Оглавление | Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Литература |
ГЛАВА 2.СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД - БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД
2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОЦЕДУРА
2.4. МОТИВАЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ
2.4.1. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К "СОЦИАЛЬНЫМ ОАЗИСАМ"
2.4.3. ОБРАЗ "СОЦИАЛЬНОГО ОАЗИСА" КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ
2.3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОЦЕДУРА
Комплектование
групп стало предметом исследования
в отечественной социальной
психологии под влиянием
практических потребностей в
космонавтике, спорте, образовании (15;
16; 37; 41; 60; 66), хотя область применения
научных рекомендации по
комплектованию малых групп
значительно шире.
В ходе экспериментального
исследования данной проблемы и на
основе применения различных
приборов-моделей групповой
деятельности определились ее
исходные теоретические
предпосылки. Во-первых, оптимальное
комплектование малых групп
невозможно, если исходить только из
заранее составленных
индивидуальных характеристик (15).
Во-вторых, эффективность группы не
может быть спрогнозирована по
индивидуальным критериям:
успешность решения определяется не
столько активностью каждого члена
группы, сколько характером их
взаимодействия (16).
Ф.Д. Горбовым и М.А. Новиковым были
предложены следующие принципы
группового отбора: а) интегративная
оценка группы (взгляд на группу как
единый "синтетический организм");
б)соподчиненность (распределение
функциональных обязанностей в
группе при решении задач, требующих
совместных действий всех ее членов);
в)психологическая совместимость (общность
взглядов, интересов, взаимные
положительные установки и т.д.) (15; 16).
Данные принципы нашли свое
отражение в исследованиях малых
групп (6-12 чел.) школьников и
студентов (41; 57) и спортсменов-баскетболистов
(38) с использованием аппаратурных
методик, моделирующих различные
виды (сенсомоторный, перцептивно-логический)
совместной деятельности (41; 57).
Вместе с тем ряд теоретических и
методических проблем ограничил
широкое практическое
использование полученных научных
результатов, и прежде всего -
приборов-моделей совместной
деятельности, в качестве
психологических приемов
комплектования групп.
Здесь можно отметить лишь
некоторые, наиболее важные
ограничения. Во-первых, не
состоялось серийное производство и
массовое распространение
аппаратурных методик среди
психологов-практиков. Во-вторых, не
завершена валидизация и
стандартизация существующих
аппаратурных методик (как по
предмету, так и по объекту)
исследования. В-третьих, существует
ограничение на перенос результатов,
полученных в лабораторных
испытаниях, в реальные условия
деятельности групп. Данное
ограничение остается также и при
комплектовании группы на основании
личных симпатий ее членов (22). И,
наконец, в -четвертых, практически
невозможно применение приборов-моделей
для подбора членов малой группы (4-8
чел.) при наличии значительного
контингента кандидатов. Так, для
комплектования малой группы из
пятидесяти претендентов
необходимо осуществить огромное
число экспериментальных проб.
В связи с
вышеперечисленным становится
очевидной необходимость
разработки нетрадиционного
способа использования
аппаратурных методик для
комплектования групп. Прежде всего,
целесообразно изменить порядок их
применения: аппаратурные методики
следует использовать не до, а после
предварительного отбора
кандидатов для проверки уровня их
готовности к совместным действиям;
затем произвести при необходимости
коррекцию состава группы, а также
социально-психологический тренинг
сформированной группы.
Важным в этой связи представляется
решение проблемы оптимального
сочетания приборов-моделей
групповой деятельности с другими
методами и приемами отбора
кандидатов. В этом направлении в
лаборатории психологии Курского
педагогического университета
разработана и апробирована
комплексная методика
комплектования молодежных групп.
Теоретическим основанием
разработки данной методики,
наряду с вышеуказанными, стало
положение о социально-психологических
механизмах взаимодействия
личности и коллектива. Феномен "внедрения
личности в коллектив и коллектива в
личность" является одним из
критериев уровня развития
коллектива (47). В наших
исследованиях выявлены некоторые
социально-психологические
механизмы такой связи в сфере
организованности коллектива.
Взаимосвязь личности и коллектива
реализуется через актуализацию
личностных свойств отдельных
индивидов в соответствующих
организационных свойствах
коллектива: направленности
активности, единстве действий,
самоуправляемости, лидерстве,
стрессоустойчивости, межгрупповом
единстве. Указанные свойства
возникают на базе соответствующих
индивидуально-психологических
особенностей тех или иных членов
группы.
Организационные свойства
коллектива, на наш взгляд,
определяют направление внутри- и
межколлективных процессов через:
а) актуализацию личностных
качеств индивидов, полезных для
коллектива;
б) сосредоточение активности на тех
задачах, которые оказываются
главными в данное время или в
перспективе.
В качестве социально-психологических
механизмов актуализации и
включенности выступают
ориентировки (организационное
самоопределение) личности и
оценивание коллективом
включенности индивидов в
совместную деятельность. Еще А.С.
Макаренко установил, что без
способности личности и коллектива
к ориентировке организация
невозможна (37).
По нашим данным, ориентировка
личности происходит в ходе
сопоставления своих индивидуально-психологических
возможностей и организационных
свойств (направленности,
самоуправляемости и т.д.). В итоге
обнаруживаются качества, с помощью
которых личность выражает себя,
усиливая (укрепляя, обеспечивая и т.д.)
то или иное организационное
свойство, что очень важно для
функционирования коллектива в
целом.
Итак, организационные свойства
коллектива выступают и ориентиром,
и плацдармом для самоопределения
личности в соответствии с ее
индивидуальностью. Благодаря этому
каждый член коллектива получает
возможность внести свой вклад в
укрепление организованности
коллектива и самоутвердиться на
этой социально значимой основе.
Механизмы оценивания
включенности личности в коллектив тесно
связаны с вопросом самосознания
самого коллектива. Коллектив
оценивает и себя, и своих
участников через оценку уровня
организационных свойств и вклада
каждого индивида в их развитие.
Организационные свойства,
отражающие процесс
жизнедеятельности коллектива,
более доступны осознанию, чем
статические, скрытые от наблюдения.
Таким образом, коллектив как бы
структурирует индивидов по их
вкладу в функционирование
организационных свойств: одних "не
замечают", других считает такими,
"без которых коллективу трудно
жить". Естественно, что процесс
группирования возможен только при
достаточно выраженных
организационных свойствах; слабое
же развитие организационных
свойств его затрудняет. В итоге у
человека складывается опыт
самосознания своей полезности для
коллектива (и для своего
самовыражения) в рамках
соответствующего свойства.
Каждый человек, ранее включенный в
организационный коллектив,
способен оценить свою
организационную роль в будущей
группе. Этот процесс облегчается
введением соответствующей
программы самооценивания. На ее
основе выделяются лица, имеющие
высокий уровень притязаний на
лидерство и готовности включиться
в организацию в рамках тех свойств
коллектива, которые они желают
актуализировать в предстоящей
деятельности. Кандидаты с высокой
выраженностью данных качеств
составляют так называемый "резерв
лидеров".
Затем "потенциальные" лидеры
оцениваются на приборах-моделях
совместной деятельности ("Арке",
групповом сенсомоторном
интеграторе "ГСИ") с целью
выявления их притязаний реальным
организаторским возможностям,
определения уровня готовности к
совместной деятельности, а также
формирования навыком совместной
работы.
На следующем этапе проводится
коррекция состава лидеров и
комплектование лидерских активов,
которые составляют основу для
каждой из будущих групп. Затем
осуществляется доукомплектование
групп из числа лиц, принимающих
участие в отборе на
предварительном этапе, и их
включение в реальную деятельность.
Таким образом, формирование состав
группы происходит в ходе реальной
совместной деятельности.
В настоящее время в связи с
актуальностью проблемы
формирования групп идет
интенсивный поиск методических
приемов их подготовки. Ведущее
место среди них занимают активные
методы обучения. Однако не всегда
возможно их использование на этапе
подготовки группы к предстоящей
деятельности, например, при
ограничении времени на отбор,
комплектование и формирование
групп. Кроме того, в условиях
активных методов обучения
недостаточно учитываются и
используются процессы
самоорганизации, самоформирования
группы.
Исходя из
понимания лидерства, как социально-психологического
механизма интеграции коллектива,
его саморазвития, нами
предлагается процесс формирования
группы осуществлять "изнутри",
через стимулирование процесса ее
самоформирования (посредством
специального отбора лидерского "ядра").
Лица, проявившие готовность к
инициативе, повышенной
ответственности и обладающие
организаторскими способностями,
составляют лидерский актив,
который, в свою очередь, является
основой организационной
активности группы.
Лидер, осуществляя организационные
функции, оказывают существенное
влияние на формирование групповой
деятельности, ее направленности. В
этой связи представляется
целесообразным в процессе
комплектования группы включать
следующие этапы: а) формирование
лидерского актива - "ядра"
будущей группы; б)
доукомплектование группы до
необходимого количества ее членов.
Таким образом, в отличие от
существующих традиционных
подходов к формированию группы,
предусматривающих ведущую роль в
этом процессе внешних обучающих и
управляющих воздействий, наш
подход предполагает приоритет
внутренних детерминант развития (лидерское
"ядро", организационное
самоуправление, готовность
включиться в совместную
деятельность и т.д.).
Предложенный подход наиболее
эффективен в тех видах совместной
деятельности, где оптимально
сочетаются автономность личности и
ее связь с группой.
Методические
средства комплектования
молодежных групп. В качестве
основного методического средства
отбора использовалась "Карта-схема
психолого-педагогической
характеристики группы школьников",
разработанная под руководством Л.И.
Уманского (59) и модифицированная
нами. Данный методический прием
представляет собой пятибалльную
шкалу, вмонтированную в
совокупность суждений, отражающих
различные проявления активности
группы. В социальной психологии
используется достаточно большое
число признаков для описания и
оценки малых групп, однако не
достигнуто единство в их
классификации, так как не
определены основания их выделения
и сопоставления.
При подборе качеств нами
использована логика
многофакторного анализа,
отражающая взаимосвязь небольшого
числа скрытых фундаментальных
свойств с большим числом внешне
доступных наблюдению признаков.
Таким образом, 6 фундаментальных
организационных свойств
коллектива (направленность,
самоуправляемость, лидерство,
единство действий,
стрессоустойчивость, межгрупповое
единство), включенных в
используемую нами "Карту-схему",
оценивались с помощью 132 признаков
активности группы,
сформулированных в виде суждений.
Испытуемым предлагалось оценить
свой вклад в жизнедеятельность
будущей группы согласно следующей
инструкции: "Проявлению каких
качеств группы и в какой степени Вы
могли бы способствовать в Вашем
новом коллективе?".
Для выявления соответствия уровня
притязаний на лидерство
организаторским возможностям
личности применялась аппаратурная
методика "Арка", моделирующая
совместную деятельность группы от 2
до 20 человек (66). Выполнение
экспериментальных заданий на
приборе, наряду с оценкой
организаторских качеств "потенциальных"
лидеров создает благоприятные
условия для изучения как всей
группы в целом, так и отдельных ее
членов. Время, затрачиваемое
группой на выполнение задачи, как
правило, составляет от 40 сек до 2-3
мин. Скорость подбора "кирпичиков"
и время их сочленения зависит от
мотивационных особенностей (наличие
или отсутствие установки на
совместную деятельность членов
группы).
Программа применения методики
отбора и формирования молодежных
групп была апробирована в
естественном эксперименте на базе
Психологического Центра
подготовки молодежных лидеров. С ее
помощью решалась конкретная
практическая задача:
комплектование двух групп с
различными функциями: первая
группа должна была обладать
высокой надежностью работы в
сложных ситуациях, например, в
условиях дефицита времени и
средств подготовки мероприятия,
вторая - содействовать развитию
общелагерного коллектива, его
сплочению. Соответственно задача
эксперимента заключалась в
формировании у членов групп
высокого уровня развития следующих
организационных свойств: в первой -
"стрессоустойчивости", во
второй - "межгруппового единства".
Процедура
отбора и комплектования молодежных
группа включала в себя
несколько этапов.
1. Опрос по "Карте-схеме" (в
исследовании приняло участие 100
человек).
2. Выделение резерва лидеров-организаторов.
В исследовании было выделено 20
человек. Из них - 11 человек имели
высокую потребность в усилении
организационного свойства "стрессоустойчивость",
9 человек склонялись к усилению
организационного свойства "межгрупповое
единство".
3. Изучение с помощью "Арки"
реальных организаторских
возможностей потенциальных
лидеров в составе временно
скомплектованных группы по 8-10
человек в каждой.
4. Коррекция "лидерского резерва"
(отбор лиц, у которых уровень
притязаний совпадает с реальными
организаторскими умениями). В
данном исследовании в резерве
осталось 17 человек.
5. Комплектование лидерского актива
для каждой из будущих
экспериментальных групп. В первую
группу включены 9 человек,
положительно влияющие на развитие
организационного свойства
коллектива "стрессоустойчивость",
во вторую - 8 человек, способные
развивать организационное
свойство коллектива "межгрупповое
единство".
6. Комплектование контрольной
группы и докомплектование
экспериментальных групп.
Количественный состав групп
составил 22-24 человека в каждой.
Выравнивание контрольной и
экспериментальной групп
производилось по принципу
рандомизации и попарного отбора.
7. Формирование организационных
свойств в экспериментальных
группах с помощью как педагогов-руководителей,
так и лидеров групп. Педагоги-руководители
групп не знали целей и задач этого
эксперимента.
В качестве критериев
эффективности комплектования
группы использовались
следующие показатели:
а) в первой экспериментальной
группе - успешность совместной
деятельности группы; надежность
группы в напряженных и обычных
ситуациях совместной деятельности;
ее организованность;
б) во второй экспериментальной
группе - характер групповых
ценностей, норм, установок; вклад
группы в формирование основного (общелагерного)
коллектива, в развитие отношений
между первичными коллективами (отрядами),
степень и характер активности в
межгрупповом взаимодействии.
Для оценки данных показателей
использовались метод экспертных
оценок, опрос, метод включенного
наблюдения и аппаратурные методики.
Остановимся на кратком описании
каждой экспериментальной группы
после завершения процедуры ее
комплектования и формирования
необходимых качеств у ее членов.
Первая экспериментальная группа
отличалась от контрольной
доминированием качеств "стрессоустойчивости"
и "лидерства" в структуре ее
организационных свойств.
Промежуточное положение в
структуре свойств группы занимали
"направленность" и "единство
действий", наименьший удельный
вес - "межгрупповое единство" и
"самоуправляемость". На каждой
из стадий развития группы
формируемые свойства "лидерство"
и "стрессоустойчивость"
возрастали наиболее динамично. Эта
группа характеризовалась также
более высоким, чем в контрольной,
уровнем единства действий и мнений
в напряженных и обычных ситуациях (р
< 0,05). Более высокая, по сравнению с
контрольной, эффективность
совместной деятельности первой
экспериментальной группы
обеспечивалась рядом
психологических механизмов:
развернутым (на уровне сценария)
планированием совместной
деятельности; специфическим
лидерством и др. Для этой группы
была характерна большая гибкость в
выборе стратегии совместной
деятельности, а также в ее
функциональном плане.
Из 8 человек, отобранных во вторую
экспериментальную группу в
качестве лидерского актива,
реально проявили себя как лидеры
шесть человек. Они сумели утвердить
свой авторитет и уменьшить влияние
претендующих на лидерские позиции
двух "ветеранов" лагеря,
которые своим артистизмом,
раскованностью и энергией снискали
себе большую популярность.
В этой группе сложились три
группировки на основе дружеской
привязанности, в каждой из которых
были представлены отобранные нами
лидеры. Группировки различались по
степени активности, интересам, но
всех их объединяли общие групповые
ценности: стремление к созданию
дружеской, веселой атмосферы в
лагере; повышение престижа лагеря;
межгрупповое товарищество;
стремление к активному общению и
взаимодействию с другими группами.
Большинство членов этой группы с
большим желанием участвовали в
общелагерных мероприятиях. Причем
собственные неудачи группы,
например, в публичных выступлениях
не снижали активности ее членов. В
межгрупповых соревнованиях,
конкурсах группа ценила не столько
результат, сколько участие в них.
Общий настрой группы на развитие
межгрупповых отношений, а не на
результат деятельности во многом
объясняет ее не очень удачные
выступления. В соревнованиях
группе не хватало "бойцовских"
качеств, она готова была уступить,
если ее успех способствовал
обострению отношений с другими
коллективами.
Несмотря на то, что отношения
внутри второй экспериментальной
группы складывались непросто (в
частности, существовали
определенные трения между ее
группировками), члены группы не
замыкались на этом. Главной целью
пребывания в лагере члены этой
группы считали налаживание
дружеских отношений с другими
группами. В целом вторая группа
сыграла важную консолидирующую
роль в формировании общелагерного
коллектива. Уровень развития
организационного свойства "межгрупповое
единство" в экспериментальной
группе оказался выше, чем в
контрольной группе (р<0,05).
Таким образом, лидерскому активу
обеих экспериментальных групп
удалось распространить свое
влияние на весь коллектив, добиться
принятия своих ведущих норм и
ценностей для большинства ее
членов.
Полученные результаты подтвердили
перспективность разработанной
методики для отбора и
комплектования молодежных групп.
Данный подход наиболее эффективен
в тех условиях совместной
деятельности, которые обеспечивает
личности широкие возможности
проявления инициативы, творчества,
самореализации и, прежде всего, в
развивающих социальных средах.
Оглавление | Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Литература |