А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев "Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии". - Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1999.

Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература

 

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ  СРЕД - БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

2.1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД

2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 

2.3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОЦЕДУРА  

2.4. МОТИВАЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ

2.4.1. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К "СОЦИАЛЬНЫМ ОАЗИСАМ"  

2.4.2. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ ВКЛЮЧИТЬСЯ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ   

2.4.3. ОБРАЗ "СОЦИАЛЬНОГО ОАЗИСА" КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ  

ВЫВОДЫ 


2.4. МОТИВАЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ

2.4.1. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К "СОЦИАЛЬНЫМ ОАЗИСАМ"

Идеи Э. Фромма о социальных оазисах и их постепенном расширении на все общество как основном средстве "духовного оздоровления человечества" (64) в плоскости их практического применения сопряжены с проблемой мотивации на включение людей, их готовности и способности проживания в социальных оазисах.
Исследование проблем ценностей и мироощущения подростков и старшеклассников, проведенные С.В. Кривцовой, Е.Б Фанталовой (29), И.В. Дубровиной (20), и наши данные показывают, что определенная часть молодежи отвергает саму перспективу жить полноценной жизнью в социально обогащенной среде; проявляется консервативная привязанность к привычному образу и месту жизни, удовлетворенность сложившимся, хотя и несовершенным, образом жизни. Определенная часть молодежи вполне счастлива "здесь и сейчас" даже в современных социально-экономических проблемных ситуациях. В значительной мере такое мироощущение складывается у подростков и юношей с отставанием в личностном развитии, особенно в сфере смыслообразующих качеств: ценностях, целях, содержании и стиле жизни. Если же представители такой категории молодых людей случайно попадали в реальные развивающие среды ("социальные оазисы"), то они испытывали психологический дискомфорт и трудности с адаптацией к новой среде, и в первое время проявляли желание вернуться в обычные условия, их пугало то, что "здесь слишком все честно, правильно и умно".
Однако проблема мотивации на готовность и способность жить в социальном оазисе является актуальной для всех категорий молодежи.
Наш, достаточно длительный, почти сорокалетний, опыт использования развивающих социальных сред для оказания психологической помощи подросткам и юношам в их личностном развитии высветил важную роль мотивированности молодежи жить и общаться в улучшенных социальных условиях.
Развивающая социальная среда создавалась курскими психологами под руководством профессора Л.И. Уманского начиная с 1961 года в первом психологическом центре по развитию организаторских способностей комсомольских организаторов "Комсорг". В настоящее время "Комсорг" официально зарегистрирован в государственной программе "Отдых и развитие детей и подростков сегодня" (70).
Даже относительно небольшое время пребывания в "социальном оазисе" благотворно отразилось на судьбе и воспитанников и психологов-воспитателей (по оценке самих участников). Так, из 23 тысяч школьников, прошедших "Комсорг", свыше 15 тысяч стали известными в регионе и за его пределами крупными специалистами и организаторами различных отраслей народного хозяйства (68).
Одновременно сформировалась самодостаточная система подготовки кадров для создания развивающих социальных сред и работы в них, так как школа молодежных лидеров стала центром формирования личности и развития организаторских способностей не только школьников, но и воспитателей-психологов и педагогов. Стало традицией для участников "Комсорга" поступать в вузы на психолого-педагогические специальности и затем возвращаться в Центр в качестве педагогов-психологов. В дальнейшем некоторые из них поступали в аспирантуру по данному профилю и соединяли теоретические и практические поиски по проблеме.
Кроме того, в последнее время модель "Комсорга" использовалась при создании аналогичных центров в Курской области: "Вертикаль" - для городских подростков и юношей, "Монолит" - для неформальных групп подростков, "Спасатель" - для трудных подростков (68), "Летняя деревня содружества детей" - для детей с задержкой психического развития.
В итоге за 40 лет сформировался непрерывный процесс неформальной подготовки кадров нового типа: психолог-практик, наряду с высокими профессиональными качествами, обладает рядом умений, наиболее ценимых молодежью - спортивными, музыкальными, журналистскими, ораторскими и т.д. И на каждый год таких специалистов хватает с избытком.
Но - это отдельная, хотя и очень важная, сторона проблемы оптимизации жизнедеятельности молодежи. Главное же в том, что все вышеописанное основывается на энтузиазме и неподдельном интересе молодежи участвовать в социальном обновлении жизни.
Актуальность данной проблемы в настоящее время еще более обостряется, что следует из положения Г.А. Ягодина и А.Г. Асмолова о приоритете социального контекста в психическом развитии ребенка, согласно которому без реформы организации жизни ребенка реформа педагогических методов технологий вряд ли способна привести к успеху (74).
При решении многочисленных проблем, связанных с созданием развивающих социальных сред и включением в них подростков и юношей - психолого-педагогических в плане обучения и воспитания, организационных, финансовых, материальных и т.д. - проблема мотивации выходит в число ведущих.
Решение проблемы мотивации видится нам в изучении личностных характеристик молодежи в связи с ее готовностью и способностью жить в улучшенных социальных условиях и создавать их. Необходимо выяснить характер и роль представлений подростков и юношей относительно жизни в социальных оазисах. Практическое решение проблемы требует привлечении психологической службы региона для оказания помощи молодежи, в том числе и через периодическое включение определенного числа подростков и старшеклассников (в нашем опыте свыше 500 человек ежегодно) в реальные "социальные оазисы".
В соответствии с этим проведено социально-психологическое исследование группы молодых людей, которые, по предварительным данным, проявили более выраженное, чем у их сверстников, желание жить в социальном оазисе. Ими были студенты 1 курса исторического факультета Курского государственного педагогического университета в количестве 100 человек.
Методический блок включал серию следующих взаимосвязанных процедур:

I. Актуализация образа социальных сред, сконструированных с помощью психологов
Испытуемым в рамках учебного процесса демонстрировались видеофильмы, представляющие контрастные социальные среды: негативного характера, и, соответственно, раскрывающую антигуманную волю психологов и психологии в обществе , а затем предлагались сюжеты противоположного - гуманного, альтруистического характера , где психологи и психология оказывали действенную помощь человеку.
После просмотра каждого фильма испытуемым предлагалось в качестве учебного задания написать аннотацию. Аннотации оценивались и комментировались преподавателем (руководителем исследования). Надо заметить, что испытуемые написали достаточно обстоятельные и содержательные аннотации. В качестве примера приведем некоторые из них.

Отзывы на фильм "На прицеле ваш мозг"

1.Психология как наука должна быть направлена к людям, должна помогать им. Но может быть и по-другому. В этом фильме показана злая сторона психологии, той психологии, которая, наоборот, уничтожающе действует на людей. В фильме можно увидеть, как психологи управляют людьми, заставляют их поступать так, как нужно другим. Ведь это очень страшно, что с помощью психологических средств можно увести людей от их истинных проблем. Фильм произвел на меня глубокое впечатление. Я не догадывалась, что психологию можно использовать как средство в руках политиков. Как легко можно создать имидж, причем достаточно привлекательный, кандидата на любую должность. На их выборные компании тратятся огромные средства - материальные и психологические. И это не проходит даром. На горьких судьбах создается имидж гуманного правительства. А такое средство как манипулирование рекламой... Например, сейчас нам пытаются навязать с помощью рекламы иностранные товары, которые по качеству часто не превосходят наши, отечественные. С помощью психологических средств можно заставить думать людей так, как, например, нужно правительству или другому кругу людей. Долгое время простых жителей США запугивали советскими ракетами. Люди верили в это. Это говорит о том, насколько сильно было это воздействие. Можно враждебно настроить людей друг против друга и этим отрицательно повлиять на любые мирные процессы. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, это так и произошло в Советском Союзе, когда жителей республик стали "натравливать" друг на друга. Грузины, русские, украинцы, армяне, узбеки и др. мирно жили рядом, вместе делили радости и горести. И может быть, кому-нибудь понадобилось рассорить их - появились горячие точки. Полилась кровь мирных жителей. Бывает так, что, сообщая о чем-то, средства массовой информации говорят не все, что происходит на самом деле - это так называемая полуправда. Например, В США много сообщалось об убийствах, которые совершали негры, но умалчивались причины, которые побудили их пойти на это. Конечно, это не оправдывает убийства, но нужно предоставить всю правду, даже если она будет горькая и идет в разрез со сложившимися стереотипами.
С помощью фильма я узнала, что ученые, управляя поведением животных, смогут управлять и человеком. А если это окажется в руках у жестоких людей, которые захотят управлять другими, то будут последствия, и очень серьезные, которые будут угрожать человечеству.
Я уверена, что такой фильм нужен. Ведь он показывает правду, раскрывает проблемы, о которых иногда человек и не задумывается в повседневной жизни, но об огромной роли психологии должен знать каждый. Ведь от этого зависит его будущее и будущее других поколений.
Посмотрев фильм, я поняла, что он не только о психологии. Он особенно актуален в сегодняшнее время, когда нам пытаются навязать все американское: образ жизни, культуры, товары. А наши люди, особенно молодежь, набрасываются на все это. Я не против США, но если ты родился и живешь в другой стране (России), то, несмотря на трудности, нельзя отказываться от Родины. Нужно сделать все, что зависит от каждого, чтобы страна выстояла, сохранила свое лицо. А вместе с ней и мы сохраним свое.
2. Большинство людей считают, что психология способна лишь помогать обществу. Психолог - человек, который может объяснить любые явления, происходящие в сознании людей, помочь им преодолеть трудности, переживания, неприятности. Он может воздействовать на мозг и таким образом направить сознание человека в правильное, нужное русло. Но данный фильм открывает и другую сторону, психологически не менее значительную. Он показывает, какое губительное действие может оказать психология, как она способна ввести в заблуждение человека, преследуя свои цели. Все происходящее в этом мире проходит через мозг человека, обрабатывается им и усваивается.
Довольно четко в фильме рассматривается пример с рекламой. Любой товар правильной психологической обработкой становится легко доступным мозгу человека, его сознанию. И в зависимости от того, насколько правильно с точки зрения психологии товар преподнесен, зависит успех. То есть по впечатлению, произведенному на общество, на человека, можно судить о работе психолога.
В фильме также показано, какое влияние на человека оказывает его окружение, общество в целом. То, что человек видит, слышит, осязает, накладывает свой отпечаток на формирование его собственных взглядов, представлений об окружающем мире, на место человека в этом мире, то есть формирует мировоззрение личности.
Здесь можно рассмотреть пример с президентами США. В фильме затронута тема, насколько важно правильно организовать психологически свою предвыборную кампанию, чтобы рассчитывать на успех в ней. Можно развести бурную полемику на тему: "Почему президентом стал Кеннеди или Никсон?". Никсон считал, что в своей заключительной речи необходимо сказать как можно больше важного и поэтому практически не следил за постановкой своей речи. Кеннеди, напротив, прекрасно осознавал важность не только того, что он говорит, но и того, как он говорит. И вся его предвыборная кампания была построена на общении с людьми: знаменитыми спортсменами, мисс Америка, обычными людьми из толпы. Все это, естественно, отразилось на формировании мнения о нем у населения Америки.
Насколько губительна сила психологии, может судить только настоящий психолог. Только эти люди вполне отчетливо понимают всю опасность в случае неправильного использования психологии. А обществу лишь остается надеяться на их защиту.
Отзывы на фильм "Комсорг"
1. Данный фильм показывает, насколько благотворной может быть роль психологии. В фильме достаточно хорошо освещена практическая роль психологии, так называемая "психология во здравие".
Именно такие лагеря, как "Комсорг", ставят своей целью помочь людям преодолеть их психологические травмы, научить их общению.
А последнее, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей человеческой жизни. Через общение человек познает мир, свое место в этом мире. Без общения человек не станет полной сформировавшейся личностью. А это, на мой взгляд, очень важно.
В "Комсорге" все операции и действия, которые проводили психологи, были направлены на то, чтобы помочь раскрыться самим, и помочь раскрыться другим.
Сами психологи действовали скрытно, ведь важнее всего результат. Дети приезжали в лагерь отчужденными, замкнутыми, несговорчивыми, а уезжали цветущими и радостными.
При этом в работе психологов не наблюдалось навязывание мнения, а тем более не оказывалось какого-либо давления. Все было построено с помощью игры. У меня сложилось впечатление, что игра - самый важный элемент формирования общения в "Комсорге".
Одной из целей психологов была также подготовка молодежи ко всем тяготам человеческой жизни и ее неудачам.
Обучение здесь проходило как психологическим путем, так и физическим. Детей учили умению, во-первых, вступать во взаимоотношения, а во-вторых - умению принимать решение. Детям предстояло решать задачи, связанные, например, с поведением человека в экстремальных ситуациях, а также многие другие.
Мне кажется, что работа, проводимая психологами, имеет грандиозное значение для дальнейшего развития ребенка. Совершенно ясно, что такие лагеря, как "Комсорг", необходимы. А работа, проводимая психологами, очень помогает людям. А по-другому и не может быть, ведь психология призвана служить благородным целям человечества.
2. Этот фильм рассказывает о положительной роли психологии, которую она может играть в жизни. Показана психология как созидательная наука, которая оказывает конкретную помощь людям. Такая работа проводится во всем мире, так как люди понимают, что с помощью психологов можно сделать очень много.
Посмотрев фильм о "Комсорге", я увидела, как психологи нашего университета помогают подросткам. И это не пустые слова. Можно увидеть конкретные результаты. Работу, как таковую, разглядеть очень трудно, она скрыта. Некоторые могут сказать: "Ну какая здесь работа? Психологи просто играют с детьми. А на самом деле ничего не происходит". Но это не так. Пусть на первый взгляд работа не видна, но виден результат - обыкновенные мальчишки и девчонки, которых нам показали. Психологи с помощью определенных психологических приемов помогают раскрыть себя и помочь другому человеку, который, может быть, еще больше нуждается в помощи.
В Центр приезжают порой невзрачные, на первый взгляд не отличающиеся от других подростки. Но ведь каждый человек по-своему уникален, в каждом есть что-то, что отличает его от других. И психологи помогают ему раскрыть свои возможности, поверить в свои силы. Ведь так важно, чтобы человек понял, что он не зря живет на земле. Программа, которую разработали психологи, помогает подготовиться к жизненным трудностям, а главное, справиться с ними, выжить в экстремальных ситуациях.
Психологи оказывают помощь в конфликтных ситуациях, которые часто происходят между родителями и детьми. А ведь это сложный возраст - 12-16 лет. Подросток стремится показать, что он уже взрослый, что он не нуждается в советах. В этом возрасте человек, на мой взгляд, легко поддается влиянию. Но очень страшно, если это влияние, мягко говоря, "нехорошее". Некоторые подростки, чтобы как-то утвердиться, становятся агрессивными, наглыми. Но ужасно, что они думают, что так и надо. Конечно, в таких ситуациях важна роль родителей, близких людей, но подростки не могут обойтись без помощи психологов.
В фильме я увидела, как психологи обучают общению. Очень часто бывает трудно завязать знакомство, просто пообщаться. А ведь иногда достаточно простых приятных слов, улыбки, чтобы расположить к себе человека. В фильме говорится о помощи, которую оказывают детям, пострадавшим в результате трагедии на Чернобыльской АЭС. А ведь в этот лагерь приезжают дети из регионов, которые не обошла "беда Чернобыля". Им очень нужна помощь.
На мой взгляд, нужно побольше подобных лагерей. Ведь есть лагеря, где дети предоставлены сами себе. Ну есть там руководство, но в основном дети шатаются без дела, им скучно, и они начинают заниматься не тем, чем нужно. А здесь ребята сами положительно отзываются о работе старших. Им интересно проводить свое время в лагере. Они участвуют в семинарах, выпускают газеты, играют и т.п. И главное - им это нравится. Они говорят, что не зря провели время, а провели его с пользой для себя.
А что еще нужно, чтобы убедиться в том, что работа психолога не напрасна? Отзывы детей, их счастливые улыбки говорят сами за себя.



II. Применение контент-анализа полученных текстов для реализации следующих задач:
1)выявление образа "социального оазиса" в сознании испытуемых, его структуры и функций;
2)изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их создателей (в данном случае изучались смыслообразующие личностные качества испытуемых). Сбор информации производился при помощи заранее разработанных таблиц (см. табл. 2):


Таблица 2


Параметры и референты контент-анализа

Критериальные
параметры

Референты лингвистических единиц и номер респондента

Социальное обучение Научиться общаться (1); Помощь в снятии проблем, определении своего места в мире (31)
Психологическая (эмоциональная поддержка) Создана благоприятная психологическая обстановка, дружный коллектив (21); происходило в форме игры, под музыку, сочетая приятный отдых с работой (16); Создана благоприятная психологическая обстановка, дружный коллектив (21); происходило в форме игры, под музыку, сочетая приятный отдых с работой (16)
Феномен доверия (моральные истоки) Теплая товарищеская атмосфера (25); отношения между психологами и детьми теплые и мягкие (72)
Создание условий для самоактуализации Способствует индивидуальному развитию (35); с помощью радости и счастья достигают уверенности в себе (6)
Цели Подготовка лидеров (23); хотят воспитать честных, открытых детей (22)
Действия (веер деятельностей) Игра - это и подготовка, дающая радость, любовь и интерес (17, 18, 21); не сидят без дела - осваивают компьютер (23, 31, 34)
Престижная молодежная организация Дети с восторженностью рассказывают о лагере, о положительных изменениях, происходящих с ними (69); в лагере воспитываются настоящие люди, будущее нашей Родины (63)
Одна из ведущих ценностей подростков и юношей Я очень долго не могла понять, почему люди с таким восторгом отзываются о нем и всегда хотят приехать в этот лагерь (3); "Комсорг" позволил стереть грани между "уважаемыми" и "неуважаемыми" подростками (76)
Положительное общественное мнение сверстников, прошедших школу "социального оазиса" В лагере царит атмосфера психологической раскрепощенности (69,70); не много найдется мест со столь здоровым психологическим климатом (75)
Романтический идеал социального оазиса в "сознании молодежи" Дарящий сказку месяц (4); "Комсорг" - это рай, "лагуна счастья", где расцветают человеческие души (5)
Тиражирование Такие лагеря являются хорошим инструментов обучения (6); таких лагерей должно быть больше (7, 8, 11, 16)
Отсроченный эффект Работа психологов имеет грандиозное значение для дальнейшего развития ребенка (79); после этого центра дети выходят психологически подготовленными к жизни на улице и дома (64)

III. Использование опросника Е.Б. Фанталовой для определения структуры ценностных ориентаций испытуемых (20);

IV. Применение методики А. Маслоу для выявления личностных проблем, мешающих личности нормально жить ;

V. Опрос по методике Ю.А. Лунева и А.С. Чернышева для выявления личностных проблем, которые можно решить благодаря включению в "социальный оазис";

VI. Систематическое наблюдение за испытуемыми в рамках учебной деятельности (на лекциях, семинарских занятиях, консультациях, зачетах, экзаменах и т.д.).

 


2.4.2. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ ВКЛЮЧИТЬСЯ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ

Смыслообразующие личностные характеристики жизнедеятельности
На основе многолетнего опыта изучения развития воспитанников "социальных оазисов" был гипотетически выдвинут следующий комплекс смыслообразующих характеристик, обеспечивающих положительную мотивацию молодых людей по включению в "социальные оазисы" и способность усиленно действовать в них (для удобства анализа и математической обработки мы обозначили каждую характеристику латинской буквой):
A - стремление осознать и реализовать личностный потенциал;
B - осознание (формирование) положительного образа Я;
C - стремление помогать другим как цель жизни;
D - сотрудничество как стиль жизни;
E - созидательное действие как содержание жизни;
F - стремление принадлежать к сообществу "Мы - сильные";
G -осознание личности как ценности.
Можно считать, что этот комплекс характеристик связан с проявлением субъектности личности в разных стилях и содержанием деятельности, общения, сознания и саморазвития, приводящих, соответственно, к разным уровням созидательности индивидов.
После количественной обработки результатов контент-анализа получены следующие матрицы (см. таблицы 3, 4)

 

Таблица 3

Матрица возможных и фактических совместных появлений признаков
личности (фрагмент)

Итоги обработки текстов аннотаций подтвердили правильность выбора характеристик и, кроме того, позволили оценить их структурность, то есть значимость, "удельный вес" каждой характеристики в комплексе, а также степень сопряженности их проявлений (см. табл. 5).

Таблица 4

Матрица возможных и фактических совместных появлений признаков личности

Таблица 5

Значимость (удельный вес) смыслообразующих характеристик в общей структуре

Смыслообразующие характеристики

Ранг
A - стремление осознать и реализовать личностный потенциал 1
B - осознание (формирование) положительного образа Я 2
C - стремление помогать другим как цель жизни 4
D - сотрудничество как стиль жизни 6
E - созидательное действие как содержание жизни 5
F - стремление принадлежать к сообществу "Мы - сильные" 3
G -осознание личности как ценности 4

Как следует из таблицы 5, наиболее значимыми оказались такие характеристики, как:
A - стремление осознать и реализовать личностный потенциал;
B - осознание (формирование) положительного образа Я;
F - стремление принадлежать к сообществу "Мы - сильные";
G -осознание личности как ценности.
К сожалению, на второй план уходят такие важные для "правильного выбора в жизни" (А. Маслоу) качества:
C - стремление помогать другим как цель жизни;
D - сотрудничество как стиль жизни;
E - созидательное действие как содержание жизни.
Таким образом, у положительно мотивированных индивидов на проживание в социальных оазисах тенденция на самореализацию и самосовершенствование преобладает над тенденцией "быть светом и теплом для других" (С.Л. Рубинштейн), хотя разрыв между ними не велик. Главное же в том, что в структуру смыслообразующих личностных характеристик данной категории молодежи входит набор качеств и первой, и второй тенденций социальной ориентации индивидов.
При некоторых иерархических изменениях в структуре смыслообразующих качеств может сложиться оптимальный вариант как основа для принятия "правильного выбора", то есть сочетание стратегий на самосовершенствование и оказание помощи в самосовершенствовании другим людям.


Для более полного проникновения в суть проблемы важно знать закономерности сопряженности, то есть характера связанности и совместимости проявления выделенных характеристик. С помощью контент-анализа нам удалось получить подобные результаты (см. табл.6).

Таблица 6.

Совместно проявляющиеся личностные смыслообразующие характеристики.

Как следует из таблицы 6, почти все характеристики взаимосвязаны и проявляются комплексно, но объединяются в отдельные группы, своеобразные "плеяды".

Наибольшее число характеристик включает "плеяда" с системообразующим качеством "А - стремление осознать и реализовать личностный потенциал" (вошло шесть признаков из семи).
То, что потребность в самореализации реализуется совместно с социальной потребностью "стремление к другим людям и готовность помочь им", позволяет молодым людям найти истинный смысл жизни.
Важным представляется сочетание во второй "плеяде", занимающей ведущий ранг, характеристик "В - осознание (формирование) положительного образа "Я" и "F - стремление принадлежать к "Мы -сильные" как сочетание индивидуального и коллективного. Это можно объяснить также потребностью в психологической защите, особенно у подростков. Аналогичные данные - о сильном влиянии малой группы на личность современного подростка получены в мониторинговом исследовании проблем образования А.Н. Майорова (39).
Обнадеживает сочетание характеристик в третьей "плеяде": С- Е- F, отражающее высоконравственное наполнение тяги к малой группе (F) характеристиками "C - стремление помогать другим как цель жизни" и "E - созидательное действие как содержание жизни".
Эти данные в определенной мере совпадают с основами классификации личности по характеру их социальной позиции, предложенными К.А. Абульхановой-Славской (1) и А.В. Брушлинским (8).

Структура ценностных ориентаций

Приоритетные исследования ценностных ориентаций в системе личностных характеристик молодежи можно объяснить заметной ролью ценностей в самореализации личности и, что особенно важно в настоящее время, - возможностью адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, так как адаптация личности к изменяющейся социальной среде достигается, по мнению А.Л. Журавлева, за счет изменений в структуре ценностей и мотивов (23).
Наиболее проблемно складываются ценностные ориентации у подростков и юношей. По данным С.В. Кривцовой, Е.Б. Фанталовой и др., подростки мегаполиса Москвы "выталкивают" из сознания такие ведущие ценности, как "активная деятельная жизнь", "саморазвитие и самосовершенствование", "счастливая семейная жизнь" (29). В нашем исследовании ценностных ориентаций студентов-первокурсников Курского госпедуниверситета, в принципе, получены близкие результаты. Так, выявлены "низкие удельные веса" в общей структуре тех ценностей, которые связаны со смыслом жизни, содержанием деятельности и гипертрофия ценностей общения (см. табл.7).

Таблица 7

Структура ценностных ориентаций студентов

Ценности Средний балл Ранг
Самосовершенствование, саморазвитие 7,2 4
Единство с другими людьми, забота о них 6,1 9
Сочетание самосовершенствования с заботой о совершенствовании других 5,2 11
Здоровье 8,0 2
Наличие хороших друзей 8,9 1
Материально обеспеченная жизнь 7,1 6
Развлечения (удовольствия) 6,0 10
Счастливая семейная жизнь 7,4 3
Хорошая обстановка в стране 6,8 7
Интересная творческая работа 6,7 8
Любовь 8,0 2
Учеба, получение научного знания 7,0 6

Если учесть, что данная группа лиц мотивирована на жизнедеятельность в социальном оазисе, то вызывает тревогу тенденция обесценивать ценности, наиболее тесно связанные с ведущей социальной потребностью человека (по А. Адлеру) - стремлением индивида к кооперации и сотрудничеству. Это проявилось в смещении к "хвосту" таких ценностей, как:
· единство с другими людьми, забота о них (9 ранг);
· сочетание самосовершенствования с заботой о совершенствовании других людей (11 ранг);
Видимо, это порождает проблему непонимания в общении, неудовлетворенность индивидов от равнодушия окружающих к их проблемам, которые юноши и девушки надеются разрешить в социальном оазисе.
Но именно сами индивиды, благодаря эгоистичности собственных ценностных ориентаций, и порождают эти трудности.
Мы объясняем этот парадокс трансформацией российского менталитета в настоящее время под влиянием мощного натиска на сознание и подсознание молодежи средств массовой информации, в особенности телевидения.
Как полагает В.Е. Семенов, из значительного числа современной молодежи формируется осколочный, диффузный менталитет благодаря смещению полюсов "русской соборности" и предпринимательского западного индивидуализма и эгоизма к некой общей зоне (55).
В отличие от школьников студенты более оптимистичны относительно достижения счастливой жизни и любви (см. табл.3).
Несколько более высокий ранг занимает учеба, получение научных знаний (у школьников - 8-9 места, у студентов - 6 место). В целом, структура ценностей молодежи, ориентированной жить в социальных оазисах и принимать участия в их создании, более оптимальна с точки зрения личностного развития по сравнению с молодежью вообще.

Личностные проблемы, мешающие нормальной жизни

Результаты опроса по методике А. Маслоу показывают, что абсолютное большинство опрошенных - около 85% - имеют проблемы, мешающие молодым людям нормально жить. Видимо, этот показатель является минимальным, так как определенное число испытуемых (более 7%) категорически заявили, что вообще у них "нет никаких проблем". Это является, скорее всего, психологической маскировкой.
Спектр проблем очень широк, и если провести их классификацию, можно высветить следующую картину проблемного поля респондентов (см. табл. 8).

Таблица 8

Проблемы, мешающие нормальной жизни

Проблемное поле

Какие проблемы можно решить в социальном оазисе

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:
Саморазвитие, заинтересовать в себе других;
лень;
скучно жить;
не чувствую себя нужным обществу;
ничего хорошего в этой жизни;
обесценивание, девальвация ценностей

развить способности детей и свои;
расширить кругозор;
дарить окружающим радость (это нужно мне, как воздух);
помогать людям в решении их проблем;
проблема мобильности;
саморазвитие;
открыть в себе что-то новое;
разнообразить свою жизнь;
хочу в Европу;
будущее пугает своей невзрачностью и неопределенностью.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМООЦЕНКА:
Неуверенность в себе;
Выбрать нужный путь в жизни - у меня их два;
Неспособность измениться в лучшую сторону;
Поднять свое трудолюбие, усидчивость;
излишняя наивность и доброта к людям;неумение разобраться в себе;чувство неполноценности и неустроенности (девушки);конфликт с близкими;
забота о будущем;недостаточная смелость;
трудно сделать выбор между мотивами;
разочарование в жизни, депрессия, живу механически;жуткая нерешительность и застенчивость;
я слабый и закомплексованный человек;
не могу сказать "нет";
очень закомплексованный человек.

смог бы понять себя;
быть для других интересным собеседником и человеком в жизни;
научиться справляться со своими желаниями;
стать уверенными в себе;
стать психологически защищенным;
узнать себя, стать более общительным;
разобраться в людях;
уметь сказать правду;
катастрофическое падение духа (депрессия);
скачки настроения;
избавиться от комплексов;
по-иному взглянуть в прошлое, избавиться от скуки;
понять причины закомплексованности.
ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ:
Найти верных друзей;
отсутствие хороших друзей;
не могу найти верного друга.

найти настоящих друзей, с ними "в огонь и в воду", чтобы понимали с полуслова;
приобретение друзей;
найти верного друга.
ОБЩЕНИЕ:
Неспособность к общению; возникновение конфликтов, отталкивание от людей и раздражение их; трудно найти с людьми общий язык, вступить в контакт, быть вместе; меня никто не понимает; моя единственная проблема - взаимоотношения с друзьями; грубость и невнимание окружающих людей; несправедливость как спутник жизни; не могу найти язык с "нужными" людьми; недостаток общения с хорошими людьми;чувствую себя одиноким.
решить проблемы общения; учиться решать проблемы общения; научиться общаться;избавиться от идеи одиночества (девочки); решить проблему взаимоотношений с людьми; начать общаться с общими друзьями; научиться разбираться в людях; уметь сказать правду; получить "порцию" хорошего общения; научиться общению с родителями; освободиться от скуки, неловкости и дискомфорта в общении.
ВЕЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ:
учеба, успех в ней; недостаток активной деятельности; недостаток активной жизни; сессия; сдача сессии;хочется иметь интересную и нужную работу; страх; через пять лет никому не буду нужен; сдача зачетов и экзаменов.

поучиться у психологов; активная деятельная жизнь; интересная творческая работа;хочу новому научиться; научиться отстаивать свою точку зрения; идти на конфликты; узнаю много нового.
ЛЮБОВЬ (к противоположному полу):
Найти любовь, создать счастливую семью;
любимый человек создает проблемные ситуации;
счастливая семейная жизнь, дети;
хочу быть любимым;
взаимоотношения с противоположным полом;
недостаток любви.ЛЮБОВЬ (к противоположному полу):
Найти любовь, создать счастливую семью;
любимый человек создает проблемные ситуации;
счастливая семейная жизнь, дети;
хочу быть любимым;
взаимоотношения с противоположным полом;
недостаток любви.

научиться знакомиться с девушками;
найти дружбу и любовь;
найти любимого человека.
ДРУГИЕ:
Материально обеспеченная жизнь;
отношения с родителями (непонимание, конфликт);
забота о больной бабушке.

развлечения; единство с другими людьми; поправить психическое и физическое здоровье; проблемы отдыха; психологический отдых; испытать радость бытия
ИТОГ:
Имеет проблемы 85% респондентов.
ИТОГ:
из общего числа респондентов (100%) только 75% предполагают решить свои проблемы в социальном оазисе.

Спектр личностных проблем оказался шире спектра проблем, которые молодые люди надеются решить в "социальном оазисе". Только 75% проблем, по мнению молодежи, решаемы в улучшенной социальной среде.
Такое расхождение можно объяснить рядом причин:
· некоторой неопределенностью представлений о "социальном оазисе" и его возможностях;
· проблематичностью включения в реальный "социальный оазис";
· уверенностью в своих силах, надеждой на то, что можно справиться с проблемами самостоятельно в условиях повседневной жизни.
Установка на "социальный оазис" как на возможность для собственного решения жизненных проблем, а не как панацею от всех бед, как "скорую помощь" - способствует формированию (проявлению) субъектности личности.
Ведущее место заняли проблемы самоопределения, самосознания и самооценки, в частности, такие как: неуверенность в себе; неумение выбрать путь в жизни; неспособность измениться в лучшую сторону, отказаться от наивности и доброты к людям; неумение разобраться в себе; чувство неполноценности и неустроенности; - всего 34% от общего числа проблем (см. табл. 4).
На втором месте стоит проблема общения - 28%, которая сводится к следующему: грубость и невнимательность окружающих людей; несправедливость как спутник жизни; проблемы с родителями и друзьями; плохой контакт с людьми и т.д. (см. табл. 8).
Важным представляется то обстоятельство, что на третье место выходят проблемы, связанные с деятельностью, точнее, с веером деятельностей, ее широтой и разнообразием - 26%. Это - трудность найти хорошую и интересную работу; страх оказаться никому не нужным после 5 лет учебы; неподготовленность к сдаче экзаменов и зачетов; неудовлетворенность недостаточно глубокой и активной учебной деятельностью и т.д.
Остальные сферы проблемного поля - самореализация, любовь, хорошие друзья и др. - представлены в более свернутом виде.
Однако вызывают тревогу такие проблемы, связанные с самореализацией, как:
· чувство собственной неудовлетворенности жизнью;
· обесценивание и девальвация ценностей, личности в том числе;
· лень, скука и т.д.
Описанная иерархия проблем в целом сохраняется и при ориентации на их решение в условиях "социального оазиса", но наиболее полно представлены сферы самосознания, самоопределения, самореализации и общения.
Поражает достаточное осмысленное и глубокое видение молодыми людьми их собственных проблем, выделение наиболее существенных и значимых. О личностной зрелости испытуемых можно судить и по их способности дифференцировать свои проблемы на два класса: проблемы вообще и проблемы, которые специфичны для "социальных оазисов" и могут быть в них решены. Характерно глубокое восприятие любви: не только в контексте эмоциональной привязанности к противоположному полу, но и как нравственной категории.

Включенность в учебную деятельность

Под включенностью понимается не только согласие студента с основными целями и ценностями организации (вуза, факультета, кафедры, группы), но и активное участие в их реализации.
В ходе обследования испытуемых выяснилось, что у них сложилась положительная мотивация к учебе, особенно глубокий интерес - к психологии и другим наукам о человеке. Это, возможно, вызвано серьезными личностными проблемами испытуемых, о которых говорилось выше.
В операциональной подструктуре деятельности наблюдалось достаточно успешное формирование учебных навыков и умений, особенно в работе с текстами, что, как известно, составляет основу умственной деятельности в школе и вузе. Большинство студентов показали неплохие способности в работе с книгой, а также умение за короткое время оформить свои мысли письменно. Так, за 1-3 дня помимо основной учебной деятельности они выполняли сложные задания по конспектированию глав монографий, статей, написанию аннотаций к видеофильмам и т.п.
Причем 85% студентов выполняли задание в срок, остальные по разным причинам, в том числе и объективным, затягивали выполнение задание на 3-5 дней. В ходе работы с текстами испытуемые актуализировали свою позицию: ставили проблемные вопросы; давали самостоятельные оценки; вносили предложения по решению актуальных теоретических и практических проблем.
На лекции пытались совместно с преподавателем решать проблемные ситуации, задавать вопросы, проводить различные психологические опыты и т.д.
Наиболее продуктивно и с повышенным интересом студенты работали с компьютерными программами самоконтроля и самообучения по курсам "Психология человека" и "Психодиагностика". В итоге преподаватель получал обратную информацию об эффективности обучения, а студенты - знания о своих психологических возможностях, степени усвоения предмета и высокую удовлетворенность от действий с современными обучающими технологиями.
Зачеты и экзамены прошли успешно (средний балл 4,1), но важно отметить достойное и добросовестное поведение испытуемых в напряженных учебных ситуациях (студенты не унижались до выпрашивания высокой оценки, не льстили преподавателю, не теряли совесть за счет циничного способа сдать экзамен - списывания шпаргалок и т.д.). Проявляли хорошую эмоциональную саморегуляцию. Добровольное обследование по тесту Векслера в принципе подтвердило результаты экзаменов, зачетов и других форм контроля. Таким образом, достаточно высокие личностные, интеллектуальные и поведенческие характеристики контингента испытуемых студентов 1-го курса исторического факультета дают основание считать данную выборку, подвергшуюся многостороннему обследованию, - эталонной с точки зрения их возможности продуктивно содействовать национальному и государственному возрождению страны. Видимо, не случайно представители данной эталонной выборки учащейся молодежи обладают высокой мотивацией включения в "социальные оазисы" и настроены на активное участие в построении улучшенных социальных сред и их воспроизведении.
Кроме того, согласно данным исследования, эта категория молодежи склонна опираться на доверие как высший нравственный принцип социальной регуляции поведения людей.


2.4.3. ОБРАЗ "СОЦИАЛЬНОГО ОАЗИСА" КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ

Структура образа "социального оазиса" в сознании молодежи. Опираясь на теоретические положения Б.Ф. Ломова и других психологов о регуляторной функции образа явлений в жизнедеятельности людей (31), мы изучали структуру образа "социального оазиса" и его влияние на отношение молодежи к улучшенным социальным средам. Стимулируя с помощью видеоматериалов контрастное отношение в виде текста аннотации, которая потом обрабатывалась с помощью контент-анализа. Гипотетически были выделены следующие характеристики "социального оазиса" (для удобства анализа и математической обработки каждая характеристика дополнительно обозначалась индексом в виде латинской буквы), представленные в табл. 9.

Таблица 9

Основные характеристики (признаки) "социального оазиса"

Признаки

А- социальное обучение
B- психологическая (эмоциональная поддержка)
C- феномен доверия (моральная чистота)
D- создание условий для самоактуализации
E- перспективные цели
F-действия (веер деятельности)
G- престижная молодежная организация
H-одна из ведущих ценностей подростков и юношей.
I- положительное общественное мнение сверстников, прошедших школу социального обучения
K- романтический ореол "социального оазиса" в сознании молодежи
L- тиражирование "социальных оазисов" как способ духовного обогащения человека
M-отсроченный эффект положительных качеств, приобретенных в "социальном оазисе"

В ходе количественной обработки данный были получены следующие матрицы (см. табл. 9 и 10).

Таблица 10

Кодировальная матрица признаков социального оазиса

Результаты контент-анализа подтвердили предположение об основных признаках "социального оазиса" в сознании испытуемых и, кроме того, позволили выявить структурные особенности образа.
В итоге выявилась значимость "удельных весов" каждого признака в целостном образе (см. табл. 12).

Таблица 11

Матрица возможных и фактических совместных появлений признаков
социального оазиса

Таблица 12

Структура образа "социального оазиса"

Признаки Ранг
А- социальное обучение 5
B- психологическая (эмоциональная поддержка) 3
C- феномен доверия (моральная чистота) 7
D- создание условий для самоактуализации 1
E- перспективные цели 2
F-действия (веер деятельности) 1
G- престижная молодежная организация 11
H-одна из ведущих ценностей подростков и юношей 11
I- положительное общественное мнение сверстников, прошедших школу социального обучения 8
K- романтический ореол "социального оазиса" в сознании молодежи 6
L- тиражирование "социальных оазисов" как способ духовного обогащения человека 4
M-отсроченный эффект положительных качеств, приобретенных в "социальном оазисе" 5

Доминирующее место в целостном образе "социального оазиса" занимают признаки:
F-действия (веер деятельности);
E- перспективные цели;
B- психологическая (эмоциональная) поддержка;
L- тиражирование "социальных оазисов" как способ духовного обогащения человека;
M-отсроченный эффект положительных качеств, приобретенных в "социальном оазисе".
То, что такие признаки, как "H - "социальный оазис" - одна из ведущих ценностей" и "G - престижность "социального оазиса", среди молодежных организаций" заняли последние места, можно объяснить неким критическим отношением населения, и в том числе молодежи, к искусственно создаваемым элитарным образовательным учреждениям: гимназиям, лицеям, колледжам и др., где главную роль чаще играет вывеска, чем содержание.
Трудно объяснить перевод в ранг малозначимых такого важного признака, как "положительная актуализация". Видимо, основное внимание заняли возможности самоактуализации в рамках совместной деятельности.
Обнаружилась взаимосвязь (сопряженность) признаков (см. табл. 13).

Таблица 13

Закономерность совместного появления признаков


Определились 11 таксонов закономерно возможных совместных проявлений отдельных признаков (см. табл.7).
Наиболее полным оказался таксон № 2, куда вошли 92% признаков, объединенных вокруг признака "B - Психологическая (эмоциональная) поддержка", что можно объяснить потребностью учащейся молодежи в психологической поддержке сверстниками, в комфортности эмоциональных личностных отношений.

Достаточно обогащенными оказались таксоны №№ 1,3,5,6, в которых системообразующими факторами являются признаки:
А- социальное обучение;
C- феномен доверия (моральная чистота);
E- перспективные цели;
F-действия (веер деятельности).
Доминирование вышеуказанных признаков в актуализации совместности функционирования всех признаков (элементов) образа "социального оазиса", видимо, детерминировано такими личностными особенностями подростков и юношей, как стремление к другим людям и желание оказать им помощь, самоутверждение в совместной деятельности, приобретение смысла жизни, ориентация на высокие моральные ценности (феномен доверия) и др.
В случае формирования устойчивого образа "социального оазиса" с вышеописанными свойствами появляется возможность его регуляторного действия в качестве одного из мотивов стремления молодежи жить в "социальных оазисах" и принимать участие в их организации.
Психолого-педагогические аспекты формирования образа "социального оазиса". Значительная часть подростков и юношей не имеет опыта проживания в "социальных оазисах", за исключением небольшого числа тех индивидов, которым повезло жить в семье, учиться в дружном классе передовой школы.
Поэтому очень важным представляется вопрос о психолого-педагогических путях формирования у молодежи образа улучшенной социальной среды ("социального оазиса") как фактора мотивации включения в такие среды.
Опыт работы современных практических психологов и социальных педагогов, работающих над созданием центров отдыха и развития подростков и юношей, прояснил некоторые направления решения проблемы. Наиболее перспективными в этой связи оказались три тенденции:
· Непосредственное включение значительного числа подростков и юношей в реальные "социальные оазисы", созданные в центрах отдыха и развития. Уже в 1995 году в России насчитывалось около 200 таких "социальных оазисов", 118 из них были представлены на конкурсе авторских программ и отмечены грантами 1, 2, 3 степени (грантом 2 степени отмечены наши психологические центры "Комсорг" и "Монолит") (68). Опыт, приобретенный воспитанниками в "социальных оазисах", активно пропагандируется ими среди сверстников в школах, на улице и т.д., что способствует зарождению общественного мнения в регионе.
· Пропаганда "социальных оазисов" в средствах массовой информации. Наиболее эффективными (в рамках нашего опыта) представляются кинофильмы, сделанные журналистами молодежных газет, теле- и радиопередач, которые периодически (как правило, в начале и конце лета) показываются по местному телевидению. Кроме того, полезны периодические газетные публикации и передачи по местному (областному, районному) радио. Но наиболее сильным средством представления жизни в "социальных оазисах" оказались рейды воспитанников по окружающим населенным пунктам (в основном - селам и хуторам), в ходе которых оказывалась помощь престарелым и одиноким, а прежде всего - ветеранам войны; одновременно устраивались праздники русских обычаев; проводились демонстрации русской старинной одежды, театрализованные представления, конкурсы песен, танцев и т.д. Хорошо организованные, эстетически выразительные акции оставляли неизгладимые впечатления у населения, а у местных подростков и юношей вызывали чувство хорошей зависти к своим сверстникам, - как к пришельцам из иного, "прекрасного мира". Эффективно внедрение различных форм организации коллективных творческих дел, взятых из арсенала "социальных оазисов", в учебно-воспитательный процесс школ, ПТУ, техникумов и даже вузов.
· Продолжение деятельности "социальных оазисов", но в иных формах и в других местах. Стало традицией проведение встреч воспитанников осенью (в дни "золотой осени"), весной и зимой в дни каникул. Как правило, встречи проводятся на базе педуниверситета с приглашением большого числа гостей. Встречи носят радостный, эмоциональный характер и имеют насыщенную творческую программу (концерты, конкурсы, обмен опытом, неформальное общение и т.д.).
Переписка подростков и юношей с психологами и педагогами университета, работавшими в "социальных оазисах", поднимает авторитет ребят среди сверстников, чему способствуют специальные выезды психологов и педагогов в школы для проведения консультаций, бесед со школьниками.
Кроме вышеуказанных факторов на формирование образа "социального оазиса" влияют различные стихийные потоки информации.
Достаточно обогащенными оказались таксоны №№ 1,3,5,6, в которых системообразующими факторами являются признаки:
А- социальное обучение;
C- феномен доверия (моральная чистота);
E- перспективные цели;
F-действия (веер деятельности).
Доминирование вышеуказанных признаков в актуализации совместности функционирования всех признаков (элементов) образа "социального оазиса", видимо, детерминировано такими личностными особенностями подростков и юношей, как стремление к другим людям и желание оказать им помощь, самоутверждение в совместной деятельности, приобретение смысла жизни, ориентация на высокие моральные ценности (феномен доверия) и др.
В случае формирования устойчивого образа "социального оазиса" с вышеописанными свойствами появляется возможность его регуляторного действия в качестве одного из мотивов стремления молодежи жить в "социальных оазисах" и принимать участие в их организации.


Психолого-педагогические аспекты формирования образа "социального оазиса"

 

Значительная часть подростков и юношей не имеет опыта проживания в "социальных оазисах", за исключением небольшого числа тех индивидов, которым повезло жить в семье, учиться в дружном классе передовой школы.
Поэтому очень важным представляется вопрос о психолого-педагогических путях формирования у молодежи образа улучшенной социальной среды ("социального оазиса") как фактора мотивации включения в такие среды.
Опыт работы современных практических психологов и социальных педагогов, работающих над созданием центров отдыха и развития подростков и юношей, прояснил некоторые направления решения проблемы. Наиболее перспективными в этой связи оказались три тенденции:
· Непосредственное включение значительного числа подростков и юношей в реальные "социальные оазисы", созданные в центрах отдыха и развития. Уже в 1995 году в России насчитывалось около 200 таких "социальных оазисов", 118 из них были представлены на конкурсе авторских программ и отмечены грантами 1, 2, 3 степени (грантом 2 степени отмечены наши психологические центры "Комсорг" и "Монолит") (68). Опыт, приобретенный воспитанниками в "социальных оазисах", активно пропагандируется ими среди сверстников в школах, на улице и т.д., что способствует зарождению общественного мнения в регионе.
· Пропаганда "социальных оазисов" в средствах массовой информации. Наиболее эффективными (в рамках нашего опыта) представляются кинофильмы, сделанные журналистами молодежных газет, теле- и радиопередач, которые периодически (как правило, в начале и конце лета) показываются по местному телевидению. Кроме того, полезны периодические газетные публикации и передачи по местному (областному, районному) радио. Но наиболее сильным средством представления жизни в "социальных оазисах" оказались рейды воспитанников по окружающим населенным пунктам (в основном - селам и хуторам), в ходе которых оказывалась помощь престарелым и одиноким, а прежде всего - ветеранам войны; одновременно устраивались праздники русских обычаев; проводились демонстрации русской старинной одежды, театрализованные представления, конкурсы песен, танцев и т.д. Хорошо организованные, эстетически выразительные акции оставляли неизгладимые впечатления у населения, а у местных подростков и юношей вызывали чувство хорошей зависти к своим сверстникам, - как к пришельцам из иного, "прекрасного мира". Эффективно внедрение различных форм организации коллективных творческих дел, взятых из арсенала "социальных оазисов", в учебно-воспитательный процесс школ, ПТУ, техникумов и даже вузов.
· Продолжение деятельности "социальных оазисов", но в иных формах и в других местах. Стало традицией проведение встреч воспитанников осенью (в дни "золотой осени"), весной и зимой в дни каникул. Как правило, встречи проводятся на базе педуниверситета с приглашением большого числа гостей. Встречи носят радостный, эмоциональный характер и имеют насыщенную творческую программу (концерты, конкурсы, обмен опытом, неформальное общение и т.д.).
Переписка подростков и юношей с психологами и педагогами университета, работавшими в "социальных оазисах", поднимает авторитет ребят среди сверстников, чему способствуют специальные выезды психологов и педагогов в школы для проведения консультаций, бесед со школьниками.
Кроме вышеуказанных факторов на формирование образа "социального оазиса" влияют различные стихийные потоки информации.


ВЫВОДЫ

1. Несмотря на объективные преимущества "социальных оазисов" перед обычной социальной средой, существует проблема мотивации среди подростков и юношей на включение в "социальные оазисы".
2. Желание включиться в "социальные оазисы" и содействовать их распространению в обществе присуще той части учащейся молодежи, которая имеет определенные личностные предпосылки:
3. а) сочетание потребности в саморазвитии с потребностью содействовать развитию других людей;
4. б) достаточно выраженный комплекс смыслообразующих свойств личности (ценностные ориентации, цели, ответственность, свобода выбора и т.д.);
5. в) развернутую дифференциацию личностных проблем и путей их решения; г) реальные успехи в основной (учебной) деятельности.
6. Одним из ведущих факторов мотивации выступает образ "социального оазиса" в сознании молодежи.
7. Формирование образа "социального оазиса" зависит от комплекса психолого-педагогических средств воздействия.
8. В условиях социально-экономического расслоения общества формируются не только неоднородные социальные среды, но и разные типы личности, которые в пространстве жизнедеятельности не всегда совпадают с положением "социального оазиса".
9. Организация совместной деятельности наиболее продвинутой в личностном развитии молодежи с обычными сверстниками может обеспечить становление социального единства и исключить социальную селекцию.


Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература


 

Hosted by uCoz