А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев "Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии". - Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1999.

Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература

 

ГЛАВА 2.СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ  СРЕД - БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

2.1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД

2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 

2.3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОЦЕДУРА  

2.4. МОТИВАЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ

2.4.1. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К "СОЦИАЛЬНЫМ ОАЗИСАМ"  

2.4.2. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ ВКЛЮЧИТЬСЯ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ   

2.4.3. ОБРАЗ "СОЦИАЛЬНОГО ОАЗИСА" КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ  

ВЫВОДЫ 


2.3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОЦЕДУРА

Комплектование групп стало предметом исследования в отечественной социальной психологии под влиянием практических потребностей в космонавтике, спорте, образовании (15; 16; 37; 41; 60; 66), хотя область применения научных рекомендации по комплектованию малых групп значительно шире.
В ходе экспериментального исследования данной проблемы и на основе применения различных приборов-моделей групповой деятельности определились ее исходные теоретические предпосылки. Во-первых, оптимальное комплектование малых групп невозможно, если исходить только из заранее составленных индивидуальных характеристик (15). Во-вторых, эффективность группы не может быть спрогнозирована по индивидуальным критериям: успешность решения определяется не столько активностью каждого члена группы, сколько характером их взаимодействия (16).
Ф.Д. Горбовым и М.А. Новиковым были предложены следующие принципы группового отбора: а) интегративная оценка группы (взгляд на группу как единый "синтетический организм"); б)соподчиненность (распределение функциональных обязанностей в группе при решении задач, требующих совместных действий всех ее членов); в)психологическая совместимость (общность взглядов, интересов, взаимные положительные установки и т.д.) (15; 16).
Данные принципы нашли свое отражение в исследованиях малых групп (6-12 чел.) школьников и студентов (41; 57) и спортсменов-баскетболистов (38) с использованием аппаратурных методик, моделирующих различные виды (сенсомоторный, перцептивно-логический) совместной деятельности (41; 57). Вместе с тем ряд теоретических и методических проблем ограничил широкое практическое использование полученных научных результатов, и прежде всего - приборов-моделей совместной деятельности, в качестве психологических приемов комплектования групп.
Здесь можно отметить лишь некоторые, наиболее важные ограничения. Во-первых, не состоялось серийное производство и массовое распространение аппаратурных методик среди психологов-практиков. Во-вторых, не завершена валидизация и стандартизация существующих аппаратурных методик (как по предмету, так и по объекту) исследования. В-третьих, существует ограничение на перенос результатов, полученных в лабораторных испытаниях, в реальные условия деятельности групп. Данное ограничение остается также и при комплектовании группы на основании личных симпатий ее членов (22). И, наконец, в -четвертых, практически невозможно применение приборов-моделей для подбора членов малой группы (4-8 чел.) при наличии значительного контингента кандидатов. Так, для комплектования малой группы из пятидесяти претендентов необходимо осуществить огромное число экспериментальных проб.


В связи с вышеперечисленным становится очевидной необходимость разработки нетрадиционного способа использования аппаратурных методик для комплектования групп. Прежде всего, целесообразно изменить порядок их применения: аппаратурные методики следует использовать не до, а после предварительного отбора кандидатов для проверки уровня их готовности к совместным действиям; затем произвести при необходимости коррекцию состава группы, а также социально-психологический тренинг сформированной группы.
Важным в этой связи представляется решение проблемы оптимального сочетания приборов-моделей групповой деятельности с другими методами и приемами отбора кандидатов. В этом направлении в лаборатории психологии Курского педагогического университета разработана и апробирована комплексная методика комплектования молодежных групп.
Теоретическим основанием разработки данной методики, наряду с вышеуказанными, стало положение о социально-психологических механизмах взаимодействия личности и коллектива. Феномен "внедрения личности в коллектив и коллектива в личность" является одним из критериев уровня развития коллектива (47). В наших исследованиях выявлены некоторые социально-психологические механизмы такой связи в сфере организованности коллектива.
Взаимосвязь личности и коллектива реализуется через актуализацию личностных свойств отдельных индивидов в соответствующих организационных свойствах коллектива: направленности активности, единстве действий, самоуправляемости, лидерстве, стрессоустойчивости, межгрупповом единстве. Указанные свойства возникают на базе соответствующих индивидуально-психологических особенностей тех или иных членов группы.
Организационные свойства коллектива, на наш взгляд, определяют направление внутри- и межколлективных процессов через:
а) актуализацию личностных качеств индивидов, полезных для коллектива;
б) сосредоточение активности на тех задачах, которые оказываются главными в данное время или в перспективе.
В качестве социально-психологических механизмов актуализации и включенности выступают ориентировки (организационное самоопределение) личности и оценивание коллективом включенности индивидов в совместную деятельность. Еще А.С. Макаренко установил, что без способности личности и коллектива к ориентировке организация невозможна (37).
По нашим данным, ориентировка личности происходит в ходе сопоставления своих индивидуально-психологических возможностей и организационных свойств (направленности, самоуправляемости и т.д.). В итоге обнаруживаются качества, с помощью которых личность выражает себя, усиливая (укрепляя, обеспечивая и т.д.) то или иное организационное свойство, что очень важно для функционирования коллектива в целом.
Итак, организационные свойства коллектива выступают и ориентиром, и плацдармом для самоопределения личности в соответствии с ее индивидуальностью. Благодаря этому каждый член коллектива получает возможность внести свой вклад в укрепление организованности коллектива и самоутвердиться на этой социально значимой основе.
Механизмы оценивания включенности личности в коллектив тесно связаны с вопросом самосознания самого коллектива. Коллектив оценивает и себя, и своих участников через оценку уровня организационных свойств и вклада каждого индивида в их развитие. Организационные свойства, отражающие процесс жизнедеятельности коллектива, более доступны осознанию, чем статические, скрытые от наблюдения.
Таким образом, коллектив как бы структурирует индивидов по их вкладу в функционирование организационных свойств: одних "не замечают", других считает такими, "без которых коллективу трудно жить". Естественно, что процесс группирования возможен только при достаточно выраженных организационных свойствах; слабое же развитие организационных свойств его затрудняет. В итоге у человека складывается опыт самосознания своей полезности для коллектива (и для своего самовыражения) в рамках соответствующего свойства.
Каждый человек, ранее включенный в организационный коллектив, способен оценить свою организационную роль в будущей группе. Этот процесс облегчается введением соответствующей программы самооценивания. На ее основе выделяются лица, имеющие высокий уровень притязаний на лидерство и готовности включиться в организацию в рамках тех свойств коллектива, которые они желают актуализировать в предстоящей деятельности. Кандидаты с высокой выраженностью данных качеств составляют так называемый "резерв лидеров".
Затем "потенциальные" лидеры оцениваются на приборах-моделях совместной деятельности ("Арке", групповом сенсомоторном интеграторе "ГСИ") с целью выявления их притязаний реальным организаторским возможностям, определения уровня готовности к совместной деятельности, а также формирования навыком совместной работы.
На следующем этапе проводится коррекция состава лидеров и комплектование лидерских активов, которые составляют основу для каждой из будущих групп. Затем осуществляется доукомплектование групп из числа лиц, принимающих участие в отборе на предварительном этапе, и их включение в реальную деятельность. Таким образом, формирование состав группы происходит в ходе реальной совместной деятельности.
В настоящее время в связи с актуальностью проблемы формирования групп идет интенсивный поиск методических приемов их подготовки. Ведущее место среди них занимают активные методы обучения. Однако не всегда возможно их использование на этапе подготовки группы к предстоящей деятельности, например, при ограничении времени на отбор, комплектование и формирование групп. Кроме того, в условиях активных методов обучения недостаточно учитываются и используются процессы самоорганизации, самоформирования группы.


Исходя из понимания лидерства, как социально-психологического механизма интеграции коллектива, его саморазвития, нами предлагается процесс формирования группы осуществлять "изнутри", через стимулирование процесса ее самоформирования (посредством специального отбора лидерского "ядра"). Лица, проявившие готовность к инициативе, повышенной ответственности и обладающие организаторскими способностями, составляют лидерский актив, который, в свою очередь, является основой организационной активности группы.
Лидер, осуществляя организационные функции, оказывают существенное влияние на формирование групповой деятельности, ее направленности. В этой связи представляется целесообразным в процессе комплектования группы включать следующие этапы: а) формирование лидерского актива - "ядра" будущей группы; б) доукомплектование группы до необходимого количества ее членов.
Таким образом, в отличие от существующих традиционных подходов к формированию группы, предусматривающих ведущую роль в этом процессе внешних обучающих и управляющих воздействий, наш подход предполагает приоритет внутренних детерминант развития (лидерское "ядро", организационное самоуправление, готовность включиться в совместную деятельность и т.д.).
Предложенный подход наиболее эффективен в тех видах совместной деятельности, где оптимально сочетаются автономность личности и ее связь с группой.


Методические средства комплектования молодежных групп. В качестве основного методического средства отбора использовалась "Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников", разработанная под руководством Л.И. Уманского (59) и модифицированная нами. Данный методический прием представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в совокупность суждений, отражающих различные проявления активности группы. В социальной психологии используется достаточно большое число признаков для описания и оценки малых групп, однако не достигнуто единство в их классификации, так как не определены основания их выделения и сопоставления.
При подборе качеств нами использована логика многофакторного анализа, отражающая взаимосвязь небольшого числа скрытых фундаментальных свойств с большим числом внешне доступных наблюдению признаков. Таким образом, 6 фундаментальных организационных свойств коллектива (направленность, самоуправляемость, лидерство, единство действий, стрессоустойчивость, межгрупповое единство), включенных в используемую нами "Карту-схему", оценивались с помощью 132 признаков активности группы, сформулированных в виде суждений. Испытуемым предлагалось оценить свой вклад в жизнедеятельность будущей группы согласно следующей инструкции: "Проявлению каких качеств группы и в какой степени Вы могли бы способствовать в Вашем новом коллективе?".
Для выявления соответствия уровня притязаний на лидерство организаторским возможностям личности применялась аппаратурная методика "Арка", моделирующая совместную деятельность группы от 2 до 20 человек (66). Выполнение экспериментальных заданий на приборе, наряду с оценкой организаторских качеств "потенциальных" лидеров создает благоприятные условия для изучения как всей группы в целом, так и отдельных ее членов. Время, затрачиваемое группой на выполнение задачи, как правило, составляет от 40 сек до 2-3 мин. Скорость подбора "кирпичиков" и время их сочленения зависит от мотивационных особенностей (наличие или отсутствие установки на совместную деятельность членов группы).
Программа применения методики отбора и формирования молодежных групп была апробирована в естественном эксперименте на базе Психологического Центра подготовки молодежных лидеров. С ее помощью решалась конкретная практическая задача: комплектование двух групп с различными функциями: первая группа должна была обладать высокой надежностью работы в сложных ситуациях, например, в условиях дефицита времени и средств подготовки мероприятия, вторая - содействовать развитию общелагерного коллектива, его сплочению. Соответственно задача эксперимента заключалась в формировании у членов групп высокого уровня развития следующих организационных свойств: в первой - "стрессоустойчивости", во второй - "межгруппового единства".


Процедура отбора и комплектования молодежных группа включала в себя несколько этапов.
1. Опрос по "Карте-схеме" (в исследовании приняло участие 100 человек).
2. Выделение резерва лидеров-организаторов. В исследовании было выделено 20 человек. Из них - 11 человек имели высокую потребность в усилении организационного свойства "стрессоустойчивость", 9 человек склонялись к усилению организационного свойства "межгрупповое единство".
3. Изучение с помощью "Арки" реальных организаторских возможностей потенциальных лидеров в составе временно скомплектованных группы по 8-10 человек в каждой.
4. Коррекция "лидерского резерва" (отбор лиц, у которых уровень притязаний совпадает с реальными организаторскими умениями). В данном исследовании в резерве осталось 17 человек.
5. Комплектование лидерского актива для каждой из будущих экспериментальных групп. В первую группу включены 9 человек, положительно влияющие на развитие организационного свойства коллектива "стрессоустойчивость", во вторую - 8 человек, способные развивать организационное свойство коллектива "межгрупповое единство".
6. Комплектование контрольной группы и докомплектование экспериментальных групп. Количественный состав групп составил 22-24 человека в каждой. Выравнивание контрольной и экспериментальной групп производилось по принципу рандомизации и попарного отбора.
7. Формирование организационных свойств в экспериментальных группах с помощью как педагогов-руководителей, так и лидеров групп. Педагоги-руководители групп не знали целей и задач этого эксперимента.
В качестве критериев эффективности комплектования группы использовались следующие показатели:
а) в первой экспериментальной группе - успешность совместной деятельности группы; надежность группы в напряженных и обычных ситуациях совместной деятельности; ее организованность;
б) во второй экспериментальной группе - характер групповых ценностей, норм, установок; вклад группы в формирование основного (общелагерного) коллектива, в развитие отношений между первичными коллективами (отрядами), степень и характер активности в межгрупповом взаимодействии.
Для оценки данных показателей использовались метод экспертных оценок, опрос, метод включенного наблюдения и аппаратурные методики.
Остановимся на кратком описании каждой экспериментальной группы после завершения процедуры ее комплектования и формирования необходимых качеств у ее членов.
Первая экспериментальная группа отличалась от контрольной доминированием качеств "стрессоустойчивости" и "лидерства" в структуре ее организационных свойств. Промежуточное положение в структуре свойств группы занимали "направленность" и "единство действий", наименьший удельный вес - "межгрупповое единство" и "самоуправляемость". На каждой из стадий развития группы формируемые свойства "лидерство" и "стрессоустойчивость" возрастали наиболее динамично. Эта группа характеризовалась также более высоким, чем в контрольной, уровнем единства действий и мнений в напряженных и обычных ситуациях (р < 0,05). Более высокая, по сравнению с контрольной, эффективность совместной деятельности первой экспериментальной группы обеспечивалась рядом психологических механизмов: развернутым (на уровне сценария) планированием совместной деятельности; специфическим лидерством и др. Для этой группы была характерна большая гибкость в выборе стратегии совместной деятельности, а также в ее функциональном плане.
Из 8 человек, отобранных во вторую экспериментальную группу в качестве лидерского актива, реально проявили себя как лидеры шесть человек. Они сумели утвердить свой авторитет и уменьшить влияние претендующих на лидерские позиции двух "ветеранов" лагеря, которые своим артистизмом, раскованностью и энергией снискали себе большую популярность.
В этой группе сложились три группировки на основе дружеской привязанности, в каждой из которых были представлены отобранные нами лидеры. Группировки различались по степени активности, интересам, но всех их объединяли общие групповые ценности: стремление к созданию дружеской, веселой атмосферы в лагере; повышение престижа лагеря; межгрупповое товарищество; стремление к активному общению и взаимодействию с другими группами.
Большинство членов этой группы с большим желанием участвовали в общелагерных мероприятиях. Причем собственные неудачи группы, например, в публичных выступлениях не снижали активности ее членов. В межгрупповых соревнованиях, конкурсах группа ценила не столько результат, сколько участие в них.
Общий настрой группы на развитие межгрупповых отношений, а не на результат деятельности во многом объясняет ее не очень удачные выступления. В соревнованиях группе не хватало "бойцовских" качеств, она готова была уступить, если ее успех способствовал обострению отношений с другими коллективами.
Несмотря на то, что отношения внутри второй экспериментальной группы складывались непросто (в частности, существовали определенные трения между ее группировками), члены группы не замыкались на этом. Главной целью пребывания в лагере члены этой группы считали налаживание дружеских отношений с другими группами. В целом вторая группа сыграла важную консолидирующую роль в формировании общелагерного коллектива. Уровень развития организационного свойства "межгрупповое единство" в экспериментальной группе оказался выше, чем в контрольной группе (р<0,05).
Таким образом, лидерскому активу обеих экспериментальных групп удалось распространить свое влияние на весь коллектив, добиться принятия своих ведущих норм и ценностей для большинства ее членов.
Полученные результаты подтвердили перспективность разработанной методики для отбора и комплектования молодежных групп.
Данный подход наиболее эффективен в тех условиях совместной деятельности, которые обеспечивает личности широкие возможности проявления инициативы, творчества, самореализации и, прежде всего, в развивающих социальных средах.


Оглавление Введение Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Заключение Литература


 

Hosted by uCoz