуз. Став аспирантами или работая по специальности, они не прерывают связи с творческой группой.
Стабильность группы (она существует более двух лет), эффективность ее деятельности позволяют провести социально-психологический анализ ее особенностей. Это в большей степени эмпирический взгляд на пройденный этап функционирования группы, опирающийся на включенное наблюдение преподавателя-психолога и персональные беседы с членами группы.
В соответствии с функционально-структурной концепцией Л.И. Уманского и его последователей данная творческая группа в своем развитии приближается к кооперации, то есть отличается единством цели и единством деятельности по ее достижению. В своем становлении группа продвигалась довольно быстрыми темпами, что объясняется высокой мотивацией совместной деятельности, а также довольно высоким уровнем развития личности каждого участника группы в плане ее творческой направленности.
Мотивом, объединившим совместную деятельность студентов, явилось желание в равно заинтересованном общении выработать свою точку зрения на волнующую психологическую проблему и быть понятыми другими. Членов группы сплотила также потребность выразить свой внутренний мир в наиболее близкой каждому форме творческой деятельности – научной или публицистической статье, стихах, картинах, графике, компьютерной дизайне. Об общности ценностей членов группы в определенной степени могут свидетельствовать темы, над которыми работают студенты. Например, «К вопросу о смысле жизни», «Может ли человек стать счастливым», «Как победить застенчивость», «Сущность конфликта и пути его преодоления», «Выявление и развитие творческих способностей», «Особенности психологии профессионала» и т.д.
Особое внимание следует уделить включенности личности в творческую группу. Включенность в коллектив характеризуется адекватным участием в его жизнедеятельности (4). Творческую группу составили лица, вносящие только положительный вклад в организацию, так как характер участия в делах группы добровольный. У студентов – членов творческой группы проявляются самостоятельность, инициатива, активность, стремление внести свой вклад в дела группы, что говорит о высокой степени включенности в группу.
Форма организации совместной деятельности студентов творческой группы на первом этапе ее существования больше соответствовала модели совместно-индивидуальной деятельности (по Л.И. Уманскому). Отношения были жестко сконцентрированы на руководителе группы. Однако творческий характер деятельности участников группы привел к возникновению эффекта коллективного стимулирования инициативы, ответственности, возможности широкого обмена опытом. Руководитель творческой группы (преподаватель-психолог) стал восприниматься как старший товарищ, наставник. Это приближается к третьей модели совместной взаимозависимой деятельности, ведущая роль которой в развитии коллектива признается наиболее эффективной (4).
Наиболее ярко совместная взаимозависимая деятельность проявилась при подготовке студенческой научной конференции «Современные проблемы психологии», где каждый из участников творческой группы выступал с итоговым докладом по самостоятельно избранной теме. Совместная деятельность группы имела место при обсуждении докладов, подготовке программы конференции, создании эмблемы группы, оформлении зала и т.п.
Чтобы коллектив стал субъектом совместной межколлективной деятельности, как справедливо замечает А.С. Чернышев, «он должен ощутить свое коллективное «Я», ощутить полезность для других коллективов и потребность в их помощи для своего бытия» (4, с. 149). Взаимосвязь творческой группы студентов академии с другими молодежными организациями проявляется в таких формах, как ведение в 1997-1999 г.г. рубрики «Страничка психолога» в газете «Молодежное Слово», студенческая научная конференция «Современные проблемы психологии», выставки художественного и литературного творчества членов группы, сотрудничество с музеем вуза.
Исследователи процесса коллективообразования считают, что руководство этим процессом осуществляется на основе типологии первичных коллективов по уровню их организованности. Если анализировать творческую группу студентов как первичный коллектив с точки зрения оценки уровня организованности, то необходимо опираться на модель, предложенную такими отечественными психологами, как Л.И. Уманский, Р.С. Немов, А.С. Чернышов, Х.И. Лийметс, Л.И. Новикова и другие. Ученые в качестве критериев для определения уровня организованности предлагают следующие взаимосвязанные показатели: эффективность деятельности, дисциплинированность, самоуправляемость.
Проведенный нами анализ позволил отнести творческую группу студентов академии ко второму типу по уровню их организованности (мы опирались на характеристики, полученные в результате эмпирических исследований А.С. Чернышовым, его коллегами и учениками). Это достаточно сплоченный коллектив, хотя в нем есть несколько группировок, объединяющих студентов по личным симпатиям и творческим предпочтениям. Их лидеры проявляют себя как в данной группе, так и в рамках других молодежных организаций. Группа отличается энергичностью, исполнительностью, организованностью, когда опекается руководителем.
Эффективность деятельности творческой группы подтверждается ее формирующим воздействием на личность. В творческой группе студентов академии нашла подтверждение идея Л.И. Уманского о том, что в коллективе «начинает сиять каждая личность, каждый член такой группы максимально активизируется и проявляет свои способности не только, так сказать, для себя, или как персона вообще, вне данной группы, а для данного коллектива, в его составе как один из его лидеров» (3, с. 27).
Платонов К.К. указывал на то, что коллектив имеет тенденцию к самоукреплению и саморазвитию как своих способностей в целом, так и способностей отдельных своих членов (2). Одним из механизмов самовыражения, самоопределения, раскрытия оригинальности и творческих потенциалов личности в коллективе Л.И. Уманский считал лидерство (3).
Каждый из участников творческой группы является инструментальным лидером в каком-то виде творчества – литературном, художественном, графике, компьютерном дизайне и т.п. С одной стороны, это обогащает совместное взаимодействие в группе, а с другой, позволяет раскрыться способностям каждого. Мы полагаем, что в творческой группе в процессе взаимодействия студенты имеют возможность искать и шлифовать свой индивидуальный стиль деятельности и общения.
Как показывает опыт, творческая группа по психологии дает обучающимся в вузе возможность увидеть и развить в себе творческие способности. Работая в творческой группе, многие студенты не только обогатили свои знания, но и открыли свой талант. Ярким примером может являться художественное творчество Шевченко Константина.
За время работы в творческой группе и при ее поддержке он прошел путь от обычного увлечения рисованием до персональных выставок.
Подводя итоги социально-психологического анализа творческой группы, мы пришли к выводу, что группы такого типа особенно важно создавать в учебных заведениях негуманитарного типа, так как именно в этих вузах необходимо психологическое обеспечение продвижения студентов в пространстве профессионализации и личностного становления.
Детальное изучение процессов в группах, подобных описанной выше, - задача специального исследования. Нашей задачей было обосновать значимость творчества как ценности для студентов и возможности творческой группы обеспечить каждому самовыражение в творческой деятельности.
В связи с этим творческая группа студентов может рассматриваться как первичный коллектив, взаимодействуя в котором, обучающийся выходит в личностном развитии на уровень осознанного принятия целей, создания исполнительских программ, формулировки субъективных критериев успеха, самоконтроля и самокоррекции, то есть саморегуляции произвольной активности (по О.А. Конопкину), где человек проявляет себя и формируется как субъект своих действенных отношений с миром вещей, людей, социальных явлений.
1. Конопкин О.А. Осознанный уровень саморегуляции – основа субъективного развития человека / Психология и практика // Ежегодник РПО. Т. 1. – Вып. 1. – Ярославль, 1998.
2. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М., 1972.
3. Уманский Л.И. Контактная группа как коллектив – объект организаторской деятельности // Психология воспитания в первичном коллективе: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 58. – Ярославль, 1980.
4. Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально-психологические основы организованности коллектива. – Воронеж, 1991.
Предыдущая статья Следующая статья