Веб-сайт кафедры психологии Курского государственного университета /�стория кафедры

 

�стория кафедры психологии КГУ


 

Содержание:

 

Роль традиций отечественной психологии в формировании научной мысли курских психологов

Организаторы кафедры и научных направлений

Профессор �.А. Френкель (1899–1981)

Профессор Л.�.Уманский (1921–1983)

Профессор А.С.Чернышев (род. в 1936)

 

Тенденции развития кафедры

 



 

Роль традиций отечественной психологии в формировании научной мысли курских психологов

Вскоре после открытия Курского госпединститута, в 1938 г., на кафедру психологии пришел кандидат психологических наук, доцент �.А. Френкель, успешно закончивший аспирантуру у С.Л. Рубинштейна. Высокая философская и психологическая культура молодого ученого, достойного преемника своего великого учителя, повлияли на становление методологических и теоретических направлений кафедры, которую вскоре возглавил �.А. Френкель и которою руководил долгие годы. В 1955 году после окончания аспирантуры у Б.М. Теплова на кафедру возвращается Л.�. Уманский, который привнес на кафедру дух эксперимента и активной связи с практикой. Сочетание философских методологических традиций с экспериментальным направлением в психологии заметно обогатило содержание деятельности кафедры, определило ее лицо и значимость в науч-ном мире.

В 1960-е годы устанавливаются тесные связи кафедры с психологами – разработчиками новаторских подходов в отечественной науке: К.К. Платоновым, А.А. Бодалевым, Л.�. Божович, А.В. Петровским, Б.Д. Парыгиным, Б.Ф. Ломовым, Е.В. Шороховой, благодаря которым появилась новая отрасль в отечественной психологии – социальная психология. Последнее обстоятельство стимулировало активную работу кафедры по разработке социально-психологической проблематики и развертыванию крупномасштабных теоретических и экспериментальных исследований по изучению психологии малой группы школьников и студентов. �менно в этот период был создан экспериментальный центр по подготовке молодежных лидеров, получивший название «Комсорг».

Новая проблематика вызвала интерес и у преподавателей других кафедр Курского госпединститута – зав. кафедрой философии профессора А.Н. �лиади, зав. кафедрой педагогики доцента Л.Ф. Спирина, преподавателей других кафедр: Р.В. Кабановой, Б.В. Тарасова, Б.Н. Баланенко и др. В атмосфере увлечения ею в вузе стала возможной реализация новаторского замысла – создание в 1964 г., впервые в истории вуза, научной социально-психологической лаборатории, огромную роль в создании которой сыграл Л.�. Уманский.

В состав лаборатории вошли: профессора, доктора наук Л.�. Уманский (руководитель), А.Н. �лиади, �.А. Френкель; доценты, кандидаты наук – А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, Л.Ф. Спирин, С.�. Шапиро; аспиранты Л.�. Акатов, А.С. Крикунов, �.С. Полонский, Л.Н. Свидерская,   Е.�. Тимощук, Е.А. Шанин. В дальнейшем состав лаборатории расширялся и качественно обогащался: успешно защитились первые аспиранты, выросшие в кандидатов наук, доцентов – Е.�. Дымов, В.Я. Подорога, Н.Н. Гребеньков, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, Ю.Л. Лобков, �.Н. Логвинов, А.С. Силаков, А.В. Корнев,  Н.В. �ванова, Т.А. Антопольская, Н.П. Сазонова и др.

Молодая лаборатория проводила многогранную работу по обобщению полученных экспериментальных и эмпирических данных, что в итоге завершилось созданием концепции групп и лидерства; разработкой теории и практики крупномасштабного формирующего эксперимента в социальной психологии; разработкой аппаратурных методик как моделей совместной деятельности. Результаты теоретических и практических изысканий широко освещались в сборниках научных трудов, монографиях, статьях и тезисах, в докладах на различных научных форумах – международных конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах и т.д. Так сложилась курская социально-психологическая школа.

В 1973 году Л.�. Уманский, А.Н. Лутошкин, Л.Ф. Спирин перешли на работу в Костромской госпединститут, где также создали лабораторию и продолжили развитие концепции группы и лидерства. Курская лаборатория (руководитель – профессор А.С. Чернышев), сохраняя старые традиции, стала развивать новое направление – теорию и практику социального обучения, технологии создания развивающих социальных сред (социальных оазисов), разработку проблем надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях. Особенно значимым направлением деятельности Курской лаборатории явилось участие в государственных программах «Дети Чернобыля» и «Помощь», в ходе которого за 15 лет были получены теоретические и практические данные по проблеме защиты детей и насе-ления в регионах чернобыльского  следа, а также оказана непосредственная психологическая помощь детям и населению, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

К началу страницы


Организаторы кафедры и научных направлений

 

Френкель

 

Профессор �.А. Френкель (1899–1981)

 

 

Профессор Френкель �сай Аронович работал в Курском государственном педагогическом институте с 1938 года. Он принадлежит к числу преподавателей-первопроходцев, которые вложили свою огромную энергию, знания и педагогическое мастерство в дело создания и развития института. За время работы в институте вёл большую научную, педагогическую и общественную работу, стал доктором наук, профессором, опубликовал свыше 30 научных  работ.

 

Френкель �сай Аронович родился в 1899 году в м. Кутузове Житомирской губернии. Жизнь его складывалась нелегко. Трудиться начал с 10-летнего возраста, поступив на работу в портняжную мастерскую, где проработал до 1917 года. Но мысль получить образование не покидала его. В 1917 году переехал в Киев, где учился сначала в школе взрослых, а затем в Киевском институте народного образования. Одновременно работал в мастерской по починке обуви и галош подмастерьем, выполняя различные работы (колка дров, погрузка и т.д.). С 1924 года, завершив учёбу в институте, связал свою судьбу с системой образования. До 1931 года работал учителем в учебных заведениях Житомирской и Киевской областей. С 1931 года по 1933 год он – заместитель директора по учебной части и преподаватель педагогики в педучилище в городах Малине и Шполе.

1933 год в жизни �сая Ароновича стал поворотным. Он поступает в аспирантуру при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.�. Герцена и становится учеником выдающегося советского психолога С.Л. Рубинштейна. После окончания аспирантуры в 1936 году работает в Новозыбковском педагогическом институте Брянской области в должности заместителя директора по учебной части и доцента кафедры психологии. В 1938 году ему присуждается учёная степень кандидата наук, и он утверждается доцентом по кафедре педагогики. В сентябре этого же года переходит на работу в Курский пединститут. В 1941 году начинается Великая Отечественная война, и он вместе с коллективом института эвакуируется в город Сарапул Удмуртской АССР. Здесь его назначают директором педучилища, а затем переводят на должность заведующего городским отделом народного образования. После освобождения Курской области от фашистских захватчиков Френкель �.А. возвращается в г. Курск, принимая при этом самое активное участие в реэвакуации имущества и коллектива института.

С декабря 1943 года работает в Курском госпединституте. В течение ряда лет заведует кафедрой педагогики, является деканом географического факультета, активно участвует в восстановлении разрушенного в годы оккупации института, много внимания уделяет научной работе: руководит научной работой членов кафедры, аспирантов, в 1968 году успешно защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора педагогических наук по теме «Мировоззрение и психолого-педагогическая система К.Д. Ушинского». По этой проблеме в различных научных изданиях им опубликовано более 20 работ, в том числе монография. Возглавляя психологический сектор кафедры педагогики и психологии, �.А. Френкель целенаправленно направлял усилия преподавателей кафедры на совершенствование преподавания психологии. �м написано ряд учебно-методических пособий. Его лекции были глубокими по содержанию, научно и методологически выдержанными. Он много работал со студентами, оказывал большую помощь в работе научного студенческого общества (НСО) института. За 35 лет плодотворной работы в вузе �.А. Френкель воспитал десятки дипломированных педагогов и психологов, которые ныне работают в вузах страны.

Успешную научную и научно-методическую работу профессор �.А. Френкель сочетал с большой общественной и административной деятельностью: был членом Сарапульского горкома КПСС, председателем Курского обкома профсоюза работников высшей школы и научных учреждений, председателем местного комитета профсоюза института, руководителем научных кружков, активно пропагандировал педагогические и психологические знания среди сотрудников института и населения области. За плодотворную научную, учебно-воспитательную работу и достигнутые успехи в подготовке кадров народного просвещения �сай Аронович Френкель награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», значком «Отличник народного просвещения», почётными грамотами Министерства просвещения и Республиканского комитета профсоюза, Курского обкома и горкома партии, занесён в Книгу добрых дел института.

�з воспоминаний современников о профессоре �.А.  Френкеле

Т.�. Дробкина, Н.Б. Занина, старшие преподаватели кафедры иностранных языков Курского госуниверситета.Выпускницы факультета иностранных языков.

…При упоминании имени �сая Ароновича Френкеля перед нами всегда встает образ настоящего ученого, бессеребренника, большого эрудита, прекрасного педагога, обладающего поистине энциклопедическими знаниями в области психологии, и в высшей степени интеллигентного человека. Его тихий голос не давал нам отвлекаться на его лекциях и заставлял внимательно слушать и вникать в загадочную для нас и так любимую им науку – психология.

Его лекции были всегда интересными, содержащими много фактического материала, убедительными и аргументированными, давали нашим молодым умам пищу для размышлений. Они производили на нас впечатление еще и благодаря огромному чувству юмора. Будучи крупнейшим ученым, �сай Аронович никогда не считал студентов «незнайками», относился к ним с уважением, старался помочь им понять и усвоить основы психологии и показать значимость этой науки для их будущей профессии. Мы благодарны судьбе за то, что нам повезло учиться у такого замечательного, неординарного человека и ученого.

М. С. Степанов, канд. пед наук, доцент Курского филиала МГСУ.

…Первое моё знакомство с �саем Ароновичем Френкелем произошло в 1950-1951 учебном году, когда я был студентом первого курса заочного отделения литфака. Сессия наша проходила в стенах нынешнего главного корпуса. Нас на некоторые лекции объединяли со студентами исторического факультета и ставили занятия в актовом зале. Так было и с занятиями по психологии. Мы, начинающие студенты, естественно с любопытством и некоторой тревогой ждали встречи с пожилым (по нашим меркам) преподавателем психологии �саем Ароновичем. Тревога наша возбуждалась и поддерживалась студенческими легендами о строгости и бескомпромиссности �сая Ароновича, преувеличенными байками о провалах на экзаменах, двух-трёх пересдачах даже хорошими студентами. Не буду отрицать все легенды, скажу лишь, что они, конечно, были преувеличены и оформлены художественно.

В актовый зал на первое занятие я вошёл со звонком и занял место где-то посредине, ближе к последним рядам и пожалел, так как �сай Аронович говорил очень тихо, а лекции надо было записывать: учебников в те годы практически не существовало. На реплику говорить громче прореагировал недоброжелательно и также тихо заявил, что не нужно шуметь и надо внимательно слушать.

Первое впечатление у нас складывалось явно не в пользу преподавателя, тем более что это были студенты-заочники, уже работающие учителями в школе, а часть из них познала лихо фронтовой жизни. Однако постепенно приспособились, притёрлись, нашли, как говорится, общий язык, хотя слушать его по-прежнему было непросто, создавалось впечатление, что сидишь не на лекции, а в стереокино. Но по содержанию и логике лекции были безукоризненными: читал он классическую психологию без отступлений от основной мысли, без использования эффекnных примеров и приёмов. Никаких неясностей и недоговоренностей – всё в нужном месте, всё в свое время.

Второе и более длительное знакомство состоялось в относительно зрелом возрасте, когда я был аспирантом, а затем и преподавателем кафедры педагогики (в 60–70-х годах). Педагоги и психологи в то время входили в состав одной кафедры, кабинет и кафедра размещались в аудитории № 30. Собственно, помещения кафедры педагогики не существовало: за временной перегородкой была небольшая «клетка», поэтому все преподаватели в основном находились в кабинете. Полный состав кафедры собирался только в дни заседаний.

�сай Аронович отличался громадной работоспособностью, тщательностью, щепетильностью. Далеко неаристократического происхождения, он выглядел как истинный интеллигент, аккуратен в одежде, движениях. Одежда – строгое сочетание темного костюма с белой рубашкой, все выглажено, никакой помятости. Во всем облике преобладали прямые линии и углы, даже в силуэте. К 40-летию института я был включён в состав авторского коллектива по написанию истории института, и нам с ним поручили написать историю кафедры педагогики. Поражала тщательность и скрупулёзность, я бы сказал, трепетное отношение �сая Ароновича к фактам и событиям прошлого, и при этом он не выпячивал собственной персоны, хотя в институте работал с довоенных лет.

К началу страницы


 

Профессор Л.�. Уманский (1921–1983)

 

 

Л.�. Уманский родился 29 октября 1921 г. в городе Курске в семье служащего. Рано осиротел. Воспитывала его дальняя родственница. Лев �льич гордился совпадением дня своего рождения с Днем рождения Ленинского комсомола. По счастливому велению судьбы в 1978 году Л.�. Уманский стал лауреатом премии Ленинского комсомола за цикл работ по проблемам воспитания молодежи.

Большую роль в его детстве и отрочестве сыграли школа, пионерская и комсомольская организации, в которых раскрылись и сформировались качества будущего патриота, ученого, организатора науки и практики воспитания молодежи.

Активно, с юношеским задором Лев �льич включился во многие сферы общественной жизни того необыкновенного периода. Он блестяще закончил школу снайперов, кавалерийскую школу, аэроклуб. Приобретенные умения щедро передавал пионерам и комсомольцам, руководя различными кружками в школе, работая (разумеется, на общественных началах) пионервожатым в школе и летних пионерских лагерях. Планы мирной жизни резко изменила война. В 1940–1943 гг. Лев �льич является курсантом Чугуевского военного авиационного училища. Во время одного из полетов получил травму и был переведен в звании старшины помощником командира в наземное обслуживание в �ране в 43-45 г. За одно из заданий в �ране был награжден именными часами. �меет медаль «За Победу над Германией» и юбилейные медали «20 лет Победы» и «За доблестный труд к 100-летию В.�. Ленина».

После войны, в 1945–1947гг., Лев �льич являлся комсоргом ЦК ВЛКСМ. В партию же он вступил еще во время войны в 1943 г. С 1947 г. начинается новая, профессиональная жизнь этого человека. Он заканчивает Курский педагогический институт по специальности «история и филология» и параллельно является преподавателем психологии в школе ВВС. Дальнейшая карьера связана с постоянным подъемом и упорным трудом. В 1950–1953 гг. – преподаватель пединститута г. Курска, в 1953–1955 гг. – аспирант кафедры психологии МГП� им. В.�. Ленина. Параллельно Лев �льич поступил в Курский медицинский институт, как он объяснял своим близким, для повышения квалификации, где он учился 4 года. В 1955–1965 гг. он – старший преподаватель, доцент, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой психологии и педагогики в Курском пединституте.

Будучи еще аспирантом, Л.�. Уманский был замечен такими знаменитыми психологами, как К.Н. Корнилов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев. Большую роль в судьбе Л.�. Уманского сыграл Б.М. Теплов. �менно Б.М. Теплов подтолкнул Льва �льича к написанию диссертации по психологии организаторских способностей.

В 1955 году Л.�. Уманский успешно защищает кандидатскую диссертацию, в 1969 – докторскую диссертацию, а 18 ноября 1970 г. Л. �. Уманского утверждают в звании профессора. В 1973 г. Л.�. Уманский переехал в Костромской госпединститут, где возглавил кафедру психологии. В 1978 г. Л.�. Уманский и его ученик А.Н. Лутошкин стали лауреатами премии Ленинского комсомола вместе.

�з воспоминаний современников о профессоре Л.�. Уманском
В. В. Новиков, докт. психол. наук, профессор Ярославского госуниверситета.
…Оглядываясь назад, я могу вполне здраво заявить о том, что мне на долгом пути в науке очень повезло на учителей, наставников, соратников и просто коллег, с которыми сводила судьба. Одним из них был Лев �льич Уманский.

Я познакомился с ним в сентябре 1965 года будучи аспирантом кафедры психологии Ярославского педагогического института. Лев �льич, бывший тогда доцентом Курского пединститута, приехал к нам на популярные в те годы межвузовские конференции по психологии труда, трудового обучения и воспитания, которые регулярно проводил наш вуз. Мы оказались за одним столом на секции по социальной психологии и проявили, судя по дальнейшим контактам, симпатию друг к другу. Между нами была немалая для тех лет возрастная разница в 14 лет: я — дитя войны, а он – её активный участник, военный лётчик. Для таких, как я, это был идеальный образец настоящего мужчины и учёного. Я к тому времени тоже успел окончить аэроклуб, полетать на самолётах, совершить немало парашютных прыжков и попробовать разобраться в таких социально-психологических феноменах, как «личность и коллектив», которыми занимался доцент Л. �. Уманский. Поэтому-то я и потянулся к нему, и он не остался равнодушным к моему отношению. В дальнейшем взаимные симпатии развивались во внеаудиторных занятиях.

В том же 1965 году, в декабре, мы оказались в одной авторской группе, работавшей над крупной монографией сектора психологии �нститута философии АН СССР под названием «Коллектив и личность». Руководили названным проектом выдающиеся психологи того времени К.К. Платонов и Е.В. Шорохова. Судьба этой книги складывалась очень непросто. Её подготовка то форсировалась, то откладывалась по разным субъективным и объективным причинам. Все авторы глубоко переживали неопределённость своей работы: нас то срочно (телеграммой) вызывали на сбор, то годами мы ничего не слышали о судьбе рукописи. Короче говоря, работа над названной коллективной монографией продолжалась 10 лет. В 1971 году образовался самостоятельный �нститут психологии АН СССР во главе с Б.Ф. Ломовым. Наш проект в планах нового академического Н�� перекочёвывал из года в год и увидел свет только в 1975 году. Книга была хорошо встречена не только психологами, но и официальными кругами. Она была отмечена премией Академии наук СССР, переведена на многие языки мира.

Я рассказал столь подробно о нашей совместной работе над одной только книгой, чтобы обозначить тот временной интервал, в который я регулярно общался со Львом �льичом Уманским, которого наблюдал в основном деле его жизни. За эти годы я не только хорошо узнал Льва �льича, но и сдружился с его учениками — моими сверстниками – А. Н. Лутошкиным, А. С. Чернышевым, А. �. Высоцким и многими-многими другими. Как Учитель (с большой буквы), Лев �льич был необыкновенно щедр душой. Он делился всем, что знал и умел, охотно и радостно. При этом обладал только ему присущим стилем, характеризующим органичный сплав серьёзности и ироничности... Общаться с ним было не только приятно, но и полезно для всех без исключения.


Б.З. Вульфов, докт. пед. наук., профессор, г. Москва.

Говорят, что одно из самых дорогих жизненных достояний каждого человека, а тем более занимающегося наукой, – его учителя. При условии, конечно, что с ними повезло. Мне – определенно повезло: среди многих моих замечательных научных наставников был – и в душе остается! – Лев �льич Уманский.

Если я чем-то недоволен, то единственно тем, что по ряду обстоятельств общаться с ним довелось существенно меньше, чем и хотелось бы, и надо бы. Он мог являться разным, вызывая к себе неоднозначное отношение людей и вовсе неодинаково относясь к ним. Мог быть и вовсе непримиримым и жестким, что я здорово почувствовал при самой первой встрече, приехав (еще в Курск) к нему – своему первому оппоненту по диссертации. Но на то Лев �льич и был личностью необычайно яркой и своеобразной, что и немногие встречи с ним остались в памяти, хоть и прошло с той поры не одно десятилетие. Вот некоторые из этих встреч.

... Первые лекции Л. �. Уманского о психологии организаторской деятельности шли в Москве непросто. Пригласивший его в столицу М. М. Ященко нервничал: поначалу слушатели – классные руководители конца 60-х годов – вовсе не спешили рассыпаться в благодарностях тому, кто говорил о вещах, тогда далеко не во всем привычных, – о необходимости видеть и развивать в каждом школьнике самостоятельность, активность и ответственность организатора различных сторон собственной коллективной жизнедеятельности.

В ту встречу меня, учителя, поразили не только сама концепция, не столько, я бы сказал, страстность в ее изложении и стремлении приобщить к ней тех, для кого она важна, даже не столько поразительная способность выслушивать учителей, особенно их рассказы о своей работе, сколько – за всем этим! – великое уважение ученого к возможностям главных для него героев – подростков, старшеклассников, которых он не только изучал как психолог-исследователь, но для которых, ради которых работал. Впоследствии я не раз в этом убеждался в самых разных ситуациях.

Позади – десятилетия... За эти годы довелось соприкоснуться с великим множеством интереснейших людей, вольно или невольно учивших меня жить. Не могу судить, как это у них получалось, но знаю другое: лично мне здорово повезло. Спасибо Вам, Лев �льич!

Н. П. Фетискин, докт. психол. наук., профессор, Костромской госуниверситет.

....Деятельность Л. �. Уманского была достаточно многогранной. Она включала в себя и работу по созданию собственной теории коллектива, и многоаспектность прикладных исследований. Однако широкому кругу психологов Л. �. Уманский был известен как автор уникальной монографии: «Психология организаторской деятельности» (М., 1980) и совместной с А. Н Лутошкиным книги «Психология работы комсорга» (М., 1972).

В последней работе были изложены основные концепции Л. �. Уманского по проблемам психологии руководителя-организатора, групповой психологии, социально-психологической структуры группы как коллектива, динамики развития группы; по методам и технологиям руководства, психодиагностики, подбора и расстановки организаторов. Выход в свет данной книги совпал с переездом Л. �. Уманского в Кострому. Жизнедеятельность Л. �. Уманского в этот момент была направлена на дальнейшую разработку и апробацию базовых подструктур коллектива. Так, А. С. Чернышев, работая в Курске, успешно завершил сложные исследования, посвящённые организационному единству группы как коллектива. А. Н. Лутошкин, используя оригинальные методики, интенсивно изучал подструктуру эмоционального единства группы в условиях различных форм совместной деятельности. С участием Л. �. Уманского автор издал всем известную книгу «Как вести за собой» (М., 1981) и фактически, завершил работу над докторской диссертацией по данной проблеме. Её материалы были опубликованы после ухода из жизни А. Н. Лутошкина в книге «Эмоциональные потенциалы коллектива» (М., 1988). �здание этой книги стало возможным благодаря огромным усилиям Р. С. Немова и А. Г. Кирпичника.

В последующие годы под руководством Л. �. Уманского проводились исследования по проблемам динамики коллективообразования (А. Г. Кирпичник, В. Г. Асафов), лидерства (Е. М. Зайцева, Т. Л. Крюкова). Данные направления завершились созданием и апробацией оригинальных психодиагностических методик. Технологиями организаторской деятельности занималась Н. В. Гаврилова. Должное место в социально-психологической лаборатории отводилось инновационной проблеме – интегральному изучению групповой психодинамики. Это направление разрабатывалось одним из талантливых соратников Л. �. Уманского – В. С. Сапоровским. �м же координировалась также работа по подготовке руководителей первичных коллективов и обобщению эффективности психодиагностического инструментария. Не менее интересными работами были исследования в области социальной перцепции (В. Д. Сапоровская), групповых норм (С. �. Жигулёв), интегративной психодиагностики групп (В. �. Кашницкий, �. Г. Самойлова), феноменов коммуникативности (О. В. Лунёва), форм организации совместной деятельности (Л. �. Бамбурова), групповой устойчивости к монотонии и стрессу (Н. П. Фетискин). К числу уникальных направлений, несомненно, можно отнести исследования �. М. Чернышёвой, посвященные процессам регресса «болезням» и распада коллективов. Как мы уже отмечали, Л. �. Уманский в течение двадцати пяти лет возглавлял на общественных началах социально-психологическую лабораторию (СПЛ). Причем это руководство было активным и далеко неформальным. Он стремился к тому, чтобы лаборатория была оснащена современной и авторской аппаратурой, чтобы были помещения для проведения лабораторных экспериментов и т. д.

К началу страницы


Профессор А.С.Чернышев (род. в 1936)

 

 

Чернышев Алексей Сергеевич родился 16 октября 1936 года в селе Селино Дмитриевского района Курской области в семье колхозника. Трудные военные годы, незабываемые события Курской битвы, победа СССР над фашистской Германией в мае 1945 года, оставили неизгладимый след в памяти. С 1944 по 1960 г. закончил Селинскую семилетнюю школу, Дмитриевское педагогическое училище и физико-математический факультет Курского пединститута. В 1956 г. по комсомольской путевке в качестве руководителя группы студентов в 276 человек выезжал на целинные земли для уборки урожая. Награжден знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель» и грамотой ЦК ЛКСМ Казахской ССР. С 1960 по 1964 г. работал завучем и учителем физики в сельской средней школе, служил в Вооруженных Силах СССР. В 1964 г. поступил в аспирантуру при кафедре психологии Курского пединститута. В 1969 году в МГП� им. В.�. Ленина защитил кандидатскую, а в 1980 г. в �нституте психологии АН СССР – докторскую диссертации. С этого времени постоянно работает в Курском госуниверситете, последовательно занимая должности ассистента, доцента кафедры психологии, декана историко-педагогического факультета, заведующего кафедрой психологии, с 1981 г. по 1987 г. – проректора по научной работе, а с 1987 года по настоящее время – заведующего кафедрой психологии.

Участвует в общественной и научно-педагогической деятельности России, области, города и университета. В течение 15 лет являлся председателем Ученой комиссии по психологии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, которая координировала научную работу в педвузах Российской Федерации, а также обобщала и распространяла передовой опыт кафедр психологии по психологической подготовке будущих учителей. В течение многих лет – внештатный лектор Обкома КПСС, председатель Курского областного отделения Педагогического общества РСФСР, председатель Ленинского районного комитета защиты мира г. Курска, председатель комиссии по народному образованию при райисполкоме, член парткома института и т.д.

Область научных интересов А.С. Чернышева включает психологию молодежных групп в обычных и напряженных условиях; социально-психологическую помощь молодежи в условиях социальной депривации (в регионах «чернобыльского следа»); эксперимент в социальной психологии; подготовку молодежных лидеров гуманистической ориентации. А.С. Чернышев успешно продолжил и принципиально развил традиции курской социально-психологической школы, заложенные в 60-х годах его учителем Л.�. Уманским; разработал концепцию организованности коллектива, создал аппаратурные методики экспериментального изучения групповой деятельности.

Участник четырех международных конгрессов по психологии и девяти съездов психологии России и СССР.

В 2001 г. стал лауреатом национальной общественной премии им. Петра Великого. Профессором психологии А.С. Чернышевым опубликовано около 200 научных работ, из них – 11 книг и монографий, ряд работ изданы в Канаде, Чехословакии, Великобритании, Германии, странах СНГ. В США, в библиотеке Конгресса, находятся 3 работы А.С. Чернышева.

В фундаментальных трудах ведущих психологов страны А.С. Чернышев получил признание за разработку новых научных направлений и создание аппаратурных методик.

 

К началу страницы


Тенденции развития кафедры

22 февраля 1971 года приказом по Курскому госпединституту (приказ №13) была образована кафедра психологии. В то время, как правило, в педвузах существовали объединенные кафедры педагогики и психологии. Создание самостоятельных кафедр психологии разрешалось только в самых крупных вузах при наличии высококвалифицированных психологов.

У истоков создания кафедры стояли �.А. Френкель – ученик С.Л. Рубинштейна, Л.�. Уманский – ученик Б.М. Теплова и А.С. Чернышев – ученик Л.�. Уманского (возглавляет кафедру до настоящего времени). В отдельные периоды кафедрой руководили Е.�. Тимощук и А.С. Крикунов. С 1964 года при кафедре действует научная лаборатория по проблеме «Личность и коллектив школьников» и аспирантура, которая подготовила свыше 40 кандидатов наук, работающих в вузах и лабораториях Курска, Киева, Воронежа, Костромы, Москвы, Смоленска, Чернигова и Хайфы (�зраиль). В 1988 году при кафедре открыт спецфакультет по подготовке практических психологов для системы образования, выпускники которого составили основу психологической службы в образовательных учреждениях города Курска и области.

Научные результаты, полученные в ходе экспериментальных исследований Курской социально-психологической лаборатории, были воплощены в цикле работ, посвященных психологии молодежных групп, и вышли в издательстве «Молодая гвардия».

В 2001 году Российская общественная комиссия по присуждению национальной общественной премии им. Петра Великого награждает А.С. Чернышева дипломом «Лучший менеджер России» в номинации «Сфера образования». Во Всероссийском конкурсе на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации проекту «Аппаратурная методика диагностики социально-психологических свойств групп школьников» (авторы – Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Лунев Ю.А.) был выдан сертификат участия Министерством образования Российской Федерации (2000 г.). За участие в конкурсе «За научный вклад в образование России» коллегия Минобразования России выразила благодарность проф. А.С. Чернышеву и доц. Луневу Ю.А. (2001 г.).

За проект «Социально-психологические основы лидерства и организованность в молодежных группах» (авторы – Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А.) решением Большого Жюри был присужден диплом и звание лауреата Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2001 года в номинации «Лучший проект 2001 года в практической психологии» Ю.А. Луневу, С.В. Сарычеву, А.С. Чернышеву.

Комитетом Российской Федерации по делам молодежи присужден грант II степени областной молодежной школе лидеров «Комсорг» (1995 г.). Центр социально-психологической адаптации детей и подростков «Генезис» наградил специальным призом авторов программы «Монолит» Чернышева А.С., Сарычева С.В, Елизарова С.Г. за комплексный и разносторонний подход к решению проблемы социально-психологической помощи подросткам (1997 г.). Комитет по делам молодежи Российской Федерации наградил программу «Монолит» (авторы – Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Г.) Грантом II степени (1998 г.). Государственным комитетом Российской Федерации по молодежной политике программе «Вертикаль» присвоено звание лауреата (2000 г.).

В 1997 г. А.С. Чернышеву присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», ранее он был награжден знаками «Отличник просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР». Знаком «Отличник просвещения РФ» награждены Уманский Л.�., Лутошкин А.Н., Крикунов А.С., Дымов Е.�., Акатов Л.�., Полонский �.С., Сарычев С.В., Тимощук Е.�., Шанин Е.А. Шанин Е.А. является заслуженным работником культуры Российской Федерации.

Широкое включение кафедры в решение внутривузовских, региональных и государственных проблем стало ее традицией, которую бережно сохраняет ее современный состав. Кафедра имеет кабинет психодиагностики, комнату психологической разгрузки и коррекции речи, оснащенные современными ЭВМ и другой техникой.

В настоящее время при кафедре функционируют аспирантура и докторантура по социальной психологии. В 2003 году открыта университетская специальность «Психология» (020400), получено современное оборудование для психологической лаборатории.

С 2001 года открыт диссертационный Совет по защите кандидатских диссертаций по двум специальностям – социальной и педагогической психологии, в котором защищено 38 диссертаций соискателями из Курска, Комсомольска-на-Амуре, Белгорода, Орла, Москвы, Череповца, Калининграда и др. городов (председатель Совета – профессор А.С. Чернышев, зам. председателя – профессор Н.А. Подымов, ученый секретарь – доцент Н.А. Сухих).

Сложилась традиция делового сотрудничества с органами образования, совместными усилиями заложены основы психологической службы в регионе, созданы психологические центры: в Курске – «Гармония» (В.М. Заикин, А.С. Чернышев), в Железногорске – Центр реабилитации (�.А. Болотов, Н.А. Калашников, В.Г. Политаев, С.Г. Бышов), областная психолого-педагогическая консультация (Е.В. Барсукова, Т.�. Сурьянинова).

Длительное время идет совместная плодотворная работа по формированию организаторских способностей у социально одаренных детей в региональном Центре «Комсорг». Школу юных организаторов прошли свыше 37 тысяч старшеклассников, многие из которых стали крупными организаторами образования (В.Н. Барсуков, В.М. Заикин, Ю.В. Белянский, В.А. Некрасов, Ф.Ф. Вербин, Н.Н. Гребеньков), учеными (Ю.�. Зубков, Н.С. Степашов, А.Н. Ходусов, М.�. Рожков, А.В. Репринцев, С.П, Щавелев, А.Д. Гонеев), хорошими специалистами (Н.М. Еремин, Г.�. Березуцкий, �.З. Криштопов, Л.В. Карачевцева, Л.Г. Девянина, В.В. Проскурин, В.В. Клименко, С.Г. Птицына, Л.Ф. Шанина, С.П. Маркова).

В 1990 годы время совместно с Комитетом по образованию администрации Курской области реализована программа «Дети Чернобыля» (Болотов �.А., В.А. Некрасов, С.�. Кобзарь, С.В. Сарычев). Кафедра обеспечивает повышение психологической культуры учителей, учащихся и родителей (Л.�. Акатов, Е.�. Дымов  и др.).

В сообществе психологов России признана научная школа Уманского – Чернышева по проблемам организации учебных групп и коллективов. Параметрометрическая концепция коллектива и экспериментальные аппаратурные методики моделирования социально-психологических явлений, разработанные кафедрой, вошли в арсенал психологов в нашей стране и за рубежом (Германия, Болгария). Опубликовано 15 книг и монографий (одна издана в Канаде), свыше 1000 статей у нас и за рубежом (Англия, Германия, Чехия). Монографии А.С. Чернышева, А.С. Крикунова и С.В. Сарычева приобретены библиотекой Конгресса США. Курские психологи приняли участие в шести международных конгрессах и семи съездах психологов СССР и России.

В 1980 году на базе кафедры проведена Всесоюзная конференция по проблеме «Личность в системе общественных отношений». В 1990 году проведен совместный советско-американский эксперимент по подготовке молодежных лидеров. В 2001 году проведена конференция «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория , технологии, эксперимент», в которой приняли участие психологи 36 вузов России и психологи-практики из психологических центров страны.

На всесоюзных и всероссийских конкурсах студенческих научных работ по психологии получено 5 дипломов (Г.�. Бурлаков, О.А. Легенькая, А.А. Чернышев, А.А. Бирюков, Г.Н. Сомова). Научные разработки внедряются в учебный процесс на 8 факультетах университета. Созданы оригинальные технологии по диагностике и формированию личности и коллектива школьников, психологическому просвещению, самовоспитанию.

Непосредственная практическая психологическая помощь кафедры населению идет по следующим направлениям:

·         коррекция речи (Шанин Е.А.);

·         психологическая разгрузка (Корнев А.В.);

·         консультирование (Сурьянинова Т.�.);

·         психодиагностика (Сарычев С.В., Лобков ЮЛ., Силаков А.С., Логвинов �.Н.);

·         помощь семье (Лунев Ю.А., �ванова Н.В.);

·         помощь студентам в рамках психологического клуба «Бумеранг» (Елизаров С.Г.).

Это создает атмосферу престижности психологического знания и повышает у студентов мотивацию к овладению психологией. В период с 1999 по 2004 годы на кафедре подготовлены и изданы 5 учебных пособий, четыре из которых имеют гриф Минобразования России.

Кафедра в структуре университета

Статус общеуниверситетской кафедры предполагает многоплановое включение психологов в жизнедеятельность вуза, особенно в системе управления.

Первым деканом естественно-географического факультета был �.А. Френкель, а позднее – Н.Н. Гребеньков. У истоков создания историко-педагогического факультета стоял Л.�. Уманский. Деканом истпеда был А.С. Чернышев, а затем Е.А. Шанин. Факультет довузовской подготовки с самого начала возглавляет доц. Е.�. Дымов. А.С. Чернышев был проректором по Н�Р. Н.Н. Гребеньков сегодня является первым проректором Курского госуниверситета.

А.Н. Лутошкин и Е.А. Шанин заложили творческие основы художественной самодеятельности студентов. Уровень художественного творчества наших студентов, что получил высокую оценку композиторов А. Пахмутовой, Я. Френкеля, поэтов �. Шаферана и Н. Добронравова, которые были гостями кафедры и выступали на сцене вместе со студентами. Некоторые произведения А. Пахмутовой впервые были исполнены не профессиональными артистами, а студентами Курского пединститута.

Кафедра и социальные проблемы

Молодежное движение – традиционный объект научных исследований и непосредственной практической работы психологов. С 1961 года идет эксперимент по работе с социально-одаренными старшеклассниками (лидерами). В 1993 году создана областная служба социальной поддержки молодежи с центрами в гг. Курске, Курчатове и Железногорске. Научный руководитель программы создания службы – доц. Ю.А. Лунев. С 1985 года существует центр молодежных лидеров г. Курска «Вертикаль». Научные руководители – Н.П. Сазонова, Н.А. Шерер и А.А. Чертова

В 1995 г. сотрудниками кафедры был создан центр помощи детям и подросткам из школ-интернатов и детских домов «Летняя деревня содружества детей» (руководитель программы Т.А. Антопольская, руководитель психологической службы С.Г. Елизаров, психологи Н.В. �ванова, В.М. Тарасова). С 1995 г. осуществляется эксперимент по работе с социально-одаренными детьми, входящими в разнообразные творческие объединения, на базе областного молодежного центра «Монолит» (С.Г. Елизаров, С.В. Сарычев, Т.А. Антопольская, руководитель программы – А.П. Трубников). Особенностью эксперимента является работа с постоянными коллективами подростков, членов клубов по интересам.

С 1967 года по 1987 год велась работа с девиантными (трудными) подростками в центре «Романтик» (действовал при кафедре и Дворце пионеров г. Курска). Научными руководителями направления были доценты �.С. Полонский, Н.Н. Гребеньков и В.А.Гребеньков. Они разработали и реализовали программы реабилитации личности молодых правонарушителей на базе Локнянской трудовой колонии. Сейчас кафедра систематически проводит судебно-психологические экспертизы, участвует в психологическом просвещении работников милиции (А.С. Чернышев, А.В. Корнев). Психологизация духовной жизни региона, пропаганда гуманистических ценностей, поворот общественного мнения к человеку (и прежде всего – к ребенку) как ценности ведется через средства массовой информации – газеты «Курская правда», «Молодая гвардия», «Городские известия», радио и телевидение. Только за последние 5 лет в газетах опубликовано свыше 10 статей, состоялось 7 выступлений по радио, а телефильм «Простая и непростая педагогика» стал популярным среди молодежи.

В развитие культуры города Курска свой вклад вносит поэт-психолог Е.А. Шанин – член худсовета филармонии и облдрамтеатра им. А.С. Пушкина. Вместе со студентами психологи в течение ряда лет помогают плодосовхозу «Обоянский».

Сотрудничество с вузами и научными центрами

Наиболее тесно кафедра сотрудничает с �нститутом психологии Российской академии наук по следующим направлениям:

·         совместные научные исследования с сектором социальной психологии (зав. сектором – ведущий научный сотрудник профессор А.Л. Журавлев);

·         участие в работе специализированного Совета по защите докторских диссертаций и в редакционном Совете Психологического журнала (проф. Чернышев А.С.);

·         участие в Совете по защите кандидатских диссертаций (доц. Ю.А Лунев, доц. Т.Л. Крюкова);

·         подготовка аспирантов (доц. Н.Н. Гребеньков);

·         совместное издание монографий и сборников научных трудов.

С психологами Киевского университета и Н�� психологии Украины (А.В. Киричук, О.Б. Белецкая, �.М. Турчанинова, В.Г. Панок, В.П. Казмиренко) разработана Программа мониторинга и Программа помощи «Детям Чернобыля».

Совместно с немецким психологом профессором М. Бауманом опубликована научная работа. Доктор С. Харрис (США) в течение 4-х месяцев принимала участие в эксперименте кафедры. Развиваются научные и учебные связи с вузами г. Курска. На кафедре социологии и социальной работы медицинского университета (зав. каф. доц. Степашов Н.С.) в течение 2-х лет вели преподавательскую работу 8 психологов кафедры. С кафедрой философии технического университета (зав. каф. проф. Кравчук П.Ф.) проведен симпозиум «Личность и творчество» и подготовлена коллективная монография по этой проблеме. В течение ряда лет аспиранты сельхозакадемии (доц. П.В. Лебедчук) и технического университета проходили при кафедре курс «Психология высшей школы». Совместно с профессором технического университета Н.А. Кореневским готовятся аспиранты.

С кафедрой психологии и педагогики Воронежского университета (профессор С.М. Годник, доценты В.�. Хлоповских, Г.�. Якушева, К.М. Гайдар и др.) готовятся совместно книги, монографии, аспиранты. В 2003 году состоялась совместная научная сессия с профессором Д. Смитом (США) по проблемам эксперимента в социальной психологии, по итогам которой заключен договор о научном сотрудничестве.

К началу страницы


 

 

 

 

Hosted by uCoz