VIII МЕЖДУНАРОДНАЯ З�МНЯЯ ПС�ХОЛОГ�ЧЕСКАЯ ШКОЛА СТУДЕНТОВ, АСП�РАНТОВ � МОЛОДЫХ СПЕЦ�АЛ�СТОВ «ПС�ХОЛОГ�Я: �ССЛЕДОВАН�Я � ПРАКТ�КА»



3-9 февраля 2008 года в Санкт-Петербурге проходила VIII Зимняя психологическая школа студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология: исследование и практика». Делегация Курского государственного университета, по уже сложившейся традиции, вновь приняла участие в данном мероприятии.

Главная задача школы – обмен опытом между различными психологическими школами России, Беларуси и Украины, интеграция сообщества, которая позволяет за сравнительно небольшой промежуток времени ознакомиться с различными сферами психологии и узнать много нового о насущных вопросах. В этом году на ЗПШ действительно очень разнообразно представлены различные направления психологии: социальная, политическая, психотерапия, организационное консультирование, физиология, рассмотрены различные методики статистической обработки данных, полученных в ходе исследований. Также были подняты весьма актуальные на сегодняшней день вопросы, как например сложности взаимоотношений в межнациональной среде, в частности на примере студенчества, вопросы толерантности, как в национальном аспекте, так и в направлении равенства различных социальных слоёв (богатые и бедные, жители города и деревни).

Делегация Курского госуниверситета представила на ЗПШ свой проект – «Применение прибора-модели «Арка» при работе психолога (вожатого) в детском лагере». Появление «Арки» перед большой аудиторией вызвало немало удивления на лицах присутствующих. На семинаре-практикуме курских студентов непосредственно присутствовали студенты из СПбГУ и СамГПУ (Самара). Ребята довольно быстро увлеклись работой на «Арке» и даже не хотели останавливаться. В дальнейшем были рассмотрены и теоретические аспекты работы: сфера применения (в частности на примере детского лагеря), выявленные групповые параметры, цели и задачи методики и факторы, влияющие на характер групповой деятельности.

Кого заинтересовал данный проект, может ознакомиться с его содержанием, а также презентацией и фотографиями Зимней психологической школы.

По итогам работы Зимней психологической школы студентки 5 курса факультета педагогики и психологии Курского госуниверситета Екатерина Викторовна Тарасова и Наталья Юрьевна Чаплыгина были награждены Дипломом.


СОДЕРЖАН�Е ПРОЕКТА

Название проекта: Применение прибора-модели «Арка» при работе психолога (вожатого) в детском лагере.

Формат проведения: семинар-практикум

 

I. Общие сведения Ф�О ведущего мероприятия

Тарасова Екатерина Викторовна

Чаплыгина Наталья Юрьевна

Наименования вуза, города г. Курск. Курский государственный университет
Курс (для студентов и аспирантов), должность, звание (для преподавателей и практикующих психологов) Студенты пятого курса
Время проведения проекта

1,5 часа

 

II. Организационная информация Характеристики аудитории, на которую рассчитано мероприятие Неограниченное количество участников. Ряд желающих может непосредственно опробовать данную методику на практике (от 3 до 10 человек). Данная методика будет интересна как простому обывателю, имеющему поверхностные знания в психологии, так и специалисту с высоким стажем. В первом случаи это участие в естественном эксперименте, получение навыка работы в команде,  а во втором – ответ на вопрос: каким образом возможна диагностика различных психологических  параметров, как например уровень развития группы и выявление лидера в коллективе.
Необходимые канцтовары

 

Ручки, карандаши, бумага

 

Технические приспособления, без которых Вы не сможете провести проект проектор
III. Содержательная информация

Цель проводимого мероприятия:

1.     Для потенциальных участников

2.     Для Вас как для ведущего

 

1.

- Возможность ознакомиться с аппаратурной методикой «Арка».

- Получение сведений об областях применения данной методики в работе психолога.

- Практический навык освоение методики.

 

2.

- Обратная связь с участниками семинара, посвящённая возможности применения подобных методик в работе психолога с различными возрастными группами

-  Выработка других вариантов организации совместной деятельности группы, которые помогли бы в диагностике выявления определённых групповых параметров

 

Ключевые слова (

Социальная психология:

- лидерство;

- работа в напряженных условиях;

- сплоченность и совместимость группы.

 

Общая аннотация мероприятия

 

При работе с отрядами детей и подростков «Арка» позволяет более полно изучить структуру складывающейся группы, выявить динамику её становления, позволяет ускорить процесс формирования коллектива, обеспечивая оптимальную включенность в жизнь своего отряда и лагеря в целом.

Применение прибора–модели «Арка» позволяет решать следующие задачи:

1.Влияние группового статуса на самочувствие ее членов, их общественную активность и психологический климат в группе.

2.Определение уровня стабильности (динамичности) психологического настроя на деятельность и согласованности мнений и действий, а, следовательно, и работоспособности группы в следующих условиях:

- в предписанных условиях;

- в напряженных ситуациях;

- без доступа обратной информации;

- в условиях соревнования

- в особомотивированных условиях

3. �зучение способности коллектива к созданию организации в условиях неопределенности и восстановлению нарушенной организации (в обычных и напряженных условиях).

4. Выделение лидеров и определение эффективности и устойчивости их действий в интервале вышеописанных условий.

5. Определение источников напряжения в группе (в обычных и напряженных условиях).

6. Качественные характеристики взаимодействия: сотрудничество – доброжелательность – контакт – взаимопомощь; конфронтация – конфликты – раздражительность – агрессивность и т. д.

Данная методика будет интересна всем. Ведь реализация тех же задач возможна не только в условиях детского лагеря, но и в любом другом коллективе. �спользование аппаратурной методики в тренинговых занятиях стимулирует сплочение группы, развитие высокой степени организации, оптимального уровня эффективности и стрессоустойчивости коллектива.

На семинаре предполагается обсуждения вопроса об актуальности использования данной методики при работе с различными возрастными группами а так же непосредственная работа за «Аркой», с последующей рефлексией и диагностикой параметров развития группы.

 

 

 

 

Теоретическая часть (тезисное изложение теоретических основ)

 

Данная методика базируется на социально-психологических исследованиях групповой деятельности Ф.Д. Горбова, М.А. Новикова, Н.Н. Обозова, В.А. Терёхина, Л.�. Уманского, А.С. Чернышева, Л.�. Акатова, А.Н. Лутошкина, Е.�. Дымова, Е.�. Тимощука.

При разработке прибора-модели «Арка» использовались принцип единства сознания и деятельности, а так же основные положения теории коллектива Макаренко (Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей; совместная деятельность, направленная на дос­тижение этих целей; определенная структура; наличие в нем орга­нов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы).

Данная методика прошла неоднократную апробацию в следующих профильных лагерях: Областная школа молодежных лидеров «Комсорг», Областной молодежный центр «Монолит», Международный «Лагерь мира», Детский оздоровительный лагерь «Баркова гора» (Воронежская область).

Так же нельзя не учитывать многолетний опыт кафедры Курского государственного университета по работе со школьниками, трудными подростками и студенческими коллективами за аппаратурной методикой «Арка».

 

Подробный план работы

(с указанием демонстрируемых методов и целей)

1. Презентация результатов деятельности кафедры Курского государственного университета по пропаганде прибора-модели «Арка» при работе с различными коллективами. Данная часть включает в себя устное повествование, а так же слайд-шоу по заданной тематике. Целью первого этапа является знакомство участников с деятельностью кафедры, которая непосредственно разработала аппаратурную методику «Арка».

2. Демонстрация прибора-модели «Арка». Работа участников семинара на «Арке» в различных условиях: в напряженных условиях, с исключением лидера. После выполнения заданий происходит рефлексия, предполагающая высказывание собственного мнения о возможностях применения данной методики на практике, предположение о круге решаемых ею задач. Так же участникам предлагается высказывать свои эмоциональные переживания и наблюдения, полученные в ходе групповой деятельности, обмен собственным мнение с ведущими. Задачами в данном случае будут:

1. изучение процедуры проведения методики «изнутри». 2. получение опыта участия в совместной деятельности на «Арке». 3. формирование определённого уровня заинтересованности участников в более полном освоении прибора-модели. 4. актуализация полученного опыта участников.

3. Описание процедуры проведения исследования с помощью аппаратурной методики «Арка». Раскрытие главных теоретических основ данной методики. Обмен опытом о применении данной методики на базе детских лагерей. Слайд-шоу, помогающие сформулировать основные цели и задачи методики. Целью третьего этапа является освоение процедуры применения «Арки» участниками семинара.

4. Дискуссия по проблеме актуальности использования представленной методики в различных областях практической деятельности. Задачами данного этапа является: 1.  формирование представления о широкой области возможного применения представленной методики. 2. достижение высокой степени осознания участниками возможности интеграции использования «Арки» в собственной профессиональной деятельности.   

 

 

Ожидаемые результаты

При проведении заявленного семинара-практикума могут возникнуть сложности, связанные с числом участников нашего семинара. Процедура работы на «Арке» накладывает определённые ограничения численности участников. Решить возможные трудности не сложно: 1. при большом количестве участников разделить группу на наблюдателей и непосредственных участников. 2 при малом количестве участников все включаются в сбор арки.

По окончанию семинара участники овладевают методикой, позволяющей не только изучать уровень сплоченности и организованности группы и характер взаимоотношений в коллективе, но и стимулирует процессы коллективообразования, повышает стрессоустойчивость группы.

Мы, как ведущие, получим информацию о готовности или неготовности использования данной методики в различных видах профессиональной деятельности, о востребованности аппаратурной методики «Арка» в деятельности практического психолога.

 

Опыт работы в данной области

Мы имеем сравнительно большой опыт работы в данной области – 5 лет.

Диагностика аппаратурной методикой «Арка» проводилась нами в различных  заведениях:

·- детские лагеря: ДОЦ «Баркова гора» (Воронежская область) , ДСОЛ «Звенигород» (Московская область,  Звенигород).

-  школы г. Курска (шк. №48, 52, 51)

- студенческие группы младших курсов ПиП КГУ

- группы активных подростков в учреждениях дополнительного образования (детский дворец пионеров и школьников)


ФОТОГРАФ��

Принимающая сторона

Д-р пс. наук. преподаватель СПбГУ Мухамедрахимов Р.Ж.

 

Принимающая сторона 2 (Аллахверодов могучий и ужасный)

Доктор псих. наук. профессор СПбГУ Аллахвердов В.М.

Гудбай, ЗПШ Фейерверк над соснами

Тут недолго и замерзнуть ...

Красоты Финского залива

 

КГУ рулез, КГМУ - сакс Презентация Курска:
КГУ и КГМУ
Лучшие из лучших (особенно справа) Презентация Арки
   

 

Hosted by uCoz