В начале следующего тысячелетия областной школе молодежных лидеров (ОШМЛ) «Комсорг» исполнится 40 лет. Воспитание лидеров коллектива, формирование организаторских качеств у старшеклассников, раскрытие возможностей личности в условиях социально значимой деятельности - достижение этих целей было смыслом работы педагогического коллектива «Комсорга» все эти годы.
Выпускниками ОШМЛ стали почти 20 тысяч молодежных лидеров, среди которых крупные организаторы различных сфер общественной жизни.
Несмотря на то, что в последнее десятилетие в нашей стране произошли глобальные изменения в социально-политической жизни, идеи, давшие «Комсоргу» жизнь, методы исследования, формы работы, общая структура организации, определенные в 60-х- 70-х годах профессором Л. И. Уманским и его учениками А. С. Чернышевым, А. Н. Лутошкиным, Е. А. Шаниным, Е. И. Дымовым, Е. И. Тимощуком, Л. И. Акатовым, А. С. Крикуновым, В. Я. Подорогой остаются жизненно важными для развития молодежных коллективов.
В данной статье рассматривается опыт изучения организаторской деятельности старшеклассников и развития их лидерских качеств путем естественного и формирующего эксперимента в условиях ОШМЛ «Комсорг» 80-х-90-х годов.
Успешная работа шефа-инструктора ОШМЛ невозможна без знания основ психологии и педагогики, понимания специфики организаторской работы в системе управления коллективом. Именно поэтому книги Л.И. Уманского «Психология организаторской деятельности школьников», «Организаторские способности и их развитие», А.Н. Лутошкина «Как вести за собой» являются основными учебными пособиями молодежных лидеров в «Комсорге».
Не случайно темой №1 семинарских занятий во всех подразделениях (отрядах) на летних стационарных сборах всегда остается тема «Правила организаторской работы» (по книгам Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина)- только при условии усвоения комсоргами и шефами-инструкторами школы правил совместной деятельности в коллективе из 300 человек на стационарных сборах может возникнуть благоприятная социальная среда, в которой и произойдет становление личности лидеров.
Такая социальная среда появляется и становится важным воспитательным и обучающим фактором воздействия на личность ребенка при соблюдении следующих условий :
1. наличие сложной организационной структуры взаимоотношений внутри коллектива ОШМЛ на стационарных сборах (институты власти, органы самоуправления, сводные отряды);
2. осознание всеми членами коллектива целевых установок на смену, на тематический день, на конкретное мероприятие.;
3. создание творческой атмосферы, осознание детьми своего «авторства» в ходе реализации программы смены;
4. наличие общественно значимой, педагогически и психологически обусловленной программы деятельности на смену;
5. создание благоприятного микроклимата внутри коллектива, межличностных и межгрупповых отношений, основанных на высоких ценностных ориентирах.
Особенностью деятельности педагогического отряда шефов-инструкторов «Товарищ» является воплощение данных условий создания благоприятной социальной среды через проведение педагогических мероприятий, коллективно-творческих дел (КТД), объединенных в тематические дни (ТД) или тематические блоки (ТБ).
Причем ведущим принципом создания ТД в «Комсорге» становятся не столько формальный принцип единства дел по тематике (так в «Дне Англии»: «Прибытие королевы Виктории» – утренняя линейка, «Уэмбли» – зарядка, «Парламент» – деловая игра, «Британский музей» – семинарские занятия по истории искусств и т.д.), сколько принцип функциональной направленности мероприятий дня в зависимости от целей и задач смены.
Чаще в практике педагогического коллектива использовались ТД комплексной функциональной направленности. До введения в структуру летних стационарных сборов системы тематических блоков тематический день был оптимальной формой проведения исследовательских экспериментов в условиях ОШМЛ «Комсорг». Рассмотрим опыт проведения естественного и формирующего экспериментов на примере ТД «Пятый элемент» (стационарные сборы ОШМЛ «Комсорг» «Лето-98» пятый день смены). ТД создан по мотивам известного фильма Л. Бессона.
ДНЕВКА: 7-30 - тематический подъем, зарядка, военизированная игра – «Война с Зоргом» – развлекательное мероприятие, по своей сути – естественный эксперимент. Задача лидеров – привести свои отряды в «боевую готовность», вывести их к месту проведения игры-зарядки на опушке леса, организовать работу отряда по установлению месторасположения условного противника, его пленению, сбору трофеев. Роль армии «условного противника» играют семь человек из шефского отряда, трофеями являются звезды, вырезанные из цветной бумаги. За ходом игры наблюдают ее организаторы (шефы-инструкторы ОШМЛ), оценивая работу лидеров команд по следующей схеме (табл. 1):
Таблица 1
Схема оценки лидеров команд
Отряд | - «Эльтарон» |
Лидеры | -Максим И., Сергей К., Дмитрий С. |
Время выхода на исходную позицию | - 7-35 (Третье место) |
Количество взятых в плен | - 4 (Первое место) |
Количество трофеев | - 12 (Второе место) |
Работа лидеров (по системе+ - хорошо, = - удовлетворительно, - - плохо) | Подъем отряда: Максим И. - +, Сергей К. - =, Дмитрий С. - + |
|
Выход на исходную позицию: Максим И. - +, Сергей К. - +, Дмитрий С. - = |
|
Организация «боевых действий» (распределение отряда на пленение Армии Зорга и сбор трофеев): Максим И. - +, Сергей К. - +, Дмитрий С. - = |
К каждому отряду был приставлен независимый наблюдатель. Критериями оценки действий лидеров были результативность отряда (Время выхода к месту, количество «пленных» и «трофеев» по сравнению с другими отрядами), умение настроить отряд на игру, правильно распределить силы коллектива по ходу мероприятия.
Отряд «Эльтарон» обладал наиболее сильными лидерами, способными в нужный момент заменить друг друга, поэтому в равных условия с другими отрядами стал первым в утреннем мероприятии «Война с Зоргом».
10-00 – Тематическая линейка «Спасение Лилу» (познавательно-развлекательное мероприятие).
Ведет линейку авторская группа ТД. Комсорги и шефы-инструкторы узнают дневку, поздравляют победителей «Войны с Зоргом». Творческий момент линейки - сцена спасения Лилу из фильма «Пятый элемент», разыгранная творческой группой комсоргов, - создает общий эмоциональный настрой участников дела.
10-30 – маршрутная игра (см. ниже) «Раздельный старт». (По сути мероприятие является формирующим экспериментом). Отряды уходят на «трассу» соревнований по очереди с интервалом в две минуты. «Трасса» – дистанция, по которой двигаются отряды – расположена в лесу, расстояние между этапами – 300 м. Побеждает в игре отряд, быстрее всех преодолевший дистанцию и набравший меньшее количество штрафных секунд. На каждом этапе находятся двое инструкторов. Один выполняет функцию судьи – учитывает время, соблюдение правил работы, второй является наблюдателем, его задача – фиксировать работу команды по схеме (табл. 2):
Таблица 2
Схема наблюдения за работой команды
Название отряда | Например, «Витязь» |
Эмоциональное состояние отряда на этапе | Оптимистическое, напряженное, равнодушное, подавленное |
Лидеры отряда на этапе | Ф.И., в чем проявилась организаторская роль |
Дезорганизаторы | Ф.И., в чем проявилась дезорганизаторская роль |
Особые отметки | Конфликты, неординарные случаи |
1-Й ЭТАП. «КИНО-ЛОТО» (познавательный конкурс – формирующий эксперимент). На картонном листе написаны десять названий кинофильмов, являющихся общепризнанными шедеврами кинематографии. Отряды получают десять карточек с фамилиями киноактеров, снимавшихся в этих фильмах. Задача отрядов – правильно разложить карточки с фамилиями актеров на соответствующие названия фильмов. Например:
Карточка №1 | П. Луспекаев | «Белое солнце пустыни» | |
А. Кузнецов | |||
С. Мишулин |
Карточка №2 | А.Абдулов | «Обыкновенное чудо» | |
О.Янковский | |||
Е.Леонов, Ю.Соломин |
и т.д.
Лучше других прошел этап отряд «Логос». Его лидером на этапе «Кинолото» стал ранее, в течение первых четырех дней смены, ничем в организаторской работе себя не проявивший Павел Н. Его знание киноискусства позволило ему правильно организовать деятельность отряда: он взял на себя бремя ответственности за выступление команды отряда на этапе, привлек к работе комсоргов, компетентных в этой области знаний, своим поведением Павел снял с отряда нервозное состояние, которое началось на старте этапа, когда обычные лидеры отряда не справились со спецификой задания.
После игры на аналитическом семинаре по итогам ТД «Пятый элемент» шефы-инструкторы в своих отрядах записали с детьми названия фильмов-атрибутов игры «Кино-лото», коротко рассказали о них, посоветовали их обязательно посмотреть. Проведение данной игры позволило не только узнать отряд как коллектив, но и сформировать определенный ценностный уровень у подростков-участников игры.
2 ЭТАП «МОНЕТА» (ПОДВИЖНЫЙ КОНКУРС - ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.) В конкурсе участвует 11 человек от отряда. Десять игроков и один руководитель (лидер). Лидер команды получает письменное задание:
1. Построить команду в одну шеренгу.
2. Игрокам необходимо опустить руки, согнуть их в локтях, ладони повернуть кверху, положить ладонь правой руки на левую ладонь руки соседа справа.
Лидер организует выполнение этих команд. В правую ладонь крайнего справа игрока в шеренге опускается монета. По сигналу лидера монету необходимо доставить к крайнему игроку слева, перемещая её только движениями правой руки играющих. Конкурс проходит дважды, вторая попытка – зачетная. После первой, пробной, лидер вносит коррективы в действия своей команды. Затем конкурс «Монета» повторяется два раза, но уже с передающей левой рукой. Перемещение игроков производит лидер команды.
На этапе «Монета» лучше всех выступил отряд «Ровесник». Его комсорги понимали друг друга с полуслова. Лидер – Оксана К. – была предельно спокойна, давала команды громко, понятно. Худший результат показал отряд «Мы». Его лидер – Евгений Ш.- не справился с волнением, вносил в действия команды неточные коррективы. В итоге в отряде возникла напряженная ситуация, потребовавшая вмешательства ведущих этап шефов – инструкторов. (На семинаре – анализе тематического дня «Пятый элемент» в отряде «Мы» данная ситуация была разобрана по правилам организаторской работы, конфликт был сглажен.)
3, 5, 7 ЭТАПЫ МАРШРУТНОЙ ИГРЫ «Раздельный старт» – «Фотография 9х12», «Круговорот пословиц», «Четвертый лишний» – представляли собой по сути формирующий эксперимент. 4, 6, 8 ЭТАПЫ ИГРЫ – «Викинги», «Классики», «Рейнджер» – естественный эксперимент.
В маршрутной игре «Раздельный старт» победила команда отряда «Витязь», чьи лидеры совершили меньшее количество ошибок, а отряд показал себя как сплоченный коллектив, способный в напряженных игровых ситуациях поддерживать оптимистическое настроение, заменять в случае необходимости основных лидеров дублерами.
16-00 – отрядные аналитические семинары «Разбор полетов». Проходят в форме деловой игры по итогам прошедших мероприятий ТД. В роли экспертов на деловой игре – инструктор отряда, методист ОШМЛ.
1 часть. В беседе комсорги вспоминают прошедшие мероприятия дня, записывают их сжатый сценарный план.
2 часть. Каждый отряд разделяются на три микрогруппы по пять - шесть человек в каждой. Лидеры микрогрупп – командир отряда и его заместители.
3 часть. Микрогруппы готовят отчет о действиях отряда в проведенных мероприятиях, основываясь на правилах организаторской работы А.Н. Лутошкина (по четыре правила на микрогруппу). Время на подготовку отчетов – десять минут.
4 часть. Микрогруппы по очереди предоставляют отчеты о проделанной работе.
Первая группа. (Схема отчета: усвоение и ознакомление отряда с задачами мероприятий ТД – принятие коллективного решения – определение временных и пространственных условий действий отряда.)
Вторая группа. (Схема отчета: распределение обязанностей между членами коллектива – определение формы организации – внутренняя координация и взаимосвязь – обеспечение внешних связей.)
Третья группа. (Схема отчета: учет результатов – контроль лидеров за выполнением задач – перегруппировка сил, средств, необходимое перепланирование – работа по завершению выполнения задач ТД.)
Время для отчета команд – 3 минуты. После каждого выступления – отчета – остальные две микрогруппы выполняют функции оппонентов, задают вопросы, уточняют услышанную информацию.
5 часть. Ведущий игры и методист ОШМЛ подводят итоги семинара, указывают на сильные и слабые стороны работы отряда в мероприятиях ТД, дают рекомендации по преодолению ошибок.
6 часть. На педагогическом совете ОШМЛ подводятся итоги аналитического семинара как деловой игры и формирующего эксперимента: оценивается работа лидеров и коллективов, прослеживается рост личностных и групповых характеристик.
Сценарий ТД «Пятый элемент» – разработан автором этой статьи совместно с членами разработка молодежного клуба «Подкова – С» из г. Суджи. Сегодня создатели этого мероприятия – студенты КГПУ: Дмитрий Самбуров (ХГФ), Вадим Бреев, Дмитрий Булахов,(исторический факультет), Елена Горбачева (ПиМНО), Алексей Евглевский(отделение «Менеджмент в социальной сфере»).
На вопрос корреспондента пресс-центра ОШМЛ «Почему Вы назвали день «Пятый элемент»?» Д. Самбуров ответил так:
«В фильме Люка Бессона четыре элемента: огонь, вода, ветер, земля, объединенные пятым – любовью, спасли человечество. В нашем дне пятый, объединяющий элемент тот же – любовь, любовь к жизни, к её высоким ценностям: доброте, культуре, красоте… А остальные четыре элемента в «Комсорге»: вера, сила духа и сила тела, разум, дружба… Эти пять элементов могут считаться формулой нашего успеха».
Тематический день «Пятый элемент» был завершен музыкально-литературной композицией «Тайны бытия» и общим комсорговским кругом у костра. День по результатам опроса социологической службы ОШМЛ признали лучшим по итогам смены 74 % опрошенных.
ТД – атрибут план-сетки, программы любого летнего лагеря, оздоровительного или профильного центра. В начале 90-х годов в результате совместной деятельности психологической лаборатории КГПУ и педагогического коллектива ОШМЛ был создан принципиально новый прием формирования программы деятельности летних стационарных сборов. Этот прием получил название «тематический блок» (ТБ). ТБ – это объединение нескольких дней смены в зависимости от целей и задач данного хронологического этапа смены, общей функциональной направленности данного этапа.
Таблица 3
Соотношение тематических блоков с решением воспитательных задач
Тематические блоки |
№1 «Становление» (оргпериод) |
№2 «Созидание» |
№3 «Пауза» |
№4 «Продолжение» |
№5 «Итоги» |
Дни смены |
1 2 3 4 |
5 6 7 8 |
9 10 |
11 12 13 14 |
15 16 17 18 |
Главные задачи
тематического блока |
Формирование
первичных коллективов,
институтов власти
стационарных сборов, сводных
отрядов |
Развитие отрядных
отношений, становление
гармоничных коллективов,
устранение корпоративных
проявлений, формирование
макроколлектива |
Осмысление
пройденного пути,
релаксационные программы,
коррекционная деятельность |
Развитие единого
коллектива смены, воздействие
через него на личностный рост
лидеров. Создание авторских
проектов |
«Итоговый анализ –
залог успешной работы в
дальнейшем» (12-е правило
оргработы А.Н. Лутошкина).
Проведение крупномасштабных
воспитательно-обучающих акций |
Если ТД готовит, отвечает за его проведение, один инструктор ОШМЛ, то ТБ находится в разработке у авторского коллектива – микрогруппы из трех-четырех человек, что существенно расширяет творческие, организационные возможности по подготовке КТД, педагогических мероприятий, составляющих ТБ. Кроме того, наличие ТБ в программе стационарных сборов дает возможность для гармоничного чередования форм работы, естественных и формирующих экспериментов. Программа смены, состоящая из ТБ, позволяет наиболее полно воплотить принцип единства изучения особенности личности ребенка и его воспитания и обучения.
При разработке и проведении экспериментальных форм работы необходимо учитывать конкретные цели и задачи, специфику соответствующего эксперименту ТБ.
Если план-сетка, программа восемнадцатидневной смены, состоящая из ТД, сравнима с поездом из 18 вагонов (а перемещение по поезду, даже стоящему на месте, дело не самое легкое), то ТБ – сам по себе «вагон поезда». И смена состоит уже не из 18 отдельных частей, а из 5. На «стыках» ТБ (4, 8, 14 дни сборов) проводятся спецсеминары по повторению «пройденного материала», что обеспечивает более плавное прохождение по смене (сборам) отрядов и каждого из комсоргов ОШМЛ.
Большинство КТД блока относятся к экспериментальному методу изучение организаторской деятельности старшеклассников. Чаще всего такие КТД являются маршрутными играми. Маршрутная игра – мероприятие, в котором отряды, команды двигаются по определенному маршруту, выполняя на этапах (остановках) какие-либо задания. Атрибутом маршрутной игры является маршрутный лист – схема движения команды по этапам. В ОШМЛ «Комсорг» существует несколько способов проведения экспериментов, формирующего и естественного, в условиях маршрутной игры. Сам эксперимент становится возможным, если проводящие этап обладают четкой целевой установкой на результат опыта: установить лидеров групп, проверить действия лидеров в экстремальных ситуациях, определить взаимозаменяемость лидеров коллективов и т.д.,а также если организаторы этапа выполняют функции наблюдателей, т.е. учитывают результаты эксперимента для последующего анализа.
В маршрутных играх ОШМЛ наиболее полно реализуется принцип С.Л. Рубинштейна: «Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их» (2).
Способы проведения маршрутных игр в ОШМЛ «Комсорг»
1. «Традиционный».
2. Команды (отряды) двигаются по этапам в порядке, который указан в маршрутном листе, как класс в школе переходит с урока на урок по расписанию.
3. «Рандеву».
Команды на каждом этапе встречаются с разными соперниками. Эта форма маршрутной игры наиболее продуктивна для проведения формирующего эксперимента в ТБ № 2 (см. рис.2). Наблюдателю-психологу предоставляется возможность сравнить два коллектива, сопоставить их лидерский потенциал, интегративность, провести сравнительную диагностику всех отрядов стационарной смены.
4. «Найти этап».
5. Способ маршрутной игры, в которой маршрутный лист не выдается. Все КТД, проходящие по этой форме, по своей сути являются исследовательскими экспериментами, определяющими умение лидеров команд найти выход из экстремальной ситуации – лидеры сами находят этапы игры, прокладывая маршрут своей команды.
6. «Раздельный старт».
(этот способ маршрутной игры детально был рассмотрен в описании ТД «Пятый элемент». См. выше стр.6-7).
7. «Наоборот».
По маршрутным листам передвигаются не команды, а ведущие этапов и наблюдатели-психологи. Мероприятия, построенные по этому принципу, используют для изучения устойчивости группы, её способности выполнять длительную работу без изменения окружающей обстановки.
«ТРАНСФОРМЕР».
Отряд разделяется на микрогруппы (по
3-4 человека в каждой). Каждая
микрогруппа получает персональный
маршрутный лист с указанием схем
движения по этапам и системой
встреч с микрогруппами других
отрядов. На каждом этапе
микрогруппа отряда соединяется с
пятью микрогруппами из других
отрядов (на каждом этапе
микрогруппы, составляющие общую
команду, различны). Эксперимент
наиболее продуктивен в
тематическом блоке №4. «Сборная
команда» выполняет творческое
задание, формирующее
познавательный опыт играющих, а
экспериментатор-ведущий этапа
отслеживает совместимость групп,
их взаимодействие, степень влияния
эмоциональных лидеров микрогрупп
на формирование оптимального
микроклимата в «сборной», уровень
интергрупповой активности.
1. Экспериментальные методы исследования применяются в ОШМЛ не только при проведении маршрутных игр. При соблюдении условий, обозначенных выше (см. выше), все малые и средние КТД (для одной-трех групп) «несут» внутри себя эксперимент, естественный или формирующий. Тематические линейки, деловые и ролевые игры, акции «Логос» и «Глобус» (экологические и политические информации) - практически все малые и средние формы работы с коллективами позволяют реализовать принцип одновременного обучения и изучения способностей старшеклассников.
2. Необходимо сказать о главной на сегодняшний день проблеме ОШМЛ. Неисчерпаемый методический опыт, накопленный за десятилетия работы, уникальные методики исследования, принесшие общеизвестные успешные результаты, остаются невостребованными. Отсутствие на последних сменах (стационарных сборах ОШМЛ) научно-практической лаборатории кафедры психологии КГПУ ставит под угрозу научное будущее «Комсорга». Воспитание будущих молодежных лидеров, изучение и формирование их организаторских способностей, начатое в середине 60-х годов Л.И. Уманским и его учениками, - эти проблемы неисчерпаемы, актуальны в любое время развития нашей страны и поэтому требуют постоянного психологического вмешательства.
1. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1981.
2. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. –М., 1987.
3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. –М., 1980.
4. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. и др. Программы социальной и психологической помощи молодежи города Курска. – Курск, 1997.
Предыдущая статья Следующая статья